Руководства, Инструкции, Бланки

информация о неблагополучной семье образец img-1

информация о неблагополучной семье образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1878 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социальный патронаж неблагополучных семей - Реферат, страница 1

Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

оповещение клиента о времени визита;

представление себя (нагрудный знак, визитка);

обеспечение личной безопасности;

представление и сообщение о цели визита;

время посещения — 20 — 30 минут;

подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Глава III ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ 1. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:

физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т.п.);

потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.);

потребность в любви и уважении.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят:

семьи с низким материальным достатком;

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего.

Прежде всего их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Неблагополучие семьи волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, постольку, поскольку оно не обеспечивает благополучие ребенка. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.

Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния — разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Таким образом, данная программа должна быть направлена на:

творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;

формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:

хвалить детей за хорошие поступки;

поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;

разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;

вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

избегать пустых угроз;

не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания. Назовем некоторые из них:

нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;

можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;

маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их с мылом и похвалить за выполненную работу и т. д.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.

В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Другие статьи

Информация о неблагополучной семье образец

/ lab_prackt

2. Сформулируйте цель диагностического обследования семьи социальным педагогом? Будет ли меняться целевая установка в зависимости от типа семьи, с которой начинает работать социальный педагог, проиллюстрируйте примерами.

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами, оцените возможности каждого варианта для решения задач диагностики семьи различного типа.

4. Разработайте собственную схему изучения семьи (тип семьи по выбору Вашему выбору). Какие из известных Вам методик исследования семьи необходимы для работы с данной схемой?

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кров­ном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличает единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимо­действия, эмоционально-нравственные связи, отношения по­мощи, поддержки и защиты.

В практической работе перед социальным педагогом встают многочисленные вопросы: с чего начинать работу, чтобы не утонуть в количестве и разнообразии семейных проблем? Как добиться эффективности оказываемой помощи? Решить многие проблемы по­может изучение конкретной семьи и ее потребностей. Прежде всего надо иметь в виду, что семья - непостоянный субъект из-за ряда причин: меняется число ее членов по причине рождения, смерти, развода, ухода взрослых детей; состояние индивидов, составляю­щих семью (болезни, инвалидность, старость); из-за перемен ее ре­сурсов, обязанностей ее членов.

Поскольку семья - это сложная система, многоличностное образование, социальный педагог принимает во внимание не только людей, ее составляющих, но и подсистемы внутри семьи, отно­шения между индивидами и подсистемами.

В ходе изучения отдельной семьи социальному педагогу следует составить своеобразную «карту семьи», в которую может войти:

список членов семьи (в том числе расширенной) с указанием их имен, дат рождения (смерти);

наиболее важные для каждого события;

краткие характеристики членов семьи;

анализ того, чем «держится» семья: сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоцио­нальный климат;

описание и анализ внешней среды, что включает жилищ­ные условия, описание соседства, местной демографической, эко­номической, экологической, коммуникативной ситуации;

социальный статус семьи (ее членов), национальная и религиозная принадлежность, образовательный и социокультурный уровень;

проблемы и потребности семьи, оценка и заключение, по­чему семья нуждается в социальной помощи и в какой именно. Надо знать, на что претендует семья, ее способность к преодолению трудностей, внутренние ресурсы для достижения желаемых пе­ремен или препятствия. Дается диагноз: реалистичны ли ожидания перемен, возможности и ограничения в удовлетворении потребно­стей и решении проблем.

Схема изучения социальной истории семьи

(из опыта работы социальных педагогов г. Буденовска Ставропольского края)

1. Основная информация

1.1 Имена и дни рождения членов семьи

1.2 Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих)

1.3 Национальность и язык, на котором говорят в семье

1.4 Вероисповедание, если оно есть

1.5 Дата первого контакта социального педагога и семьи

2. Семья как система

2.1 Структура семьи:

- члены малой и большой семьи (включая тех, кто не является родственником, но функционально присутствует в структуре се­мьи)

Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история лич­ности»

- взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи

- связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье)

2.2 Окружающее семьи

- взаимоотношения семьи с соседями, с социумом

- дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влия­ние

- референтные группы, система связей, влияние на членов семьи

2.3 Функционирование семьи

- образцы принятия решений

2.4 Ролевая деятельность членов семьи

- кто ведет хозяйство

- кто заботится о детях

- кто выполняет функцию психологической поддержки чле­нов семьи

2.5 История развития семьи

- генеалогической дерево семьи

- стадии развития семейной жизни

- важные события в жизни семьи

3. Потребности и проблемы семьи

3.1 Индивидуальные потребности членов семьи

3.2 Потребности подсистем внутри семьи

3.3 Потребности и проблемы семьи как системы

4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи

4.1 Чего хочет и ждет семья от социального педагога

4.2 Каковы планы семьи

4.3 Каковы возможности семьи в плане изменения (внутри семьи, средовые)

Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи

Лабораторно-практическое занятие 4 (2 часа)

Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом

Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетенции семьи.

Социальный педагог оказывает семье следующие виды помощи:

- информационная (информация о режиме работы, функциях и возможностях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации);

- организационная (инициирует рассмотрение проблем семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения проблем семьи;

План. Контракт. Краткосрочная рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов. Социальная работа. Психологическое консультирование.

6. Выход из семьи

Стабилизация позитивных изменений

Перспективный план работы с семьей, организации сети взаимодействий. Контроль ситуации в семье через определенные промежутки времени

Документальная фиксация изменения ситуации. Заседание консилиума или КДНиЗП (в зависимости от необходимости)

Основные направления оказание материальной помощи

оказание экстренной материальной помощи в случаях, когда семья не имеет необходимых средств для существования, для приобретения необходимых предметов. Данный вид помощи оказывается из источников районных КСЗН, спонсорских средств, специально создаваемых фондов. Оказание данного вида материальной помощи регламентируется, исходя из установленной типологии семьи;

оказание плановой материальной помощи; проведение ремонта, предоставление необходимых предметов гигиены, мебели, бытовой техники. Источники те же, а также благотворительные сборы и благотворительная деятельность граждан и организаций;

оказание помощи в оформлении пособий, пенсий, субсидий на оплату жилья, оплату детских учреждений дошкольного и дополнительного образования;

оказание помощи в трудоустройстве и приобретении таким образом источника дохода.

Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М. 1999.

Алешина Ю.Е. Данилин К.Е. Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. – М. 1989.

Буянова М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М. 1988.

Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М. 1992.

Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М. 1992.

Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С.28 - 39.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М. 1988.

Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. – 1985. - № 4.

Социальная работа с семьей. - М. 1995.

Столин В.В. Психологические основы семейной терапии //Вопросы психологии. – 1987. - № 6.

Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей /Под ред. В.Н. Киласьева. – СПб. 2001.

Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. - М. 1991.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М. 2002.

Лабораторно-практическое занятие 5 (2часа)

Тема: Технология оформления опеки, попечительства, усыновления.

Содержание занятия: систематизация знаний о нормативно-правовых и технологических основах оформления опеки, попечительства, усыновления; отработка технологии деятельности социального педагога с детьми, лишившимися родительского попечения

1. Пользуясь рабочими материалами, дайте характеристику ситуациям, в результате которых ребенок получает статус оставшегося без попечения родителей.

2. Покажите достоинства и недостатки известных форм государственного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.

3. Определите, какой объем работы может выполнять социальный педагог, участвуя в процессах оформления опеки (попечительства), усыновления, определения в приемную семью.

4. Какую реальную помощь может оказать социальный педагог приемной семье?

Основные признаки утраты несовершеннолетним родительского попечения:

лишение родителей родительских прав;

отобрание детей у родителей без лишения родительских прав;

Статья 73 СК РФ: Ограничение родительских прав

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменит своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

Классное руководство: Характеристика на ученицу (неблагополучная семья)

Классное руководство: Характеристика на ученицу (неблагополучная семья)

ученицы 6 – б класса

МОУ Бишкильской СОШ им. Героя России Г.А. Угрюмова

Чебаркульского района Челябинской области

____________ года рождения,

проживающей по адресу: _________________________

ФИ обучается в Бишкильской школе с 1 класса. Воспитывается в полной многодетной малообеспеченной семье. Мать – ФИО – домохозяйка, воспитывает помимо Ирины ещё двух детей дошкольного возраста. Отчим ФИО, работает в воинской части. Дома тесно, т.к. семья проживает в однокомнатной квартире. У Ирины есть своё спальное место, но уголка для учебных занятий нет. Уроки девочка делает на кухне. Школьными принадлежностями в учебном году Ирина была обеспечена.

Родители Ирины не поддерживают связь со школой. Не интересуются школьными делами дочери, не контролируют её учёбу и поведение. Родительские собрания не посещают.

Ирина часто пропускает занятия, в основном по уважительной причине (по болезни). У девочки астма. Мотивация обучения слабая. Любимые школьные предметы – биология, география, физическая культура. Основные оценки «удовлетворительно». Ирина часто не выполняет домашние задания. На уроках пассивна.

По характеру Ирина общительная. Отношения с одноклассниками ровные. Не конфликтна. На замечания реагирует в основном адекватно, но иногда может вспылить. Нередко приходит на занятия в спортивной одежде или джинсах. Школьную форму надевает редко.

К престижу класса Ирина не равнодушна. Принимала участие в подготовке классных мероприятий. Посещала воскресную школу в селе Медведево.

Физическое развитие соответствует норме. Вредные привычки не замечены.

Классный руководитель:__________В.В. Пономарёва

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Информация о неблагополучной семье образец

3.8. Социальный патронаж

Социальный патронаж проблемной семьи – это совокупность социально-правовых, психологических, педагогических мероприятий, проводимых специалистами по социальной работе, семейными социальными педагогами на дому, с целью профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности и, как следствие, социального сиротства.

Алгоритм социального патронажа :

1) выявление неблагополучных семей;

2) знакомство с неблагополучной семьей;

3) вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса;

4) изучение семьи;

5) анализ информации и разработка реабилитационной программы;

6) социальная коррекция, выведение семьи из социальной изоляции;

7) выход из семьи, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Выявление неблагополучных семей. Выявлением неблагополучных семей занимаются разные службы: образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские учреждения, органы социальной защиты населения и др. (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Источники информации о неблагополучных семьях

Категории Свежие записи

Характеристика дошкольника неблагополучной семьи

Характеристика дошкольника неблагополучной семьи

ГЛАВА1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ………………………………………………………………. 5

1.1. Роль семьи в целостном развитии ребенка……………………………. 5

1.2. Понятие и общая характеристика семейного неблагополучия…………9

1.3. Влияние семейного неблагополучия на развитие личности ребенка……15

ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ…………………………………. 22

2.1.Организация и проведение исследования……………………………….22

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….25

Актуальность изучения проблем семейного неблагополучия и его влияния на целостное развитие ребенка очевидна. Под воздействием социально-экономических изменений в Беларуси возникла и усугубилась проблема безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности. Заметно понизился социальный статус семьей с детьми, появилась категория семей и детей с деформированными ценностными ориентациями и моральными установками на основе развития общества потребления, что в целом говорит о кризисе семьи, которое в свою очередь обуславливает и численный рост неблагополучных семей.

Все это не может быть оставлено без внимания государства, так как здоровая, благополучная семья, является основой крепкой государственности, формирует ответственных граждан, несет главную социализирующую функцию по отношению к подрастающему поколению и т.п. Многолетними специальными наблюдениями установлено: если у ребенка с первого года его жизни удовлетворяются потребности в эмоциональном контакте со взрослым (родителем), он своевременно включается в процесс чувственного изучения других людей, у него развивается позитивная реакция на других людей. Если в семье господствует атмосфера равнодушия, неуважения, попирания человеческого достоинства, а тем более насилия в различных формах проявления, то ребенок получает мощное негативное чувство своей ненужности, ущербности, что блокирует не только его морально- нравственное развитие, но и психологическое и физическое, а во многих случаях нахождение в таких семьях является прямой угрозой его жизни и здоровью.

В связи с этим на первый план выходят вопросы критериального отнесения той или иной семьи к классу неблагополучных, а также специфики влияния ее на развитие личности ребенка.

Надо отметить, что данная проблема, так или иначе, затрагивалась различными авторами как в отечественной науке. так и за рубежом. Например, Дж.С. Райкус и Р.С. Хьюз [10] указывают на необходимость проведения комплексной работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в связи с их нахождением в неблагополучной семье, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов [5] подчеркивают роль типов воспитательного воздействия семьи в комплексной социализации ребенка и развития его личности, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова [14] раскрывают психолого-педагогическую природу деривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка из неблагополучных семей.

Кроме того, во многих периодических изданиях, средствах массовой информации, постоянно поднимается эта проблема, но, к сожалению, она пока далека от своего разрешения и поэтому требует особого внимания к своему изучению, как со стороны соответствующих специалистов, так и со стороны государственных органов.

В данной курсовой работе определены следующие:

Цель исследования: выяснить особенности влияния неблагополучной семьи на развитие личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Задачи исследования: а) проанализировать литературные источники по теме исследования;

б) показать роль семьи в целостном развитии ребенка;

в) раскрыть сущностные характеристики неблагополучной семьи;

г) изучить особенности влияния неблагополучной семьи на личность ребенка.

Объект исследования: дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье.

Предмет исследования: особенности влияния неблагополучной семьи на развитие личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Гипотеза исследования: неблагополучная семья выступает главным деструктивным фактором развития личности ребенка, воспитывающегося в ней.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.

Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

- На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

- Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.

- На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:

1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].

Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:

1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.

2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).

3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Классификации типов неблагополучных семей

Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим.

Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию.

В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы.

1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c. ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр. с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд. испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.

3. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c. табл.— (Коррекционная педагогика).— Библиогр. с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.

4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c. ил. — (Психология для всех).— Библиогр. с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.

5. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2005.— 254 c. ил.,табл. — (Высшее образование).— Библиогр. с. 239–251.— ISBN 5–7107–8539–3.

Похожие статьи Характеристика неблагополучной семьи образец

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Виды неблагополучных семей в современном обществе. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи.

Используйте форму, расположенную ниже. Подобные работы

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

курсовая работа [39,5 K], добавлена 06.02

Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка. Характеристика детей из неблагополучных семей. Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи. Социально-педагогические условия реализации метода ситуации успеха.

дипломная работа [158,4 K], добавлена 08.04

Определение роли семьи в становлении личности ребенка. Особенности психофизиологического развития младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных условиях. Разработка способов социально-педагогической поддержки детей из дезорганизованных семей.

курсовая работа [68,3 K], добавлена 11.01

Теоретические основы социализации личности и социальная работа с семьей как социальная проблема. Методики социально-педагогической работы с семьей, социального патронажа и надзора, семейного консультирования. Особенности работы социального педагога.

контрольная работа [29,3 K], добавлена 14.10

Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.

курсовая работа [54,2 K], добавлена 20.10

Роль и значение семьи в воспитании ребенка и становлении его личности. Сущность и виды неблагополучных семей. Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей в средней школе, порядок разработки и реализация специальной программы.

курсовая работа [97,7 K], добавлена 13.05

Характеристика семьи с точки зрения первичного института и фактора социализации младшего школьника. Особенности социализации ребенка в семье. Характеристика социально-педагогической поддержки неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника.

курсовая работа [110,8 K], добавлена 10.01

Сущностная характеристика семьи, характеристика неблагополучной семьи образец основные функции. Исследование особенностей воспитания и социализации детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Анализ организации деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения.

дипломная работа [117,5 K], добавлена 03.02

Неблагополучные семьи - социально-педагогическая проблема. Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном родился в бедной семье. Типы неблагополучных семей. Посещение воспитателем, задачи, методы воздействия. Примеры трех групп неблагополучных семей.

реферат [27,1 K], добавлена 30.01

Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста. Характеристика условий полноценной социализации детей. Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

дипломная работа [150,8 K], добавлена 14.07

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Виды неблагополучных семей в современном обществе. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Дипломная работа: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Название: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Тип: дипломная работа Добавлен 23:41:22 04 января 2009.

Дипломная работа: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Название: Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Тип: дипломная работа Добавлен 23:41:22 04 января 2009.

Подписка на статьи

Источники: http://reihorn.narod.ru/NS.html, http://moluch.ru/archive/61/9152/, http://semyafamily.ru/notarialnoe-soglashenie/harakteristika-neblagopoluchnoy-semi-obrazets.html

Комментариев пока нет!

Времена года поделки детей

Стихи про времена года Детские стихи про четыре времени года для дошкольников 5-6 лет детей школьного возраста ЗИМА рисует дерево Простым карандашом. И выглядит растерянной Берёза

Весенние цветы поделки детьми

Поделки весенние цветы в детском саду Делаем веселые ромашки и тюльпаны на зеленом бумажном панно своими руками. Изготовление тематических

Весенние поделки детьми 5 6

Весенние поделки с детьми Малыши дошкольного возраста очень любят создавать всевозможные поделки своими руками. Это не только интересное

Веселые поделки для детей на день смеха

«1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Евгения Андреева «1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Каждый ребёнок

Интересно