Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказа о введении профстандартов на предприятии img-1

образец приказа о введении профстандартов на предприятии

Рейтинг: 4.0/5.0 (1885 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Профстандарты по-новому

Профстандарты по-новому

Столкнувшись с проблемами общего старения работоспособного населения России и дефицита квалифицированных специалистов многих «не модных», но нужных в современном обществе специальностей, Правительство нашей страны всерьез задумалось над тем, как же при грядущем в недалеком будущем снижении количества трудоспособного населения повысить его эффективность. Одним из вариантов решения назревающей проблемы стала попытка навести порядок в, так называемых, профессиональных стандартах.

В чем же прелесть профстандартов и в чем их отличие от квалификационных требований, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике, к которым сейчас, как правило, и обращаются кадровики при разработке должностных инструкций?

Как видится, профстандарты прежде всего содержат требования к знаниям и умениям работника в определенной области, опираясь не на образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности соответствующих специалистов. То есть, по сути профстандарт должен стать ближе к реальности. Для этого перед принятием профстандартов на государственном уровне вновь принимаемые стандарты проходят детальное обсуждение в профессиональных сообществах. Так, например, профстандарт специалиста в области охраны труда разрабатывался при непосредственном участии СРО НП «Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда», ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства и Института безопасности труда, производства и человека ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский университет».

В данный момент Минтрудом приняты и утверждены порядка 500 профстандартов, а к 2016 году эту цифру планируется увеличить до 800. Все принятые стандарты вносятся в специальный реестр, который ведет Минтруд ( http://profstandart.rosmintrud.ru ). Надо заметить, что поиск конкретного профстандарта с использованием этой системы крайне неудобен, поскольку реестр не содержит механизма поиска ни по номеру стандарта, ни по наименованию профессии, да и вообще никакого удобоваримого поиска не содержит. Однако нам удалось отыскать при помощи данного ресурса профстандарт специалиста в области охраны труда - ФЗ № 122-ФЗ.

Какая же роль отводится профстандартам в будущем?

Если внимательно изучить распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р. которое утверждает комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы, то ответ на поставленный вопрос становится очевидным. Профессиональные стандарты в будущем постепенно заменят Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Отсюда следует, что уже сегодня при разработке новых должностных инструкций, пересмотре старых, а также при введении новых должностей лучше все-таки ориентироваться на вновь принятые профстандарты, а не на старые ЕТКС и ЕКС хотя бы ради того, чтобы облегчить себе жизнь в будущем.

Логично, что следующим шагом государства после активной разработки профессиональных стандартов должно стать постепенное внедрение разработанных стандартов во все сферы экономики и повышение квалификационных требований к специалистам самых разных областей профессиональной деятельности. Первые шаги в этом направлении уже делаются.

Так, 2 мая 2015 года был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» согласно которому, с 1 июля 2016 г. вступят в силу изменения в Трудовой кодекс об особенностях применения профессиональных стандартов.

В частности, ТК РФ дополнится статьей 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов, часть первая которой гласит, что «если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

В связи с грядущими изменениями возникает множество вопросов. Прежде всего – вопрос об обязательности профстандартов для работодателей. Существуют различные варианты толкования норм данного закона.

Ряд специалистов утверждает, что в соответствии с новыми изменениями профстандарты фактически обязательны для всех субъектов предпринимательской деятельности. Обосновывают эту позицию по-разному. Одно из таких обоснований таково - поскольку профстандарты утверждаются Приказами Минтруда, а они (Приказы), являются нормативными правовыми актами, то и профстандарты, утвержденные ими (Прикизами), являются обязательными для всех физических и юридических лиц, если содержат требования к квалификации работника.

Однако, более логичным представляется несколько иное толкование изменений, внесенных ФЗ № 122-ФЗ. Как видится, обязательность применения определяют не сами профстандарты, утверждаемые Приказами Минтруда, а Трудовой кодекс РФ, другие Федеральные законы и нормативные правовые акты РФ, как это и указано в законе. Сами же стандарты устанавливают лишь объем требований к квалификации работника, который может быть как обязательным для одних трудовых функций, так и просто основой для других.

Теперь несколько подробнее остановимся на специальных требованиях, о которых говорится в законе. С 1 января 2016 года обязательными профстандарты станут для всех работодателей, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ.

Например, ст. 331 ТКРФ определено, что к педагогической работе допускаются только лица, имеющие специальное образование. Ст. 328 определяет, что для работы, непосредственно связанной с движением транспорта, могут быть приняты только лица, прошедшие специальное обучение.

Помимо ТК РФ требования к квалификации работников могут устанавливать и другие Федеральные законы. Так, например, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ устанавливает запрет на допуск к работе на опасно производственном объекте лиц, не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям (ст.9).

К иным НПА, определяющим требования к квалификации работников, могут относиться Указы Президента, Постановления Правительства, приказы профильных министерств… и даже местные законы. Причем, организационно-правовая форма организации при этом роли не играет.

Для некоторых категорий работодателей и работников применение профстандартов обязательно уже сейчас. Так, работодатель обязан указывать в трудовом договоре должность работника именно так, как она определена в квалификационном справочнике или профстандарте «если в соответствии с ТК, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений» (ст.57 ТК РФ).

Круг таких работников также достаточно широк – повышенная оплата труда за работу во вредных или опасных условиях, сокращенный рабочий день, льготные пенсии, установленные для того или иного рабочего места ограничения по состоянию здоровья, полу или возрасту – все это и есть те самые «льготы, ограничения и компенсации», которые делают применение соответствующих профстандартов обязательным для работодателя.

В тех же случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, работодатель может применять профстандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников. с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. (ч.2 ст. 195.3. ТК РФ)

То есть, любой работодатель может указать на необходимость применения в организации профстандартов, издав соответствующий локальный акт, а может и не указать. При этом строгое соблюдение всех положений взятого за основу профстандарта в данном случае совершенно не обязательно. Этот вопрос также решается на усмотрение работодателя.

Подытожить все вышесказанное хотелось бы тем, что при всей кажущейся разумности и своевременности шагов Правительства нашей страны в отношении профстандартов, серьезные опасения вызывает тот факт, что теперь по сути любым нормативным правовым актом власть как федеральная, так и местная сможет обязать работодателя применять те или иные профессиональные стандарты. При этом существует риск того, что для одной и той же профессии будут возникать различные нормативные правовые акты, указывающие на обязательность применения профстандартов, причем разработчиками таких НПА могут быть совершенно разные государственные органы, которые не всегда согласованно работают между собой. Это в свою очередь может привести к серьезным сложностям при отслеживании и толковании таких НПА конечными исполнителями закона.

Кроме того может оказаться так, что представители бизнеса при приеме на работу хотели бы предъявить к кандидату на выполнение той или иной трудовой функции совершенно иные требования, чем те, что изложены в соответствующем профстандарте.

Еще один проблемный вопрос – совмещение одним работником различных трудовых функций. Этот вопрос также не урегулирован на законодательном уровне.

Все это наводит на мысль о необходимости дополнительной проработки новых изменений и подготовке подробных разъяснений по применению профстандартов организациями всех форм собственности.


как же при грядущем в недалеком будущем снижении количества трудоспособного населения


А куда оно девается, интересно.


Из материалов Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье":
. По расчётам Минтруда РФ, потери (от несчастных случаев со смертельным исходом, травматизма и профзаболеваний) практически равны планируемому правительством приросту объёма производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда как важного элемента повышения качества труда. Уровень смертности населения трудоспособного возраста превышает в 4.5 раза аналогичные показатели по Евросоюзу, в 2.5 раза - в развитых странах и в 1.5 раза - в развивающихся странах (!). За период с 2001 до 2013 годы показатель профессиональной заболеваемости снизился почти на четверть (с 2,24 до 1,79 на 10 000 работающих), что абсолютно не соответствует условиям труда. В РФ регистрируемые показатели производственного травматизма ниже, чем в странах Евросоюза, в 7-16 раз. При этом травматизм со смертельным исходом, напротив, в РФ выше, чем в развитых странах (в 3-6 раз). Неадекватное соотношение показателей смертельного и не смертельного производственного травматизма при сравнении со странами Европы свидетельствует о массовом сокрытии травм лёгкой и средней тяжести.
- академик Измеров Н.Ф. и др, "Реализация глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих в Российской Федерации" // ФГБНУ «НИИ медицины труда» и Роспотребнадзор Медицина труда и промышленная экология. — Москва, 2015. — № 9. — С. 4-10. — ISSN 1026-9428.

Федор Бочанов пишет:
"в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда"

Не могу согласится, что не созданы законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. Наоборот, эти механизмы в настоящее время достаточно ужесточены санкциями уголовного и административного законодательства. Другое дело, что в сфере исполнения действующих норм работодателями дела обстоят плохо, особенно в части сокрытия несчастных случаев. Но и здесь законодатель вводит изменения в ТК РФ. С января 2016 года работодателям придется сообщать о несчастных случаях не только ГИТ, но и прокурору. Это нововедение, можно надеяться, будет способствовать усилению надзора за несчастными случаями, произошедшими у работодателей.

Это не Федор Бочанов пишет "в стране пока не созданы. ". Это я процитировал и попытался ответить. He-man, вы как-то упустили мою мысль "о золотых НПА". По поводу Вашей мысли об "ужесточении санкций", повторюсь. Вы хоть назначьте за нарушение ОТ наказание в виде "расстрела резиновыми пулями ежедневно до смерти" - ТОЛКУ НЕ БУДЕТ! Потому, что а кто проверит? Далее по тексту.
Ну а заодно и ремарка для Александра Чиркина. "были общественные/профсоюзные инспектора (типа волонтёров)". Неужели Вы всерьёз думаете, что эти "типа волонтеры", в большинстве своём технические инспекторы профсоюза по совместительству способны хоть в какой-то степени выполнять эту непростую задачу по контролю? Вы думаете, что эти "совместители" хоть как-то знают охрану труда и иже с ней? Я Вас умоляю.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

С 1 июля 2016 года профстандарты станут обязательными для предприятий всех форм собственности - Информационный Центр Искра

Новости С 1 июля 2016 года профстандарты станут обязательными для предприятий всех форм собственности Полезно знать

Рубрика: ВНИМАНИЕ: ПРОФСТАНДАРТ!

Сегодня принято около 700 профстандартов из 805 плановых. Реестр принятых стандартов находится здесь — www .profstandart.rosmintrud.ru . Если изначально планировалось, что профстандарты коснутся госсектора, то № 122-ФЗ четко прописывает: профстандарты распространяются на всех работодателей, а если какой-то стандарт не распространяется на госкомпанию или предприятие бюджетной сферы, об этом будет сделана ссылка. Редакция «Правового обозрения» не могла пройти мимо этой важной темы. Вашему вниманию — интервью с МИТРОФАНОВОЙ Валентиной Васильевной,заместителем Председателя Национального Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом при Национальном Совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, учредителем и директором «IPKGroup», экспертом по вопросам трудового законодательства и реализации управленческих решений (г. Москва).

— Валентина Васильевна, и первый вопрос: правда ли, что с 1 июля 2016 года трудовая инспекция может оштрафовать, если предприятие не перейдет на профстандарт?

— Прежде всего, хочу уверить читателей: внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года — не новость, а данность. Напомню, № 122-ФЗ был принят в мае 2015 года и вступает в действие с 1 июля 2016 года. То есть у нас с вами был целый год, чтобы привести свою работу в соответствие с требованиями профстандарта. Поэтому Минтруд сейчас в полной уверенности, что вся страна активно внедряет профстандарты. А с 1 июля 2016 года уже могут начаться санкции со стороны инспекции труда, которая осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства. Ст. 195.2 и 195.3 ТК РФ говорят нам о том, что если в законе есть квалификационные требования, то применение профстандарта в части этих требований обязательно для каждого работодателя. И здесь нет ни для кого никаких исключений. Кстати говоря, профстандарты внедряются для того, чтобы впоследствии были разработаны образовательные программы, по которым вузы начнут выпускать будущих работников.

Вообще сейчас в практике внедрения профстандартов основная проблема — то, что реестр профстандартов ведется по алфавиту и при этом сам профстандарт — это не должность, а профессия, а работодатели ищут в реестре похожую должность. Мы должны понять, что профстандарт — это не должность и не профессия. Профстандарт — это область деятельности. Например, нас интересует бухгалтер. Тут все просто — профстандарт так и называется «Бухгалтер». Нас интересует «Инженер по охране труда». Его мы найдем в профстандарте «Специалист по охране труда». Нас интересует директор по персоналу — он находится здесь: «Специалист в области управления персоналом». То есть название стандарта не есть название должности. Недавно мы искали профстандарт для мастера строительной компании. В итоге нашли его тут: «Специалист по организации строительства». Мы помним, с мая 2013 года у нас нет должности «Инженер по охране труда». Вместо него — «Специалист по охране труда».

Вообще название должностей зависит от того, есть ли ограничения. Если позиции в квалификационном справочнике нет, а профстандарт выходит на «новые» профессии, например «Коуч», тогда называем по профстандарту. Ст. 57 ч. 2 ТК РФ определяет понятие трудовой функции. Трудовая функция — это название должности, профессии плюс конкретный вид поручаемой работнику работы. В трудовом договоре в обязательном порядке должны быть прописаны название должности, профессии и конкретный вид работ. Если есть компенсации и льготы, либо другие ограничения, тогда название профессии и должности берем в соответствие с квалификационным справочником или профстандартом.

— Итак, профстандарт: с чего начать?

— Прежде всего, вы должны открыть свое штатное расписание, а также реестр утвержденных профстандартов на сайте Минтруда. И далее искать соответствующий профстандарт под каждую должность вашего штатного расписания. Например, для «айтишников» в области информационных технологий более 27 профстандартов. На вашего внутреннего «айтишника» может ни один стандарт не подойти. Надо открывать и смотреть. Также вы должны иметь четкое представление, по каким профессиям и должностям уже есть профстандарты, и понять, когда будет принят интересующий вас профстандарт. Далее вы должны сверить кадровые документы: штатное расписание, трудовой договор, должностную инструкцию. Начинаем сверять с названием должностей, предложенных внутри стандарта. Ст. 57 ТК РФ говорит нам о том, что если законодательно нет компенсации и льготы или ограничений, то название должности, профессии может браться свое. Сейчас много отраслевых стандартов по «вредникам», по производству. Итак, мы видим в нашем штатном расписании, например, «Инженер по охране труда». Открываем название должностей в профстандарте, это раздел № 3, и видим название, предложенное профстандартом, «Специалист в области охраны труда». А у нас в штатном — инженер. Что делать? Кстати, в ЕТКС найдете, как эта позиция называется, и сейчас у нас идеальная ситуация, когда нет противоречий с квалификационным справочником. Ваши действия? Никаких вариантов с переименованием должности у нас нет. Мы вводим новую позицию «Специалист по охране труда», исключаем позицию «Инженер по охране труда» и переводим работника на позицию «Специалист по охране труда». Какие документы вам понадобятся при переводе? Письменное соглашение к трудовому договору и внесение записи в трудовую книжку работника, а также раздел 3 карточки Т-2. Что делать, если ваш инженер по охране труда ставит руки в боки и говорит: «Я инженером родился, инженером и умру!». Здесь нужно быть внимательным, так как ст. 74 ТК РФ не позволит нам уведомить работника за два месяца. Читаем ч. 1 ст. 74 ТК РФ: «Изменение условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с изменениями организационного, технологического характера возможно, кроме трудовой функции». Это прямой запрет, т. е. закон запрещает принудительно менять человеку трудовую функцию. Что такое трудовая функция? Это название должности + вид поручаемой работы. Как поступить? Вы абсолютно спокойно исключаете позиции, которые не включены в ЕТКС, и либо добровольно переводите людей, либо прекращаете с ними трудовой договор по сокращению штата с предоставлением всех установленных законом гарантий и процедуры.

— Если работник не соответствует профстандарту, что делать?

— Организовать обучение. Ст. 196 ТК РФ поясняет, что должен учить работодатель. По факту в статье нет прямой фразы о том, что обучение — за счет средств работодателя, но там указано, что работодатель организовывает обучение. А это значит, что это прямая обязанность работодателя решить вопрос с обучением работников.

Сейчас нужно смотреть, какие стандарты приняты, проверять работников, насколько они соответствуют им. Даже если у работодателя сегодня, условно говоря, нет средств на обучение, я рекомендую разрабатывать планы-графики на это обучение, чтобы при проведении проверки можно было говорить о том, что работодатель пытается это нарушение исправить. Не могу сказать, что это избавит от административной ответственности. Если работник не соответствует профстандарту, это в любом случае нарушение. И, тем не менее, поверьте мне, если компания демонстрирует готовность его исправить, у проверяющих будет уже другое отношение.

— Какие болевые точки ждут работников отдела кадров в 2016 году?

— В следующем году их будет масса, начиная от «вредников», заканчивая профстандартами. В 2016 году появятся независимые центры оценки квалификации — соискатели начнут приходить к работодателю с сертификатами, в которых будет указано, что он соответствует определенным требованиям конкретного профессионального стандарта. У нас появятся независимые компании, куда можно будет обратиться для оценки своего профессионального уровня. Любой работник или соискатель может сдать экзамен на соответствие требованиям профстандарта и получить сертификат. Это аргументация для соискателей получить желаемое место, и если работодатель внутри себя не хочет проводить аттестацию рабочих мест, он может направить людей в такие независимые центры. Поэтому для работающих ничего не меняется, они как работали, так и будут работать.

Пользуясь случаем, хочу пожелать все кадровым специалистам Красноярья в Новом 2016 году оптимизма, несмотря на внедрение профстандартов ? А если серьезно, то сейчас очень важно приобретать стратегический взгляд, нужно уходить от ведения кадрового учета по образцу 70-х годов, кардинально пересматривать и оптимизировать кадровые документы.

Программа внедрения и апробации Профстандарта - 21 Мая 2015 - Блог - МАОУ - Михайловская СОШ имени В

В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАОУ «МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ

Профессиональные стандарты для учителя –

Тот ключ, который может помочь

Примирить мнимое противоречие между ремеслом и творчеством

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550) установлено, что профессиональный стандарт педагога (далее — профстандарт) применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Некоторые проблемы, с которыми могут встретиться педагоги при введении профстандарта:

- Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых учеников:

со специальными потребностями в образовании;

учеников, для которых русский язык не является родным;

учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

- Педагог обязан эффективно вовлекать воспитанников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагог должен уметь:

формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.

работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

обучать на русском языке воспитанников, для которых он не является родным;

работать с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии;

Учитель, воспитатель должны обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Педагог обязан поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьёй, местным сообществом.

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет. При этом подготовительный период составляет всего ничего — только 1 год.

Во-первых, как говорил один классик, идея должна овладеть массами. Поэтому на первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя. Технологии здесь известны:

Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.

Рассмотрение содержания профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной деятельности.

Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.

Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.

Во-вторых, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены до 01.01.2014

В третьих. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. К сожалению, у нас как всегда — сначала в действие вводится профстандарт, а потом уж изменяется система переподготовки учителя.

Таким образом, представляется актуальным разработка программы по внедрению и апробации профессионального стандарта, а также разработка внутриорганизационного профессионального стандарта.

МБОУ СОШ № 9 пос

МБОУ СОШ № 9 ПРОФСТАНДАРТ "ПЕДАГОГ"

Рассмотрение (изучение) содержания профессионального стандарта

  • Проведение педагогического совета «Профессиональный стандарт «Педагог» как инструмент реализации ФГОС»
  • Изучение содержания профстандарта на заседаниях МО, кафедр и т.д.
  • Размещение материалов о подготовки образовательной организации к введению профстандарта на официальном сайте образовательной организации

Информирование органов государственно-общественного управления о переходе педагогов на профстандарты

  • Включение в работу органов государственно-общественного управления образовательной организации вопросов, связанных с введением профстандарта

Приведение в соответствие с профстандартом нормативной базы образовательного учреждения

Внесение изменений в:

  • Устав;
  • должностные инструкции учителей и воспитателей;
  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение об оплате труда;
  • Заключение трудовых соглашений в формате эффективного контракта
  • регламент проведения аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности;
  • положение о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др.

Разработка внутриорганизационного стандарта

  • Организация работы рабочей группы (временного трудового коллектива) по разработке внутриорганизационного профессионального стандарта на основе:
  • особенностей миссии образовательной организации;
  • особенности основной образовательной программы образовательной организации в части, формируемой участниками образовательных отношений
  • особенности контингента обучающихся в данной образовательной организации;
  • особенности микросоциума образовательной организации;
  • особенности педагогического состава образовательной организации;
  • особенностей организационной культуры образовательной организации др.
  • Организация всестороннего обсуждения внутриорганизационной модели профессионального стандарта (сайт, форумы, семинары, вебинары, конференции)
  • Организация внешней экспертизы внутриорганизационного компонента профстандарта

Организация процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов школы профстандарту .

  • Подготовка приказа о порядке проведения процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандарту
  • Внесение изменений в планы (программы) контрольно-диагностической работы ОО
  • Разработка (или приобретение) инструментария по выявлению соответствия профессиональных компетенций педагогов инвариантной и внутриорганизационной части профстандарта
  • Разработка графика проведения процедуры внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандарту

Анализ проблем педагогов и определение возможности решениях за счет внутренних и внешних ресурсов

  • Типологизация выявленных проблем по результатам внутреннего аудита соответствия профессиональных компетенций педагогов ОО профстандарту
  • Проведение SWOT-анализа, направленного на определение возможностей решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО и возможностей внешней среды

Разработка и создание условий для реализации индивидуальной образовательно-методической траектории педагога (что, когда, где, за счет каких ресурсов…).

  • Разработка предложений по совершенствованию работы научно-методических служб ОО (корпоративной системы повышения квалификации) с учетом выявленного дефицита компетенций педагогов в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта
  • Разработка и реализации программы работы методических, научно-методических подразделений, планов постоянно-действующих семинаров.
  • Разработка и реализация индивидуальных планов профессионально-личностного развития педагогов, с последующим выстраиванием индивидуального маршрута
  • Тьюторское сопровождение молодых педагогов

Как подготовиться к переходу на профстандарт педагога

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550) установлено, что профессиональный стандарт педагога (далее — профстандарт) применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года .

Некоторые проблемы, с которыми могут встретиться педагоги при введении профстандарта:

Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых учеников :

  • со специальными потребностями в образовании;
  • одарённых учеников;
  • учеников, для которых русский язык не является родным;
  • учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагог должен уметь:

  • формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность. ключевые компетенции и т. д.
  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования ;
  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным ;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении .

Учитель, воспитатель должны обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей .

Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в их числе — мультипликации, анимации, трёхмерной графики и прототипирования .

Педагог обязан поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьёй, местным сообществом.

И так далее (подробности читайте в статьях о профстандартах педагога в настоящем блоге).

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет. При этом подготовительный период составляет всего ничего — только 1 год.

Во-первых, как говорил один классик, идея должна овладеть массами. Поэтому на первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя. Технологии здесь известны:

  • Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.
  • Рассмотрение содержания профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной деятельности.
  • Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.
  • Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.

Во-вторых, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены до 1.01.2015 г.

В третьих. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. К сожалению, у нас как всегда — сначала в действие вводится профстандарт, а потом уж изменяется система переподготовки учителя.

В образовательных организациях так делать нежелательно, и можно поступить следующим образом:

1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

2. Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.

3. Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.

4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.

Ну, а далее предстоит реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки. Формы здесь всем известны:

  • самообразование,
  • целевые курсы,
  • курсы переподготовки,
  • стажировочные площадки,
  • работа в мастер-классах,
  • дистанционное обучение и т.д.

Если проблемы несоответствия профстандартам есть у многих педагогов, то можно воспользоваться командными и групповыми формами работы, когда специалисты методических служб приглашаются непосредственно в образовательную организацию для работы с педагогами по заданной теме (направлению), в т.ч. и на платной основе.

Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций это педагоги с значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая. Не оставляйте такого педагога один на один с собой, ведь он может не пройти аттестацию и тогда его придется увольнять. Довольно сомнительная перспектива.

Как оценивать соответствие педагогатребованиямстандарта

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить, например, посредством внутреннего и внешнего аудита.

Аудит(от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта (википедия).

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.

По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогов совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка: был – стал, или, в особо сложных случаях, например, ребёнок с синдромом Дауна, — показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Источник: профстандарт педагога, профстандарт педагога ( Концепция и содержание)

Поделиться

есть педагоги дошкольники, которые владеют всеми компетенциями о которых Вы пишите, в связи с давностью работы в учреждении, а вот уровень образования у многих не соответствует. Среди специалистов есть озеленители, товароведы и прочие «специалисты» по диплому,которые имеют опыт работы в дошкольной организации более 10-15 лет. А еще есть такие у которых свидетельство об окончании педкласса (этот уровень образования вообще не входит в средне-специальное образование). Вот с такими сотрудниками возникают трения, которым требуется переподготовка и получение специальности по диплому педагога дошкольника.

14.08.2014 eduinspector писал(а):

Уважаемая Светлана!
Советуем обратиться к приказу Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».Обратите внимание на ту часть документа, где речь идет об аттестации педагогических работников, не имеющих соответствующего уровня образования или опыта работы, но выполняющих в полном объеме и качественно возложенные на них обязанности.

03.12.2014 Ильшат писал(а):

Работаю воспитателем четвертый год, имею первую квалификационную категорию, обучаюсь на 3 курсе УрГПУ могу ли я работать дальше после вступления в силу профстандарта? Управление образования заставляет заведующую уволить за неимением пед образования.

08.12.2015 eduinspector писал(а):

Добрый день, Валентина! Указанная вами ситуация достаточно подробно описана в Комментарии к порядку проведения аттестации педработников (Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.) раздел «Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации», а также в ответе на вопрос 15 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского профсоюза работников образования РФ 2014 г.

16.03.2016 Ольга писал(а):

Здравствуйте! В профстандартах по должности педагог ничего не говорится о пед. работниках (воспитатели, социальный педагог, педагог-организатор, инструктор по труду), работающих в детских домах. Распространяются ли на них нововведения?

Здравствуйте! Работаю в детском саду воспитателем. Мне сказали что нужно оканчивать курсы. Имею диплом квалификация «Социальный педагог. Воспитатель.» по специальности Социальная педагогика. Скажите, действительно ли мне нужно переучиваться?