Руководства, Инструкции, Бланки

гимнастёрка образца 1943 года фото img-1

гимнастёрка образца 1943 года фото

Рейтинг: 4.4/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Магазин Атаман гимнастерку купить образцы 1943 года магазин Москва

Гимнастерки

Еще в 1870-х годах в ряды русской армии ввели специальную гимнастическую рубаху для занятий гимнастикой. Именно оттуда и происходит название «гимнастерка». Она была сверх практичной: дешевизна изготовления позволяла изготавливать их без ущерба финансам, эксплуатационные качества не сковывали движения солдат, а простота изготовления и подгонки уменьшала затраты время на пошив. Такие рубахи делали быстро и подходили каждому, так как стандартизированной длины не было и подпоясывалась она ремнем.

Во время Великой Отечественной Войны образец гимнастерки имел стоячие и мягкие воротники. Погоны, по сложившейся традиции, крепились на плечах тремя пуговицами, а отличительные знаки на рукавах упразднили к полному их отсутствию. Эти отличительные черты гимнастерок образца 1943 года имели свои предпосылки и помогали уравновесить социальный строй служащих. Руководящий состав имел внутренние карманы, а уже сержантский и рядовой состав ими не обладали.

Советская гимнастерка. за счет своих положительных качеств, прослужила СССР и РККА вплоть до 1972 года являясь полноценной военной формой. Далее ее заменили полушерстяными и хлопчатобумажными куртками, которые легче снимались с раненых и давали дополнительные драгоценные секунды на спасение.

В нашем магазине можно найти различные виды гимнастерок. С прорезными карманами и без них, с мягкими и стоячими воротниками, синие, белые. Купить можно даже известную гимнастерку цвета хаки. Солдатские гимнастерки можно подобрать как с красным кантом, так и с желтым, что послужит отличительной чертой между начальством и подчиненными.

Имеются синие казачьи гимнастерки. Купить их можно в интернет магазине, а примерять в нашем магазине около м. Братиславская.

Мы продаем только качественные изделия лучших производителей. Но не всегда хорошее качество означает большую цену. Именно у нас можно приобрести качественные гимнастерки по весьма снисходительным ценам.

В интернет магазине можно присмотреть и купить любые изделия за кротчайший срок. Необходимо выбрать товар, оплатить любым из шести способов и указать способ доставки. Доставка происходит согласно тарифам почтовой службы или осуществляется нашим курьером в любую точку Москвы.

Купить офицерские гимнастерки можно и в оффлайн магазине по адресу: ул. Братиславская д. 16 корпус 2. Вход с левого крыла большого здания, в котором расположилась «Пятерочка». Поднявшись на второй этаж вы попадете в магазин «Атаман».

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону: +7 495 3461000 или пишите на почту: shop@atamanshop.ru

Другие статьи

Униформа и снаряжение частей Красной Армии - Военное обозрение

Униформа и снаряжение частей Красной Армии

27 сентября 2011

В начале Великой Отечественной войны покрой униформы и способ ее ношения определялся Приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Для генералов имелось три типа униформы: повседневная, выходная и парадная. Для офицеров и солдат также имелось три типа униформы: повседневная, караульная и выходная. Каждый тип униформы имел два варианта: летний и зимний.

В период с 1935 по 1941 год в униформу вносились многочисленные мелкие изменения. Полевая униформа образца 1935 года изготавливалась из материи различных оттенков защитного цвета. Главным отличительным элементом униформы была гимнастерка, которая по своему покрою напоминала русскую крестьянскую рубаху. Покрой гимнастерки для солдат и офицеров был одним и тем же. Клапан нагрудного кармана на офицерской гимнастерки имел сложную форму с выступом в форме латинской буквы "V". У солдат клапан часто имел прямоугольную форму. Нижняя часть ворота гимнастерки у офицеров имела треугольную усиливающую нашивку, а у солдат эта нашивка была прямоугольной формы. Кроме того, солдатские гимнастерки имели усиливающие нашивки ромбической формы на локтях и задней поверхности предплечья. Офицерская гимнастерка в отличие от солдатской имела цветную окантовку. После начала боевых действий от цветной окантовки отказались.


Существовало два типа гимнастерок: летняя и зимняя. Летнюю униформу шили из хлопчатобумажной ткани, которая была более светлого цвета. Зимнюю униформу шили из шерстяной ткани, которая отличалась более насыщенным, темным цветом. Офицеры подпоясывались широким кожаным ремнем с латунной пряжкой, украшенной пятиконечной звездой. Солдаты носили более простой ремень с обычной открытой пряжкой. В полевых условиях солдаты и офицеры могли носить два типа гимнастерок: повседневную и выходную. Выходную гимнастерку часто называли френч. Некоторые солдаты, служившие в элитарных частях, носили гимнастерки особого покроя, отличавшиеся цветной полоской, идущей вдоль ворота. Однако подобные гимнастерки встречались нечасто.

Вторым главным элементом униформы как солдат, так и офицеров были шаровары, также называемые галифе. Солдатские шаровары имели ромбической формы усиливающие нашивки на коленях. В качестве обуви офицеры носили высокие кожаные сапоги, а солдаты носили ботинки с обмотками или кирзовые сапоги. Зимой офицеры и солдаты носили шинель из коричневато-серого сукна. Офицерские шинели были лучше качеством, чем солдатские, но имели тот же покрой. В Красной Армии использовали несколько типов головных уборов. Большинство частей носили буденовки, которые имели зимний и летний вариант. Однако летняя буденовка повсеместно вытеснялась пилоткой, введенной в конце 30-х годов. Офицеры летом вместо буденовок предпочитали носить фуражки. В частях, дислоцированных в Средней Азии и на Дальнем Востоке, вместо пилоток носили широкополые панамы.

В 1936 году на оснащение Красной Армии начала поступать каска нового образца (созданная на базе французской каски Адриана). В 1940 году в конструкцию каски внесли заметные изменения. Новая каска образца 1940 года повсеместно вытесняла каску образца 1936 года, однако старая каска еще широко использовалась в первый год войны. Многие советские офицеры вспоминают, что красноармейцы не любили носить каску, считая, что каски носят только трусы. Офицеры повсеместно носили фуражки, фуражка была атрибутом офицерской власти. Танкисты носили специальный шлем, изготавливаемый из кожи или брезента. Летом использовали более легкий вариант шлема, а зимой надевали шлем с меховой подкладкой.

Экипировка советских солдат была строгой и простой. В некоторых частях еще использовали коричневый кожаный рюкзак образца 1930 года, однако такие рюкзаки в 1941 году встречались нечасто. Более распространенным был брезентовый вещмешок образца 1938 года. Основание вещмешка представляло собой прямоугольник 30х10 см. Высота вещмешка - 30 см. На вещмешке имелось по два кармана. Внутри вещмешка солдаты носили портянки, плащпалатку, а в карманах располагались принадлежности к винтовке и предметы личной гигиены. Внизу к вещмешку привязывали шесты, колышки и другие приспособления для установки палаток. Сверху и по бокам на вещмешок были нашиты петли, к которым прикрепляли скатку. Продмешок носили на поясном ремне, под вещмешком. Размеры продмешка 18х24х10 см. В продмешке солдаты носили сухой паек, котелок и столовый прибор. Алюминиевый котелок имел плотно закрывающуюся крышку, которую прижимала ручка котелка. В некоторых частях солдаты пользовались старым круглым котелком диаметром 15 см и глубиной 10 см. Однако продмешок и вещмешок образца 1938 года были довольно дороги в производстве, поэтому их выпуск был прекращен в конце 1941 года.

Каждый красноармеец имел противогаз и противогазную сумку. После начала войны многие солдаты выбрасывали противогазы и использовали противогазные сумки в качестве вещмешков, поскольку настоящие вещмешки были не у всех. По уставу каждый солдат, вооруженный винтовкой, должен был иметь две кожаные патронные сумки. В сумке можно было хранить четыре обоймы для винтовки системы Мосина - 20 патронов. Патронные сумки носили на поясном ремне, по одной на боку. Уставы предусматривали возможность ношения большой матерчатой патронной сумки, вмещавшей шесть обойм - 30 патронов. Кроме того, красноармейцы могли использовать матерчатый патронташ, носимый через плечо. В отделения патронташа можно было уложить 14 винтовочных обойм. Гранатная сумка вмещала две гранаты с ручкой. Однако очень немногие солдаты были оснащены по уставу. Чаще всего красноармейцам приходилось довольствоваться одной кожаной патронной сумкой, которую обычно носили на правом боку. Некоторые солдаты получали малые саперные лопатки в матерчатом чехле. Лопатку носили на правом бедре. Если красноармеец имел фляжку, то носил ее на поясном ремне поверх саперной лопатки.

Во время плохой погоды солдаты использовали плащ-палатки. Плащ-палатка изготавливалась из брезента защитного цвета и имела тесемку, при помощи которой можно было закрепить плащ-палатку на плечах. Плащ-палатки можно было соединять по две, четыре или шесть и получать таким образом тенты, под которыми могли укрыться несколько человек. Если солдат имел вещмешок образца 1938 года, то скатка, состоящая из плащ-палатки и шинели, прикреплялась по бокам и поверх мешка, в виде подковы. Если же вещмешка не было, то скатку носили через плечо.

Офицеры использовали небольшую сумку, которую изготавливали или из кожи или из брезента. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню. Сверху у сумки располагался небольшой планшет. Некоторые офицеры носили большие кожаные планшеты, которые подвешивали на поясной ремень под левой рукой.

Также имелось и несколько типов специализированной униформы. Зимой танкисты носили черные комбинезоны и черные кожаные куртки (иногда в комплект с курткой входили черные кожаные брюки). Горные стрелки носили черный комбинезон особого покроя и специальные горные ботинки. Кавалеристы, и в первую очередь казаки, вместо униформы носили традиционную одежду. Кавалерия была самым пестрым родом войск РККА, поскольку в кавалерии служило большое количество казаков и представителей народностей Средней Азии. Многие кавалерийские части использовали стандартную униформу, но даже в таких частях часто встречались предметы казачьего обмундирования. До войны казачьи войска не пользовались популярностью, поскольку множество казаков во время Гражданской войны не поддержало большевиков и пошло служить в белую армию. Однако в 30-х годах были сформированы полки донских, кубанских и терских казаков. Личный состав этих полков был обмундирован униформой с большим количеством деталей традиционного казачьего костюма. Полевая униформа казаков во время Великой Отечественной войны представляла собой сочетание предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционной казачьей униформы и униформы образца 1941/43 года.

Традиционно казаки разделяются на две группы: степные и кавказские. Униформа этих двух групп значительно различалась между собой. Если степные (донские) казаки тяготели к традиционному военному мундиру, то кавказцы одевались более колоритно. Все казаки носили высокие папахи или более низкие кубанки. В полевых условиях кавказские казаки носили темно-синие или черные бешметы (рубахи). Парадные бешметы были красного цвета для кубанских казаков и светло-синего - для казаков терских. Поверх бешмета казаки носили черную или темно-синюю черкеску. На груди черкески нашивались газыри. Зимой казаки носили черную меховую бурку. Многие казаки носили башлыки разных цветов. Дно кубанки было затянуто материей: у терских казаков светло-синей, а у кубанских казаков - красной. На материи крестообразно проходили две полосы - золотые у офицеров и черные у рядовых. Следует иметь в виду, что многие солдаты, набранные из южных районов России продолжали носить кубанку вместо положенной по уставу ушанки, даже если не служили в кавалерии. Еще одной отличительной чертой казаков были темно-синие галифе.

В первые годы войны советская промышленность лишилась значительных производственных мощностей, оказавшихся на оккупированной немцами территории. Однако большую часть оборудования все же удалось вывезти на восток и организовать на Урале новые промышленные предприятия. Этот спад производства заставил советское командование значительно упростить обмундирование и экипировку солдат. Зимой 1941/42 года впервые была использована более удобная зимняя униформа. При создании этой униформы был учтен печальный опыт финской кампании. Красноармейцы получили телогрейки, ватные шаровары и шапки-ушанки на синтетическом меху. Офицерам выдали овечьи полушубки или шубы. Высшие офицеры вместо ушанок носили папахи. Войска, сражавшиеся на северном участке фронта (к северу от Ленинграда), были обмундированы в специальную северную униформу. Вместо овечьих полушубков некоторые части использовали котиковые сакуи. В качестве обуви солдаты носили специальные ботинки на собачьем меху или с шерстяной подкладкой. Ушанки для солдат, воевавших на севере, изготавливали из настоящего меха - собаки или лисицы.

Однако многие части так и не получили специальной зимней униформы и красноармейцы мерзли в стандартных шинелях, утепленных вещами, реквизированными у гражданского населения. Вообще, для Красной Армии было характерно широкое использование гражданской одежды, особенно это было отчетливо видно зимой. Так, зимой многие красноармейцы носили валенки. Но раздобыть валенки удавалось далеко не всем, поэтому даже зимой большая часть личного состава Красной Армии продолжала носить кирзовые. Единственное достоинство кирзовых сапог заключалось в том, что они были достаточно свободны, чтобы их можно было утеплить дополнительными портянками и газетами превращая обувь в зимние сапоги. Советские солдаты не носили носков - только портянки. Носки были слишком большой роскошью, чтобы носить их в свободных сапогах. Но офицеры, если им удавалось раздобыть пару носков, не отказывали себе в удовольствии надеть их. Некоторым частям повезло больше - личный состав этих частей получал валенки с галошами, что было особенно кстати в осеннюю и весеннюю распутицу. В 1942 году красноармейцы были довольно пестро обмундированы. Танкисты носили черные, серые, синие или защитного цвета комбинезоны. При изготовлении униформы широко использовались синтетическая кожа и резина. Патронные сумки шили из брезента или брезента, подвергнутого пропитке. Кожаные поясные ремни повсеместно заменяли брезентовыми.

Вместо одеял красноармейцы использовали шинели и плащ-палатки. Кроме того, скатка шинели или плащ-палатки с успехом заменяла солдатам вещмешок - вещи закатывали внутрь. Чтобы исправить ситуацию, был введен новый вещмешок, похожий на тот, что использовался в царской армии во время 1-й Мировой войны. Этот вещмешок представлял собой брезентовую сумку с горловиной, перехваченной шнурком и двумя плечевыми ремнями. В 1942 году по ленд-лизу в Советский Союз начали поступать предметы обмундирования из США и Канады. Хотя большая часть униформы, поступавшая из Америки, изготавливалась по советским образцам, попадалась и американская униформа. Например, США поставили в СССР 13 тыс. пар кожаных ботинок и один миллион пар солдатских ботинок, а в Канаде шили комбинезоны для советских танкистов.

Униформа для женщин, служивших в РККА, определялась несколькими документами. До войны отличительными деталями женской выходной и парадной униформы были темно-синие юбка и берет. Во время войны порядок обмундирования женщин закрепляли приказы, вышедшие в мае и августе 1942 года. Приказы сохраняли ношение юбки и берета. В полевых условиях эти предметы униформы изготавливали из ткани защитного цвета, а выходная форма одежды предусматривала синие юбку и берет. Эти же приказы в значительной степени унифицировали женскую униформу с мужской. На практике, многие женщины военнослужащие, особенно действовавшие на передовой, носили мужскую униформу. Кроме того, женщины часто сами перешивали для себя многие предметы униформы, используя для этого списанное обмундирование.

Опыт боев в Финляндии показал необходимость иметь в войсках белый камуфляжный комбинезон. Такой комбинезон появился в 1941 году. Имелось несколько типов зимних комбинезонов, как правило, они состояли из штанов и куртки с капюшоном. Кроме того, на оснащении частей Красной Армии находилось множество камуфляжных летних комбинезонов. Такие комбинезоны, как правило, получали разведчики, саперы, горные стрелки и снайперы. Комбинезоны имели мешковатый покрой и изготавливались из материи защитного цвета с черными пятнами округлой формы. Из фотодокументов известно, что красноармейцы также использовали выворачиваемые камуфляжные комбинезоны, которые были с снаружи зеленые, а изнутри белые. Не ясно, насколько широко были распространены такие комбинезоны. Для снайперов был разработан камуфляж особого типа. На комбинезон защитного цвета нашивалось большое количество узких полосок материи, имитировавших траву. Однако такие комбинезоны не получили широкого распространения.

В 1943 году Красная Армия приняла новую униформу, кардинально отличавшуюся от использовавшейся до сих пор. Столь же коренным образом была изменена система знаков различия. Новая униформа и знаки различия в значительной мере повторяли униформу и знаки различия царской армии. Новые правила отменяли разделение униформы на повседневную, выходную и парадную, поскольку в условиях военного времени в выходной и парадной униформе не было необходимости. Детали парадной униформы использовались в обмундировании частей специального назначения, несших караульную службу, а также в офицерской униформе. Кроме того, офицеры сохранили выходную форму одежды.

Приказом №25 от 15 января 1943 года для солдат и офицеров вводилась гимнастерка нового образца. Новая гимнастерка очень походила на ту, что использовалась в царской армии и имела воротник-стойку, застегивающийся на две пуговицы. У солдат на гимнастерке не было карманов, тогда как на офицерской гимнастерке было два нагрудных кармана. Покрой шаровар не изменился. Но главной отличительной чертой новой униформы стали погоны. Предусматривалось два типа погон: полевые и повседневные. Полевые погоны изготавливали из ткани защитного цвета. С трех сторон погоны имели кайму цвета рода войск. На офицерских погонах не было канта, а принадлежность к роду войск можно было определить по цвету просветов. У старших офицеров (от майора до полковника) на погонах было по два просвета, а у младших офицеров (от младшего лейтенанта до капитана) - по одному. У медиков, ветеринаров и нестроевиков просветы были красного цвета с коричневатым оттенком. Кроме того, на погонах возле пуговицы носили маленький золотой или серебряный значок, обозначающийся род войск. Цвет эмблемы зависел от рода войск. Погоны маршалов и генералов были шире офицерских, а погоны военврачей, юристов и т.п. - наоборот, более узкие.

Офицеры носили фуражку с черным кожаным подбородочным ремнем. Цвет околыша у фуражки зависел от рода войск. Тулья у фуражки обычно была защитного цвета, но в войсках НКВД часто использовали фуражки со светло-синей тульей, танкисты носили серые фуражки, а донские казаки - серо-синие. Тот же приказ №25 определял тип зимнего головного убора для офицеров. Генералы и полковники должны были носить папахи (введенные еще в 1940 г.), в то время как остальные офицеры получили обычные ушанки.

Звание сержантов и старшин определялось по числу и ширине лычек на погонах. Обычно лычки были красного цвета, только у медиков и ветеринаров лычки имели коричневатый оттенок. Старшины носили на погонах лычку в форме буквы "Т". У старших сержантов на погонах была одна широкая лычка. Сержанты, младшие сержанты и ефрейторы имели на погонах три, две или одну узкую лычку, соответственно. Окантовка погон была цвета рода войск. Эмблему рода войск по уставу было положено носить на внутренней части погон, но на практике солдаты такие эмблемы носили очень редко.

В марте 1944 года была принята новая униформа для морской пехоты, которая была более удобна для использования на суше. Поскольку советский ВМФ большую часть войны про стоял в портах, многие моряки участвовали в боях на суше. Особенно широко морская пехота применялась при обороне Ленинграда и в Крыму. Однако на протяжении войны морские пехотинцы носили стандартную морскую униформу, дополненную некоторыми предметами сухопутной полевой униформы. Последний приказ, касавшийся униформы, вышел в апреле 1945 года. Этим приказом вводилась парадная форма одежды, впервые солдаты ее надели во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

Отдельно стоило бы разобрать цвета родов войск в РККА. Рода войск и службы обозначались цветом окантовки и знаков различия. Цвет поля петлиц показывал принадлежность к роду войск, кроме того, о принадлежности к определенному роду войск говорил небольшой значок в петлице. Офицеры носили вышитые золотом или эмалированные значки, в то время как солдаты использовали цвет окантовки. У сержантов петлицы имели окантовку цвета рода войск, а от солдат их отличала узкая красная полоса, проходящая через петлицу. Офицеры носили фуражки с окантовкой, в то время как солдаты использовали пилотки. Канты на униформе также были цвета рода войск. Принадлежность к роду войск определялась не одним каким-либо цветом, а комбинацией цветов на разных деталях униформы.

Особое положение в армии занимали комиссары. Комиссары имелись в каждой части от батальона и выше. В 1937 году в каждом подразделении (рота, взвод) была введена должность политрука - младшего политического офицера. Знаки различия у комиссаров в целом были похожи на знаки различия офицеров, но имели свои особенности. Вместо шевронов на рукаве комиссары носили красную звезду. У комиссаров окантовка петлиц была черного цвета, не зависимо от рода войск, в то время как у политруков окантовка петлиц была цветной.

Источники :
1. Липатов П. “Униформа Красной Армии и Вермахта”, Техника Молодежи, 1996;
2. Шунков В. "Красная Армия", АСТ, 2003;
3. Шалито А. Савченков И. Рогинский Н. Цыпленков К. "Униформа Красной Армии 1918-1945", 2001.

Автор: Олег Бегинин

Гимнастёрка образца 1943 года фото

Учащиеся школы № 4 г. Нелидово Тверской обл. в форме рядового состава РККА 1941 г.

В 2015 году мы отмечаем славную дату, посвященную дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. 70 лет, как мы живем без войны и, конечно, за этот срок сохранить настоящую солдатскую форму довольно сложно, а отыскать такие вещи спустя 70 лет почти безнадежное дело. На сегодняшний день солдатская форма времен Великой отечественной войны стала не просто музейным экспонатом или вещью своей эпохи, она стала историческим раритетом, за которым «охотятся» многие продавцы исторических ценностей. Оригинальная форма времен Великой Отечественной войны стоит на сегодняшний день десятки тысяч рублей, а, так называемый, «новодел» стоит в разы дешевле. Но можно попробовать ее сделать самостоятельно.

Фотографии солдатской формы сшитой совместно с учащимися

Учащиеся школы № 4 г. Нелидово Тверской обл. в форме рядового состава РККА 1941 г.

Учащиеся школы № 4 г. Нелидово Тверской обл. в форме рядового состава РККА 1941 г.

Давно хотелось сделать для школы с моими ученицами солдатскую форму времен ВОВ. Долгое время существовало желание реализовать этот проект, и, видимо, такой момент настал. Пришлось просмотреть многочисленные сайты в интернете в поисках необходимого материала и собирать все по крупицам.

Самый первый шаг — это чертежи или крой солдатской гимнастерки и шаровар.

Самый важный документ, который удалось найти в сети интернета http://club.season.ru/ – это «Памятка по пошивке красноармейской хлопчатобумажной гимнастерки» издательства «Гизлегпром» 1943 года издания. Эта брошюра представляет собой подробное описание и технические условия по пошиву гимнастерки образца 1935 года. Памятка содержит описание гимнастерки, технические условия, допуски, технологию изготовления, измерения в готовом виде, инструкции к чертежам, эскизы изделия, технические рисунки и чертежи кроя, а также правила приемки, маркировки и упаковки готового изделия. Могу сказать, что выкройки изумительного качества (даны с припусками на швы), отработаны до высочайшего уровня, что называется выверены до одного миллиметра.

Затруднение у меня вызвало лишь описание пошива, которое дается в минимальном изложении, без графических изображений узлов, деталей и швов, а так же используется специальная терминология того времени, которая на настоящий момент практически вышла из употребления. Мы старались соблюдать, по-возможности, всю технологию пошива, но некоторые моменты пришлось сделать «по-своему». И на то были какие-то объективные причины, о которых подробнее будет рассказано далее. И, конечно, обойтись при пошиве гимнастерки без современных материалов, которых просто не могло быть 70 лет назад, мы не могли.

По техническим условиям для пошива гимнастерки требуется ткань – хлопчатобумажное трико цвета хаки «К» 144 с/ш арт.426 и бязь крашенная однотонная синего или черного цвета. Бязь можно найти в продаже, но такую ткань, как х/б трико (диагональ) найти в продаже, даже в Москве, практически невозможно, т.к. она, вероятно, уже давно снята с производства. Поэтому реконструкторы исторического костюма ищут подходящие современные ткани по фактуре, плотности и цвету похожие на оригинальную ткань. Мы использовали для пошива натуральную ткань чистый лен цвета хаки. Это самая подходящая ткань, которую мы смогли найти, похожую на оригинальную ткань по плотности и цвету. По своим свойствам лен очень похож на хлопок. По памятке были сделаны выкройки гимнастерки и сшито несколько изделий. При изготовлении гимнастерок мы ориентировались не только на данные из памятки, у нас еще была наглядная вещь — оригинальная гимнастерка, взятая в качестве образца в местном Доме Культуры.

На момент создания солдатских гимнастерок у нас отсутствовали несколько страниц из памятки, поэтому не могу сказать, что технология пошива соблюдена в точности с ТУ того времени. И пусть простят меня ценители и реконструкторы исторического костюма, мы старались максимально приблизится к оригиналу насколько это было возможно, но в силу реальных обстоятельств и времени, которое поджимало, мы торопились. О некоторых нестыковках с ТУ оригинальной гимнастерки буду отдельно оговаривать в каждом уроке.

И, так, дорогие друзья, я на своих страницах начинаю вас знакомить с технологией пошива солдатской гимнастерки.

Похожие статьи
  • Урок 3. Обработка карманов в боковых швах брюк галифе
  • Рисунки и эскизы брюк галифе
  • Крой солдатских брюк галифе
  • Урок 6. Обработка откоска и пояса брюк галифе
  • Крой солдатских брюк галифе (продолжение)
  • Урок 8. Соединение половинок брюк галифе по срезу сидения

Гимнастёрка образца 1943 года фото

Содержание: Архивы Свежий номер Метка: гимнастёрка

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук (E-mail: woka345@mail.ru)

Утверждается, что название «гимнастёрка» было внедрено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы П.И. Драчёва1. До этого решения в официальной документации применялся термин «рубаха», а ещё раньше — «гимнастическая рубаха».

На сегодняшний день ни один исследователь не назовёт с определённостью дату, которую можно считать точкой отсчёта существования гимнастёрки как предмета воинского обмундирования. Большинство авторов сходятся во мнении, что гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ. Однако конкретный приказ о её учреждении пока не обнаружен. Видимо, причина в том, что гимнастическая рубаха на деле представляла собой солдатскую нательную рубаху, а она, в свою очередь, видоизменённую крестьянскую исподнюю одежду. Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с фуражкой на голове. В боевых условиях в местах с жарким климатом нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках.

Достоверно известно, что 7 мая 1856 года приказом по военно-учебным заведениям воспитанникам было предписано «летом, в знойное время» носить «белые полотняные матросские рубашки» без погон. Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии. В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают установленные для гимнастических упражнений рубашки».

Гимнастическая рубаха имела простой и функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.

В приказе по военному ведомству № 149 от 26 апреля 1869 года для всех чинов войск Туркестанского военного округа вводились белые гимнастические рубахи в качестве одного из постоянных предметов летней походной формы одежды. На рубахи пристёгивались плечевые мундирные погоны образца 1868 года. Несмотря на то что приказ действовал только в пределах ТуркВО, они постепенно стали распространяться и в других местах2.

Александр III в рамках возрождения «русского» стиля, имевшего весьма отдалённое отношение к реальным российским традициям, переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Не вступая в полемику, отметим, что для «мужицкого» мундира «мужицкая» же гимнастическая рубаха пришлась как нельзя более кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое.

Печальный опыт Русско-японской войны 1904—1905 гг. привёл к военным реформам 1905—1912 гг. в ходе которых армия переоделась в защитное обмундирование. В 1907 году для нижних чинов вводится походная хлопчатобумажная гимнастёрка зеленовато-серого цвета, а в 1912 году появляется походная рубаха русского покроя — косоворотка без карманов, с воротником, застёгивавшимся у левого плеча, справа налево. Ещё через год вводится гимнастёрка с нагрудными накладными карманами с планкой.

Походной одеждой офицера стал однобортный, на 5 пуговицах, защитного цвета китель образца 1907 года. После начала Первой мировой войны приказом по военному ведомству № 598 от 1914 года офицерам, врачам и военным чиновникам было разрешено заменить свои походные кители суконными рубахами образца 1912 года3. Наиболее приметным внешним отличием офицерской рубахи от солдатской того же образца было наличие карманов. Впрочем, в годы войны офицеры носили и обычные солдатские рубахи, а солдаты позволяли себе и неуставные предметы одежды. В целом, что естественно, на фронте носили всякие рубахи.

«Рубаха летняя» входила в перечень первых четырёх образцов единого обмундирования, утверждённого приказом РВСР4 от 8 апреля 1919 года № 628. В дальнейшем появлялись рубаха летняя для всех родов войск (1922 г.), рубаха суконная (1922 г.), суконная рубаха-френч (1924 г.), рубаха зимняя (1929 г.) и т.д. Изменялись покрой, материал, расположение карманов и прочие детали, но, не считая нового парадно-выходного мундира образца 1941 года, гимнастёрка до 1943 года оставалась принадлежностью всех видов формы одежды военнослужащего.

Великую Отечественную войну наши войска встретили в гимнастёрках образца 1935 года.

15 января 1943 года приказом НКО СССР № 25, вводившего новое обмундирование и погоны, в качестве предмета парадной формы одежды гимнастёрка была заменена мундиром, оставшись принадлежностью только повседневной и полевой форм одежды5, разумеется, слегка изменившись: в частности, вместо отложного воротника она получила стоячий, лучше подходивший для ношения погон. В послевоенное время гимнастёрка существенных изменений не претерпела, оставаясь основным предметом повседневной и полевой форм одежды всех категорий военнослужащих. 26 июля 1969 года были введены новые «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Они начинали действовать с 1 января 1970 года, а с 1 января 1972 года ношение прежней формы было запрещено. Ушла в прошлое и гимнастёрка, несмотря на то, что её ещё долго продолжали донашивать.

Около ста лет гимнастёрка верно служила нашим защитникам Отечества. Выдержанная в национальном стиле, она являлась почти идеальной полевой одеждой российского солдата.

1 Кибовский А.В. Степанов А.Б. Цыпленков К.В. Униформа российского военного воздушного флота: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. М. 2007. С. 150.

2 Петров А.А. Белые рубашки // Армии и битвы. 2007. № 7. С. 30—42.

3 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907—1917: Учебное пособие. СПб. 2005. С. 38—45.

4 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). Л. 1960. Репринтное издание, М. 1993. С. 7.

5 Там же. С. 39—42.

Поделиться Презентация книги Андрея Ганина «Повседневная жизнь генштабистов при Ленине и Троцком» English Рубрики Комментарии Поиск Содержание Наши партнеры СЧЕТЧИКИ Метки Военный портал История против лжи Интернет-приложение

Форма СССР, Форма ВОВ: Гимнастерка (цена без ремня) Размеры 42

Гимнастерка (цена без ремня) Размеры 42 - 62

Гимнастерка в советское время была не только элементом одежды военнослужащих, она так полюбилась людям за удобство, практичность в носке и простоту в уходе, что ее зачастую можно было увидеть и на гражданском.

Гимнастерка – это сокращение от «гимнастическая рубашка» - просторная и длинная рубаха из хлопчатобумажной ткани, которую обычно подпоясывали кожаным ремнем. Предмет одежды, воплощающий героический подвиг солдат во времена Великой Отечественной войны. В 60-х годах в СССР была упразднена как форма одежды военнослужащих, но навсегда останется в нашей памяти, благодаря фильмам о том нелегком времени.

Сегодня можно купить гимнастерку СССР для фестивалей исторической реконструкции, парадов в честь дня победы, также возможно приобретение гимнастерок СССР оптом для творческих коллективов, съемок. Гимнастерка СССР образца 1943 года, офицерская с нагрудными карманами(для солдат карманы не были предусмотрены.)

Ремень продается отдельно, в стоимость гимнастерки не включен.

Размеры 42 - 58. Размеры 60 ,62 + 30% к цене. Если Вам нужны размеры, не вошедшие в указанный диапазон, звоните по телефону.

Соседние товары

Гимнастёрка образца 1943 года фото

Краткое описание ресурса:

<p>Тема&nbsp; исследовательской&nbsp; работы:</p> <p><strong>&laquo;Гимнастёрка&raquo;</strong></p> <p>70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается&hellip;</p>

  1. Введение
  2. История появления гимнастёрки
  3. Мой прадед
  4. Моя гимнастёрка
  5. Заключение
  6. Ресурсы
  7. Приложения

В мае 2015 года наша страна праздновала 70-летие победы над фашистской Германией. Этой дате и посвящается данный проект. В нашей стране немало сделано для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, и ничто не забыто» - слова глубокого смысла, обращенные не только в прошлое, но и в будущее. В нашей школе осуществляется преемственность поколений, проходят встречи с ветеранами войны, ведутся «Уроки Мужества» и беседы о героическом подвиге наших дедов и прадедов.

Солдат оставил тишине

Жену и малого ребёнка,

И отличился на войне.

Как известила похоронка.

Зачем напрасные слова

И утешение пустое?

Она вдова, она вдова.

Отдайте женщине земное!

И командиры на войне

Такие письма получали:

"Хоть что-нибудь верните мне. " -

И гимнастёрку ей прислали.

Она вдыхала дым живой,

К угрюмым складкам прижималась,

Она опять была женой.

Как часто это повторялось!

Годами снился этот дым,

Она дышала этим дымом –

И ядовитым и родным,

Уже почти неуловимым.

Хозяйка юная вошла.

Пока старуха вспоминала,

Углы от пыли обмела

И – гимнастёрку постирала… Юрий Кузнецов

Тема моей работы: «Гимнастёрка».

Актуальность: Считаю эту тему актуальной, так как в каждой российской семье есть свои герои войны.

Гипотеза: изучая историю, мы сможем сделать лучше свое будущее.

Проблема: «Без прошлого нет будущего…»

Цель работы: лучше узнать историю Великой Отечественной войны, историю России.

  • приобретение общих представлений о назначении военной формы и ее разнообразии;
  • овладение навыками конструирования в пошиве гимнастёрки;
  • воспитание патриотизма у подростков;
  • воспитание любви к Родному краю.
  • познакомиться с историей одежды воинов нашей страны в 18-20 веках.
  • узнать историю происхождения гимнастёрки. Выполнить выкройку и сшить свою гимнастёрку.
  • изучение исторических материалов;
  • изучение семейного архива;
  • практическая работа с тканью;
  • осмысление.

История появления гимнастёрки

Утверждается, что название «гимнастёрка» было введено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы Павла Ивановича Драчёва. До этого решения в официальной документации применялся термин «рубаха», а ещё раньше — «гимнастическая рубаха».

На сегодняшний день ни один исследователь не назовёт точную дату, которую можно считать точкой отсчёта существования гимнастёрки как предмета воинского обмундирования. Большинство авторов сходятся во мнении, что гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ.

Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с фуражкой на голове. В боевых условиях в местах с жарким климатом нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках. (Приложение 1)

Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии. В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают установленные для гимнастических упражнений рубашки».

Гимнастическая рубаха имела простой и функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.

Александр III в рамках возрождения «русского» стиля, переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Не смотря на это, «мужицкая» гимнастическая рубаха для «мужицкого» мундира пришлась как нельзя кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое.

В 1905—1912 гг. русская армия переоделась в защитное обмундирование. А в 1912 году появляется походная рубаха русского покроя — косоворотка без карманов, с воротником, застёгивавшимся у левого плеча, справа налево. Ещё через год вводится гимнастёрка с нагрудными накладными карманами с планкой. Приметным отличием офицерской рубахи от солдатской было наличие карманов. (Приложение 2)

В дальнейшем появлялись: рубаха летняя для всех родов войск (1922 г.), рубаха суконная (1922 г.), суконная рубаха-френч (1924 г.), рубаха зимняя (1929 г.) и т.д. Изменялись покрой, материал, расположение карманов и прочие детали, но сама гимнастёрка оставалась принадлежностью всех видов формы одежды военнослужащего.

В 1943 году гимнастёрка была заменена мундиром, оставшись принадлежностью только повседневной и полевой форм одежды. Разумеется, слегка изменившись: вместо отложного воротника она получила стоячий, лучше подходивший для ношения погон.

В Советском Союзе отказались от гимнастёрок в пользу хлопчатобумажных и полушерстяных курток в связи с тем, что затруднено оказание медицинской помощи при ранениях, травмах и при радиационных и химических заражениях, так как снять её значительно труднее, чем куртку.

В 1992 году была отменена офицерская парадная форма цвета морской волны. Были отменены цветные погоны, цветные фуражки и петлицы. В зависимости от конкретного предмета одежды эмблемы родов войск размещались в углах воротника или на погонах. Для повседневной и парадной формы одежды был установлен единый – оливковый цвет.

Около ста лет гимнастёрка верно служила нашим защитникам Отечества. Выдержанная в национальном стиле, она являлась почти идеальной полевой одеждой российского солдата.

Мой прадед Сазонов Иван Андреевич

Тема гимнастерки очень близка нашей семье. Два моих прадеда прошли долгие военные вёрсты, вдыхая дым пожарищ и пыль солдатских окопов. Все военные годы гимнастерка была их неотъемлемой частью одеждой, защищая от солнца, холодов и, возможно, даже от пуль.

70-летие победы в Великой Отечественной войне – это и мой праздник тоже. Мой прадед, Сазонов Иван Андреевич, был участником той ужасной войны. Свой воинский путь он начал на Дальнем Востоке, в Хабаровске. В этот город он был призван на срочную службу. (Приложение 3)

Когда началась война, он встал на защиту своей страны. Прошел командирские курсы «Выстрел», после которых прямиком отправился на Волховский фронт на оборону Ленинграда. Мой прадед был капитаном и командовал батальоном пехоты. Он был хорошим командиром и старался всегда беречь своих солдат, не подставляя их понапрасну под пули.

О боях под Ленинградом прадед не любил рассказывать, потому что ему было очень больно вспоминать события военных лет. Когда он смотрел фильмы про войну, то всегда плакал и говорил, что в кино даже малой части нет того ужаса, который царил на фронте, в окопах, во время боёв. В сражении за Синявские высоты прадед получил тяжелое ранение. Его сильно контузило, ранило в плечо и засыпало землей. Спасла прадеда санитарная собака. Она нашла и откапала его в окопе, и только потом его заметили санитары. Пришлось долго лечиться в госпитале, но рука так и не восстановилась. В 1943 году его комиссовали и он вернулся домой.

Мой прадед умер 23 года назад, задолго до моего рождения. Но в нашей семье все эти годы бережно хранят память о нем и его подвигах. За свое мужество и отвагу он был награжден орденом Отечественной войны и орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г».

В настоящее время все его личные вещи, награды, военные фотографии и письма с фронта хранятся в Красноармейском краеведческом музее, куда их передала на хранение моя прабабушка. Думаю, что так будет правильно, и о подвигах Сазонова Ивана Андреевича смогут узнать больше людей самых разных поколений.

В день Победы, 9 мая каждый год мы приносим к Вечному огню и на могилу прадеда красные тюльпаны. Это наша семейная традиция, которую чтут и соблюдают уже больше двух десятков лет мои бабушка, мама и старший брат, и которую я передам своим детям.

Готовившись в прошлом году к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, я собрала информацию о своем прадедушке-герое и разместила её на районной «Стене памяти». Для того, чтобы принять участие в параде, посвященном Великой Победе, мы с мамой решили сшить гимнастёрку.

Любая ткань для гимнастёрки не подойдет. Нужна особая, военная. Вместе с мамой мы поехали в Саратов в специальный магазин, где продается все необходимое для военной одежды. Купили ткань, пуговицы, звездочку для пилотки.

Конечно, не просто сшить гимнастёрку, но мы очень старались.

Самый точный крой солдатской гимнастерки мы нашли в памятке по пошиву красноармейской хлопчатобумажной гимнастерки издательства «ГИЗЛЕГПРОМ» 1943 года.

Это самый лучший документ, который только возможно было найти в сети Интернет. В памятке приведены таблицы для построения чертежей конструкций солдатской гимнастерки на все роста и размеры. Эта брошюра представляет собой полное описание по пошиву гимнастерки образца 1938 года. Памятка содержит описание гимнастерки, технические условия, допуски, технологию изготовления, измерения в готовом виде, инструкции к чертежам, эскизы изделия, технические рисунки и чертежи кроя. (Приложение 5)

Раскроили, сметали, примерили, прострочили. Гимнастёрка готова. Очень хотелось поскорее её надеть. На торжественную линейку, посвященную 70-летию Победы, пошла уже в военной форме. После минуты молчания в числе почетной группы «Вахта памяти» отправилась возлагать цветы к Вечному огню на Площадь Победы.

9 мая 2015 года мне запомнится надолго. Площадь была заполнена людьми всех поколений: ветераны – на почетном месте, школьники – в почетном карауле. Почтить память пришли дети и взрослые, молодые и преклонные старики. Великая и скорбная дата живет в сердце каждой семьи. И, по словам поэта Евгения Аграновича, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".

Поэтому сотни и сотни людей встали в «Бессмертный полк», который прошел по площади после праздничного концерта. У каждого в руках был портрет своего героя, не дожившего, к сожалению, до этой юбилейной даты. Я тоже стояла в строю «Бессмертного полка» с портретом своего прадеда. Гимнастерка придавала мне сил и гордости за своего предка, за тысячи других ветеранов, за всех людей, кто помнит и чтит героическое прошлое своей страны. (Приложение 6)

От гимнастерок и военных пилоток в тот день рябило в глазах. И каждый надел защитного цвета форму по зову своего сердца. Словно говоря этим: «Я помню!», «Я горжусь!»

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную

оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле». Академик Д.С. Лихачев

В результате проделанной работы:

  • Познакомилась с историей гимнастерки на территории России;
  • Приобрела представление о назначении военной одежды;
  • Овладела навыками (с помощью мамы) конструирования гимнастерки;
  • Осмыслила великий подвиг русского народа и его значение для будущего нашей страны;

Проект имеет большую практическую значимость. Анализируя опыт прошлых лет, молодёжь задумается о будущем. Кроме того, мальчишкам и девчонкам нравится выправка военных, красивые мундиры, героические рассказы, ордена, нашивки… Работа адресована школьникам. Продукты проекта можно использовать на уроках истории, технологии, на классных часах и других мероприятиях школы.

  • продолжить работу по изучению военных страниц истории нашей страны;
  • поделиться собранной информацией со школьным краеведческим музеем;
  • оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в проведении уроков истории, классных часов, военно-патриотических мероприятий.

Гимнастёрка защитного цвета

Ты солдатской любовью согрета,

Пропиталась и потом, и кровью,

Пылью, смертью, слезами и болью.

Цветом жизни солдат защитила.

Честь и Славу в боях заслужила.

Ты волшебным была амулетом.

И поклон тебе низкий за это.

Путь прошла от Москвы до Рейхстага.

Стала честью Российского флага.

В день Победы с наградой - одета

гимнастёрка защитного цвета.

  1. Ресурсы Интернет.
  2. Воспоминания моей бабушки Сазоновой Л.В. о дедушке Сазонове И.А..
  3. Фотографии из семейного альбома.