Категория: Руководства
Бурильно-крановая машина БКМ-516 и БКМ-516А сделана на базе КАМАЗ-4326. Основной буровой инструмент - лопастной бур. В конструкции использована модернизация - за счет чего ход поршня увеличился до 5,5 м, это новая уникальная технология позволяет использовать ее для строительства линий ЛЭП 35-220кВ и выше.
На БКМ-516 и БКМ-516А гидравлический привод подачи инструмента. Привод вращения бурового инструмента для БКМ-516 - механический, для БКМ-516А - гидравлический.
БКМ-516 и БКМ-516А используются в гражданском, промышленном строительстве. Ямобуры подойдут для бурения и установки опор мостов, а также свайных оснований.
БКМ-516 сделана как альтернатива МРК-750. Имеет возможность бурить лидерные скважины.
Возможна установка на шасси MAN, Tatra, Iveco.
Комплектуется гидравлическим приводом вращения бурильного инструмента.
БКМ-516 (А) предназначена для бурения скважин в немерзлых грунтах I–IV категории
Под шасси используется КАМАЗ-4326.
Дополнительное оборудование: ДРУ-01.
Бурильно-крановая машина (ямобур) БКМ-516 и БКМ-516А представляют собой буровую установку с крановым оборудованием установленную на шасси КАМАЗ-4326. Также возможна установка бурильно-кранового оборудования (БКО) на автомобили КАМАЗ других моделей.
Тип основного бурового инструмента — лопастной бур. Тип привода подачи бурового инструмента — гидравлический, тип привода вращения бурового инструмента — механический (БКМ-516) или гидравлический (БКМ-516А).
Возможен монтаж бурильно-кранового оборудования (БКО) на автомобили зарубежного производства (MAN, Tatra, Iveco и др.) соответствующей грузоподъемности.
Бурильно-крановые машины (ямобуры БКМ-516 и БКМ-516А) применяются в электроэнергетическом строительстве для бурения и установки опор ЛЭП. бурильно-крановые машины применяются также в промышленном и гражданском строительстве для бурения и монтажа свайных оснований с невысокой несущей спсобностью (например — в малоэтажном строительстве). Ямобуры также могут быть применены в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве для бурения и установки опор мостов и переходов, устройства ограждений и других видов общестроительных работ.
Краткие технические характеристики:Максимальная глубина бурения, м
Максимальный диаметр бурения, м
Тип привода вращения бурильного инструмента
Максимальная грузоподъемность кранового оборудования, кг
Технические характеристикиМаксимальная глубина бурения, м
Диаметр бурения, м, не менее
Тип основного бурильного инструмента
Угол бурения, рад (…°)
Максимальный крутящий момент на бурильном инструменте, Н?м (кгс?м), не менее
Тип привода подачи бурильного инструмента
Тип привода вращения бурильного инструмента
Максимальная осевая нагрузка на бурильном инструменте при заглублении, кН (кгс), не менее
Максимальная осевая нагрузка на бурильном инструменте при выглублении, кН (кгс), не менее
Частота вращения бурильного инструмента, мин -1 (на IVпередаче в КПП автомобиля), не менее
Частота вращения бурильного инструмента, с -1 (об/мин), не менее:- при бурении с максимальной нагрузкой
- при разбросе грунта
Техническая производительность (при бурении скважин диаметром 0,5 м на полную глубину в немерзлых грунтах III категории), м/ч, не менее
В качестве базового автомобиля для бурильно-крановых установок использованы автомобили КАМАЗ-4326, которые могут работать на пересеченной местности. Можно устанавливать БКМ и на иные модели КАМАЗ, включая вездеходные, работающие в особо тяжелых условиях. Грузовики зарубежного производства тоже могут использоваться для установки бурильной техники.
Назначение БКМ-516Основное предназначение данного типа бурильно-крановых машин – это бурение отверстий в грунте и установка в них столбов. Лопастной бур позволяет получать отверстия повышенного диаметра и глубины бурения, в результате чего появляется возможность монтажа столбов для высоковольтных линий электропередач, рассчитанных на напряжение 35 кВ, 110 кВ и 220 кВ.
Крановый механизм после завершения бурения отверстия в грунте поднимает железобетонный столб и устанавливает его в отверстие. Максимальный груз, который способен поднять крановый механизм, составляет 2000 кг.
Рекомендуем также посмотреть:Таким точно методом производится установка меньшего размера столбов – опор для заборов, свай при строительстве и т.д. Можно такой машиной выполнять бурение в разведывательных целях, копать ямы для высадки деревьев и выполнять иные аналогичные работы.
Для передвижения по дорогам буровая штанга вместе с буром, его приводом и крановым механизмом опускается на кабину автомобиля. При работе автомобиль выставляется в необходимое место бурения, поднимается в вертикальное положение штанга, машина фиксируется выдвижными опорами и начинается процесс бурения. После его завершения крюком поднимается железобетонная опора и ставится в отверстие. Чтобы переехать к новому месту работы, необходимо поднять дополнительные опоры.
В числе наших клиентов:Copyright © 2016 АУГЕР ТРАК. Все права защищены.
Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Металлистов пр. 65
Санкт-Петербург
Ленинградская область
195221
Россия
Цена: 4 390 000 руб.
Макс. глубина бурения – 5 м Диаметр бурения – до 0,8 м Тип привода вращения бур. инструмента – Гидравлический Макс. грузоподъемность крана - 2 т
Бурильно-крановая машина (ямобур) БКМ-516 и БКМ-516А представляют собой буровую установку с крановым оборудованием установленную на шасси КАМАЗ-4326. Также возможна установка бурильно-кранового оборудования (БКО) на автомобили КАМАЗ других моделей.
Тип основного бурового инструмента — лопастной бур. Тип привода подачи бурового инструмента - гидравлический, тип привода вращения бурового инструмента - механический (БКМ-516) или гидравлический (БКМ-516А).
Возможен монтаж бурильно-кранового оборудования (БКО) на автомобили зарубежного производства (MAN, Tatra, Iveco и др.) соответствующей грузоподъемности.
Бурильно-крановые машины (ямобуры БКМ-516 и БКМ-516А) применяются в электроэнергетическом строительстве для бурения и установки опор ЛЭП. бурильно-крановые машины применяются также в промышленном и гражданском строительстве для бурения и монтажа свайных оснований с невысокой несущей спсобностью (например - в малоэтажном строительстве). Ямобуры также могут быть применены в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве для бурения и установки опор мостов и переходов, устройства ограждений и других видов общестроительных работ.
Бурильно-крановая машина БКМ-516 (БКМ-516А ) на базе шасси Камаз 4326 предназначена для бурения скважин в грунтах I-IV категорий и установки в них опор при строительстве и ремонте линий электропередачи и связи.
Тип основного бурового инструмента машины БКМ-516 — лопастной бур. Тип привода подачи бурового инструмента — гидравлический, тип привода вращения бурового инструмента - механический (БКМ-516) или гидравлический (БКМ-516А).
Наличие регулируемой гидравликой подачи бура на забой и автоматического регулирования скорости вращения бура позволяет выбрать наиболее оптимальный и быстрый режим бурения грунта.
По техническому заданию возможна установка бурильно-кранового оборудования БКМ-516 на автомобили КАМАЗ других моделей.
Конструктивные особенности машины БКМ-516А
Дополнительное оборудование бурильно-крановой машины БКМ-516/А
Вас также может заинтересовать:
Завод Стройдормаш – динамично развивающееся предприятие, занимающее ведущие позиции на рынке бурильно-кранового оборудования в России и СНГ.
Традиции и опыт – основа стабильности и гарантия надежности
Мы имеем полувековой опыт конструирования и производства спецтехники ориентированной, в первую очередь, на энергосистемы, обеспечивающие строительство и обслуживание ЛЭП. Высокое качество и надежность бурильно-крановых машин подтверждает многолетний опыт их работы на предприятиях энергетической, строительной, нефтегазовой отраслей, дорожного хозяйства и ЖКХ в России и за рубежом. Оптимальные инженерные решения обеспечивают удобство и эффективность эксплуатации.
Функциональные решения для потребителя
Сегодня предприятие выпускает бурильные машины на автомобильных и тракторных шасси, что позволяет при- менять их в разных природно-географических условиях. Дополнительное и навесное оборудование расширяют функциональные возможности машин.
Оптимальный выбор формы сотрудничества для клиентов
Завод предоставляет весь спектр услуг: продажа и сервисное обслуживание, поставка запасных частей и комплектующих, аренда, лизинг, изготовление оборудования по индивидуальным заказам.
Мы ценим партнерские отношения
Предприятие зарекомендовало себя в качестве стабильного, профессионального и надежного поставщика техники. На российском рынке партнерами завода традиционно являются структуры РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром». Дилерская сеть завода охватывает всю территорию России и большую часть ближнего зарубежья.
Конструкторско-технологическая служба Стройдормаша занимается постоянным совершенствованием образцов выпускаемой продукции, проектированием новой техники.
Бурильно-крановые машины отличает:
- Надежность и простота конструктивных решений, современный дизайн. За счет модульной конструкции бурильно-крановое оборудование более компактно и легко монтируется на шасси.
- Эргономичность, простота управления, удобство и эффективность эксплуатации машин.
- Возможность выбора рационального режим бурения в зависимости от прочности и структуры грунта и бесступенчатое регулирование поступательной подачи бурильного инструмента.
- Снижение затрат на запасные части, ремонт и техническое обслуживание. Увеличение продолжительности межсервисного периода за счет применения высококачественных комплектующих и металлоконструкций.
Техническая поддержка потребителей
Специалисты завода Стройдормаш всегда готовы дать потребителям технические консультации и рекомендации по эксплуатации бурильных машин и обслуживанию техники, подобрать подходящее оборудование и инструмент.
Гарантийное и сервисное обслуживание осуществляет специализированная служба. Проводится предпродажная подготовка бурильных машин, возможна доставка оборудования потребителю. На базе лицензированного учебного заведения осуществляется обучение персонала клиента по запуску, наладке и эксплуатации бурового оборудования.
Бурильно-крановые установки, производимые заводом Стройдормаш, представляют собой комплекс оборудования, которое устанавливается на раме и бурильной мачте.
Сварная, оригинальной конструкции рама, различная для автомобильных и тракторных бурильно-крановых машин, крепится к базовому шасси.
Вместе с бурильно-крановым оборудованием на раме монтируются насосная станция, грузовая лебедка, радиатор и гидродомкраты.
К раме бурильной машины также крепится гидравлический пульт управления исполнительными механизмами и откидная площадка бурового мастера.
Вынос пульта управления на раму буровой установки обеспечивает хороший обзор рабочей зоны.
БУРИЛЬНО-КРАНОВЫЕ МАШИНЫБурильно-крановые машины предназначены для бурения скважин в грунтах I–IV категорий по СНиП IV-2-82 и установки в них опор при строительстве и обслуживании линий электропередачи и связи. Машины также могут использоваться в промышленном и гражданском строительстве для бурения скважин под свайные фундаменты, столбы ограждений и дорожные знаки, при обустройстве нефтегазопроводов, посадке деревьев и других работах.
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-317
Конструкция бурильного оборудования БКМ-317 является базовой для автомобильных бурильно-крановых машин с глубиной бурения 3–5 метров.
БКМ-317 Егерь II с дополнительным раскрепляющим устройством ДРУ-01
Выпускаются бурильно-крановые машины на базе автомобиля ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081 с карбюраторными и дизельными двигателями.
Производится также специальная модификация БКМ-317 Егерь-II на шасси автомобиля ГАЗ с пятиместной кабиной, что позволяет снизить затраты на привлечение дополнительных единиц техники для перевозки персонала.
БКМ-317 выпускается с гидравлическим или механическим приводом вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное раскрепляющее устройство ДРУ-01
дополнительное подъемное оборудование ДПО-01
В кронштейны рамы устанавливается бурильная мачта, на которой крепится гидроцилиндр подъема, указатель наклона и угла бурения.
На мачту также монтируют крановое оборудование, что позволяет устанавливать опоры и столбы при незначительном перемещении бурильной машины.
Для удобства обслуживания бурильно-крановой машины на мачте крепится лестница, а для предохранения базового шасси и безопасности машиниста при установке опор предусмотрено ограждение.
Для освещения устья скважины при бурении на бурильной мачте устанавливается специальная фара.
Перевод бурильной мачты из транспортного в рабочее положение регулируется гидросистемой установки.
Внутри мачты размещена бурильная штанга, которая представляет собой гидроцилиндр, управляющий подачей бурильного инструмента.
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БМ-205ДБурильно-крановая машина имеет широкие функциональные возможности за счет комплектации дополнительным оборудованием. БМ-205Д может использоваться не только для бурения и установки опор, а также при планировании небольших строительных площадок, засыпке траншей и ям, погрузке и транспортировании сыпучих материалов на небольшие расстояния.
Выпускаются две основные комплектации машины БМ-205Д – с бульдозерным отвалом и ковшом фронтального погрузчика.
БМ-205Д выпускается с гидравлическим или механическим приводом вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное раскрепляющее устройство ДРУ-01
дополнительное подъемное оборудование ДПО-01
штанговый дизель-молот СП-60
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-321Модульная конструкция бурильно-кранового оборудования позволяет легко устанавливать его на шасси силами заказчика. Применяемое в данной модели БКМ телескопическое крановое устройство (высота телескопируемой части 3,6 метра) дает возможность поднимать груз массой до 2 тонн на высоту до 8 метров.
Бурильно-крановая машина БКМ-321 имеет гидравлический привод вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное раскрепляющее устройство ДРУ-01
дополнительное подъемное оборудование ДПО-01
К нижнему фланцу бурильной мачты крепится вращатель оригинальной конструкции, работа которого регулируется гидромотором. Вращатель предназначен для сообщения вращательного движения бурильной штанге и инструменту и состоит из конического редуктора и адаптера В корпусе адаптера предусмотрены отверстия для заливки, контроля уровня и слива масла. С помощью специального устройства выравнивается давление внутри редуктора вращателя.
Подъем и опускание грузов осуществляется специальным крановым оборудованием и грузовой лебедкой. Установка кранового оборудования в рабочее положение регулируется гидроцилиндром подъема крановой стрелы.
В верхней части кранового оборудования установлены специальные поворотные блоки, позволяющие поднимать груз с любой стороны буровой установки.
Работа грузовой лебедки также регулируется гидравлическим приводом. Натяжение крюка грузоподъемного оборудования в транспортном положении обеспечивает компенсатор.
Различные модели бурильно-крановых машин комплектуются лебедками с грузоподъемностью 1250, 1400, 1500 и 2000 кг.
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-515Разработана специально под требования энергетических, нефтяных и газовых компаний северных регионов России для работы в тяжелых и неблагоприятных почвенно-климатических условиях.
Выпускается модификация на шасси с семиместной кабиной, что позволяет организовать перевозку комплексной бригады без привлечения дополнительного транспорта.
БКМ-515 выпускается с гидравлическим или механическим приводом вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное сваебойное оборудование ДСО-01
дополнительное раскрепляющее устройство ДРУ-01
дополнительное подъемное оборудование ДПО-01
генератор сварочный ГД-4004 У2
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-516БКМ-516 выпускается с механическим приводом вращения бурильного инструмента. Готовится выпуск гидравлической модели.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное сваебойное оборудование ДСО-01
дополнительное раскрепляющее устройство ДРУ-01
дополнительное подъемное оборудование ДПО-01
генератор сварочный ГД-4004 У2
Компоненты гидропривода обеспечивают регулирование скорости движения, положения и усилий исполнительных механизмов и рабочих органов бурильно-крановых машин.
Гидропривод бурильно-крановых машин может быть выполнен как по однопоточной, так и по раздельной двухпоточной схеме (для бурения и вспомогательных операций). Включает в себя насосный агрегат, гидродвигатели исполнительных механизмов, устройства для распределения и регулирования потока рабочей жидкости, контрольную аппаратуру и вспомогательные устройства.
Для каждой модели БКМ конструкторами предприятия разработана индивидуальная гидросистема, позволяющая оптимизировать все технологические процессы, выполняемые машинами.
Рабочая жидкость, применяемая в гидросистеме, служит не только для приведения в действие гидроагрегатов, но одновременно охлаждает детали гидроаппаратуры.
Описание конструкции, принципа действия и рекомендации по эксплуатации насосного агрегата, гидромоторов и гидронасосов изложены в соответствующих руководствах по эксплуатации, входящих в комплект поставки.
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БМ-308 БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-531 БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-534Бурильно-крановые машины с глубиной бурения 3–5 метров на шасси гусеничных тракторов находят применение преимущественно в труднодоступной местности, предназначены для бурения скважин в грунтах I–IV категорий. БМ-308 и БКМ-534 комплектуются бульдозерным оборудованием для планирования строительных площадок, засыпки траншей и ям.
БМ-308 выпускается с гидравлическим приводом вращения бурильного инструмента, БКМ-531 и БКМ-534 – с механическим приводом вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
дополнительное сваебойное оборудование ДСО-01
генератор сварочный ГД-4004 У2
Привод механизмов навесного оборудования осуществляется от заднего вала отбора мощности базового шасси. Питание дополнительного электрооборудования бурильно-крановой установки осуществляется от электросистемы базового шасси.
Для выравнивания машины и разгрузки ходовой части базового шасси при выполнении работ на машине установлены гидродомкраты.
Перевод бурильно-кранового оборудования из транспортного в рабочее положение и обратно, управление всеми рабочими органами и подачей топлива осуществляется с гидравлического пульта оператора. Он расположен на специальной платформе и оснащен откидной площадкой.
На пульте управления установлены контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие оператора БКМ необходимой информацией для правильной эксплуатации машины: указатель температуры рабочей жидкости, манометры контроля давления рабочей жидкости в напорных магистралях насосов.
БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-541БУРИЛЬНО-КРАНОВАЯ МАШИНА БКМ-541 монтируется на шасси гусеничного вездехода ТМ-120 (ТМ-130) и позволяет вести работы в условиях трудной проходимости, на пересеченной местности с уклонами и подъемами, а также производить бурение скважин на сырых грунтах и передвигаться через небольшие водоемы. Бурильно-крановое оборудование крепится на специальной выдвижной платформе, что делает машину функциональной и более удобной в эксплуатации.
БКМ-541 выпускается с гидравлическим или механическим приводом вращения бурильного инструмента.
Тип основного бурильного инструмента – лопастной бур.
Дополнительное навесное оборудование
генератор сварочный ГД-4004 У2
БКМ-516 (шасси КАМАЗ-4326)
БКМ-531 (шасси ТЛТ-100)
БКМ-534 (шасси ТТ-4М)
БКМ-541 (шасси ТМ-120/ТМ-130)
БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БУРИЛЬНО-КРАНОВЫХ МАШИНБуровой инструмент, производимый ОАО «Завод «Стройдормаш», предназначен для вращательного бурения скважин в вечномерзлых грунтах и грунтах с сезонным промерзанием I–VI категорий по СНиП IV-2-82.
Освоена технология напайки твердого сплава на резцы. Впервые применен четырехкомпонентный флюс в сочетании с медным припоем, что значительно повысило качество режущих элементов.
ЛОПАСТНЫЕ БУРЫ СЕРИИ БКМ
диаметр 0,25; 0,36; 0,50; 0,63; 0,80; 1,20 м
Применяются для бурения грунтов до II категории (песчаник, суглинок, торф, мел). Отличаются высокой производительностью. Комплектуются резцами 200А, 400А, армированными твердым сплавом.
ЛОПАСТНЫЕ БУРЫ СЕРИИ БЛ-А
Применяются для бурения грунтов IV–V категорий. Комплектуются резцами РБМ-35, армированными твердым сплавом, летний вариант – резец РБТ-35. Имеют особую конструкцию забурника, позволяющую разрушать твердые породы.
ЛОПАСТНЫЕ БУРЫ СЕРИИ БЛ
диаметр 0,36; 0,50; 0,63; 0,80 м
Применяются для бурения грунтов III–IV категорий. Комплектуются резцами РБМ-35, армированными твердым сплавом, летний вариант – резец РБТ-35.
ЛОПАСТНЫЕ БУРЫ СЕРИИ Б-А
диаметр 0,25; 0,36; 0,50; 0,63; 0,80 м
Применяются для бурения грунтов IV–V категорий, имеют отличительную особенность – конструкцию накладки «гребенка», позволяющую производительно работать в «тяжелых» грунтах. Комплектуются резцами РП-3 от баровых машин.
ВИНТОВЫЕ БУРЫ СЕРИИ БВ
диаметр 0,36; 0,50; 0,63; 0,80 м
Предназначены для бурения грунтов V–VI категорий. В качестве режущего инструмента применяются круглые резцы, способные вращаться под действием сил, воздействующих на инструмент при разрушении породы, – резец изнашивается более равномерно.
ЛОПАСТНЫЕ БУРЫ СЕРИИ БЛК
диаметр 0,36; 0,40; 0,45; 0,50; 0,63; 0,70; 0,80 м
Лопастные буры с цилиндрическими самозатачивающимися резцами, применяются для бурения грунтов I–V категорий.
Эти экскаваторы представляют собой многомоторные машины с жесткой подвеской рабочего оборудования, у которых для передачи мощности от двигателя к рабочим механизмам используется гидравлический объемный привод. Параметры гидравлических экскаваторов регламентированы ГОСТ 30067—93 «Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные». По сравнению с механическими гидравлические экскаваторы имеют более широкую номенклатуру сменных рабочих органов, число которых постоянно растет, большее количество основных и вспомогательных движений рабочего оборудования, что значительно расширяет их. Читать запись полностью
В настоящее время применяются следующие способы подготовки грунтов к разработке землеройными машинами в зимних условиях:
а) предварительное укрытие грунта до наступления холода;
б) оттаивание мерзлого грунта;
в) рыхление мерзлого грунта взрывным способом;
г) разрушение мерзлого грунта механическими способами с после
дующей разработкой его землеройными машинами.
Кроме того, можно предварительно утеплять грунт соломой, шлаком, опилками или снегом в местах намечаемого рытья котлованов, предохранять грунт от промерзания при вспашке его с осени до наступления холодов на глубину 25—35 см с последующим боронованием на глубину 15—20 см.
Отогрев мерзлого грунта с использованием электроэнергии, пара, горячей воды или тепла сжигаемого топлива экономически малоэффективен из-за большого количества потребляемой энергии. Расход энергии для отогрева 1 м3 грунта составляет в среднем 20—25 кет ч при электропрогреве, при паропрогреве энергоемкость увеличивается на 30%, а при огневых способах достигает 60 квт-ч/м3. Процесс оттаивания мерзлого грунта протекает медленно и длится 20—30 ч.
Взрывной способ разрыхления мерзлых грунтов в строительстве имеет по ряду причин ограниченное распространение. В населенных пунктах, особенно в крупных городах, производство взрывов затруднено по соображениям безопасности людей и возможности нарушения подземных коммуникаций. При выполнении работ на вновь осваиваемых территориях возможно более широкое применение этого способа, однако при буро-взрывных работах возникают простои в ожидании взрывов и из-за перемещения экскаваторов в безопасную зону и обратно.
Из механических способов разрушения мерзлых грунтов применяются: ударный, резка грунта специальными машинами и разрушение рыхлителями.
При ударном способе применяются рыхлительные клинья весом от 0,8 до 3,5 т (232). Это простейшее орудие для разрыхления мерзлых грунтов можно рассматривать как сменный рабочий орган одноковшового экскаватора, оснащенного решетчатой стрелой. К концу стального каната, который сходит с барабана лебедки и проходит через головной ролик стрелы, с помощью специального вертлюга крепится рабочий орган клиновой формы. Свободное сбрасывание рыхлительных клиньев производится при выключенной муфте лебедки экскаватора и отпущенном тормозе обычно с высоты 8—10 м. Рыхление грунта рых-лительными клиньями применяется при отсутствии более эффективных средств. В процессе эксплуатации клиньев происходит интенсивный износ стальных канатов вследствие их раскручивания и закручивания от вращающегося относительно вертикальной оси клина, а также износ других узлов машины из-за динамических нагрузок.
На 232, а и б показаны рыхлительные клин и шары, навешиваемые на подъемный канат одноковшовых экскаваторов.
Более рационально для этой работы вместо экскаваторов использовать гусеничные тракторы, оснащенные стрелой и бульдозерной фрикционной лебедкой.
Для разрыхления очень малых объемов мерзлого грунта применяются отбойные молотки.
В последние годы для разрыхления мерзлых грунтов применяют навесные тракторные рыхлители, работающие в комплекте с мощными бульдозерами 250—500 л. с. Послойное рыхление «и снятие разрыхленного грунта позволяют разрабатывать широкие траншеи, котлованы и выемки на полную глубину промерзания. На больших массивах рыхление мерзлого грунта рыхлителями наиболее экономично.
Получило также распространение разрушение мерзлых грунтов с помощью дизель-молотов, являющихся сменным оборудованием одноковшового экскаватора или гусеничного трактора. Дизель-молот совершает 50—60 направленных ударов в 1 мин. При глубине промерзания 0,6—0,8 м производительность достигает 95 м3/ч мерзлого грунта. Схема производства земляных работ с рыхлением мерзлого грунта экскаватором с дизель-молотом и разработка котлована экскаватором, оборудованным прямой лопатой, показана на 232, в.
Разрыхление мерзлого грунта методом резания всего объема грунта в траншее или котловане или нарезания щелей в двух взаимно перпендикулярных направлениях с последующей разработкой грунта экскаваторами выполняется специальными машинами с рабочим органом в виде дисковой фрезы или бесконечной цепи с зубками.
Многоковшовый универсальный траншейный экскаватор, оснащенный мерзлоторезным сменным оборудованием (233), предназначен для разработки траншей глубиной до 2,5 м при промерзании грунта на 1 м. Режущим органом являются 18 жестких ковшей с клиновидными зубьями (клыками). Их расположение на ковшах в шахматном порядке позволяет производить крупный скол грунта. Режущая часть зубьев наплавляется износостойкими сплавами.
Скорости ковшовой цепи и рабочего хода при работе на мерзлом грунте должны быть уменьшены.
Траншейные многоковшовые роторные экскаваторы типа Р-7 и Р-10 также весьма эффективно могут применяться для рытья траншей в мерзлом грунте.
Схема мерзлоторезной машины барового типа показана на 234. В качестве ее базы используется траншейный экскаватор или трактор. Рабочим режущим органом является цепной бар — бесконечная цепь с режущими зубками, армированными пластинками из твердого сплава.
На баровом траншейном универсальном экскаваторе (БЭТУ) смонтирован гидропривод, состоящий из масляного насоса 1 с механизмом привода, масляного бака 2, гидрораспределителя 3, гидроцилиндра 4, трубопроводов 5 и шлангов высокого давления 6.
Напор режущей цепи бара: с зубками на поверхность мерзлого грунта и заглубление бара в грунт осуществляются гидроцилиндром, шар-нирно прикрепляемым к балке 7, установленной между направляющими бункерной рамы 8. Хвостовик штока поршня гидроцилиндра также шарнирно закреплен "на кронштейнах 9, приваренных к коробке, в которой смонтирован бар 10.
При баре длиной 1,9 м возможно нарезание щелей глубиной до 1,3 м, шириной 0,14 м. При испытаниях экскаватора на суглинистом .грунте глубиной промерзания 0,8—1,2 м была достигнута скорость нарезания щели 120—150 м/ч.
Для выполнения больших объемов работ на линейных объектах строительства применяют, как правило, высокопроизводительные баровые, дисковые и землеройно-фрезерные машины.
Баровые машины предназначены для нарезания в мерзлых грунтах вертикальных продольных щелей на глубину до 2 м с помощью одной, двух или трех режущих наклонных цепей — баров. Оконтуренные с двух сторон прорезанными щелями полосы грунта разрабатываются затем одноковшовыми экскаваторами с оборудованием обратной лопаты или многоковшовыми траншейными экскаваторами, работающими на пониженных скоростях. Массив мерзлого грунта может быть разрезан барами на крупные блоки массой 5—10 т, которые удаляют из забоя кранами или лебедками. В некоторых случаях разрезанный барами мерзлый грунт предварительно разрушают машинами ударного действия, а его дальнейшую выемку производят экскаваторами.
В качестве базы для баровых машин используют гусеничные и пневмоколесные тракторы, универсальные одноковшовые экскаваторы, цепные многоковшовые и скребковые траншейные экскаваторы.
Однобаровая машина на базе гусеничного трактора (рис. 6.46) мощностью 108 л. с. (80 кВт) состоит из рабочего органа в виде вертикально установленного цепного бара, редуктора привода 1 и гидравлического механизма подъема-опускания рабочего органа. Бар состоит из режущей замкнутой цепи, огибающей направляющую раму (стрелу) с приводной и натяжной звездочками. Каждое звено цепи служит резцедержателем. Резцы специальной формы располагаются на цепи веерообразно и при движении прорезают щель шириной 0,2—0,3 м на заданную глубину. Режущая цепь приводится в движение со скоростью 1 —1,3 м/с от коробки отбора мощности трактора через Редуктор, на конце выходного вала которого укреплена ведущая звездочка цепи. Заглубление бара до заданной отметки, фиксация в рабочем положении, а также подъем в горизонтальное транспортное положение производятся путем поворота его рамы (в вертикальной плоскости) вокруг вала приводной звездочки с помощью гидроцилиндра 4 двустороннего действия.
Трансмиссия хода тягача баровой машины дооборудуется гид-ромеханичесмш ходоуменыиителем, обеспечивающим движение при работе со скоростью 20—140 м/ч. Для выполнения различных планировочных работ, уборки разрушенного мерзлого грунта и засыпки траншей спереди трактора навешивается бульдозерный отвал 6. Гидроцилиндры управления рабочим органом и отвалом бульдозера обслуживаются шестеренным насосом.
Основными преимуществами баровых машин, определяющими их широкое распространение, являются сравнительно высокая производительность (до 40 м3/ч), простота конструкции и удобство в эксплуатации. Основные недостатки — большие затраты мощности (до 60% от всей потребляемой) на преодоление трения в цепях, работающих в абразивной среде, и низкая долговечность рабочего органа.
Для нарезки щелей в мерзлых грунтах применяются также дисковые щелерезные машины (одно- и двухдисковые) на базе тракторов и траншейных экскаваторов, рабочим органом которых является диск с зубьями диаметром до 3 м. Привод рабочего органа может быть гидравлическим или механическим.
Навесное рабочее оборудование однодисковой машины (рис. VI.47, а) на базе гусеничного трактора мощностью 80 кВт включает в себя плоский ротор-диск 4 диаметром 2,3 м и гидравлический механизм подъема-опускания рабочего органа. Машина способна отрывать щели шириной 0,12 м и узкие траншеи шириной до 0,4 м и а глубину до 1,6—2 м. Ротор снабжен зубьями-клыками, режущими и транспортирующими грунт. Зубья ротора армированы твердосплавными пластинами. Позади ротора на раме установлен зачистной башмак. Привод ротора, вращающегося с частотой 13,4 об/мин, осуществляется от высокомоментного гидромотора 5 через зубчатую передачу. Передвижение машины со скоростью 10—400 м/ч при нарезании щелей обеспечивается гидравлическим ходоуменыиителем. Механизм подъема-опускания рабочего органа обеспечивает его плавное опускание, подъем, фиксацию в заданном положении и принудительный напор на грунт с помощью гидроцилиндров 6, обслуживаемых гидронасосами базового тягача.
На рис. 6.47, б показана двухдисковая щелерезная машина с механическим приводом рабочего органа на базе трактора мощностью 80 кВт. Два диска 8 диаметром 2,8 м с зубьями приводятся во вращение от вала отбора мощности трактора через муфту включения, карданную передачу и задний автомобильный мост 9, прикрепленный к раме рабочего органа. Диски прорезают в мерзлом грунте одновременно две щели шириной 0,1 на глубину до 1,2 м. Расстояние между осями щелей составляет 1,84 м. Подъем и опускания рабочего органа производятся двумя гидроцилиндрами 7. Гидромеханический ходоуменынитель базового тягача обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей рабочего хода в диапазоне 10—300 м/ч. Спереди базовых тракторов дисковых машин навешивают бульдозерные отвалы с гидравлическим управлением.
Основные достоинства дисковых щелерезных машин по сравнению с баровыми — пониженная энергоемкость процесса резания за счет малого количества трущихся поверхностей ротора, более высокие производительность (до 400 м3/ч) и долговечность (в 2—3 раза) жесткого рабочего органа; основные недостатки — громоздкость, высокая металлоемкость и ограниченная глубина копания, составляющая примерно 0,5 диаметра ротора.
Для послойной разработки (фрезерования) мерзлого грунта ‘при отрывке неглубоких выемок и планировании поверхностей применяются землеройно-фрезерные машины (ЗФМ), агрегати-рованные с бульдозером (рис. 6.48), которые рыхлят фрезой Диаметром до 1 м полосу шириной 2,2—3 м на глубину 0,3—0,5 м со скоростью до 100—150 м/ч. Землеройно-фрезерные машины базируются на серийных гусеничных бульдозерах мощностью 80—118 кВт, оборудованных гидравлическими ходоуменынителями для получения пониженных рабочих скоростей передвижения. Рабочий орган машины — фреза — представляет собой толстостенную трубу с кронштейнами, на которых крепятся режущие зубья, с износоустойчивой твердо сплавной наплавкой. Привод фрезы осуществляется
от коробки отбора мощности трактора через систему цепных передач. В трансмиссию привода фрезы включена предохранительная муфта.
Ежегодно в нашей стране разрабатывается около 1 млрд. м3 мерзлых грунтов, механическая прочность которых в 12—18 раз (достигает 180—220 кгс/см2, или 18—22 МПа), а изнашивающая способность (абразивность) в 100—150 раз выше, чем у талых грунтов. Производительность землеройных машин на разработке мерзлых грунтов резко снижается. Выбор эффективных способов разработки мерзлых грунтов обусловливается конкретными грунтовыми условиями, характером сооружаемого объекта и особенностями строительной площадки.
В современном строительстве разработку мерзлых грунтов ведут в основном двумя способами — взрывным и механическим. Взрывной (буро- и щелевзрывной) способ рыхления мерзлых грунтов применяется, как правило, при больших объемах работ на открытых, удаленных от сооружений площадках при глубине промерзания более 1 м. В последнее время взрывной способ находит применение в стесненных местах в условиях населенных пунктов. В этом случае используют локализаторы взрыва, не допускающие разлета кусков грунта и повреждения сооружений.
Наибольшее распространение получил механический способ разработки мерзлых грунтов специальными машинами, которые условно можно разделить на две группы: а) машины для подготовки мерзлых грунтов к последующей разработке землеройной техникой общего назначения; б) машины для непосредственной разработки мерзлых грунтов.
В настоящее время такими машинами разрабатывают более 80% общего объема мерзлых грунтов. Машины первой группы представляют собой рыхлители на мощных тракторах, баровые, дисковые и дискофрезерные машины, сменное рыхлительное оборудование к экскаваторам с гибкой подвеской рабочего оборудования и т. д. Эти машины работают в комплексе с землеройной техникой, обеспечивающей окончательную разработку грунта до заданной отметки. Так, например, при рытье траншей в мерзлых грунтах применяют предварительное рыхление прочного верхнего слоя грунта тракторным рыхлителем с последующей разработкой забоя одноковшовым, или траншейным, экскаватором.
Ко второй группе машин относятся цепные и роторные траншейные экскаваторы, рабочие органы и скоростные режимы которых приспособлены для разработки мерзлых грунтов с промерзанием на всю глубину траншеи (например, экскаватор ЭТР254).
Для разрушения мерзлых грунтов с промерзанием на глубину до 0,5—0,7 м ударными /нагрузками применяют клин-молоты массой 2000—3000 кг и более, подвешиваемые к подъемным канатам грузовых лебедок самоходных стреловых кранов и экскаваторов, оборудованных крановыми стрелами. Во время работы клин-молот подтягивается канатом к головке стрелы и сбрасывается с высоты 6—8 м.
Свободно падающий клин-молот может иметь направляющую раму, смонтированную на гусеничном тракторе. Нижняя опора рамы подрессорена, что несколько уменьшает влияние динамических нагрузок на трактор при работе. Подъем клин-молота на высоту до 6 м производится лебедкой с приводом от коробки отбора мощности трактора. При перебазировках машины направляющая рама переводится в горизонтальное транспортное положение.
Разрушение мерзлого грунта может производиться забиваемым клиновым рабочим органом. который внедряется в грунт ударами падающего груза.
Способ непосредственного разрушения мерзлых грунтов ударной нагрузкой свободно падающих и забиваемых клин-молотов, хотя и является наиболее простым, все же не получил широкого распространения вследствие низкой производительности (10— 15 м3/ч) и высокой энергоемкости, а также и потому, что большие динамические нагрузки вредно воздействуют как на базовую машину, так и на коммуникации и сооружения, расположенные поблизости от места работы машины.
Для комплектации бурильно-крановых машин разрабатывается новый буровой инструмент - буры БЛК с цилиндрическими резцами, позволяющие эффективно работать в тяжелых грунтах V - VI категории, а также новые модели резцов. Бурильно-крановые машины отличают:
- Надежность и простота конструктивных решений, современный дизайн
- Эргономичность, простота управления, удобство и эффективность эксплуатации машин
- Снижение затрат на запасные части, ремонт и техническое обслуживание.
Бурильно-крановая машина БМ-205Д.
Бурильно-крановые машины с глубиной бурения 3-5 метров - традиционная продукция ОАО Завод Стройдормаш .
Первая БКМ вышла из сборочного цеха в 1956 году. Это была машина на белорусском колесном тракторе МТЗ. получившая название БМ-205. С тех пор машины 205 серии стали одним из самых популярных у потребителей продуктов завода. За полвека их было выпущено более 5 тысяч. С начала 60-х годов четверть линий электропередачи и связи на всем постсоветском пространстве была построена с помощью именно этих машин. Едва ли найдется в энергетике строительно-монтажное управление, которое за время своего существования не работало бы с какой-то из машин 205 серии.
За время своего существования машина, разработанная НИИ Дормаш, обновлялась и совершенствовалась специалистами конструкторско-технологической службы завода "Стройдормаш". Появлялись БМ-205А, БМ-205Б, БМ-205В. Но рынок выдвигает свои требования, энергетическая и строительная отрасли интенсивно развиваются, приоритеты потребителей меняются, и поэтому с 2004 года на заводе началась модернизация серийных продуктов именно с разработки новой модели БМ-205 под литерой Д. Проект стартовал в феврале 2004, уже в марте прошли приемочные испытания, а в мае экспериментальный образец бурильно-крановой машины БМ-205Д был представлен на выставке Строительная техника и технологии-2004 в Москве. Демонстрация БМ-205Д на выставке Строительная техника и технологии вызвала большое число положительных откликов от предприятий энергетической, строительной и транспортной отраслей.
По сравнению со своей предшественницей - БМ-205В - экспериментальный образец бурильно-крановой машины БМ-205Д имел увеличенную до 3 метров глубину бурения. Отличительной особенностью машины стала установка гидравлического привода вращения бурильного инструмента и гидравлической грузоподъемной лебедки. Глубокая модернизация бурильно-крановой машины БМ-205Д заключалась как в изменении показателей назначения, так и в применении современных подходов к конструкции изделия.
В дополнение к увеличению глубины бурения до полутора тонн повысилась грузоподъемность кранового устройства. Увеличение высоты подъема крюковой подвески до 7 метров, угла бурения до 105 градусов и возможность комплектации фронтальным погрузчиком ДЗ133А грузоподъемностью 800 кг сделали машину более функциональной.
Одно из главных преимуществ БМ-205Д - высокая производительность бурения. Для БМ-205Д создан комплекс современных технических решений: усилены металлоконструкции несущей рамы, кранового устройства, опорных элементов и других узлов за счет применения замкнутых профилей, соединений в шип с последующей сваркой, использования гибочных операций вместо сварки. Это сделало машину более надежной, значительно увеличился межсервисный период.Буквы в индексе, которые стоят после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В, Г..); климатическое исполнение (УХЛ — холодного климата, Т — тропическое, ТВ — тропическое влажное; машины для умеренного климата не имеют такого обозначения).
Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.
Они по назначению делятся на подклассы:
I. Машины для земляных работ.
II. Машины подъемно-транспортные.
III. Машины для буровых работ.
IV. Машины для свайных работ.
V. Машины для бетонных и железобетонных работ.
VI. Машины для отделочных работ.
VII. Машины дорожные.
VIII. Ручные машины (механизированный инструмент).
Более детальная классификация машин проводится также по конструкции, виду рабочего органа, возможности перемещения, роду привода, степени поворота, способу опирания.
Помимо этого действует общий классификатор, определяющий назначение и место строительных и дорожных машин.
Все они по диапазону температур, при которых они сохраняют свою работоспособность, подразделяются на две группы: – машины общего назначения, предназначенные для работы при температуре ±40 °С (исполнение У); – машины специальные, специального исполнения, предназначенные для работы при температуре до —60 °С (исполнение УХЛ) и машины для работы при температуре до +60 °С (исполнение Т).Рис. 1. Бурильно-крановая машина
В настоящее время более 70 % потребности российского рынка в бурильно-крановых машинах обеспечивает Алапаевский завод «Стройдормаш», входящий в промышленную группу «Уралинвестэнерго». Завод «Стройдормаш» выпускает широкую гамму бурильно-крановых машин на автомобильных и тракторных шасси. Машины могут работать при температуре окружающего воздуха - 40. + 40 °С.
Бурильно-крановая машина БКМ-1501А
Бурильно-крановая машина БКМ-1501А (рис. 1) с поворотным в плане рабочим оборудованием смонтирована на шасси автомобиля КРАЗ-65101 и предназначена для бурения скважин диаметром 0,63 м на глубину до 15 м в талых мерзлых грунтах. На раме базовой машины 3смонтированы насосная станция выносные гидроуправляемые опоры 13 и опорная стойка 2 мачты. На поворотной платформе 8 с роликовым опорно-поворотным устройством 14 размены бурильно-крановое оборудование, лебедка 5 спускоподъемного механизма, гидравлический механизм 6 подъема-опускания мачты, механизм 7 поворота платформы, указатель 12 центра скважины и кабина оператора 10. Поворотное в плане рабочее оборудование обеспечивает быструю его наводку на точку бурения и возможность бурения нескольких скважин с одной позиции мамы, что существенно повышает ее производительность. Буровое оборудование машины включает шарнирно закрепленную на поворотной платформе мачту 1, на которой смонтированы вращатель 9, штанга со сменным буровым инструментом - шнековым буром 11 и гидравлический механизм подачи бурового инструмента на забой и извлечения его из скважины. Подъем мачты в вертикальное (рабочее) и опускание ее в горизонтальное (транспортное) положения относительно оси поворота производятся двумя гидроцилиндрами 7.
Рис. 1. Бурильно-крановая машина БКМ-1501А
На рис. 2 показана кинематическая схема бурильно-кранового оборудования машины БКМ-1501А. Телескопическая штанга 10, на нижнем конце ко торой крепится сменный шнековый бур 11, пропущена через вращатель и шарнирно соединена с вертлюгом 6. Она служит для направленного перемещения штанги. Вертлюг подвешен на канате, сходящем с барабана 3. Вращатель обеспечивает вращение штанги от двух гидромоторов 5 через двухскоростной одноступенчатый редуктор 9.
Рис. 2. Кинематическая схема бурильно-кранового оборудования машины БКМ-1501А
Принудительная подача бурового инструмента в забой производится гидравлическим механизмом зажима и подачи штанги, основным узлом которого является патрон 8, подвешенный к штокам двух гидроцилиндров 7. В процессе бурения патрон зажимает штангу, а гидроцилиндры подают ее в забой. Скорости подачи и вращения бура меняются с помощью гидравлического привода бесступенчато в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемого грунта.
Подъем-опускание штанги с буровым инструментом при бурении скважин и выемке грунта обеспечиваются однобарабанной лебедкой, привод барабана 3 которой осуществляется от высокомоментного гидромотора 1 через одноступенчатый планетарный редуктор 4. Лебедка оснащена ленточным тормозом 2.
Поворот платформы с бурильно-крановым оборудованием в плане обеспечивается механизмом поворота, включающим высокомоментный гидромотор, ленточный тормоз и одноступенчатый зубчатый редуктор, на выходном валу которого закреплена поворотная шестерня, входящая в зацепление с зубчатым венцом опорно-поворотного круга.
При бурении скважин машина опирается на выносные опоры, каждая из которых снабжена опорным гидродомкратом и гидроцилиндром поворота опоры.
Гидромоторы лебедки, вращателя и механизма поворота, гидроцилиндры подъема-опускания мачты, механизма подачи бурового инструмента, выносных опор и переключения передач вращателя обслуживаются тремя гидронасосами насосной станции, привод которых осуществляется от раздаточной коробки базовой машины через карданный вал и одноступенчатый редуктор. Включение привода насосной станции осуществляется из кабины автомобиля, а управление процессом бурения и установки машины - из кабины машиниста.
Бурильно-крановые машины БМ-205Б и БМ-305А
Бурильно-крановые машины БМ-205Б и БМ-305А на базе тракторов используются для бурения в талых и сезонно промерзающих грунтах I-IV категорий вертикальных и наклонных скважин и установки свайных фундаментов зданий и сооружений, опор трубопроводов, линий электроснабжения и связи, столбов ограждений и дорожных знаков, а также при посадке деревьев. Они имеют унифицированное бурильно-крановое оборудование и различаются между собой в основном базовым трактором, типом бурильного инструмента, диаметром и глубиной бурения. Бурильно-крановая машина БМ-205Б смонтирована на пневмоколесном тракторе МТЗ-82.1, машина БМ-305А - на гусеничном тракторе ДТ-75. В качестве сменного бурильного инструмента у машины БМ-205Б используются лопастные буры, у машины БМ-305А - короткошнековые буры.
Машина БМ-205Б обеспечивает бурение вертикальных и наклонных скважин диаметром 0,36; 0,5; 0,63 и 0,8 м на глубину до 2 м, машина БМ-305А - диаметром 0,36; 0,5,0,63 и 0,8 м на глубину до 3 м. Обе машины имеют бульдозерное оборудование для выполнения несложных планировочных работ, уборки разбуренного грунта, засыпки ям и траншей. Они способны работать при температуре окружающего воздуха - 40. + 40 °С.
Бурильно-крановая машина БМ-305А (рис. 1) состоит из базового трактора 2, бульдозерного оборудования 1, рамы 11, опорной стойки 4, бурильно-кранового оборудования, гидравлического механизма установки бурильной мачты, выносных опор с гидродомкратами 12, трансмиссии 7, гидросистемы и электрооборудования.
Рис. 1. Бурильно-крановая машина БМ-305А
Бурильно-крановое оборудование шарнирно крепится к раме 11, присоединенной к раме базового трактора, и может поворачиваться в продольной вертикальной плоскости машины при установке в рабочее и транспортное положения двумя гидроцилиндрами 6. В транспортном положении бурильное оборудование укладывается на опорную стойку 4. Бурильно-крановое оборудование обеспечивает подачу на забой и извлечение из скважины бурильного инструмента и установку опор. Оно включает бурильную мачту 5 с неповоротным гуськом 3 кранового устройства, бурильную штангу, на нижнем конце которой крепится сменный короткошнековый бур 9 с забурником 10 и резцами, гидравлический механизм подачи бура, помещенный внутри бурильной мачты, вращатель 8 штанги с буровым инструментом, червячную реверсивную лебедку для установки опор в пробуренные скважины. На барабан лебедки навивается канат грузового полиспаста с крюковой подвеской. Вращатель штанги представляет собой одноступенчатый конический редуктор и приводится в действие от коробки передач трактора с помощью механической трансмиссии 7, в состав которой входят соединительная муфта, карданные валы и раздаточная коробка с фрикционом для включения-выключения привода бурильного инструмента. От раздаточной коробки осуществляется привод выполненной с ней заодно крановой лебедки. Раздаточная коробка обеспечивает три частоты вращения бурового инструмента (1,7; 2,35 и 2,95 с -1 ) в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемого грунта, а также реверс бура и барабана лебедки. При бурении скважин и установке опор машина дополнительно опирается на две выносные опоры с гидродомкратами 12, установленные на раме 11. Неповоротный бульдозерный отвал управляется одним гидроцилиндром. Гидроцилиндры механизмов установки мачты и подачи бурильного инструмента, бульдозерного оборудования, выносных опор и управления фрикционом обслуживаются двумя гидронасосами гидросистемы базового трактора. Управление бурильно-крановым оборудованием осуществляется из кабины трактора. При строительстве зданий и сооружений широко применяются основания и фундаменты из буронабивных свай, при устройстве которых в сложившихся условиях застройки исключается деформация элементов несущих конструкций зданий и сооружений, расположенных поблизости от места производства работ, и шум, возникающий при работе молотов. Фундаменты из набивных свай имеют большую несущую способность, чем фундаменты из забивных свай. Буронабивные сваи изготовляются диаметром 600. 1700 мм при глубине заложения до 40. 50 м и способны воспринимать сосредоточенные нагрузки до 300. 1000 т на сваю. Их широко применяют в фундаментах опор мостов и несущих конструкций каркасных зданий и сооружений.
Технологический цикл изготовления буронабивных свай включает операции бурения ствола скважины под будущую сваю, изготовление и установку каркаса сваи, бетонирование ствола скважины. Защиту стенок скважин от возможного обрушения при проходке скважин в неустойчивых фунтах осуществляют обычно с помощью обсадных не извлекаемых или инвентарных извлекаемых труб, а также избыточным давлением глинистого раствора или воды. Наиболее трудоемкой и продолжительной (55. 60 % общего времени цикла) технологической операцией является бурение ствола скважины, которое осуществляется с помощью специальных (бурильных) машин или навесного бурильного оборудования, смонтированного на базе одноковшовых экскаваторов с гидравлическим и механическим приводами.
Бурильная машина БМ-2501-1
Бурильная машина БМ-2501-1 (рис. 1) предназначена для бурения вертикальных скважин под защитой обсадных труб диаметром 0,62; 0,75; 0,88; 1,0; 1,18 м и глубиной до 30 м в слабых и обводненных грунтах, а также в не мерзлых устойчивых грунтах I-IV категорий. БМ-2501-1 используется при сооружении буронабивных и буросекущих свай, возводимых в качестве фундаментов и стен в грунте промышленных и транспортных сооружений, в том числе пойменных и русловых опор мостов, несущих подпорных стенок и т. п.
Бурильная машина включает мачту 2, телескопическую штангу 6, лебедку 1, гидромеханический вращатель 8, обеспечивающий две скорости вращения бура (8; 30 мин-1), комплект бурильного инструмента, обсадное оборудование 11, гидроцилиндры подъема-опускания мачты и перемещения вращателя. В комплект бурильного инструмента входит винтовой бур 9, а также бур ковшовый, бур ковшовый скальный, бур винтовой скальный, грейфер штанговый, долото ударное, расширитель, которые значительно увеличивают возможности машины. Ударное долото и грейфер делают возможным преодоление каменистых прослоек.
Рис. 1. Бурильная машина БМ-2501-1
Мачта 2 с оголовком 4 шарнирно крепится в проушинах поворотной платформы и переводится из транспортного положения в рабочее и обратно с помощью гидроцилиндров 10. Положение оголовка с отводными блоками 5 регулируются канатом 3. Подача вращателя с бурильным инструментом на забой осуществляется с помощью длинноходового цилиндра 7 (ход подачи 4,7 м). Усилие подачи бурильного инструмента составляет 250 кН, извлечения - 90 кН. Скорость подъема-опускания бурильного инструмента не менее 40 м/мин. Вращатель можно использовать также для задавливания обсадных труб без использования обсадного стола, при этом усилие погружения и извлечения обсадных труб вращателем достигает 250. 280 кН, с обсадным столом усилие увеличивается до 640 кН.
Наличие на машине дополнительной лебедки грузоподъемностью 7 т позволяет обходиться без подъемного крана при монтаже-демонтаже обсадных труб, установке арматурных каркасов.
Для облегчения работы обслуживающего персонала на машине используется механизированная разгрузка винтового бура путем обратного ускоренного вращения с частотой 150 мин -1. Перевод машины из транспортного в рабочее положение производится оператором не выходя из кабины.
На БМ-2501 -1 используется система нивелировки мачты в продольной и поперечной плоскостях в пределах ± 5°, что значительно снижает требования к рабочей площадке и исключает необходимость переставлять машину в случае незначительной просадки грунта или плит под ней.
Бурильная машина может эксплуатироваться в районах с умеренным климатом в интервале температур окружающей среды - 40. + 40 °С.
Процесс забивки (погружения) свай состоит из трех основных операций:
подъема и установки сваи в проектное положение;
погружение сваи в грунт;
перемещения сваебойной установки от забитой сваи к месту погружения следующей.
Операция погружения сваи занимает обычно только 20—25% общего времени на забивку сваи.
Применяемые в настоящее время машины для погружения свай делятся на следующие группы: ударного действия, или свайные молоты, вибрационного действия, или вибропогружатели; виброударного действия, или вибромолоты; для вдавливания и для завинчивания свай.
Существуют также машины, работающие по смешанному принципу, например вибровдавливающие машины.
Свайные молоты делятся на механические, паровоздушные, дизель-молоты и электрические (вибропогружатели и вибромолоты). По типу управления различают молоты с ручным, полуавтоматическим и автоматическим управлением. Главными параметрами технической характеристики сваебойных молотов являются вес ударной части и энергия удара.
Механический молот представляет собой массивную чугунную отливку, которая по направляющим может подниматься канатом, перекинутым через блок и навиваемым на барабан лебедки (обычно фрикционной), и падать при расцеплении захватного устройства под действием собственного веса. Вес падающей части механических молотов, применяемых для забивки свай, колеблется от 1000 до 5000 кг, высота свободного падения молота обычно не превышает 3 м. В зависимости от высоты подъема число ударов молота составляет до 12 в 1 мин для молотоз с расцеплением и 12—18 для молотов, работающих без расцепления. Механические молоты конструктивно просты и долговечны в работе, однако производительность их низка.
Паровоздушные свайные молоты приводятся в действие силой пара или сжатого воздуха, воздействующих непосредственно на ударную часть молота, и подразделяются на паровоздушные молоты простого действия и паровоздушные молоты двойного действия. В молоте простого действия сила пара или сжатого воздуха используется только для подъема ударной части молота, а в молотах двойного действия полезную работу выполняет не только масса падающей ударной части молота, но и давление пара или сжатого воздуха на поверхность бойка, увеличивающее скорость его падения и соответственно энергию удара.
Паровоздушные и дизельные молоты бывают двух систем: с ударным цилиндром и неподвижным поршнем (паровоздушные молоты простого действия и штанговые дизель-молоты) и с неподвижным цилиндром и ударным поршнем (молоты двойного действия и трубчатые дизель-молоты) .
Устройство паровоздушного молота простого действия с полуавтоматическим управлением показано на 245. Ударной частью такого молота является тяжелый цилиндр. Поршень 2 и его полый шток 5, проходящий сквозь отверстие в крышке цилиндра 4, остаются неподвижными во время работы молота. Цилиндр молота приливами 5 с закрепленными на них планками удерживается в направляющих. В приливах имеются пазы для направляющей штанги 6, на верхнем конце которой неподвижно закреплена головка 7 с корпусом парораспределительного устройства 8. На нижний конец штанги надета пята 9, с помощью которой молот опирается на голову забиваемой сваи. Внутри полого штока 3 находятся два поршенька 10 и 11, соединенных тягой 12, которая серьгой 13 и шатуном 14 подвешена в корпусе парораспределителя на коленчатом валу 15 механизма управления парораспределением и может вместе с поршеньками перемещаться внутри полого штока вверх или вниз при повороте вала управления в ту или другую сторону
При работе свайного молота простого (одиночного) действия с полуавтоматическим управлением после удара цилиндра по свае пар или сжатый воздух, поступающий в полый шток поршня, проходит через отверстия 16 в штоке в надпоршневую полость цилиндра и поднимает его вверх. Вместе с "цилиндром поднимается установленная на крышке 4 рейка 17, которая имеет скошенные на определенных участках боковые грани. На определенной высоте рейка скошенной гранью воздействует на колено 18 вала управления, который с посаженным на нем шатуном повернется на некоторый угол и переведет в верхнее положение тягу 12 с поршеньками 10 и 11. При подъеме тяги нижний поршенёк 10 поднимается выше отверстий 16 в полом штоке 3. Пар или сжатый воздух из надпоршневой полости через отверстия 16 в полом штоке и выходное отверстие 19 в нижней части цилиндрической полости молота получает возможность выхода в атмосферу, а цилиндр под действием собственного веса устремляется вниз и наносит удар по голове сваи. Для подъема цилиндра натяжением веревки, прикрепленной к одному из плечей рычага 20, поворачивают коленчатый вал
механизма управления, при этом поршенек 10 вернется в нижнее положение и позволит пару или сжатому воздуху вновь поступать в надпоршневую полость цилиндра.
Паровоздушные молоты двойного действия. Корпус свайных молотов двойного действия при работе остается неподвижным, удары по свае наносит боек, совершающий возвратно-поступательное движение внутри цилиндра. Парораспределение осуществляется автоматически, благодаря чему частота ударов доходит до 120—300 обjмин.
Корпус молота (246) состоит из трех отдельных частей. Средняя часть — цилиндр 1, в котором движется поршень с двумя массивными штоками; верхняя 2 и нижняя 3 части молота с цилиндрической расточкой служат направляющими для поршня. Нижней частью молот установлен на опорном кольце 4, верхняя часть молота закрыта крышкой, имеющей проушину для крепления подъемного каната лебедки крана или копра. Стяжные болты 5 в нижней части имеют упоры, удерживающие от выпадения опорную плиту 6. Парораспределение осуществляется золотником А и клапанами а и б.
Паровоздушные молоты выпускаются весом ударной части от 1250 до 8000 кг, энергией удара от 1875 до 10 000 кг- ж.
Штанговые и трубчатые дизель-молоты. В дизель-молотах используется энергия, высвобождающаяся при воспламенений топлива. Рабочий процесс дйзёль-мо-лота аналогичен процессу двухтактного дизеля.
В состав штангового дизель-молота (247) входят следующие основ-__ ные элементы: блок поршня, отлитый заодно с основанием 1, имеющим гнезда Для штанг, приливы 7 с лапами для удержания молота в направляющих и крюки для крепления сваи. В гнездах основания поршня устанавливаются й закрепляются направляющие трубчатые штанги 4, на которые надевается цилиндр 2, являющийся ударной частью дизель-молота. На эти Же штайги надевается кошка 6, которая может перемещаться по штангам для подъема ударной части молота при запуске его в работу. В верхней части штанги соединяются между собой траверсой 5, имеющей приливы 7 для удержания Молота в направляющих.
Основание поршневого блока с размещенным внутри него резервуаром Для горючего связано серьгой 8 со сферической пятой 12 и наголовником 11, образующими шарнирную опору. Топливный насос 14 установлен на основании поршневого блока. Он приводится в действие рычагом 13 и подает порцию горючего по топливопроводу 3, проходящему внутри поршня 10, имеющему на конце форсунку 9.
Для пуска дйзель-молота следует цилиндр поднять кошкой в верхнее положение. При повороте крюка 15 цилиндр освобождается от кошки и по направляющим штангам скользит вниз. Воздух, заполнивший полость цилиндра, быстро сжимается и нагревается. Падающий цилиндр наносит удар по свае и одновременно приливом Нажимает на толкатель топливного насоса 14. Происходит впрыск порции горючего форсункой 9 в цилиндр. Топливо в среде сильно нагретого воздуха воспламеняется, и силой взрыва цилиндр отбрасывается вверх по направляющий штангам. Газы, образовавшиеся при воспламенении горючего во внутренней полости цилиндра, уходят в окружающую, атмосферу, и полость вновь заполняется воздухом. Цилиндр поднимается вверх до какой-то точки, быстро теряет скорость и под действием собственного веса падает вниз. Число ударов, наносимых по свае, достигает 50—60 в 1 мин.
Головная часть поршня состоит из усеченного конуса, цилиндра меньшего диаметра и сферы. Сферическая головка поршня производит удар по свае через пяту 4 молота, в которой есть такая же сферическая выемка. В нижней части пята имеет центр 3, вдавливаемый в торец головы деревянной сваи. В верхнем торце поршня имеется полость для смазки. Полость закрывается цилиндрической пробкой 8 с рым-болтом. Трубчатый дизель-молот оснащен топливным насосом 5 низкого давления, который подает топливо дозированно из расходного резервуара 6, расположенного с внешней стороны цилиндра. Насос.автоматически-включается поршнем при его движении вниз. Для. выхода из цилиндра отработанных газов и подачи свежего воздуха,в цилиндр имеются трубки 7, приваренные к корпусу рабочего цилиндра под углом.
Работает трубчатый дизель-молот также, как штанговый, по принципу двухтактного:дизеля, с той лишь разницей, что горючее распыляется не форсункой, а ударом сферической головки поршня бойка по сферической выемке,; в которую стекает топливо, поданное топливным насосом.
Трубчатые свайные молоты выпускаются с ударной частью весом 500—2500 кг. Число ударов в минуту достигает 50—55.
Вибропогружатели и вибромолоты. Вибропогружатель представляет собой возбудитель направленных колебаний вдоль оси сваи. Соединяясь со сваей посредством наголовника 4 (рис 5.71, он сообщает ей возмущающее периодическое усилие, которым преодолеваются сопротивления погружению сван в грунт. Погружение сваи будет обеспечено, если это усилие вместе со статической пригрузкой больше указанных сопротивлений. В противном случае энергия вибровозбудителя будет расходоваться на упругое деформирование сваи и прилегающей к ней зоны грунта без совершения полезной работы.
Возбудителями колебаний являются вращающиеся дебаланеы 3 со смещенными относительно оси вращения центрами масс. Для генерирования направленных колебаний дебалансы спаривают, вращая их в противоположные стороны с одинаковой частотой и в одной фазе. Возникающие при этом центробежные силы приводятся к вертикально направленной равнодействующей (возмущающей силе), изменяющейся по синусоидальному закону. Наибольшим значениям возмущающей силы, направленной вниз, будут соответствовать положения дс-балансов, показанные на 5.7, а. При повороте дебалансов на 180° возмущающая сила того же значения будет направлена вверх, а при повороте на 90 и 270° она будет равна нулю. В зависимости от положения дебалансов эта сила оказывает на сваю вдавливающее или выдергивающее воздействие. За счет дополнительной статической пригрузки от силы тяжести сваи и вибропогружателя вдавливающее воздействие будет увеличиваться, а выдергивающее — уменьшаться. Если статическая пригрузка будет равна или больше амплитуды возмущающей силы, то равнодействующая этих сил будет приводиться только к вдавливающему усилию. По мере погружения сваи и роста в связи с этим сил сопротивления на граничных с грунтом поверхностях интенсивность погружения сваи падает и при определенных условиях дальнейшее ее погружение невозможно, что означает полное исчерпание энергетических возможностей вибропогружателя.
Для увеличения амплитуды возмущающей силы вибропогружатели изготовляют многодебалансными, состоящими из нескольких нар дебалансов. Обычно дебалан-сы выполняют заодно с зубчатыми колесами 2, являющимися последней парой в передаче движения дебалансам 3 от двигателя 1 и синхронно вращающимися в противоположные стороны. Двигатели соединяют корпусом с вибровозбудителем жестко ( 5.7, а) или через пружинные амортизаторы 5 ( 5.7, б). Последним решением снижаются вредные воздействия вибрации на электродвигатели. Частота вибрации у вибропогружателей, выполненных по первой схеме, не превышает 10 Гц (низкочастотные вибропогружатели), а у вторых ее минимальное значение составляет 16,6 Гц (высокочастотные вибропогружатели). Как частоты, так и эксцентриситет у этих вибропогружателей можно изменить соответствующей настройкой, что позволяет выбирать оптимальные режимы их работы в зависимости от грунтовых и других условий.
Вибропогружатели обоих типов оборудуют дистанционным пультом управления с пусковой, регулирующей и защитной аппаратурой. В пределах своего назначения — погружения свай и шпунта в песчан-ные и супесчаные водонасыщенные грунты — вибропогружатели в 2,5. 3 раза производительнее свайных молотов, они удобны в управлении, не разрушают погружаемых ими строительных элементов. К недостаткам относятся ограниченная область применения и сравнительно небольшой срок службы электродвигателей из-за вредного влияния вибрации.
Вибромолоты отличаются от вибропогружателей видом соединения корпуса вибровозбудителя с наголовником 6 ( 5.8). Это соединение выполнено через пружинные амортизаторы 5, которые позволяют корпусу вибровозбудителя совершать большие размахи, отрываясь от наголовника и ударяя бойком 3 по наковальне при обратном движении. Обычно вибромолоты изготовляют бестранемисснон-ными, сажая дебалансы 2 непосредственно на валы двух синхронно работающих электродвигателей, статоры которых установлены в едином корпусе /.
Оптимальный режим работы вибромолотов зависит как от соотношения параметров вибровозбудителя, так и от размера зазора между бойком и наковальней, который устанавливают на заводе-изготовителе на специальном стенде. Для сообщения свае большой энергии удара пружинные амортизаторы подбирают так, чтобы один удар бойка о наковальню приходился на два, три и т. д. оборота дебалансовых валов. Важной особенностью работы вибромолотов является их способность к самонастройке — повышению энергии удара с увеличением сопротивления погружению CBaif. Это объясняется тем, что с ростом сопротивлении уменьшается податливость сваи (увеличивается ее жесткость), чем определяется более высокая скорость обратного хода (после удара) и последующего прямого движения (вниз). Выпускаемые отечественной промышленностью вибромолоты характеризуются энергией удара до 3,9 кДж при массе ударной части до 2850 кг.
Если наголовки перемонтировать, то вибромолот может быть повернут на 180° для нанесения ударов снизу вверх. В такой компоновке вибромолоты используют как виброударные выдергиватели свай и шпунта
Шпунтовыдергиватели предназначены для извлечения из грунтов различной плотности ранее погруженных металлических свай, труб и шпунта длиной 10. 20 м. Наибольшее распространение получили шпунтовыдергиватели виброударного действия, работающие по принципу вибромолотов. У таких шпунтовыдергивателей ударная сила направлена только вверх и через наголовник воздействует на извлекаемый элемент. Шпунтовыдергиватели
оснащаются клиновыми, механическими и гидравлическими наголовниками и эксплуатируются совместно со стреловыми самоходными кранами, экскаваторами-кранами и копровыми установками.Шпунтовыдергиватель (рис. 1) состоит из вибровозбудителя 4, виброизолятора 2, подвески 1, рамы 6 с клиновым захватом 7 и пульта дистанционного управления. В корпус вибровозбудителя вмонтированы два электродвигателя, на консолях параллельных валов которых закреплены четыре дебаланса с регулируемым статическим моментом. При синхронном вращении дебалансов в разные стороны создаются вертикально направленные колебания. Вибровозбудитель опирается через витые пружины 5 на раму 6, которая ограничивает его движение сверху, в результате чего вибровозбудитель с бойком 3 наносит удары по раме с наковальней 10 с определенной частотой и энергией. Рама передает энергию удара извлекаемому элементу через клиновой захват, который состоит из двух клиньев 9, скользящих в направляющих 8.