Руководства, Инструкции, Бланки

рекламный паспорт на продукцию военного назначения образец img-1

рекламный паспорт на продукцию военного назначения образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1892 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Министра обороны РФ от N 300 (ред

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Министра обороны РФ от 25.05.2008 N 300 (ред. от 30.10.2010) "О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2008 N 11813)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Рекламный паспорт продукции военного назначения

Рекламный паспорт продукции военного назначения

03 Октября 2016

Работодатели, заключая с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, довольно часто прописывают в них условия, позволяющие потом контролирующим органам квалифицировать данные договоры как трудовые. А как известно, от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в ФСС.

В некоторых компаниях сотрудники часто пользуются услугами платных парковок, например, при разъездном характере работы. Компании, в свою очередь, компенсируют понесенные расходы. Рассмотрим, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на компенсацию сотруднику оплаты парковки.

В Письме от 14.06.2016 № 03‑03‑06/1/34531 чиновниками Минфина снова был рассмотрен вопрос о порядке обложения НДФЛ и налогом на прибыль сумм возмещения организацией расходов на аренду квартиры работника, переехавшего в связи с работой в другой местности. Правда, на этот раз выводы чиновников в части налога на прибыль едва ли порадуют налогоплательщиков. Впрочем, и из данной ситуации они могут извлечь определенную выгоду. Какую именно, поясним далее, вначале проанализируем нынешнюю позицию финансистов.

29 Сентября 2016

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

Семинары

Приказ Министра обороны РФ от N 300 - О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и

Приказ Министра обороны РФ от 25 мая 2008 г. N 300 "О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам" (с изменениями и дополнениями)

г) параметры (ТТХ) ПВН, предлагаемой к созданию (модернизации);

д) перечень результатов работы (услуги), которые могут быть переданы иностранному заказчику, а также результатов работы (услуги), которые передаче иностранному заказчику не подлежат;

е) требования по ограничению доступа к изделиям и документам, предназначенным для передачи иностранным заказчикам в процессе выполнения работы (оказания услуги).

5. Для описания технологии производства (модернизации, ремонта, утилизации) ПВН, предполагаемой к передаче иностранному заказчику по лицензии (лицензионному договору), целесообразно использовать следующие разделы:

а) наименование технологии;

б) условия передачи прав на технологию, включающие в себя: способы использования, территорию, программу (объем) производства и срок действия лицензии, исчерпывающий перечень элементов технологии (результатов интеллектуальной деятельности, документации, материалов, оборудования, оснастки, комплектующих), являющихся предметом лицензии, а также элементов технологии, которые передаче иностранному заказчику не подлежат;

в) порядок передачи технологии, включающий в себя перечень работ (услуг), которые предполагается выполнять (оказывать) на этапе передачи и освоения технологии иностранным заказчиком;

г) требования по ограничению доступа к технологии и ее элементам, предназначенным для передачи иностранным заказчикам.

*(1) Приводятся действительное и условное наименование (шифр), а также условное обозначение (индекс) экспортного образца.

*(2) Приводятся сведения о ТТХ экспортного образца и их величинах измерений в соответствии со стандартным форматом описания, утвержденным в системе каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации для российского аналога (прототипа) экспортного образца.

*(3) Раздел дополняется схемой деления экспортного образца на составные части, оформленной с учетом ГОСТа 2.711-82. Для сложных образцов ПВН схема деления может оформляться приложением к ПЭО.

*(4) В раздел включается перечень входящих в комплект поставки экспортного образца изделий и документов, сгруппированных по категориям ПВН в соответствии с Классификатором продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (приложение N 3 к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062).

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2010 г.

Приложение N 2
к Порядку (п. 3 )
(с изменениями от 30 октября 2010 г.)

Начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю

Рекламный паспорт
N _________________________
______________________________________________________
(наименование продукции военного назначения)

Приложение N 3
к Порядку (п. 7 )

На исх. N _____от________20__ г.

СОГЛАСОВАНО (согласовано с замечаниями, отказано в согласовании)

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия руководителя организации, дата согласования (отказа в согласовании)

1. Количество граф в листе согласования должно соответствовать количеству лиц, привлекаемых к рассмотрению документа.

2. В листе согласования допускается использовать следующие формулировки:

"Согласовано с замечаниями";

"Отказано в согласовании".

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2010 г.

Приложение N 4
к Порядку (п. 13 )
(с изменениями от 30 октября 2010 г.)

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра обороны Российской Федерации

Начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2010 г.

Приложение N 5
к Порядку (п. 13 )
(с изменениями от 30 октября 2010 г.)

Начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2010 г.

Приложение N 6
к Порядку (п. 14 )
(с изменениями от 30 октября 2010 г.)

Начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации

Руководитель органа военного управления, осуществляющего функции государственного заказчика

Дополнение N ______________
к паспорту экспортного облика (рекламному паспорту) N __________
_________________________________________________
(наименование продукции военного назначения)

Рекомендации по оформлению дополнения к ПЭО (РП)

1. В дополнение к ПЭО (РП) целесообразно включать вводную часть, обосновывающую необходимость внесения изменений.

2. Все изменения, вносящиеся в ПЭО (РП), описываются последовательно в виде пронумерованного перечня.

При описании изменений используются формулировки, применяемые при внесении изменений в нормативные правовые акты. Например: "пункт 3 изложить в следующей редакции", "пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания".

3. При необходимости внесения повторных изменений в ПЭО (РП) целесообразно оформлять новое дополнение, которое должно предусматривать отмену устаревшего дополнения.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2010 г.

Приложение N 7
к Порядку (п. 15 )
(с изменениями от 30 октября 2010 г.)

В целях развития военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами проводятся рекламно-выставочные и маркетинговые кампании, в том числе показ образцов продукции военного назначения. Образцы продукции военного назначения включаются в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, после утверждения их экспортной комплектации и тактико-технических характеристик. Информация о тактико-технических характеристиках продукции военного назначения сообщается иностранным заказчикам в строго ограниченном объеме, согласованном с Минобороны России.

Установлен порядок утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам. Для утверждения тактико-технических характеристик и экспортной комплектации разработчиками продукции военного назначения в Минобороны России представляются копии паспорта экспортного облика, для согласования информации рекламного характера - копии рекламного паспорта. Указанные документы согласовываются с ФСТЭК России и органом военного управления, являющимся госзаказчиком российского аналога (прототипа) экспортной продукции военного назначения. Срок рассмотрения документов не должен превышать 20 рабочих дней. Согласованные паспорта направляются разработчикам в течение 5 дней после их утверждения (согласования).

Установленный порядок вводится в действие с 1 сентября 2008 года.

Приказ Министра обороны РФ от 25 мая 2008 г. N 300 "О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2008 г.

Регистрационный N 11813

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Порядок. утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 сентября 2008 г.

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 июня 2008 г. N 26

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министра обороны России от 30 октября 2010 г. N 1449

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней,

Приказ Министра обороны РФ от 25.05.2008 N 300 "О Порядке утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2008 г. прилагаемый Порядок утверждения экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения и согласования объема информации о ней, сообщаемой иностранным заказчикам.

Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 18 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 <*>, и пунктом 2 Правил разработки списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 831 <**>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3800; 2007, N 52, ст. 6425; 2008, N 49, ст. 5764; N 50, ст. 5901; 2009, N 42, ст. 4917; N 50, ст. 6074.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6293; 2008, N 50, ст. 5946.

2. Для утверждения тактико-технических характеристик (ТТХ) и экспортной комплектации продукции военного назначения (ПВН) Министерство обороны Российской Федерации (далее именуется - Министерство обороны) рассматривает:

а) два экземпляра оригинала и две заверенные копии паспорта экспортного облика (ПЭО) (приложение N 1 к настоящему Порядку);

б) носитель информации (дискета, компакт-диск), содержащий электронную копию ПЭО.

При этом гриф секретности ПЭО (носителя информации с его электронной копией) устанавливается в соответствии со степенью секретности содержащихся в нем сведений.

3. Для согласования информации рекламного характера о ПВН Министерство обороны рассматривает:

а) два экземпляра оригинала и две заверенные копии рекламного паспорта (РП) (приложение N 2 к настоящему Порядку).

При этом РП готовится с учетом требований статьи 26 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <*>;

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; N 16, ст. 1828; N 30, ст. 3807; N 49, ст. 6071; 2008, N 20, ст. 2255; N 44, ст. 4985; 2009, N 19, ст. 2279; N 39, ст. 4542; N 51, ст. 6157; N 52 (ч. I), ст. 6430.

б) четыре заверенные копии заключения постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны организации - разработчика (производителя) ПВН (далее именуется - ПДТК) о возможности открытого опубликования информации, содержащейся в РП;

в) носитель информации (дискета, компакт-диск), содержащий электронную копию РП.

4. Оригиналы ПЭО (РП) подписываются руководителем организации - разработчика (производителя) ПВН и согласовываются начальником закрепленного (аккредитованного) в организации - разработчике (производителе) ПВН военного представительства Министерства обороны. При необходимости указанные документы могут быть подписаны (согласованы) руководителями иных организаций, имеющих отношение к разработке, производству или эксплуатации соответствующей ПВН. Подписи должностных лиц заверяются гербовыми печатями их организаций.

Начальник военного представительства Министерства обороны организует контроль достоверности приведенных в документах сведений, наличия необходимых подписей и печатей, обеспечения режима секретности.

5. ПЭО (РП), поступившие в Министерство обороны, направляются в Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны (далее именуется - УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО), где регистрируются в журнале учета входящих документов.

По результатам предварительного рассмотрения ПЭО (РП) начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с момента регистрации принимает решение о возвращении обратившимся ПЭО (РП) для устранения выявленных недостатков с указанием причин возврата либо о направлении их в установленном порядке:

а) в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (далее именуется - ФСТЭК России);

б) в орган военного управления, осуществляющий функции государственного заказчика российского аналога (прототипа) экспортной ПВН;

в) в орган военного управления, имеющий на вооружении (на снабжении, в эксплуатации) российский аналог (прототип) экспортной ПВН.

Начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации при необходимости имеет право направить ПЭО (РП) на рассмотрение в иные органы военного управления.

6. Рассмотрение документов органами военного управления и ФСТЭК России осуществляется только в части вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности. При этом срок рассмотрения не должен превышать 20 рабочих дней с момента их регистрации в органах военного управления (ФСТЭК России).

7. Результаты рассмотрения документов отражаются в листе согласования согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, который направляется в УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО.

8. ПЭО (РП), поступившие на рассмотрение в ФСТЭК России, при согласии или при согласовании с замечаниями согласовываются на титульных листах их оригиналов, при этом замечания оформляются мотивированным заключением.

В случае отказа в согласовании дается заключение с указанием причин отказа.

9. В случае нарушения срока рассмотрения ПЭО (РП) в УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО направляется справка с указанием причины нарушения срока рассмотрения.

10. При согласовании ПЭО (РП) с замечаниями начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации организует в течение 10 рабочих дней с момента поступления в УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО замечаний их устранение (учет), а при невозможности устранения (учета) замечаний в указанный срок направляет в установленном порядке обратившемуся ПЭО (РП) с обобщенными замечаниями для доработки.

11. Согласованный ПЭО (в том числе согласованный с замечаниями и доработанный с их учетом) согласовывается начальником Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации и представляется в установленном порядке на утверждение первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Согласованный РП (в том числе согласованный с замечаниями и доработанный с их учетом) согласовывается начальником Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации.

12. Первый экземпляр ПЭО (РП) в течение 5 рабочих дней после утверждения (согласования) регистрируется УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО и направляется обратившемуся в сброшюрованном виде.

В случае отказа в утверждении (согласовании) ПЭО (РП) начальник Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации в течение 5 рабочих дней письменно уведомляет обратившегося о причине отказа и возвращает ему один экземпляр ПЭО (РП).

Вторые экземпляры ПЭО (РП) вместе с листами согласования остаются на хранении в УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО.

13. Внесение изменений в ПЭО (РП) оформляется в виде дополнений к ним согласно приложениям N 4 и 5 к настоящему Порядку, соответственно, при этом Министерство обороны рассматривает:

а) четыре заверенные копии ПЭО (РП), в который вносятся изменения;

б) два экземпляра оригинала и две заверенные копии изменений в ПЭО (РП);

в) носитель информации (дискету, компакт-диск), содержащий электронную копию ПЭО (РП) и изменений к нему;

г) четыре заверенные копии заключения ПДТК (только для РП и вносимых изменений в него).

Изменения в ПЭО (РП) рассматриваются и утверждаются (согласовываются) в порядке и сроки, установленные для рассмотрения и утверждения (согласования) ПЭО (РП), за исключением случая, указанного в пункте 14 настоящего Порядка.

14. Изменения в ПЭО, не вносящие изменений в основные ТТХ ПВН и (или) требования по ограничению доступа к изделиям и документам, а также изменения в РП, связанные с изменениями ПЭО, в двух экземплярах рассматриваются УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО и органом военного управления, осуществляющим функции государственного заказчика российского аналога (прототипа) экспортной ПВН, и при согласии согласовываются их начальниками в соответствии с приложением N 6 к настоящему Порядку.

15. Тендерные предложения или иной объем информации о ПВН, не предназначенный для использования в рекламных целях, рассматриваются в Министерстве обороны в порядке, предусмотренном для рассмотрения ПЭО.

При этом Министерство обороны рассматривает:

а) два экземпляра оригинала и две заверенные копии документа, содержащего информацию на русском языке в том объеме, который предусматривается для передачи иностранному заказчику. Титульные листы соответствующих документов оформляются согласно приложению N 7 к настоящему Порядку;

б) носитель информации (дискету, компакт-диск), содержащий электронную копию документа;

в) четыре заверенные копии заключения ПДТК о наличии в документе, предназначенном для передачи иностранному заказчику, сведений, составляющих государственную тайну;

г) заверенные копии запроса иностранного заказчика на предоставление информации и его перевода на русский язык.

Сведения, составляющие государственную тайну, иная информация ограниченного распространения, а также информация, которая сама по себе является ПВН, передаются иностранному заказчику в установленном порядке.

16. В случае возникновения обстоятельств, требующих подтверждения соответствия сведений в ПЭО (РП) установленным требованиям, ПЭО (РП) направляются в УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО для проведения повторной экспертизы, после чего УИС, ВТС и ЭП ВВТ МО осуществляет их перерегистрацию.

Приложение N 1
к Порядку (п. 2)

Рекомендации по оформлению паспорта экспортного облика

1. При оформлении ПЭО используется многоуровневая (1, 1.1, 1.1.1, 2, 2.1 и т.д.) нумерация его разделов и подразделов.

2. В ПЭО различным вариантам экспортного исполнения ПВН могут быть присвоены собственные наименования (индексы).

Отличия в ТТХ, составе и комплекте поставки различных вариантов экспортного исполнения ПВН рекомендуется приводить в табличной форме.

3. Для описания образца ПВН в ПЭО целесообразно использовать следующие разделы:

а) наименование экспортного образца <*>;

<*> Приводятся действительное и условное наименования (шифр), а также условное обозначение (индекс) экспортного образца.

б) назначение экспортного образца;

в) ТТХ экспортного образца <*>;

<*> Приводятся сведения о ТТХ экспортного образца и их величинах измерений в соответствии со стандартным форматом описания, утвержденным в системе каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации для российского аналога (прототипа) экспортного образца.

г) состав экспортного образца <*>;

<*> Раздел дополняется схемой деления экспортного образца на составные части, оформленной с учетом ГОСТа 2.711-82. Для сложных образцов ПВН схема деления может оформляться приложением к ПЭО.

д) комплект поставки экспортного образца <*>;

<*> В раздел включается перечень входящих в комплект поставки экспортного образца изделий и документов, сгруппированных по категориям ПВН в соответствии с Классификатором продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (приложение N 3 к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062).

е) основные отличия экспортного образца от аналога (прототипа), созданного (создаваемого) в интересах российского заказчика;

ж) требования по ограничению доступа к изделиям и документам, предназначенным для передачи иностранным заказчикам.

4. Для описания научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, иных работ (услуг), являющихся ПВН, в ПЭО целесообразно использовать (где это применимо) следующие разделы:

а) наименование работы (услуги);

б) назначение работы (услуги);

в) порядок выполнения работы (оказания услуги);

г) параметры (ТТХ) ПВН, предлагаемой к созданию (модернизации);

д) перечень результатов работы (услуги), которые могут быть переданы иностранному заказчику, а также результатов работы (услуги), которые передаче иностранному заказчику не подлежат;

е) требования по ограничению доступа к изделиям и документам, предназначенным для передачи иностранным заказчикам в процессе выполнения работы (оказания услуги).

5. Для описания технологии производства (модернизации, ремонта, утилизации) ПВН, предполагаемой к передаче иностранному заказчику по лицензии (лицензионному договору), целесообразно использовать следующие разделы:

а) наименование технологии;

б) условия передачи прав на технологию, включающие в себя: способы использования, территорию, программу (объем) производства и срок действия лицензии, исчерпывающий перечень элементов технологии (результатов интеллектуальной деятельности, документации, материалов, оборудования, оснастки, комплектующих), являющихся предметом лицензии, а также элементов технологии, которые передаче иностранному заказчику не подлежат;

в) порядок передачи технологии, включающий в себя перечень работ (услуг), которые предполагается выполнять (оказывать) на этапе передачи и освоения технологии иностранным заказчиком;

г) требования по ограничению доступа к технологии и ее элементам, предназначенным для передачи иностранным заказчикам.

Приложение N 2
к Порядку (п. 3)

Приложение N 3
к Порядку (п. 7)

1. Количество граф в листе согласования должно соответствовать количеству лиц, привлекаемых к рассмотрению документа.

2. В листе согласования допускается использовать следующие формулировки:

"Согласовано с замечаниями";

"Отказано в согласовании".

Приложение N 4
к Порядку (п. 13)

Приложение N 5
к Порядку (п. 13)

Приложение N 6
к Порядку (п. 14)

Рекомендации по оформлению дополнения к ПЭО (РП)

1. В дополнение к ПЭО (РП) целесообразно включать вводную часть, обосновывающую необходимость внесения изменений.

2. Все изменения, вносящиеся в ПЭО (РП), описываются последовательно в виде пронумерованного перечня.

При описании изменений используются формулировки, применяемые при внесении изменений в нормативные правовые акты. Например: "пункт 3 изложить в следующей редакции", "пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания".

3. При необходимости внесения повторных изменений в ПЭО (РП) целесообразно оформлять новое дополнение, которое должно предусматривать отмену устаревшего дополнения.

Приложение N 7
к Порядку (п. 15)

Календарь

Поставки ПВН, предусматривающие передачу сведений

поставки ПВН, предусматривающие передачу сведений, составляющих государственную тайну.

5. Имеет место несоответствие номенклатуры, включенной в список ПВН, разрешенной к передаче инозаказчикам (список № 1), перечню видов ПВН, закрепленному в статье 1 Закона о военно-техническом со­трудничестве. Следствием этого является то, что нормативно не определены механизмы поставки в иностранные государства значительного числа видов ПВН и как результат их поставка в иностранные государства невозможна, либо разработка конкретного механизма поставки такой продукции существенно превышает установленные сроки принятия решений (картографическая продукция военного назначения, информационные услуги военного назначения и т.д.).

6. Отсутствуют утвержденные паспорта экспортного облика большинства образцов вооружений, военной техники и НИОКР, включенных в список № 1, которые являются основанием для передачи инозаказчиками информации о тактико-технических характеристиках ПВН или об основных параметрах НИОКР. Минобороны России требует пересогласовывать экспортную комплектацию по ранее поставленным образцам ВиВТ или их составным частям либо при поставках ВиВТ, ранее поставленным иностранным государствам, но снятым с производства и не включенным по этой причине в список № 1.

Для решения комплекса проблем, связанных с паспортами экспортного облика, целесообразно порядок и сроки утверждения паспортов экспортного облика (ПЭО), включая экспортную комплектацию и тактико-технические характеристики образцов ВиВТ и рекламных паспортов, определить указом Президента РФ, что исключит субъективный подход к этому элементу системы экспортного контроля со стороны Минобороны России. При этом целесообразно исходить из следующего:

паспорт экспортного облика рассматривается и утверждается (согласовывается) Минобороны России, как правило, одновременно с включением в список № 1. Если в список № 1 включена ПВН, не имеющая утвержденного ПЭО, то должны быть нормативно определены сроки выполнения этой работы;

образцы ВиВТ, поставленные в иностранные государства на основании ранее принятых решений (в том числе ЦК КПСС и/или Совета Министров СССР), и не включенные в действующий список № 1, поставляются в комплектации, утвержденной указанными решениями;

в состав экспортной комплектации сложного образца ВиВТ включаются применяемые с этим образцом боеприпасы, специальные средства боевого применения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, специальные средства обучения боевому применению, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту;

с утверждением экспортной комплектации сложного образца ВиВТ одновременно утверждается экспортная комплектация его составных частей (деталей, узлов, агрегатов);

на отдельные компоненты (системы, узлы и механизмы), входящие в состав ПВН (образца ВВТ) и не являющиеся функционально законченной продукцией военного назначения, предназначенной для самостоятельного применения, экспортная комплектация (экспортный облик) и рекламные материалы для проведения маркетинговой деятельности госпосредника или других субъектов ВТС не разрабатываются и с Минобороны России не согласовываются;

на продукцию общегражданского назначения, применяемую для обеспечения боевого применения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта сложных образцов ВВТ, экспортная комплектация не разрабатывается.

7. Длительные сроки назначения российскими оборонными агентствами исполнителей контрактных обязательств, если поставка осуществляется через государственного посредника, особенно по НИОКР, передаче лицензионной документации и оказании технического содействия в создании (дооборудовании) специальных объектов, а также отсутствием механизма назначения указанных исполнителей из числа организаций, не отнесенных к ведению агентств (проектных, строительных, ремонтных, картографических, оказывающих услуги по информации военного назначения и др.).

Причинами этого являются, с одной стороны, отсутствие нормативной регламентации процесса принятия решений по исполнителям, с другой - отсутствие нормативно закрепленных принципов отбора указанных исполнителей. Как результат - постоянные громкие скандалы, которые сотрясают не только отечественный оборонно-промышленный комплекс, но и систему ВТС в целом.

Так, решением Правительства РФ изменен головной исполнитель 1,5-миллиардного контракта на поставку 40 истребителей Су-30МКК – вместо КнААПО им назначен АВПК "Сухой" 1. хотя законодательством в области ВТС такой порядок не предусмотрен. Указанные решения принимаются соответствующими российскими оборонными агентствами.

Другим примером является передача с "Северной верфи" строительства двух эсминцев для ВМС Китая стоимостью 1,4 млрд. долл. США "Балтийскому заводу" в результате проведения тендерной комиссии. Указанное решение вызывает удивление, так как, во-первых, законодательством проведение указанных тендерных комиссий также не предусмотрено, а во-вторых, ранее, 5 февраля 2001 г. в установленном порядке решение о назначение "Северных верфей" исполнителем было принято Российским агентством по судостроению 2 .

Еще один характерный пример, к чему приводит отсутствие четко определенных критериев отбора исполнителей контрактных обязательств – это распределение между судостроительными заводами заказа на поставку Китаю восьми подводных лодок типа "Кило" стоимостью 1,6 млрд. долл. США. С китайской стороны уже было оговорено, что пять ДЭПЛ должны построить "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург), две – Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на Амуре) и одну – судостроительный завод "Красное Сормово" (Нижний Новгород). На указанных заводах ранее была построена 41 ДЭПЛ этого проекта. В самый последний момент Российское агентство по судостроению решило переписать согласованный с китайцами список, и передать заказ на постройку двух субмарин с Амурского судостроительного завода на Севмашпредприятие (Северодвинск), что, по существу, означает изменение в одностороннем порядке условий контракта, а значит, и возможность его срыва 1 .

Как отмечают российские эксперты, "Пекин по традиции крайне болезненно реагирует на утечки информации о своих военных закупках и не упускает случая выспорить себе дополнительные преимущества в качестве компенсации за самые минимальные нарушения с российской стороны" 2 .

Проблема решится, если изменить порядок определения исполнителей контрактных обязательств среди российских организаций – разработчиков и производителей, исходя из того, что определение исполнителя целесообразно возложить на государственного посредника по согласованию с соответствующим российским оборонным агентством.

8. Длительное рассмотрение проектов решений в федеральных органах исполни­тельной власти. Основными причинами несоблюдения сроков согласования про­ектов указанных документов являются:

наличие взаимоисключающих требований, изложенных в заключениях на проекты решений различных федеральных органов исполнительной власти, а также требований, не относящихся к их компетенции, и отсутствие при этом механизма оператив­ного разрешения возникающих разногласий на этапе согласования (согласно п. 63 Регламента Правительства РФ 3. этим должен заниматься уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти, соответственно в области ВТС - КВТС России);

несовпадение сроков согласования проектов документов, установленных внутриведомственными инструкциями федеральных органов исполнительной власти, и сроков, установленных нормативными правовыми актами в области ВТС, а также Регламентом Правительства Российской Федерации;

чрезмерно усложненный в Минобороны России порядок согласования проектов распорядительных документов, в том числе обусловленный неоправданно широким кругом привлекаемых к их рас­смотрению должностных лиц.

Для решения комплекса указанных проблем необходимо:

определить механизм оперативного разрешения разногласий при согласовании проектов решений на поставку ПВН, возложив эту задачу на рабочую группу по оперативному согласованию проектов решений и проработке других вопросов ВТС в соответствии с Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953;

увеличить сроки согласования в федеральных органах исполнительной власти проектов решений на поставку ПВН до 10 рабочих дней, как это предусмотрено п. 62 Регламента Правительства РФ 1 .

Вместе с тем указанный блок проблем, связанный с принятием КВТС России (Правительством РФ) решения о поставке ПВН, можно решить, если ввести уведомительный характер согласования проектов решений на поставку ПВН, при котором они считались бы одобренными в случае отсутствия согласования или заключения об отказе в согласовании указанных проектов решений соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленные сроки (проект указа см. в приложении 3) 2.

При этом целесообразно оставить действующий порядок согласования распорядительных документов при поставках ПВН на основании решений Президента Российской Федерации (ПВН, не включенная в список № 1 и поставляемая в страны, не включенные в список № 2), а также при поставках ПВН на основании решений Правительства Российской Федерации. Соответственно вводя уведомительный характер согласования проектов распорядительных документов, когда основанием поставки ПВН является решение КВТС России.

К разрешительной системе в области военно-технического сотрудничества относится лицензирование ввоза и вывоза ПВН, которое, в соответствии с предлагаемыми концептуальными подходами, должно стать ключевым элементом государственного контроля в этой области.

Прежде всего, необходима диверсификация механизмов лицензирования, в зависимости от того, что является объектом лицензирования: финальная продукция военного назначения либо запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения, а также проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту ПВН (далее – запасные части) 1.

В настоящее время действует единая система лицензирования в отношении всей ПВН, т.е. как финальных образцов, так и запасных частей, что неоправданно усложняет порядок осуществления ВТС.

Действующая система предусматривает менее жесткий режим государственного контроля за поставками запасных частей по сравнению с остальной продукцией военного назначения, включая одно разрешительное звено – лицензирование. Однако даже указанный льготный режим не позволяет обеспечить оперативность, когда требуется срочная поставка запасных частей при выходе из строя вооружения и военной техники у инозаказчика.

На наш взгляд, решение указанной проблемы лежит в либерализации порядка лицензирования в отношении запасных частей, так как административный ресурс, заложенный в ликвидации одного из звеньев разрешительной системы – решений КВТС, - уже использован.

Необходимо исходить из того, что поставка запасных частей в льготном режиме, т.е. по лицензиям, осуществляется только в отношении продукции военного назначения, ранее поставленной по соответствующим решениям Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, КВТС России. В силу этого при принятии указанных решений, соблюдены все политические, военные и экономические интересы с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. Встает проблема, что при условии либерализации лицензирования в отношении запасных частей необходимо создать действенные механизмы для оперативного учета складывающейся обстановки в регионе поставки, позволяющие заблокировать, в случае необходимости, такую поставку.

Исходя из сказанного, в отношении вывоза запасных частей можно было бы установить следующий порядок лицензирования.

Одна из проблем, которую необходимо решить, - это отказаться от принципа конкретности лицензии. В настоящее время ее обязательным атрибутом является конкретный перечень вывозимой (ввозимой) ПВН. При плановых поставках запасных частей в соответствии с закрепленной в контрактах номенклатурой такой подход оправдан. Но если требуется осуществление срочной поставки для восстановления вышедших из строя ВиВТ, то на такую поставку требуется получение отдельной лицензии. Кроме того, зачастую согласование конкретной номенклатуры ЗИП происходит до последнего момента в силу различных обстоятельств, не зависящих от субъекта ВТС. Получение же лицензии на ЗИП наиболее трудоемкий процесс в силу большого количества указываемой в лицензии номенклатуры, что объективно приводит к многочисленным ошибкам и затягиванию процесса лицензирования. Результатом этого является нарушение сроков исполнения обязательств и как следствие имущественная ответственность.

Решить указанные проблемы можно было бы, выдавая лицензии не на конкретную номенклатуру запасных частей, а на вывоз всех запасных частей к ПВН, поставляемой по соответствующему контракту, указывая в заявлении на лицензию и лицензии основную номенклатуру ПВН, являющуюся предметом контрактного обязательства.

Встает проблема обеспечения государственного контроля за указанными поставками. Причем необходимо создавать механизмы контроля как на этапе, предшествующем вывозу, так и после вывоза, чтобы была обеспечена действенность такого контроля.

Для осуществления контроля на этапе, предшествующем вывозу, в заявлениях на лицензию и лицензии необходимо указывать, что сведения о конкретной номенклатуре, количестве, организациях - разработчиках (производителях) должны быть приведены в письменных уведомлениях субъектов военно-технического сотрудничества. Указанные уведомления за три дня до таможенного оформления продукции военного назначения должны представляться в КВТС России, который регистрирует их с целью учета, а также в Минобороны России. Зарегистрированные уведомления представляются по месту регистрации лицензии и являются основанием для таможенного оформления вывозимых запасных частей. КВТС России принимает решение по данным уведомлениям только в случае необходимости запретить вывоз запасных частей. Если решение о запрете не принято в течение трех дней, то субъект ВТС имеет право осуществлять поставку запасных частей. В случае принятия запрещающего решения КВТС России незамедлительно уведомляет об этом ГТК России и субъекта ВТС.

Государственные органы, на которые возложены обеспечение экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества (КВТС России) и соблюдение военно-политических интересов в этой сфере (Минобороны России), на этом этапе могут заблокировать любой вывоз запасных частей, если, во-первых, указанные в заявлении запасные части не будут соответствовать той ПВН, в отношении которой осуществляется поставка; во-вторых, если ситуация в регионе или международные санкции не позволяют осуществлять такую поставку.

Государственный контроль на этапе после осуществления вывоза запасных частей можно осуществлять предоставлением в установленный срок, например 2-недельный после таможенного оформления, в КВТС России копий уведомления, зарегистрированного в таможенном органе, заявки иностранного заказчика и в случае гарантийного обслуживания копии технического или рекламационного акта, а также копии грузовой таможенной декларации с отметкой о выпуске товара и дополнительного соглашения о поставке запасных частей. Если, исходя из указанных документов, вывезенные запасные части не будут соответствовать представленным до вывоза уведомлениям, то это будет являться основанием для КВТС России поднять вопрос о привлечении к ответственности субъекта ВТС согласно действующему законодательству.

Таким образом, в случае поступления заявки от инозаказчика о срочной поставке запасных частей к ранее поставленной по соответствующим решениям ПВН субъекту ВТС, имеющему на руках лицензию, остается только согласовать условия, т.е. подписать соответствующее дополнение к действующему контракту, и с соблюдением предложенных выше мер осуществить такую поставку. Указанный порядок позволит реально сократить сроки указанных поставок в необходимых случаях до 24 – 72 часов.

Реализация указанных предложений позволит существенно либерализовать лицензирование в отношении вывоза запасных частей при соблюдении принципов государственной монополии, повысив тем самым эффективность военно-технического сотрудничества. В соответствии с указанными принципами (п. 2 ст. 4 Закона о ВТС) в отношении экспорта и импорта введен разрешительный порядок. Данный разрешительный порядок обеспечивается выдачей вышеуказанной лицензии, а контроль за конкретной номенклатурой осуществляется как на этапе, предшествующем вывозу, так и после него.

Предложенные выше концептуальные подходы касаются правового обеспечения совершенствования организационной структуры государственного управления и правового механизма воздействия на внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества.

Определенный потенциал также имеется в рамках третьего элемента системы военно-технического сотрудничества – внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Организационные ресурсы подсистемы внешнеторговой деятельности заложены в составе субъектов ВТС, т.е. организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

В настоящее время Указом Президента РФ от 1 декабря 2002 г. № 1953 определены три вида субъектов ВТС:

предприятия – разработчики и производителя ПВН, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении ПВН собственного производства, в том числе финальных изделий ПВН;

предприятия – разработчики и производители ПВН, осуществляющие внешнеторговую деятельность только в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, а также в части, касающейся проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции военного назначения 1. Данный вид субъектов ВТС появился недавно в соответствии с Указом Президента РФ от 10 декабря 2001 г. № 1417.

Проанализируем структуру субъектного состава системы военно-технического сотрудничества.

Формирование системы военно-технического сотрудничества с 1991 года показывает, что в те годы, когда состав субъектов ВТС, в том числе государственных посредников, расширялся, мы имели наихудшие показатели по объемам экспорта продукции военного назначения. Так, в 1994 г. внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляли 3 госпосредника ("Оборонэкспорт", "Спецвнештехника" и ГУСК) и 11 спецэкспортеров из числа производителей и разработчиков ВиВТ. Объемы экспорта ПВН составили 1,72 млрд. долл. США. В 1997 г. право внешнеторговой деятельности в отношении ПВН было предоставлено 24 организациям, из них 3 государственным посредникам – ГК "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии". Объемы экспорта ПВН снизились с 3,56 млрд. долл. США в 1996 г. когда был один государственный посредник, до 2,6 млрд. долл. США в 1997 г.

Основными причинами такого положения дел являлись неизбежная конкуренция, возникающая между субъектами ВТС, прежде всего между государственными посредниками, имеющими одинаковый предмет ведения, а также распыление мер государственного протекционизма при экспортных поставках ПВН инозаказчикам. Причем речь идет как об экономических, так и политических мерах. Именно поэтому Законом о ВТС одним из методов реализации государственной монополии в области экспорта ПВН было закреплено недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности.

В силу этого недопустимо отходить от законодательно установленных принципов государственной монополии как в отношении поставок финальных изделий ПВН, так и в отношении поставок запасных частей.

Предоставление разработчикам и производителям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении финальных изделий ПВН обусловливает пересечение их сфер деятельности с государственным посредником, что приводит к конкуренции на внешнем рынке. Такая ситуация, с одной стороны, противоречит Закону о ВТС, с другой - является весьма существенным административным ресурсом, позволяющим обеспечить наивысшие показатели в объемах экспорта ПВН, за счет концентрации всех усилий, в том числе мер государственного протекционизма, на одном субъекте ВТС – госпосреднике. Опыт формирования системы ВТС является наглядным подтверждением именно такого подхода. Более того, стратегические задачи и функции в сфере военно-технического сотрудничества может выполнить только государственный посредник, обладающий необходимыми возможностями как для реализации государственной политики в этой сфере и представления интересов государства, так и для представления интересов предприятий ОПК на мировом рынке ВиВТ. Необходимо четко понимать, что выполнение указанных задач не под силу ни одному оборонному предприятию промышленности.

Соединение коммерческих интересов предприятий оборонного комплекса и одновременной реализации интересов государства при осуществлении военно-технического сотрудничества возможно только в рамках внешнеторговой деятельности специфичного субъекта – государственного посредника, объединяющего в себе преимущества коммерческой организации и возможности решения государственных задач.

Именно поэтому следующим логичным шагом совершенствования системы военно-технического сотрудничества должно стать дальнейшее сокращение числа спецэкспортеров, имеющих право торговли финальными изделиями ПВН, что служит существенным резервом реализации организационных ресурсов системы военно-техническим сотрудничества (см. проект указа Президента РФ в приложении 4).

Еще одним резервом системы военно-технического сотрудничества является субъектный состав в области поставок в иностранные государства запасных частей.

Оценивая позитивно расширение числа субъектов ВТС в локальной области, что позволит более оперативно реагировать на запросы инозаказчиков по ремонту поставленной российской продукции военного назначения, т.е. соответствовать требованиям мирового рынка, необходимо отметить ряд проблем.

Созданный механизм предоставления права внешнеторговой деятельности в отношении поставки запасных частей инициирует недобросовестную конкуренцию на внешнем рынке, что противоречит методам государственной монополии, установленным ст. 5 Закона о ВТС. Аналогичная ситуация имела место в 1999-2000 гг. когда отсутствие указанных механизмов привело к конкуренции на мировом рынке ГК "Росвооружение" и "Промэкспорт". Один из примеров подобного рода имел место в 2000 г. ГК "Росовооружение" вела работы по допоставке в Колумбию вертолетов Ми-17. Когда уже все было согласовано с покупателем, в Колумбию прибыли представители ФГУП "Промэкспорт" и вышли на правительство страны с предложением поставить такие же вертолеты заметно дешевле. В итоге колумбийцы решили со "странными" русскими дела вообще не иметь 1 .

Настоящая ситуация усугубится еще и тем, что конкурировать будут уже не два субъекта ВТС, а несколько десятков. На это обращает внимание А.И. Николаев, который подчеркивает: "Главное, что мы не можем допустить конкуренцию между самими российскими фирмами, имевшую место на международных выставках и ярмарках оружия, авиасалонах, – конкуренцию, которая нередко приводила к демпингу и подрывала авторитет российского экспортера оружия" 2 .

Вывод, что действующий порядок предоставления права внешнеторговой деятельности в отношении запасных частей инициирует недобросовестную конкуренцию, основан на том, что нормативно не определены критерии отбора организаций – разработчиков и производителей для предоставления им прав субъектов ВТС в отношении поставки запасных частей. Представляется очевидным, что наиболее значимым критерием должно быть предоставление указанного права только головным организациям – разработчикам и производителям конечной продукции военного назначения.