Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации вак-12-115 img-1

руководство по эксплуатации вак-12-115

Рейтинг: 4.8/5.0 (1834 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

УСТРОЙСТВА ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ серии ВАК

Устройства выпрямительные серии ВАК предназначены для преобразования трехфазного переменного тока в постоянный и применяются для заряда аккумуляторных батарей и питания потребителей постоянным током.

Структура условного обозначения

ВАК-Х-Х(М1):
ВА - выпрямитель автоматизированный;
К - на кремниевых тиристорах;
Х - номинальная выходная мощность, кВт (2; 6; 12);
Х - номинальное выходное напряжение, В (28,5; 115);
М1 - номер модификации.

Высота над уровнем моря до 1000 м. При работе на высоте над уровнем моря свыше 1000 номинальный выходной ток должен быть снижен на: 10% - от 1000 до 2000 м;
20% - от 2000 до 3000 м;
30% - от 3000 до 4000 м. Температура окружающей среды от минус 40 до 50°С. Относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25°С. Запыленность воздуха до 0,5 г/м 3. Воздействие атмосферных осадков (снега, дождя) с интенсивностью 5 мм/мин. Рабочее положение вертикальное. Степень защиты оболочки выпрямителей IР2Х по ГОСТ 14254-96. Вибрационные и ударные нагрузки, возникающие при транспортировании выпрямителей автомобилями многоцелевого назначения на расстоянии до 1500 км по дорогам с различным покрытием. Выпрямители соответствуют требованиям ТУ 16-529.889-74. ТУ 16-529.889-74

Типы и основные параметры выпрямителей приведены в таблице.

Показатели надежности: средний ресурс до капитального ремонта не менее 10 000 ч;
средний срок службы до капитального ремонта не менее 6 лет;
наработка на отказ 2000 ч;
среднее время восстановления до работоспособного состояния 5 ч;
непрерывная работа без обслуживающего персонала 150 ч. Установившиеся отклонения напряжения и тока, приведенные в таблице, обеспечиваются при изменении: напряжения питающей сети от минус 10 до 15% номинального значения;
частоты питающей сети + 2,5% номинального значения;
температуры окружающего воздуха на + 10°С в пределах диапазона рабочих температур от минус 40 до 50°С. Кроме того, установившееся отклонение выходного напряжения в зарядном режиме обеспечивается при изменении выходного тока от 0,1 до 1,1Iном. а установившееся отклонение выходного тока - при изменении выходного напряжения от 57 до 138 В (для выпрямителей с выходным напряжением 115 В) и от 12 до 36 В (для выпрямителей с выходным напряжением 28,5 В). Установившееся отклонение напряжения в силовом режиме обеспечивается при изменении выходного тока от 0,1 до 1,1Iном. Сопротивление изоляции, электрических цепей выпрямителей относительно друг друга и раздельно относительно корпуса, электрически не связанных между собой, в выключенном состоянии не менее: 50 МОм - в нормальных климатических условиях (температура воздуха (25+10)°С, относительная влажность от 45 до 80%, атмосферное давление от 84 до 106 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.);
10 МОм - при температуре окружающей среды 40°С после работы в номинальном режиме;
1 МОм - после испытаний в течение 4 сут при относительной влажности воздуха до 98% и температуре окружающего воздуха 25°С. Электрическая изоляция токоведущих цепей выпрямителей относительно корпуса и цепей, электрически не связанных между собой, в нормальных климатических условиях должна выдерживать в течение 1 мин без пробоя и поверхностного перекрытия воздействие испытательного напряжения (действующее значение) переменного тока частотой 50 Гц для цепей с номинальным напряжением: до 100 В - 500 В;
от 101 до 230 В - 1000 В;
от 231 до 400 В - 1500 В. Выпрямители в процессе работы обеспечивают: ограничение выходного тока не более 1,1Iном с установившимся отклонением тока + 5% выставленной уставки при уменьшении напряжения на выводах нагрузки до 0 (кроме ВАК-6-28,5М1);
защиту от неправильного подключения аккумуляторной батареи по полярности;
защиту тиристоров от коммутационных перенапряжений со стороны сети и нагрузки;
защиту от токов КЗ;
защиту от недопустимых перегрузок (только ВАК-6-28,5М1). Выпрямитель ВАК-6-28М1 в силовом режиме допускает следующие сверхтоки (перегрузки): 25% номинального в течение 5 мин;
100% номинального в течение 1 с. Все выпрямители в зарядном режиме допускают сверхток 1,1Iном в течение 1 ч. Коэффициент пульсации выходного напряжения в силовом режиме не более 8% при работе выпрямителей при изменении выходного тока от 0,1Iном до Iном. При работе выпрямителей в буфере с кислотной аккумуляторной батареей стартерного типа емкостью не менее пятикратного значения номинального тока выпрямителя коэффициент пульсации на нагрузке при токе выпрямителя в диапазоне от 0,1Iном до Iном не превышает 1%. Выпрямители допускают работу при набросах и сбросах нагрузки от 0,1Iном до Iном. При набросах и сбросах нагрузки в силовом режиме переходные отклонения выходного напряжения не более, соответственно 60 и 90%. Время восстановления напряжения не более 200 мс. Выпрямители обеспечивают заданные параметры при питании от электросети или автономного электроагрегата мощностью не менее, чем в 3 раза превышающей потребляемую мощность выпрямителей. При этом коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения в сети переменного тока не превышает 30%. При работе выпрямителей от электроагрегатов соизмеримой мощности коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения не нормируется, но работа выпрямителей должна быть устойчивой. Примечание. Устойчивая работа выпрямителя ВАК-12-115 от электроагрегатов соизмеримой мощности обеспечивается при совместной работе, не более двух секций этого выпрямителя. Выпрямители или независимые каналы в выпрямителе в зарядном режиме допускают параллельную работу. Нагрузка на стороне постоянного тока распределяется автоматически без пропорционального распределения между выпрямителями или отдельными секциями. Установившиеся отклонения выходных параметров соответствуют приведенным в таблице. Гарантийный срок эксплуатации - 6 лет со дня изготовления выпрямителей. Гарантийная наработка выпрямителей - 10 000 ч в пределах гарантийного срока.

Выпрямители (рис. 1-5) выполнены в виде шкафов типа каркасной конструкции с односторонним обслуживанием во время работы.

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ВАК-2-28,5М1: 1 - вилка ШРГ20.П3.ЭШ7 ГЕО.364.108 ТУ;
2 - вилки 2РТТ32Б1 Ш12В ГЕО.364.120 ТУ

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ВАК-2-115: 1, 2 - по рис. 1

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ВАК-6-28,5М1: 1 - вилка 2РТТ40Б3Ш21В ГЕО.364.120 ТУ;
2 - вилка 2 РТТ32Б1Ш12В ГЕО.364.120 ТУ

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ВАК-6-115: 1, 2 - по рис. 3

Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры ВАК-12-115: 1, 2 - по рис. 3 Включение и отключение независимых выходных каналов выпрямителей ВАК-6-115, ВАК-12-115 и групп выводов выпрямителя ВАК-6-28,5М1 производится автономно с помощью коммутационной аппаратуры. Каждый канал конструктивно выполнен в виде самостоятельных секций и может работать в любом режиме, независимо от работы других каналов. Секции взаимозаменяемы. Кабели питания и выходные кабели - переносные, гибкие, в резиновой изоляции, подключаются к выпрямителям посредством штепсельных разъемов, расположенных с обслуживаемой стороны. Длина питающего кабеля 25 м, выходных кабелей 15 м. Для контроля и регулирования выходных параметров выпрямители снабжены электроизмерительными приборами (амперметром и вольтметром класса точности не ниже 1,5) и органами управления, расположенного на лицевой стороне выпрямителей. Сигнальная аппаратура для автономного включения и отключения групп выводов или независимых каналов, расположена на лицевой стороне. Охлаждение выпрямителей естественное воздушное. Выпрямители с выходным напряжением 28,5 В для перемещения на небольшие расстояния по грунтовой площадке могут комплектоваться, при оговорке в заказе, съемными колесными парами с обрезиненными колесами диаметром 300 мм. Для транспортировки выпрямители снабжены рым-болтами или грузовыми скобами.

В комплект поставки входят: выпрямитель, комплект одиночного ЗИП, эксплуатационная документация (руководство по эксплуатации, электрическая принципиальная схема, схема электрических соединений, габаритный чертеж, формуляр). Поставка комплектов групповых ЗИП № 1 и ЗИП № 2 и ремонтного комплекта ЗИП осуществляется по отдельному договору. Групповой ЗИП № 1 поставляется из расчета 1 компл. на 5 выпрямителей, групповой ЗИП № 2 - 1 компл. на 10 выпрямителей, ремонтный ЗИП поставляется по заказам ремонтных организаций для производства среднего либо капитального ремонта выпрямителей в послегарантийный период.

Другие статьи

ФАКУЛЬТЕТ КОММУНИКАЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ФАКУЛЬТЕТ КОММУНИКАЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

4.1Расчёт количества электролита, серной кислоты, дистиллированной воды

4.1.2 По типу аккумуляторной батареи по таблице (Таблица 1, с.8 [2] )

определяется количество электролита, необходимое для одной батареи.

4.1.3 В соответствии с заданием, определяется общее количество электролита, необходимое для заливки всех батарей.

4.1.4 По заданной зоне эксплуатации выбирается необходимая плотность электролита(Таблица 3,с.34 [2] ). (В новые батареи заливается электролит плотностью на 0,02 г/см меньше, чем при заряженной батарее).

4.1.5 По требуемой плотности электролита определятся количество серной кислоты и дистиллированной воды для приготовления одного литра электролита (Таблица 4,с.35[2] ) и, исходя из общего количества электролита, общее количество серной кислоты и дистиллированной воды.

4.2 Расчет суммарной мощности зарядных агрегатов, выбор зарядного агрегата и расчет их количества

4.2.1 Суммарная мощность Р зарядных агрегатов рассчитывается по формуле: . (1)

где U - напряжение заряда батареи, В, (16,2 В для 12 В батареи и 32,4 В

для 24 В батареи);

I - ток заряда батареи, А;

n - количество заряжаемых батарей.

Величина зарядного тока для автомобильных аккумуляторных батарей может быть определена по формуле:

где С20 - номинальная емкость аккумуляторной батареи при 20- часовом

режиме разряда, А*ч.

4.2.2 Количество зарядных агрегатов n для одновременного заряда заданного количества батарей определяется по формуле:

где Р - мощность выбранного зарядного агрегата.

Мощность агрегата определяется по его типу.

Означает- выпрямитель автоматизированный на кремниевых тиристорах,

Мощность 12 кВт, напряжение 115 В.

Основные параметры зарядных агрегатов приведены в приложении 23 [2].

4.3 Расчет количества батарей в группе и групп для

подключения их к зарядному агрегату

При заряде аккумуляторные батареи последовательно соединяют друг с другом в группы. Количество батарей в группе зависит от напряжения зарядного источника и определяется по формуле: . (4)

где k - количество батарей в группе;

Uист - напряжение источника,В;

Uб - напряжение батарей в конце заряда, В;

n - количество аккумуляторов в батарее, шт;

2,7 - расчетное напряжение на один аккумулятор, В.

Число групп батарей, которое можно подключить к источнику тока, определяется по формуле: . (5)

где m - число групп;

Iн - номинальный ток нагрузки зарядного устройства, А;

Iз - величина зарядного тока, А.

Величина номинального тока зарядного устройства определяется по формуле: . (6)

где Рн - номинальная мощность зарядного устройства, Вт.

Количество одновременно заряжаемых батарей от одного агрегата (источника) nаб будет равно:

При расчёте необходимого количества зарядных агрегатов можно вначале

рассчитать количество одновременно заряжаемых батарей от одного агрегата, а

затем, исходя из общего количества батарей, необходимое количество агрегатов.

4.4 Схема подключения батарей к зарядному агрегату

Схема для подключения АБ при Iз =const показана на рисунке 1

Рисунок 1 - Электрическая схема подключения аккумуляторных батарей при Iз =const

В группы набирают максимально возможное количество батарей с тем, чтобы в реостате как можно меньше поглощалась энергия. Все последовательно включенные батареи в одну группу должны иметь одинаковую емкость и примерно одинаковую степень заряда.

При включении в группу батарей различной емкости величину зарядного тока необходимо устанавливать по батарее с наименьшей емкостью.

Во время заряда проверяют напряжение аккумуляторов, плотность и температуру электролита через 2..3 часа, в конце заряда - через каждый час.

При достижении температуры электролита +45 о С, зарядный ток снижают наполовину или прекращают заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30. 35 о С.

Зарядные агрегаты, указанные в задании, имеют конкретное количество каналов, к которым без дополнительных амперметров и реостатов можно подключить одну группу батарей. Поэтому при построении схемы заряда батарей количество групп задаётся равным числу каналов.

Разработал кандидат технических наук, доцент В.Д. Рогачёв

Руководство по эксплуатации вак-12-115

Главная » Справочная информация » 5.1.1. Особенности заряда аккумуляторных батарей от выпрямителей типа ВАК

5.1.1. Особенности заряда аккумуляторных батарей от выпрямителей типа ВАК

Благодаря наличию системы автоматической стабилизации выходного напряжения и выходного тока, а также возможности регулировки напряжения в широких пределах заряд аккумуляторных батарей от выпрямителей ВАК-6-115 и ВАК-12-115 может проводиться без применения зарядно-распределительных устройств.

Подбор батарей в зарядные группы и количество одновременно заряжаемых батарей проводится Для каждой зарядной секции выпрямителя по тем же правилам, что и для других зарядных средств, т. е. в зависимости от выходного напряжения и выходного тока зарядной секции. Так как выходное напряжение может регулироваться в пределах от 57 до 138 В, в одну зарядную группу можно включать четыре — восемь 12-вольтовых и две — четыре 24-вольтовых аккумуляторных батарей.

Номинальный выходной ток одной секции выпрямителя составляет 21,75 А. Следовательно, в одну зарядную секцию можно включать одновременно от одной до четырех групп батарей в зависимости от типа батарей и режима заряда (величины зарядного тока).

При заряде одновременно нескольких групп батарей без применения ЗРУ необходимо выполнить дополнительные условия:

  • к одной зарядной секции выпрямителя должны подключаться только группы, составленные из однотипных батарей;
  • в каждой группе должно быть одинаковое количество батарей;
  • разница в степени разряженности между группами не должна превышать 10. 15%.

Зарядный ток каждой группы зависит от степени разряженное батарей этой группы и в процессе заряда может отличаться по величине от тока других групп. При разности в степени разряженное между группами батарей до 15% зарядный ток каждой группы не выходит из установленных норм и аккумуляторные батареи полностью заряжаются.

Если для какой-либо секции выпрямителя указанные выше дополнительные условия не могут быть выполнены, заряд батарей от этой секции Должен проводиться с применением ЗРУ или реостатов и амперметров. Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к выпрямителю ВАК-12-115 показана на рис. 43, б.

Кремниевый автоматизированный выпрямитель ВАК-12-115

  • a - общий вид
  • б - принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к выпрямителю для заряда
  1. опорный швеллер
  2. силовая секция
  3. секция автоматики (зарядная секция)
  4. крыша
  5. рым-болты
  6. скоба крепления
  7. боковой щит
  8. нижний лицевой щит

Руководство по эксплуатации вак-12-115

/ ВВЕДЕНИЕ

* - используется для проведения диагностики;

** - используется для проведения диагностики не в полном объеме;

*** - не используется (отсутствует).

Таким образом, диагностические средства контроля технического состояния автомобильной техники охватывают довольно широкий спектр контролируемых параметров в узлах, агрегатах, механизмах и системах.

Однако укомплектованность ими парков воинских частей и ремонтных подразделений неодинакова и часть из них не соответствует табелям их организационно-штатной структуры.

Имеющиеся диагностические средства разработаны и изготовлены в 60-70 годах прошлого столетия, имеют недостаточную точность и достоверность, некоторые приборы предназначены для контроля диагностических параметров только одной марки машин и не обладают свойством универсальности, что увеличивает номенклатуру и без того большого перечня диагностических средств.

В настоящее время значительная часть этих средств в воинских частях имеет небольшой запас ресурса, часть списана с учета или морально устарела.

Современная тенденция развития средств диагностики состоит в создании приборов и стендов комплексного контроля основных систем, агрегатов и изделия в целом.

Необходимо также отметить, что в организационно-штатной структуре ремонтной роты АТ ремонтно-восстановительного батальона бригады отсутствует подразделение, предназначенное для проведения диагностики. Это возлагает особую ответственность по определению и прогнозированию технического состояния автомобильной техники на личный состав, занимающийся эксплуатацией и ремонтом АТ.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод:

- встроенные средства диагностики в современной военной автомобильной техники не в полной мере обеспечивают водителей информацией о техническом состоянии наиболее важных агрегатов и систем автомобильной техники;

- имеющиеся стационарные и переносные средства диагностики в ремонтных органах морально и технически устарели, требуют значительных затрат времени при применении и не позволяют сделать достоверные выводы о техническом состоянии автомобильной техники;

- в штате ремонтного подразделения отсутствует структура, специализирующаяся на проведении диагностики;

- личный состав, эксплуатирующий АТ, не имеет необходимых знаний и навыков для качественной диагностики ее технического состояния.

3.2 Организация технического контроля военной автомобильной

техники в Вооруженных Силах

Контрольно-технический осмотр военной автомобильной техники транспортной и учебной групп эксплуатации проводят специалисты подразделений технического обслуживания батальона (дивизиона), водители (механики-водители) под руководством заместителей командиров подразделений по вооружению ежемесячно по плану эксплуатации и ремонта машин в пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) в объеме операций, указанных в научно-технической документации (НТД).

КТО машин боевой и строевой групп эксплуатации проводится не реже одного раза в полгода, как правило, при их подготовке к хранению или сезонной эксплуатации, а машин длительного хранения – один раз в год[1].

Техническое диагностирование военной автомобильной техники транспортной и учебной групп эксплуатации проводят специалисты-ремонтники под руководством начальника автомобильной службы в ПТОР на оборудованных рабочих местах с периодичностью один раз в полгода в объеме операций, указанных в НТД.

В соответствии с решаемыми задачами в/ч в ходе эксплуатации происходит определенное расходование моторесурса. Для обеспечения работоспособного состояния автомобиля возникает необходимость проведения технического обслуживания. Своевременное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации машин.

На посту диагностики проводятся работы по определению технического состояния автомобиля, проверки его систем и агрегатов.

Основным оборудованием поста является мотор-тестер модели М3-2. С его помощью производится проверка системы питания двигателя и системы зажигания (для бензиновых двигателей). Состояние остальных систем и агрегатов определяется по основным признакам, характерным для того или иного вида неисправности.

Основными диагностическими параметрами, которые может снять мотор-тестер, являются:

- угол опережения зажигания(для бензиновых двигателей);

- угол опережения впрыска топлива(для дизельных двигателей);

- угол замкнутого состояния контактов;

- напряжение пробоя искры;

- угол горения искры;

- состав отработавших газов и др.

Для диагностирования двигателя внутреннего сгорания этого оборудования вполне достаточно. Данным мотор-тестером могут проверяться как старые автомобили, так и более новые. Что же касается всех остальных систем и агрегатов, то для качественного и предельно точного определения технического состояния автомобиля необходимо подобрать современное оборудование, т.к. в настоящий момент таковое отсутствует.

КО проводит начальник КТП. Основным его инструментом является:

- газоанализатор и дымомер;

- линейка для проверки схождения колес;

- линейка для проверки свободного хода педали сцепления и тормоза;

- прибор для проверки рулевого управления.

На осмотр одной машины согласно нормативным документам отводится 20 мин. Ежедневно из парка 65 автомобильной бригады выезжает не менее 40 автомобилей. Исходя из этих данных, можно сделать вывод: чтобы осмотреть все автомобили начальнику КТП необходимо большое количество времени. Для увеличения пропускной способности осмотр проводится не в полной мере. Отсюда возникает риск возникновения аварийной обстановки на дороге, либо элементарного выхода автомобиля из строя.

4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПТОР 65 ВТОМОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ

4.1 Анализ основной военной автомобильной техники 65 автомобильной бригады

В 1989 году на смену КамАЗ-4310 пришёл модернизированный КамАЗ-43101. От своего предшественника новый автомобиль, в основном, отличался 220-сильным двигателем модели КамАЗ-740.10-20. Часть узлов и механизмов была доработана: технологически усилены рессоры, рулевые тяги, полуоси, шестерни коробок и т.п. Была установлена штампованная защита картера двигателя, вместо металлических, ломающихся от вибрации кронштейнов задних фонарей, были внедрены резиновые. Грузоподьёмность КамАЗ-43101 не изменилась и составила 6 т.

Весовые параметры и нагрузки КамАЗ 43101:
Снаряженная масса а/м. кг. 8905
Нагрузка на передний мост, кгс. 4540
Нагрузка на заднюю тележку, кгс. 4365
Грузоподъемность а/м, кг. 6000
Полная масса, кг. 15205
Нагрузка на передний мост, кгс. 5020
Нагрузка на заднюю тележку, кгс. 10185
Полная масса прицепа, кг. 10000 и 7000 для бездорожья
Полная масса автопоезда, кг. 25205 и 22205 для бездорожья.

Двигатель КАМАЗ 43101:
Модель двигателя КАМАЗ 43101. 7403.10
Тип двигателя. дизельный, с турбонаддувом
Номинальная мощность, брутто, кВт. (л. с.). 191 (260)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин. 2600
Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см). 785 (80)
при частоте вращения коленвала, об/мин. 1500-1800
Расположение и число цилиндров. V-образное, 8
Рабочий объем, л. 10,85
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм. 120/120
Степень сжатия. 16

Система питания КАМАЗа 43101:
Вместимость топливных баков, л. 170+125


Электрооборудование КАМАЗа 43101: >
Напряжение, В. 24
Аккумуляторы, В/А час. 2х12/190
Генератор, В/Вт. 28/1000.


Сцепление:
Тип. фрикционное, сухое, двухдисковое
Привод. гидравлический с пневмоусилителем
Диаметр накладок, мм. 350.

Коробка передач:
Тип. механическая, пятиступенчатая.
Управление. механическое, дистанционное.

Раздаточная коробка:
Тип. механическая, 2-х ступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом
Управление. пневматическое.


Передаточные числа:
Первой (низшей). 1,692
Второй (высшей). 0,917


Главная передача:
Передаточное отношение. 7,22.


Тормоза:
Привод. пневматический
Размеры: диаметр барабана, мм. 400
Ширина тормозных накладок, мм. 140
Суммарная площадь тормозных накладок, кв.см. 6300.


Колеса и шины:
Тип колес. дисковые
Тип шин. диагональные, пневматические, камерные с централизованной подкачкой шин
Размер обода. 12,2-20,9 (310-533)
Размер шин. 15,7-20,9 (1220х400-533).

Кабина:
Тип. передняя, расположенная над двигателем Камаза, 3-х местная.


Описание надстройки:
Платформа. бортовая, металлическая, с откидными бортами, оборудована
съемным каркасом и тентом.


Характеристика автомобиля (автопоезда) полной массой 15205 (25205) кг:
Максимальная скорость, км/ч. 90 (80).
Максимальный угол уклона, преодолеваемого автомобилем (автопоездом) при полной
массе, град. 31(20)
Наружный габаритный радиус поворота автомобиля. м. 11


Дополнительное оборудование:
- лебедка самовытаскивания;
- кабина со спальным местом;
- скамейки в платформе для перевозки людей;
- предпусковой подогреватель двигателя;
- ремни безопасности на сидениях.

МАЗ 6317 - полноприводный грузовик повышенной проходимости производства Минского автомобильного завода. Основным предназначением модели является перевозка пассажиров и груза по всем видам дорожного покрытия. Также модель использовалась для буксировки самолетов на аэродромах. МАЗ 6317 широко эксплуатировался в армии. Высокая надежность, отличная проходимость, мощь - все это создало образ автомобиля с сильным характером. Помимо армейских модификаций существуют и гражданские варианты модели МАЗ 6317. В базовой версии модель комплектуется удлиненной кабиной со спальным местом. В кабине все выглядит очень лаконично. Сиденья водителя имеют все необходимые регулировки.

Ярославский дизельный силовой агрегат, объемом 14.8 л, выдает мощность в 330 л.с. Крутящего момента в 1225 Нм вполне достаточно для уверенного передвижения тяжелого грузовика. МАЗ 6317 имеет возможность блокировки дифференциалов. Раздаточная коробка с пониженной передачей распределяет все усилия по мостам. Внедорожные качества модели заслуживают высоких похвал: помимо возможности передвижения по бездорожью. МАЗ 6317 может двигаться по колее глубиной 0,7 м и преодолевать 2-метровые броды.

Выпускаются Уральским автозаводом (г.Миасс) с 1988 г. Урал-4320-01 н Урал-43202-01 являются модернизированными автомобилями соответственно Урал-4320 и Урал-43202, которые выпускались с 1977 по 1988гг. Кузов Урал-4320-01 - металлическая платформа армейского типа с откидным задним бортом, оборудована боковыми откидными и съемной средней скамейками, съемными дугами и тентом, дополнительными боковыми и передними надставными решетчатыми бортами. Кузов Урал-43202-01 - деревянная платформа с откидными боковыми и задним бортами, оборудована съемными двумя боковыми и одним передним надставными бортами, предусмотрена установка дуг и тента. Кабина - трехместная, с термо - и шумоизоляцией, расположена за двигателем, сиденье регулируется по длине, высоте и наклону спинки. На автомобиле Урал-4320-01 предусмотрена установка лебедки. С 1961 г. выпускался Урал-3757, с 1964 г. - Урал-375Д и -375Н с карбюраторным двигателем ЗИЛ-375.

Основные прицепы - мод. 782Б (2ПН-4М) и ГКБ-8350 (армейские).

Парковое оборудование бронетанкового вооружения и автомобильной техники

Пособие предназначено для изучения устройства паркового оборудования, технического обслуживания и текущего ремонта бронетанкового вооружения и автомобильной техники.

Пособие является справочным документом, в котором изложены основные сведения по назначению, технической характеристике, устройству, требованиям безопасности и эксплуатации паркового оборудования.

Пособие состоит из двух книг.

  • В первой книге изложены данные по оборудованию: заправочному, моечноуборочному, подъемнотранспортному, слесарномеханическому, шиноремонтному, вспомогательному и для консервации машин;
  • во второй — по оборудованию для технического обслуживания, диагностики и регулировок агрегатов, узлов и систем БТВТ.
Подробное содержание книги 1 Введение 1. Оборудование для заправки машин топливом, смазочными материалами, воздухом и рабочими жидкостями

1.1. Общие требования безопасности

1.2. Передвижные топливозаправочные колонки

1.3. Стационарные топливоэзараночиые колонки

1.4. Маслозаправочные колонки

1.5. Мотопомпы для топлива

1.6. Мотопомпа для масел

1.7. Ручной заправочный агрегат РЗА

Средства заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Средства заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Автор: admin от 14-06-2013, 14:45 | Категория: «Электромеханикам»

ПРЕДИСЛОВИЕ
Выпускаемые в настоящее время отечественной промышленностью кислотные и щелочные аккумуляторы и батареи широко применяются в современной технике.
Промышленность производит значительное количество типов аккумуляторных батарей, различных по емкости, напряжению, режиму заряда (разряда), областям применения. Для приведения аккумуляторных батарей в заряженное состояние созданы специализированные и универсальные средства заряда. Их подразделяют на зарядные, подзарядные, буферно-зарядные, буферные, зарядно-разрядные. Они отличаются назначением, конструктивным исполнением, схемными решениями, техническими данными.
Эксплуатационные параметры аккумуляторных батарей, в том числе и срок службы, в значительной мере определяются качеством технического обслуживания в процессе эксплуатации и хранения. Вопросам технического обслуживания аккумуляторных батарей часто не уделяется должного внимания, имеют место случаи невыработки аккумуляторными батареями, установленными на машины и объекты различных отраслей народного хозяйства, своего ресурса. Предлагаемый Справочник призван содействовать решению проблемы рационального технического обслуживания аккумуляторных батарей в народном хозяйстве.
Немаловажным является и фактор мобильности. В настоящее время нередко применяют автономные передвижные (на базе автомобиля или автоприцепа) средства заряда, позволяющие заряжать (разряжать) батареи там, где отсутствует стационарная электрическая сеть. Материалы, касающиеся передвижных средств заряда, также рассмотрены в Справочнике.
Авторы сочли необходимым в начале книги поместить краткие сведения об аккумуляторах и аккумуляторных батареях. Далее по ходу изложения основное внимание уделялось вопросам, менее освещенным в литературе. Например, в разд. 3 и 4 опущены вопросы подготовки устройств к работе и их эксплуатации, а в гл. 5 дано почти детальное описание принципиальной электрической схемы зарядного средства.
Материал Справочника не претендует на исчерпывающее изложение сведений по всем вопросам, касающимся средств заряда аккумуляторных батарей, но вместе с тем авторами предпринята попытка собрать в концентрированном виде наиболее полезный для практики материал в этой области.
Авторы просят читателей присылать свои замечания, пожелания и предложения по совершенствованию Справочника, их следует направлять по адресу: 113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб. 10, Энергоатомиздат.

Содержание:
Часть первая КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АККУМУЛЯТОРАХ, АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЯХ И СРЕДСТВАХ ИХ ЗАРЯДА

Раздел первый АККУМУЛЯТОРЫ И АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
1.1. ТЕРМИНЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АККУМУЛЯТОРОВ
1.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АККУМУЛЯТОРОВ И АБ
1.3. ЭЛЕКТРОЛИТЫ

Раздел второй ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И АБ
2.1. ВИДЫ ЗАРЯДА
2.2. ЗАРЯД СВИНЦОВЫХ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ
2.3. ЗАРЯД СТАЦИОНАРНЫХ БАТАРЕЙ ТИПА С (СК)
2.4. ЗАРЯД СТАЦИОНАРНЫХ БАТАРЕЙ ТИПА СН
2.5. ЗАРЯД НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ И НИКЕЛЬ-ЖЕЛЕЗНЫХ БАТАРЕЙ
2.6. ЗАРЯД ГЕРМЕТИЧНЫХ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ И СЕРЕБРЯНО-ЦИНКОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Раздел третий ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ЗАРЯДА
3.1. ТЕРМИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Рис. 3.1. Классификация средств заряда аккумуляторов и АБ
3.2. СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Рис. 3.2. Структурные схемы средств заряда аккумуляторов и АБ
3.3. СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ
3.4. ПОКАЗАТЕЛИ ВЫБОРА СРЕДСТВА ЗАРЯДА И МОЩНОСТЬ СРЕДСТВА
3.5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАРЯДА


Часть вторая СТАЦИОНАРНЫЕ СРЕДСТВА ЗАРЯДА

Раздел четвертый ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ СРЕДСТВА ЗАРЯДА
4.1. ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ
Рис 4.1. Двигатель-генераторный агрегат
4.2. ОДНОЯКОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ А3-140/72
Рис. 4.2. Преобразователи

Раздел пятый ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
5.1. УСТРОЙСТВА С НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ ВЕНТИЛЯМИ
Рис. 5.1. Принципиальные электрические схемы зарядных устройств: а - ВСА-5; б - ВУ-12/600Б
Рис. 5.2. Функциональная электрическая схема зарядных буферных устройств серии ВСС и ВУ
Рис 5.3. Функциональная электрическая схема зарядного устройства ВСЗШ-70/36
Рис. 5.4. Функциональная электрическая схема зарядных устройств ВАЗ-35-310, ВАЗ-75-245
Рис. 5.5. Функциональная электрическая схема зарядного устройства типа УЗА-Гр
5.2. УСТРОЙСТВА С УПРАВЛЯЕМЫМИ ВЕНТИЛЯМИ
Рис. 5.6. Функциональная электрическая схема агрегата типа ВАЗП-380/260-40/80

Раздел шестой АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ КРЕМНИЕВЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛИ ВАК
6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Рис. 5.7. Функциональная электрическая схема малогабаритного зарядного устройства типа УЗА
Рис. 6.1. Выпрямители ВАК-2-28,5М1 и ВАК-2-115
Рис. 6.2. Выпрямители
Рис. 6.3. Верхние части лицевых панелей выпрямителя ВАК-12-28,5
Рис. 6.4. Верхние части лицевых панелей секций выпрямителей ВАК на напряжение 115 В
Рис. 6.5. Структурные схемы выпрямителей
6.2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА СИЛОВОЙ ЧАСТИ
6.3. ПУСКОВАЯ СХЕМА
Рис. 6.6. Обобщенная функциональная электрическая схема выпрямителя ВАК-2-2,8М1 и ВАК на напряжение 115 В (у ВАК-2-28,5 нет выключателя S2 и секций ЗС2-ЗС4; у ВАК-2-115 нет секций ЗС3 и ЗС4; у ВАК-6-115 имеются все элементы, приведенные на схеме)
Рис. 6.7. Принципиальная электрическая схема выпрямителя ВАК-6-28,5М1
Рис. 6.8. Функциональная электрическая схема выпрямителя ВАК-12-28,5 (составные части элемента А показаны на рис. 6.7)
Рис. 6.9. Расположение съемных перемычек на выводах силового трансформатора выпрямителей ВАК в зависимости от напряжения источника питания
6.4. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСОВ УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 6.10. Часть принципиальной электрической схемы БП автоматики выпрямителя ВАК (БФИ - блок формирования импульсов)
Рис. 6.11. Принципиальная электрическая схема одного канала диодного коммутатора и одного канала БФИ выпрямителя ВАК
Рис. 6.12. Временная диаграмма работы канала диодного коммутатора выпрямителя ВАК
6.5. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ
Рис. 6.13. Принципиальная схема блока стабилизации при работе выпрямителя в режиме заряда АБ
Рис. 6.14. Диаграмма работы блока стабилизации выпрямителей ВАК
Рис. 6.15. Принципиальная схема блока стабилизации при работе выпрямителя ВАК в силовом режиме
6.6. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Рис. 6.16. Принципиальная электрическая схема защиты выпрямителя ВАК при неправильной полярности подключения АБ
6.7. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ
Рис. 6.17. Примерная схема присоединения АБ при заряде от выпрямителей: а - ВАК-6-28,5М1; б - ВАК-12-115
6.8. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ

Раздел седьмой УСТАНОВКА АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЗАРЯДНО-РАЗРЯДНАЯ УЗА-СЦ
7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
7.2. ЩИТ ПОДКЛЮЧЕНИЯ И РАЗРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
Рис. 7.1. Блоки разрядного устройства установки УЗА-СЦ
7.3. ЗАРЯДНО-КОНТРОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Рис. 7.2. Блок панели управления устройства УЗК установки УЗА-СЦ
Рис. 7.3. Блоки УЗК установки УЗА-СЦ
Рис. 7.4. Блок матриц УЗК установки УЗА-СЦ
Рис. 7.5. Структурная электрическая схема УЗК установки УЗА-СЦ
Рис. 7.6. Структурная электрическая схема преобразователя УЗК установки УЗА-СЦ
Рис. 7.7. Структурная электрическая схема автомата контроля УЗК установки УЗА-СЦ
7.4. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРОВ РОССЫПЬЮ
7.5. КАБЕЛЬНАЯ СЕТЬ
7.6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА УСТАНОВКИ
Рис. 7.8. Схемы внешних соединений установки УЗА-СЦ при заряде (разряде) АБ токами от 0,15 до 10 А
7.7. ОБСЛУЖИВАНИЕ УСТАНОВКИ
Рис. 7.9. Схема проверки точности стабилизации зарядного (разрядного) тока преобразователя установки УЗА-СЦ
Рис. 7.10. Схема проверки автоматического отключения установки УЗА-СЦ от питающей сети при появлении на корпусе опасного напряжения

Раздел восьмой ДИЗЕЛЬНАЯ ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ АЗДС-20-М2
8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
8.2. ДИЗЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ АД-10-П/115
Рис. 8.1. Станция АЗДС-20-М2
Рис. 8.2. Принципиальная электрическая схема электроагрегата АД-10-П/115
8.3. УНИФИЦИРОВАННЫЕ ЗРУ
Рис. 8.3. Приборная панель УЗРУ станции АЗДС-20-М2
Рис. 8.4. Принципиальная электрическая схема УЗРУ станции АЗДС-20-М2
8.4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА СТАНЦИИ
8.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИИ
Часть третья ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЗАРЯДНЫЕ И РЕМОНТНО-ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ

Раздел девятый БЕНЗИНОВАЯ ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ ЭСБ-0,5-ВЗ
9.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ СТАНЦИИ
Рис. 9.1. Станция ЭСБ-0,5-ВЗ
Рис. 9.2. Принципиальная электрическая схема станции ЭСБ-0,5-ВЗ
Рис. 9.3. Функциональная электрическая схема присоединения нагрузочного резистора и АБ при их разряде к ЗРУ в станции ЭСБ-0,5-ВЗ
9.2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА СТАНЦИИ
9.3. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИИ

Раздел десятый БЕНЗИНОВЫЕ ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ ЭСБ-1-ВЗ-I, ЭСБ-1-ВЗ-II
10.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ СТАНЦИИ
Рис. 10.1. Станция ЭСБ-1-ВЗ-I (задний борт прицепа откинут)
Рис. 10.2. Электроагрегат АБ-1-П/30М1 (кожух снят)
Рис. 10.3. Принципиальная электрическая схема электроагрегата АБ-1-П/30М1
10.2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА СТАНЦИИ
10.3. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИИ

Раздел одиннадцатый БЕНЗИНОВЫЕ ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ ЭСБ-2-ВЗ-I-М1, ЭСБ-2-ВЗ-II-М1, ЭСБ-4-ВЗ-I-м1, ЭСБ-4-ВЗ-II-М1
11.1. Общие сведения и элементы станции
Рис. 11.1. Станция ЭСБ-4-ВЗ-М1 (борта откинуты)
Рис. 11.2. Электроагрегат АБ-2-П/115 (кожух снят)
Рис 11.3. Распределительное устройство электроагрегатов АБ-2-П/115, АБ-4-П/115
Рис. 11.4. Принципиальная электрическая схема агрегатов АБ-2-П/115, АБ-4-П/115
11.2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА СТАНЦИИ
11.3. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИЙ

Раздел двенадцатый БЕНЗИНОВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ ЭСБА-8-ВЗ
12.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Рис. 12.1. Станция ЭСБА-8-ВЗ
12.2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТАНЦИИ
Рис. 12.2. Приборная панель ЩУ станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.3. Панели станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.4. Электроагрегат АБ-4-О/230М1
12.3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА
12.4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И РАБОТА СТАНЦИИ
Рис. 12.5. Принципиальная электрическая схема станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.6. Подсоединение батарей 15СЦС-45Б к станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.7. Подсоединение СЦА россыпью к станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.8. Подсоединение кислотных АБ к станции ЭСБА-8-ВЗ
Рис. 12.9. Схема устройства заземления станций ЭСБА-8-ВЗ и ЭСБ-4с-О/230М1
12.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИИ

Раздел тринадцатый ДИЗЕЛЬНАЯ РЕМОНТНО-ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ ПРЗС-70
13.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Рис. 13.1. Станция ПРЗС-70
13.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ И ПОДГОТОВКА СТАНЦИИ К РАБОТЕ

Раздел четырнадцатый РЕМОНТНО-ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ СРЗ-А-М1
14.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Рис. 14.1. Станция СРЗ-А-М1
14.2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТАНЦИИ
Рис. 14.2. Размещение электрооборудования на панелях кузова-фургона станции СРЗ-А-М1
Рис. 14.3. Панель ЩУ генератором станции СРЗ-А-М1
Рис. 14.4. Функциональная электрическая схема ЩУ генератором станции СРЗ-А-М1
Рис. 14.5. Устройство УЗА-200-60
Рис. 14.6. Зарядно-разрядное устройство станции СРЗ-А-М1
Рис. 14.7. Верхние панели блока приборов ЗРУ станции СРЗ-А-М1
14.3. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ СТАНЦИИ
Рис. 14.8. Схема развертывания электрооборудования станции СРЗ-А-М1 при питании от ПЭС и промышленной сети
14.4. РАБОТА СТАНЦИИ
Рис. 14.9. Принципиальная электрическая схема ЗРУ станции СРЗ-А-М1
14.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИИ
Часть четвертая ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АБ И СРЕДСТВ ИХ ЗАРЯДА

Раздел пятнадцатый КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
15.1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В АККУМУЛЯТОРНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
15.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
15.3. ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ЗАЩИТНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ
Рис. 15.1. Принципиальная электрическая схема
15.4. ЗАЩИТНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ И ЗАНУЛЕНИЕ В ПЕРЕДВИЖНЫХ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЯХ

Раздел шестнадцатый ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
16.1. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Рис. 16.1. Раскрытие рта пострадавшего
Рис 16.2. Положение головы пострадавшего перед проведением искусственного дыхания
Рис. 16.3. Положение оказывающего помощь
Рис. 16.4. Положение рук производящего наружный массаж сердца
Рис. 16.5. Положение оказывающих помощь пострадавшему
16.2. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОЖОГАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С АБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обмоточные данные некоторых генераторов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА АБ ИЗ СОСТАВА СТАНЦИИ ПРЗС-70 И СРЗ-А-М1
Рис П3.1. Комплект посуды для приготовления и хранения электролита
Рис. П3.2. Приспособления
Рис. П3.3. Шаблоны для восстановления зажимов АБ
Рис. П3.4. Форма для отливки выводных зажимов
Рис. П3.5. Приспособление для сварки свинцовых деталей с помощью угольного электрода
Рис. 3.6. Мастиковарка
Рис. 3.7. Электропаяльник с комплектом насадок
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ДИСТИЛЛЯТОР Д-1
Рис. П4.1. Дистиллятор Д-1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Техническое обслуживание АБ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Основные материалы, применяемые при консервации
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ