Руководства, Инструкции, Бланки

уведомление кредиторов о банкротстве образец img-1

уведомление кредиторов о банкротстве образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс?

Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс?

Сергей Ковалев, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Банкротство - процедура, в которой остро сталкиваются интересы должников и кредиторов. В сложной экономической обстановке эта тема приобретают особую важность. Накаляют атмосферу недавно принятые законом № 482-ФЗ поправки к закону о банкротстве.

На фоне изменений, вступивших в силу 29 января 2015 года, данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку некоторые положения серьезно затрагивают интересы участников процесса.

Именно о таких изменениях, а также о том, чьи интересы призван защитить закон после вступления поправок в силу, и пойдет речь ниже.

Пресс-служба АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Сергей Ковалев, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»


Как было раньше: Ранее должник практически всегда мог «перехватить» у кредиторов инициативу по введению банкротства и назначить на период наблюдения (а это, как правило, не менее 7 месяцев, установленных статьей 51 закона о банкротстве) подконтрольного управляющего, который мог:

• не препятствовать деятельности должника в период наблюдения,
• провести финансовый анализ в благоприятном для должника порядке и с благоприятными выводами,
• эффективно противостоять включению в реестр нежелательных кредиторов,
• помочь скрыть сделки (действия) должника, совершенные до и после введения наблюдения, которые потенциально могут быть оспорены,
• помочь вывести имущество должника,
• помочь или не препятствовать сокрытию документов и информации,

а также совершить ряд иных законных и незаконных действий, которые могли бы отсрочить получение контроля лицами, действующими в интересах кредиторов, а также сократить вероятность удовлетворения интересов кредиторов.

Что теперь: После внесения поправок должник не может инициировать процедуру банкротства с гарантированным назначением лояльной ему кандидатуры арбитражного управляющего на период наблюдения

Порядок действий: В соответствии с новой редакцией статьи 37 закона о банкротстве перед подачей заявления о признании себя банкротом должник обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд в Едином реестре сведений. Затем посредством случайного выбора происходит определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая впоследствии указывается в заявлении должника.

Указанные положения применяются с 1 июля 2015 года.

В переходный период с 29 января по 1 июля 2015 года должник вправе обратиться с заявлением о признании себя банкротом при условии предварительного (не менее чем за 30 календарных дней) уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов (пункт 3 статьи 4 закона № 482-ФЗ).

При этом законом № 482-ФЗ специально оговорено, что до утверждения Министерством экономического развития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение такой саморегулируемой организации осуществляется судом в произвольном порядке.

Риск злоупотреблений минимизирован, но не исключен: Возможность злоупотреблений здесь кроется в потенциальных договоренностях должника и руководства случайно выбранной саморегулируемой организации арбитражных управляющих о назначении лояльного управляющего. Таким образом, риск управления должником процедурой наблюдения уменьшен, но не исключен полностью.

Без суда и следствия

Как было раньше: До внесения поправок для всех категорий кредиторов действовал общий порядок:

1) обратиться в суд в порядке искового производства,

2) получить решение суда

3) дождаться его вступления в силу (в результате истечения срока на апелляционное обжалование либо подтверждения решения судом апелляционной инстанции),

4) лишь после этого подать на банкротство должника.

Что теперь: После внесения поправок банки могут подавать на банкротство должников без предварительного обращения в суд и получения вступившего в законную силу решения.

В новой редакции закона о банкротстве сделаны определенные послабления для кредиторов - кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Причем данный порядок касается всех категорий должников банков.

Порядок действий: Новая редакция пункта 2.1 статьи 7 закона о банкротстве предусматривает для кредитных организаций простой порядок для начала банкротства должника:

1) с 29 января до 1 июля 2015 года - кредитная организация не менее чем за 30 календарных дней до обращения в арбитражный суд уведомляет в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением о банкротстве должника,

Начиная с 1 июля 2015 года банк не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд публикует уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

2) после этого кредитная организация может подать на банкротство должника.

Преимущества для кредитных организаций: Теперь банк сможет начать процедуру банкротства должников без дополнительных судебных процедур и, в большинстве случаев, иметь возможность инициировать процедуру несостоятельности раньше других кредиторов, получив доступ к документам и имуществу должника на этапе наблюдения.

Как было раньше: Ранее в законе не было оснований для прекращения процедуры банкротства на любом этапе по причине установления судом злоупотреблений со стороны лица, подавшего заявление о банкротстве.

Что теперь: Новая редакция закона о банкротстве устанавливает, что формально обоснованное обращение заинтересованного кредитора или должника с заявлением о банкротстве должника, при его (должника) фактической платежеспособности, не является законным.

Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом, зная при этом, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что к этому моменту должник продолжает оставаться платежеспособным и что это соответствует интересам кредиторов.

Задача – борьба с злоупотреблениями со стороны должника: это положение направлено на борьбу с возможными злоупотреблениями со стороны должника либо заинтересованными по отношению к нему кредиторами (которые, по мнению законодателя, работают с ним в связке), когда последним по той или иной причине будет выгодно введение в отношении должника процедур банкротства.

Некоторые итоги

Несмотря на то, что это лишь малая часть внесенных поправок, затрагивающих интересы должников и кредиторов в процедуре банкротства, становится понятно, что многие положения направлены на защиту интересов кредиторов, прежде всего, кредитных организаций. Возможно, потому, что в сложившейся экономической ситуации банки были отнесены к группе риска, которая в связи со своей уязвимостью и профессионализмом может стать лучшими контролирующими кредиторами при проведении необходимых процедур.

Другие статьи

Заявление о банкротстве юридического лица - образец, иск в суд, позиция должников и кредиторов

Как оформить заявление о банкротстве юридического лица

Банкротство принято считать крайней степенью неплатежеспособности юридического лица. Процедура банкротства всегда начинается с подачи заявления. Сделать это может любой из участников финансовых отношений, как юридическое, так и физическое лицо .

Процедура банкротства при этом может иметь определенные отличия, но основные моменты не отличаются, по чьей бы инициативе ни проводилось банкротство.

Чтобы процедура была начата, необходимо правильно составить заявление, знать некоторые тонкости и нюансы процесса .

Общие положения

Юридическое лицо признается банкротом в случае, если оно не способно исполнить обязательства перед кредиторами, уплатить обязательные платежи в течение трех и более месяцев. Решение о банкротстве принимается либо по заявлению организации (при добровольном банкротстве), либо по решению арбитражного суда, проведенного по заявлению организаций и/или лиц-кредиторов.

Определяющей для процедуры является сумма долгов, которые компания имеет по отношению ко всем кредиторам в отдельности. Наличие дебиторской задолженности у юридического лица не мешает признать его банкротом.

Нюансы подготовки Как подать

Заявление о банкротстве юридического лица в 2016 году может быть подано от имени кредиторов или от имени самого юридического лица. При этом кредиторам предоставляется выбор, заявлять ли в суд или нет, но для компании, которая не может произвести выплаты задолженностей, процедура банкротства является обязательной.

В следующих случаях руководитель должен обращаться в арбитражный суд:

  • компания не имеет на свои счетах достаточно средств, чтобы в полном объеме погасить все кредитные задолженности;
  • в процессе ликвидации обнаружены признаки банкротства .

Срок подачи заявления с момента обнаружения такого положения для должника составляет один месяц. В суд обращается руководитель компании или другой сотрудник, представляющий ее интересы.

Кредиторы могут подавать заявление в любое время. Ликвидатор обязан подать заявление в такие же сроки, как и должник.

Если руководитель компании не обратится в положенные сроки в арбитражный суд, и кредиторы тоже не сделают этого, то нести ответственность за увеличение долгов и все убытки будет руководитель компании или ответственное должностное лицо.

Образец заявления о банкротстве юридического лица включает в себя следующую информацию:

  • наименование организации, куда подается заявление;
  • размер задолженности;
  • количество долгов у организации;
  • все имеющиеся у компании активы;
  • наличие дополнительных обязательств;
  • вознаграждение управляющего .

Вознаграждение управляющего имеет прямое отношение ко всем участникам процесса банкротства. Оно оплачивается из активов компании, а значит, на кредитные задолженности остается меньше средств.

Перечень бумаг

Для обращения в суд необходимы следующие документы:

  • документы, подтверждающие, что уведомление о банкротстве было направлено заказным письмом на адрес кредиторов и уполномоченных органов, уведомление о вручении этих писем;
  • квитанции об уплате госпошлины ли документы, подтверждающие, что у заявителя есть льготы по уплате, также заявление может сопровождаться ходатайством об уменьшении размера уплаты госпошлины или рассрочке для ее погашения;
  • документы, которые подтверждают полномочия представителя на обращение в суд и подписание документов;
  • документы, подтверждающие наличие кредитных задолженностей и невозможности их погашения в установленные сроки;
  • список, перечисляющий все учредительные документы организации;
  • список кредиторов, с указаниями всех кредиторских и дебиторских задолженностей, а также адресами всех организаций-кредиторов;
  • бухгалтерский баланс предприятия, полное перечисление имущества должника и его стоимости;
  • решение учредителей организации или собственника имущества;
  • решение о назначении представителя компании и в суде;
  • отчет от независимого оценщика о стоимости имущества юридического лица.

Все документы должны быть представлены в оригинале и в виде заверенных у нотариуса копий.

Варианты инициативы

Процесс подачи заявления и проведения процедура банкротства может иметь ряд особенностей в зависимости от заявителя:

Нужно ли посылать письменное уведомление кредиторам о намерении банкротиться?

Нужно ли посылать письменное уведомление кредиторам о намерении банкротиться?

Нужно. АПК РФ предусматривает уведомление о подаче иска. Заявление о банкротстве относится к исковым заявлениям. Отправляется копия заявления о банкротстве заказным письмом, доказательства отправки прикладываются к заявлению.

Полезно 12 Если вы считаете этот вопрос-ответ полезным, то отметьте его.

Информация по теме заявление о банкротстве гражданина

В чем различие банкротства и реструктуризации долга

Чем отличается процесс банкротства гражданина от банкротства индивидуального предпринимателя?

Кто финансирует процедуру банкротства гражданина?

Я физическое лицо, если меня признают банкротом, должен ли я ходить на суд и прочие мероприятия?


Услуга Бесплатная консультация специалиста по банкротству физических лиц.
Мы подскажем как сделать лучше.

Услуга Банкротство граждан - физ.лиц в Уфе. Пакет услуг: ОПТИМАЛЬНЫЙ.
Услуга Представление интересов гражданина - физ.лица по банкротству в суде

Поиск по всему сайту:

Уведомление кредиторов о банкротстве образец

Банкротство. Нововведения с 1 июля 2015 года

Жизнь не стоит на месте. Вместе с нею постоянно меняется отечественное законодательство. Зачастую поправки в нормативно-правовые акты вносятся стремительным домкратом, без обсуждений и консультаций. Не всегда во внимание принимается опыт правоприменения, успешный или отрицательный. Но что есть, то есть. Наша задача – разобраться в нововведениях и понять, как их применять на практике.

В непростой экономической обстановке законодательство о банкротстве – одно из самых востребованных. И оно тоже активно меняется. Так, в декабре 2014 г. Государственная Дума приняла аж пять законопроектов, реформирующих Закон о банкротстве. Они вступали в силу поэтапно, но 1 июля 2015 года этот процесс завершился.

Ознакомимся с наиболее значимыми нововведениями.

Возбуждение дела о банкротстве Увеличение размера требований кредиторов

Если раньше для подачи заявления о банкротстве минимальная сумма требования к должнику должна была составлять 100 тысяч рублей, то теперь – 300 тысяч. Период просрочки остался прежним – 3 месяца.

Возможность подачи заявления о банкротстве без просуживания задолженности

По старой редакции закона обязательным условием подачи заявления о банкротстве было просуживание задолженности. К заявлению нужно было прикладывать вступившее в законную силу решение суда, установившее размер долга.

Теперь заявление о банкротстве своего должника без обращения в суд могут подать:

– налоговые органы;

– таможенные органы.

Налоговые и таможенные органы могут обращаться с заявлением о банкротстве должника по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании налога или сбора.

Для банков – более сложный процесс. Если их должник более 3 месяцев не возвращает кредит, банк, прежде чем обратиться с заявлением о его банкротстве, за 15 дней обязан на специальном сайте – Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц – опубликовать объявление о своем намерении банкротить заемщика.

Уведомление кредиторов должником

Если юридическое лицо намерено подать заявление о собственном банкротстве, оно, как и банк, обязано уведомить об этом своих кредиторов. Делается это через тот же сайт. За те же 15 дней.

Назначение арбитражного управляющего

В Закон о банкротстве внесены существенные изменения, направленные на преодоление практики назначения своего управляющего при подаче должником заявления о собственном банкротстве.

Теперь должник в заявлении не может указать кандидатуру временного управляющего. Он даже не может выбрать определенную СРО. В скором времени Минэкономразвития должно принять порядок случайного выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче заявления должника. Пока же СРО будет выбирать суд. И уже из состава членов СРО будет выбран конкретный управляющий.

Что касается заявлений о банкротстве, подаваемых кредиторами, – там все без изменений. Кредитор по-прежнему вправе предлагать конкретную кандидатуру арбитражного управляющего или СРО.

Права кредиторов и порядок проведения собрания кредиторов

В данной сфере произошло три важных изменения.

Во-первых, Закон установил, что кредиторы должны уведомляться о проведении собрания не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения.

Во-вторых, залоговые кредиторы получили право голосовать во всех процедурах.

В-третьих, кредиторы, у которых более 10% голосов в реестре, получили право оспаривать сделки должника в процедуре конкурсного производства. Это очень важно. Нередко конкурсный управляющий, оспаривая сделки должника, только изображает видимость борьбы за права кредиторов, а на самом деле прикрывает вывод активов и прочие действия должника и его владельцев. С 1 июля 2015 года кредиторы сами смогут бороться за возврат в конкурсную массу незаконно выведенного имущества. Они получают право не только подавать соответствующие заявления, но и представлять и истребовать доказательства, склоняя суд к справедливому решению.

Таковы основные нововведения банкротного законодательства.
Нельзя также не упомянуть о том, что теперь отменен отдельный Закон о банкротстве кредитных организаций (все его нормы включены в основной Закон о банкротстве).

Еще одно важнейшее нововведение – это утверждение положений о банкротстве физических лиц. Но о них мы поговорим позже.

Также может вас заинтересовать:
  • Перенос выходных дней в 2014 году
  • Отзыв лицензии (банкротство) банка. Часть 2. Что делать индивидуальному предпринимателю?
  • Банкротство ООО: что делать кредитору?
  • Next Банкротство физического лица. Часть 1. Общие вопросы
  • Previous Как затянуть срок вступления решения суда в законную силу
Добавить комментарий Отменить ответ

Документы при банкротстве - Банкротство РФ

Документы при банкротстве Документы при банкротстве

Документы в процедуре банкротства

Объявление в газету
«Коммерсантъ» — договор, реквизиты
Квитанция об оплате объявления
Уведомление о публикации
Уведомление директора, бухгалтера
Запрос документов у директора
Уведомление кредитора
Запрос в УФССП
Уведомление ИФНС
Уведомление УФРС
Уведомление ФСС
Запрос в ФГУ Земельная кадастровая палата
Запрос в Гостехнадзор
Запрос в ГИБДД
Запрос в БТИ
Запрос в ИФНС
Уведомление банка
Запрос о предоставлении протокола собрания
Запрос в Территориальное управление Росимуществом
Предложение участникам должника
Ходатайство об отстранении руководителя
Доверенность
Возражение по заявленным требованиям
Отзыв по заявленным требованиям
Уведомление о заявленных требованиях
Уведомление о собрании кредиторов
Протокол собрания кредиторов
Отчет о деятельности временного управляющего Отчет временного управляющего
Бюллетень
Журнал регистрации участников собрания кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросам повестки дня
Бюллетень для голосования по вопросу определения количества состава комитета кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросу об избрании членов комитета кредиторов
Отчет об использовании денежных средств должника
Отчет о деятельности временного управляющего в АС
Отчет о деятельности временного управляющего в СРО
Протокол собрания кредиторов
Заявление в АС об утверждении мирового соглашения
Текст мирового соглашения
Реестр требований кредиторов
Реестр исходящих писем
Финансовый анализ предприятия

Уведомление директора, бухгалтера
Уведомление собственника имущества должника
Уведомление о публикации
Объявление в газету
«Коммерсантъ» — договор, реквизиты
Квитанция по оплате, гарантийное письмо
Приказ на инвентаризацию
Приказ бухгалтерии
Список основных средств на балансе, но не в наличии
Акт приема-передачи бухгалтерии
Акт приёма-передачи печати
Уведомление УФССП
Уведомление ИФНС
Уведомление банка
Запрос ФСС
Запрос в УФРС
Запрос в ФГУ Земельная кадастровая палата
Запрос в ГИБДД
Запрос в Территориальное управление Росимуществом
Инвентаризационная опись
Уведомление кредитора
Исковое заявление
Уведомление дебитора
Возражение по заявленным требованиям
Отзыв по заявленным требованиям
Уведомление о заявленных требованиях
Бюллетень
Отчеты о деятельности внешнего управляющего в АС
Протокол собрания кредиторов
Уведомление о собрании кредиторов
Отчет об использовании денежных средств должника
Журнал регистрации участников собрания кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросам повестки дня
Бюллетень для голосования по вопросу определения количества состава комитета кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросу об избрании членов комитета кредиторов
Отчет о деятельности арбитражного управляющего в СРО
Протокол собрания кредиторов
Отчет об использовании денежных средств должника
Положение о проведении аукционов
Протокол собрания конкурсной комиссии
Протокол об итогах заседания конкурсной комиссии
Положение об организации продажи имущества на аукционе
Положение о проведении конкурса по продаже имущества должника
Протокол собрания аукционной комиссии
Отчет о деятельности внешнего управляющего
Протокол собрания кредиторов
Отчет о деятельности внешнего управляющего в СРО
Платежная ведомость (кредиторы второй очереди)
Заявление в АС об утверждении мирового соглашения.
Реестр требований кредиторов
Реестр исходящих писем

Уведомление директора о последствиях
Приказ бухгалтерии
Приказ на инвентаризацию
Акт приёма-передачи печати
Акт приёма-передачи бухгалтерии
Уведомление ИФНС
Объявление в газету
«Коммерсантъ» — договор, реквизиты
Квитанция по оплате, Гарантийное письмо
Уведомление о публикации
Уведомление-Запрос в УФССП
Запрос в ГИБДД
Запрос в Гостехнадзор
Запрос в БТИ
Запрос в ОБЭП
Запрос в ФГУ Земельная кадастровая палата
Запрос в УФРС
Запрос в ГИМС
Запрос в суд
Уведомление-запрос в УПФ
Уведомление работников должника
Уведомление банка
Заявление в ИФНС об открытии счета
Уведомление банка о закрытии счета
Заявление в ИФНС о закрытии счета
Требования к дебитору
Исковое заявление
Уведомление кредитора
Возражение по заявленным требованиям
Отзыв по заявленным требованиям
Уведомление о заявленных требованиях
Инвентаризационная опись
Список основных средств на балансе, но не в наличии
Бюллетень
Уведомление о собрании кредиторов
Протокол собрания кредиторов
Протокол заседания Комитета кредиторов
Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества
Журнал регистрации участников собрания кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросам повестки дня
Бюллетень для голосования по вопросу определения количества состава комитета кредиторов
Бюллетень для голосования по вопросу об избрании членов комитета кредиторов
Отчеты о деятельности конкурсного управляющего в СРО
Протокол собрания кредиторов
Отчеты об использовании денежных средств должника
Отчеты о деятельности конкурсного управляющего в АС
Положение о проведении конкурса по продаже имущества должника
Протокол собрания конкурсной комиссии
Протокол об итогах заседания конкурсной комиссии
Положение о проведении аукционов
Положение об организации продажи имущества на аукционе
Протокол собрания аукционной комиссии
Ходатайство на продление конкурсного производства
Платежная ведомость (кредиторы второй очереди)
Ходатайство в суд на досрочное завершение конкурсного производства
Заявление в банк
Заявление в ИФНС
Заявление о снятия с учета
Уведомление о принятии решения о ликвидации
Уведомление о формирования ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора
Документ в АС об исключении из ЕГРЮЛ
Заявление в АС об утверждении мирового соглашения
Текст мирового соглашения
Реестр исходящих писем

Комментарий к статье 100 закона о банкротстве

Комментарий к статье 100 закона о банкротстве. Судебная практика: Установление размера требований кредиторов

В статье определен порядок установления размера требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 1 статьи кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Как предусмотрено при этом, указанные требования подлежат направлению в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Согласно данному пункту эти требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Ранее в п. 1 ст. 75 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что требования кредиторов направляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Пункт 1 статьи также устанавливает обязанность кредитора, предъявившего свои требования, возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований. Данное положение введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ, в связи с чем в п. 33 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 даны соответствующие разъяснения. В пункте 34 названного документа предписано учитывать, что положения статьи об обязанности предъявляющего требование кредитора возместить расходы арбитражного управляющего на уведомление кредиторов распространяются как на конкурсных кредиторов, так и на уполномоченный орган.

В пункте 2 статьи закреплена обязанность внешнего управляющего в течение пяти дней с даты получения требований кредитора уведомить представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Пункт 2.1 статьи, введенный Законом 2008 г. N 296-ФЗ, возлагает также на внешнего управляющего обязанность в течение пяти дней с даты получения требований кредитора и возмещения расходов на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований уведомить кредиторов (до внесения изменения Законом 2009 г. N 195-ФЗ говорилось также об уполномоченных органах), требования которых включены в реестр требований кредиторов, о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами. Кроме того, внешний управляющий в течение пяти дней с даты направления уведомлений обязан представить в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов о получении таких требований.

Порядок уведомления кредиторов о вновь заявленных требованиях и компенсация расходов арбитражного управляющего на уведомление

п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 устанавливает альтернативные способы уведомления кредиторов: или всех кредиторов, или представителя собрания кредиторов, или представителя комитета кредиторов (если таковые избраны). Копии документов о вновь заявленных требованиях арбитражный управляющий имеет право не высылать. Однако извещение о вновь заявленных требованиях должно содержать наименование кредитора, заявившего свои требования, сумма требований, их очередность, а также основания их возникновения. Извещение направляется кредиторам по правилам главы 12 АПК РФ.

В зависимости от ситуации арбитражный управляющий определяет примерную сумму своих расходов и извещает о них кредитора вместе с информацией о своих банковских реквизитов. При этом по смыслу как закона о банкротстве, так и постановления Пленума ВАС выбирается наиболее экономичный вариант. Разногласия по сумме расходов разрешаются арбитражным судом по правилам ст. 60 закона о банкротстве. Обязанность доказывания обоснованности суммы расходов, подлежащих возмещению, возлагается на арбитражного управляющего.

Ранее в п. 2 ст. 75 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что внешний управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов и по результатам их рассмотрения вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов не позднее чем через две недели после получения соответствующего требования. При этом предусматривалось, что о результатах рассмотрения требования кредитора внешний управляющий уведомляет соответствующего кредитора в срок, не превышающий одного месяца с момента получения указанного требования.

В положениях п. 3 статьи определен порядок предъявления возражений относительно требований кредиторов: возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов; возражения предъявляются в течение 30 дней с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора. Прежняя регламентация сводилась к положению п. 3 ст. 75 Закона 1998 г. о банкротстве, устанавливавшему, что возражения по результатам рассмотрения внешним управляющим требований кредиторов могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в месячный срок с момента их получения.

Пункт 4 статьи регламентирует рассмотрение возражений относительно требований кредиторов: арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований; по результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов; в определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

В пункте 5 статьи определен порядок рассмотрения требований кредиторов, по которым не поступили возражения: такие требования при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов; по результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов; указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Ранее в п. 4 ст. 75 Закона 1998 г. о банкротстве предусматривалось, что требования кредиторов, по которым не заявлено возражений в установленный срок, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим. В отношении требований, по которым заявлены возражения, в п. 5 указанной статьи устанавливалось, что такие требования рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 46 "Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству" данного Закона.

Пункт 5.1 статьи, введенный Законом 2008 г. N 296-ФЗ, на случай отказа кредитора, предъявившего требование, от возмещения расходов на уведомление кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, предусматривает, что арбитражный суд возвращает указанное требование, о чем выносит соответствующее определение (указание на определение введено Законом 2009 г. N 195-ФЗ; этим же Законом исключено упоминание на уведомление уполномоченных органов).

Следует упомянуть, что Определением КС России от 24 февраля 2011 г. N 164-О-О <1> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на п. п. 2.1 и 5.1 статьи, в которой утверждалось, что положения этих пунктов обязывают кредитора до рассмотрения его требований и определения арбитражным судом фактического размера понесенных арбитражным управляющим расходов возмещать расходы арбитражного управляющего на уведомления иных кредиторов, а арбитражному суду позволяют оставлять заявления такого кредитора без движения и (или) возвращать без рассмотрения ввиду отсутствия названного предварительного возмещения расходов на уведомления.

Согласно п. 6 статьи определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов, во-первых, подлежит немедленному исполнению и, во-вторых, может быть обжаловано. Соответственно, указанные определения могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения (см. ст. 61 Закона).

В пункте 6 статьи также установлена обязанность арбитражного суда направить определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов внешнему управляющему или реестродержателю и заявителю.

Пункт 7 статьи, введенный Законом 2008 г. N 296-ФЗ, предусматривает, что в случае признания арбитражным судом причин незаявления требования в ходе наблюдения уважительными (до внесения Законом 2009 г. N 195-ФЗ изменения также говорилось о таком условии, как невозможность заявления такого требования после прекращения внешнего управления) арбитражный суд в определении о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов вправе возложить на должника обязанность по возмещению расходов кредитора на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.

В пункте 8 статьи, введенном Законом 2008 г. N 296-ФЗ, определен порядок рассмотрения требований кредиторов, предусмотренных данной статьей, - требования рассматриваются судьей арбитражного суда в течение 30 дней с даты истечения срока предъявления возражений.

Банкротство по новым правилам

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом [1]. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.

[1] Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.