Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция монтаж чиллера img-1

инструкция монтаж чиллера

Рейтинг: 4.2/5.0 (1881 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Монтаж чиллера

Монтаж чиллера

Водоохлаждающая машина (чиллер) имеет высокую степень готовности к использованию.

Чиллер состоит из агрегатированной холодильной машины; по желанию Заказчика производитель может на раме чиллера скомпоновать и все элементы схемы хладоносителя, включив силовую часть, средства автоматизации насосов и баков в щит чиллера- Малые чиллеры могут быть погодозащищенными, т. е. смонтированными на раме, закрытой сверху коробом из оцинкованной, эмалированной или с полимерным покрытием стали, или устанавливаемыми в помещении без такого кожуха.

Заливки фундамента не требуется, достаточно закрепить чиллер при помощи болтов к металлической раме.

Погодозащищенные исполнения обычно устанавливают на крыше, раму ставят на металлический лист, распределяющий нагрузку по поверхности кровли. Обычно диаметры патрубков хладоносителя таких чиллеров невелики, поэтому всю систему хладоносителя собирают на муфтовых соединениях.

Поставляют чиллеры, как уже упоминалось, заправленными холодильным агентом и маслом, настроенными на необходимый рабочий режим, иногда требуется заправка или дозаправка холодильным агентом — некоторые заводы не заправляют чиллеры или заправляют не полностью. Комплектация может меняться в зависимости от пожеланий Заказчика (марка компрессора, марка и тип теплообменников, насосов, изготовители средств автоматизации и составляющих щита).

Обычно крупный чиллер представляет собой погодозащищенный кожух (при установке в помещении без него), сбоку в котором располагаются компрессоры, внизу посередине — испаритель, сверху — конденсатор.

Конденсатор может быть выносным, обычно такая конструкция характерна для устанавливаемых в помещении чиллеров. Воздух встроенными воздушными конденсаторами забирается сбоку чиллера и выбрасывается вверх.

Выносные конденсаторы весьма разнообразны по конструкции. Чиллер большой производительности вне зависимости от типа применяемых компрессоров, не требует закрепления анкерными болтами к фундаменту, используют лишь виброопоры. По рекомендациям заводов-изготовителей не требуется даже фундамент, достаточно иметь ровную твердую поверхность, но в России принято ставить крупные чиллеры на фундамент.

Виброопоры несут различную нагрузку, так как часть, где расположены компрессоры, гораздо тяжелее противоположной, поэтому пружины виброопор под компрессорами самые мощные, затем более слабые и на противоположном конце самые слабые. Они имеют различные цвета, для того чтобы их не путать, в инструкции по установке цвета расписаны и показаны места установки виброопор, к чиллеру они крепятся винтами. Желательно виброопоры смонтировать до установки чиллера на фундамент, так как применять домкраты для подъема рамы чиллера запрещается — рама собрана на винтах и может быть деформирована домкратом.

В инструкциях по установке оговариваются расстояние до стен, высота ниш, в которых можно устанавливать агрегат, так как потолок ниши может мешать выбросу воздуха вверх через конденсатор. К испарителю чиллера необходимо подвести трубопроводы хладоносителя, испаритель уже теплоизолирован, его патрубки заглушены пластиковыми заглушками, на патрубках нарезана резьба, которую при использовании фланцевого соединения срезают.

Обычно патрубки хладоносителя расположены сбоку, но существуют модели с торцевым расположением патрубков, причем вход может находиться в одном торце, выход — из другого. В трубопроводы подачи и выхода охлаждаемой среды необходимо врезать датчики температуры, управляющие работой компрессоров, и реле протока, защищающего испаритель чиллера от замерзания в нем охлаждаемой среды.

В крупных чиллерах как фреоновых, так и аммиачных есть предохранительные клапаны, поэтому следует предусмотреть прокладку аварийного трубопровода.

Для крупных чиллеров характерно отдельное расположение насосов хладоносителя, силового щита и щита автоматизации насосов, циркуляционного и расширительного баков. Чиллеры оборудуют байпасной линией, которая врезана после задвижек или вентилей, отсекающих испаритель от системы. Сделано это для того, чтобы шлак, образовавшийся во время монтажа, при пусконаладочных работах не попадал в испаритель, а оседал в монтажном фильтре, откуда его легко извлечь. Обязательным считается использование виброгасителей для линий хладоносителя, представляющих собой сферы из резины, оснащенные фланцами.

При использовании в схеме водяного конденсатора к нему подводится вода и в комплекте поставляется водорегулирующий вентиль.

Консультации по корректной установке кондиционеров Вам готовы оказать специалисты Учебно-Консультационного центра АПИК. Телефон – (495) 225-2242

Другие статьи

Типовая технологическая карта (ттк) монтаж систем холодоснабжения

МОНТАЖ СИСТЕМ ХОЛОДОСНАБЖЕНИЯ. МОНТАЖ СПЛИТ-СИСТЕМ, ФЭНКОЙЛОВ И ЧИЛЛЕРОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на монтаж систем холодоснабжения, сплит-систем, фэнкойлов и чиллеров.

Автономный кондиционер представляет собой агрегат со встроенной холодильной машиной. Такие агрегаты предполагают установку непосредственно в помещении.

К местным кондиционерам можно отнести сплит-системы, состоящие из внешнего блока, в состав которого входит компрессорно-конденсаторный агрегат, и внутреннего испарительного блока. Внутренний блок устанавливается непосредственно в кондиционируемом помещении. Он предназначен для охлаждения, нагревания и фильтрации воздуха, а также создания необходимой подвижности воздушных потоков.

К преимуществам сплит-систем можно отнести простоту конструкции и низкие трудозатраты при монтаже; к недостаткам - циркуляцию без подмешивания свежего воздуха в помещение. Только модели большой мощности позволяют организовать подачу небольшого количества свежего воздуха (до 10%).

Внешний блок может быть установлен на стене здания, на крыше, на чердаке и т.п. то есть там, где нагретый конденсатор может обдуваться воздухом более низкой температуры. Внутренний блок может крепиться на стене, на полу, на потолке, за подвесным потолком (кассетный тип), а также быть оформленным в виде колонн-шкафов размерами до 500x800x400 мм.

Более широкими возможностями обладают кондиционеры сплит-системы с приточной вентиляцией. Такая система предназначена к установке в местах, когда требуется подача свежего воздуха.

При значительном количестве обслуживаемых помещений рекомендуется применение системы с чиллерами и фэнкойлами. Чиллер - это холодильная машина, предназначенная для уменьшения (увеличения) температуры жидкости, которая под давлением насоса подается на кондиционер-доводчик (фэнкойл), установленный в помещении. При этом воздух помещения охлаждается или нагревается.

Особенности монтажа систем холодоснабжения систем

кондиционирования воздуха (СКВ)

Общие сведения об установках холодоснабжения СКВ

Среди процессов, осуществляемых в кондиционерах, одним из важнейших является процесс охлаждения воздуха. Для осуществления этого процесса используются холодильные установки (ХУ). Холодильные установки рассматриваются как обслуживающие СКВ подсистемы, вырабатывающие "холод".

Наиболее распространенными ХУ, работающими в составе СКВ, являются компрессорные холодильные установки. Эти установки состоят из следующих основных элементов: компрессора, конденсатора, терморегулирующего вентиля (или капиллярной трубки), испарителя и трубопроводов, соединяющих перечисленные элементы в замкнутую систему, в которой циркулирует хладагент.

Охлаждение кондиционируемого воздуха происходит в воздухоохладителях, которые являются элементами кондиционеров. Находят применение два типа воздухоохладителей кондиционеров. Один из них представляет собой поверхностный рекуперативный теплообменник, по внутренним каналам которого проходит промежуточный хладоноситель, циркулирующий также через испаритель ХУ, находящийся на некотором расстоянии от кондиционера.

В качестве хладоносителя применяются жидкости (антифризы, вода и др.). Этот вариант холодоснабжения используется, например, в системах с чиллерами и фэнкойлами. К другому типу воздухоохладителей кондиционеров следует отнести теплообменники, через внутренние каналы которых перемещается хладон (фреон), а наружные поверхности каналов омываются воздухом. Эти воздухоохладители непосредственного испарения являются одновременно элементами холодильной установки и кондиционера. Они используются в автономных кондиционерах.

Воздухоохладители кондиционеров, работающие на промежуточном хладоносителе, получают хладоноситель, предварительно охлажденный в испарителе холодильной машины, например, в чиллере. Между испарителем ХУ и воздухоохладителем СКВ прокладывается подающий и обратный трубопроводы для циркуляции по ним хладоносителя. Трубопроводы должны иметь тепловую изоляцию. Изоляция предотвращает создание условий для выпадения конденсата на поверхностях холодных труб. Трубопроводы хладоносителя и их изоляция усложняют монтажные работы.

Итак, рассматриваемые системы холодоснабжения СКВ предназначены для выработки холода, передачи его через испаритель ХУ непосредственно воздуху или передачи холода хладоносителю, переноса хладоносителя в воздухоохладитель кондиционера, передачи холода от хладоносителя охлаждаемому воздуху и возврата подогретого хладоносителя в испаритель холодильной машины для повторения холодильного цикла.

Известно много разновидностей холодильных установок, используемых в СКВ. На рис.1 приведены принципиальные схемы систем охлаждения воздуха.

Рис.1. Системы охлаждения воздуха, определяющие условия использования хладагентов различных труб

На них представлены:

- система непосредственного охлаждения, в которой охлаждаемый воздух находится в прямом контакте с испарителем ХУ;

- системы косвенного охлаждения с промежуточным хладоносителем, в которых испаритель ХУ охлаждает промежуточный хладоноситель, передаваемый затем в воздухоохладитель кондиционера, находящийся в контакте с охлаждаемым воздухом.

В системах косвенного охлаждения с промежуточным хладоносителем различают пять типов исполнения:

- открытая система с промежуточным хладоносителем и закрытым испарителем;

- открытая система с промежуточным хладоносителем и испарителем, помещенным в бак, сообщающийся с открытым воздухом;

- закрытая система с промежуточным хладоносителем и закрытым испарителем, в котором испаритель находится в замкнутом объеме, охлаждает циркулирующий в этом объеме промежуточный хладоноситель, в свою очередь подаваемый в закрытый вторичный теплообменник для охлаждения кондиционируемого воздуха;

- закрытая система с промежуточным хладоносителем и открытым испарителем, испаритель помещен в бак, охлаждает циркулирующий промежуточный хладоноситель, в свою очередь подаваемый в закрытый вторичный теплообменник для охлаждения кондиционируемого воздуха;

- двухконтурные или многоконтурные системы с промежуточными хладоносителями, которые могут выполняться аналогично одной из перечисленных систем с промежуточным хладоносителем за исключением того, что в них два или несколько промежуточных теплообменника, причем в последнем контуре промежуточный хладоноситель может напрямую контактировать с охлаждающей средой в распылительном устройстве или аналогичных устройствах или аналогичных системах.

На рис.2 представлена схема типовой холодильной установки с воздухоохладителем 1 и конденсатором воздушного охлаждения 6 для СКВ. Холодильная установка для СКВ, как правило, состоит из двух раздельных блоков: компрессорно-конденсаторного и блока воздухоохладителя.

Рис.2. Типовая схема холодильной установки с одним воздухоохладителем и воздушным конденсатором для СКВ:

1 - воздухоохладитель; 2 - фильтр-очиститель; 3 - виброизолятор; 4 и 5 - реле низкого и высокого давления; 6 - воздушный конденсатор; 7 - ресивер; 8 - фильтр-осушитель; 9 - компрессор; 10 - картерный нагреватель; 11 - смотровое стекло; 12 - запорный вентиль; 13 и 27 - реле контроля давления и конденсации; 14. 15 - корпус соленоидного вентиля с катушкой; 16, 17 - терморегулирующий вентиль; 18 - регулятор давления конденсации; 19 - дифференциальный обратный клапан; 20 - система С1С; 21 - смотровое стекло; 22 - фильтр; 23 - термостат защиты от холодного запуска; 24 - отделитель жидкости; 25 - обратный клапан; 26 - маслоотделитель

Компрессор 9 холодильного компрессора отсасывает пары хладагента из испарителя-воздухоохладителя 1, установленного в помещении, где поддерживается требуемая температура, сжимает до давления конденсации и подается в воздушный конденсатор 6. В конденсаторе парообразный хладагент конденсируется, нагревая воздух, продуваемый через него, и хладагент переходит в жидкое состояние. Из конденсатора жидкий хладагент поступает в ресивер 7. Из ресивера поступает в фильтр-осушитель 8. где происходит удаление остатков влаги, примесей и загрязнений, затем, проходя через смотровое стекло с индикатором влажности 11. дросселируется в терморегулирующем вентиле до давления кипения 16, 17 и подается в испаритель. В испарителе хладагент кипит, отводя тепло от объекта охлаждения (воздуха, омывающего испаритель).

Пары хладагента из испарителя через отделитель жидкости 24 и фильтр на всасывающей стороне 2 поступает в компрессор. Затем цикл работы холодильной машины повторяется.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Особенности монтажа подсистем холодоснабжения систем кондиционирования воздуха (СКВ)

Монтаж холодильного оборудования выполняют согласно проекту (по типовому или индивидуальному проекту) или схеме, которая прилагается к поставляемому оборудованию и описана в заводской инструкции по монтажу, эксплуатации и обслуживанию.

При составлении монтажной схемы и плана размещения оборудования надо минимизировать длину прокладываемых трубопроводов.

Последовательность проведения монтажных и пуско-наладочных работ систем холодоснабжения может быть следующей:

- установка холодильного оборудования;

- монтаж трубопроводов и приборов автоматики;

- монтаж электрических систем;

- регулировка приборов автоматики;

- контроль, регистрация и вывод на рабочие параметры.

Монтаж холодильного оборудования принципиально не отличается от монтажа оборудования систем вентиляции (СВ) и СКВ. Специфические особенности монтажа излагаются в технической документации, которая поступает на объект совместно с оборудованием и приборами КИПа.

Холодильное оборудование для систем СКВ поставляется в основном агрегатированное - блоками, после установки холодильного оборудования производят монтаж соединительных трубопроводов: трубопроводов для хладагентов и трубопроводов гидравлических систем. Условием длительной работоспособности холодильной системы является отсутствие в холодильном контуре посторонних частиц, влаги и загрязнений. Для выполнения этого условия трубопроводы для хладагента перед сборкой тщательно очищают. Монтаж должен выполняться профессионалами, имеющими опыт установки систем холодоснабжения. Для выполнения монтажных работ монтажники пользуются специальным комплектом инструментов.

Монтаж трубопроводов для хладагентов

Как правило, фреоновые трубопроводы изготавливаются из двух основных типов специальных медных трубопроводов, предназначенных для холодильных установок.

1. Трубы диаметром до 7/8 дюйма (2,2 см) из отожженной меди, поставляемые в бухтах различной длины, которые хорошо гнутся при помощи пружинных оправок или трубогибов. Они хорошо развальцовываются, что позволяет использовать штуцерное соединение трубопроводов. Как правило, используют комплекты из сдвоенных гибких медных труб в теплоизоляции.

2. Трубы диаметром более 7/8 дюйма из обычной меди, поставляемые отрезками не более 4 м. Такие трубы трудно гнуть, поэтому стыковка отрезков и изгибы трубопроводов выполняются специальными элементами (фитингами) и соединяются при помощи пайки различными припоями.

Для пайки обычно используют серебряный или медно-фосфористый припой. У них высокая прочность на растяжение и вибростойкость. Припои выпускают в виде стержней 3,2х3,2х500 мм и прутков диаметром 1,6 мм. Различные припои содержат от 40 до 56% серебра. Для получения идеального соединения трубок используют кислородосодержащие флюсы.

Трубы прокладываются по трассе в соответствии с проектом или монтажной схемой и в основном располагаются горизонтально или вертикально. Исключение составляют горизонтальные участки всасывающего и нагнетательного трубопроводов, которые выполняют с уклоном не менее (5%) в сторону компрессора или конденсатора для облегчения возврата масла.

Рис.3. Схема установки маслоподъемных петель на восходящих участках трубопроводов длиной более 7,5 м:

а - нагнетательный трубопровод; б - всасывающий трубопровод

В нижних частях восходящих вертикальных участков всасывающих и нагнетательных магистралей высотой более 3 м необходимо монтировать маслоподъемные петли. На рис.3 представлены схемы установки маслоподъемных петель на восходящих участках трубопроводов длиной более 7,5 м, а на рис.4 приведена возможная конструкция маслоподъемной петли и ее рекомендуемые размеры.

Рис.4. Рекомендуемые размеры маслоподъемной петли

Расчет, проектирование и монтаж тепловой изоляции выполняется по СНиП 41-03-2003 (введен взамен СНиП 2.04.14-88* "Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов") и СП 41-103-2000 (методика расчета) с учетом требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и норм проектирования, принятых в отдельных отраслях промышленности.

В 2003 г. НТП "Трубопровод" (программное обеспечение) и ОАО "Теплопроект" (расчетные методики и информационная база) разработали компьютерную программу автоматизированного проектирования тепловой изоляции оборудования и трубопроводов "Изоляция". При изоляции технологических трубопроводов применяются различные виды изоляции в зависимости от технических требований. Прогрессивными типами изоляции можно считать изоляцию на основе вспененного каучука или полиэтилена. Каждый тип имеет свои плюсы и минусы. Позитивные свойства изоляции могут быть сведены к нулю при некачественном монтаже. Ведущие производители вспененной изоляции из вспененного полиэтилена ("Thermaflex International Holding BV", "Мirel Тrading", "Энерго-флекс") и синтетического каучука ("Lisolante К-Flех") "Аrmасеll Еиrора Gmbh", "Wihlеm Каimann GmbH & Со" "Аеrоflех International Со, Ltd", "YSOLIS".

При монтаже изоляции надо придерживаться следующих правил:

1. Операцию изолирования всегда проводить на холодном оборудовании и трубопроводах.

2. При резке и подгонке изоляционных труб применять только качественные вспомогательные инструменты, используя профессиональный набор изолировщика, состоящий из:

- деревянного приспособления для резки и длинного острого ножа;

- набора круговых нержавеющих ножей.

3. Стыки швов склеивать специальным клеем на основе полихлоропрена при температуре не ниже 10 °С.

На рис.5 и 6 представлены перечисленные выше инструменты.

Рис.6. Круговые ножи

Ошибки, связанные с неправильным монтажом изоляции, могут привести к получению трудноразрешимых проблем, к которым относятся:

- произвольная замена маркировки изоляции;

- неправильный подбор аксессуаров для монтажа;

- переход на меньшую толщину тепловой изоляции;

- нарушение температурного диапазона эксплуатации;

- неправильная подготовка системы и ее поверхности;

- неправильная работа с клеем;

- применение вспененной изоляции для работы на улице без дополнительной защиты.

Монтаж стальных трубопроводов гидравлических системхолодоснабжения СКВ

Монтаж гидравлических систем холодоснабжения СКВ может осуществляться всеми промышленными методами, обеспечивающими качество соединений, в соответствии с действующими нормативными документами. Существует три основных метода соединения: сварка, соединение на резьбе и склеивание стальных трубопроводов. Соединения сварные стальных трубопроводов могут выполнять сварщики при наличии у них документов о сдаче испытаний в соответствии с "Правилами аттестации сварщиков", утвержденными Госгортехнадзором. Сварка производится в соответствии с ГОСТом 16037-80 "Соединения сварные стальных трубопроводов".

Другой метод соединения - соединения на резьбе при помощи фитингов (фасонных частей). Универсальный набор для монтажника представлен на рис.7.

Рис.7. Универсальный набор для сантехника САНИ КИТ в пластмассовом чемодане

Набор состоит из следующих инструментов:

- труборез для резки труб диаметром до 1 1/4";

- приспособление для нарезки резьбы диаметром до 1";

- универсальный угловой ключ СУПЕР S1.

Клеевые соединения применяться при монтаже трубопроводов из углеродистой и низколегированной сталей (в том числе имеющих коррозионно-стойкие покрытия - оцинкованных, эмалированных, иллюминированных и т.п.) до 100 мм, работающих при избыточном давлении до 1,0 МПа, рабочей температуре от -60 до 90 °С и предназначенных для транспортирования различных веществ, к которым при указанных параметрах химически стойки эпоксидные клеи или стеклопластик на эпоксидной основе.

Монтаж пластмассовых (полимерных) трубопроводов гидравлических систем холодоснабжения СКВ

В настоящее время находят широкое применение полипропиленовые трубы и фитинги для монтажа систем холодоснабжения СКВ. Преимущества пластмассовых труб:

- длительный срок эксплуатации;

- при замерзании трубы не разрушаются, а увеличиваются в диаметре и после оттаивания приобретают прежний размер;

- хорошее поглощение гидравлического шума;

- низкие потери давления в трубах и фитингах;

Для монтажа пластмассовых трубопроводов применяют различные соединительные и крепежные детали. Основные способы соединения участков трубопровода:

- контактная сварка в раструб;

- резьбовое соединение с металлическим трубопроводом;

- соединение на свободных фланцах;

- соединение с накидной гайкой.

Монтаж РРRС-систем требует минимальных затрат времени и усилий. Технология муфтовой сварки позволяет быстро обеспечить долговечность герметичного соединения. Надежность сварных соединений - наиболее высокая по сравнению с другими способами и приближается по прочности к самим трубам, но требует более высокой квалификации у монтажного персонала. После монтажа трубопроводов фреонового контура и проверки на герметичность течеискателями различного вида производится вакуумирование системы и заправка системы хладагентом, используя заправочную станцию или манометрический коллектор. В зависимости от применяемого хладагента (однокомпонентный или многокомпонентный) заправка может производиться как газообразным, так и жидким хладагентом. Всегда надо придерживаться рекомендаций по заправке хладагентом в описании по монтажу и эксплуатации кондиционера, прилагаемом при поставке оборудования. Оптимальное количество заправленного фреона можно определить по давлению всасывания и нагнетания или по перегреву в испарителе.

Особенности монтажа сплит-систем, фэнкойлов и чиллеров

Особенности монтажа кондиционеров сплит-систем

На практике монтаж малых холодильных установок подразделяется на стандартный и нестандартный. Под стандартным подразумевается монтаж с длиной трассы хладагента до 5 м, диаметром всасывающей магистрали до 16 мм, расположением щитка подключения и управления на расстоянии до двух метров от агрегата, с одним воздухоохладителем, без выносного конденсатора и маслоподъемных петель и наличие питания необходимой мощности.

Стандартный монтаж включает в себя:

- установку агрегатов на стене на специально подготовленные кронштейны;

- пробивку одного отверстия для соединительных коммуникаций;

- прокладку трассы длиной до 5 м без устройства маслоподъемных петель;

- электрические соединения и соединения трубопроводов системы;

- проверку системы на герметичность (на давление и вакуум);

Под нестандартным монтажом подразумевается монтаж с учетом дополнительных требований заказчика. Например, установка выносного конденсатора, наличие в помещении двух и более воздухоохладителей, увеличение общей длины трубопровода больше 5 м, прокладка трубопроводов через несколько стен (перегородок), прокладка трубопроводов в декоративных коробах и т.д.

Сплит-система состоит из двух раздельных блоков, которые могут устанавливаться на значительном расстоянии друг от друга. Внутренний блок устанавливается в кондиционируемом помещении, а внешний блок - на внешней стороне здания. В установках этого типа используются осевые вентиляторы, чтобы агрегат нормально работал, не должно быть препятствий потокам воздуха, нужно соблюдать минимальные зазоры, указанные в инструкциях к агрегату. Преобладающее направление воздуха не должно быть направлено на установку. В квартирах и небольших офисах используют сплит-системы настенного типа. При большей холодопроизводительности в помещениях сложной формы - кассетные или канальные, в помещениях со стеклянными перегородками - потолочные, в залах ресторанов и больших холлах - колонные. Если количество внутренних блоков становится больше шести, а максимальные расстояния между блоками достигает 100 м, такие системы называют мультизональными (зонально-модульными) или VRF-системами.

Внутренний блок, по возможности, устанавливается ближе к окну или стене, выходящей на улицу, чтобы сократить трассу трубопроводов для хладагента. Максимальное расстояние не должно превышать 15 м. На пути воздушного потока, подаваемого в рабочую зону, не должны находится высокие предметы обстановки, а настилающая струя охлажденного потока должна охватывать максимальную площадь помещения. Так как подача воздуха в кассетных модулях происходит в четырех направлениях, она не должна монтироваться близко к стене, а все коммуникации располагаются за подвесным потолком, как и у канальных систем; свободное пространство должно быть не менее 350 мм. Внутренние блоки канальных систем должны монтироваться недалеко от наружной стены, так как они позволяют подмешивать до (10-20%) свежего воздуха. Так как напольно-потолочные и кассетные модули комплектуются дренажной помпой, надо стараться располагать их недалеко от канализационных трубопроводов для вывода дренажа.

Внешний блок монтируется на внешней стороне здания на готовом монтажном кронштейне недалеко от окна, чтобы была возможность без альпиниста проводить сервисные работы. Блок следует устанавливать так, чтобы он хорошо обдувался наружным воздухом и был защищен от попадания прямых солнечных лучей.

Монтаж внешнего блока должен осуществляться на достаточно прочной стене на готовом кронштейне, рассчитанном на вес 80 кг. Расстояние блока от системы должно быть не менее 10 см.

При выборе места для установки внутреннего блока необходимо учитывать следующие требования:

- нельзя размещать блок рядом с источниками тепла и влажности;

- нельзя устанавливать блок вблизи дверного проема;

- не должно быть никаких препятствий для воздуха, выдуваемого из внутреннего блока;

- в месте установки блока должен быть организован надежный слив конденсата (дренаж);

- место установки блока должно выбираться таким образом, чтобы не было непосредственной (прямой) подачи охлажденного воздуха на людей;

- расстояния от внутреннего блока до стен, потолка и пола должны быть не менее определенных значений (рис.8).

Рис.8. Монтажное положение внутреннего блока сплит-системы

Крепление внутреннего блока настенного или напольно-потолочного типа осуществляется с помощью монтажной пластины и кронштейнов, входящих в комплект поставки. Монтажная пластина крепится к стене с помощью винтов строго по уровню. В этом случае обеспечивается нормальный отвод конденсата, образующегося при работе кондиционера.

Для слива конденсата устанавливается специальный дренажный трубопровод, выполняемый обычно из мягкой гофрированной трубки. Иногда применяется жесткая гладкая трубка, например, при прокладке дренажного трубопровода в подвесных потолках при небольших уклонах.

Слив производится в канализацию на улицу, а иногда в специальную емкость, как правило, самотеком. Если по каким-либо причинам невозможно организовать слив конденсата самотеком, то необходимо использовать дренажные насосы. При отводе дренажа через стену на улицу необходимо сверлить отверстие с наклоном (наружный край ниже внутреннего).

Протягивая медные трубки, кабель управления и дренажную трубку через отверстие, необходимо следить за тем, чтобы на дренажной трубке не было изломов, прорывов, замятий. Недопустимо касание дренажной трубки оголенной, т.е. незащищенной теплоизоляцией газовой магистрали, особенно для модулей с тепловым насосом. При работе кондиционера в режиме обогрева температура газовой магистрали может достигать величины, достаточной для плавления материала, из которого изготовлена дренажная трубка, что может привести к закупорке дренажной системы.

Дренажная трубка должна иметь необходимую пропускную способность и прокладываться с уклоном не менее 1% таким образом, чтобы на протяжении трубы не было подъемов и провисания.

Рекомендуется отводить конденсат в канализацию внутри помещения. Перед местом сбора конденсата в канализацию на линии должен устанавливаться сифон, предотвращающий проникновение неприятных запахов в помещение.

При работе кондиционера зимой в режиме охлаждения возникает опасность замерзания влаги на выходе дренажного трубопровода. Для предохранения от замерзания выходного участка дренажного трубопровода могут использоваться специальные электрические обогреватели или обогревательные кабели соответствующей мощности. Их электропитание должно производиться независимо от остальной электрической цепи и подаваться постоянно, за исключением случаев проведения технического обслуживания кондиционеров.

При установке внутреннего блока под потолком необходимо обеспечить возможность съема фильтра для очистки.

Кондиционеры колонного типа устанавливаются на полу и при возможности крепятся к стене для придания жесткости конструкции.

Внутренний и внешний блоки соединяются между собой медными трубками в теплоизоляции.

Особенности монтажа фэнкойлов

Местный аппарат системы кондиционирования воздуха, используемый для охлаждения или нагрева воздуха, со встроенным вентилятором, фильтром, электронагревателем и пультом управления называется фэнкойлом. Фэнкойлы выпускаются различного исполнения:

- для вертикальной установки под окном в корпусе;

- для скрытой вертикальной установки под окном без корпуса;

- для горизонтальной установки под потолком в корпусе;

- для скрытой горизонтальной установки в подшивном потолке;

- кассетного типа для установки в подшивном потолке;

- настенного, по аналогии с внутренними блоками сплит-систем;

Фэнкойлы устанавливаются группами, обслуживая несколько помещений или этажей. Схемы трубопроводов системы теплохолодоснабжения могут быть двухтрубными, трехтрубными и четырехтрубными в зависимости от тех задач, которые необходимо решить. Размещение и монтаж производятся согласно инструкции по монтажу и техническому обслуживанию, которые поставляются вместе с фэнкойлом. Особенностью монтажа является правильная настройка гидравлической системы при помощи балансировочных клапанов, чтобы обеспечить требуемое распределение жидкости по всем фэнкойлам.

Особенности монтажа чиллеров

Чиллер представляет собой законченную холодильную машину, предназначенную для охлаждения жидкости (вода, незамерзающие жидкости). Система чиллер-фэнкойл отличается от всех остальных систем кондиционирования тем, что между наружным и внутренним блоками циркулирует не фреон, а вода, водный раствор пропиленгликоля, этиленгликоля или другие антифризы. Монтаж производится в соответствии с Руководством по монтажу чиллера, прилагаемому при поставке фирмой-производителем. При размещении чиллера следует обратить внимание:

- на равномерность распределения силы тяжести, создаваемую агрегатом; не допускать передачу вибрации на строительные конструкции, создаваемую агрегатом при размещении агрегатов в технических помещениях и на крыше, устанавливая агрегаты на виброизоляторы;

- вокруг чиллера необходимо предусмотреть свободное пространство для поступления воздуха к конденсаторам, на возможность и удобство проведения сервисных работ, техобслуживания и ремонта компрессора и теплообменного оборудования.

Гидравлическое подключение чиллера к насосной станции следует выполнять гибкими соединениями, проходы через перекрытия и стены производить в гильзах, не соединяя трубы жестко с конструкциями.

При использовании в качестве хладоносителя воду и размещении чиллера в неотапливаемом помещении следует предусмотреть возможность слива воды в холодный период года.

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Испытания систем вентиляции и кондиционирования воздухаи приемка их в эксплуатацию

1. Предпусковые испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха проводятся рабочей комиссией по программе, утвержденной заказчиком.

2. К предпусковым испытаниями допускаются полностью смонтированные системы вентиляции и кондиционирования воздуха совместно с системами автоматики и дистанционного управления, прошедшие испытания и наладку в объеме утвержденных программ:

- на производительность по воздуху, теплу и акустическим измерениям и температурно-влажностному режиму;

- на санитарно-гигиенический эффект (для экспериментальных и головных образцов);

- на герметизацию запорных устройств и сооружений, а также наладку системы коллективной противохимической защиты.

3. К моменту проведения испытаний должны быть представлены следующие документы:

- технические описания систем;

- рабочие чертежи и ведомости изменения;

- предъявительская записка монтажной организации;

- акты на приемку оборудования и помещений под монтаж;

- маршрутные паспорта на монтаж и наладку;

- акты ревизии оборудования;

- акты испытаний узлов и элементов систем на герметичность;

- программа индивидуальных испытаний.

4. В состав предпусковых испытаний входят:

- проверка качества выполненных работ;

- проверка комплектности оборудования;

- испытания и проверка всех агрегатов в целях определения технологических параметров;

- испытания и проверка систем автоматики.

5. При проведении предпусковых испытаний должны быть:

- определена производительность вентиляторов;

- произведена проверка соответствия проекту объемов воздуха, проходящего через воздухораздаточные, воздухоприемные, воздуховыпускные и другие устройства;

- выявлены неплотности в системе вентиляции;

- проверены равномерность прогрева калориферов и работа форсунок.

6. Отклонения по производительности вентиляторов, расходу или объему воздуха во всей системе или проходящего различные устройства не должны превышать ±10%. Величина подсоса или утечки воздуха за счет неплотностей для общеобменной вентиляции не должна превышать 10-15%. Для специальных систем вентиляции эта величина устанавливается соответствующими техническими условиями.

7. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха в проекте индивидуальных испытаний проходят проверку совместно с системами дистанционного и автоматического управления. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если в процессе испытаний не было отказов в работе приборов автоматики и оборудования, а отклонения фактических параметров режима работы не превышали допустимые. По окончании индивидуальных испытаний составляется акт, и рабочая комиссия принимает решение о допуске системы вентиляции и кондиционирования к комплексным испытаниям или сдаче в эксплуатацию. Целью комплексных испытаний является проверка готовности системы вентиляции и кондиционирования воздуха к эксплуатации всего комплекса или расчетной технологической нагрузке. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха считаются прошедшими комплексные испытания, если во время испытаний колебания температуры, относительной влажности и концентрации вредностей находились в пределах установленных норм. В ходе приемки должны быть указаны:

- отступления от проекта, допущенные при производстве строительно-монтажных работ (согласованные с проектной организацией и заказчиком);

- характеристика воздуховодов, вентиляторов, калориферов, электродвигателей, электроприборов, гермоклапанов, фильтров, исправность их при работе и соответствие проектным данным;

- результаты испытаний, регулировки и наладки вентиляционных систем, выполненных монтажной и наладочной организациями;

- качество выполненных строительно-монтажных работ;

- кратности воздухообмена в каждом помещении сооружений по всем режимам и программам; фактический подпор или разрежение воздуха в помещениях.

К акту прилагается комплект рабочих чертежей и акты скрытых работ.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Инструмент и приспособления для монтажа и сервиса холодильного оборудования

Для проведения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования рекомендуется следующий набор инструментов, приборов и приспособлений:

- инструмент для монтажа медных, латунных и стальных труб;

- приспособление для пайки и сварки труб;

- устройства для вакуумирования и заправки холодильной системы;

- приборы для определения места не герметичности холодильной системы;

- приборы для монтажа электрической схемы и схемы автоматизации.

При использовании при монтаже медных, латунных, стальных и пластиковых труб для качественного выполнения монтажных работ применяют различные инструменты:

- инструменты для монтажа медных и латунных труб;

- инструменты для монтажа стальных труб;

- инструменты для монтажа полимерных труб.

Труборез (рис.9) позволяет очень чисто отрезать медный трубопровод необходимой длины, а при использовании ножовки необходимо торцы трубопровода (как внутреннюю, так и наружную поверхность) обработать приспособлением (рис.10) для снятия заусенцев.

Рис.10. Приспособление для снятия заусениц с торцов труб

На рис.11 представлена развальцовка (разбортовка) под ниппельное соединение и труборасширитель (рис.12) с оправкой.

Рис.12. Набор труборасширителей с оправкой

Для сгибания трубопроводов используется трубогиб ручной (рис.13).

Рис.13. Ручной трубогиб

При выполнении сварочных работ необходимо располагать сварочным или паяльным агрегатом. Для трубопроводов небольших диаметров вместо сварки можно использовать пайку пропановыми горелками. Для трубопроводов больших диаметров используют сварочный агрегат с кислородно-ацетиленовой горелкой (рис.14).

Рис.14. Кислородно-ацетиленовый сварочный агрегат

Для вакуумированияи заправки холодильной системы рекомендуется применять заправочную станцию (рис.15) или следующий комплект:

Рис.15. Переносная заправочная станция

- манометрический коллектор с манометрами низкого и высокого давления, вакуумметром и комплектом шлангов (рис.16);

- двухступенчатый вакуумный насос с вакуумметром (рис.15);

- заправочный цилиндр для контроля заправки или заправочные весы. Один из образцов коллектора и способы его подключения представлены на рис.16.

Рис.16. Переносной манометрический коллектор и схема подсоединения гибких шлангов

Такой коллектор имеет 4 шланга с накидными гайками и 4 вентиля.

Для продувки гибких шлангов:

А, С, D - открыты, В - закрыт (гибкий шланг N 2 под давлением) 1, 3, 4 - подсоединены к коллектору, как показано на схеме, но противоположные концы свободны; 2 - подсоединены, как показано на схеме, В - открыть, для того чтобы начать продувку.

Для контроля давления в контуре:

С и D - закрыты, А и В - открыты до упора, 1 и 3 - подсоединены, как показано на схеме; H и L - отвернуть до упора, затем завернуть на 1/3 оборота. Наблюдать за давлением.

Для продувки контура:

А и В - закрыты, С и D - открыты, 1 и 3 - подсоединены, как показано на схеме, 4 - подсоединен одним концом к коллектору, как показано на схеме, другой конец свободен, H и L - отвернуть до упора, затем завернуть на 1/2 оборота, А - открыть в начале наружной продувки (через гибкий шланг 4).

Для заправки хладагента через всасывающую магистраль:

А, В, D - закрыты, С - открыт, 1, 2, 3 - подсоединены, как показано на схеме, H - отвернуть до упора, потом завернуть на 1/2 оборота, L - отвернуть до половины, В - медленно открывать, регулируя расход хладагента.

Для заправки масла через всасывающую магистраль контура:

А, В, D - закрыты, С - открыт, 1 - подключен как показано на схеме, 2 - подключен одним концом к коллектору, как показано на схеме, а другим концом к резервуару с маслом, H - закрыть до упора, L - закрыть до упора, В - медленно открывать, регулируя расход масла.

Для вакуумирования и заправки контура:

А и В - закрыты, С и D - открыты, 1 и 3 - подсоединены, как показано на схеме, Н и L - отвернуть до упора, затем завернуть на 1/2 оборота. Если манометры показывают остаточное давление, перед началом вакуумирования продуть контур, А - открыт, Н и L - наполовину открыты, 2 и 4 - подсоединены, как показано на схеме.

Запустить насос и завершить вакуумирование:

А - закрыть, потом поставить насос, Н - отвернуть до упора, затем завернуть на 1/2 оборота, D - закрыт, В - медленно открывать, регулируя расход хладагента.

Для определения утечки хладагента независимо от его состава может быть использован метод обмыливания или с помощью лакмусовых бумажек (аммиак или R22, R502). Для определения утечек существует также различная аппаратура. На рис.17 представлена галоидная лампа, она применяется для невоспламеняющихся хладагентов при избыточном давлении в системе.

Рис.17. Галоидная лампа

При специальной добавке к хладагенту может использоваться ультрафиолетовая лампа (рис.18) для обнаружения утечек за счет свечения индикаторного газа в ее лучах.

Рис.18. Ультрафиолетовая лампа для обнаружения утечек за счет свечения индикаторного газа в ее лучах

Прибор, представленный на рис.19, позволяет обнаруживать утечки как хладагентов категории СFС и НСFС, так и абсолютно не загрязняющих атмосферу хладагентов НFС (R134а).

Рис.19. Электронный течеискатель для хладагентов СFС, НСFС и YРС

Прибор представленный на рис.20, работа которого основана на принципе ионизации газа, находящегося между двумя электродами.

Рис.20. Ионизационный течеискатель для хладагентов СFС, НСFС и НFС

Для определения неисправностей в электрических схемах специалистом-холодильщиком существуют токоизмерительные клещи (рис.21), которые позволяют измерять напряжение (в вольтах) и электрическое сопротивление (в Омах).

Рис.21. Токоизмерительные клещи

Использование токоизмерительных клещей в режиме омметра позволяет:

- проверить косвенным путем сопротивление обмоток электродвигателей компрессора, вентилятора на соответствие техническим условиям;

- обнаружить замыкание на массу в обмотке электродвигателя;

- установить принадлежность клемм электродвигателя к пусковой и ходовой обмоткам путем измерения их сопротивлений;

- выявить короткозамкнутые обмотки;

- проверить контакты реле или контактора.

Использование токоизмерительных клещей в режиме вольтметра позволяет:

- проверить напряжение на клеммах электродвигателя;

- выявить линейную и нулевую фазы, а также заземляющий провод;

- проверить правильность заземления электрических систем; проверить плавкие предохранители;

- обнаружить скачки напряжения или блуждающие токи. Использование токоизмерительных клещей в режиме амперметра позволяет:

- проверить силу пускового тока;

- проверить электрические системы по нарастающей;

- отрегулировать разгрузку при запусках с нарастанием по времени;

- проверить первичную обмотку в трансформаторе тока;

- отличить соединение звездой от соединения треугольником;

- проверить разбалансировку фаз;

- проверить силу тока застопоренного ротора на соответствие данным, указанным на корпусе двигателя.

Хладагенты и хладоносители

Холодильный агент (хладагент) является рабочим телом холодильной машины, изменяющим свое агрегатное состояние в процессе прохождения в элементах оборудования, работающих как по прямому циклу (режим охлаждения), так и по обратному циклу (режим теплового насоса). Отбирая тепло из окружающей среды, хладагент кипит, переходя из жидкого в газообразное состояние. За счет эндотермического характера процесса происходит вырабатывание холода. Отобранное у воздуха тепло удаляется из холодильной машины в процессе перехода хладагента из газообразного состояния в жидкое при экзотермическом процессе в конденсаторе.

Вещества, используемые в холодильной технике должны иметь низкую температуру кипения при атмосферном давлении, объемы паров при кипении должны быть не слишком большим, а давления конденсации не слишком высоки. Он должен быть неагрессивным по отношению к конструкционным материалам и маслам, как можно менее токсичным, невоспламеняемым и взрывобезопасным.

В таблице 4.1 перечислены основные хладагенты, используемые в настоящее время и предназначенные к применению в будущем.

ОСНОВНЫЕ ХЛАДАГЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ В БУДУЩЕМ

Стандарт NF Е35-400 подразделяет хладагенты на три группы:

I группа - нетоксичные и невоспламеняющиеся хладагенты.

II группа - хладагенты с определенной степенью токсичности.

III группа - хладагенты по степени воспламенения и образования взрывоопасных смесей с воздухом при нижнем пределе концентрации 3,5% по объему.

Стандарт NF Е35-400 также уточняет условия использования различных холодильных систем, а также их расположение и условия прокладки трубопроводов для транспортировки хладагента в зависимости от группы, к которой относится данный хладагент, а также категории помещений.

В связи с экологическими проблемами вновь стала рассматриваться перспективность использования аммиака как рабочего тела в холодильных установках систем кондиционирования воздуха. Аммиак менее вреден для окружающей среды экологически, дешев, доступен и обладает прекрасными термодинамическими качествами.

Основным недостатком аммиака является его токсичность, огнеопасность в определенных концентрациях и несовместимость с медью.

Применение холодильных установок, использующих в качестве холодильного агента аммиак, должно осуществляться предприятиями и организациями, имеющими лицензию на выполнение данного вида работ, а проекты должны быть согласованы в Госгортехнадзоре России. Запрещается использовать холодильные установки с непосредственным охлаждением (непосредственное кипение хладагента в воздухоохладителе) для комфортного кондиционирования воздуха в административных и производственных помещениях.

Хладагенты, за исключением хладагентов II и III групп, относятся к взрывобезопасным и нетоксичным химическим соединениям или смесям, однако при контакте с открытым огнем фтор- и хлорсодержащие хладагенты разлагаются с выделением соединений хлора и фосгена (нервно-паралитический газ).

При возникновении пожара в помещениях, где находятся холодильные установки, следует пользоваться изолирующими или фильтрующими противогазами. При повышении концентрации паров фреона в помещении содержание кислорода падает и наступает удушье, так как плотность большинства хладагентов больше плотности воздуха и при утечке он старается занять более низкие уровни в помещениях. Не рекомендуется заполнять больше чем на 80% по объему емкости для хладагентов.

Хладоносители являются промежуточным телом, с помощью которого осуществляется перенос тепла от воздуха охлаждаемого помещения к холодильному агенту. Хладоносителем может служить вода, водные растворы солей или жидкости с низкой температурой замерзания - антифризы и т.д. Хладоносители применяют там, где непосредственное охлаждение нежелательно или не представляется возможным.

Распространенными хладоносителями являются хлористый натрий (NaСl), соли хлористого кальция (СаСl), водные растворы гликолей. В связи с высокой коррозийной активностью солевых растворов, расходы на ремонт при эксплуатации оборудования значительны, поэтому в настоящее время находят все большее применение растворы многоатомных спиртов, таких как пропиленгликоль (ПГ), этиленгликоль, глицерин, что характерно для систем центрального кондиционирования. При проектировании и монтаже систем с гликолиевыми теплоносителями следует учитывать их физико-химические особенности. Гликоли имеют меньший молекулярный размер, что приводит к образованию утечек (особенно при низких температурах и высоких концентрациях), при неправильном подборе прокладочного материала в уплотнениях. Не рекомендуется применять трубы из оцинкованной стали в системах с гликолиевыми хладоносителями.

Для оказания первой помощи при поражении человека хладагентом следует иметь в аптечке нашатырный спирт, валериановые капли, питьевую воду, мазь Вишневского или пенициллиновую мазь, стерильные салфетки, бинты и вату.

При отравлении фреоновыми хладагентами, до приезда врача, пострадавшего выносят на свежий воздух или в чистое теплое помещение. Пострадавшему дают вдыхать кислород в течение 30-40 мин, согревают грелками, дают вдыхать с ватки нашатырный спирт и пить крепкий чай или кофе.

При поражении слизистой оболочки полощут 2%-ным раствором соды или воды. При попадании в глаза их обильно промывают чистой водой.

Попадание хладагента на кожу вызывает обморожение. Пораженные места смачивают теплой водой, а затем пораженную поверхность сушат и накладывают мазевую повязку.

5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Мероприятия по охране труда при монтаже и эксплуатации систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха,

пневмотранспорта и аспирации

Работа по монтажу вентиляционных систем в значительной своей части производится на большой высоте. Верхолазными работами считаются все монтажные работы, которые выполняются на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила.

К верхолазным работам допускаются рабочие не моложе 18 и не старше 60 лет, прошедшие специальный медицинский осмотр.

Безопасное выполнение монтажных работ на высоте требует применения надежных лестниц, лесов, подмостей, вышек, люлек и др.

При использовании металлических лестниц их высота должна обеспечивать рабочему возможность производить работу стоя на ступеньке, находясь на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы; при этом рабочий обязан закрепиться карабином монтажного пояса к надежным элементам строительных конструкций. Нижние концы приставных лестниц должны иметь упоры в виде острых шипов или резиновых наконечников, верхние - быть закреплены к прочным конструкциям.

При выполнении монтажа воздуховодов с подвесных люлек рабочие должны прикрепляться предохранительными поясами к страховому стальному канату, имеющему автономную подвеску. Предохранительные пояса ПВУ-2 рассчитаны на максимальную массу падающего человека 100 кг и длину тормозного пути 0,75. 1,5 м. Устройство ПАУ-2, прикрепленное к строительной конструкции цепью длиной около 1 м, позволяет рабочему перемещаться на расстояние, равное длине тормозного троса 10 м. Тормозной трос крепится к предохранительному поясу рабочим карабином.

В процессе монтажа воздуховодов запрещается находиться под монтируемым воздуховодом, переходить по фермам и другим конструкциям здания во время работы на высоте, а также работать без закрепления предохранительным поясом. В опасных местах для перехода необходимо закрепляться предохранительным поясом за стальной страхующий трос, специально натянутый для этого.

При монтаже должна строго соблюдаться технологическая последовательность доставки воздуховодов и вентиляционного оборудования к местам монтажа и установки их в проектное положение, не создавая стесненных условий на рабочих местах.

Все грузоподъемные средства, инвентарь и инструменты должны соответствовать характеру выполняемых работ и быть в исправном состоянии. Перед началом монтажа производитель работ или мастер обязаны проверить грузоподъемные механизмы, такелажные приспособления и зарегистрировать результаты проверки в специальном журнале.

Места установки грузоподъемных средств, а также крепление рычажных лебедок, талей и блоков к строительным конструкциям должны быть согласованы с генподрядчиком. Без разрешения руководства строительной организации выполнение этих работ не допускается.

При установке грузоподъемных устройств на перекрытиях следует устраивать основания для распределения сосредоточенной нагрузки на большую площадь.

Монтажники, выполняющие такелажные работы, должны быть обучены по специальной программе и иметь удостоверение на право производства такелажных работ.

Строповку вентиляционного оборудования и крепление лебедок, талей и блоков к строительным конструкциям следует производить в соответствии с типовыми технологическими картами.

ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.

ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ Шум. Общие требования безопасности.

Стандарт АВОК. Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена.

СНиП 23-01-99. Строительная климатология.

СНиП 23-02-03. Тепловая защита зданий.

СНиП 2.04.05-91* (изд. 2003 г.). Отопление, вентиляция и кондиционирование.

СНиП 2.08.01-89*. Жилые здания.

СНиП II-12-77. Защита от шума.

СанПиН 2.1.2.1002-00. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям.

СН 2.2.4/2.18.562-96. Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

МГСН 3.01-01. Жилые здания.

МГСН 2.04-97. Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях.

Пособие к МГСН 2.04-97. Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий.

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Ч.1. Общие требования.

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Ч.2. Строительное производство.

ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.3.009-76. ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 24258-88. Средства подмащивания. Общие технические условия.

ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Техинформация СКС "Стройтехнолог".

Документы БД "Техэксперт".

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по материалам,

предоставленным к.т.н. Демьяновым А.А. (ВИТУ)