Категория: Бланки/Образцы
Участникам Ярославского образовательного форума
Более 20 лет организация КультурКонтакт Австрия, работает с партнерами в Российской Федерации как на региональном, так и на федеральном уровне. Такое длительное сотрудничество реализуется в рамках двустороннего взаимодействия в сфере образования, которое обе страны рассматривают как ценный вклад в развитие взаимопонимания и перспективного сотрудничества. В исторической перспективе наряду с профессиональным образованием, инновационным развитием школы и межкультурным обучением в центре внимания стоят также более глобальные задачи по совместному решению проблем в системе школьного образования в контексте многогранности окружающей среды, быстро меняющейся экономической и социальной обстановки.
Действительно, вопрос устойчивой инновации является ключевым для современного конкурентного общества не только в сфере науки и технологий, но и в рамках концепции обучения на протяжении жизни, не зависимо от того, является ли это обучение индивидуальным, реализуется ли в рамках школьной системы, либо в сфере непрерывного профессионального образования, требования к которому диктует рынок труда. «Умное» развитие – это не просто модная фраза, это – координированный подход, который пытается отвечать на вызовы будущего, и в котором образование должно играть важную, если не лидирующую, роль.
В данной связи КультурКонтакт Австрия хотел бы выразить благодарность Министерству образования и науки Российской Федерации и Департаменту образования Ярославской области за приглашение принять участие в международной конференции «Модернизация образования как условие устойчивого развития», которая будет проходить в Ярославле 20-21 апреля 2012 года.
Целью конференции является обсуждение стратегий развития образования и методов их реализации как в Российской Федерации, так и в Европейском Союзе. Высококвалифицированные эксперты из России, Австрии, Финляндии, Германии, Казахстана, Латвии, Норвегии и Польши обменяются мнениями о стратегиях развития и реформах в сфере образования в странах, которые они представляют, и, тем самым, обозначат различные перспективы и решения, которые системы образования могут предложить будущим поколениям.
КультурКонтакт Австрия благодарит российских организаторов за особый акцент на участие в работе конференции молодых людей, которые смогут представить свое видение системы образования в будущем. Участие молодежи является существенным вкладом в развитие текущих и будущих стратегий в сфере образования.
Мы хотим поблагодарить всех участников конференции за их ценный вклад в развитие образования и выразить надежду, что данное сотрудничество продолжится в будущем.
Заведующий кафедрой мировойУчастникам XV Российской научной конференции школьников «Открытие»
и Ярославского образовательного форума
Вот уже в пятнадцатый раз собираются в Ярославле юные исследователи со всей России, чтобы поделиться результатами своих экспериментов и научных изысканий, собираются те, кому узки рамки школьной программы, кто стремится сам выявить еще не решенную научную проблему и найти пути ее решения. Именно такие «умники и умницы» демонстрируют взрослым новые возможности современных подростков, открывают горизонты развития современного образования.
И неслучайно в 2012 году научная конференция школьников проходит в рамках образовательного форума, на который съехались ученые и педагоги со всей России и из зарубежных стран для того чтобы обсудить современную стратегию развития образования.
Новые условия развития европейских стран заставляют искать новые пути устойчивого развития, и именно образование является основой такого развития.
И замечательно то, что в Ярославском образовательном форуме принимают участие не только взрослые, от которых зависит образовательная политика, но и сами школьники, выступающие как равноправные участники модернизации образования.
От всей души желаю и взрослым, и ребятам плодотворной работы на форуме и конференции, успехов в учебе, новых открытий, новых идей, которые превратят нашу российскую школу в настоящую школу будущего.
Заведующий кафедрой мировой литературы и культуры
Факультета международной журналистики
Московского государственного института
международных отношений МИД РФ,
руководитель телевизионного проекта
«Умники и умницы»
Уважаемые участники и гости Десятой Российской научной конференции школьников "Открытие". Уважаемые коллеги.
Мне приятно обратиться к вам со словами приветствия и восхищения. Несмотря на огромные проблемы, стоящие сегодня перед педагогическим сообществом, перед местными властями и руководителями субъектов Федерации, наша с вами - и, прежде всего, ваша - работа не прерывается. В тяжелейшие годы закладываются традиции исследований, о которых знают сегодня немногие, но которые завтра будут знать и учёные, и педагоги-практики, и общественные деятели.
Мне приятно сознавать, что в Великом русском городе, при участии интеллектуальной элиты страны и представителей зарубежной науки и педагогики закладывается фундамент научных исследований и даётся путевка в жизнь нашему с вами будущему - нашим детям.
Хорошее название у конференции - "Открытие". "Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает" - когда Альберт Эйнштейн произносил эти известные слова, он явно имел ввиду себя.
Гениями становятся и троечники и отличники, открытия совершают с ранних лет дети, выросшие в самых разных условиях. Но уповать на то, что талант сам проявит себя, мы не имеем права. Важна именно систематическая работа в этом направлении и ваше ежегодная конференция - важнейшее свидетельство того, что прежняя чуткость к одарённости, самоотверженность и высокий профессионализм остаются на высоком уровне.
Но помимо оценки качества, репрезентации научных и педагогических достижений, программа вашей конференции - уже традиционно - включает важнейший аспект, связанный с социализацией выпускников школ, с "социальным лифтом" для старшеклассников.
"Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни" - говорил Сенека. Позицию великого стоика мы принимаем во внимание, но каждым своим шагом полемизируем с ней. Именно внушение ценности знания, образования как такового, придание уверенности нашим выпускникам в том, что им по плечу тесты и экзамены самых элитных учебных заведений мира - вот визитная карточка исследований ярославской школы.
Молодой человек должен не потерять свой дар, не разочароваться в силе знания и своих талантах в этих "переходах" с одного уровня образования на другой, при смене образовательного учреждения или специализации. На это, я знаю, направлены исследования психологов, и эти же проблемы встают сегодня перед управленцами.
Очень хороший показатель стали сегодня анализировать - - индекс мобильности. В Мониторинге "Экономика образования", подготовленном Министерством Образования и науки, есть оценки "социального лифта" и движения "вверх" в рамках профессий. Но отсутствуют данные о так называемой "географической мобильности", нет оценки движения знаний и специалистов внутри страны - из города в город, из района - в район. Это важный показатель для оценки готовности молодого человека именно к жизни, к смене города, привычных условий. Понимая этот фактор, мы можем с большей уверенностью полемизировать с великим стоиком Сенекой, с его разделением на "учиться жизни" и "учиться для школы".
Тем более важны межрегиональные и всероссийские конференции, Олимпиады и конкурсы. На таких мероприятиях школьники чувствуют уверенность в своих силах, и, несмотря на региональную специфику, начинают адаптироваться к жизни, добиваться успехов и признания своих талантов.
Многие научились сегодня не только выживать, но и планировать свое будущее в масштабах планеты именно как представители русской традиции, российской культуры. Многие приняли вызовы современности и достойно ответили на них: передаваем ли этот опыт будущему поколению? Мой ответ сегодня - да. Мы делаем, что можем. У нас получается.
Молодое поколение призвано продолжать лучшие отечественные достижения и поднимать престиж нашей Родины. Педагогическая задача сегодня - подготовить новое поколение к управлению делами страны. Нам важно развить у старшеклассников способность самостоятельно мыслить, принимать решения и быть ответственными за результаты собственных действий. Важно, чтобы рядом был опытный наставник и педагог, способный оказать поддержку в формировании и самостоятельной деятельности учащихся, в реализации таланта или дара.
Для молодого человека, целеустремленного, одарённого, должны быть открыты все двери - потому все мои коллеги понимают конференцию "Открытие" именно в таком смысле: не только как научное открытие, но как путёвка в жизнь.
Хочу выразить уверенность в том, что ваша юбилейная конференция продолжит анализ тенденций развития современной гуманитарной науки, мобилизует и активизирует научную мысль на поиск решения актуальных проблем российского общества.
Искренне желаю вам успешной работы на конференции и в повседневном научном труде!
Персоны (1)8 декабря 2010 г. на юридическом факультете МГУ состоялась профсоюзная отчетно-выборная конференция. Приветствие ее участникам прислал декан факультета, доктор юридических наук, профессор А. К. Голиченков .
участникам профсоюзной отчетно-выборной конференции
Работа нашего профессионального союза, Ваша работа, очень важна для поддержания традиций и развития Юридического факультета. Сотрудничество администрации факультета и профсоюза позволяет взглянуть на планируемые решения с разных сторон, принимать их с учетом интересов всех членов нашего коллектива, объективно решать возникающие проблемы, способствует раскрытию способностей сотрудников и студентов не только в преподавании, науке, учебе, но и в общественной жизни.
Работа нынешнего профкома факультета вполне соответствует смыслу работы профсоюза, помогает администрации Юридического факультета в решении программных задач Университета и факультета: мы совместно решаем вопросы, касающиеся трудовых и социальных прав сотрудников и студентов.
К сожалению, я не смог присутствовать на сегодняшней конференции. Надеюсь, что это не лишает меня как члена профсоюза возможности оценить работу профсоюзного комитета как удовлетворительную, а кандидатуру О. Л. Васильева — как наилучшую на пост председателя профкома факультета.
Желаю удачи в работе конференции!
С уважением, А. К. Голиченков
8 декабря 2010 г.
Уважаемые участники и гости конференции!
С огромным удовольствием передаю вам слова приветствия и поздравлений от главы Администрации Новосибирской области — Виктора Александровича Толоконского.
Сегодняшняя конференция — юбилейная, она посвящена 100-летию Юрия Николаевича Рериха. Юрий Николаевич — сын всемирно известного художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха — вошёл в мировую историю как выдающийся учёный-востоковед нашего времени. Его имя широко известно во многих странах мира: талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог — он был богато одарённым человеком, владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию, философию. Юрий Николаевич Рерих внёс значительный вклад в культурную жизнь и историю города Новосибирска, благодаря ему в нашей областной Картинной галерее в постоянно действующей экспозиции находится уникальное собрание — 60 полотен его великого отца Николая Константиновича Рериха.
И сегодня мне бы хотелось сказать ещё несколько слов об одном человеке — поэте, исследователе творчества семьи Рерихов, главном редакторе ежемесячного журнала «На Восходе» — Наталии Дмитриевне Спириной. Наталия Дмитриевна является ведущим деятелем рериховского движения в России и за рубежом, основателем Сибирского Рериховского Общества и Музея Н.К.Рериха в Новосибирске, благодаря её усилиям состоялись как предыдущие мероприятия Общества, так и сегодняшняя юбилейная конференция. С огромным удовольствием я хочу вручить Наталии Дмитриевне высшую награду Управления культуры Новосибирской области — Почётную грамоту.
В.Е.Державец, и.о. начальника Управления культуры Новосибирской области
Уважаемые участники конференции!
Я рад приветствовать всех собравшихся на этом форуме, посвящённом 100-летию со дня рождения нашего замечательного соотечественника, выдающегося учёного-востоковеда, лингвиста и путешественника Юрия Николаевича Рериха.
Как известно, имя Ю.Н.Рериха связано с нашим городом несколькими важными событиями. Во-первых, это пребывание семьи Рерихов, в том числе и Юрия Николаевича, в Новосибирске в августе 1926 г. во время Центрально-Азиатской экспедиции. Во-вторых, Юрий Николаевич передал в 1959 г. нашему городу бесценный дар — 60 полотен своего отца Николая Константиновича Рериха, всемирно известного великого художника и мыслителя.
Энциклопедически образованный человек, принадлежащий к разряду тибетологов мирового класса, владеющий более 30 языками и диалектами, Юрий Николаевич Рерих остался для нас образцом учёного будущего, истинным патриотом. Его научные труды представляют собой кладезь знания истории, философии, археологии.
Ещё в 1958 г. Юрий Николаевич делился со своими единомышленниками идеей создания в Новосибирске Мемориального Музея, посвящённого Николаю Константиновичу Рериху. Надеюсь, что в ближайшее время силами Сибирского Рериховского Общества и с помощью общественности распахнёт свои двери для жителей и гостей Новосибирска Музей Н.К.Рериха.
Всем участникам конференции желаю успехов в работе и дальнейших творческих достижений!
Мэр г. Новосибирска В.Ф.Городецкий
Дорогие далёкие, но такие близкие друзья!
Шлю мой самый сердечный привет вам и всем участникам конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, великого сына великих родителей.
Не случайно и старшие Рерихи, и Юрий Николаевич так особенно любили и ценили именно Сибирь, и с Сибирью и Алтаем были связаны их самые глубокие и смелые планы и надежды. Не случайно Юрий Николаевич так надеялся, что будут два Музея Рериха в России — в Санкт-Петербурге, родном городе семьи, и в Новосибирске — сердце будущей, новой земли. В своих воспоминаниях близкий друг и сотрудник Рерихов Рихард Рудзитис пишет 15 декабря 1958 года, цитируя Ю.Н.Рериха: «Постоянную экспозицию Рериха решено делать в Ленинграде при Русском Музее. Второй Музей будет в Сибири, в Барнауле или в Новосибирске. » 16 марта 1959 года в письме к Рудзитису Юрий Николаевич пишет: «Последнее решение министерства: автономная выставка при Русском Музее и Музей в Новосибирске».
Сейчас, спустя более чем 40 лет, Сибирское Рериховское Общество делает то, что не смогло сделать правительство страны: в Новосибирске почти готов новый Музей — Музей Рерихов. Лучшего подарка Юрию Николаевичу и его семье быть не может. И создаётся этот Музей не на государственные средства и не на крупные вложения частного капитала спонсоров, а на средства и за счёт сил, времени и труда простых людей, рядовых членов Рериховского Общества, которым дороги их идеи. Скромно, без рекламы и фанфар, Музей создаётся чистыми руками, чистыми сердцами, чистыми мыслями. Глубокий поклон за это сибирякам.
Юрию Николаевичу не случайно был так близок сибирский характер, с его независимостью, свободой и чувством правды и справедливости. Сам он был человеком мощного интеллекта, необыкновенной душевной и духовной тонкости и культуры, и, как истинно великая душа, он был очень скромным. Всю жизнь он прожил рядом с родителями — во всех их путешествиях, экспедициях, во всех их начинаниях и трудах по воплощению намеченных планов, во всех их триумфах и неудачах Юрий был всегда с ними — самый верный и надёжный помощник и охранитель, самый близкий и посвящённый, всегда рядом — и всегда в тени.
В общей работе семьи Рерихов, в их общих планах Сибирь и Алтай всегда занимали особо важное место. И это понятно — сам дух Сибири делает её особым местом на нашей планете. В Сибирь всегда, во все времена существования Российской Империи люди бежали в поисках свободы и независимости. Сибирские сильные, независимые характеры, обладающие ясным, открытым и объективным мышлением и потребностью знать правду, умением распознать сущность человеческую и ценить человека по этой его сути и по его делам, а не словам, — эти характеры формируются особенностями и традициями самой Сибири, и они же, в свою очередь, сохраняют и продолжают эти традиции. И так было — от беглых староверов, каторжан, декабристов, политических ссыльных и беглых — до Сибирской Академии Наук, которая была самым свободным и свободомыслящим из всех отделений Советской Академии Наук. В Академгородке находили возможность творить самые нетрадиционные и интересные умы и таланты советской науки. В Сибири всегда находилось место для духовных поисков — и не только теоретических. Поэтому так естественно и закономерно, что Сибирское Рериховское Общество, одно из самых старых и сильных, так близко к Рериховским принципам, принципам Живой Этики, и так близко характерам Рерихов, и может быть особенно — характеру Юрия Николаевича. Сибирское Общество за многие годы показало, что огромная группа людей разных поколений, разных профессий, с самым разнообразным жизненным опытом, живущих в разных городах, — такая группа, если она объединена общими духовно-этическими принципами, может существовать на продолжении многих лет, развиваться в гармонии и творить нужную, прекрасную, важную и очень трудную работу, в самых тяжёлых условиях, не теряя своего единства. Такая группа может жить в постоянном духовном поиске и развитии, не превращаясь в секту или культ; может следовать принципам принятого ими Учения с открытым умом, не превращая эти принципы в догму; может уважать и любить своих учителей и руководителей, не создавая им при этом слепой культ. И сами ведущие это общество ни разу за время его существования не заявляли своего исключительного права на знания, на истины, не претендовали на избранность.
Надо сказать, что Сибирскому Рериховскому Обществу повезло с руководителями. И Борис Николаевич Абрамов, и Наталия Дмитриевна Спирина выросли на истинно рериховских принципах, принятых ими от самих Рерихов, и для них всегда на первом месте было Служение, и на своём собственном духовном пути они искали Учение в себе, а не себя в Учении. Только так, собственным примером, можно учить других. Огромна заслуга Б.Н.Абрамова и Н.Д.Спириной в создании такого живого и прекрасного Рериховского Общества на земле Сибирской! Поэтому так понятно и так радостно, что именно великая Сибирь и её необыкновенные люди приняли Рерихов и их идеи в своё сердце и что нашлось в их сердцах особое место для Юрия Николаевича и особое понимание его.
Уверена, что изучение личности и наследия Юрия Николаевича Рериха высветит для всех нас ещё одного, до сих пор недостаточно известного, великого человека, и добавит много света и знания к общей прекрасной картине, имя которой «Семья Рерихов».
Успеха вам, друзья! Мысленно с вами,
Аида Тульская, Нью-Йорк, США
Накануне конференции Сибирского Рериховского Общества я шлю Вам приветствия и наилучшие пожелания успеха.
Мы с Вами объединены в духе, в полном сотрудничестве и поддержке. Сколько творческой, положительной энергии было бы создано, если бы все Рериховские Общества и группы могли бы найти способ уважать и поддерживать друг друга, даже при несогласии по некоторым деталям их работы!
Этот год, который отмечен 100-летним юбилеем Юрия Николаевича Рериха, очень важен для нас, а также для меня лично.
Меня здесь учили считать Юрия Николаевича Рериха духовно близким по величине его родителям. Просто по своей скромности он держался в тени. Но он был с родителями всегда, даже в их наиболее сокровенные и священные моменты. Он знал всё, что знали они, и работал с ними постоянно. В картине «Сожжение тьмы» Николай Рерих поместил себя, Елену Ивановну и Юрия — непосредственно за Учителями.
Жду материалы вашей конференции.
Всегда с наилучшими пожеланиями,
Даниил Энтин, директор Музея Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Я очень счастлив выразить свою любовь и приветствия вашей конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха.
Благоприятная карма соединила его с этой великой семьёй. Они были светом миру. Их широта, знания и универсальность были удивительны.
Мои самые лучшие пожелания всем, особенно Наталии Дмитриевне Спириной, которая сохранила полученный ею живой огонь духа.
Майкл Брин, Австралия
Уважаемые члены Оргкомитета!
Благодарю за приглашение принять участие в общественно-научной конференции «Ю.Н.Рерих — учёный и человек», посвящённой 100-летию со дня рождения выдающегося русского учёного-востоковеда — Юрия Николаевича Рериха.
Человек высокой нравственности и духовности, многогранного таланта и удивительных качеств, Ю.Н.Рерих унаследовал от великих родителей любовь к Востоку и посвятил свою жизнь его изучению. Юрий Николаевич был одним из руководителей Центрально-Азиатской экспедиции, стоял у истоков создания и возглавлял Институт Гималайских исследований «Урусвати» в Наггаре; его перу принадлежит множество научных трудов, книг, словарей. Неоценим его вклад в российское и мировое востоковедение.
По случаю 100-летия со дня рождения Ю.Н.Рериха в Индии готовится проведение целого ряда мероприятий. В связи с юбилеем в г. Шимле (штат Химачал-Прадеш) в торжественной обстановке официально откроется веб-сайт Международного Мемориального Треста Рерихов, на котором будут помещены материалы о жизни и деятельности семьи Рерихов, фотографии, репродукции картин и много другой интересной информации. В Музее Рерихов в Наггаре, а также в Нью-Дели будет демонстрироваться документальный фильм о Ю.Н.Рерихе, будут организованы выставки фотографий, множество других мероприятий, посвящённых жизни и творчеству Юрия Николаевича.
Как мне известно, во всех рериховских организациях, в различных частях России отмечается эта памятная дата. Мне было очень приятно узнать, что и в Новосибирске по случаю юбилея пройдёт общественно-научная конференция, организованная Сибирским Рериховским Обществом. В связи с этим хотел бы передать поздравления и наилучшие пожелания организаторам и всем участникам конференции.
К сожалению, по независящим от меня причинам я не смогу лично принять участие в работе конференции, но буду весьма признателен за материалы конференции, направленные в адрес Посольства.
Желаю всяческих успехов в работе новосибирской конференции.
С уважением, А.М.Кадакин, Нью-Дели, Индия
Примите самые сердечные поздравления от монгольских друзей по случаю 100-летия со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Ю.Н.Рерих, как выдающийся востоковед, внёс огромный вклад в укрепление дружбы между нашими народами, в развитие монголоведения и тибетологии. Мы желаем вам творческих успехов, здоровья, радости, новых достижений.
С уважением, академик Ш.Бира, Уланбатор, Монголия
С искренним уважением приветствую Сибирское Рериховское Общество, его работников и энтузиастов, создавших общество!
От всего сердца поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем — 100-летием со дня рождения известного российского востоковеда Ю.Н.Рериха, сына великого русского живописца, театрального художника, археолога и писателя Н.К.Рериха.
Широко известны монгольской общественности имена членов семьи Рерихов и их богатое творчество. С удовлетворением отмечаю, что в фонде Союза Монгольских художников до сих пор бережно хранится и экспонируется в Уланбаторском музее изобразительных искусств картина Рериха-старшего «Красный богатырь».
Думаю, что Сибирское Рериховское Общество делает очень многое для сохранения, защиты и распространения богатого культурного наследия семьи Рерихов.
Желаю всем Вам успехов и удач в Вашем благородном деле! С искренним приветом и наилучшими пожеланиями,
Министр обороны Монголии, Президент Союза Монгольских Обществ дружбы, Герой Монголии и Советского Союза, лётчик-космонавт Монголии Ж.Гуррагча.
В эти Памятные дни Общество Николая Рериха Литвы посылает вам самые сердечные поздравления!
Мы приветствуем и всем сердцем поддерживаем конференцию, посвящённую одному из Посланников Света — Великому учёному — Юрию Николаевичу Рериху! Наследие всей семьи Рерихов — величайшее духовно-культурное богатство и России, и всего человечества. Мы все обязаны Жизни, подарившей нашей планете Великую Семью Рерихов — Истинных Светочей Мира!
Успехов Вам, дорогие друзья, и всего самого светлого!
Председатель Ирэна Залецкене, Литва
Поздравляем со 100-летним юбилеем Юрия Николаевича Рериха!
Шлём свою любовь и преданность, душой и сердцем с вами. Приветствуем всех участников конференции!
Сотрудники Нижнекамского Рериховского Общества
Дорогие друзья, примите наши искренние и сердечные поздравления с праздником Великого Воина Света, открытием конференции, посвящённой 100-летию Светлого Витязя науки — Юрия Николаевича Рериха, отдавшего все свои жизненные силы для пробуждения подлинной духовной культуры в России.
Низкий поклон и благодарность нашей дорогой Наталии Дмитриевне Спириной и всему Сибирскому Рериховскому Обществу за ещё один праздник Сил Света. Пусть будут БЛАГОСЛОВЕННЫ ТРУЖЕНИКИ СВЕТА!
Шлём вам всем свою любовь, благодарность и желаем успехов в работе конференции.
Степногорское Рериховское Общество
Мы очень рады приветствовать всех на этом юбилейном форуме. Хотим выразить признательность и благодарность Сибирскому Рериховскому Обществу и его основательнице Наталии Дмитриевне Спириной, которая объединила нас и принесла нам радость и счастье встречи с Ю.Н.Рерихом, и благодаря неустанному труду которой мы встречаемся сегодня в этом зале, в Сибири, где строится небывалый и единственный в России Азиатской Музей Н.К.Рериха.
Хотим пожелать конференции прекрасных открытий, плодотворного труда, созидательных встреч, которые помогают нам всё глубже знакомиться с каждым из членов великой семьи Рерихов. Хочется также пожелать укрепления сотрудничества в деле великого будущего.
Кузбасское Рериховское Общество
Рассказать о статье друзьям:
участникам региональной научно-практической конференции
«Воспитательный процесс формирования личности молодого человека. Междисциплинарный опыт в снижении риска эмоционально-поведенческих расстройств»
от департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
Уважаемые участники конференции, уважаемые гости! Разрешите приветствовать Вас на Белгородской земле и пожелать Вам сегодня успешной и плодотворной работы.
В канун завершения года молодежи мы собрались, чтобы актуализировать одну из проблем, которая в последние годы нарастает как снежный ком.
Я имею в виду проблему, которая связана с существенными изменениями уровня здоровья детей и подростков, и прежде всего с психическим здоровьем детей и подростков.
Здоровье граждан и особенно юных жителей страны – это один из трех китов, на которых строится не только настоящее, но и прежде всего будущее любого государства.
Однако цифры статистики неумолимо показывают, что за последние 5-7 лет в стране отмечен 10 процентный рост числа людей с выявленными уже в детском возрасте психическими расстройствами.
На одну тысячу детей ежегодно приходится 6-7 человек с впервые выявленными психическими расстройствами. А это значит, что к 16-18 годам каждый десятый молодой человек имеет то или иное психическое расстройство.
И это только вершина айсберга, ведь родители так называемых «проблемных детей» обращаются, прежде всего, в психолого-педагогические, правовые и учебные заведения, а не в медицинские учреждения.
Да, наверно сегодня проблема ребенка, имеющего какое-то психическое расстройство, и прежде всего отражающееся в его развитии – это многогранная проблема, связанная со всем его жизнедеятельным пространством, где не только семья, но и сфера духовного, правового, воспитательного и образовательного процессов должны чутко реагировать на проблемы формирующейся личности.
Окружающий нас мир предлагает детям и подросткам множество соблазнов, от алкоголя, наркотиков, виртуального и игрового пространств, провоцирующих как эмоциональное отчуждение, так и вседозволенность, проявление криминальной активности.
Детский мир – уже давно перестал ассоциироваться с беззаботной детской улыбкой, все чаще мы встречаем не по-детски напряженные глаза подростков.
Более частые психические и психосоматические нарушения в развитии у детей требуют быстрых и адекватных действий общества.
Перед нами – взрослыми, стоит задача создания комплексного социально-медицинского направления в охране психического здоровья детей. И в этой работе без духовной поддержки и взаимодействия всех социальных институтов общества нам будет трудно рассчитывать на успех.
Сокращение, в последние годы, работников социально-психологических служб в образовательных учреждениях обостряют данную проблему и сегодня рядовому учителю и преподавателю нужно быть морально и методически готовыми к общению с психически неустойчивыми подростками.
Для этого необходимо в системе педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации предусмотреть курсы для учителей предметников, классных руководителей, кураторов групп, социальных педагогов и психологов, на которых можно было бы обучить их первичным навыкам выявления и коррекционной помощи «трудным детям».
Чтобы люди, непосредственно работающие с детьми, могли вовремя «забить тревогу» и помочь ребенку, семье.
Эта конференция, надеюсь, станет одним из фундаментальных шагов на пути формирования эффективной системы, позволяющей в будущем построить достойный фундамент для решения поднимаемых сегодня вопросов. А каждый из вас, в независимости: преподаватель, педагог, школьный или медицинский психолог, социальный работник, руководитель образовательного подразделения или другой специалист, который ежедневно смотрит в детские глаза, сможет найти ответ на давно возникший вопрос: как помочь ребенку справится с простыми, на первый взгляд, детскими проблемами и страхами.
В завершении своего выступления, разрешите пожелать всем вам успехов в вашей нелегкой трудовой деятельности, оптимизма, крепкого здоровья, и приятной доброжелательной обстановки, как на работе, так и дома.
А нашим гостям из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского так же приятных и незабываемых дней пребывания на Святом Белогорье.
Балабанова Татьяна Валерьевна
профессионального образования и науки департамента образования, культуры и
молодежной политики Белгородской области,
кандидат педагогических наук, доцент
КЛИНИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
Вострокнутов Н.В.,
ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского»
(ФГУ «ГНЦССП Росздрава»)
Е-mail:noo@serbsky.ru
Современный этап развития общества сопровождается существенными изменениями уровня психического здоровья детской популяции. Социально-эпидемиологические данные показывают, что на фоне снижения числа детей в России с 1999 г. на 6 млн. человек выявление детей с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства выросло с 1999 г. по 2006 г. с 618,0 до 668,6 чел. в год на 100 тысяч детского населения.
В настоящее время при оценке психического здоровья детей необходимо учитывать следующие социально-клинические реальности:
1. продолжается рост отклонений психического здоровья и возрастного развития у детей и подростков. Он сопровождается выраженным сдвигом обращаемости родителей с проблемными детьми, имеющими отклонения в психическом здоровье и поведенческие расстройства, за помощью, прежде всего, не в медицинские учреждения, а в учреждения психолого-педагогической реабилитационной направленности, существующие в образовательной и социальной сферах;
2 в ответ на этот «социально-эпидемиологический вызов» в учреждениях образовательной и социальной среды развернута психологическая служба, в образовательной среде принята концепция «инклюзивного обучения», ориентированная на интеграцию детей с психическими дефектами и недостатками в общее образовательное пространство, однако, социально-психологические последствия этого шага не достаточно просчитаны и не имеют до настоящего времени оптимального научно-методического и организационного обеспечения;
3. в ответ на этот «социальный вызов» в профилактической медицине и, прежде всего, в детской социальной психиатрии сформулирована необходимость перехода от медикоцентрической модели оценки психических и поведенческих расстройств у детей к биопсихосоциальной модели, которая учитывает риски формирования отклонений в здоровье и развитии в основных сферах жизнедеятельности ребенка (семья, обучение, общение, досуг).
Сегодняшнее решение проблем ребенка, имеющего психические расстройства и отклонения в психосоциальном развитии и поведении - это не только клиническая помощь в педиатрических и детских психиатрических лечебных учреждениях. Сегодня - это выход туда, где реализуется жизнедеятельность ребенка - семья, школа; в те области, где решается его учебно-профессиональное, личностное самоопределение; в те области, где ребенку сегодня трудно. Смена вектора профессиональной деятельности специалистов различных социальных практик (детский психиатр, психотерапевт, медицинский и школьный психолог, социальный работник, ориентированный на решение медико-социальных проблем детства) на личностно-ориентированный, проблемный подход к детям определяет необходимость освоения нового понятийного аппарата, который позволяет осуществлять междисциплинарное взаимодействие «помогающих» специалистов в решении ключевых проблем ребенка; необходимость разработки и внедрения, новых медико-социальных технологий оказания комплексной помощи детям и новой концепции охранно-защитного подхода к ребенку, находящемуся в трудных жизненных обстоятельствах.
Решение этих проблем в новом медико-социальном ключе требует:* социально-медицинская и психологическая помощь детям, находящимся в условиях семейного стресса (судебно-семейные споры), детям, оставшимся без попечения родителей;
*консультативная психокоррекционная и реабилитационная помощь детям, испытывающим явления стойкой школьной дезадаптации;
* социально-медицинская и психологическая помощь, правовая поддержка детям-правонарушителям с высоким риском длительного пребывания в асоциальной среде;
* социально-психологическая, коррекционная и медицинская помощь детям с высоким риском суицидальных действий в связи с трудными жизненными обстоятельствами.
Базовым понятием, сквозь призму которого мы анализируем влияние ведущих социальных, личностных и патобиологических факторов на развитие и здоровье детей является понятие «социализации». т.е. процесс усвоения ребенком норм поведения, ценностей и накопленных обществом знаний, связанный с формированием его свойств как личности и как субъекта социальных отношений. Вторым ключевым понятием является понятие «средовой психической дезадаптации» - семейной, школьной, социальной.
Средовая психическая дезадаптация - это реакция приспособления, в ряде случаев патологического, к не адекватным для уровня развития, личностной активности и личностного роста ребенка социальным условиям его жизнедеятельности.
Кратко остановимся на каждом из этих направлений, по которым идут разработки различных аспектов оказания социально-психиатрической помощи детямСоциально-психиатрическая помощь и психологическая поддержка, правовая защита для этой группы детей разрабатывается по следующим направлениям.
Первое направление связано с организацией для детей, находящихся на государственном обеспечении, психотерапевтически насыщенной и развивающей среды с доминированием ценностей организованной семейной жизни (усыновление, приемная семья).
Второе направление связано с оказанием социально-психологической поддержки и при необходимости психотерапевтической помощи матерям, переживающим период «кризисной беременности». Этот аспект помощи имеет прямое отношение к профилактике отказов от ребенка и случаев эмоционального пренебрежения к его потребностям, что является основой снижения смертности детей до 1 года от инфекционных заболеваний, связанных с недостаточным уходом за ребенком, от несчастных случаев и травм.
Третье направление ориентировано на разработку экспертных оценок нарушений возрастного психологического развития и сочетающихся с ними психических расстройств, связанных с различными формами насилия и, прежде всего, сексуального насилия по отношению к ребенку. Существенное значение в углублении этого направления детской социально-психиатрической и психологической помощи имеет апробация и внедрение новых методов социотерапевтической и реабилитационной работы с детьми - жертвами насилия.
Четвертое направление имеет прямое отношение к разработке новой охранно-защитной концепции детей с проблемами развития и поведения, а также детей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах, в соответствии с положениями Гражданского, Семейного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
2. Консультативно-диагностическая, коррекционная и социально-психиатрическая помощь детям с проблемами развития и поведения, испытывающим явления стойкой школьной дезадаптации.
Продолжающаяся реформа образования сопровождается важными структурными изменениями, при которых специалистами образовательной среды недостаточно учитываются социально-психологические последствия этих изменений. Это дифференциация программ и образовательных учреждений, интенсификация и увеличение учебных нагрузок, внедрение принципов «инклюзивного обучения» с сужением методологической базы «дефектологического» подхода. Согласно медико-статистическим данным в общеобразовательных школах наблюдается значительный рост числа учащихся, испытывающих стойкую не успешность в обучении, которая сопровождается астеническими расстройствами с эмоционально-поведенческими нарушениями. Сегодня прирост числа функциональных, в том числе психосоматических расстройств и соматических заболеваний с хроническим течением у обучающихся в школах с повышенными нагрузками в 2,5 раза выше, чем среди учащихся массовых школ. Социально-медицинский анализ свидетельствуют о наличии у детей с трудностями обучения следующих патологических состояний:Сегодня первичным звеном в оказании такой помощи является школьная психологическая служба во взаимодействии с психолого-медико-педагогическими консультациями и центрами социально-психологической и педагогической реабилитации Министерства образования России.
Детские, социально ориентированные психиатры должны найти формы приложения своих знаний и умений в этих образовательных учреждениях коррекционного и реабилитационного типа, потому что в них практически обеспечивается социальная реабилитация детей с нарушениями возрастного психического, соматофизического развития и пограничными психическими расстройствами.
Методологическая база оказания такой комплексной социально-психологической и социально - реабилитационной помощи разработана слабо. Число медицинских специалистов в этих учреждениях, ориентированных в социально-психиатрическом направлении, катастрофически мало, несмотря на то, что в оказании такой комплексной социально-медицинской помощи должен принимать участие и педиатр.