Руководства, Инструкции, Бланки

отличие управление и руководство img-1

отличие управление и руководство

Рейтинг: 4.6/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии. $(

Помимо управляемых процессов в число универсумальных нужно включить управленческие процессы, а именно, управление и руководство. Механизмом этих процессов являются акты управленческой деятельности. а субъектом этих актов – менеджер. Термин «менеджер» здесь обозначает функционально-деятельностную позицию, занимать которую может индивид, организация (аппарат управления) или другие объединения людей, создаваемые в целях управления (кружки качества и пр.).

Управленческие процессы могут иметь объектами либо управляемые процессы, либо их механизмы (акты деятельности), либо субъектов этих актов.

Процесс управления имеет объектом управляемый процесс. Благодаря управлению осуществляется выбор одного из возможных вариантов управляемого процесса. Для того, чтобы управление стало актуальным, управляемый процесс должен остановиться[51], после чего предполагаются возможными различные варианты его продолжения. Очевидно, что выбор варианта и последующее за ним изменение нарушает воспроизводство деятельности, являющейся механизмом управляемого процесса, в силу чего процессы воспроизводства и функционирования не могут быть объектами управления .

«Одной из характерных особенностей управляемой системы является способность изменять свое движение, переходить в различные состояния под влиянием различных управляющих воздействий. Всегда существует некоторое множество движений, из которого производится выбор предпочтительного движения, если речь идет об управляемой системе. Где нет выбора, там нет и не может быть управления »[52].

Хотя процессы воспроизводства и функционирования не являются объектами управления, вмешательство менеджера в их осуществление может быть необходимым. При самой наилучшей организации механизма процесса функционирования он все же испытывает множество незапланированных воздействий, дестабилизирующих его и приводящих к изменению деятельности вместо ее воспроизводства. Такие воздействия, часто имеющие случайный характер, называют возмущениями. Вмешательство менеджера в данном случае необходимо для сохранения воспроизводства, и такое вмешательство называется регулированием. Помимо поддержания воспроизводства деятельности регулирование применяется как одна из функций при управлении изменениями деятельности; его необходимость вызывается тем, что в процессе изменений объект управления также будет испытывать возмущения. Сущность регулирования состоит в том, что на механизм управляемого процесса оказывают регулирующие воздействия. компенсирующие действие возмущений. Регулирование можно считать частным случаем управления, преследующим всегда одну и ту же цель: поддержание заданного хода управляемого процесса. В этом смысле в процессе регулирования не осуществляется определение цели.

Итак, процессы воспроизводства деятельности и функционирования являются объектами регулирования, но не управления в общем смысле этого термина, а процессы изменения являются объектами управления и, в том числе, регулирования.

Управление можно рассматривать как процесс или как деятельность. Наиболее общее представление об управлении как процессе дает кибернетика, представление об управлении как деятельности разрабатывалось различными школами «научного менеджмента»[53] и системомыследеятельностной методологией[54].

С позиций кибернетики, управление есть совокупность процессов получения, передачи, переработки, хранения и использования информации[55](рис.1.1.17).

Рис.1.1.17. Структура процесса управления.

Из информационных процессов, составляющих процесс управления, наибольший интерес в ракурсе настоящего курса представляет процесс переработки информации, завершающийся принятием управленческого решения. Получение, передачу и хранение информации можно рассматривать как процессы, обслуживающие процесс принятия решения. Хотя механизмы этих обслуживающих процессов могут быть весьма сложными, а ошибки в их осуществлении приводят к принятию неэффективных и/или нереализуемых решений, но правила осуществления этих процессов обычно достаточно стабильны и опираются на некоторые зафиксированные нормы. Исполнение этих вспомогательных процессов обычно является делом не менеджера, а его обслуживающего аппарата. Зафиксированные нормы получения, передачи и хранения информации должны быть «вложены» в знания и умения работников этого аппарата.

Если кибернетика рассматривает управление как процесс, то различные школы «научного менеджмента» рассматривают управление, прежде всего, как деятельность. Структура управления как деятельности обычно представляется в виде совокупности функций управления. Перечни функций управления как подсистем деятельности управления разрабатывались на эмпирической основе многими авторами с самого зарождения научного менеджмента, достаточно полный обзор работ, содержащих такие перечни, приведен в книге Д.М.Гвишиани[56].

Процессный и деятельностный подходы к управлению связаны друг с другом представлением о деятельности как механизме процесса[57]. Однако структура процессов в кибернетике, выстроенная на рациональной основе, и эмпирически найденные структуры деятельностей (функций) в «научном менеджменте» не позволяют однозначно сопоставить их друг с другом как пары «процесс-механизм». Применительно к процессу принятия управленческого решения можно лишь утверждать, что этому процессу соответствует в качестве механизма акт управленческой деятельности, включающий свои средства и методы. Эти средства в определенных ситуациях могут опираться на знание, а в других ситуациях требовать проблематизации и создания нового знания.

Именно эта слабость «научного менеджмента» требует разработки вопросов менеджмента на основе системомыследеятельностной методологии, позволяющей связать процессное и деятельностное представления об управлении в единое логически завершенное целое.

Управленческая деятельность включает процедуры исследования объекта (построения его модели), анализа ситуации (поиск противоречий в объекте и его внешней среде, препятствующих функционированию), проектирования (формирования цели и задач управления), планирования, контроля и другие. Соответственно, объект управления выступает в управленческой деятельности как объект исследования, анализа и проектирования. Процедуры планирования имеют своим объектом не объект управления, а действия, совершаемые над этим объектом и в этом объекте; процедуры контроля относятся как к объекту, так и к совершаемым действиям, средствам и методам их осуществления.

Исследование объекта управления и его анализ фиксируют модель объекта в настоящем, проект (цель) задает ее для будущего времени. Таким образом, управленческие процедуры определяют управляемые процессы – процессы создания, преобразования, перемещения и захоронения объекта управления. С другой стороны, процедура планирования определяет управляемую деятельность. Таким образом, управленческая деятельность имеет своим объектом как процессы, объектом которых является объект управления, так и деятельность, являющуюся механизмом этих процессов. Очевидно, что воздействие на процесс может быть осуществлено только через воздействие на его механизм – в силу этого при любой структуре управленческих процедур завершающей и непосредственно «выводящей» управленческое воздействие на объект является процедура планирования.

Цели управления ставятся как в отношении управляемых процессов (как выбор возможных продуктов этих процессов), так и в отношении их механизмов – актов деятельности, применяемых материалов, средств и методов. Так обеспечиваются, например, наименее затратные способы производства продукта или способы осуществления процессов, обеспечивающие иные преимущества. Формулирование и использование критериев оценки и выбора по отношению к параметрам механизма открывает дорогу для оптимального управления, когда обеспечиваются не только необходимый продукт, но и некоторый наилучший способ его производства.

Менеджер воздействует на управляемые процессы путем воздействия на их механизмы – акты деятельности, осуществляемые персоналом. Управление реализуется путем изменения норм деятельности, выполняемой отдельными субъектами, а также путем изменения соорганизации деятельностей разных субъектов, осуществляющих различные акты деятельности. Изменение норм требует воздействия на субъектов деятельности. Это воздействие составляет сущность процесса руководства. Назначение руководства – императивное нормирование деятельностей персонала в соответствии с задачами управления. Таким образом, процесс руководства подчинен процессу управления и является средством реализации управления.

Таким образом, перечисленные управленческие процессы направлены на разные объекты, а именно, менеджер управляет процессами и руководит людьми (как субъектами деятельности – механизма управляемых процессов).

Западные управленческие школы обычно разделяют руководство и влияние: руководство использует власть принуждения, влияние – власть убеждения, стимулирования и авторитета. Такое разделение, безусловно, целесообразно при рассмотрении управленческой деятельности на уровне процедур, однако не имеет смысла при рассмотрении на уровне базовых понятий: как руководство, так и влияние осуществляются с использованием инструментов власти и отличаются лишь выбором используемых инструментов.

Может показаться, что воздействия необходимы не только на субъекта управляемой деятельности, но также на средства, методы и условия работы этого субъекта – но такое возражение будет несостоятельным, так как средства, методы и условия, для того, чтобы их создавать или изменять, должны быть представлены как результаты чьей-то деятельности, а их создание или изменение, в свою очередь, есть процесс, требующий управления. Таким образом, управленческое воздействие в конечном счете направляется на совокупность субъектов, осуществляющих и обслуживающих управляемую деятельность – иначе говоря, осуществляющих кооперированную управляемую деятельность. Эти субъекты должны осуществлять действия в рамках имеющихся средств, методов и условий (поскольку их создание или изменение является уже результатом какого-то действия) – следовательно, чтобы реализовать управляемую деятельность в соответствии с планом эти субъекты должны знать, что надо делать, уметь это делать и хотеть это сделать.

Таким образом, управленческое воздействие на субъекта деятельности, обеспечивающее реализацию управляемой деятельности (и, как следствие, управляемого процесса) в соответствии с планом, включает три компонента: информирование, обучение, мотивацию .

В ранее использованных нами терминах эти компоненты означают создание императивных (задание), социокультурных (умение) норм деятельности и мотивации к этой деятельности. Мотивация опирается на социокультурную и ценностную сферы субъекта деятельности.

В любом случае средством воздействия на деятельность через воздействие на субъекта деятельности являются социальные отношения, важнейшее значение из которых для менеджмента имеет власть. Принципиально важно выделение трех типов отношений: межфункциональных, межличностных и функционально-личностных [58]. Не менее важно различать личность субъекта деятельности, его функциональную позицию, социальный статус и социальную роль. Реально руководит организацией тот, чей социальный статус и социальная роль, определяемые как формальными, так и неформальными признаками, позволяют выражать свою волю в деятельности других людей; реально управляет тот, кто способен анализировать ситуации, вырабатывать решения и путем убеждения или манипулирования навязывать их руководителю. Хотя манипулирование запрещено этическими кодексами управленцев большинства цивилизованных стран, во всем мире существует огромное число организаций, где руководитель, обладающий властью формально, является лишь орудием в руках человека, статус и роль которого незаметны, но который владеет искусством заставлять других проводить его решения – не используя при этом принуждение как «видимый» инструмент власти. Тот факт, что субъект, реально управляющий процессами, может занимать любую должностную позицию, а не обязательно быть руководителем, обычно обозначают как «принцип управления из любой точки».

Субъект управления – это не должность, это функционально-деятельностная позиция, которую любой из индивидов, являющихся субъектами деятельности, занимает по самоопределению. Субъекты управления могут не входить в формальные организационные структуры управления. Они осуществляют управленческие функции в силу наличия способностей к рефлексии, коммуникации и мышлению, ценностных установок на управление всей системой и умения осуществлять управленческие воздействия (информирование, обучение, мотивацию). Те управленцы, которые входят в формальные управленческие структуры (руководители), добавляют в свой арсенал лишь принуждение к исполнению их решений, впрочем, реальная эффективность принуждения заслуживает отдельного обсуждения. В то же время при отсутствии каких-либо из перечисленных интеллектуальных способностей формальный руководитель может не быть реальным управленцем.

На основании изложенного возникает возможность построить схему, отображающую менеджмент в системе категорий «процесс – механизм» (рис.1.1.18).

Другие статьи

Чем отличается - управление - от - руководства? И есть ли она?

Чем отличается "управление" от "руководства"? И есть ли она?

Дядька бородатый Мастер (2380) 8 лет назад

Стремно, я в таком разрезе не смотрел.

MarS Оракул (88712) 8 лет назад

По-моему, принципиальной разницы нет. Управление относится больше к механизмам, руководство - к коллективам. Первое по духу -более "современнее"

Vyacheslav Гуру (3323) 8 лет назад

Да, отличается, хотя порой и пересекается.
Управление - это процесс, подразумевающий взаимодействие управляющего устройства и управляемого объекта. Есть даже наука такая - теория управления (по-другому кибернетика). Управление может быть автоматическим, происходящим без участия человека, или автоматизированным, с участием человека.
Руководство (если это не книжка "Руководство к лабораторным работам. ") - это может быть как процесс управления, исходящий от человека-руководителя, так и непосредственно указание (инструкция) для выполнения какого-либо действия. Как я понимаю, руководство обязательно связано с человеком.
А вообще - посмотрите в словаре у Ожегова

Андрей Никитин Мыслитель (5343) 8 лет назад

Если в бизнесе или на производстве, то я думаю так.
Управление - выполнение задокументированных (или не задокументированных) алгоритмов процессов тактического характера.
Руководство - творческий процесс, включающий в себя решение стратегических задач по неустановленным алгоритмам и зачастую в условиях неполной и недостоверной информации
Если первое в большей или меньшей степени поддаётся автоматизации, то второе пока ни в какую.

INTELFRESH Ученик (124) 6 месяцев назад

Руководство (на мой взгляд) происходит от слов рукой вести, т. е. являет собой ручное управление. Другими словами это частный случай управления в целом. А само управление- это общее понятие и может подразделяться на самоуправление (автоматическое управление), либо внешнее управление (собственно- руководство)

Как соотносятся категории управление, менеджмент, руководство?

Как соотносятся категории "управление", "менеджмент", "руководство"?

В методологическом плане отдельного рассмотрения требует проблема соотношения понятий "управление" и "руководство". Управление выступает более широким понятием, что означает направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения Те состояния или придания ей новых свойств и качеств.

Понятие "управление" относится как к техническим, социотехнических, так и социальных систем. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство:

ограничивается воздействием на людей и их сообщества;

-Предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

призвано вызвать чью-то деятельность в соответствии намерениям руководителя.

Так, руководство - это произвольный (целенаправленный) влияние на подчиненных людей и их сообщества, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, согласно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управ-ления является руководство.

Понятие "менеджмент", "администрирование", "руководство" относятся к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмента тождественно понятию социального управления.

Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие "администрирование" наиболее полно соответствует понятию власти, поскольку его основная функция заключается в определении политики той или иной социальной системы, а понятие "руко-водство" и "менеджмент" больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления.

Иными словами, понятие "менеджмент", "администрирование" и "руководство" могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, а именно:

управления - в широком смысле, вся система классов, отношений и явлений управления в природе и в обществе, а в узком смысле - технологическая организация объекта управления;

менеджмент - в широком смысле, общий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми, а в узком - управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей;

администрирования - в широком смысле, административно-государственное управление, социально-политический менеджмент, а в узком, разработка и постановка целей, определение политики организации.

В самом общем виде процесс социального управления можно разделить на две составляющие, взаимообусловлены и взаимосвязанные части:

административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения);

собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, что обеспечивает, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой, их принятия и исполнения.

В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий "власть" и "управление", второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительной, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - Отличие управления от менеджмента

Отличие управления от менеджмента

Понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. Иногда они даже отождествляются. С технической точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление.

Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях.

Понятие управления — в узком и широком смыслах этого слова — применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление явля- ется предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий.

Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры — линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент — чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) определенную категорию получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическу ю субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.

Менеджмент как наука и практика управления

Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А.Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые опреде- лившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А.Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг. основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.

Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях:

• подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий — функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок);

• системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды);

• ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).

Менеджмент как процесс управления организациями.

В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения — в процессе деятельности — организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений.

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду — рыночные отношения — к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятие решений — прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воз- действия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Новости

Критические замечания к теории Херцберга (сноска 5)

Основные критические замечания были. далее

Психология управления

Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

Лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может.

Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим — «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей.

В то же время одного наличия их и стремления достичь этих целей в одиночку явно недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемый атрибут лидерства — наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер — это элемент, упорядочивающий систему людей.

Лидерство — всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и. с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  • бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье);
  • социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и т. д.);
  • политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбами лидеров этих трех типов: бытовой всегда может выдвинуться на позиции социального и политического.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие — это признание высоких достоинств, заслуг, полномочий, необходимости, правильности и результативности действий лидера. Это внутреннее согласие с авторитетной личностью, готовность действовать в соответствии с ее установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь благодаря доверию. И это означает, что люди внутренне согласны, едины со своим лидером.

Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого.

С учетом особенностей последователей лидер выстраивает структуры воздействия на них. Последние призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих общностях, коллективах. Этот человек выступает как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его «пересаживание» в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно. Почему человек становится лидером? Теории, дающие на это ответ, многообразны. Среди них можно выделить подходы, опирающиеся на личные качества лидера, — поведенческий и ситуационный.

Не подтвердилась концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила). Напротив, подчас лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных качеств личности.

Личностные качества лидера:

  • интеллигентность (вербальная и символическая);
  • инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;
  • уверенность в себе, благоприятная самооценка;
  • привязанность к сотрудникам;
  • мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
  • зрелость;
  • мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей, обеспечивая работу, финансовое вознаграждение, власть над другими, самореализацию, достижение успехов в работе.

Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров :

  1. Обаятельный/авторитетный. Обаятельный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих. Авторитетный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.
  2. Лидер «с воображением», «душевный» лидер-контролер, манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчиненных, способен выдвигать инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя «нежную любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко прикрытым сожалением». Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из нас», «как нашего выразителя», который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач.

Лидер не только направляет и ведет за собой своих последователей, но и хочет этого, как и те желают следовать за ним. Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается на свои позиции. Ему присущи уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять психологические особенности людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, а с другой стороны, тот, у кого они есть, на лидерские позиции не выдвигается.

Возникла ситуативная теория лидерства. согласно которой лидером становится тот человек, который имеет свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения возникшей в группе ситуации. Каждый раз группа выдвигает специфические требования к лидерству, и поэтому оно может переходить от одного человека к другому. В одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других — деловой и т. п.

Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации.

Лучший лидер — тот, в ком сочетаются все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего отмечаются две составляющие — эмоциональная и деловая, информационная и деловая.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от него требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

Исходя из особенностей своих последователей лидер определяет структуры воздействия на них.

Решить все эти задачи помогают такие функции:

  • информационно-аналитическая;
  • выработка программ;
  • принятие решения;
  • организация исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе полученных выводов формируются линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для исполнения принятых решений. что предусматривает:

  • подбор и расстановку исполнителей;
  • доведение до них решений;
  • уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
  • создание внешних и внутренних условий исполнения;
  • координацию деятельности исполнителей;
  • подведение итогов и анализ результатов.

Мобилизация начинается с формирования команды лидера.

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие типы лидеров :

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие личности на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.
  4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда,

такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами. 5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.

Фрейд осмысливал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе его лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Преклонение перед одной и той же личностью может вывести ее в лидеры.

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:

  1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лиде р в обр азе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
  2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
  3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным. Это доминирующая, авторитарная личность, ее обычно боятся и подчиняются смиренно.
  4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
  5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого человека обожают и часто не замечают его недостатков.
  6. «Герой». Жертвует собой ради других; проявляет себя в ситуациях группового протеста: благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.
  7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
  8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.
  9. «Изгой».
  10. «Козел отпущения».

Два последних типа — это, по существу, примеры антилидера. объекта агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с ними, но стоит ему исчезнуть, как она начинает распадаться, так как пропадает общегрупповой стимул.

Существует различие между «формальным» (когда влияние проистекает из официального положения в организации) и «неформальным, естественным» лидерством (влияние основано на признании другими личного превосходства лидера).

Чем же отличается лидер от руководителя? Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, «сверху» и ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Так, например, менеджер — это профессионально подготовленный руководитель.

Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но на практике они часто не только не совмещаются, но и оказываются противоположными. Руководитель отчасти берет на себя функции лидера. Если для того нравственные критерии стоят на первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение еще сильнее выражено в практически не употребляющимся ныне слове «надсмотрщик». В каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.

Он выполняет основные управленческие функции, к которым относятся планирование, организация, мотивация, контроль над деятельностью подчиненных и организации в целом.

Руководство — это управление процессами:

  • согласование различных видов групповой деятельности;
  • отслеживание динамики внутри группы и управление ею.

Сфера руководства включает 3 блока:

  1. организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;
  2. работа с отдельными людьми и группами;
  3. использование власти и принятие решений.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от занимаемого неформальными лидерами.

Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может посчитать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе не должна стать тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации — это источник удовлетворения его личных амбиций.

Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, то решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Помимо того что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она способна вступить в конфликт с его принадлежностью к руководящему аппарату организации. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя — примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного организационного подразделения.

Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, и власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Она может принимать различные формы.

Американские ученые Фред и Рейвен выделяют следующие виды власти:

  • основанная на принуждении;
  • основанная на вознаграждении;
  • экспертная (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие);
  • эталонная, или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);
  • законная, или традиционная (один человек подчиняется другому потому, что в организации они находятся на различных иерархических ступенях).

Наиболее эффективен тот вариант, когда руководитель располагает всеми этими видами власти.

Некомпетентному руководителю, как отмечает Р. Диксон, присущи следующие особенности:

  1. не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;
  2. проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;
  3. склонен пренебрегать информацией, которая ему непонятна или противоречит имеющейся концепции;
  4. склонен недооценивать противников;
  5. проявляет нерешительность и уходит от ответственности в принятии решений;
  6. проявляет неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;
  7. не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию», «обессиливает при завершении»;
  8. предрасположен к фронтальным атакам, верит в грубую силу, а не в находчивость и дипломатичность;
  9. не способен воспользоваться неожиданностями;
  10. неоправданно готов найти «искупительные жертвы» в случае затруднений;
  11. предрасположен к подтасовке фактов и распространению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью»;
  12. склонен верить в мистические силы — судьбу, фатальность неудач и т. п.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяют и его управленческий стиль .

Выделяют несколько его видов:

  1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
  2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз такого руководителя. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
  3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданностей и поддается прогнозу.
  4. Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известной меры, после чего дело подменяется его обсуждением.
  5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
  6. Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

Взаимоотношения с подчиненными, психологический климат и результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Еще раз обратимся к их характеристике.

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления. Для него характерно единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря непрестанному контролю этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции), но обнаруживается больше недостатков, чем достоинств. Среди таковых:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат (существование «подхалимов», «козлов отпущения», интриг) обусловливает повышенную стрессовую нагрузку; вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Демократический (коллективный). Управленческие решения принимаются после обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация такого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный). С одной стороны, характеризуется «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены ею, руководителем. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула трудиться добросовестно, работа складывается из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления предполагает гибкое реагирование на уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд) (табл. 7.4).

Уровни психологического развития коллектива и форма управления