Категория: Бланки/Образцы
Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие, являвшееся модернизацией гаубицы периода Первой мировой войны, стало самой многочисленной советской гаубицей калибра 152-мм из участвовавших в Великой Отечественной войне.
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времен Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 г. При модернизации удлинялась зарядная камора до 340 мм (на казенный срез и кожух наносилась надпись «удлиненная камора»). На орудиях последних выпусков также вводились односекторный подъемный механизм и металлические колеса с резиновой грузошиной.
152-мм гаубица образца 1909/30 гг. долгое время была самой многочисленной в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол и cоветско-финской войне 1939–1940 годов.
На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц образца 1909/30 гг. имелось порядка 2500 экземпляров. Для сравнения, новых гаубиц М-10 было, по разным источникам, около 1000 штук.
Гаубица образца 1909/30 гг. активно использовалась в боевых действиях, однако орудия этого типа понесли большие потери в 1941–1942 годах. Это, наряду с прекращением выпуска гаубиц М-10 и мелкосерийностью новых гаубиц Д-1. привело к острому дефициту 152-мм гаубиц в середине – конце войны.
Сохранившиеся орудия использовались до конца войны. В частности, в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге имеется гаубица этого типа, стрелявшая по Рейхстагу.
Масса в боевом положении: 2725 кг
More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for 152-ММ ГАУБИЦА ОБРАЗЦА 1909/30 ГОДОВ in dictionaries.
Copyright © 2010-2016 Slovar-Vocab.com, AllDic.ru. Англо-русский словарь Онлайн. Бесплатные русско-английские словари и энциклопедия, транскрипция и переводы английских слов и текста на русский.
Free online English dictionaries and words translations with transcription, electronic English-Russian vocabularies, encyclopedia, Russian-English handbooks and translation, thesaurus.
Орудие было получено путём модернизации русской 152-мм крепостной гаубицы образца 1909 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной французской оружейной фирмой «Шнейдер». Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20 до +41° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа (открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём), гидравлическим компрессором веретённого типа и гидропневматическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.
Подъёмный механизм секторного типа (у гаубиц ранних выпусков — два сектора, поздних выпусков — один сектор). Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1937 года часть гаубиц получила металлические колеса с резиновой грузошиной. Передок бескоробковый, колеса передка деревянные или металлические.
В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 года. В конце 1920-х годов с орудием был проведён ряд опытов, призванных выяснить его модернизационный потенциал. В частности, было установлено, что начальная скорость снаряда у гаубицы может быть увеличена до 395 м/с (при больших значениях возникал риск повреждения лафета). Также в 1930 году на заводе «Большевик» проводились опыты по установке на гаубицу дульного тормоза. Проект модернизации орудия был разработан в 1930—1931 годах на Пермском заводе. Первоначально модернизация заключалась только в удлинении зарядной каморы до 340 мм (при этом на казённый срез и кожух наносилась надпись «удлинённая камора»). На орудиях последних выпусков также вводились следующие изменения:
на затворе введена отдельная боевая втулка;
в люльке изменён упор штоков;
подъёмный механизм сделан односекторным.
Некоторые гаубицы получили металлические колеса с резиновой грузошиной.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.»
Производство орудия велось на Пермском заводе с 1931 по 1941 год. Всего было выпущено 2188 гаубиц.
Эти и последующие табличные данные взяты из книги Широкорада А. Б. «Энциклопедия отечественной артиллерии», см. раздел Литература
Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1909/30 гг. было переделаны 362 гаубицы обр. 1909 г. Переделкой орудий занимался Киевский арсенал (возможно, количество переделанных орудий было большим, поскольку, согласно некоторым источникам, сумма вновь произведённых и переделанных орудий меньше фактического наличия орудий данного типа к июню 1941). С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 152-мм гаубицей образца 1938 года (М-10).
По штату 1939 года, в стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 шт.). В июле 1941 года гаубичный полк из состава дивизии был исключён. Также дивизион 152-мм гаубиц имелся в моторизованной дивизии и танковой дивизии, также до лета 1941 года. В корпусной артиллерии в 1941 году 152-мм гаубиц по штату не было (их заменяли гаубицы-пушки МЛ-20). С конца 1943, при восстановлении корпусного звена, в состав корпусной артиллерии был включён артиллерийский полк пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которого, наряду с другими орудиями, входили и 152-мм гаубицы. К 1 июня 1944 года корпусная артиллерия насчитывала 192 152-мм гаубицы.
В составе артиллерии РВГК в течение всей войны были гаубичные полки (48 гаубиц) и с 1943 года тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). Полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.
Служба и боевое применение
152-мм гаубица образца 1909/30 годов долгое время была самой многочисленной в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол (при этом шесть орудий было потеряно) и советско-финской войне 1939—1940 гг. На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. имелось, по разным источникам, 2432[3], или 2607[4], или 2611[5] шт. Для сравнения, новых гаубиц М-10 было, по разным источникам, 1058—1128 шт. 152-мм гаубица обр. 1909/30 года активно использовалась в боевых действиях, однако орудия этого типа понесли большие потери в 1941—1942 годах. Это, наряду с прекращением выпуска гаубиц М-10 и мелкосерийностью новых гаубиц Д-1, привело к острому дефициту 152-мм гаубиц в середине — конце войны. Сохранившиеся орудия использовались до конца войны (в частности, в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге имеется гаубица этого типа, стрелявшая по Рейхстагу).
152-мм гаубица образца 1909/30 гг. за рубежом
В 1941—1942 годах немецкой армией было захвачено некоторое количество этих гаубиц, принятых на вооружение вермахта под индексом 15,2 cm s.F.H.445(r). Для трофейных советских орудий в феврале 1943 года немцы даже наладили производство осколочно-фугасных снарядов весом 46 кг. Большая часть таких орудий использовалась немцами в береговой обороне.
Финская армия захватила 14 таких гаубиц в Зимней войне и ещё 85 орудий в начальный период советско-финской войны 1941—1944 гг. Орудия активно использовались в боевых действиях (потери составили 14 гаубиц в 1944 году). Финские солдаты оценили простоту, удобство и надёжность орудия, однако отмечали, что для конной тяги орудие слишком тяжело, а механическая тяга из-за отсутствия подрессоривания ограничена небольшой скоростью. На вооружении финской армии (в учебных частях) гаубица состояла до 1980-х годов.
Устройство гаубицы было весьма несложным, что позволило хорошо освоить это орудие в строевых частях, где оно пользовалось большой популярностью. Однако максимальная дальность стрельбы около 10 км для корпусного орудия была уже недостаточной даже по меркам межвоенного времени. Неустранённые в ходе модернизации малая скорость транспортировки и недостаточные углы обстрела (как по горизонтали, так и по вертикали) привели к постепенной замене гаубиц обр. 1909/30 гг. на более современные орудия того же калибра и назначения М-10.
Однако орудие М-10 было гораздо сложнее по конструкции и его производство разворачивалось с большим трудом (во второй половине 1941 года его выпуск и вовсе прекратился), поэтому к началу Великой Отечественной войны гаубицы образца 1909/30 гг. вместе с 152-мм гаубицами 1910/30 гг. были самыми распространёнными среди гаубиц шестидюймового калибра в Красной армии. Они использовались в течение всей войны, и только в 1943 году они начали заменяться более современными 152-мм гаубицами Д-1.
152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид слева-сзади
152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия;
устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной).
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой тяжёлой гаубице 15 cm s.F.H.18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая подвижность орудия ограничивала его использование в условиях маневренной войны. При выходе к огневым позициям танков противника 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. становились почти полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим, хотя на момент начала производства вполне удовлетворяла предъявляемым требованиям.
В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса более чем на тонну меньше, чем у М-10, и почти на 2,5 тонны меньше, чем у 15 cm s.F.H.18, что при использовании наиболее распространённой как в РККА, так и в вермахте конной тяги давало несомненные преимущества), быстро (за 30—40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря этим качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.
Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 152-мм гаубица обр. 1931 г. «НГ», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 152-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.
Калибр, мм 152,4
Экземпляры 2550—2611
Расчёт, чел. 8
Скорострельность, выстр/мин 5—6
Скорость возки по шоссе, км/ч до 12 (с оттянутым стволом, на металлических колёсах)
Высота линии огня, мм 1314
Ствол
Длина ствола, мм/клб 2160/14
Длина канала ствола, мм/клб 1996/13,1
Масса
Масса в походном положении, кг 3270
Масса в боевом положении, кг 2810
Габариты в походном положении
Длина, мм 5835
Ширина, мм 1890
Высота, мм 1920
Клиренс, мм 580
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +41°
Угол ГН, град 2°50?
Категория. полевая гаубица | Просмотров. 716 | Добавил. ucoz | Рейтинг. 0.0 / 0
Орудие было получено путём модернизации русской 152-мм крепостной гаубицы образца 1909 года времён Первой мировой войны. изначально разработанной французской оружейной фирмой «Шнейдер ». Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20° до +41° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа (открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём), гидравлическим компрессором веретенного типа и гидропневматическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.
Подъёмный механизм секторного типа (у гаубиц ранних выпусков - два сектора, поздних выпусков - один сектор). Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1937 года часть гаубиц получила металлические колеса с резиновой грузошиной. Передок бескоробковый, колеса передка деревянные или металлические.
История созданияВ конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 года. В конце 1920-х годов с орудием был проведён ряд опытов, призванных выяснить его модернизационный потенциал. В частности, было установлено, что начальная скорость гаубицы может быть увеличина до 395 м/с (при больших значениях возникал риск повреждения лафета). Также 1930 году на заводе «Большевик » проводились опыты по установке на гаубицу дульного тормоза. Проект модернизации орудия был разработан в 1930-1931 годах на Пермском заводе. Первоначально модернизация заключалась только в удлинении зарядной каморы до 340 мм (при этом на казённый срез и кожух наносилась надпись «удлинённая камора»). На орудиях последних выпусков также вводились следующие изменения:
Некоторые гаубицы получили металлические колеса с резиновой грузошиной.
Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.»
ПроизводствоПроизводство орудия велось на Пермском заводе с 1931 по 1941 год. Всего было выпущено 2188 гаубиц.
Эти и последующие табличные данные взяты из книги Широкорада А. Б. «Энциклопедия отечественной артиллерии», см. раздел Источники
Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1909/30 гг. было переделаны 362 гаубицы обр. 1909 г. Переделкой орудий занимался Киевский арсенал (возможно, количество переделанных орудий было большим, поскольку, согласно некоторым источникам, сумма вновь произведённых и переделанных орудий меньше фактического наличия орудий данного типа к июню 1941). С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 152-мм гаубицей образца 1938 года (М-10) .
Организационно-штатная структура152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в музее Hameenlinna, Финляндия .
По штату 1939 года, в стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 шт.). В июле 1941 года гаубичный полк из состава дивизии был исключён. Также дивизион 152-мм гаубиц имелся в моторизованной дивизии и танковой дивизии, также до лета 1941 года. В корпусной артиллерии в 1941 году 152-мм гаубиц по штату не было (их заменяли гаубицы-пушки МЛ-20). С конца 1943, при восстановлении корпусного звена, в состав корпусной артиллерии был включён артиллерийский полк пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которого, наряду с другими орудиями, входили и 152-мм гаубицы. К 1 июня 1944 года корпусная артиллерия насчитывала 192 152-мм гаубицы.
В составе артиллерии РВГК в течение всей войны были гаубичные полки (48 гаубиц) и с 1943 года тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). Полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.
Служба и боевое применение152-мм гаубица образца 1909/30 годов долгое время была самой многочисленной в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол (при этом шесть орудий было потеряно) [1] и советско-финской войне 1939?1940 г. На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1909/30 имелось, по разным источникам, 2432 [2] или 2607 [3] либо 2611 [4] шт. для сравнения, новых гаубиц М-10 было, по разным источникам, 1058-1128 шт. 152-мм гаубица обр. 1909/30 года активно использовалась в боевых действиях, однако орудия этого типа понесли большие потери в 1941-42 годах. Это, наряду с прекращением выпуска гаубиц М-10 и мелкосерийностью новых гаубиц Д-1. привело к острому дефициту 152-мм гаубиц в середине-конце войны. Сохранившиеся орудия использовались до конца войны (в частности, в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге имеется гаубица этого типа, стрелявшая по Рейхстагу ).
152-мм гаубица образца 1909/30 гг. за рубежом152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург .
В 1941-1942 годах немецкой армией было захвачено некоторое количество этих гаубиц, принятых на вооружение вермахта под индексом 15,2 cm s.F.H.445(r). Для трофейных советских орудий в феврале 1943 года немцы даже наладили производство осколочно-фугасных снарядов весом 46 кг [5]. Большая часть таких орудий использовалась немцами в береговой обороне.
Финская армия захватила 14 таких гаубиц в Зимней войне и ещё 85 орудий в начальный период советско-финской войны 1941-44 гг. Орудия активно использовались в боевых действиях (потери составили 14 гаубиц в 1944 году). Финские солдаты оценили простоту, удобство и надёжность орудия, однако отмечали, что для конной тяги орудие слишком тяжело, а механическая тяга из-за отсутствия подрессоривания ограничена небольшой скоростью. На вооружении финской армии (в учебных частях) гаубица состояла до 1980-х годов.
Устройство гаубицы было весьма несложным, что позволило хорошо освоить это орудие в строевых частях, где оно пользовалось большой популярностью. Однако максимальная дальность стрельбы около 10 км для корпусного орудия была уже недостаточной даже по меркам межвоенного времени. Неустранённые в ходе модернизации малая скорость транспортировки и недостаточные углы обстрела (как по горизонтали, так и по вертикали) привели к постепенной замене гаубиц обр. 1910/30 гг. на более современные орудия того же калибра и назначения М-10 .
Однако орудие М-10 было гораздо сложнее по конструкции и его производство разворачивалось с большим трудом (во второй половине 1941 г. его выпуск и вовсе прекратился), поэтому к началу Великой Отечественной войны гаубицы образца 1909/30 гг. вместе с 152-мм гаубицами 1910/30 гг. были самыми распространёнными среди гаубиц шестидюймового калибра в Красной Армии. Они использовались в течение всей войны и только в 1943 году они начали заменяться более современными 152-мм гаубицами Д-1 .
Оценка проекта152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид слева-сзади
152-мм гаубица обр. 1909/1930 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой тяжёлой гаубице 15 cm s.F.H.18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая подвижность орудия ограничивала его использование в условиях маневренной войны. При выходе к огневым позициям танков противника 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. становились почти полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим, хотя на момент начала производства вполне удовлетворяла предъявляемым требованиям.
В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса более чем на тонну меньше, чем у М-10, и почти на 2,5 тонны меньше, чем 15 cm s.F.H.18, что при использовании наиболее распространённой как в РККА, так и в Вермахте конной тяги давало несомненные преимущества), быстро (за 30-40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря эти качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.
Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 152-мм гаубица обр. 1931 г. «НГ», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 152-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.
Характеристики и свойства боеприпасовОсновные 152,4-мм гаубичные снаряды: 1 - осколочно-фугасная стальная граната 53-ОФ-530, 2 - осколочная граната сталистого чугуна 53-О-530, 3 - бетонобойный снаряд 53-Г-530
152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов, за исключением морского полубронебойного. При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты 53-ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м?: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
История создания и боевое применение
152-мм гаубица образца 1909 / 30 годов - советская гаубица периода Второй мировой войны. Несмотря на почтенный возраст, это орудие стало самой многочисленной советской гаубицей калибра 152-мм из участвовавших в Великой Отечественной войне.
В конце 1920-х годов советское военное руководство, осознавая слабость отечественной производственной базы и ее неготовность к созданию современной техники, приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времен Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы, которая почти на треть уступала своим более современным одноклассникам. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 года, изначально разработанную французской оружейной фирмой "Шнейдер".
Орудие представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20 до +41° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа, гидравлическим компрессором веретенного типа и гидропневматическим накатником. Устройство гаубицы было весьма несложным, что позволило хорошо освоить это орудие в строевых частях, где оно пользовалось большой популярностью.
Особенности конструкции гаубицы не позволяли провести сколько-нибудь серьезную модернизацию. В итоге она свелась лишь к удлинению зарядной каморы для размещения более мощного метательного заряда, да к введению металлических колес с резиновой шиной, позволивших немного увеличить скорость буксировки. Главные недостатки - неподрессоренный колесный ход и однобрусный лафет, сильно ограничивающий углы горизонтальной и вертикальной наводки - в силу обстоятельств устранены не были. Эти недостатки в наибольшей степени проявляли себя при попытках использовать гаубицу в качестве противотанкового орудия. В отличие от других советских тяжелых орудий, хоть и не приспособленных для борьбы с танками, но тем не менее неплохо справлявшихся с этой задачей, гаубица образца 1909 / 30 годов была практически беззащитна против бронетехники противника.
После разработки проекта модернизации гаубицы она была принята на вооружение под официальным наименованием "152-мм гаубица обр. 1909 / 30 гг." и запущена в производство, продолжавшееся с 1931 по 1941 год. Всего было выпущено более двух тысяч новых гаубиц, и еще более трехсот гаубиц образца 1909 года были модернизированы.
152-мм гаубица образца 1909 / 30 годов долгое время была самой многочисленной в Рабоче-крестьянской Красной армии. Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол и в советско-финской войне 1939-1940 гг. На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1909 / 30 гг. имелось около 2 500 штук, в то время как новых гаубиц М-10 - чуть более тысячи. Более того, производство сложной М-10 к осени 1941 года было свернуто, и до появления в 1943 году новых гаубиц Д-1 устаревшие 152-мм гаубицы образца 1909 / 30 годов оставались основой советской тяжелой гаубичной артиллерии. Тем не менее эти орудия успешно прошли всю войну и даже стреляли по Рейхстагу.
Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1909/30 гг. было переделаны 362 гаубицы обр. 1909 г. Переделкой орудий занимался Киевский арсенал (возможно, количество переделанных орудий было большим, поскольку, согласно некоторым источникам, сумма вновь произведённых и переделанных орудий меньше фактического наличия орудий данного типа к июню 1941). С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 152-мм гаубицей образца 1938 года (М-10) .
Устройство гаубицы было весьма несложным, что позволило хорошо освоить это орудие в строевых частях, где оно пользовалось большой популярностью. Однако максимальная дальность стрельбы около 10 км для корпусного орудия была уже недостаточной даже по меркам межвоенного времени. Неустранённые в ходе модернизации малая скорость транспортировки и недостаточные углы обстрела (как по горизонтали, так и по вертикали) привели к постепенной замене гаубиц обр. 1910/30 гг. на более современные орудия того же калибра и назначения М-10 .
На танке КВ-2 устанавливалась гаубица М-10Т калибра 152,4 мм, танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфа х в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от ?3° до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряд ы и метательные заряды в гильза х) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 152-мм гаубицы М-10 штатный боекомплект КВ-2 был ограничен только одним видом боеприпасов:
Такое положение дел не удовлетворяло советское военное руководство. В ноябре 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) приказал начать разработку тяжёлой САУ, вооружённой 152,4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Здесь необходимо заметить, что Красная армия в межвоенное время получила на вооружение специализированную машину для борьбы с укреплениями противника. Этой машиной был вооружённый 152,4-мм гаубицей М-10 тяжёлый танк КВ-2. но их выпуск был прекращён в июле 1941 года, и к ноябрю 1942 года уцелела только горстка таких машин. Новый «истребитель ДОТов» должен был быть более мобильным, технологичным, дешёвым и иметь более эффективное вооружение, чем у КВ-2. Однако большая сила отдачи от МЛ-20 сделала невозможным монтировку орудия в башне, и заказчику пришлось согласиться на размещение основного вооружения в неподвижной рубке с ограниченным углом горизонтального обстрела.
thumb|250 px|right|М-60 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург, вид справа Решение о начале проектирования 107-мм дивизионных пушек было принято руководством ГАУ осенью 1938 года (тактико-технические требования на такую пушку были переданы заводу № 172 14 октября 1938 года). Основной причиной этого решения называется стремление избежать выпуска боеприпасов калибра 95 мм (которое пришлось бы организовывать с нуля). Пушки калибра 107 мм использовались ещё в русской армии, для них имелось значительное количество боеприпасов. Советской промышленностью также был освоен выпуск и боеприпасов, и орудий такого калибра (107-мм пушка образца 1910/30 годов выпускалась как минимум до 1935 год а); всё это обещало существенную экономию при производстве и эксплуатации нового 107-мм орудия. В дополнение к этому имелись и другие существенные технические и организационные предпосылки для такого решения — новые пороха и стали вполне позволяли уложиться в верхний предел по массе дивизионной артиллерии, в которой к 1940 году и так уже находились весьма массивные 152-мм гаубицы М-10. Успешные испытания в СССР 105-мм чешской пушки подтвердили принципиальную возможность создания 107-мм мощной дивизионной пушки в массогабаритной категории 152-мм гаубицы. Дивизионные 76-мм орудия вполне могли поразить их на любой разумной дистанции боя в лоб. Однако немецкая пропаганда активно использовала образ многобашенного «супертанка» NbFz якобы с тяжёлым бронированием (на самом деле — противопульная броня 15 мм, выпущено 5 машин), что могло повлиять на решение главы ГАУ. Историк бронетехники М. Коломиец предполагает, что на такое решение маршала Кулика могло повлиять официальное принятие на вооружение вермахта (но отнюдь не активное использование) трофей ного французского танка Char B1bis. Возможно, советская разведка получила какую-то (дез)информацию по проектным наработкам по будущему тяжёлому танку «Тигр». В частности, в спецсообщении разведуправления Генштаба РККА № 660279сс от 11 марта 1941 года сообщалось, что немцы начинают строить три образца тяжёлых танков: типа V массой 36 т с толщиной брони 60 мм, типа VI массой 45 т с толщиной брони 70 мм и типа VII массой 90 тонн и вооружением из одной 105-мм и двух 20-мм пушек. И. В. Сталин поручил разобраться А. А. Жданову с этим вопросом, попутно похвалив 107-мм пушку обр. 1910 г. которую глава СССР весьма хорошо знал по своему опыту в Гражданской войне. Однако Жданов понял реплику как похвалу 107-мм пушке М-60 и доложил в итоге о преимуществах предложения маршала Кулика, чем и обусловил принятие последней. Однако известный историк А. Б. Широкорад подвергает сомнению и серьёзной критике данную версию.
С 1937 года, с передачей Наркомату оборонной промышленности, завод стал артиллерийским. За счет сворачивания гражданской продукции на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы обр. 1938 г.. С началом в 1941 г. Великой Отечественной войны выпуск гаубиц прекратили и освоили производство противотанковых пушек, в том числе дивизионной 76-мм пушки ЗИС-3 .
В 1941 год у по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: