Руководства, Инструкции, Бланки

договор ресурсоснабжения с физическим лицом образец img-1

договор ресурсоснабжения с физическим лицом образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1885 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение договора ресурсоснабжения через суд (Козырева С

Проект "Федерального закона О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению" является ответной мерой РФ на действия США направленные на изменение военно-стратегического баланса, расшатывание экономики РФ и нарушение прав российских граждан.

Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия" разработан в целях совершенствования законодательства в сфере создания правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере. Его правовой оснойвой является Конституция РФ, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

С целью расширения возможностей депутатов, избранных по одномандатным округам законопроектом "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается рост числа работающих на общественных началах помощников депутатов, избранных в одномандатных округах. Законопроектом предлагается увеличение их численности до 60 человек.

Дата размещения статьи: 03.10.2016

Заключение договора ресурсоснабжения через суд (Козырева С.Н.)

Заключение договора ресурсоснабжения обязательно как для управляющих МКД (УК и ТСЖ), так и для РСО. В каких случаях разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда? В каком порядке заключается договор при участии арбитров?

Обязательность заключения договора

Гражданское законодательство провозглашает свободу договора: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Как правило, оформление договора обязательно только для одной стороны. Это справедливо для публичных договоров: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Договор ресурсоснабжения (поставки коммунального ресурса) относится к договорам энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи, то есть для РСО обязанность заключать его следует из п. 1 ст. 426 ГК РФ. Во исполнение п. 1 ст. 157 ЖК РФ согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124) (далее - Правила заключения договоров ресурсоснабжения).
Одновременно согласно п. 12 ст. 161 ЖК РФ, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, УК, ТСЖ, ЖК или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с указанными выше Правилами договоров с РСО, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Данная норма Жилищного кодекса ограничивает свободу договора для управляющего домом. Соответствующие положения нашли отражение в Правилах заключения договоров ресурсоснабжения. Таким образом, договор ресурсоснабжения обязателен для заключения сразу для обеих сторон.
Обязательность заключения договора означает, что обязанная сторона не вправе отказать в его заключении обратившемуся к ней контрагенту. При этом закон не предусматривает обязанности стороны инициировать процедуру заключения договора, в связи с чем ситуации, когда договор ресурсоснабжения не подписан (а коммунальные ресурсы фактически поставляются в дом), вполне возможны, а это значит, что ни одна из сторон не заинтересована в заключении договора в письменной форме.
Итак, заявку на заключение договора (оферту) вправе направить в адрес РСО управляющий домом. Необходимые приложения перечислены в п. п. 6, 7 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Основания для отказа РСО от заключения договора обозначены в п. 13 (главное основание - отсутствие технической возможности). Если РСО получила заявку в отношении дома, поставка ресурса в который осуществляется по ранее заключенному договору, либо получила две и более заявки в отношении одного дома, рассмотрение таких заявок приостанавливается до выяснения полномочий по управлению домом тем или иным лицом (п. 9 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Также согласно п. 10 рассматриваемых Правил РСО, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подписанного со стороны РСО. Отказаться от заключения договора управляющий может только по основаниям, названным в п. 12 Правил заключения договоров ресурсоснабжения (если такой договор уже заключен с другой РСО на законных основаниях либо управляющий самостоятельно производит коммунальные услуги с помощью внутридомового оборудования и не использует коммунальный ресурс из централизованных сетей).
Сторона, получившая оферту, в течение 30 дней должна направить другой стороне ответ (п. 1 ст. 445 ГК РФ):
- о согласии заключить договор на предложенных условиях (извещение об акцепте);
- о согласии заключить договор на иных условиях, соответствующих законодательству, в виде протокола разногласий к проекту договора (отказ от акцепта, новая оферта - см. ст. 443 ГК РФ);
- об отказе от заключения договора.

Обращение в суд одной из сторон

Если сторона, направившая заявку, не получила в указанный срок никакого ответа либо получила ответ об отказе от заключения договора по основаниям, не предусмотренным Правилами заключения договоров ресурсоснабжения (то есть контрагент уклоняется от заключения договора), она вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора (п. 11 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая заявку и получившая протокол разногласий к проекту договора, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта <1>. В силу того что и для управляющего, и для РСО заключение договора обязательно, они могут руководствоваться и п. 2 ст. 445 ГК РФ. В этом случае инициатива переходит к стороне, получившей оферту и направившей контрагенту протокол разногласий: при его отклонении или игнорировании в течение 30 дней указанная сторона вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (при этом продолжительность срока для передачи разногласий на рассмотрение арбитражного суда законодательством не установлена). Подчеркнем, что требования о понуждении к заключению договора и рассмотрении разногласий выдвигаются в добровольном порядке: если инициировавшая процедуру заключения договора сторона потеряла интерес, договор не будет заключен.
--------------------------------
<1> Однако, как указано в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, этот срок не является пресекательным, то есть его истечение не лишает сторону права предъявлять иск.

Здесь следует обратить внимание на правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 31.01.2012 N 11657/11. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке или подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. В частности, это означает, что формулировка иска "о понуждении к заключению договора" не является основанием для отказа в удовлетворении требования в ситуации, когда контрагент не уклоняется от заключения договора, а согласен заключить его на условиях, отличающихся от предложенных истцом (представляет протокол разногласий). Уже в суде ответчик может возражать по поводу отдельных условий договора.
Оговоримся, что передавать на рассмотрение суда требование о понуждении к заключению договора или определении условий договора следует, только если соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству он установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Под досудебным порядком в данном случае понимается направление оферты одной стороной другой стороне. При этом офертой признается предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Важно, что оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Поэтому если первоначальная оферта и протокол разногласий, которыми обменялись стороны, не содержали всех существенных условий договора, то суд оставит иск без рассмотрения (Постановление ФАС ДВО от 22.04.2013 N Ф03-1288/2013).

Решение суда как способ согласования условий договора

Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор - условия, на которых стороны обязаны его заключить. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Суд в своем решении устанавливает все необходимые условия договора. Если речь идет об урегулировании разногласий, арбитры определяют спорные условия. Если же речь идет о принуждении к заключению договора, суд оценивает имеющийся проект и рассматривает все возражения по нему, также определяя все существенные условия.
Именно поэтому договор, спор о заключении или условиях которого передан в суд в соответствии с законом (ст. 445 ГК РФ), следует считать заключенным с момента вступления в силу решения суда. Такой позиции придерживаются правоприменители (см. Определение ВАС РФ от 13.09.2013 N ВАС-10148/13, Постановления ФАС ВСО от 23.08.2012 по делу N А78-8656/2011, ФАС ЗСО от 20.09.2012 по делу N А46-10006/2011, ФАС СЗО от 28.09.2012 по делу N А26-2198/2012). С этого же момента договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, если они добровольно не установили, что условия такого договора применяются к правоотношениям, возникшим ранее (п. п. 1, 2 ст. 425 ГК РФ). Сказанное означает, что для заключения договора достаточно судебного решения: сторонам необязательно составлять и подписывать один документ согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ.

Ни РСО, ни управляющий домом не вправе отказать друг другу в заключении договора. Поэтому каждая сторона может добиться заключения договора ресурсоснабжения в судебном порядке. В суде стороны вправе оспаривать любое условие договора, окончательное решение остается за судом. На условиях, указанных в резолютивной части судебного акта, договор считается заключенным и начинает действовать с момента вступления в силу решения суда.

Другие статьи

Генерирующая компания заключает договоры с населением

21 июля (четверг) 2016 Новости компаний 0

Генерирующая компания заключает договоры с населением

Публичное акционерное общество « Курганская генерирующая компания» начинает кампанию по заключению договоров ресурсоснабжения тепловой энергии и горячей воды с каждым потребителем — собственником жилого помещения в доме.

Для целей экономии времени и средств принято решение организовать заключение таких договоров в таком порядке. предусмотренном Гражданским кодексом РФ. как присоединение к договору ресурсоснабжения.

ПАО « КГК» разместило на своем официальном сайте в сети Интернет www.kgk-kurgan.ru договор ресурсоснабжения. заключаемый путем присоединения потребителя — физического лица. Данный договор разработан на основании законодательства о теплоснабжении и водоснабжении и содержит необходимые для его заключения условия. прямо указанные в законе.

Для заключения договора между ПАО « КГК» и потребителем — физическим лицом последнему необходимо заполнить и подписать Подписной лист. являющийся приложением к договору ресурсоснабжения. Подписной лист подписывает собственник помещения на каждое в отдельности.

Указанный подписной лист будет направлен жителям через почтовые ящики в домах. предложен к подписанию в Едином расчетном центре « Прогресс», филиалах АО «ЭК Восток» и иными доступными способами.

ПАО « КГК» призывает своих потребителей — жителей оформить в письменном виде договор ресурсоснабжения на отопление и горячую воду путем подписания указанного Подписного листа до начала нового отопительного периода ( ориентировочно до 30.09.2016 года).

Подписной лист можно передать как в свою управляющую компанию. ТСЖ. ЕРЦ « Прогресс», любой филиал АО «ЭК Восток», так и непосредственно в ПАО « КГК» и любое структурное подразделение компании.

Напомним. что на сегодняшний день у единой теплоснабжающей организации не имеется договоров ресурсоснабжения с потребителями — физическими лицами. заключенных в письменной форме. как того требует жилищное законодательство. При этом в силу закона ( Гражданского кодекса РФ) отношения по ресурсоснабжению с такими потребителями складываются путем совершения конклюдентных действий по потреблению коммунального ресурса.

Однако. в течение длительного времени различные надзорные органы государственной власти. в том числе Государственная жилищная инспекция. Роспотребнадзор. Прокуратура требуют от компании привести отношения с жителями в соответствие с жилищным законодательством.

ОАО "Курганская генерирующая Компания"

Договор ресурсоснабжения с физическим лицом образец

КОРПОРАЦИЯ Звоните! Особенности заключения договора ресурсоснабжения

В итоге с Еленой Валерьевной обратились в суд. Вернули около 200.000 рублей. Поэтому работать очень нравится. Я сама рекомендую ее другим председателям

Палова Татьяна Федоровна Председатель ТСЖ №239 и ТСЖ №237 г.Нижний Новгород, ул.Гаугеля, д.30

«С Еленой Валерьевной работаем уже полтора года. Человек очень компетентный коммуникабельный, в любой момент выслушает, никогда не оттолкнет, в наши проблемы уходит с головой, проявляет максимум терпения и понимания. Дает всегда дельные и мудрые советы. Человек, с которым очень приятно общаться и иметь дело. »

Пронина Ольга Юрьевна Председатель правления ТСЖ №53 г.Нижний Новгород, ул.Куйбышева, 49

«Мы работаем с этой компанией уже около двух с половиной лет. Вместе с ними забрали свой дом у домоуправляющей компании. У нас абонентское обслуживание, поэтому сразу решаем много текущих вопросов. Выиграли несколько судов суд, когда один житель попытался оспорить легитимность создания нашего ТСЖ. »

Снегирева М.С. Председатель ТСЖ «Малая Ямская 65/4» г.Нижний Новгород, ул. Малая Ямская 65/4

«Могу дать только самые лестные отзывы о грамотности и работе Елены Фомичевой и ее компании. В плане юридической составляющей, могу сказать, что она полностью в теме тех отношений, которые мы сейчас решаем: консультации, перерасчет коммунальных платежей от РСО. Она работает с учетом всех постоянных изменений в законах.»

Смаль Анатолий Энверович Председатель ТСЖ №23, г.Нижний Новгород, ул.В.Революции, 23

Возможно, Вам будет интересно:

Собственники могут расплачиваться с РСО без посредников

Собственники могут расплачиваться с РСО без посредников

/Для этого необязательно переходить от управления домом управляющей организацией на непосредственное управление/

Начиная с января 2014года в сфере жилищно-коммунального хозяйства развернулась компания по агитации жителей по смене способа управления многоквартирными домами, а точнее по переходу на непосредственное управление домом. Назывались причины такого перехода. Первое, такое право дает нам Жилищный Кодекс РФ. Второе, заключение прямых договоров собственникам с ресурсоснабжающими организациями позволит оплачивать коммунальные услуги без посредника, то есть управляющей компании, а значит денежные средства собственников будут в полном объеме доходить до поставщиков коммунальных ресурсов.Третье, это позволят собственникам обращаться напрямую к поставщику, вслучае неполучения коммунальных услуг требуемых параметров.

Такая постановка вопроса возможно может иметь место, если сдаются в эксплуатацию новые дома, заселяются новые жильцы т.е. все стартуют с чистого листа. Но в нашем случае ситуация очень непростая: дома находятся в договорных отношениях с управляющими организациями уже много лет; к сожалению договорные условия по отдельным пунктам не выполняются; образовалась задолжность населения перед управляющими организациями, а также их перед населением; задолжность управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями. В такой обстановке переход на непосредственное управление многоквартирными домами не является выходом из данной ситуации. А с учетом отсутствия грамотной просветительской работы среди населения в районах и городах, можно точно сказать, что это сделать не реально, особенно, если соблюдать при этом все требования законодательных актов. Надо обратить внимание и на то, что с 1 апреля 2015 года непосредственное управление многоквартирными домами в многоэтажных домах прекращает свое существование. Непосредственное управление, как форма управления многоквартирными домами остается в жилых домах с количеством квартир не более 16-ти (ФЗ-№255 п.5 статья 7).

Если ли выход из той ситуации, которая сложилась в сфере жилищного хозяйства? Оказывается есть. То есть собственники помещений в многоквартирном доме могут заключать прямые договора с ресурсоснабжающими организациями по оказанию коммунальных услуг, сохраняя способ управления домом через управляющую компанию. И это четко обговорено в двух законодательных документах: Жилищном Кодексе Российской Федерации и Постановлении Правительства РФ №354 от 06,05.2011г. « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

1. На основании Жилищного Кодекса РФ

С позиции собственников

Заключение договоров по оказанию коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускаются законом лишь в двух случаях:

1. В силу ч.2.1 ст.161 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений.

2. На основании ч.7.1 ст.155 ЖК РФ при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в многоквартирным доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям ( за исключением коммунальных услуг, которые потребляются при использовании общего имущества в многоквартирным доме).

С позиции ресурсоснабжащих организаций

Оказания коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями происходит по следующему основанию:

В соответствии с п.30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями ( утверждено Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012г.), ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, при наличии двух условий:

1. Такая возможность предусмотрена договором, заключенным ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг.

2. У исполнителя наличествует признанная им по акту сверки расчетов или подтвержденная решением суда задолжность перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода(расчетных месяцев). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией, вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолжности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения. например с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, следует запомнить, что поставлять горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление непосредственно потребителю должен исполнитель коммунальных услуг, а поставка данных услуг ресурсоснабжающей организацией допустима лишь в строго обозначенных в законе и подзаконных актах случаях.

2. На основанииПостановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Расширено понятие «Исполнитель». Теперь под исполнителем понимается любое юридическое лицо (а не только ТСЖ, ЖСК, УК). В новых правилах дается следующее определение: «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Из смысла ряда пунктов новых правил (пп. в п. 9, пп. в п. 10, пп. в п. 17) можно сделать следующий вывод: если на общем собрании собственников было решено, что собственники помещений поручают своей УК (или ТСЖ) осуществлять только техническое обслуживание дома, а предоставление коммунальных услуг они поручают РСО, то при обращении этих собственников в ресурсоснабжающую организацию поставщик будет обязан заключить с ними индивидуальные договоры.
Неоднократно можно слышать отговорку, что РСО не предоставляет коммунальные услуги потребителям, а предоставляет коммунальный ресурс юридическому лицу УК( или ТСЖ). Данная отговорка противозаконна, данные понятия сведены к тождеству, т. к. правила устанавливают:
– «ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод и т.д.);
– «коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
Иными словами – деятельность РСО по подаче коммунальных ресурсов означает предоставление коммунальных услуг. И тогда РСО квалифицируется как исполнитель коммунальных услуг гражданам в доме!

Кроме этого, нормы жилищного законодательства были скоординированы с Гражданским Кодексом РФ, в части признания факта заключения договора конклюдентными действиями, если договор не подписан сторонами. Судебной практикой уже неоднократно обращалось внимание на тот факт, что отсутствие договора на предоставление коммунальных услуг не освобождает гражданина от оплаты коммунальных услуг.
«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия)».

Правила определяют договор на коммунальные услуги как договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с формулировкой данный договор – это чистой воды «агентский договор» (ст. 1005 ГК РФ). А значит,УК, ТСЖ, ЖСК, вправе требовать оплаты им агентского вознаграждения.

Кроме того, сами правила предоставили возможность собственнику помещения (при наличии договора на предоставление коммунальных услуг между РСО и УК, ТСЖ) осуществлять платежи напрямую в РСО.

Важно!
«п. 64. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива».
Похожее правило действует и для собственников нежилых помещений. В п. 18 Правил определено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Источник: эксперт А.Жильцов РЦОК РБ

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
  • Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
  • Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
  • Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
  • Общественная палата Республики Башкортостан
  • Мероприятия
  • Договор между управляющей организацией и РСО

    Договор между управляющей организацией и РСО. Часть 2

    Что должна знать энергоснабжающая организация о заключении договоров с УО?

    Энергоснабжающие организации в сфере ЖКХ выступают в роли ресурсоснабжающих организаций. Это объясняется особой ролью таких организаций в данной сфере. РСО не просто поставляют управляющим организациям электроэнергию, воду или тепло, но предоставляют управляющим организациям ресурс, которые те используют для оказания коммунальных услуг потребителям.

    РСО в отношениях с УО обязано руководствоваться, в первую очередь, следующими документами:

    Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

    Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг;

    Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. №253 О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

    Как заключить договор между РСО и УО?

    Получив заявку (оферту) от УО ресурсоснабжающая организация должна особенно уделить внимание следующему.

    Постановление Правительства РФ №124 устанавливает специальный срок дл направления оферты – не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации. Данный срок не может рассматриваться как пресекательный, то есть если РСО получило оферту позднее этого срока, она не может отказать в заключение договора (см. п. 13 Постановления №124).

    В составе заявки УО обязана приложить документы, подтверждающие наделение УО статусом исполнителя коммунальных услуг. Перечень таких документов определен в п. 7 Постановления №124. Иные документы не могут служить достаточным доказательством наделения таким статусом. РСО должна помнить, что в случае отсутствия таких документов, высок риск последующего признания договора недействительным.

    РСО должно учитывать, что не может требовать от УО предоставления документов, не предусмотренных законодательством (п. 8 Постановления №124). Если РСО будет требовать такие документы, она может быть признана уклоняющейся от заключения договора.

    Основания, по которым РСО, может отказать в заключении договора, указаны в п. 13 Постановления №124. РСО может отказать по причине отсутствия надлежащего технического подключения, поэтому необходимо убедиться, что документы, предоставленные в составе заявки, соответствуют требованиям законодательства в сфере техподключения.

    Кроме того РСО может отказать, если закон не возлагает на нее обязанность по заключению договора. Так, например, не обязана заключать договор энергосбытовая организация, но при этом гарантирующий поставщик должен заключить договор с любым обратившимся заявителем. Аналогично и в сфере теплоснабжения обязанность по заключению договора теплоснабжения возложена на единую теплоснабжающую организацию (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

    Договор между РСО и УО должен содержать существенные условия, указанные в п. 17 Постановления №124. Обратите внимание, что указанный перечень носит открытый характер. Договор должен содержать также существенные условия, предусмотренные отраслевым законодательством. Так, например, существенные условия для договора горячего водоснабжения предусмотрены п. 17 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. №642, для холодного водоснабжения – в п. 21 Постановления Правительства РФ от от 29.07.2013 г. №644.

    В п. 18 Постановления №124 также предусмотрены условия, которые необходимо отнести к существенным. При этом особого внимания РСО требуют следующие условия.

    По общему правилу РСО несет ответственность по границе раздела внутредомовых инженерных систем и централизованных сетей. Такая граница определяется актом о разграничении балансовой принадлежности и актом эксплуатационной ответственности сторон. При этом важно обратить внимание на п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Данный пункт устанавливает два принципиально важных правила:

    1) граница балансовой принадлежности проходит по внешней стене дома. Иное может быть предусмотрено законом;

    2) граница эксплуатационной ответственности зависит от наличия общедомового прибора учета. Если такой прибор есть, то граница определяется по месту соединении прибора учета и сети, входящей в дом. Если прибора нет, то граница определяется по границе балансовой принадлежности.

    Так как правило об ответственности РСО является диспозитивным, стороны могут предусмотреть иную границу ответственности.

    УО лишено самостоятельного экономического интереса в получении ресурса. Поэтому в вопросе качества услуг, предоставляемых собственникам, УО обязано руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354. Очевидно, что качество ресурса в большей степени зависит не от УО, а от РСО. Исходя из этого в п. 20 Постановления №124 предусмотрено, что РСО должно поставлять ресурс такого качества, которое позволит УО в свою очередь оказывать коммунальные услуги на установленном уровне. Из этого же исходит законодательство, устанавливая ответственность РСО. Если качество ресурса не позволит УО выполнить свои обязательства надлежащим образом, то на основании подп. «д» п. 22 Постановления №124 размер платы, полагающейся РСО, снижается. Кроме того, п. 24 Постановления №124 предусмотрена дополнительная ответственность за нарушение качества и количества ресурса. Таким образом, РСО должно уделить пристальное внимание условиям о качестве ресурса.

    Так как УО приобретает ресурсы только с целью оказать коммунальные услуги собственникам помещений в доме, плата за ресурсы определяется по тарифам, утвержденным государственными органами (п. 22 Постановления №124). Если услуги предоставляются населению, то платить за ресурс УО должно по цене, установленной для населения. То есть РСО не может заставить УО платить по тарифам для юридических лиц.

    Для определения объема за поставленные ресурсы РСО и УО должны руководствоваться п. 21 Постановления №124. Это означает, например, что при отсутствии общедомовых приборов учета, РСО должно применять формулу, приведенную в приложении к Постановлению №124. РСО не может навязывать УО применение иной формулы.

    Собственники помещений в доме могут вносить плату как УО, так и РСО. Это связано с тем, что на практике УО зачастую не отличаются платежной дисциплиной. Поэтому государство было вынуждено предусмотреть указанную возможность. Однако внесение платы непосредственно РСО возможно только при наличии решения общего собрания. Поэтому РСО не может без такого решении собирать плату с собственником, равно как и собственники без решения не могут вносить плату непосредственно РСО.

    В п. 26 Постановления №124 определено, что УО может исполнить свои обязательства по внесению платы РСО путем уступки права требования к собственникам-потребителям, имеющим задолженность.

    Отказ от исполнения обязательств.

    РСО может отказаться от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Но это возможно только в случае, если у УО есть задолженность за 3 расчетных периода (месяца). Стоит обратить внимание, что речь идет не о том, что задолженность должна быть за 3 подряд следующих периода. Главное, чтобы сумма задолженности была равна платежам за 3 периода (месяца).

    Задолженность должна быть подтверждена либо в судебном порядке, либо актом сверки расчетов. Только в этом случае РСО может отказаться от исполнения обязательств. Однако учитывая важность предоставления коммунальных услуг, подп. «а» п. 30 Постановления №124 предусматривает специальные правила.

    Во-первых, РСО должна предоставлять услуги вплоть до того, как УО заключит новый договор с иной РСО, или договор с РСО не заключат собственники непосредственно.

    Во-вторых, РСО должно сообщить собственникам как о задолженности УО, так и о возможности выбрать иную УО, иной способ управления. Данные правила изначально стали складываться в судебной практике, а также в официальных разъяснениях органов власти (см. Определение ВС РФ от 23.03.2005 г. № 10-Впр04-15, Письмо Минрегионразвития от 29 ноября 2007 г. №21492-СК/07).

    Что делать, если в РСО в отношении одного дома обратилось две УО?

    В этом случае РСО приостанавливает рассмотрение оферт, поступивших от обеих УО (п. 9 Постановления №124). Это объясняется следующим. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одним из способов, указанных в законе. То есть либо ТСЖ (ЖК, ЖСК), либо управляющей организацией, либо непосредственно собственниками. Такую позицию сформулировал ВАС РФ в Постановлении от 15.07.2010 № 1093/10.

    Исполнителем коммунальных услуг, а значит и контрагентом РСО, может быть только организация, выбранная в рамках способа управления. При этом ч. 9 ст. 161 ЖК РФ прямо запрещает управление одним домом двумя управляющими организациями. Именно поэтому Правительство РФ установило для РСО запрет на рассмотрение оферт от двух управляющих организаций, подавших такие оферты в отношении одного дома.

    РСО приостанавливает рассмотрение оферт до подтверждения правомочий одной из организаций. Это может быть осуществлено либо в порядке проверки со стороны жилинспекий, либо в судебном порядке (в качестве примера см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 № А40-145818/12).

    Ситуация из практики. УО обратилась за заключением договора ресурсоснабжения. Однако УО не подтвердило наличие статуса исполнителя. Суд отказал в понуждении к заключению договора с РСО.

    ООО «Уралгазспецстрой» не представило в дело необходимых документов, подтверждающих наличие у него статуса управляющей организации и статуса исполнителя коммунальных услуг, (соответственно статуса «потребителя тепловой энергии») в отношении многоквартирных домов, в порядке ст. 65 АПК РФ не доказало наличие у него права требовать заключения договора теплоснабжения.

    Также было отмечено, что договор теплоснабжения спорных домов, заключенный с третьим лицом не был расторгнут, процедуры судебного обжалования протоколов решений общих собраний собственников жилья не были исчерпаны. На этом основании суд отказал в понуждении к заключению договора (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 № А60-26205/2012).

    Когда РСО может понудить исполнителя к заключению договора?

    Правила, установленные в п.п. 10-12 Постановления Правительства РФ №124, для российского законодательство новы. Если понуждение к заключению договора со стороны исполнителя было вещью привычной, то понуждение со стороны РСО является достаточно неожиданной нормой. Однако необходимость такой нормы назревала давно. Это связано со следующим.

    Значительное количество УО рассматривали себя в отношениях с РСО в качестве агентов, которые всего лишь представляют интересы собственников. Однако законодатель предусматривает, что УО являются исполнителями и поэтому именно они должны заключать договора с РСО. Причем речь идет не об агентских договорах, так как УО должна приобрести коммунальный ресурс. Именно поэтому Правительство РФ было вынуждено принять специальное постановление по этому вопросу.

    В тоже время, РСО куда выгоднее иметь дело с одной УО, несущей перед ней ответственность, чем с тысячами отдельных собственников. Вот поэтому РСО и было дано право понуждать УО к заключению договора.

    Данное право предусмотрено п. 10 Постановления Правительства РФ №124. РСО может направить УО предложение о заключении договора, если РСО владеет ресурсом, поставляемым в дом, которым управляет РСО.

    Пример из практики. Суд признал уклонение УО от заключения договора незаконным.

    Общество осуществляло управление многоквартирными домами, а водоканал являлся ресурсоснабжающей организацией и в отсутствие заключенного между сторонами договора поставлял обществу коммунальный ресурс (питьевую воду) и оказывал услуги по приему и очистке сточных вод. На основании данных о жилых домах, находящихся в управлении общества, водоканал направил ответчику проект договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Общество отказалось от заключения договора на предложенных истцом условиях. Полагая, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения договора оказания услуг, водоканал в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ, обратился в арбитражный суд с иском.

    ВАС РФ отметил, что поскольку основанием для обращения водоканала в суд явилось отсутствие воли обязанной стороны на заключение договора, суды правомерно пришли к выводу об обоснованности заявленного требования. При этом с учетом отсутствия возражений общества по условиям договора суд рассмотрел требования по существу и пришел к выводу о наличии правовых основания для его заключения (Определение от 24 декабря 2013 г. №ВАС-17979/13).

    Когда РСО может быть исполнителем?

    Несмотря на то, что по общему правилу именно УО является исполнителем, Постановление Правительства №354 предусматривает ситуации, когда исполнителем является РСО (п. 17 Постановления Правительства №354).

    К таким случаям относятся следующие:

    1) собственники выбрали непосредственный способ управления;

    2) собственники не выбрали способ управления или хотя они и выбрали способ управления, но не заключили договор с РСО;

    3) в отношениях с собственниками жилых домов.