Руководства, Инструкции, Бланки

сочинение егэ по русскому языку образец 2016 план img-1

сочинение егэ по русскому языку образец 2016 план

Рейтинг: 5.0/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План сочинения ЕГЭ по русскому языку - части C

План сочинения ЕГЭ по русскому языку - части C

План сочинения. Подготовка к написанию

1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил …. следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему…

Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. … Что такое …. Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий нельзя брать из задания В8)

3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…

4. Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

4. В качестве доказательства могу сказать следующее. 5. Доказать это можно так. 6.Краткий вывод.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…. Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …. Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте.. (можно найти в задании А28, 29, 30)

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (нельзя цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно. важную проблему - … .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…

Другие статьи

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:
ЕГЭ.Русский язык .Сочинение
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Как сформулировать проблему? Способы формулирования проблемы Сформулировать самостоятельно (своими словами) Процитировать автора В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или сочетанием, - подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже». например: - Автор поднимает проблему …; Автор предлагает нам задуматься над проблемой … Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений. Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Над этой проблемой рассуждает автор текста. Найти авторскую формулировку проблемы, используя цитату из текста, например: «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?» - таким вопросом начинает свой текст.

Слайд 2
Какие проблемы поднимает автор в тексте? (На какие вопросы автор отвечает данным текстом?) (Бережного отношения к памяти о своём прошлом; человеческих взаимоотношений; нравственного выбора; смысла жизни; роли взрослых в формировании личности; ответственности за другого человека и т.д.)

Слайд 3
основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера подростка) Определяем основную проблему

Слайд 4
Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка. автор обращает наше внимание на то. что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с рассказчиком. Мудрость деда связана с осенью из воспоминаний подростка, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А.Попов показывает. как рассказчик пытается объединить эти два мира – прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы о любви, о цене собственной «шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». Автор неспроста подчеркивает, что дед стал для повествователя «отчизной»: самое доброе и нравственное закладывается в отчем доме, память о котором навсегда остается с человеком. (Алина К.)

Слайд 5
Данную проблему автор раскрывает с помощью диалогов внука и деда. Прием противопоставления позволяет увидеть. как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителей двух поколений. Рассуждения героев помогают представить их психологический портрет. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к самому себе, однако ему мешает низкая самооценка. Метафоричность речи деда объясняется тем. что он даёт возможность внуку поразмышлять над сказанным и самостоятельно принять решение, сделать выбор. (Михаил А.)

Слайд 6
Комментируя данную проблему, хочется отметить. что она интересна и взрослым, и подросткам. Автор так выстраивает диалог. что читатель не может не видеть парадокса: обычно счастье и полноту жизни ощущают молодые, а грусть – люди старшего, «осеннего» возраста. Однако А.Попов обращает внимание читателя на то, что именно внук получает от деда уроки нравственности, оптимистического мироощущения. Очевидно, это одна из причин, по которой рассказчик испытывает глубокое уважение к своему близкому человеку и искреннее желание поделиться самым сокровенным в надежде получить ответы на наболевшие вопросы. Автор показывает. как важно деду научить внука простым, но в тоже время сложным умениям по-настоящему любить, правильно оценивать себя и окружающих. Но истинная мудрость деда в том, что он не дает готовых рецептов, и писателю, несомненно, симпатичен этот по-доброму ироничный герой. (Полина К.)

Слайд 7
Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на примере воспоминаний одного из героев рассказа. Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А.Попова в передаче душевного состояния рассказчика: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчеркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст как композиционный прием, автор показал. как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильные пути к любимой, окружающим людям. А.Попов дает читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже начались. (Сергей Г.)

Слайд 8
Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повтором слова «автор», замените его следующими словами: публицист (если текст публицистического стиля); писатель (если текст художественного стиля); местоимением «он»; фамилией автора текста. Обратите внимание!

Слайд 9
Комментарий к проблеме текста (если он следует за сформулированной проблемой) должен завершиться тезисом. в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Слайд 10
Соглашаясь с …. хочется обратиться к произведению …. в котором можно найти аргументы, подтверждающие правоту автора. Вспомним, например…. В справедливости авторской позиции легко убедиться, обратившись к ( роману, повести, рассказу, очерку и т.д.) (указать автора и название произведения). Например,… Не обошла вниманием эту проблему и русская (зарубежная) литература. Вспомним, к примеру… Убедительные аргументы, подтверждающие авторскую позицию, можно найти в художественной (публицистической, научно-популярной) литературе. Обратимся, например, к … В связи с этим мне хочется вспомнить… Конструкции вопросительного характера типа Какие аргументы, подтверждающие авторскую позицию, можно привести? Обратимся к …. Конструкции побудительного характера типа Докажем это, обратившись к примерам из художественной (публицистической, научно-популярной) литературы. "Переходные конструкции" от собственного мнения к аргументации. Аргумент 1

Слайд 11
Обратите внимание! Используйте в качестве средств связи между абзацами вводные слова, местоимения, наречия и т.д. Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом… Кроме того, соглашаясь с автором, хочется вспомнить также… Нельзя не согласиться с автором ещё и потому…. К этой проблеме обращался и… Думаю, что ещё одним убедительным подтверждением авторской позиции может служить…. Бесспорность (справедливость) авторской позиции можно обосновать также ещё одним аргументом:… Не только …, но и … "Переходные конструкции" от собственного мнения к аргументации. Аргумент 2

Слайд 12
Литературный аргумент Привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом являются русская и зарубежная классика. Авторская песня, авторская притча. фольклорные произведения оцениваются одним баллом. Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются лишь в том случае, если выпускник указал конкретный источник информации. В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые клише. - Вспомним героев произведения (романа, повести, рассказа, басни и т.п. (указать автора). – В произведении (романе, повести, рассказе, баснеи т.п. (указать автора) мы тоже наблюдаем за. – Обратимся, например. к произведению (роману, повести, рассказу, басне и т.п. (назвать автора). - Так, в произведении…. и т.д.

Слайд 13
Заключение Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Способы оформления заключения: - обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения. - вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, возвращая читателя к проблеме текста, подчеркивают ее актуальность; - личное отношение к решаемой в тексте проблеме; - концовка, отвечающая на вопрос, поставленный в начале сочинения. - яркий пример, обобщающий рассуждение. В заключении можно использовать следующие клише. – Итак. – Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что. – В заключение хочется заметить, что. – И, в конце концов, следует отметить, что. – Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что

План написания сочинения ЕГЭ

План написания сочинения ЕГЭ

С чего начать? (1 абзац)

Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме. Сослаться на авторитетное мнение. Создать эмоциональный настрой.

Оформляем постановку проблемы (1 абзац) Поставить проблемный вопрос:

Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…

Автор рассуждает над (какой?) проблемой…

В данном тексте поднимается (какая?) проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…

*** Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.

Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…

Оформляем комментарий (2 абзац)

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор убеждает читателя в том, что…

Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…

Автор посвящает свою статью…

Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…

*** В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Оформляем позицию автора (3 абзац)

Позиция автора такова:

Позиция автора вполне конкретна:

Я вижу авторскую позицию в следующем:

Выражаем соглашение с автором (4 абзац)

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью согласен с автором.

Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац) + жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)

Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…

В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

Мы часто можем встретить людей, которые…

Последний абзац. Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)

Я искренне благодарен (рна) автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку?

Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку?

Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.

Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
  1. Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора по проблеме.
  4. Ваша позиция по затронутой проблеме.

5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).

7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.

Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).

Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?

Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его ("Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина.Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?

Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.

Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.

Сначала — проблемный вопрос. Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?

Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).

Затем — позиция автора. Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать .

Ваша позиция, аргументы

Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.

Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два. 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.

Аргумент должен иметь следующую структуру. повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат. который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).

В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).

Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

Вывод

Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, подобно Льву Толстому, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему .

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Шаблоны: автором проблема может быть:

  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована
  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему .

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны: Проблема может быть:

  • социальная
  • общественно-политическая
  • идеологическая
  • морально-этическая
  • философская
  • психологическая
  • нравственная
  • эстетическая

План сочинения ЕГЭ по русскому языку (С1)

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Данная страница пригодится тем, кому еще предстоит сдавать Единый Государственный экзамен по многим предметам, в частности, и по русскому языку. Далее будут изложены несколько удобных и понятных планов, которые могут помочь абитуриентам хорошо написать сочинение по русскому языку .

Как известно, любое произведение – будь то сочинение, рассказ или статья, содержит три основных части. Первая часть – это вступление, в котором затрагивается тема или проблема сочинения, и поднимаются основные вопросы. Вторая часть – основная – состоит из нескольких абзацев и показывает позицию автора по вопросу, задаваемому во вступлении. И, наконец, третья часть – это заключение – подведение итогов и приход к определенному выводу.

Чаще всего абитуриентами на ЕГЭ используется три основных плана сочинения, о которых будет рассказано ниже.

Этот пункт занимает первый абзац. В нем содержатся общие сведения о проблеме, затрагиваемой в сочинении. Можно привести цитаты из авторитетных источников. Также введение задает общий эмоциональный фон всему сочинению.

2. Постановка проблемы.

Здесь задается вопрос, уточняется, к какой части жизни общества относится проблема, уточняется, к чему побуждает проблема, поднимаемая автором.

Проблема может быть социальной, злободневной, политической, морально-этической, идеологической, философской и так далее.

В данном пункте можно прибегнуть к следующим фразам:

- Автор в своем произведении поднимает проблемы.

- Текст заставляет читателей задуматься над.

3. Комментарий к проблеме и оформление позиции автора по данному вопросу.

В данном пункте даются ответы на такие вопросы:

- Актуальна ли проблема, и почему?

- Как к проблеме относится автор произведения?

- Существуют ли альтернативные точки зрения, и если да, то какие?

- На что обращает внимание читателей автор в своем произведении?

- На каких примерах автором раскрывается основная проблема произведения?

Ответ на каждый из этих вопросов стоит подкреплять цитатами и выдержками из текстов произведения.

4. Личное мнение.

Чаще всего рекомендуется выражать свое согласие с мнением автора.

Было бы неплохо привести несколько примеров из других литературных источников или личной жизни. Для этого стоит воспользоваться фразами: «Мне вспоминается герой произведения. » и «В моей жизни происходили подобные ситуации».

Если ни литературный, ни личный пример не вспоминаются, можно воспользоваться абстрактной фразой «Мы часто можем увидеть людей, которые. », затрагивающей общие социальные аспекты жизни.

5. Последний пункт любого сочинения – это заключение, или резюмирование.

В этом пункте в общей форме повторяется основная идея сочинения и рассматриваемого текста. Было бы неплохо использовать фразу «Я выражаю благодарность автору произведения за то, что он заставляет меня и многих других читателей вновь обращаться к этой проблеме».

1. Вступление. Приглашение читателя сочинения (в нашем случае, члена комиссии) к разговору, представление автора рассматриваемого произведения и определение основных проблем текста. Объем такого вступления – несколько предложений, обычно 3 или 4.

2. Проблемы текста. Здесь достаточно указать одно или две, так как максимальный бал за эту часть всего один. Важно не перепутать понятия темы и проблемы произведения.

3. Комментарии к проблемам, затронутым в тексте. Чаще всего выпускники пользуются хитрой уловкой – просто пересказывают текст в кратком виде своими словами, избегая частого цитирования и пересказа деталей.

4. Позиция автора. Здесь все просто – несколькими предложениями вы указываете, как относится автор произведения к поставленной проблеме и предлагает ли он какие-то выходы из сложившейся ситуации.

5. Личное мнение. Вот здесь, в отличии от предыдущего пункта, недостаточно пары предложений. Помимо фразы «Я согласен со мнением автора» или «Я не согласен с позицией автора», стоит привести еще и аргументы. В качестве аргументов подойдут факты из личной или общественно-политической жизни, научные факты или отсылки к другим источникам. Аргументы стоит подбирать тщательно, чтобы они максимально подходили к главному тезису и вашей позиции.

6. Заключение. Его не стоит писать слишком длинным – достаточно пары емких предложений. Не стоит забывать, что ваше сочинение должно быть «замкнутым» - то есть заключение снова приводит к тем тезисам, которые упоминались и использовались во вступлении. Также неплохо будет указать, какие влияние оказал рассматриваемый текст на мировую литературу и жизнь в целом.

Хочется верить, что данные советы помогут вам написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку на высокие баллы. Удачи, дорогие абитуриенты!

Сочинение ЕГЭ – план работы

Составив четкий план сочинения на ЕГЭ можно структурировать работу, чтобы ничего не упустить и не потерять баллы
  • Комментарий к проблеме, обозначение;
  • Прояснение авторской позиции;
  • Комментарий особенностей текста;
  • Прояснение своей позиции;
  • Вывод.
Небольшое вступление

Обозначаем проблему, поставленную автором. Постановка проблемы исходного текста в виде вопроса. Например: Как книга влияет на душу человека? Какова роль книги в детстве? Как природа влияет на человека? Что определяет взаимоотношения человека и природы? Каким должен быть настоящий учитель, ученый? Что такое настоящая мужественность? Если не выходит в виде вопроса, то обозначаем проблему в повествовательном предложении. В данном тексте затронута. проблема сохранения чистоты и богатства русского языка. проблема взаимоотношений отцов и детей. проблема поведения человека на войне. проблема детской жестокости и т.д.

Комментарий к проблеме

Отметим здесь цель автора — привлечь внимание общества, молодежи к данной проблеме, заставить читателя поразмышлять над понятием. Упомянуть фамилию автора. Актуальность данной проблемы для нашей современности, привести примеры.

Четкое прояснение авторской позиции

Какова позиция автора по данным проблемам? Какие факты, примеры он приводит? На что обращает особое внимание? Что вызывает у автора особую тревогу, опасения? С чем он не согласен? Как должны быть разрешены данные проблемы (по мнению автора)? Какие выводы он делает? Употребляем выражения: «автор убежден», «автор считает», называем фамилию автора, приводим цитаты из текста.

Комментарий художественных особенностей текста

Определяем стиль текста (публицистический обычно), присутствует ли описание, рассуждение, повествование? Особую яркость, эмоциональность, точность, выразительность речи придают художественные средства, используемые автором: метафоры, сравнения, эпитеты, ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, многосоюзие, фразеологизмы, цитаты, парцелляция, градация. Приводим примеры средств художественной выразительности.

Прояснение своей позиции

Вы согласны с автором. Доказательство своей позиции. Аргументы. Приведите 2 примера из произведений литературы. Либо один литературный пример, второй — из нашей культуры, истории. В крайнем случае — второй пример может быть из собственного жизненного опыта.

Вывод

Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной проблемы текста являются. абсолютные нравственные ценности. культурные и исторические традиции России. философское восприятие мира и места в нем человека. традиционное понимание роли русского языка в развитии страны и общества. анализ и осмысление ситуаций собственной жизни с моральной позиции и т.д. (в зависимости от тематики вашего текста). В финале приводим отрывок из стихотворения по данной теме или афоризм. Невольно вспоминаются следующие строки.

Схема написания сочинения для ЕГЭ по русскому языку

Сайт ege-ruslit Предлагаю вам проверенную на практике схему сочинения.

1 абзац. Выявление своей позиции. Этот абзац может состоять всего из одного предложения. «В тексте N поднимается очень актуальная сегодня проблема отношения детей к родителям/поведения в обществе/бескорыстной дружбы». Этого будет достаточно. Самое главное в этом абзаце правильно выявить проблему. Постарайтесь конкретизировать ее, чтобы впоследствии вам было проще ее описывать. Не проблема любви, а проблема безответной любви, не проблема экологии, а проблема бережного отношения к природе.

2 абзац. Комментирование проблемы. Никакой смысловой нагрузки этот абзац не несет. Вы просто рассуждаете о вашей проблеме. Штампованные фразы вроде «это проблема волновала людей во все времена» только приветствуются.

3 абзац. Позиция автора. Чаще всего в тексте легко можно найти позицию автора. Если же это не ваш случай, то вы просто говорите о том, что позиция автора выражена не ярко, однако ее можно почувствовать благодаря жалостливым эпитетам, которые употребляет автор по отношению к главному герою, или ироничным замечаниям, отпускаемым в сторону главного злодея.

4 абзац. Ваша позиция. Самый простой и продуктивный вариант — согласиться с позицией автора и еще немного порассуждать на эту тему.

5 и 6 абзац. Вы говорите о том, что ваша проблема находит отражение и в литературе. И приводите 2 примера в РАЗНЫХ абзацах. Это очень важно, потому что за правильное разделение текста на абзацы эксперты также начисляют баллы. Если у вас не получается придумать 2 литературных примера, то вы можете привести один пример из жизни и один пример из литературы без потери баллов.

7 абзац. Заключение. Последний рывок. От вас требуется несколько предложений, резюмирующих все написанное выше. Просто еще раз скажите о злободневности и важности проблемы.

Реальное сочинение, написанное по этой схеме, можно увидеть здесь .