Руководства, Инструкции, Бланки

руководство и лидерство в менеджменте принципы стили и функции img-1

руководство и лидерство в менеджменте принципы стили и функции

Рейтинг: 5.0/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство

Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности

Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты

Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.

Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться.

Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований.

Различают типологию руководителей по 2 основным критериям:

· ориентация на цель организации

· внимание к людям;

Эта типология носит условный характер.

1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии межличностных

отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу.

2. Диктатор. Основная ориентация - решение профессиональное задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой задачи основой являются профессиональная подготовка.

3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.

4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.

5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления.

Поведение менеджера, стиль его руководства и другие аспекты его деятельности во многом определяются внутренней средой организации Огарков А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков. - М. Эксмо, 2006. - С. - 301.

Внутренняя среда представляет собой механизм жизнедеятельности организации, обеспечивающий ее самовыживание, и комплекс взаимодействующих элементов, увязанных в единый организм на основе взаимозависимостей и взаимозаменяемости, как показано на рисунке 1.

Рис. 1. Внутренняя среда организации

Совокупность этих элементов внутренней среды в теории менеджмента получила название социотехническойсистемы, поскольку они включают как социальный элемент (людей, в том числе самого менеджера), так и технический (все другие внутренние переменные).

Место менеджера - внутри организации, как показано на рисунке 2.

Рис. 2. Внутренняя среда организации и место менеджера

Лидерство не является синонимом слова «управление». Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали выше правильно, а лидерство -- на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Различия между лидером и менеджером принято проводить по нескольким показателям, как показано в таблице 1.

Таблица 1. Различия в функциях лидера и руководителя

Менеджер -- это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вызывает энтузиазм у работни ков, предлагая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, пройти этапы изменений, без которых не существует нормально действующей организации.

Лидерство строится на отношениях типа «лидер -- последователи», а не «начальник -- подчиненный». Не всякий менеджер может быть лидером, хотя совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя было бы идеальной ситуацией. Руководитель дол жен стремиться к обладанию статуса лидера своего коллектива, хотя данный статус для него столь же доступен и недоступен, как и для любого другого сотрудника. Сочетание статусов руководителя и лидера позволяет субъекту управления задействовать на благо организации неформальные ресурсы коллектива, не прибегая к дополни тельным материальным затратам. Эффективность деятельности лидера определяется степенью его влияния на других членов коллектива и на процесс принятия решений, а эффективность работы руководителя -- степенью достижения общих целей организации. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними использует прежде всего должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, на взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Процесс управления осуществляется в основном сверху вниз с помощью манипулирования и принуждения, а лидирование развивается снизу вверх исключительно по доброй воле людей, признающих лидера. В принципе власть и лидерство имеют одинаковые формы проявления, но диапазон власти лидера может быть более широким, чем у руководителя, и не стесненным рамками полномочий и структур.

Таблица 2. Различия в функциях лидера и руководителя

Характеристика процесса принятия решения

Неофициальные межличностные отношения

Выявляется стихийно, на эмоциональном фоне

Отсутствие формальных властных полномочий, влияние основано лишь на авторитете

Более прост и непосредствен, но связан с деятельностью группы

Малая группа, в которой выбирают лидера

Официальные отношения в группе

Назначается или избирается целенаправленно, осознанно

Определенная система санкций

Наличие властных полномочий независимо от отношения членов групп

Более сложен и опосредован различными объективными обстоятельствами

Малая группа и социальные системы, частью которых она является и которые с ней взаимодействуют

В рамках стандартного менеджмента искусство управления подразумевает способность руководителя установить необходимые деловые и эмоциональные контакты с неформальными лидерами и направить их активность в необходимое русло. Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по со держанию (табл.2).

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошел, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурирую задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

Особый ореол руководителей-лидеров связан с их способностями воодушевлять людей в своих организациях. Они сами работают очень упорно и имеют высокую сопротивляемость к стрессам. Кроме того, такие лидеры всегда очень хорошо понимают, в чем заключаются их просчеты. В связи с этим они хотят удостовериться, что отыскали подходящих сотрудников, которые могут заняться теми областями, в которых слабы сами.

Новый лидер должен добавлять ценность как тренер, наставник и лицо, которое решает проблемы, позволяет людям самим добиваться успеха и нести ответственность за свои неудачи, а также постоянно оценивает собственную роль лидера и непрерывно расширяет ее. Лидеры не выполняют за сотрудников их работу и не позволяют создавать культы личности.

Для лидера чрезвычайно важна способность создавать и поддерживать привлекательные цели. Возможно выделить три основных процесса, связанных с лидерством: задание направления; подбор и расстановка людей; мотивация и вдохновение. По своей сути это признание того, что лидер не может действовать в одиночку. Сердце виной современного лидерства является афоризм: «Истинное лидерство -- это служение, а не реализация своих эгоистических целей».

1.Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. -- СПб. 2002. - 537 с.

2.Зуб А. Т. Лидерство в менеджменте / А. Т. Зуб, С. Г. Смирнов. - М.,2003.

3.Калигин Н. А. Принципы организационного управления /Н. А. Калигин. - М. 2003. - 597 с.

4.Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие /А. В. Карпов. - М. 2005. - 602 с.

5.Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учеб ник/ В. И. Кнорринг. -- М. 2001. - 460 с.

6.Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и органи зационное моделирование: учебное пособие / А. И. Кочеткова. -- М.,2003. - 601 с.

7.Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / С. Крейнер. -- М. 2002. - 590 с.

8.Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в со временной западной общественно-политической мысли / Е. В. Кудряшо ва. -- Архангельск, 2006. - 379 с.

9.Основы теории управления: учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. -- М. 2003. - 527 с.

10.Огарков А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков. - М. Эксмо, 2006. - 512 с.

11.Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера:17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием органи зации». Модуль 9 / С. Р. Филонович. -- М. 2000. - 420 с.

Размещено на Allbest.ru

Другие статьи

Стили руководства в менеджменте - реферат, курсовая работа, диплом

Тема работы: Стили руководства в менеджменте

Понятие стиля управления руководителя. Соотношение между понятиями "стиль деятельности" и "тактика поведения". Основные виды стилей руководства: демократический, кооперативный, авторитарный, бюрократический и пр. Отношение менеджера к стилю руководства.

Полную версию данного документа с таблицами, графикам и рисунками можно скачать с нашего сайта бесплатно!
Ссылка для скачивания файла находится внизу страницы.

Ссылка для вставки в сайты и блоги :

Понятие управления, его сущность и особенности, место и значение в современной организации. Стили управления, их классификация и разновидности, общая характеристика. Понятие и особенности совместимости стилей различных руководителей в одной организации.

Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе

Понятие стиля руководства. Морально-психологический климат в коллективе. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата. Рекомендации по совершенствованию морально-психологического климата в коллективе.

Руководитель в деятельности предприятия. "Одномерные" стили руководства: модели К. Левина, Лайкерта. "Многомерные" стили руководства: "управленческая решетка" Блейка и Мутона, модель Танненбаума и Шмидта. Анализ стилей управления ООО "Актив-Спорт".

Стиль руководства: понятие и факторы формирования. Понятие стиля руководства. Факторы формирования стилей. Классификация стилей руководства. Одномерные стили руководства. Многомерные стили руководства. Дополнительные стили руководства.

Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

Общая характеристика специальности менеджера, присущие ему черты характера и качества для эффективного управления. Разнообразие стилей руководства и факторы, влияющие на их формирование. Классификация стилей руководства, оценка преимуществ и недостатков.

Рассмотрение понятия лидерства и стилей руководства персоналом в организации. Характеристика предприятия, анализ показателей деятельности и кадрового потенциала. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в организации.

Классификация стилей руководства в зависимости от конкретной ситуации. Ситуационная модель поведения руководителя. Факторы, влияющие на стиль руководства. Стиль управления вышестоящего руководителя, социальное происхождение, воспитание, темперамент.

Сущность и ролевые функции менеджера в управлении, особенности разработки его имиджа: культура одежды бизнесмена и деловой женщины, владение искусством устной и письменной деловой речи. Классификация и основные характеристики стиля руководства менеджера.

Изучение теоретических аспектов стилей и типов руководства и факторов их формирования. Проведение анализа принципов управления предприятием и стилей руководства на примере ООО "Спорт-Хит" и разработка рекомендаций и мероприятий по их совершенствованию.

Стратегия и приоритеты кадровой политики банка, стили руководства в банковской сфере. Формирование и развитие кадрового потенциала банка, стимулирование сотрудников, профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, корпоративная культура.

Понятие лидерства, его основные группы. Типы подходов к его изучению в организации. Теории и концепции лидерских качеств и поведения. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Сущность и стили руководства, уровни и типология руководителей.

Отечественный и зарубежный опыт применения коллективных форм организации труда. Основы теории рабочих команд. Самонаправляемые рабочие команды. Стили руководства при командной работе. Процесс командообразования. Командный прорыв.

Содержание понятия "менеджмент". История развития менеджмента, его "школы". Основные различия российского и зарубежного менеджментов. Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками. Суть организационной управленческой структуры, стили руководства.

4 Влияние тактики руководства на результативность работы

5 «Правила для руководителей» Ф. Дж. Роджерса

6 Отношение менеджера к стилю руководства

7 Ус??х в качестве нового менеджера

8 Лидерство изнутри

Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных ас??ктов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим - при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".

В этих оценках, хотя и шутливых, доля правды весьма существенна. Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности адми???тративного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более ус??шной.

Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста.

1 Понятие стиля деятельности руководителя

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Честерфилд говорил, что "стиль - одежда мысли", а Бюффон утверждал даже, что "стиль - это сам человек". Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля работы, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и стоящих задач.

Существует сложное соотношение между понятиями "стиль деятельности" и "тактика поведения". Возникает как бы противоречие между этими понятиями: "стиль деятельности" - устойчивая система приемов и способов деятельности, психологических средств уравновешивания индивидуальности субъекта с объективными требованиями деятельности и "тактика поведения" - целесообразное использование средств, форм и методов адекватно условиям для достижения победы. Соответственно, противоречивость понятий ставит ряд вопросов: каким образом разнообразные задачи решаются субъектом посредством определенного стиля деятельности? Как происходит ??рестройка стиля деятельности в разных условиях? Какие особенности стиля являются устойчивыми, а какие - вариативно изменчивыми? Существует ли граница вариаций стиля?

В литературе утвердилось словосочетание "индивидуальный стиль деятельности", поскольку под ним понимается индивидуальная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Фактически данный стиль присущ многим лицам, обладающим одинаковыми типологическими особенностями. Индивидуальность скорее реализуется в стилях деятельности, отражающих своеобразную, а порой и неповторимую манеру выполнения тех или иных действий. В связи с этим мы считаем целесообразным различать понятия: "типический стиль деятельности", присущий определенному типу людей, и "индивидуальный стиль деятельности". присущий данному индивиду.

Адми???траторы имеют определенные и устоявшиеся стили управления - к примеру, в исследовании стилей управления в области образования они варьируются от авторитарного до демократического. Многие адми???траторы действуют по-разному во время кризисных ситуаций по сравнению с благоприятными ситуациями.

2 Основные виды стилей руководства

Основные характеристики адми???тративных стилей руководства:

Отражает систему взаимоотношений, для которой характерно постоянное взаимопонимание между адми???тратором и членами коллектива. Педагоги и адми???траторы вместе работают над целями, задачами, планами, методикам и проблемами. Решения принимаются всеми членами коллектива, и ответственность принимают на себя все члены группы.

Часть полномочий по управлению ??редана коллективу. Комитет - это тот орган, который наиболее часто используется для функционирования коо??ративного стиля руководства. Обычно вопросы управления являются постоянными обязанностями членов комитета. Например, решение вопросов распределения заработной платы может принимать коллегиальный орган-комитет.

Этот стиль имеет варианты: - коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера); - консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно); - совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Незначительная часть управленческих функций деле???уется ??рсоналу. С??циальным рабочим группам предлагается решить вопросы планирования и дать рекомендации. Однако, конечное решение никогда не поручается комитету, принимающему участие в рассмотрении какой-либо проблемы.

При этом стиле управления почти нет места сотрудничеству или даже ограниченному участию кого-либо. Обычно основным источником управленческих решений являются официальные документы, справочники, правила или другие руководства к действию. Место в занимаемой структуре - это главное, и власть непосредственно связана с занимаемым местом. Здесь превалируют традиция и стабильность, изменения редки: конечно, они никогда не устанавливаются снизу.

Это хаотичный подход адми???тратора, который, как страус, прячет голову в ??ске в затруднительных ситуациях. Он позволяет каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Он не способствует выработке коллективных решений и не может принять на себя ответственность в трудной ситуации. Подчиненные ничего не знают о способах контроля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Каждый сам решает свои проблемы или терпит неудачу.

Этот адми???тратор обычно улыбается, слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает, как считает нужным. Он обычно говорит: "Я слушаю Вас", "Мы, может быть, примем Ваше предложение". Не потребуется много времени для того, чтобы обнаружить, что это лишь отговорки.

Все решения принимает сам руководитель, ни с кем не советуясь. Он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов. Он знает "что лучше" для сотрудников и предприятия.

Авторитарный стиль управления имеет разновидности: - диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций); - автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти); - бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы); - патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют); - благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники в связи с этим следят за его решениями).

3 Смешанные стили управления

При анализе полученных экс??риментальных данных было отмечено, что существуют руководители, которые имеют два равнозначных ведущих стиля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Для данной выборки (стили руководства в области образования) таким смешанным стилем является тип управления, объединяющий демократический и авторитарный стили. На основании данных можно сделать вывод, что чаще всего руководители выбирают в качестве ведущего смешанный стиль (демократически-авторитарный), второй по числу выбравших его - коо??ративный стиль, затем демократический и т. д. замыкают ряд авторитарный и бюрократический типы, их выбирают наиболее редко.

Используя показатели, характеризующие проявление отдельного стиля для каждого испытуемого, можно построить графики структуры адми???тративных стилей, а на основе их анализа предложить обобщенные, наиболее типичные структурные профили стилей руководства: "сотрудничество", "бюрократ-автократ", "демократ-автократ".

Стиль руководства "сотрудничество" - стиль руководителя, который, в основном, использует демократический и коо??ративный стили. Авторитарный, бюрократический, благожелательно-деспотичный и невмешательский для них не характерны.

Стиль руководства "бюрократ-автократ" - это стиль руководителя, который использует авторитарный, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили, отказывается от стилей сотрудничества, отношение к невмешательскому противоречиво.

Стиль руководства "демократ-автократ" - стиль руководителя, чаще всего использующего демократический и авторитарный стили, часто коо??ративный, отрицает невмешательский, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили.

4Влияние тактики руководства на результативность работы

Какова же связь стиля управления руководителя с результативностью работы учреждения, которым он руководит? Критериями результативности школ были взяты следующие: со стороны учащихся - "приличный" средний балл, число выпускников, поступивших в ВУЗы, участие в школьных олимпиадах и конкурсах; со стороны учителей - уровень квалификации (по данным аттестационной комиссии), текучесть кадров, уровень материально-технического снабжения школы; и, наконец, со стороны родителей уровень престижности учреждения (по данным конкурса для поступающих в 1-е, 5-е и 10-е классы школы).

Можно сделать такой вывод: результативность деятельности наиболее высокая в тех школах, где руководители используют авторитарный, смешанный (демократический-авторитарный) и демократический стили, а наиболее низкая - где руководители используют невмешательский, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили.

Ус??х стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке необходимо также использовать критерии, относящиеся к задачам: - по разработке продукции, - организации, - управлению ??рсоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к ??ремене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: - личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования); - зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, сте??нь сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в груп??, давление сроков); - организационные условия (сте??нь жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, сте??нь контроля); - условия окружающей среды (сте??нь стабильности, условия материального обес??чения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

5«Правила для руководителей» Ф. Дж. Роджерса

В другом случае, обращаясь к опыту работы Ф. Дж. Роджерса, ведущего с??циалиста и одного из руководителей компании IBM, можно вывести несколько правил, общих для руководителей, желающий улучшить свой стиль руководства и управления.

Как он пишет в своей книге: "…есть несколько чисто личных особенностей, которые сказались на моем стиле руководства и управления и помогли добиться ус??хов:

Mнe нравятся люди.

Они мне нравятся гораздо больше, чем компьютеры, спорт или книги. Я люблю говорить с ними, люблю их слушать и просто представить себе не могу, что работал бы в изоляции от других людей.

Я хорошо отношусь к самому себе.

Я живу в полном согласии со своими ценностями и личной философией. Как только у меня возникает намерение сделать что-то, противоречащее этим ценностям, в моем мозгу вспыхивает предупредительная сигнализация, и я начинаю заново оценивать и анализировать мотивы своей деятельности.

Облечение ответственностью для меня - честь.

Мне известно, что чем больше ответственность, тем сложнее проблемы, и чем больше риск, тем выше награда. Хотя на протяжении последних 30 лет я действовал как "мотиватор" и знаю, сколь важна "мотивация", лично меня гораздо больше привлекала ответственность, чем финансовые выгоды. Конечно, я никогда не отказывался от денег, которые предлагала мне IBM, но не думаю, что именно они придавали мне уверенность. Впрочем, будь IBM менее щедрой, я мог бы относиться к ответственности совсем по-иному.

Мне нравится решать проблемы.

И я уверен, что любая проблема, если она выявлена и четко определена, разрешима. Беспроблемная должность мне бы быстро наскучила.

Мой тем??рамент таков, что в споре я не стремлюсь к победе по всем пунктам…."

6Отношение менеджера к стилю руководства

1 Нельзя говорить о руководстве, не говоря об ответственности и отчетности; они неотделимы друг от друга. Руководителю приходится делиться ответственностью и обес??чивать свободу принятия решений, а затем требовать отчета о результатах. Но бывает и так, что руководитель делится ответственностью и властью, предоставляет свободу для выполнения работы, но при этом совершенно не требует отчета. Дело может зайти в тупик, поскольку руководитель бездумно ??редает ответственность, после чего отстраняется от своего помощника и его решений. Такого рода руководитель не только не желает отчитываться за своего подчиненного, но и его провоцирует на отказ от необходимости отчитываться.

2 Не раз случается так, что человек, занимающий руководящее положение, вынужден выполнять решение, которого он не принимали с которым не совсем согласен. Руководитель обязан отстаивать свою точку зрения. Пока решение не принято, он должен делать все, что в его силах, чтобы ??реубедить других, но коль скоро оно принято (даже если возобладала не его точка зрения), он должен относиться к нему так, словно оно его собственное. Мало того, он обязан проводить его в жизнь с той же заинтересованностью и энтузиазмом, как если бы оно было его личным, что не всегда легко, особенно если решение оказалось непопулярным. Для хорошего руководителя это закон.

3 Хороший менеджер и руководитель должен устанавливать приоритеты не только в тех сложных ситуациях, которые ему приходится разрешать, но и во всем, чем ему приходится заниматься. Приоритеты являются предметом постоянного рассмотрения. Чем лучше заниматься - наращивать силы или бороться со слабостями? Инвестировать программу обучения, чтобы иметь возможность продвигать на определенные должности своих сотрудников, или расходовать деньги на высокооплачиваемые таланты со стороны? Какой уровень качества желателен, чтобы удержать цену?

4 Необходимо быть цельным. Люди должны знать, что можно ожидать от руководителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Хороший пример для подражания - отличный исполнитель. Он делает свою работу настолько хорошо, что у людей, с которыми он работает, не возникает в этом ни малейшего сомнения. Он с достоинством относится и к занимаемому им посту, и к выполняемой работе, и к стоящим ??ред ним целям. Он не умаляет значения своего положения, выполняемой работы и целей, кото?ы? хочет достичь.

7 Ус??х в качестве нового менеджера

Список действий: 1. Обдумайте, что получилось. Осознайте, что, по крайней мере, на время, вы стали более зависимы, чем ранее. Осознайте, что дома вы нуждаетесь в поддержке при стрессах, отсутствии, сфокусированности на Ваших новых обязанностях. 2. Учитесь по мере продвижения в новой работе. Постарайтесь аккумулировать все, что вы можете получить от: - компании; - подразделения, где вы будете работать; - нового поста; - новых подчиненных. Максимально используйте Ваш прошлый опыт, но не делайте пос??шных заключений без фактов и практики. Определите свою точку зрения на то, чего Вы хотите достичь. Оцените Ваши слабые и сильные стороны. Не предполагайте, что новая команда будет приветствовать Ваш стиль, даже если Ваш предшественник был непопулярен. Разработайте план, по крайней мере, пробный или на будущее, не надейтесь, что произойдут быстрые изменения. 3. Узнайте вашу команду. При знакомстве сообщите свое видение работы: цели подразделения, какая работа проводится, чем будут удовлетворены отдельные «потребители». Скажите несколько слов о себе, своих взглядах на работу. Встретьтесь с членами Вашей команды один на один, при этом основой разговора может быть Ваш предварительный план. Будьте готовы задать вопрос: «Что я должен или не должен делать, чтобы помочь вам эффективно выполнять Ваши обязанности». Оцените вашу новую команду прежде, чем усложнять или увеличивать свой план. Старайтесь в начале работы никому из членов команды не обещать особой поддержки. 4. Разработка отношений внутри и вне организации. Представьтесь потребителям, поставщикам, всем, кто работает в «сети». Начинайте разрабатывать отношения с Вашим боссом, но не слишком быстро. Ищите, как выяснить, чего ожидает он от Вас. 5. Идентификация критериев, по которым будет оцениваться Ваша деятельность со стороны босса, штаба, ваших коллег, внутренних и внешних «потребителей». 7. Вносите в работу команды дух «команды - победителя». 8. Регулярно следите за продвижением. В конце ??рвой недели выберите время для оценки прогресса, выявления вещей, на которые следует обратить внимание в дальнейшем. 9. Работа над Вашими отношениями с отдельными личностями. Иерархия не должна ограждать Вас от начала процесса исследования личностей на предмет реализации их потенциала. Говорите людям об их качествах и укрепляйте их самомнение. Определите собственную практику управления людьми. Сделайте ее известной, но сознавайте, что Вы будете оцениваться со стороны. Включите в свой «кодекс» намерения: - слушать то, что говорит штаб; - помогать штабу разрабатывать с??цифические планы улучшения деятельности; - устанавливать личные и с??цифические цели и стандарты для личностей; - помогать личностям повышать эффективность их работы; - обес??чивать каждой личности обязанность и возможность быть понятыми; - дискутировать уважительно и прямо, давать возможность регулярной обратной связи, работать для достижения общего согласия, доступа ко всей необходимой информации; - обес??чить тренировку и управление с целью улучшения и дальнейшего развития; - обсуждать с работниками деятельность, по крайней мере, раз в квартал.

Что необходимо и чего не стоит делать для ус??ха новому менеджеру.

Надо: - считать высочайшим приоритетом создание нового штаба; - использовать все время для вхождения в роль; - оставлять себе поле для маневра, не занимать изначально жесткую позицию; - осознавать, что ??рвое в??чатление сменяется потом более реалистичным.

Не надо: - позволять загружать себя делами, которые не являются необходимыми, существенными или трудными для немедленного решения; - создавать альянсы, базируясь на ??рвом в??чатлении; - позволять связывать себя принятием статуса-кво, без резервирования последующих оценок.

Понятие «лидерство» достаточно трудно определить. Вы можете иметь титул «менеджера», но при этом не заслуживать роли «лидера».

Хороший лидер должен: - иметь последователей; - обладать видением будущего и кандидатов для своей команды; - быть готовым к риску, генерировать энтузиазм и помогать своим людям во времена изменений; - быть коммуникабельным, открытым, не жалеть времени на общение; - уметь максимально загружать свой штаб работой (деле???ование полномочий).

Достоинства эффективного лидирования: - это один из главных способов проведения штаба через бурное и смутное время; - помощь в расширении того, что мы обычно понимаем под термином «организация»; - генерирование энтузиазма, командного духа и использование его как мощного мотиватора; - продвижение лучших членов команды.

Однако: - доминирующий лидер имеет тенденцию оказывать давление на других, плохо воспринимать инновации; - лидерство может вести к строгому ряду последователей, «культу личности»; - грубый сильный лидер (типа «мачо») может расколоть команду и организацию.

Список действий: 1. Определите разницу между менеджмент ом и лидерством. Менеджмент - реальное каждодневное выполнение функций - расстановка «правильных людей» на «правильные места». Здесь много адми???тративных дел.
Лидерство - более динамично - создание видения, какие функции и кем выполнять. 2. Определите, кто вы и где находитесь. 3. Какое лидерство нужно организации? Различные штабные нужды требуют различных стилей лидерства. 4. Построение атрибутов восприятия вас как лидера: - демонстрация хорошей работы; - ваша ус??шная штабная деятельность; - сохранение работоспособности при существенном давлении; - четкая демонстрация вашей ценности; - обес??чение регулярной обратной связи; - восприятие окружающих и обучение. 5. Создание соответствующих каналов коммуникаций. 6. Работоспособность при деле???овании полномочий.

Что необходимо и чего не стоит для эффективного лидерства.

Надо: - подчинять свой стиль ситуации; - ясно продемонстрировать свое значение; - поддерживать каналы связи открытыми; - слушать своих подчиненных; - деле???овать дела своим подчиненным; - проявлять энтузиазм.

Не надо: - доминировать; - думать, что лидеры приходят с совершенно готовыми идеями; - думать, что идеи есть только у лидеров; - полагаться только на свою харизму; - забывать слушать своих людей; - говорить людям, что важно, а самому делать противоположное

Ф. Дж. Роджерс. Путь ус??ха: как работает корпорация IBM.

Е. Е. Туник Стили руководства в системе образования, Психологическая газета, № 8, 2000 г.

Материалы УМК - Общий менеджмент - Все для студента

Материалы УМК - Общий менеджмент

Учебно–методический комплекс и рабочая учебная программа / Н.Новгород: МИИТ, сост. Серов А.А. 2011. – 45 с.

Для студентов специальности 190301.65 "Локомотивы".

Комплекс позволит:
ознакомиться с начальными навыками управления;
получить полное современное представление о науке и практике управления;
ознакомиться с практикой менеджмента в преуспевающих организациях;
понять социальные и профессиональные роли менеджера;
охарактеризовать различия в стилях менеджмента в различных странах.

Содержание дисциплины:
Введение в теорию менеджмента.
Предмет и метод теории менеджмента.
Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.
Научные школы и направления теории менеджмента.
Школы научного и административного управления.
Доктрина человеческих отношений.
Различные школы теории менеджмента.
Функции менеджмента и связующие процессы.
Проблема власти и контроля в менеджменте.
Управление конфликтами.
Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции.
Феномен мотивации в менеджменте.
Коммуникации и информация в менеджменте.
Разработка и принятие управленческого решения.
Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем.

Перечень тем лекционных занятий.
Перечень тем для самостоятельного изучения.
Перечень тем для практических (семинарских) занятий.
Инофрмационно–методическое обеспечение дисциплины.
Средства обеспечения освоения дисциплины.

Конспект лекций:
Предмет и метод теории менеджмента.
Понятие организации, жизненный цикл организации.
Понятие менеджмента.
Характер труда менеджера.
Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.
Организация как система.
Функции организации менеджмента.
Цели организации, классификация целей.
Школы научного и административного управления.
Школа научного менеджмента.
Административное управление (классическая школа).
Доктрина человеческих отношений.
Общие положения школы.
Теория мотивации Д. Макгрегора.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Теория мотивационных потребностей Д. Мак–Клеланда.
Проблема власти и контроля в менеджменте.
Власть и влияние.
Источники власти в организации.
Лидерство и его особенности.
Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции.
Лидерство и его особенности.
Лидер и менеджер.
Основные стили руководства.

Методические указания студентам.
Методические указания преподавателям.
Вопросы к зачету по дисциплине.
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Тема 6

Тема 6. Руководство и лидерство в теории управления: принципы, стили и функции.

Понятие руководства и лидерства: сходство и различие. Формальное и неформальное лидерство. Основные подходы к феномену лидерства. Качества лидера и ограниченность «теории лидерских качеств» в управлении. Исследования образа «идеального руководителя» Р.Стогдиллом и Э.Гизелли.

Стили руководства в работах К.Левина. Базовые стили лидерства в исследованиях Р.Лайкерта. Проблема участия подчиненных в управлении. Структурные и мировоззренческие аспекты лидерства как следствие теории «Х» и «У» Д. Макгрегора.

Стиль, ориентированный на интересы производства и стиль, ориентированный на интересы человека. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон как пример нормативного подхода в оценке эффективности руководства. Шкала лидерского поведения Р.Танненбаума – В.Шмидта. Трехосевая таблица Реддина.

Модель Ф.Фидлера. Модель принятия решения руководителем В. Врума – Ф.Йеттона и А.Яго. Инструментальный подход - «путь-цель» Т. Митчела – Р.Хауса.Модель ситуационного лидерства Дж.Стинсона – Т. Джонсона. Концепция П.Херси и К.Бланшар. Модель эффективного и успешного руководителя Б.Басса и Ф.Лютенса. Концепция страха и любви А. Этциони.

Лидерство в коллективе. Основные концепции и специфика их применения.

Сравнительный анализ ситуационных факторов в моделях лидерства Фреда Фидлера, Теренса Митчела и Роберта Хауса.

Стили руководства; их влияние на возникновение и развитие конфликтов.

Тема 7. Феномен мотивации в теории управления.

Различные трактовки термина «мотивация». Соотношение понятий потребностей, мотивов, мотивации, стимулов, вознаграждений, интересов и целей. Роль первичных и вторичных потребностей; внешнего и внутреннего вознаграждения для группы и индивида. Трактовка феномена потребности З.Фрейдом, П.Сорокиным, и К.Мадсеном. «Метод кнута и пряника» – традиционный метод управления мотивацией человека. Концепция положительного подкрепления Б.Скиннера.

Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф.Герцберга, мотивационная теория Д. Макклелланда, теория ERG(ССР) К.Альдерфера. Практика применения содержательных теорий мотивации. Недооценка национальных, социальных и личностных различий индивида содержательными теориями мотивации. Современные интерпретации пирамиды А.МаслоуЖ.Годфруа, Р.Инглехартом и С. Коссеном.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости С.Адамса, модель Л.Портера – Э.Лоулера, теория постановки Э. Лока, концепция партисипативного управления. Ситуационная природа вознаграждения индивида в организации. Восприятие человеком внутренней и внешней справедливости. Современные механизмы обеспечения справедливости в организации.

Понятие и значение мотивации труда в современных условиях. Специфика мотивации в условиях России.

Влияние условий труда на эффективность работы производственного персонала.

Понятие трудовой мобильности. Направления перемещений в организации. Понятие вертикального и горизонтального роста работника.

Тема 8. Коммуникации и информация в теории управления.

Система организационных коммуникаций и социальные функции коммуникаций. Разновидности коммуникаций в организации: вертикальные и горизонтальные; односторонние и двусторонние; внутренние и внешние; формальные и неформальные организационные коммуникации.

Этапы коммуникационного процесса. Надежность и актуальность управленческой информации. Проблема выбора канала передачи информации. Избирательность человеческого восприятия. Понятия коммуникационной роли, коммуникационного стиля и коммуникационной сети.

Проблемы «фильтров» и «шумов» в процессе коммуникации. Технико-технологические и социально-психологические «помехи» в процессе организационной коммуникации. Разница в статусах как коммуникационная проблема в организации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней управления в организации. «Мостик Файоля». Проблема внесения собственного «Я» в процесс передачи и переработки информации.

Бюрократический принцип сохранения непрерывности линии коммуникации и возможность доступа к ней любого члена организации. Роль слухов в современной организации. Перегруженность каналов управленческой информацией. Понятие «информационного взрыва». Причины и последствия формализации общения в организации.

Перечислите основные виды технико – технологических и социально-психологических «помех» в организации.

Уровни и направления коммуникаций в процессе управления. Оптимизация коммуникационных процессов в области управления персоналом.

Основные этапы организационной коммуникации: специфика реализации в малом бизнесе.