Руководства, Инструкции, Бланки

увд севастополя руководство img-1

увд севастополя руководство

Рейтинг: 4.8/5.0 (1785 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Умвд-России По-Г-Севастополю

Умвд-России

В Севастополе суд приговорил цыганок-мошенниц к лишению свободы

В начале 2015 года в УМВД России по г. Севастополю стали обращаться пожилые женщин с заявлениями о мошенничествах. Во всех случаях две злоумышленницы цыганской внешности под предлогом снятия порчи завладевали деньгами и ценностями пенсионерок. Показать полностью…

- На меня как будто гипнозом подействовали, - делится с нами 83-летняя Нина Александровна, - Подошли на улице две цыганки, я только пенсию на почте получила, и давай так ласково со мной говорить. Все выспрашивали, а потом одна и говорит, что на мне порча на смерть, и помочь мне может только она. А главное, что порча эта на деньги наложена. Вот я им и отдала всю пенсию, - вздыхает женщина.- Потом, они поняли, что я пошла у них на поводу и давай дальше меня обрабатывать. Я даже сама и не поняла, как все деньги вынесла из дома, более 200 тысяч отдала. Очнулась уже, когда вернулась домой и поняла, что натворила.

На счету 50-ти и 53-летней преступниц 29 пострадавших только в Севастополе. Во всех случаях они «снимали порчу с денег» у пожилых женщин.

В ходе следствия было установлено, что злоумышленницы приехали в Крым из Украины. Сняли квартиру в Симферополе и ездили «на заработки» по всем крупным городам полуострова.

Цыганки хорошо владели навыками психологии, подбирали своих жертв только среди пожилых женщин, зная, что они охотно идут на контакт, более суеверны и к ним можно применить самые примитивные методы – шантаж и запугивание.

В результате кропотливой работы полицейских злоумышленницы были задержаны. Их вина полностью доказана. В ходе следствия было установлено, что общая сумма ущерба, которую мошенницы причинили потерпевшим, составила около 3300000 рублей.

Ленинским районным судом города Севастополя преступницы признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 «Мошенничество» УК РФ и приговорены старшая из злоумышленницы к 2 годам 9 месяцам лишения свободы и младшая к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.

Пресс-служба УМВД РФ по г. Севастополю

Сотрудники Госавтоинспекции напоминают школьникам о правилах безопасности на дорогах

В рамках профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения сотрудники ОГИБДД провели в гимназии №2 тематические классные часы. Их цель – предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Показать полностью…

В ходе занятий внимание школьников полицейские обратили на важность соблюдения Правил дорожного движения, были обговорены безопасные маршруты из дома в школу и обратно. Дорожные полицейские разъяснили ребятам порядок и правила перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, что обозначают дорожные знаки и для чего нужны детские удерживающие устройства. Также рассказали школьникам о том, что такое световозвращающие элементы, для чего они нужны и как их правильно использовать.

После познавательной беседы юные пешеходы приняли участие в викторине «Дорожная безопасность», с помощью специальных заданий ребята старательно отвечали на тематические вопросы и разгадывали кроссворды.

Сотрудники Госавтоинспекции уверенны, что знания, полученные во время таких занятий, помогут юным участникам дорожного движения быть внимательными на дороге и соблюдать Правила дорожного движения.

ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю

В Севастополе все большей популярностью пользуется портал Госуслуг

В Информационном центре УМВД России по г. Севастополю с 28 мая 2015 года функционирует электронный сервис, который дает возможность обращаться гражданам за предоставлением государственных услуг по линии информационно-справочной работы через интернет-портал www.gosuslugi.ru. Показать полностью… Благодаря ему жители Севастополя могут не только экономить свое время, не простаивая в очереди, но и повышается прозрачность получения необходимых услуг. При этом снижается количество контактов между заявителем и лицом, принимающим решения.

Следует отметить, что при подаче заявления для оформления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования через единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. сроки оказания услуг значительно сокращены. В связи с этим отмечается положительная динамика увеличения граждан, обратившихся за оказанием государственных услуг по линии информационно-справочной работы через единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, в 2016 году за получением справок о наличии (отсутствии) судимости в информационный центр УМВД России по г. Севастополю обратилось 11783 гражданина. По результатам рассмотрения заявлений оформлено 10383 справки. По состоянию на 12 августа 2016 г. года доля граждан, обратившихся в Информационный центр через электронный сервис, составила 11,5%. По итогам 2015 года доля граждан составила всего 0,3 %.

За предоставлением государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации обратилось 23 гражданина.

Из территориальных отделов МВД на районном уровне поступило в адрес информационного центра 154 заявления по линии информационно-справочной работы.

Также для удобства граждан, Управлением МВД России по г. Севастополю заключено соглашение о взаимодействии с Государственным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь». Через МФЦ г. Севастополя услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости оказана 1922 заявителям.

Пресс-служба УМВД России по г. Севастополю (по материалам ИЦ УМВД России по г. Севастополю)

Попробуйте новую версию портала Госуслуг

Сотрудники Госавтоинспекции провели рейд по эвакуации неправильно припаркованного транспорта

Он прошел в районе Казачьей бухты. В ОГИБДД поступили многочисленные обращения граждан, в которых жители жаловались на автомобилистов, которые оставляют свои машины на проезжей части, остановках и пешеходных переходах, игнорируют требования дорожного знака «Остановка запрещена». Показать полностью… Неправильно припаркованный транспорт затрудняет движение специального и общественного транспорта, ведет к загруженности улично-дорожной сети, снижает видимость пешеходов при переходе через проезжую часть.

При проведении рейда сотрудники Госавтоинспекции выявляли нарушителей правил остановки и стоянки транспортных средств, эвакуатор транспортировал автомобили на специализированную стоянку. Рейды по эвакуации неправильно припаркованного транспорта проводятся не только в центре Севастополя, а и в отдаленных районах – в районе площади Захарова на Северной стороне и на площади Ластовая.

В Госавтоинспекции считают, что проведение подобных рейдов станет предупреждением всем водителям, которые нарушают правила остановки и стоянки транспортных средств и совершают административные правонарушения на дорогах города.

ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю

Другие статьи

Севастополь, Новости МВД России

Новости Картина дня

В Якутске прошел митинг памяти, посвященный героической обороне Севастополя Севастополь приобрел 90 новых автобусов Законопроект о прямых выборах губернатора Севастополя зарегистрирован в заксобрании Учебный корабль «Смольный» прибыл в Балтийск после дальнего похода Власти Севастополя нашли компромисс между интересами малых виноделов и крупных винзаводов региона

Автоматически сформирована системой Buzznet.ru в 04.10.2016 года

Главная Южный федеральный округ Севастополь

В Севастополе прошел митинг за отставку руководства УВД из-за провала операции по спасению пропавших девоче - НеФакт

В Севастополе прошел митинг за отставку руководства УВД из-за провала операции по спасению пропавших девоче

Казачья община «Соболь» сегодня вместе с русскими организациями Севастополя провела митинг с требованием отставки руководства милиции города за провал операции по спасению двух пропавших школьниц, тела которых были обнаружены накануне.

«Начальники, на кого возложена обязанность руководства УВД, райотделами и подразделениями, обязаны и должны нести персональную ответственность за выполнение своего служебного долга. И тогда тот, кто придёт им на смену, будет осознавать, что за халатное отношение к своим обязанностям, он может лишиться своих погон и своего кресла. Только в этом случае мы можем быть уверены, что они сделают всё возможное, чтобы такое никогда не повторилось у нас в Севастополе», – говорится в резолюции митинга.

Участники акции требуют «отставки руководства УВД и Ленинского РОВД г.Севастополя», «привлечения руководства вышеназванных подразделений к суду за халатное отношение к своим служебным обязанностям», «привлечь к раскрытию преступления лучшие силы, не справляетесь сами, обратитесь за помощью к руководству Министерства Внутренних Дел и Генеральной Прокуратуры Украины».

«Преступление должно быть раскрыто и преступники должны понести заслуженное наказание», – подчеркивают авторы документа.

Помимо этого, собравшиеся потребовали «отчитаться перед жителями Севастополя через средства массовой информации о том, как ведётся профилактика и предупреждение подобных зверств в нашем городе».

Также авторы документа требуют «прекращения практики использования органов охраны правопорядка в подавлении и борьбе против инакомыслия на Украине».

«Милиция должна заниматься своими прямыми обязанностями, ловить преступников», – пояснили манифестанты.

No Comments Yet

В Севастополе прошел митинг за отставку руководства УВД из-за провала операции по спасению пропавших девочек (ФОТО)

Публикации за 02.02.11 (Архив)

  • В Севастополе прошел митинг за отставку руководства УВД из-за провала операции по спасению пропавших девочек (ФОТО)

    Севастополь, Февраль 02 (Новый Регион, Виктор Орлов) – Русские организации Севастополя провели митинг с требованием отставки руководства милиции города за провал операции по спасению двух пропавших школьниц, тела которых были обнаружены накануне.

    «Начальники, на кого возложена обязанность руководства УВД, райотделами и подразделениями, обязаны и должны нести персональную ответственность за выполнение своего служебного долга. И тогда тот, кто придёт им на смену, будет осознавать, что за халатное отношение к своим обязанностям, он может лишиться своих погон и своего кресла. Только в этом случае мы можем быть уверены, что они сделают всё возможное, чтобы такое никогда не повторилось у нас в Севастополе», – говорится в резолюции митинга.

    Участники акции требуют «отставки руководства УВД и Ленинского РОВД г.Севастополя», «привлечения руководства вышеназванных подразделений к суду за халатное отношение к своим служебным обязанностям», «привлечь к раскрытию преступления лучшие силы, не справляетесь сами, обратитесь за помощью к руководству Министерства Внутренних Дел и Генеральной Прокуратуры Украины».

    «Преступление должно быть раскрыто и преступники должны понести заслуженное наказание», – подчеркивают авторы документа.

    Помимо этого, собравшиеся потребовали «отчитаться перед жителями Севастополя через средства массовой информации о том, как ведётся профилактика и предупреждение подобных зверств в нашем городе».

    Также авторы документа требуют «прекращения практики использования органов охраны правопорядка в подавлении и борьбе против инакомыслия на Украине».

    «Милиция должна заниматься своими прямыми обязанностями, ловить преступников», – пояснили манифестанты.

    Тела найденных в Севастополе девочек опознали: это пропавшие Таня и Настя >>>

    Москаль: руководство милиции Севастополя должно быть отправлено в отставку >>>

    Плакаты участников акции

    Севастополь. Другие новости 01.02.11

    В Симферополе прошли мероприятия по случаю 40-й годовщины гибели Амет-Хана Султана. / На освещение в СМИ деятельности властей Севастополя в ближайшие 3 года потратят 6 млн гривен из бюджета. / Севастопольский горсовет принял в коммунальную собственность нечистоты, загрязняющие водохранилище. Читать дальше

    © 2011, «Новый Регион – Севастополь»

  • Увд севастополя руководство

    Руководство
    • Начальник УМВД России по г. Севастополю полковник полиции Павлов Василий Петрович
    • Врио заместителя начальника УМВД России по г. Севастополю - начальник полиции подполковник полиции Солдатов Александр Сергеевич
    • Заместитель начальника Управления МВД России по г. Севастополю – начальник следственного управления полковник юстиции Щербаков Андрей Витальевич
    • Заместитель начальника Управления МВД России по г. Севастополю, полковник полиции Конюшок Александр Владимирович

    Ссылки на сайты органов государственной власти:

    Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации

    © 2016, МВД России

    Об использовании информации сайта

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Увд севастополя руководство

    Руководство

    Высшим органом управления Центра является

    Общее собрание его членов.

    Постоянным действующим руководящим органом Центра является выборный коллегиальный исполнительный орган – Правление .

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:АГАФОНОВ Вадим Валерьевич.

    Высшее образование:
    Окончил Московский институт МВД России, Новосибирскую средняя специальная школа милиции,
    Рязанское Высшее Воздушно-десантное Командное училище.
    Дополнительное образование:
    — Прошел курсы подготовки с присвоением специальности: инструктор подводного плавания,
    — Курсы повышения квалификации по направлению: психология в оперативно-розыскной деятельно-сти, г. Санкт-Петербург;
    — Курсы повышения квалификации «Международный деловой протокол и этикет»;
    — Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО (У) МИД России.
    Профессиональный опыт :
    3 года службы в отделе Уголовного розыска УВД г. Прокопьевска Кемеровской области – опера-тивно-розыскная деятельность по розыску лиц.
    6 лет работы в Управлении по борьбе с организованной преступностью ГУВД Кемеровской области (г. Прокопьевск) – оперативно-розыскная деятельность.
    5 лет — в Управлении Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков России по Кеме-ровской области (г. Прокопьевск, г. Кемерово), по Томской области (г. Томск) – оперативно-розыскная деятельность.
    4 года работы в сфере управления безопасностью предприятий: ООО «Торговый дом «Мясной ряд», ЗАО «САГ», ООО «Спортмастер».

    Преподавательская деятельность :
    2013 г. –2014 г. – преподаватель-организатор ОБЖ, ОГБОУ СПО «Томский аграрный колледж». Преподавание ОБЖ и БЖД. Организация секции «Стрельба» и «Самооборона», возрождение игры «Зарница», организация и её проведение к дню «Защитника Отечества», совместное с ДОСААФ проведение учебных военных сборов.
    В настоящее время – заместитель директора по безопасности ГБОУПО «Колледж городской инфраструктуры и сферы услуг», Севастополь.

    — Соучредитель СРОО Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация студентов по развитию науки и образования»;

    — Соучредитель СРОО «Молодежное движение Миротворец»;

    — Соучредитель СРОО «Федерация армейского рукопашного боя г. Севастополя»;

    — Общественный деятель в г. Севастополе, журналист.

    — Президент Федерации армейского рукопашного боя г. Севастополя;

    — Генеральный директор ООО «ЮКГ «Содействие»;

    — Член правления Союза Севастопольских Соотечественников России;

    — Член РОО «Севастопольское Морское Собрание»;

    — Заместитель директора по Республике Крым ООО Частная охранная организация «Группа Магнум — А» Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».

    Руководство Гидрофиза официально заявило о незаконном захвате имущества Севастополя клубом «Премьер»

    Руководство Гидрофиза официально заявило о незаконном захвате имущества Севастополя клубом «Премьер»

    В связи заявлением Губернатора города Севастополя относительно целостности имущественного комплекса МГИ, прозвучавшим 18.05.2015 г. на аппаратном совещании в Правительстве Севастополя, дирекция Морского гидрофизического института считает необходимым разъяснить свою позицию относительно статуса имущественного комплекса института.


    Считаем, что разрешение вопроса о целостности и сохранности имущественного комплекса МГИ должно решаться в соответствии с положениями пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и поручения Президента Российской Федерации от 03.04.2014 Пр-702, предусматривающие сохранение единства всего имущественного комплекса МГИ, а также сохранения за институтом опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного производства и научно-производственных баз.

    При этом поручение Президента России не предусматривает оценку профильности/непрофильности активов и объектов инфраструктуры научной организации, но четко определяет необходимость неприкосновенности имущественных комплексов научных организаций Севастополя в течение года после передачи их в ведение ФАНО России.

    Относительно ситуации с так называемым стриптиз-баром «Распутин» дирекция МГИ считает необходимым пояснить следующее. Руководством института, возглавлявшим МГИ в период подчинения института Национальной академии наук Украины, в течение длительного периода времени практиковалась сдача части помещений института в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Клуб Премьер». С 01.01.2015 г. данная организация противоправно занимает и использует помещения МГИ для работы так называемого стриптиз-бара «Распутин». Фактически руководством ООО «Клуб Премьер» совершен незаконный захват государственного имущества города Севастополя, находящегося на балансе МГИ.

    Начиная с января 2015 г. и по настоящее время новый состав дирекции Морского гидрофизического института использует все предусмотренные законодательством возможности по защите государственного имущества города Севастополя. Неоднократно в органы исполнительной власти города Севастополя были направлены обращения с просьбой оказать содействие в защите государственной собственности и выдворении ООО «Клуб Премьер» с незаконно занимаемых данной организацией помещений. К сожалению, данные обращения остались без внимания.

    Также были направлены обращения в Прокуратуру города Севастополя, УМВД РФ по г. Севастополю, Управление СК РФ по г. Севастополю и в органы государственной безопасности. В настоящее время соответствующие проверки по данному факту проводятся Ленинской районной прокуратурой г. Севастополя и ОМВД РФ по Ленинскому району г. Севастополя.

    Отдельно обращаем внимание на то обстоятельство, что новое руководство Морского гидрофизического института в указанных обращениях в правоохранительные органы также просило дать квалифицированную правовую оценку действиям должностного лица МГИ НАНУ, допустившего продолжение деятельности ООО «Клуб Премьер» на территории института в 2014 году.

    Дирекция ФГБУН МГИ считает необходимым проинформировать жителей нашего города и представителей органов власти о том, что новое руководство Морского гидрофизического института решительно настроено реализовывать план мероприятий по выдворению с территории МГИ всех лиц, незаконно занимающих помещения института.

    Освобождаемые такими лицами помещения будут использоваться исключительно в научных целях.

    Что касается помещений, в настоящее время незаконно занимаемых ООО «Клуб Премьер», то на данной территории МГИ планируется создание современного центра мониторинга Мирового океана. В этой связи дирекция Морского гидрофизического института еще раз обращается к Губернатору города Севастополя Сергею Игоревичу Меняйло с просьбой сохранить единство и целостность инфраструктуры МГИ и дать указание органам исполнительной власти города Севастополя оказать содействие нашему институту в вопросах защиты государственного имущества Севастополя, находящегося на балансе МГИ.

    Особый статус города-героя Севастополя - Иванов Валерий Борисович

    Особый статус города-героя Севастополя

    Создано 01.05.2014 18:13

    Материалы из готовящейся к печати книги В. Б. Иванова «Тайны подземной Балаклавы»

    21 марта 2014 года в Кремле состоялась торжественная церемония подписания законов о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон
    «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
    11 апреля 2014 года Законодательное Собрание города Севастополя, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражая волю и интересы жителей города Севастополя, осознавая, что основанный в 1783 году в качестве базы Российского Черноморского флота город Севастополь является легендарным городом воинской славы России, гарантом безопасности ее южных рубежей и оплотом стабильности в Черноморском регионе, воздавая дань уважения подвигам советских воинов и жителей города в годы Великой Отечественной войны, чей массовый героизм, мужество и стойкость отмечены присвоением городу Севастополю почетного звания «Город-герой»,признавая права и свободы человека и гражданина, утверждая социальный и межнациональный мир и согласие, подтверждая историческое единство с Россией и учитывая статус города Севастополя как субъекта Российской Федерации - города федерального значения, приняло Устав города-героя - Основной Закон города Севастополя.

    Из Постановления № 1
    Законодательного Собрания
    города Севастополя.
    11 апреля 2014 г.

    Из истории Севастопольского градоначальства

    Положение Севастополя как Главной базы Черноморского флота на долгие годы предопределило его особый статус. С 1787 года город подчинялся не Таврической области, а напрямую столичной администрации. Со времени возникновения Севастополь сначала фактически, а затем и юридически в рамках Российской империи представлял собой административный округ, что обусловливалось его военно-стратегическим значением. Город имел не местное, не губернское, а общегосударственное значение. Поэтому и управлялся он непосредственно из столицы.
    В соответствие с Указом Александра I правительствующему сенату от 23 февраля 1804 года Севастополь получил статус «главного военного порта». В Севастопольскую бухту был запрещен вход «купеческих» судов, за исключением терпящих бедствие.
    30 апреля 1809 года город был объявлен главной черноморской крепостью и над городом стал подниматься особый крепостной флаг. Такие крепостные флаги имперского значения были подняты в Кронштадте, Выборге, Свеаборге.
    В ходе Крымской войны 1853–1856 годов Центральная и Корабельная часть города Севастополя были полностью разрушены, а Черноморский флот был затоплен, и по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась возможности иметь военный флот на Черном море.
    После отмены договора в 1871 году Александр II подписал Указ о восстановлении Севастополя как главного военно-морского порта России на Черном море — единственного мощного оборонительного укрепления государства на его крайнем южном морском рубеже.
    В целях реализации указа и обретения Севастополем его исторического предназначения 16 июня 1873 года учреждается Севастопольское градоначальство, в которое вошли собственно город и прилегающая к нему территория. Градоначальство выделялось из состава Таврической губернии. В результате в Крыму возникло еще одно административно-территориальное образование, независимое от губернии.

    Севастопольское Градоначальство — административное образование, установленное в России в 1873 г. Оно включало город с прилегающей территорией, выделенный из губернии в непосредственное подчинение Министерства внутренних дел империи и управлявшийся градоначальником на правах губернатора. Градоначальники, наделенные гражданской и военной властью, назначались лично императором или по представлению Министерства внутренних дел. До 1917 года Севастопольское градоначальство возглавляли последовательно 14 градоначальников, в том числе 13 адмиралов и генералов и один капитан первого ранга.

    Высочайшим повелением 17 мая 1890 года Севастополь причислен к разряду военных крепостей III класса, а коммерческий порт был переведен в Одессу.
    Севастополь стал сугубо военно-морским портом.
    В 1916 г, после взрыва в Севастопольской бухте линкора «Императрица Мария» Севастополь был объявлен закрытым городом, въезд на его территорию иностранцам был закрыт.
    После октябрьской революции запрет не соблюдался, но как только советская власть укрепилась, город снова был закрыт в 1939 году.

    7 марта 1939 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление об увеличении территории Севастополя, которое произошло в результате присоединения к городу в его северной части земель спецназначения, включая береговую полосу и район поселка Кача. На новой границе устанавливались знаки, свидетельствующие о расширении Главной базы Черноморского флота. Причины были объективны –– рост Черноморского флота.

    Сразу же после освобождения Севастополя в 1944 году решением правительства СССР город был закрыт и въезд в него осуществлялся только по пропускам. Пропускной режим обеспечивали подразделения МВД СССР. На основных въездах в город были выставлены специальные посты, на которых круглосуточно несли дежурство вооруженные представители севастопольской милиции и патрульная служба частей Севастопольского гарнизона.

    30 апреля 1946 года, Совет министров РСФСР утвердил генеральный план города Севастополя. 29 октября 1948 года издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР с пунктом: «Выделить г. Севастополь в самостоятельный административный центр с особым бюджетом и отнести его в город республиканского подчинения». В постановлении правительства особо выделено: «Город Севастополь восстанавливается как Главная военно-морская база Черноморского флота». Этим указом предписывалось ввести на территории города режим строгого ограничения пребывания иностранных граждан.

    Более 30 послевоенных лет, с небольшими перерывами, эта система строго функционировала. Въезд иностранцам в город был закрыт, заход иностранных судов в Севастопольскую бухту запрещался. Для въезда в Севастополь родственников членов семей военнослужащих необходимо было выполнить целый ряд процедурных мероприятий: написать заявку, получить разрешение милиции по месту жительства, затем выдавался специальный пропуск на 2-5 дней. Въезд жителей города осуществлялся по паспортам со штампом о прописке в Севастополе.
    Досмотру подвергались все: пассажиры автомобилей, автобусов, поездов и пароходов.
    Контрольно-пропускные пункты на автомобильных дорогах, подвижные милицейские посты на железнодорожной станции Верхнесадовая, военная комендатура, пограничники, таможенники, морские пограничники, КГБ, МВД, военная контрразведка и другие службы строго обеспечивали режим закрытости города и морского порта.

    Тогда военно-стратегическая обстановка требовала этого. Из всех значимых военных баз Советского Союза на юго-западном направлении Севастополь находился ближе всех к вероятному противнику. В 300 км по морю пролегала граница Турции – члена НАТО, на территории которой размещались американские тактические ракетные комплексы, способные в течении 20-30 минут достичь территории Советского Союза. Развертывание в 80-е годы американской космической системы СОИ поставил СССР перед необходимостью в считанные минуты предпринять ответные меры и укрыть личный состав и население от возможного ядерного удара противника.

    К 1980 году Севастополь представлял собой крупнейший военно-промышленный и научно- технический центр с развитой береговой и морской научно-исследовательской базой, подводными, надводными и береговыми ракетными и морскими полигонами, двумя высшими военно-морскими учебными заведениями подготовки ракетчиков и специалистов ядерщиков, действующим ядерным реактором ИР-100 и др.
    Четыре крупных концерна военно-промышленного комплекса СССР, обеспечивали вооруженные силы страны сложнейшей телекоммуникационной аппаратурой и космической связью, готовили контрольно-измерительную аппаратуру, создавали уникальное специальное электрооборудование для судов и ПЛ, в том числе и для атомных.
    Севастополь превратился в комплексную опытно-экспериментальную базу, где на суше, на воде, под землей и под водой испытывались современные достижения военной науки. Сложную технику приходилось осваивать, не считаясь со временем и затраченными силами. На вооружение был принят телевизионный искатель-обозначитель донных мин, флот получил быстроходный контактный трал БКТ, первый вертолетный трал, первый сетевой и парный глубоководный контактный трал. Эти тралы в середине 80-х гг. прошли боевую проверку в Персидском и Оманском заливах.

    Многие дизель-электрические подводные лодки превратились в плавучие и подводные лаборатории — с них стартовали ракеты морского базирования, на них испытывали аппаратуру дальнего радиолокационного обнаружения и малошумные водометные движители, с них уходили на рекордные глубины акванавты Черноморского флота.
    Новейшие баллистические ракеты с надводным и подводным стартом испытывались на Балаклавском морском ракетном полигоне. Здесь рождались новейшие образцы морского крылатого и ныряющего оружия, осваивались новые гидроакустические комплексы, создавалась уникальная электронная аппаратура, современная радиолокация, зарождалась корабельная авиация и вертолетное траление.

    В сероводородных глубинах Черного моря, испытывалась глубоководная техника: подводные аппараты, батискафы, различное водолазное снаряжение. В Севастополе в полную силу функционировала кузница морских и научных кадров страны, два высших военно-морских училища ежегодно выдавали стране 500 офицеров ракетчиков и атомщиков.
    За последующие десятилетия, вплоть до конца 80-х гг. было сделано многое: создано действенное противолодочное оружие, приняты на вооружение крылатые ракеты разных классов, освоены перспективные газовые турбины, гидроакустические комплексы, корабли с динамическими принципами поддержания, электронная аппаратура, современная радиолокация, корабельная авиация и многое другое.

    Революционными темпами продвигалась вперед разработка минного оружия, испытания которого проводились в основном на Черном море. Всего было испытано и освоено около 20 образцов мин. Причем осваивались мины от простейших — с ударными взрывателями — до современных с многоканальными неконтактными взрывателями, самотранспортирующихся, телеуправляемых, реактивных. Параллельно с минным оружием бурно совершенствовалось противоминное оружие. Начиная с середины 50-х гг. на флот стали поступать первые образцы телевизионных и электромагнитных искателей мин, мощные неконтактные и глубоководные контактные тралы, первые скоростные вертолетные тралы для траления якорных и донных мин в районах, опасных для тральных кораблей.

    В западном берегу Балаклавской бухты был создан первый в Советском Союзе подземный комплекс для укрытия и ремонта подводных лодок, а рядом с ним под землей размещался ядерный арсенал Черноморского флота, где одновременно хранились до ста ядерных боеголовок. В Балаклавских горах на высоте 500 метров над уровнем моря был построен уникальный подземный комплекс для запуска крылатых ракет, способных уничтожить любую морскую цель в радиусе 150 км.
    Здесь получали путевку в жизнь все советские авианосцы и корабли с газотурбинными двигателями. Первый из них авианесущий крейсер «Киев», в 1976 году проходил ходовые испытания в Севастополе. Корабль имел высоту 27-этажного дома, в котором размещалось около 4000 помещений, включая 50 душевых кабин, нескольких кают-компаний и столовых. Для обеспечения крейсера понадобилось 12 км различных трубопроводов и 138 км электрических кабелей. Кто-то подсчитал, чтобы обойти этот гигант по всем коридорам и побывать в каждом помещение хотя бы по одной минуте, понадобится более 2,5 суток. ТАКР строили 169 заводов и предприятий СССР.

    После спуска на воду крейсера «Киев» были заложены второй ТАКР «Минск», третий «Новороссийск», четвертый «Баку» («Адмирал Горшков») и пятый ТАКР проекта 1143.5 «Тбилиси» впоследствии переименованный - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на котором было отдано предпочтение перспективным истребителям Су-27 и Миг -29 с обычным взлетом и посадкой. Для этого на авианосце «Тбилиси» был смонтирован трамплин, а также увеличено водоизмещение до 55000 тонн. Заложенный 1 сентября 1982 года корабль открыл новый третий этап создания авианосного флота. Все советские тяжелые авианесущие корабли начинали свой боевой путь в Севастополе от причала Угольный.

    Несомненно, достижения советских ученых и заметное повышение ракетно-ядерного потенциала Черноморского флота, рост его влияния и присутствия на Средиземноморском театре не могли оставить равнодушными спецслужбы стран НАТО.
    Севастополь всё больше привлекал их внимание. Под разными предлогами, манипулируя международными статусами представителей дипломатических, гуманитарных, научных, просветительских организаций, представители иностранных спецслужб под видом оказания помощи пытались проникнуть на территорию города.
    В начале 80-х годов Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призвала мировое сообщество отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».
    23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея».
    Была образована юбилейная комиссия под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным мероприятием и торжества планировали провести в Севастополе на месте, где в 988 году князь Владимир принял христианство. Севастополь имел опыт проведения подобных мероприятий – в 1888 году торжественно отмечалось 900-летие Крещения Руси.
    Московская Патриархия обратилась к правительству СССР с просьбой разрешить провести основные юбилейные мероприятия на территории Древнего Херсонеса в Севастополе, где 1000 лет назад князь Владимир принял христианство. Московская Патриархия брала на себя расходы, связанные с восстановлением Собора св. Владимира в Херсонесе, созданием необходимой инфраструктуры для приема и размещения тысяч гостей на время проведения юбилейных мероприятий. После их завершения, все построенные здания, сооружения, дороги переходили в пользование Севастополя.
    Министерство обороны СССР высказалось категорически против, обосновав отказ наличием в Севастополе Главной военно-морской базы Черноморского флота и крупнейших советских закрытых предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК).
    В целях обеспечения безопасности государства, защиты военно-научных достижений и повышения боевой готовности Черноморского флота 27 марта 1984 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 261-71, в соответствии с которым в пределах территории Севастополя устанавливалась пограничная зона, въезд в которую с 15 июня 1984 г. начал осуществляться по пропускам.

    Но для Балаклавы режим закрытого города действовал и ранее, только теперь для выполнения этого постановления командованию дивизии и военной комендатуре Балаклавы пришлось ещё более усилить пропускной режим. Его осуществлением руководил командир 14-й дивизии подводных сил ЧФ, как начальник гарнизона. Ему подчинялась военная комендатура города, которую в то время возглавлял майор Н.Завезун.
    На двух КПП при въезде в Балаклаву со стороны Севастополя у пос. Ушаковка и со стороны Ялты железнодорожный переезд у ресторана «Солнышко-Шайба», неслось круглосуточное дежурство личным составом гарнизона совместно с милицией. У каждого въезжающего в Балаклаву гражданина проверялись документы, для жителей Балаклавы основанием для поездок был штамп в паспорте с Балаклавской пропиской, для остальных - официальный документ местных властей, не возражающих против въезда гражданина в Балаклаву, с указанием цели и сроков действия данного разрешения. Пропускная система была такова, что простой житель Севастополя не мог свободно въехать в Балаклаву, хотя она и являлась частью города Севастополя - центром одного из его районов.

    Специальное учение в Балаклавском гарнизоне

    В августе 1985 г. под руководством начальника штаба флота вице-адмирала В. Селиванова было проведено двустороннее учение по обороне пунктов базирования Севастополь и Балаклава от
    нападения подводных диверсионных сил и средств (ПДСС) и диверсионно-разведывательных групп (ДРГ).
    К середине 80-х годов береговая инфраструктура (территории воинских частей и учреждений) Черноморского флота в Севастополе занимала 5,4 тыс.га (около 40 % территории центральной части города Севастополя и вся Балаклава).

    В Севастопольских бухтах базировались более 50 боевых надводных кораблей, оснащенных новейшим ракетным оружием, способным нести ядерные боевые части. В состав 30-й дивизии и 150-й бригады надводных и противолодочных кораблей входили современнейшие ракетные крейсеры, вертолетоносцы, большие противолодочные корабли, на борту которых размещались 60 пусковых установок корабельных крылатых и зенитных ракет.
    В состав боевых сил 14-й дивизии ПЛ входило 47 подводных лодок разных классов. Суммарный залп подводных сил ЧФ по береговым и морским целям составлял более 400 торпед, ракетный залп – 6 ракет, миноподъемность – более 400 мин.

    Во всех четырех административных районах города Севастополя располагались различные военные подразделения: арсеналы, базы, склад с оборудованными хранилищами для специальных и обычных боеприпасов, ракетного вооружения, торпедного, минного и противолодочного вооружения. На территории Севастополя были оборудованы подземные сооружения для укрытия оружия, боеприпасов общей площадью около 50 тыс. кв. м, подземные сооружения для командных пунктов, узлов связи, убежищ, хранилищ имущества площадью более 100 тыс.кв. м.

    На трех аэродромах ПВО ВС СССР и авиации ЧФ, из них два аэродрома были первого класса, базировалось около 100 летательных аппаратов.
    На территории Севастополя и Балаклавы размещались склады тыла флота, а также склады технического управления и другие, общим обьемом хранения до 2500 вагонов. Для хранения нефтепродуктов в Инкермане были оборудованы хранилища, объемом хранения - 200 тыс. тонн, из них 50 тыс. тонн хранились в подземных резервуарах 688 базы жидкого топлива.

    На предприятиях ЧФ – заводах, арсеналах, базах, центральных складах, мастерских, без учета заводов военно-промышленного комплекса работало около 35 тыс. человек.
    Казарменный, административный, производственно-хозяйственный и жилой фонд Севастопольского отдела морской инженерной службы флота (здания и сооружения) составлял более 5 тыс. различных строений. Военные учебные школы и отряды могли одновременно обеспечивать обучение до 7 тыс. матросов, высшие военные учебные заведения – 5 тыс. курсантов.

    По мере накопления под землей и на берегу боеприпасов, ракет, торпед, мин, горючего и многого другого, называемого особо взрывопожароопасным, возрастала ответственность командования флотом, командиров и начальников всех степеней за жизнь и безопасность личного состава и жителей закрытого города. К чести командиров и начальников всех степеней в Севастопольском и Балаклавском гарнизонах за весь послевоенный период не произошло ни одного случая серьезного пожара, происшествия или аварии угрожающих жизни личного состава или населения города.
    Особенность базирования флота в Севастополе заключалась в том, что все важные береговые объекты, причалы, арсеналы оружия, предприятия промышленности, воинские части, учебные отряды располагались в основном в центральной части города. Поэтому режим закрытости города был вполне обоснован.

    Через год после вступления в силу постановления Совета Министров СССР № 261-71 на практике была проверена организация взаимодействия между всеми заинтересованными структурами в его выполнении: с частями погранвойск КГБ СССР, местными властями, УВД города, формированиями гражданской обороны.
    В учении были задействованы 25 диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), всего 65 человек. Противодействовали им 155 береговых патрулей, 38 засад, 45 поисковых групп и постов УВД, 19 постов ГАИ, 10 дежурных подразделений гарнизонов Севастополя и Балаклавы, 4 поста погранзаставы, 5 постов НиС и РТП.
    В учении принимали участие все соединения, части, дислоцированные в Севастополе и Балаклаве.

    Об участии подразделений 14-й дивизии подводных лодок рассказывает начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Альберт Мефодиевич Евстафьев: «Перед учением провели со всеми командирами частей Балаклавского гарнизона инструктаж под руководством командира дивизии - начальника гарнизона. Главное - усилить бдительность, пропускной режим, ведь были случаи на таких учениях, когда специально предъявлялись на КПП поддельные документы, пропуска даже с женскими фотографиями и не реагировала на них «бдительная» дежурно-вахтенная служба. А для убедительности припугнули командиров, что возможен даже захват кого-либо из них диверсионно-разведывательными группами - такие действия разрешены, сопротивляться при этом нельзя, а вот не допустить подобное можно.
    Развернули на КП дивизии пост, собрали доклады о готовности к учению, которое должно было начаться в 17.00. Где-то за два часа до этого времени поступил доклад от коменданта Балаклавского гарнизона, что в одном из виноградников им лично задержаны и доставлены в комендатуру два подозрительных лица без документов, с вещмешками. Предварительный допрос результатов не дал, продолжается работа по выяснению личностей задержанных. На КП потирали руки от предвкушения первой победы над «противником». Решили пока не докладывать на КП флота и НШ флота, руководителю учения, а доклад произвести с началом учения, показав тем самым сразу свою бдительность. Так и сделали. Начальник штаба флота, выслушав по телефону наш доклад, только хмыкнул и сказал, чтобы меры безопасности, установленные на учении, строго соблюдались. Наступил вечер. Все пирсы, корпуса лодок осветились прожекторами, вооружённые вахтенные и патрули внимательно всматривались в воду, стараясь увидеть то, что так хотелось, - пузыри на поверхности, а если повезёт, то и самого подводного пловца. Ведь командиры лодок обещали за проявленную бдительность, если будет диверсант обнаружен, предоставить отпуск.
    И пошли со всех пирсов доклады на КП бригад, оттуда на КП дивизии, что видят около каждой пл пузыри на воде, всплески слышны, как будто кто-то плывёт в ластах. Обложили дивизию «диверсанты» со всех сторон. И чем больше докладов, тем больше указаний усилить бдительность. Она усиливается, как результат - новые доклады об обнаружении подводных пловцов, но уже не от вахтенных: заместитель комбрига 153-й брпл азартно-возбуждённым голосом докладывает, что лично видел подводного диверсанта в воде. Идут доклады на КП флота. Там тоже пост развёрнут по руководству этим учением. Они, получая эти доклады и зная точно, по каким объектам предусмотрено фактическое воздействие, улыбаются, но через телефон эту усмешку не увидишь, тоже дают указание усилить бдительность. Напряжение возрастает. При очередном докладе начальнику штаба тот не выдержал:
    - Вы разберитесь в обстановке и прекратите докладывать о каждом всплеске рыбы в бухтах, о воздушных пузырях со дна моря и из трещин цистерн ваших дырявых корпусов. По объектам дивизии ни один диверсант не работает. Верна для ваших подчинённых русская пословица: «У страха глаза велики!».
    Дивизия на разборе результатов учения получила хорошую оценку, была отмечена именно её повышенная бдительность. А задержанные комендантом «диверсанты» оказались испуганными небритыми мужиками с глубокого похмелья, которые промышляли набегами на окрестные дачи и огороды».

    24 августа 1991 года Верховная Рада Украины приняла Акт провозглашения независимости Украины. 4 ноября 1991 года был принят закон Украины «О государственной границе Украины», в ст. 8 которого определялся режим государственной границы Украины, как порядок пересечения государственной границы Украины.
    Железнодорожное, автомобильное, морское, речное, паромное, воздушное и прочее перемещение через государственную границу Украины осуществляется в пунктах пропуска, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины и международных договоров Украины.
    Пункт пропуска через государственную границу Украины — это специально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэропортах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и прочие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
    Вместе с тем, в соответствии с законом Украины «О государственной границе Украины» в пределах г.Севастополя устанавливался особый порядок производства работ, охоты, рыбной ловли в море, регистрации, учета, содержания, пользования плавсредствами, режима их выпуска, передвижения по льду и воде в территориальных водах, внутренних водах Черного моря, оборудования пристаней, причалов и пунктов базирования для этих судов.

    О порядке контролированного въезда в г. Севастополь

    Сейчас, когда Севастополь уже не является закрытым городом, а большинство современников не представляют, как иногороднему или иностранцу нельзя было въехать в Севастополь, возникла необходимость подробно описать систему контролируемого въезда в город-герой.


    29 мая 1993 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 382 был определен новый порядок въезда и пребывания на территории города Севастополя и Балаклавы граждан Украины и иностранных граждан.

    В соответствии с требованиями Постановления № 382 с 1 июля 1993 г. въезд в г. Севастополь осуществлялся:
    – граждан Украины – по документам, удостоверяющим их личность, и пропускам, выдаваемым органами внутренних дел по месту их постоянного жительства. Исключение составляли жители пригородных населенных пунктов, которые могли въезжать в город, посещать предприятия, учреждения, организации, учебные, медицинские и другие учреждения, расположенные в пределах территории города, по документам, удостоверяющим их личность и проживание в данной местности. Перечень таких местностей определяется Севастопольской городской государственной администрацией;
    – иностранных граждан – по национальным паспортам или заменяющим их документам с визой для пребывания в Украине и по пропускам, выдаваемым дипломатическими и консульскими учреждениями Украины за рубежом, если иное не было предусмотрено международным договором Украины, или управлениями внутренних дел Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
    Заход украинских и иностранных невоенных судов в пункт пропуска через государственную границу Украины в Севастопольском морском рыбном порту управления «Южтранссбыт» осуществлялся в соответствии с международными правилами и действующим законодательством Украины.
    Заход иностранных невоенных судов в акваторию государственного предприятия «Севастопольский морской завод имени С.Орджоникидзе» осуществлялся через пункт пропуска через государственную границу Украины в Севастопольском морском рыбном порту управления «Южтранссбыт» при условии обеспечения на территории предприятия соответствующего режима, определяемого его дирекцией по согласованию с Севастопольской городской государственной администрацией и Государственным комитетом по делам охраны государственной границы Украины.
    Порядок выдачи пропусков гражданам для въезда в город, выхода членов экипажей украинских и иностранных невоенных судов за пределы пункта пропуска через государственную границу Украины в Севастопольском морском рыбном порту управления «Южтранссбыт», а также членов экипажей судов, находящихся на государственном предприятии «Севастопольский морской завод имени С.Орджоникидзе», определялся Севастопольской городской государственной администрацией по согласованию с Советом Министров Республики Крым, Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Министерством иностранных дел, Государственным комитетом по делам охраны государственной границы Украины и службой безопасности.

    Вместе с тем, Постановлением № 382 Министерству иностранных дел предписывалось:
    1. Проинформировать соответствующие органы иностранных государств о введении указанного порядка въезда в г. Севастополь.
    2. Совместно с Министерством обороны и с участием Министерства внутренних дел и Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины предписывалось определить порядок въезда в г. Севастополь граждан государств, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, в связи с размещением в городе главной базы Черноморского флота;
    3. Возложить организацию пропускного режима в г. Севастополь с I июля 1993 г. на Министерство внутренних дел. В связи с этим увеличить предельную численность органов внутренних дел, содержащуюся за счет государственного бюджета, на 210 единиц. Министерству обороны при необходимости осуществлять мероприятия по усилению контрольно-пропускных пунктов личным составом воинских частей.
    4. Севастопольской городской государственной администрации и Министерству обороны оказать помощь Министерству внутренних дел в создании необходимых условий для организации контроля за въездом граждан в г.Севастополь.
    5. Поручить Министерству обороны и Совету Министров Республики Крым с участием командования Черноморского флота в течение месяца рассмотреть вопрос о целесообразности существования на территории Республики Крым населенных пунктов и территорий, закрытых для пребывания иностранных граждан, и при необходимости представить Кабинету министров Украины согласованные предложения.
    6. Признать утратившим силу с 1 июля 1993 г. постановление Совета Министров УССР от 27 февраля 1991 г. № 51-I.
    Постановление Кабинета Министров Украины № 382 подписал Премьер-министр Украины Л.Кучма и Министр Кабинета министров Украины В. Пустовойтенко.

    Необходимо признать, что в независимой Украине пропускной режим въезда в Севастополь был серьезно ослаблен, но вместе с тем местными властями был принят ряд постановлений по этому вопросу. В моих архивах сохранились уникальные документы того периода, текст одного из них размещается ниже.

    Временное положение
    О порядке контролируемого въезда в город Севастополь
    (Распоряжение представителя президента Украины в г. Севастополе № 1672 - 03.11.93 г)

    1. Въезд в г. Севастополь граждан Украины, не являющихся жителями г. Севастополя, осуществляется по документам, удостоверяющим их личность и пропускам, которые выдаются органами внутренних дел по месту постоянного проживания. Дети до 16 лет, въезжающие в г. Севастополь с родителями и сопровождающими лицами, вносятся в пропуска родителей и сопровождающих лиц.
    2. Жители г. Севастополя, выезжающие из города за пределы контрольно-пропускных пунктов, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность и прописку в г. Севастополе. Граждане, проживающие в населенных пунктах, расположенных на территории Качинского поселкового, Андреевского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского сельских советов народных депутатов г. Севастополя и расположенных за пределами контрольно-пропускных пунктов, въезжают в. г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность и прописку в указанных населенных пунктах.
    3. Граждане, проживающие в населенных пунктах Форос, Санаторное и Олива Форосского поселкового совета народных депутатов г. Ялты, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность и прописку в указанных населенных пунктах.
    4. Граждане Украины, доставляющие на рынки г. Севастополя сельскохозяйственную продукцию, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность, пропускам, выдаваемым органами внутренних дел по месту их постоянного проживания и документам на законную принадлежность ввозимой продукции.
    5. Въезд организованных туристических групп в г. Севастополь осуществляется по документам, удостоверяющим их личность, по разрешениям и пропускам, оформленным в установленном порядке через управление по туризму Севастопольской городской государственной администрации и управление внутренних дел г. Севастополя.
    6. Следующие в г. Севастополь группы граждан Украины для оказания помощи совхозам, колхозам в проведении сельскохозяйственных работ, сезонного морского промысла, ведения ремонтно-строительных и иных работ, бригады артистов, не проживающие в г. Севастополе постоянно, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность, а также по имеющимся у руководителей групп пропускам с указанием количества следующих лиц, скрепленным гербовой печатью заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и зарегистрированным в органах внутренних дел по месту выезда.
    7. Граждане Украины, командируемые в г. Севастополь в установленном порядке, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность, и командировочным документам с указанием предприятия, учреждения, организации, куда следует командированный, и зарегистрированным в органах внутренних дел по месту выезда.
    8. Граждане Украины, следующие в Дома отдыха, пансионаты, на туристические базы, в лечебно-оздоровительные учреждения, расположенные в пределах г. Севастополя, въезжают по документам, удостоверяющим их личность и по путевкам, курсовкам, зарегистрированным в органах внутренних дел по месту жительства указанных граждан.
    9. Депутаты Верховного Совета Украины, Верховного Совета Республики Крым, работники аппарата Кабинета министров Украины, Совета Министров Республики Крым, представители исполкомов городских, районных советов народных депутатов Республики Крым, оперативные работники Службы безопасности, Министерства внутренних дел Украины, УВД Республики Крым въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность.
    10. Военнослужащие армии и флота, внутренних войск, а также лица рядового состава органов внутренних дел въезжают в Севастополь по документам, удостоверяющим их личность, и по служебным предписаниям, командировочным и отпускным документам, скрепленным печатью и подписью соответствующих командиров и начальников.Члены семей указанных лиц, следующие в г. Севастополь вместе с главой семьи, вписываются в предписание или отпускной билет главы семьи, а следующие самостоятельно въезжают по документам, удостоверяющим их личность, и по справкам установленного образца, выдаваемым по месту службы главы семьи. Иногородние родители и другие члены семей военнослужащих в день приема военной присяги, выпуска курсантов из военных институтов въезжают по документам, удостоверяющим их личность, и справкам-разрешениям установленного образца, выдаваемым военными комендантами Севастопольского гарнизона Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины, согласованным с УВД г. Севастополя.
    11. Военнослужащие, уволенные из армии и флота, войск Службы безопасности, внутренних войск, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел въезжают в г. Севастополь по служебным предписаниям или проходным свидетельствам, если они были призваны из этой местности или имеют близких родственников, проживающих в г. Севастополе. Лица, призванные на действительную военную службу, въезжают в Севастополь по препроводительным именным спискам и предписаниям соответствующих военных комиссариатов.
    12. Участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим их личность, и удостоверениям участника Великой Отечественной войны (свидетельство о праве на льготы) и снятых с учета спецкомендатур органов внутренних дел, осуществляется в установленном порядке по пропускам.
    14. Пассажирам, следующим транзитом через Севастополь, в том числе пассажирам заграничного следования, имеющим документы на право пересечения государственной границы Украины, разрешается проезд на судах и автобусах по документам, удостоверяющим их личность. Эти лица не имеют права изменять маршрут следования и оставаться в пунктах, расположенных в пределах территории г. Севастополя, через которые следуют транзитом.
    15. Иностранные граждане, находящиеся за границей, въезжают в г. Севастополь по национальным паспортам или документам, их заменяющим, с визой посольств и консульств Украины на пребывание в г. Севастополе. Иностранные граждане, прибывшие на территорию Украины, по вопросу въезда в г. Севастополь обращаются через принимающие украинские организации или в случае частного визита самостоятельно в ОВИР УВД по месту пребывания, как правило, не менее чем за десять дней до предполагаемого въезда. Этот вопрос согласовывается с УВД г. Севастополя, и его положительный отзыв является основанием для оформления пропуска. Иностранные граждане, зарегистрированные в МИД Украины, вопросы въезда в г. Севастополь решают через протокольное управление МИД Украины, а въезжающие по вопросам экономического сотрудничества, согласовывают въезд с управлением внешних экономических связей Севастопольской городской государственной администрации.
    Ложные или неправильные сведения лишают разрешения на въезд в г. Севастополь.
    16. Предприятия и фирмы Севастополя (государственные, коммерческие, совместные и др.), осуществляющие туристическую деятельность, Крымское объединение арендных предприятий «Интурист» оформляют документы на въезд иностранных граждан, имеющих визу пребывания на Украине, через управление по туризму Севастопольской городской государственной администрации с предоставлением в ОВИР УВД Севастополя списков иностранных граждан в день въезда.
    Управление по туризму, управление внешних экономических связей Севастопольской городской государственной администрации согласуют въезд иностранных граждан в г. Севастополь с руководством городской государственной администрации, управлением службы безопасности Республики Крым в г. Севастополе, управлением военной контрразведки по Черноморскому флоту и Военно-Морских Сил Украины, отделами режима Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины.
    17. ОВИР УВД г. Севастополя осуществляет учет и регистрацию иностранных граждан, контроль за выдачей им пропусков на въезд и временным проживанием в г. Севастополе. Принимающие организации, учреждения, предприятия при поселении иностранных граждан в гостиницы производят соответствующую отметку на оформленных документах иностранного гражданина, а при поселении на срок свыше 3 месяцев и на частные квартиры вне зависимости от срока проживания — отметку ОВИР УВД города Севастополя.
    18. Заход иностранных судов в пункты пропуска через государственную границу Украины в Севастопольском морском рыбном порту управления «Югрыбтранссбыт» и акватории государственного предприятия «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» осуществляется в соответствии с международными правилами и действующим законом «О государственной границе Украины» при условии обеспечения на территории предприятий соответствующего режима. Заход одиночных иностранных невоенных судов в акваторию государственного предприятия «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» осуществляется по согласованию со штабами Черноморского флота, Военно-Морских Сил Украины, УВД, управлением службы безопасности Республики Крым в г. Севастополе. Увольнение иностранных моряков в город осуществляется по пропускам, выдаваемым взамен национального паспорта пограничниками КПП пограничных войск в г. Севастополе.

    19. Согласно действующему законодательству Украины, посещение иностранными гражданами территорий режимных предприятий и воинских объектов, находящихся в пределах территории Севастополя, категорически запрещено. В случае нарушения иностранными гражданами установленных правил въезда, проживания и перемещения в г. Севастополе к этим лицам применяются меры административного наказания вплоть до выдворения за пределы г. Севастополя.
    20. Порядок въезда в г. Севастополь граждан государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, определяется Министерством иностранных дел Украины. До вынесения решения по этому вопросу МИД Украины граждане государств (за исключением военнослужащих и членов их семей), входящих в Содружество независимых государств, въезжают в г. Севастополь в порядке, установленном для граждан Украины, т. е. по документам; удостоверяющим их личность, и пропускам, выдаваемым органами внутренних дел по месту постоянного проживания; граждане государств, образовавшихся на территории бывшего СССР и не входящих в Содружество независимых государств, въезжают в г. Севастополь в порядке, предусмотренном для въезда иностранных граждан. Военнослужащие Сил Российской Федерации, прибывающие в г. Севастополь для прохождения службы и служебные командировки, въезжают в г. Севастополь по документам, удостоверяющим личность, и по служебным предписаниям, а также командировочным и отпускным документам, скрепленным печатью и подписью соответствующих командиров и начальников. Члены семей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, следующих в г. Севастополь для прохождения службы или возвращающихся из отпуска, вписываются в предписание о прохождении службы или отпускной билет; члены семей военнослужащих, следующие самостоятельно, въезжают по документам, удостоверяющим личность, и по справкам установленного образца, выдаваемым по месту службы военнослужащего.
    21. Все лица, въезжающие в Севастополь, обязаны по прибытии в установленном порядке предоставить свои документы для регистрации или прописки.
    22. Руководителям предприятий, учреждений, организаций (включая совхозы) г. Севастополя запрещается принимать на работу лиц, не имеющих законных оснований для въезда и проживания в Севастополе (пропусков и других документов).
    23. Транспортные предприятия и организации продают билеты и выдают служебные проездные билеты пассажирам для проезда железнодорожным, автомобильным, морским транспортом до станций, портов, пристаней, расположенных в г. Севастополе, по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, и пропусков на право въезда, выдаваемых органами внутренних дел, или соответствующих документов, дающих право на въезд в город без пропуска.
    24. Капитанам морских судов, владельцам маломерных плавсредств, начальникам железнодорожных поездов, проводникам вагонов, водителям автотранспортных средств провоз (подвоз) в г. Севастополь, вывоз из него лиц, не имеющих соответствующих документов на въезд, запрещается.
    25. Установленный в пределах г. Севастополя в соответствии с законом Украины «О государственной границе Украины» (04.11.91 г.) порядок производства работ, охоты, рыбной ловли в море, регистрации, учета, содержания, пользования плавсредствами, режима их выпуска, передвижения по льду и воде в территориальных водах, внутренних водах Черного моря, оборудования пристаней, причалов и пунктов базирования для этих судов оставить без изменения.

    Секретарь городской государственной администрации
    Н. Ф. Миненко.
    Зав. отделом административных органов
    А. И. Лаврега.
    Как открывали город Севастополь

    Несомненно, режим закрытого города серьезно препятствовал развитию гражданского сектора экономики Севастополя и тем более не способствовал расширению связей по линии международного туризма.
    В 1995 году в должности заместителя Председателя Севастопольского городского совета по исполнительной работе, мне было поручено руководить рабочей группой по разработке проекта закона создания в Севастополе свободной экономической зоны.
    Мы прекрасно понимали, что подготовка и реализация этого проекта требует немедленного открытия города Севастополь, т.е. снятия всех ограничений и установления статуса «открытого» для посещения города.
    Тогда благодаря нашим усилиям удалось убедить киевских чиновников в необходимости открытия Севастополя.
    Начальник управления внешнеэкономической деятельности Севастопольской городской администрации Михаил Юрлов работал по линии Министерства экономики Украины, убеждая чиновников в необходимости расширения внешнеэкономических связей Севастополя и открытия его морского порта, а я смог пробиться на прием к Министру Кабинета Министров Украины Валерию Пустовойтенко.
    Валерий Павлович внимательно слушал меня, пока внезапно в кабинет не вошел руководитель Днепропетровской области Павел Лазаренко. Не поздоровавшись, Лазаренко прошел в соседнюю с кабинетом комнату, куда направился и Валерий Пустовойтенко. Спустя несколько минут бурной беседы Лазаренко покинул кабинет министра, а я понял, кто здесь главный. Вообще разобраться в переплетениях кабминовской жизни очень сложно, внешне все выглядит пристойно, а на самом деле – свои интриги, сплетни, разделение на «своих» и «чужих». В этот период было время «днепропетровских», а главным у них был Павел Лазаренко.
    Настроение Валерия Пустовойтенко было испорчено, но он, выдержав паузу, задал мне вопрос: «Почему Севастополь в советский период был закрытым городом?»
    Мне пришлось рассказать, что в советский период Севастополь являлся Главной базой ЧФ, в его бухтах базировались около 500 боевых кораблей и вспомогательных судов: авианосцев, ракетных крейсеров и противолодочных кораблей, катеров, подводных лодок, флотилия экспериментальных судов, в том числе разведки, спасения космонавтов и др.
    На территории города и морской акватории проводили испытания практически всех новых образцов надводных кораблей, различных видов вооружений, ракетной техники и др.
    В Севастополе находилось более 300 подземных хранилищ, для хранения специтальных и артиллерийских боеприпасов, топлива, МТЗ. На территории года функционировал исследовательский ядерный реактор ИР-100. Поэтому внимание разведок разных стран мира всегда было приковано к городу-герою.
    Но к 1995 году практически все исследовательские институты закрыли свои севастопольские филиалы, ядерное оружие было вывезено на Кавказ, а основные боевые корабли ЧФ были проданы «на иголки» в Индию, Турцию и Грецию.
    Поэтому закрывать город не было никакой необходимости.
    Очевидно, доклад произвел на министра впечатление, тем более что я положил ему на стол и документы по созданию в Севастополе свободно-экономической зоны.
    Через месяц появилось постановление Кабинета министров Украины.

    KAБIHET MIHICTPIB УКРАЇНИ
    ПОСТАНОВА

    від 21 листопада 1995 p. № 921
    Київ
    Про визнання такою, що втратила чинність,
    постанови Кабінету мiнicтpiв України
    від 29 травня 1993 р. № 382

    Кабінет мiнicтpiв України ПОСТАНОВЛЯЄ:
    Визнати такою, що втратила чинність з 1 грудня 1995 р. постанову Кабінету мiнicтpiв Україні від 29 травня 1993 р. № 382 «Про порядок контрольованого в'їзду до м. Севастополя» (ЗП України, 1993 р. № 11, ст. 223).

    Прем’ер-міністр України Є.Марчук.
    Міністр Кабінета міністрів України В.Пустовойтенко.

    Таким образом, было отменено постановление КМ Украины от 29 мая 1993 г. № 382 «О порядке контролированного въезда в г. Севастополь». Все предыдущие решения местных властей также утратили свою силу. Севастополь стал открытым городом, все контрольно-пропускные посты были сняты, дороги и порт открыты для захода иностранных судов и въезда иностранных граждан.