Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2тэ116 img-1

руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2тэ116

Рейтинг: 4.6/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тепловозов

Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тепловозов 2.1. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тепловозов

Надежность тепловоза определяется совершенством его конструкции, технологии изготовления, а также уровнем технического обслуживания и ремонта. В процессе эксплуатации на тепловоз воздействуют различные факторы. Ему приходится работать при температуре наружного воздуха от -50 до +40 °С, когда идет дождь, снег или проносится песчаная буря; на дорогах с хорошим и плохим состоянием пути; тянуть поезда по перевалистому пути; работать на горных участках, где воздух более разрежен, чем на равнине; часто останавливаться и вновь набирать нужную скорость.

Каждый из этих факторов дает о себе знать по мере нарастания пробега. Механизмы тепловоза постепенно изнашиваются, в результате чего изменяются геометрические размеры и форма деталей, характер посадки сопряженных деталей и качество их поверхностей. Прочность многих деталей под влиянием высоких температур и значительных удельных нагрузок уменьшается, они теряют работоспособность и начинают разрушаться. Изоляция токове-дущих частей электрического оборудования постепенно стареет под воздействием токовых нагрузок и осаждения на замасленных и увлажненных изоляционных поверхностях токопроводящих загрязнений. Резиновые детали теряют эластичность, покрываются сеткой трещин и разрушаются. Фильтры, предназначенные для очистки масла, топлива и воздуха, загрязняются и перестают выполнять свои функции. Многие детали и механизмы загрязняются, покрываются нагаром, накипью, коррозией, окислами и т.п.

Все это приводит к тому, что тяговые качества тепловоза ухудшаются, он становится менее надежным, часто начинает «болеть», расходы на его содержание возрастают. И, если в процессе эксплуатации не принять своевременно нужных мер, то тепловоз, не достигнув предельного возраста, перестанет выполнять свои функции. Каждый новый тепловоз имеет определенные показатели надежности и работоспособности, которые характеризуют его качество.

Надежность — это свойство тепловоза выполнять тяговые функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных параметров в заданных пределах, соответствующих за-

данным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, включающим в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

К эксплуатационным параметрам относятся мощность, скорость, расход топлива и т. п. Если надежность сборочной единицы локомотива равна 0,95, то это означает, что 95 % данных сборочных единиц, находящихся в эксплуатации, проработают установленный период без отказа, а 5 % откажут.

Безотказность — это свойство тягового подвижного состава непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени без вынужденных перерывов на ремонт.

Долговечность — это способность тепловоза сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность — это приспособленность тепловоза к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их путем проведения технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость — это свойство тепловоза непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние и при нахождении в резерве или транспортировании, и после этого срока.

Исправность или неисправность — это состояние тепловоза, при котором он соответствует всем требованиям или не соответствует хотя бы одному из требований Правил технической эксплуатации (ПТЭ) и Правил ремонта (ПР).

Работоспособность — это состояние тепловоза, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Такими параметрами являются мощность, скорость, расход топлива и смазки и другие параметры.

Не всякая неисправность связана с потерей работоспособности. Например, у тепловоза повреждена окраска или подтекает сальник водяного насоса дизеля и т. п. Такая машина неисправна, однако она остается работоспособной. Нарушение исправного состояния тепловоза при сохранении его работоспособности называется повреждением.

Отказ — это событие, в результате которого тепловоз полностью или частично теряет свои тяговые свойства. Отказом локомотива следует считать любую техническую неисправность, вызвавшую внезапную остановку поезда на участке для ее устранения. Отказы делятся на две группы: катастрофические (внезапные) и параметрические (постепенные).

Катастрофические отказы — это отказы, которые обычно трудно предупредить, так как их появления не могут быть установлены заранее. Параметры катастрофических отказов обычно неизвестны,

или не поддаются контролю, либо требуют весьма трудоемкого и дорогостоящего контроля.

Параметрические отказы — это отказы, связанные с наблюдаемыми изменениями (регулировки, износа и т.п.). Эти параметры можно контролировать, а значит, их можно предотвращать соответствующими воздействиями на эти параметры. События, которые приводят к отказу тепловоза или его агрегатов, носят случайный характер, и поэтому предупреждение отказов представляет собой сложную задачу.

Важным показателем надежности является интенсивность отказов — X. В упрощенном варианте интенсивность отказов есть отношение числа отказавших сборочных единиц в единицу времени (или пробега) к среднему числу сборочных единиц, исправно работающих в течение этого же периода.

Многочисленными исследованиями установлена характеристика распределения отказов во времени или пробеге тепловоза (рис. 2.1).

Характеристика А,(/) состоит из трех периодов:

I — отказы в период приработки;

/7 — период нормальной эксплуатационной работы с постоянным потоком отказов;

///— период нарастания отказов вследствие старения и интенсивного изнашивания деталей сборочной единицы и тепловоза в целом.

Техническое обслуживание. Техническое обслуживание — это система мероприятий профилактического характера, предназначенная для снижения интенсивности изнашивания деталей, сборочных единиц и агрегатов тепловозов; своевременного выявления неисправностей; предупреждения отказов путем диагностирования без разборки; поддержания тепловозов в работоспособном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу и безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивными бригадами при приемке и сдаче тепловоза, а также в пути следования его с поездом. Бригады выполняют работы по смазыванию, креплению ослабших соединений, проверке состояния экипажа, тормозного оборудования и тяговых электродвигателей. Локомотивные бригады несут ответственность за правильный режим работы тепловоза, своевременное предупреждение и устранение выявленных неисправностей и содержание его в исправном состоянии.

Техническое обслуживание ТО-2 проводят на специальных смотровых канавах и в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), оборудованных средствами диагностики, специальными приспособлениями и инструментом и располагающих технологическим запасом деталей и материалов. Работы выполняют высококвалифицированные слесари под руководством мастера. На маневровых и вывозных тепловозах ТО-2 выполняют слесари совместно с локомотивными бригадами. В состав работ входят операции по контролю за состоянием ходовых частей, тормозного и другого оборудования, обеспечивающего безопасность движения и предупреждению повреждений тепловозов в эксплуатации.

Периодичность технического обслуживания ТО-2 устанавливает начальник железной дороги (исходя из условий эксплуатации) в пределах 24. 28 ч независимо от выполненного пробега. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 для грузовых двухсекционных тепловозов не более 1,5 ч, для пассажирских — не более 2 ч.

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в депо приписки тепловоза для предупреждения появления неисправностей, поддержания тепловозов в работоспособном состоянии, обеспечения их бесперебойной работы и безопасности движения. При этом виде технического обслуживания, кроме осмотров, предусмотренных ТО-2, выполняют некоторые ремонтные операции (смена фильтров, снятие форсунок для проверки на стенде, замена щеток электрических машин, очистка выпускных окон и т.д.).

Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива для поддержания оптимального размера проката. Продолжительность технического обслуживания ТО-4 устанавливается начальником дороги с учетом местных условий из расчета 1. 1,2 ч на обточку одной колесной пары. Разрешается совмещать обточку колесных пар с техническим обслуживанием ТО-3 и текущими ремонтами ТР-1, ТР-2, увеличивая нормы простоя на них из расчета 1. 1,2 ч на обточку одной колесной пары.

Номера технических обслуживании связаны между собой такой особенностью: состав плановых работ при ТО с большим номером обязательно включает в себя работы, имеющиеся в регламенте на техническое обслуживание с меньшим номером, т. е. при ТО-2 выполняются работы ТО-1 и сверх того специфические операции; при ТО-3 выполняются объем ТО-2 и плюс свои операции. Эта особенность характерна для всех видов технического обслуживания и ремонта тепловозов, кроме ТО-4 и ТО-5. Так, при текущем ремонте ТР-1 выполняют ТО-3 с соответствующими дополнительными работами по этому виду ремонта, при ТР-2 делаются ТР-1 и плюс операции, необходимые при ТР-2, и т.д. при ТО-5 производят подготовку к ремонту и др.

Текущие ремонты. Системой технического обслуживания и ремонта предусмотрено выполнение в локомотивных депо текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 и ТР-3. Под ремонтом понимается совокупность работ, направленных на восстановление основных эксплуатационных характеристик, исправности и работоспособности локомотивов в соответствующих межремонтных периодах путем ревизии, ремонта и замены отдельных деталей, сборочных единиц и агрегатов, регулировки и испытаний, а также частичной модернизации. Текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 локомотивов выполняют комплексные и специализированные бригады.

Текущий ремонт ТР-1 производится в основном в условиях депо и заключается в осмотре, ревизии и очистке, а при необходимости и в ремонте сборочных единиц (колесные пары, рессорное подвешивание, тормозное оборудование); осмотре тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и электроаппаратуры; проверке зазоров подшипников коленчатого вала дизеля, моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей; осмотре поршневых колец и втулок цилиндров дизеля; ревизии и очистке турбокомпрессоров со снятием их с локомотива, проведении реостатных испытаний и т.д.

Текущий ремонт ТР-2 предназначен в основном для ремонта дизеля и вспомогательного оборудования. Основным фактором, определяющим постановку тепловоза на ТР-2, является износ ци-линдропоршневой группы дизеля. При текущем ремонте ТР-2 дополнительно к ТР-1 производят ремонт шатунно-поршневой группы и втулок цилиндров, топливной аппаратуры, систем регулирования частоты вращения и мощности дизеля, редукторов, воздухо-нагнетателей, электропневматических приводов регулятора, контакторов, реверсора, вентилей; прожировку кожаных манжет аппаратов; лечебный заряд аккумуляторной батареи; ревизию якорных подшипников всех электрических машин (кроме тяговых электродвигателей); подбивку моторно-осевых подшипников; съемку и осмотр кожухов зубчатой передачи; промежуточную ревизию букс с проверкой разбегов колесных пар и ремонт вентиляторов ТЭД; ремонт тормозного компрессора, автотормозных приборов; полный осмотр автосцепки и фрикционных аппаратов. После выполнения ТР-2 проводятся полные реостатные испытания тепловоза.

Текущий ремонт ТР-3 предусматривает ремонт экипажной части и тяговых электрических машин; изнашивание их основных деталей определяет постановку тепловоза на этот вид ремонта. При текущем ремонте ТР-3 дополнительно к работам по ТР-2 ремонтируют антивибратор, предельный регулятор, водяной и масляный насосы, привод масляного насоса, воздуходувку и ее эластичный привод, вертикальную передачу, секции холодильника, редукторы, тяговые электродвигатели, двухмашинные агрегаты, электродвигатели калорифера, топливоподкачивающего и масло-

Примечание. Для тепловозов, имеющих три и более секций, норма продолжительности технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 увеличивается на каждую (более двух) секцию на 4 и 8 ч соответственно.

прокачивающего насосов, аккумуляторные батареи и электрические аппараты. При этом ремонте производятся выкатка из-под тепловоза тележек с полной их разборкой, освидетельствование колесных пар с обточкой бандажей, ремонт рам тележек, букс, рессорного подвешивания, опор рамы тепловоза, кузовного оборудования, песочниц, тормозной рычажной передачи, автоматической локомотивной сигнализации, автостопов, скоростемеров и противопожарной установки.

После выполнения текущего ремонта ТР-3 тепловоз проходит полные реостатные и обкаточные испытания пробной поездкой.

Среднесетевые нормы продолжительности ТО и ТР тепловозов приведены в табл. 2.1.

Капитальные ремонты. Системой технического обслуживания и ремонта тепловозов предусмотрено выполнение капитальных ремонтов КР-1 и КР-2.

Капитальный ремонт КР-1 предназначен для восстановления эксплуатационных характеристик и ресурса (срока службы) тепловоза путем замены и ремонта изношенных и поврежденных агрегатов, сборочных единиц и деталей, а также путем модернизации.

В процессе капитального ремонта КР-2 восстанавливают эксплуатационные характеристики и полный ресурс (срок службы) всех агрегатов, сборочных единиц и деталей, включая базовые, полностью заменяют провода и кабели, а также выполняют модернизацию тепловоза.

Основной фактор постановки тепловоза на капитальный ремонт — износ шеек коленчатого вала дизеля и старение изоляции электрических машин, кабелей и электропроводки. Эти виды ремонта выполняются на тепловозоремонтных заводах и в крупных депо, имеющих соответствующее оборудование. Объем капитального ремонта таков, что для его выполнения требуется дорогостоящая оснастка. Такую оснастку нецелесообразно иметь в депо, поскольку даже в самых крупных депо годовая потребность в капи-

Рис. 2.2. Виды и периоды межремонтной работы тепловозов типа ТЭ10

ТО-3 — техническое обслуживание; ТР-1. ТР-3 — текущие ремонты; КР-1, КР-2 — капитальные ремонты

тальных ремонтах возникает не более чем у нескольких десятков локомотивов. Даже если бы капитальные ремонты выполнялись в одном депо для целой дороги, то в среднем потребовалось бы отремонтировать не более сотни секции одной серии. При такой программе загрузка тяжелого ремонтного оборудования была бы слишком мала, чтобы окупиться даже за многие годы.

Виды и периоды межремонтной работы тепловозов типа ТЭ10 и ТЭМ представлены на рис. 2.2.

На основе среднесетевых норм межремонтных периодов (табл. 2.2), каждая дорога утверждает для своих депо дифференцированные нормы межремонтных периодов. Дифференцированные нормы межремонтных периодов рассчитываются с учетом показателя использования мощности тепловоза, который представляет собой расход топлива, отнесенный к 1 км пробега или 1 ч его работы. Дифференциация межремонтных периодов позволяет изменять объем обязательных работ при технических обслуживаниях и ремонтах в зависимости от загрузки тепловоза в период его эксплуатации.

Департаментом локомотивного хозяйства МПС в 2002 г. был утвержден капитальный ремонт с продлением срока службы локомотива (КРП).

Диагностика. В различных депо сети железных дорог внедряется новый метод контроля надежности тепловозов в эксплуатации — безразборная диагностика технического состояния локомотива. Диагностика позволяет уменьшить потери в эксплуатационной работе и снизить затраты на проверку технического состояния сборочных единиц и агрегатов. Техническое диагностирование — процесс определения технического состояния объекта.

Максимальная продолжительность межремонтных периодов*, тыс. км/время

* Учитывается только время нахождения в эксплуатируемом парке. ** Межремонтные периоды для тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70, 2ТЭ121 корректируются по мере накопления опыта их эксплуатации.

Комплексное диагностирование тепловоза выполняется в нескольких депо сети. На примере комплексного диагностирования тепловозов в депо при выполнении технического обслуживания ТО-3 проиллюстрируем преимущества использования такого метода.

На первой ремонтной позиции поточной линии на основании осмотра тепловоза с учетом записей в журнале формы ТУ-152 и результатов анализа картерного масла оценивают состояние его сборочных единиц и агрегатов и составляют программу диагностических проверок, которую передают на последующие позиции. Кроме перечисленного на первой позиции отбирают пробы масла из различных агрегатов тепловоза.

На второй ремонтной позиции предусмотрены автоматический обмер колесных пар, диагностирование вращающихся вывешенных колесно-моторных блоков (якорные, буксовые и мотор-но-осевые подшипники, тяговый редуктор, щеточный аппарат), автоматический поиск возможных мест замыканий на корпус и

утечек тока в электрических цепях, контроль с регулировкой срабатывания электрических аппаратов, проверка пожарной сигнализации, диагностика контрольно-измерительных приборов, автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), радиосвязи. Результаты диагностирования и перечень необходимых работ передают на ЭВМ центрального поста диагностики.

На третьей позиции диагностируют состояние дизеля с применением реостатного или безреостатного метода (состояние и работу топливной аппаратуры, цилиндропоршневой группы, водяной и масляной систем и т.д.); системы автоматического регулирования температуры теплоносителей, проверяют параметры селективной и внешней характеристик дизель-генератора. На этой позиции предусмотрено обязательное выполнение осмотров и смазочных работ, установленных Правилами ремонта тепловозов.

На основании выполненных диагностических мероприятий составляют паспорт-заключение, где фиксируют принятые решения о необходимости дополнительных работ.

Методы ремонта. При крупноагрегатном методе ремонта на участках текущего ремонта бригады слесарей демонтируют агрегаты и сборочные единицы с тепловоза и передают их для ремонта на заготовительный участок, после чего выполняют монтаж на тепловозе отремонтированных или новых агрегатов и сборочных единиц. Кроме того, эта бригада ремонтирует и контролирует не снимаемое с тепловоза оборудование и смазывает его. Ремонт и испытания демонтированных агрегатов и сборочных единиц осуществляются в соответствующих отделениях заготовительного участка.

При организации ремонта поточным методом создаются так называемые позиционные бригады, закрепленные за ремонтными позициями поточной линии. При стационарном методе ремонта бригады могут специализироваться по ремонту определенных агрегатов и сборочных единиц тепловоза: дизеля, электрического оборудования, экипажной части, вспомогательного оборудования. Такая специализация слесарей позволяет повысить их профессиональные навыки и ответственность за качество выполненной работы. В некоторых депо имеются специализированные бригады агрегат-но-заготовительного участка, которые, кроме ремонта и испытаний сборочных единиц и деталей, на своем участке выполняют сборочно-разборочные работы на всех ремонтируемых тепловозах.

В депо имеются также отделения для ремонта контрольно-измерительных приборов и скоростемеров, аккумуляторных батарей, секций холодильников, автотормозного оборудования и пр. Для удовлетворения нужд заготовительного участка в депо имеются следующие отделения: механическое, кузнечное, термическое, сварочное, гальваническое, полимерное и др. К вспомогательным отделениям депо относятся инструментальное, по ремонту механического и энергетического оборудования, компрессорная станция и др.

Другие статьи

Все по Тепловозам - ИНСТРУКЦИИ РЖД

ИНСТРУКЦИИ РЖД

Воскресенье, 02.10.2016, 21:14
Приветствую Вас Гость

Инструкции РЖД

(В этом каталоге вы можете скачать различную железнодорожную литературу:
инструкции,приказы,распоряжения ржд и мпс,железнодорожные книги,
электрические и пневматические схемы локомотивов,мультимедийные пособия)

Все материалы присланы или взяты из открытых источников и не предназначены для коммерческого использования. Если Вы увидели нарушение авторских прав, сообщите пожалуйста об этом администрации сайта

» Все по Тепловозам Техническое обслуживание тепловозов


Мигирин Н.М. Методическое пособие для локомотивных бригад. Белорусская ж.д. Гомельский учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 60 с. Приведены теоретические сведения по техническому обслуживанию тепловозов серий 2М62, 2ТЭ10М (У). Отражены положения о труде и отдыхе локомотивных бригад, вопросы ухода за экипажной частью тепловозов, дизелями, вспомогательным и электрическим оборудованием. Даны рекомендации по действию локомотивной бригады при возникновении неисправностей в электрических цепях тепловозов, срабатывании аппаратов защиты. Рассмотрены приемы управления тепловозом при ведении поезда, пути экономии топлива. Предназначено для слушателей учебных центров, локомотивных бригад.

Устранение неисправностей тепловоза ТЭМ18ДМ

Электрические схемы тепловоза ТЭП-70 (цветные). Описание и работа.

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А.


В книге изложены основные требования к выполнению технических обслуживании и текущих ремонтов тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А, указаны необходимые объемы работ. Для работников, связанных с техническим обслуживанием и текущим ремонтом тепловозов.

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВ


Устройство и ремонт тепловозов: Учебник для нач. проф. образования / Л. А. Собенин, В. И. Бахолдин, О. В. Зинченко, А. А. Воробьев. — М. Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2тэ116

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2тэ116

148, 148, ТИ171-82, Техническое обслуживание и текущий ремонт. вентилей при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах тепловоза 2ТЭ116. Руководство по техническому обслуживанию, текущему и деповскому.

Руководство по ремонту и эксплуатация mitsubishi carisma. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Методические указания по регулированию тарифов на услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового. Тепловоз ТЭМ2. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. 3. Тепловозы 2ТЭ10Л и ТЭП10Л. Устранение. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. 11. 060к011. 25. 060к025. Тепловоз 2ТЭ116.

Технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 являются периодическими и предназначены для контроля. Серия локомотива, Техническое обслуживание, Текущий ремонт тыс. км 2ТЭ10 всех индексов (в/и), 2ТЭ116, М62, М62У.

Российской федерации ТЭ116 (далее Правила) содержат основные положения по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Справочник. / В. С. Марченко, А. А. Сергеев, В. Т. Иванченко и др — М: ИКЦ Академкнига, 2003 — 248 с Приведены данные по.

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ 2ТЭ116 ТЭ116 ИО 2004г. Руководство по техническому.

Руководство по установке сантехники руководство по установке сантехники руководство по установке и эксплуатации thermo king v500.

Название Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа тэм2 разработано отделом ремонта.

Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов. Руководства учтены накопленный опыт ремонта тепловозов 2ТЭ116.

Правила технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 2ТЭ116

Правила технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 2ТЭ116

Заместитель Министра путей

сообщения Российской Федерации


ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО

РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ 2ТЭ116


Правила технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 2ТЭ116 (далее Правила) содержат основные положения по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2ТЭ116 в локомотивных депо и пунктах технического обслуживания, нормы допускаемых размеров и износов деталей, перечни деталей, подлежащих дефектоскопии, таблицу смазки, а также технические требования, предъявляемые при испытании узлов и агрегатов после ремонта.

При разработке Правил были использованы предложения ВНИИЖТа, служб локомотивного хозяйства железных дорог, Инструкции ПКБ ЦТ МПС России, учтен опыт работы локомотивных депо железных дорог, а также изменения конструкций и модернизации узлов тепловозов 2ТЭ116.

Временные правила и нормы технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 2ТЭ116, утвержденные МПС СССР 26 сентября 1979 г. N ЦТ/3822, считаются недействующими в системе МПС Российской Федерации.


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Правила технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) тепловозов типа 2ТЭ116 регламентируют вопросы организации и планирования ТО и ТР, объемы обязательных работ, способы ремонта, браковочные признаки, допускаемые и предельные размеры, порядок и режимы испытаний деталей, сборочных единиц (узлов, агрегатов) и тепловоза в целом с соблюдением Правил МПС России по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу.

Техническое обслуживание и текущий ремонт автосцепных устройств, тормозного оборудования, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, радиостанции, колесных пар, подшипников качения, электрических машин, средств пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования общего назначения регламентируются соответствующими инструкциями и руководствами, утвержденными МПС Российской Федерации.

Порядок выполнения (технология) технического обслуживания, ремонта деталей и сборочных единиц (кроме указанных в настоящих Правилах) регламентируются технологическими инструкциями, технологическими процессами (картами) и другими нормативными документами, утвержденными Департаментом локомотивного хозяйства МПС России и удовлетворяющими требованиям настоящих Правил.

Порядок и режимы эксплуатации, сезонного обслуживания тепловозов, смазки сборочных единиц устанавливаются Руководствами по эксплуатации и обслуживанию тепловозов соответствующей серии и инструкциями, утвержденными Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

Данные о замерах, замене и модернизации основных сборочных единиц записываются в технический паспорт (формуляр сборочной единицы) тепловоза.

Сведения о повреждения и отказах сборочных единиц записывать в журнал формы ТУ-29ВЦ.

Настоящие Правила являются обязательным руководящим техническим документом для работников локомотивных депо, пунктов технического обслуживания, дорожных ремонтных мастерских, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов типа 2ТЭ116, а также при проектировании ремонтных баз и установлении трудоемкости ТО и ТР тепловозов этой серии.


^ 1.1. СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ

ОБСЛУЖИВАНИЙ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТОВ ТЕПЛОВОЗОВ


Такая система предусматривает:

техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5;

текущие ремонты ТР-1,ТР-2, ТР-3.

Технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 предназначены для предупреждения появления неисправностей и поддержания тепловозов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивающим их бесперебойную работу и безопасность движения поездов.

Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под тепловоза с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребня.

Техническое обслуживание ТО-5 предназначено для подготовки тепловозов в запас МПС России или резерв железной дороги (консервацией для длительного хранения), к эксплуатации после изъятия из запаса МПС России или резерва железной дороги или прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта и передислокации, а также к отправке на капитальный или текущий ремонт на другие железные дороги.

Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 предназначены для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности тепловозов в межремонтных периодах путем ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания, а также частичной модернизации.

Перечень операций, выполняемых при техническом обслуживании ТО-1, устанавливается службой локомотивного хозяйства железной дороги.

Объемы обязательных работ, необходимость замены, ремонта или восстановления деталей, отдельных сборочных единиц при техническом обслуживании ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2, ТР-3 устанавливаются настоящими Правилами.

Начальникам служб локомотивного хозяйства железных дорог разрешается увеличивать объемы работ, регламентированных настоящими Правилами.

Разрешается устранение последствий внезапно возникших неисправностей деталей, сборочных единиц на одном из плановых видов технического обслуживания или текущего ремонта (если по пробегу или сроку требуется его производство) или на неплановом ремонте организованными для этой цели бригадами слесарей под руководством мастера.


^ 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТОВ

Техническое обслуживание ТО-1 выполняются локомотивными бригадами при приемке, в пути следования и сдаче тепловоза в соответствии с перечнем работ, утвержденным начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги приписки тепловозов, согласно требованиям Инструкции МПС по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.

Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов выполняются высококвалифицированными слесарями в пунктах технического обслуживания локомотивов, как правило, оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспеченных технологическим запасом деталей, приборов и материалов.

Руководство пунктом технического обслуживания возлагается на старшего мастера независимо от количества локомотивов, обслуживаемых этим пунктом в сутки, а руководство комплексной бригадой - на сменных мастеров.

Техническое обслуживание ТО-3 и ТО-4 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 тепловоза выполняются в депо приписки комплексными и специализированными бригадами. При отсутствии в депо приписки необходимой ремонтной базы текущие ремонты ТР-2 и ТР-3 выполняются в других (специализированных) депо железной дороги.

Размещение пунктов технического обслуживания локомотивов, предназначенных для обслуживания приписанного к железной дороге парка тепловозов, устанавливается начальником железной дороги, а для тепловозов, обращающихся по другим железным дорогам - Департаментом локомотивного хозяйства по согласованию с Департаментом управления перевозками МПС России.

Структура, состав, система управления локомотивными депо и другими подразделениями локомотивного хозяйства, организация производственных процессов технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов определяется соответствующими инструкциями и иными нормативными актами МПС России, а также разработанными в их исполнение указаниями, приказами и иными нормативными актами начальников железных дорог.

Ответственность за качество выполнения в полных объемах технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов возлагается на ремонтный персонал, мастеров, технологов, приемщиков локомотивов и руководителей локомотивных депо.

Начальники локомотивных депо и их заместители систематически осуществляют личный осмотр тепловозов, выпускаемых из текущего ремонта или технического обслуживания, по утвержденному графику для контроля за выполнением объемов установленных работ и качеством технического обслуживания, текущего ремонта тепловозов локомотивными, ремонтными бригадами и ремонтным персоналом локомотивных депо и в целях немедленного принятия мер по устранению недостатков в организации и технологии ремонта.

Начальник локомотивного депо или его заместитель обязаны осмотреть тепловоз, имеющий порчу в пути следования, по прибытию его в депо.

Общий контроль за организацией ремонтного производства и его надлежащим качеством в локомотивных депо и пунктах технического обслуживания тепловозов возлагается на начальника локомотивного депо и его заместителей.


^ 1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТОВ


Начальником железной дороги утверждаются планы текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3 по каждому локомотивному депо.

Технические обслуживания ТО-3, ТО-4, ТО-5 и все виды текущих ремонтов производятся в установленные планом-графиком сроки.

Планы-графики технических обслуживаний ТО-3, ТО-4 и ТО-5 утверждаются начальником локомотивного депо, а планы-графики текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3 - начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги в соответствии с установленным планом.

Начальником железной дороги устанавливается для каждого локомотивного депо:

- межремонтные периоды (пробеги);

- нормы деповского процента неисправных тепловозов;

- продолжительность технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов (в пределах установленных МПС России железным дорогам нормативов) в зависимости от технического состояния и времени их эксплуатации от постройки и оснащенности ремонтных цехов.

Межремонтные периоды технического обслуживания и текущего ремонта для новых тепловозов (на период гарантии) регламентируются техническими условиями на их поставку, согласованными Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

Для равномерной загрузки ремонтных бригад, отделений и цехов тепловозы ставят на техническое обслуживание и на текущие ремонты всех видов с отклонением от установленных норм нормативных межремонтных периодов в пределах, установленных МПС России.

В интервале ремонтного цикла после постройки тепловоза до первого текущего ремонта ТР-3 постановку на текущие ремонты ТР-1 и ТР-2 планировать на максимально допустимым межремонтным периодам, а в интервале последнего текущего ремонта ТР-3 до капитального ремонта - по минимально допустимым межремонтным периодам.


^ 1.4. ПОСТАНОВКА ТЕПЛОВОЗА НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И


Тепловоз, поступающий на техническое обслуживание или текущий ремонт, готовится и ставится на ремонтное стойло локомотивной бригадой, прибывшей из последней поездки.

Если у этой бригады истекло время непрерывной работы, то постановка тепловоза на ремонтное стойло производится сменной (экипировочной) локомотивной бригадой.

Перед постановкой тепловоза на ремонтное стойло выполняются следующие работы:

кузов и экипажную часть обмыть (при наличии обмывочной установки) или очистить. Электрические машины и аппараты, а в летнее время и секции радиатора продуть сжатым воздухом 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/кв.см);

перед постановкой тепловоза на техническое обслуживание ТО-3 температуру воды и масла в системах охлаждения снизить до 40-500С;

перед постановкой на техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1 взять пробы и сделать анализ воды и масла;

перед постановкой на технические ремонты ТР-2, ТР-3 слить воду и масло из систем охлаждения;

перед постановкой на текущий ремонт ТР-3 слить топливо из баков и освободить от песка бункера песочниц;

перед поставкой на техническое обслуживание ТО-3 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 сдать для ремонта и хранения весь инструмент, инвентарь, находящейся на тепловозе, дежурному инструментального отделения локомотивного депо;

рубильник аккумуляторной батареи отключить. Принять меры, предотвращающие случайный запуск дизеля;

использование аккумуляторной батареи для проворота коленчатого вала дизеля, освещения и других цепей в период ремонта или технического обслуживания запрещается.

Окончательный объем работ по каждому тепловозу определяется с учетом перечня дополнительных работ, составленного мастером, осмотревшим тепловоз, совместно с приемщиком или старшим слесарем, замечаний прибывшей локомотивной бригады, записи в журнале технического состояния тепловоза и утверждается руководством локомотивного депо.

На тепловозы, назначенные в текущий ремонт ТР-2 или ТР-3 в другое депо, составляется дополнительный перечень работ сверх объема, установленного настоящими Правилами, и по плану модернизации. Этот перечень доставляется в пункт ремонта не позже 15 числа того месяца, который предшествует ремонту. Тепловозы отправляются в ремонт, как правило, в действующем состоянии.

Вместе с тепловозом направляется в пункт ремонта полностью заполненный технический паспорт тепловоза, формуляры основных агрегатов и карты измерений его основных деталей, которые после окончания ремонта возвращаются заполненными в депо приписки.

Тепловоз укомплектовывается исправным инструментом и инвентарем для следования в пункт ремонта и обратно в депо приписки. Инструмент и вспомогательный инвентарь (посуда, сигнальные и противопожарные средства), данного тепловоза, пополняются и ремонтируются в депо приписки тепловоза.

Снятие или замена агрегатов или деталей тепловоза, отравляемого в ремонт в другое локомотивное депо, запрещается.


^ 1.5. ВЫПУСК ТЕПЛОВОЗА ПОСЛЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И


Перед выпуском из текущего ремонта ТР-1 тепловоз подвергается контрольным реостатным испытаниям, а перед выпуском из текущих ремонтов ТР-2 и ТР-3 полным реостатным испытаниям согласно техническим требованиям, приведенным в Приложении 2 настоящих Правил.

Тепловозы, прошедшие текущий ремонт ТР-3, подвергаются обкатке, как правило, с поездом на расстоянии одного-двух перегонов (но не менее 40 км) с участием приемщика локомотивов, одного из руководителей локомотивного депо, а также мастера, руководившего ремонтом тепловоза. Запрещается проводить обкатку тепловоза до окончания всех ремонтных работ.

Ответственность за устранение неисправностей, выявленных в процессе реостатных испытаний и обкатки, возлагается на руководителя участка, проводившего ремонт.

Регулирование параметров дизеля, электрических аппаратов и проведение реостатных испытаний осуществляется мастером реостатных испытаний, в помощь которому выделяется не менее двух слесарей ремонтной бригады.

При сдаточных реостатных испытаниях тепловоз принимается приемщиком локомотивов.

Готовность тепловоза к эксплуатации после технического обслуживания ТО-2 удостоверяется мастером ремонтной бригады, а после технического обслуживания ТО-3, ТО-4, ТО-5 и текущего ремонта ТР-1 и ТР-2 готовность удостоверяется мастером и подтверждается приемщиком локомотивов.

Готовность тепловоза к эксплуатации после текущего ремонта ТР-3 оформлять актом установленной формы, подписанным одним из руководителей локомотивного депо и приемщиком локомотивов.

Перед выпуском тепловозов из технического обслуживания ТО-3 и текущих ремонтов оформляются технический паспорт (формуляр) тепловоза, карты измерения основных деталей и другая документация, относящаяся к ремонту данного тепловоза. Приемщик локомотивов контролирует правильность оформления указанной документации, наличие всех подписей с указанием фамилий и должностей исполнителей и мастеров за цикловые и дополнительные работы в книге ремонта формы ТУ-28 и журнале технического состояния формы ТУ-152.

При выпуске тепловоза из технического обслуживания ТО-3, ТО-4 и ТО-5 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3 дежурный работник инструментального отделения проверяет комплектность инструмента и инвентаря, включая противопожарный, в соответствии с описью и сдает его принимающей локомотивной или экипировочной бригаде.


^ 1.6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО


Ответственность за качество работ технического обслуживания и текущего ремонта, обеспечивающих работоспособность тепловоза в межремонтный период, возлагается на слесарей и руководителей ремонтных бригад локомотивного депо.

Проверку качества и приемку выполненных работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту наиболее ответственных сборочных единиц возлагается на руководителей ремонтных бригад, проводивших их проверку, дефектацию и ремонт.

Качество выполняемых работ в целом по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов возлагается на приемщиков локомотивов депо.

Мастера и приемщики локомотивов обеспечивают контроль за выполнением работ, выполняемых при техническом обслуживании и текущем ремонте, согласно Приложения 3 настоящих Правил.

Периодическая проверка технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов, а также проверка качества выполняемых работ возлагается на начальника локомотивного депо и заместителя начальника депо по ремонту.


^ 1.7. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО РЕМОНТА

ТЕПЛОВОЗОВ, ПРОВЕДЕННОГО В ДРУГОМ ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО


Все неисправности (дефекты, повреждения), возникшие в результате неудовлетворительного качества текущих ремонтов ТР-2, ТР-3 и обнаруженные на тепловозе в течение пробега до первого ремонта ТР-1, но не более 3-х месяцев со дня выхода из ремонта, устраняются средствами локомотивного депо приписки тепловозов после составления акта-рекламации с отнесением расходов за счет локомотивного депо, ремонтировавшего тепловоз.

Для решения спорных технологических вопросов по объему и качеству выполненных при ремонте работ вызывается представитель локомотивного депо, ремонтировавшего тепловоз.


^ 1.8. СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И

АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ


При техническом обслуживании ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 и ТР-3 тепловозов осуществляются все требования обеспечения правил пожарной безопасности согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе N ЦТ-ЦУО/175 от 27.04.93 г. а также Указания МПС России N Н-464у п.9 от 29.05.96 г. с соответствующей записью в книге ТУ-152 о состоянии средств пожарной сигнализации и установок пожаротушения.


^ 1.9. ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛАХ


1.9.1. Проверка - операция (комплекс операций) по определению состояния или положения детали, проводников, подвижных и неподвижных соединений (включая контактные), изоляцию и т.п. в сборочных единицах или состояние самих сборочных единиц тепловозов путем визуального осмотра (по внешним признакам), обстукивания, по показаниям приборов, измерениям отдельных параметров.

1.9.2. Ревизия - операция (комплекс операций) по определению состояния или положения детали, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изоляции, воды, топлива, смазки и т.п. в сборочных единицах или их положения на тепловозе или дизеле с применением соответствующих технологических средств, операции по частичной разборке и сборке сборочной единицы, съемке крышек, люков, кожухов, операции по устранению незначительных дефектов и повреждений, смене смазки.

1.9.3. Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности тепловозов (объектов ремонта) и восстановления ресурсов тепловозов или их составных частей, а также операции по проверке, дефектации, ревизии, разборке, очистке, восстановлению, сборке, смазке, испытанию и т.д. деталей и сборочных единиц. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций проверки, дефектации и ревизии.

1.9.4. Техническое обслуживание - комплекс операций профилактического характера, предназначенных для своевременного выявления неисправностей, предупреждения отказов путем своевременного обнаружения средствами технического диагностирования и поддержания тепловозов в работоспособном и надлежащем санитарно-эстетическом состоянии.


^ 2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РЕМОНТУ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ

ЕДИНИЦ (ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА) ТЕПЛОВОЗОВ


2.1. СНЯТИЕ, РАЗБОРКА И ОЧИСТКА ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА


Разборочные работы проводятся исправным инструментом и приспособлениями обеспечивающими сохранность деталей при демонтаже. Снятые сборочные единицы и детали (особенно с электрической изоляцией) уложить, предохранять от ударов и повреждений.

Перед снятием или разборкой сборочных единиц (механизмов):

проверяется наличие на деталях маркировки. Если маркировка отсутствует или перепутана, она восстанавливается согласно требованиям чертежа или делается отметка краской;

измеряются зазоры, разбеги между деталями, определяется характер и величина износа трущихся деталей в рабочем положении, т.е. в том их положении, в котором они закреплены и приработались в процессе эксплуатации, устанавливается степень искажения формы детали (овальность, конусность и т.д.);

проверяется визуально (по наличию выступающей смазки, ржавчины, трещин, в том числе по окраске, следов блеска от трения и т.д.) или обстукиванием, нет ли ослабления деталей по посадке;

детали неразъемных соединений (сварных, клепаных) или неподвижных соединений с гарантированным натягом при отсутствии признаков ослабления разъединяются лишь в случае необходимости замены или ремонта отдельных деталей.

Регулировочные прокладки и фиксирующие штифты, служащие для центровки и фиксации объекта при его сборке и монтаже, при необходимости перед съемкой помечаются и сохраняются, а при сборке ставятся на свои места. Годные крепежные детали (болты, шпильки, гайки и т.д.) после очистки и контроля их состояния сортируются по размерам.

Спаренные детали, которые при сборке требуют взаимной пригонки или обработки с одной установки, не распаривают, если они не подлежат замене. К таким деталям относятся детали блока дизеля, подшипников коленчатого и распределительного валов, шатунов в сборе, части корпусов редукторов и т.д.

Сборочные единицы очищаются дважды: до и после разборки. Предварительная очистка необходима для обеспечения чистоты на рабочих местах.

Крупногабаритные сварные и литые детали, детали из черных и цветных металлов в зависимости от степени и характера загрязнения подлежат очистке механическим или химическим способом (обмывкой в растворе).

Точно обработанные детали очищаются в эмульсии с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ). Допускается очищать окунанием в осветленный керосин, струйным способом или ультразвуком.

Точно обработанные, шлифованные или полированные поверхности деталей, подверженные коррозии, после очистки смазываются маслом.

Сборочные единицы или детали, изготовленные из металла с электрической изоляцией, очищаются в зависимости от степени и характера загрязнения обдуванием воздухом, струйным (душевым) способом, парами растворителя или мягким абразивами. Допускается очистка отдельных частей протиранием салфетками (ветошью), смоченными в бензине или спирте.

При абразивной очистке размеры абразивных частиц и давление воздуха подбираются опытным путем, чтобы предотвратить порчу изоляции.

В качестве мягких абразивов применяется мелкая косточковая крошка, окись алюминия и т.д. Для очистки металлических поверхностей электрических аппаратов, не покрытых изоляцией, применяют твердые абразивы.