Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации подъёмных сооружений

Рейтинг: 4.7/5.0 (480 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений

Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений

Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений

В Инструкции рассматриваются устройство и обслуживание основных элементов слипа (судоподъемных и стапельньих тележек, подъемных лебедок, электрооборудования, подводных и надводных судоаозных путей и других сооружений); особенности технологии производства судоподъемных работ; эксплуатация слипа; способы повышения эффективности использования слипа при отрицательных температурах воздуха. Предназначается для инженерно-технических работников судоремонтных предприятий и обслуживающего персонала слипов и эллингов.

1. Особенности устройства и обслуживания слипов и эллингов

Принципы устройства и работы типовых слипов и эллингов

Гребенчатый слип и эллинг

Кормоподъемные устройства для гребенчатых слипов и эллингов

Продольный двухопорный слип, эллинг и кормоподъемник

Типы подъемных тележек и их основные характеристики

Подъемные тележки гребенчатых слипов

Подъемные тележки эллинга типа "Убигау"

Подъемные тележки продольных двухопорных слипов (эллингов) и судонатасок

Типы подъемных лебедок и их основные характеристики

Устройство для автоматического выключения лебедки при остановке подъемной тележки на спуске

Защита лебедок от перегрузок

Устройство для контроля величины перекоса поезда подъемных тележек с судном

Типы стапельных тележек и их основные характеристики

Особенности работы гидравлической системы стапельных тележек

Подвеска питающих кабелей

Устройство для переключения шестерен привода стапельной тележки

Способы ликвидации отставаний стапельных тележек при разгрузке

Уход за механическим оборудованием судоподъемных сооружений

Общие требования по уходу

Уход за тяговыми канатами

Уход за зубчатыми передачами и редукторами при их эксплуатации и монтаже

Уход за рамами механизмов

Уход за соединительными и фрикционными муфтами

Уход за канатными блоками

Уход за тормозами

Уход за валами, осями и подшипниками

Назначение электропривода подъемных лебедок гребенчатых слипов

Порядок включения электропривода подъемных лебедок поставки 1949—1951 гг.

Схема контроля перекосов и пути, пройденного подъемными тележками поставки 1949—1951 гг.

Особенности схемы электропривода подъемных лебедок поставки 1952 г

Особенности схемы контроля перекосов и пути, пройденного подъемными тележками поставки 1952 г

Особенности схемы электропривода подъемных тележек поставки 1953 г

Особенности схемы контроля перекосов подъемных тележек поставки 1953 г

Замена импортного электрооборудования слипов отечественным

Особенности схемы электрооборудования гребенчатых слипов Г-150 и Г-300 (по типовому проекту 1963 г.)

Электропривод одномоторных слипов и эллингов

Электропривод продольного слипа П-600

Электропривод судонатаски грузоподъемностью 60 т

Электропривод наводочного шпиля (тяговое усилие 3 т)

Электрооборудование стапельных тележек

Уход за подводными путями

Уход за надводными путями

Уход за пересечками стапельных путей

Уход за твердыми покрытиями на стапелях слипов

Обслуживание слипов и эллингов при работе в условиях отрицательных температур воздуха

Организация планово-предупредительных осмотров и ремонтов

Осмотры и обследования сооружения

Планирование и организация ремонта

Прием сооружения после ремонта

II. Производство подъемно-спусковых работ

Подготовка судна к подъему

Разработка схемы подъема судна и расчет нагрузок

Расчет нагрузок от кормового (баксового) давления

Пример расчетов установки судна на подъемные тележки слипа

Проверка местной прочности корпусов судна

Осмотр судна перед подъемом на слип

Подготовка судоподъемного сооружения к работе

Подготовка судоподъемного оборудования

Подготовка судовозных путей

Подъем судна из воды

Наводка и посадка судна на подъемные тележки

Передвижение судна по наклонной плоскости слипа

Пересадка судна с подъемных тележек на стапельные

Передвижение судна по откатным путям

Разворот стапельных тележек

Передвижение поезда тележек по стапельным путям и установка судна на кильблочные тумбы

Спуск судов на воду

Подъем судов на поперечные слипы и эллинги типа "Убигау" с одномоторным приводом лебедок

Подъем судов на продольные двухопорные слипы

Выполнение подъемно-спусковых работ в зимних условиях

Подготовка слипа к подъему судов

Подготовка судна к подъему

Подъем судна по наклонному стапелю

Безопасность производства работ и пожарная безопасность на слипах (эллингах)

Дата добавления в базу:

инструкция по эксплуатации подъёмных сооружений:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    РД 10-89-95 «Методические указания по обследованию предприятий (владельцев), эксплуатирующих подъемные сооружения»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ (ВЛАДЕЛЬЦЕВ), ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

    Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21.07.97, Положением о Госгортехнадзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 237, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263, с учетом соответствующих правил безопасности, практического опыта организации и осуществления государственного надзора в условиях формирования рыночной экономики народного хозяйства.

    В Методических указаниях учтены предложения органов госгортехнадзора, хозяйственных организаций, предприятий и других владельцев подъемных сооружений*.

    Владельцами грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, лифтов, эскалаторов, фуникулеров, пассажирских и грузовых подвесных канатных дорог * будут именоваться предприятия, объединения, ассоциации или другие организации, в собственности или на правах аренды которых находятся подъемные сооружения .

    * Далее по тексту - подъемные сооружения.

    Надзор на опасном объекте должен осуществляться дифференцированно на основе анализа отчетов предприятий об организации управления безопасностью, представленной информации о проводимых проверках на объектах, в том числе специализированными организациями, а также анализа информации о нарушениях требований промышленной безопасности, инцидентах и т.д.

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за подъемными сооружениями на территории Российской Федерации через образуемые им региональные органы (округа). Непосредственный государственный надзор и контроль осуществляется государственными инспекторами (главными государственными инспекторами).

    Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности при эксплуатации подъемных сооружений.

    При обследованиях и проверках состояния безопасности при эксплуатации подъемных сооружений должны вскрываться не только нарушения требований правил и инструкций по эксплуатации оборудования, но также причины и условия, приводящие к этим нарушениям.

    *Далее по тексту акционерные общества, товарищества и другие организации независимо от формы собственности, на балансе которых находится подъемное сооружение, либо кооператоры, фермеры или другие лица, имеющие подъемные сооружения в частной собственности, а также арендаторы, принявшие на себя функции владельца подъемного сооружения по договору, будут именоваться «владелец»; грузоподъемные краны, подъемники (вышки), краны-манипуляторы, лифты, эскалаторы, фуникулеры, пассажирские и грузовые подвесные канатные дороги – «подъемные сооружения»; правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, лифтов, подъемников, фуникулеров, эскалаторов, канатных дорог – «правила».

    Обследования (проверки) рекомендуется осуществлять в разные рабочие смены, в выходные и праздничные дни.

    Непосредственно на проведение обследования предприятий инспектор должен затрачивать не менее 70% своего рабочего времени. Конкретное количество обследований, в том числе в выходные и праздничные дни, определяется начальником инспекции (отдела) в зависимости от состояния безопасности на предприятиях.

    Обследование предприятий проводится в соответствии с месячным планом работы инспектора, составленным на основании годового плана работы.

    Обследованию могут подвергаться в целом все предприятие или отдельные его участки (цеха).

    При наличии на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией кранов подъемных сооружений может проводиться в выборочном порядке. Однако каждый кран должен быть осмотрен не реже одного раза в 5 лет.

    В случае обнаружения неудовлетворительного надзора и содержания подъемных сооружений, осмотренных в выборочном порядке, осмотру должны быть подвергнуты все находящиеся в эксплуатации подъемные сооружения на данном предприятии (участке) с привлечением специализированных предприятий.

    Грузоподъемные краны и подъемники, направленные для работы в другие области (округа) на срок не более 3 мес. подлежат осмотру инспектором по месту работы.

    Обследование должно проводиться в присутствии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.

    В практике надзорной деятельности применяется 3 вида обследования: оперативное, целевое и комплексное.

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    1.1.Оперативное обследование является основной формой контрольно-профилактической работы инспектора. Оно проводится для обеспечения систематического действенного надзора за соблюдением правил. При оперативных обследованиях предусматривается проверка обеспечения безопасности при эксплуатации подъемных сооружений согласно требованиям правил и инструкций.

    Перед началом обследования инспектору следует ознакомиться с технической документацией, материалами проверок, выполненных специалистами производственного контроля (технического надзора), службами ведомственного надзора, ранее выданными предписаниями органов госгортехнадзора по данному предприятию, а также с состоянием травматизма и аварийности на предприятии.

    При оперативном обследовании непосредственно на рабочих местах инспектор должен проверять (выборочно) знание обслуживающим персоналом инструкций, выявлять все имеющиеся нарушения правил и выдавать предписания (по форме согласно приложению) об их устранении. В случаях нарушений инструкций и правил, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, эксплуатация подъемных сооружений должна быть запрещена. При этом причины принятых мер должны быть разъяснены рабочим и инженерно-техническим работникам. Лица, ответственные за допущенные нарушения, в результате которых эксплуатация объектов была запрещена, должны быть привлечены владельцем к ответственности в установленном порядке. При запрещении работы подъемного сооружения приостанавливать действие лицензии на эксплуатацию.

    При запрещении работы подъемное сооружение (кроме лифтов) пломбируется, в предписании на приостановку работ указываются место и время установки пломбы, а также фамилия и должность представителя технической администрации предприятия, ответственного за сохранность пломбы. При этом пломба по возможности должна устанавливаться таким образом, чтобы она не препятствовала выполнению ремонта подъемного сооружения и исключала возможность его эксплуатации.

    Разрешение на возобновление работ выдается инспектором после проверки устранения нарушений, которые явились причиной запрещения работ. При отсутствии у инспектора возможности своевременно выехать на предприятие для проверки и выдачи разрешения на возобновление работ решение этого вопроса может быть поручено инженерно-техническому работнику по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или специалисту инженерного центра, который о принятом им решении должен сделать соответствующую запись в паспорте объекта и уведомить инспектора.

    1.1. (Измененная редакция, Изм. № 2)

    1.2. Целевое обследование проводится инспектором или группой инспекторов для углубленного изучения отдельных вопросов безопасности, включая техническую документацию, относящуюся к этим вопросам. Темы и направления целевых обследований определяются исходя из анализа нарушений правил, случаев травматизма, аварийности, а также в соответствии с указанием Госгортехнадзора России (проверка соблюдения требований безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линии электропередачи, при погрузке или разгрузке кранами подвижного состава и т.п.).

    Перед началом целевого обследования в инспекции (отделе) или округе проводится инструктаж участников проверки, при котором ставятся задачи и цели проверки и изучается подлежащий проверке вопрос.

    При целевом обследовании наряду с проверкой технического состояния подъемных сооружений проверяется работы подразделений и служб предприятия, принимаются меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений правил и норм техники безопасности.

    По результатам целевого обследования руководителю предприятия или владельцу подъемного сооружения выдается обобщенное предписание, которое составляется в произвольной форме.

    1.2. (Измененная редакция, Изм. № 2)

    1.3.Комплексное обследование предусматривает детальную проверку состояния безопасности по предприятию, а также проверку состояния профилактической работы всех основных подразделений предприятия, специалистов и работников, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений.

    Комплексное обследование предприятия должно проводиться в соответствии с Типовыми методическими указаниями по организации и осуществлению надзорной деятельности в системе Федерального горного и промышленного надзора России и настоящими Методическими указаниями.

    2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    2.1. При проверке соблюдения правил на предприятиях (владельцах), эксплуатирующих подъемные сооружения, особое внимание должно быть уделено следующим вопросам:

    1) организации и эффективности осуществления производственного контроля (технического надзора) за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений в том числе:

    анализ состояния промышленной безопасности, проведение соответствующих экспертиз;

    разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

    контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными правовыми актами;

    координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий.

    2) правильности назначения инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, а также обслуживающего персонала;

    3) организации ремонта, технического обслуживания, диагностирования, освидетельствования, осмотра подъемных сооружений, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

    4) обучению и периодичности проверки знаний у обслуживающего персонала, а также проверке знаний Правил инженерно-техническими работниками;

    5) обеспечению инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими документами по безопасности эксплуатации сооружений, а персонала – производственными инструкциями;

    6) наличию и выполнению приказа по организации производственного контроля (технического надзора) за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений или договора владельца со специализированной организацией по проведению надзора и обслуживанию подъемных сооружений;

    7) своевременности и качеству обследований подъемных сооружений инженерно-техническими работниками (группами) по надзору;

    8) выполнению и правильности оформления результатов технического освидетельствования, осмотров и профилактических ремонтов подъемных сооружений;

    9) наличию у владельца или эксплуатирующей организации приказа о порядке работы кранов вблизи линии электропередачи и правильности оформления наряда-допуска на производство работ стреловыми кранами вблизи линии электропередачи, на крановых путях и др.;

    10) наличию и содержанию технической документации, соответствию ее нормативным документам;

    11) выполнению постановлений, приказов, указаний Госгортехнадзора России и округа, а также ранее выданных предписаний;

    12) техническому состоянию и исправному действию подъемных сооружений.

    2.1. (Измененная редакция, Изм. № 2).

    2.2. Проверка наличия и содержания следующей технической документации:

    2) вахтенных журналов;

    3) журнала периодических осмотров подъемных сооружений;

    4) журнала учета изготовленных съемных грузозахватных приспособлений и тары;

    5) журнала учета периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

    6) журнала (протоколов) периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

    7) графиков планово-предупредительных ремонтов и освидетельствования подъемных сооружений;

    8) заключений специализированных организаций о возможности дальнейшей эксплуатации подъемного сооружения, отработавшего нормативный срок службы;

    9) графиков обследования (диагностики) специализированными организациями подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы;

    10) технологических карт на производство погрузочно-разгрузочных работ по всем видам перемещаемых кранами грузов;

    11) технологических процессов на погрузку (разгрузку) подвижного состава;

    12) схем строповки и складирования грузов;

    13) заявок на выделение стреловых самоходных кранов на участки производства работ;

    14) нарядов-допусков на особо опасные работы, регламентированные правилами;

    16) журналов нивелировок крановых путей (по канатным дорогам – актов провеса несущих канатов, нивелировки опор);

    17) актов взвешивания противовесов, балласта, контргрузов;

    18) актов замеров сопротивления изоляции электрооборудования, сопротивления растекания тока заземляющих устройств, актов настройки тепловых и токовых защит, приборов безопасности;

    19) планов эвакуации пассажиров канатных подвесных дорог при аварийных остановках, отражающих обеспеченность техническими средствами для таких работ, или договора со специализированной горно-спасательной организацией;

    20) проектов производства (организации) строительно-монтажных работ грузоподъемными кранами (соответствие кранов условиям производства строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема крюка и вылету; соответствие требованиям правил габаритов приближения кранов к зданиям, местам складирования грузов, линиям электропередачи, местам движения городского транспорта и пешеходов; соответствие грузозахватных приспособлений и тары перемещаемым грузам; наличие схем строповки грузов; соблюдение предусмотренных правилами требований в случаях подъема груза одновременно несколькими кранами и т.п.).

    2.2. (Измененная редакция, Изм. № 2)

    2.3. Проверка организации обучения, аттестации и инструктажа обслуживающего персонала:

    1) наличие и выполнение разрешения (лицензии) на право подготовки кадров для подъемных сооружений;

    2) наличие условий для подготовки обслуживающего персонала в курсовой сети (наличие преподавателей, учебных кабинетов, наглядных пособий);

    3) наличие согласованных с Госгортехнадзором России программ (билетов) по обучению обслуживающего персонала;

    4) оформление протоколов (журналов) проверки знаний и удостоверений на право обслуживания подъемных сооружений;

    5) выполнение требований правил по проведению периодической проверки знаний у обслуживающего персонала;

    6) оформление допуска обслуживающего персонала к работе и обеспечение его производственными инструкциями.

    Выборочно на рабочем месте проверяются знания обслуживающим персоналом производственных инструкций. При выявлении необученных или неаттестованных рабочих, а также рабочих, не имеющих достаточных знаний производственных инструкций, инспектор должен потребовать от администрации отстранения их от работы по обслуживанию объектов.

    2.4. Проверка содержания, технического состояния и исправного действия механизмов и оборудования подъемных сооружений:

    2.4.1. Обследование технического состояния грузоподъемных кранов включает:

    1) осмотр места установки грузоподъемного крана (убедиться, что установка крана произведена в соответствии с проектом и требованиями правил);

    2) проверку наличия на кране надписей, требуемых правилами;

    3) проверку правильности расположения троллейных проводов относительно кабины мостового крана;

    4) проверку секционных участков главных троллейных проводов (ремонтных загонов) и сигнализации о наличии на троллеях напряжения;

    5) осмотр рубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода, проверка наличия свободного доступа к нему, надписей, запирающего устройства;

    6) проверку площадок и лестниц. При осмотре галерей площадок и лестниц следует обратить внимание на то, что ограждение их должно соответствовать требованиям правил. Входы на крановые пути, галереи мостовых и передвижных консольных кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок;

    7) осмотр кранового пути. При осмотре кранового пути (исключая пути железнодорожного) необходимо руководствоваться инструкцией, разработанной специализированной организацией или предприятием-изготовителем крана. При оценке допустимого износа рельсов, применяемых для устройства крановых путей, необходимо руководствоваться правилами;

    8) осмотр крана. При осмотре крана необходимо руководствоваться правилами и инструкциями предприятий-изготовителей. Объем осмотра определяется инспектором на месте с учетом технического состояния крана и надзора за ним.

    Оценка допустимого износа механизмов производится в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя или других нормативных документов.

    Перед осмотром крана проверяется наличие и содержание акта приемки-сдачи крановых путей, результатов ревизии крюковой подвески у кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, а если кран отработал нормативный срок службы – результаты его диагностики.

    Проверка состояния канатов и их крепления должна производиться путем осмотра. При наличии каких-либо повреждений канатов пригодность к дальнейшей работе определяется в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана или правилами.

    Проверка крепления канатов на грузоподъемной машине должна быть произведена во всех местах крепления. При этом следует обратить внимание на способы крепления, которые должны отвечать требованиям правил;

    9) проверку исправности приборов безопасности. Исправность приборов проверяется путем опробования их действия. Так, исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема контрольного груза;

    10) проверка состояния находящихся в эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары и правильности их маркировки и хранения.

    Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. Инструкция должна определять порядок и методы осмотра, браковочные показатели и методы устранения обнаруженных повреждений.

    При отсутствии на предприятии инструкции по осмотру стропов браковку стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в правилах.

    Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

    2.4.2. Проверка соблюдения правил при производстве работ грузоподъемными кранами осуществляется путем непосредственного наблюдения за работой кранов; при этом особое внимание должно быть обращено на:

    1) наличие и соблюдение приказа о назначении в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работы грузоподъемной машины в каждой смене лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;

    2) соответствие назначенного приказом (распоряжением) обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков и т.п.), а также порядок проведения инструктажа их на рабочем месте и наличие у них соответствующих удостоверений;

    3) наличие и соблюдение на строительных площадках, где производятся строительно-монтажные работы грузоподъемными кранами, проектов производства строительно-монтажных работ;

    4) наличие схем строповки, таблиц массы грузов, правильность применяемых способов строповки и зацепки грузов;

    5) правильность обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком;

    6) соблюдение стропальщиками мер личной безопасности при подъеме, перемещении и установке грузов;

    7) отсутствие людей в зоне работы кранов;

    8) соответствие применяемых кранов условиям производства работ (по грузоподъемности, вылету, высоте подъема, вместимости грейфера и т.п.);

    9) правильность установки стреловых кранов;

    10) соблюдение предусмотренных правилами требований в случаях перемещения грузов над производственными и служебными помещениями, где могут находиться люди;

    11) исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары и их соответствие требованиям правил;

    12) наличие и порядок выдачи нарядов-допусков (при работе кранов вблизи линий электропередачи, при производстве работ на крановых путях, при ремонте мостовых и консольных передвижных кранов).

    2.4.3. При проверке подъемников (вышек) должно быть обращено внимание на:

    1) состояние люлек (площадок), канатов, барабанов, блоков, ходовых колес, опорных деталей, тормоза, пульта управления;

    2) приборы безопасности: ограничитель предельного груза, следящую систему ориентации люльки в вертикальном положении, концевые выключатели, ограничивающие зону обслуживания, систему блокировки подъема и поворота стрелы при не выставленном на опоры подъемнике;

    3) устройство блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы;

    4) систему аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы, электропривода или привода гидронасоса;

    5) устройство, предохраняющее дополнительные опоры подъемника от самопроизвольного выдвижения;

    6) указатель угла наклона подъемника;

    7) систему аварийной остановки двигателя с управлением из люльки и с нижнего пульта;

    8) состояние анемометра для подъемников с высотой подъема более 22 м;

    9) состояние металлоконструкций;

    10) гидросистему, гидравлическое оборудование, трубопроводы;

    11) электрооборудование, освещение, заземление;

    12) защитные покрытия;

    13) наличие таблички с обозначением регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания;

    14) грузозахватные приспособления, устройства, применяемые для погрузки (выгрузки) груза на площадку, в люльку и тару;

    15) наличие подъездного пути, площадки с уклоном не более 3%;

    16) порядок установки подъемника вблизи линии электропередачи и подконтрольными поводами городского транспорта;

    17) порядок установки подъемника для производства строительно-монтажных работ.

    Кроме того, при производстве работ подъемниками необходимо проверить:

    отсутствие посторонних лиц на месте производства работ;

    отсутствие превышения грузоподъемности люльки;

    наличие посадочной площадки для входа в люльку и выхода их нее, а также соблюдения в люльку;

    наличие касок у рабочих люлек и машиниста;

    наличие у рабочих предохранительных поясов.

    Выявив серьезные нарушения правил на одном участке, инспектор обязан потребовать от владельца или руководителя эксплуатирующей организации проверить силами инженерно-технических работников и устранить подобные нарушения на всех других участках данного предприятия с последующим уведомлением инспектора о принятых мерах, если обследование этих участков инспектором не запланировано.

    2.5. Проверка выполнения условий лицензий при эксплуатации подъемных сооружений. При проверке выполнения лицензий особое внимание должно быть уделено соблюдению требований правил, проектов производства работ кранами, технологических карт при выполнении грузоподъемными кранами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, обеспечению безопасности при работе стреловых самоходных кранов, подъемников (вышек) и кранов-трубоукладчиков вблизи воздушных линий электропередачи.

    2.6.Результаты комплексных и оперативных обследований предприятий с неудовлетворительным техническим надзором рассматривать на Советах округов с участием руководителей этих предприятий и о принятых решениях Советов информировать представителей органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления .

    2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

    2.7. Проверка содержания, технического состояния и исправного действия лифтов проводится в соответствии с Методическими указаниями по проведению технического освидетельствования пассажирских, больничных и грузовых лифтов.

    3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

    Предписание (по форме согласно приложению) вручается владельцу подъемного сооружения или руководителю эксплуатационной организации. Один экземпляр остается у инспектора для контроля.

    В предписании должны быть указаны нарушения правил, фамилии и должности лиц, по вине которых допущены нарушения, и сроки устранения этих нарушений, сроки разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных сооружений, если эти нарушения не требуют запрещения работы подъемного сооружения.

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    Об устраненных в ходе оперативного обследования нарушениях правил в предписании делается обобщенная запись с целью оценки состояния техники безопасности и работы по охране труда, проводимой на предприятии.

    В зависимости от состояния техники безопасности при эксплуатации подъемных сооружений рекомендуется по результатам обследования осуществить следующие мероприятия:

    обсудить на совещании у руководства предприятия (цеха, участка) результаты обследования;

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    провести инструктивную беседу с инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом по вопросам предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений.

    Хранить наравне с паспортом

    Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений

    Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений

    Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

    Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

    Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

    Способы доставки
    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ

    В Инструкции рассматриваются устройство и обслуживание основных элементов слипа (судоподъемных и стапельньих тележек, подъемных лебедок, электрооборудования, подводных и надводных судоаозных путей и других сооружений); особенности технологии производства судоподъемных работ; эксплуатация слипа; способы повышения эффективности использования слипа при отрицательных температурах воздуха. Предназначается для инженерно-технических работников судоремонтных предприятий и обслуживающего персонала слипов и эллингов.

    Заменен на РД 31.52.22-88. Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений

    Действие завершено 01.01.1979

    УДК 083.96. 629.128.2

    Инструкция по эксплуатации судоподъемных сооружений.

    МРФ. Изд-во «Транспорт», 1969 г. 1—128.

    В Инструкции рассматриваются устройство и обслуживание основных элементов слипа (судоподъемных и стапельных тележек, подъемных лебедок, электрооборудования, подводных и надводных судовозных путей и других сооружений); особенности технологии производства судоподъемных работ; эксплуатация слипа; способы повышения эффективности использования слипа при отрицательных температурах воздуха.

    Предназначается для инженерно-технических работников судоремонтных предприятий и обслуживающего персонала слипов и эллингов.

    Инструкция разработана сотрудниками Ленинградского института водного транспорта под руководством канд. техн. наук Д. И. Зиневича и Отделом заводского хозяйства Главфлота.

    Замечания по Инструкции направлять в Ленинградский институт водного транспорта по адресу: Ленинград, Двинская ул. Д. 5/7.

    Страница 4

    На основании исследований, выполненных в МРФ, было установлено, что самыми экономичными типами судоподъемных сооружений являются слипы и эллинги. Они позволили осуществить полную унификацию основных параметров судоподъемных средств на заводах МРФ и типизацию всех конструктивных элементов и оборудования слипов и эллингов.

    Используя набор типовых элементов, оказалось возможным создать продольные и поперечные слипы и эллинги для подъема на берег всех типов судов.

    Принятая на заводах МРФ сетка судоподъемных сооружений (табл. 1) позволяет вести строительство их очередями, т. е. сначала строят кормоподъемник, с -помощью которого обнажают кормовую или носовую подводную часть судна, затем его развивают до эллинга, обеспечивающего полностью подъем из воды одного-двух судов и, наконец, эллинг расширяют до слипа, предназначенного для одновременной стоянки большого числа судов.

    В настоящее время, в бассейнах МРФ построены базовые универсальные слипы типа Г-150. Дальнейшее развитие судоподъемных средств будет идти по пути строительства специализированных слипов: продольных двухопорных типа П и тяжелых гребенчатых типа Г-300. На действующих слипах Г-150 будут проводиться модернизационные работы с целью повышения их грузоподъемности. При этом на слипах будут пристраиваться дополнительные судоподъемные дорожки, заменяться оборудование (на Г-300) и дооборудоваться различные приспособления.

    Страница 5 Страница 7

    Пользуясь одним типоразмером оборудования и элементов, можно путем выбора количества дорожек и изменения расстояния между их осями создавать слипы грузоподъемностью от 500 до 6000 т;

    б) устройство подъемных (косяковых) тележек с большим числом подрессор,ных колес, позволяющих более равномерно распределять нагрузку на рельсовые пути;

    в) выполнение подъемных тележек (рис. 2) с роликовыми столами, предохраняющими тележки от чрезмерной перегрузки

    вследствие неравномерного распределения веса судна по длине, неровностей его днища и рельсовых путей;

    г) разделение процесса подъема судна по наклонному и горизонтальному стапелям на две самостоятельные операции;

    д) оборудование подъемных тележек индивидуальными тяговыми лебедка -выравнивать нагрузки меж-

    е) установка дополнительных сопротивлений к электродвигателям, обеспечивающим регулирование их нагрузки при подъеме судов с большим смещением центра тяжести.

    Кормоподъемные устройства для гребенчатых слипов и эллингов

    Кормоподъемное устройство представляет собой поворотные кильблочные платформы, устанавливаемые на двух подъемных тележках слипа (эллинга). Оно «может быть изготовлено для широких плоскодонных судов (рис. 3), только для тяжелых килевых судов (рис. 4) и для судов весом до 400 т (рис. 5).

    Слипы (эллинги) необходимо дооборудовать кормоподъемным устройством, позволяющим устранять неисправности и поломки движительной группы и рулевых устройств у судов, вес которых превышает грузоподъемность слипа.

    Продольный двухопорный слип и эллинг и кормоподъемник

    Основной особенностью двухопорного слипа и эллинга является подъем судна из воды и перемещение его на подъемных тележках только на двух опорах, расстояние между которыми может изменяться в зависимости от длины и типа поднимаемого судна (рис. 6).

    Рис. 2. Схема подъемной тележки с роликовым столом

    ми, позволяющими автоматически ду тележками при подъеме судна;

    Страница 8 Страница 10

    Двухопорный слил компонуется из типового оборудования гребедч этого слипа за исключением подъемной тележки. Это позволяет сохранить у него все преимущества слипов гребенчатой системы.

    Продольный двухопорный эллинг является первой очередью строительства слипа и отличается от последнего только тем, что у него отсутствуют стапельные пути и тележки.

    Наклонный кормоподъемник (судонатаска) выполняется на базе оборудования продольного двухопорного слипа (рис. 7) и представляет собой носовое звено его подъемной тележки, перемещающееся с помощью лебедки или других тяговых средств по .рельсовому пути.

    Рис. 7. Схема наклонного кормоподъемника (судонатаски)

    Наклонные кормоподъемники строятся для широкого диапазона типов и размеров судов водоизмещением (порожнем) от 100 до 1000 т на предприятиях, не имеющих судоподъемных средств, или когда необходимо разгрузить основные судоподъемные сооружения от кормоподъемных работ.

    Типы подъемных тележек и их основные характеристики

    Основные параметры подъемных тележек (грузоподъемность, габариты, колея, уклон судовозного пути и др.) являются типовыми и сохраняются неизменными для данного типоразмера сооружения независимо от того, когда и каким предприятием была изготовлена тележка. Это позволило унифицировать тележки, сделать их взаимозаменяемыми, достраивать к действующим слипам и эллингам дополнительные дорожки с тележками более позднего изготовления и т. д.

    Технические характеристики основных типов подъемных тележек, эксплуатирующихся на слипах и эллингах предприятий МРФ, приведены в табл. 2.

    Страница 11

    Подъемные тележки гребенчатых слипов

    К основным узлам -подъемной тележки, требующим особого внимания при эксплуатации, относятся: роликовый стол, рессоры колес и наволочные устройства. От их технического состояния в значительной степени зависит надежная работа слипа.

    Уход за роликовыми столами заключается в периодическом их осмотре. При этом необходимо следить за тем, чтобы:

    а) сепараторы (ленты, удерживающие ролики ,на определенном расстоянии друг от друга) не были смяты и все ролики были надежно закреплены в них;

    б) ленты роликов находились в правильном положении, т. е. при среднем по отношению к каткам положении кильблочной платформы концы роликовых лент выступали за пределы платформы с обоих ее концов на одинаковую величину;

    в) плоскость катания роликов не была засорена песком, галькой и другими посторонними предметами.

    Попадание между роликами металлических предметов (гаек, электродов и др.) приводит к заклиниванию роликового стола и выходу его из работы, поломке сепараторов, раздавливанию и искривлению самих роликов и др. Наличие песка и ила в роликовом столе резко увеличивает сопротивление передвижению роликов, приводит к потере столом чувствительности и пере» грузке тележки.

    Для предохранения роликовых столов от попадания посторонних предметов их необходимо закрывать кожухами, изготовленными из тонколистовой стали (рис. 8). В этом случае ролики

    Рис. 8. Установка предохранительных кожухов на роликовые столы: в —в районе кильблочной платформы; б — на концах кильблочной платформы

    и поверхности их катания нужно смазывать тавотом, что повышает чувствительность стола. При открытых столах смазка не рекомендуется, так как она будет затруднять смыв попавшего в стол песка.

    Страница 13

    Чтобы избежать смерзания роликового стола с кильблочной платформой и клиновой рамой подъемной тележки, а также осей колес с подшипниками, следует во время заморозков, когда подъемные тележки не эксплуатируются, опускать их под воду. Если во время подъема судна при температуре воздуха ниже нуля возникает необходимость в длительной остановке подъемных тележек, вышедших из воды, в роликовые столы рекомендуется засыпать техническую поваренную соль.

    Для быстрого удаления воды из роликового стола в швеллерных балках, образующих нижнюю поверхность катания роликов, через каждые 1 —1,5 ж должны быть просверлены отверстия диаметром 12—16 мм.

    Если поднимаемые суда опираются на концевые подъемные тележки только килевой частью корпуса, создавая при этом сосредоточенные нагрузки на тележку, достигающие 75 т и более. нужно в середине длины тележки усилить роликовые столы. Для этого в середине длины роликовых лент на длине в 2 м устанавливаются, дополнительные ролики за счет уменьшения шага роликов на данном участке с 250 до 125 мм.

    Для предохранения кильблочной платформы от схода с клиновой части подъемной тележки на обоих концах швеллерных балок ставятся планки, которые ограничивают перемещение кильблочной платформы на 1200 мм (рис. 9,а).

    Неправильная установка этих планок (рис. 9,6) приводит к смятию концов сепараторных лент и к расстройству работы роликового стола.

    Рис. 9. Установка предохранительной планки кильблочной платформы

    Ограничение хода роликового стола в пределах 1200 мм не позволяет слипмейстеру более широко использовать возможности подъемной тележки для выравнивания нагрузок, косопоса-женного судна при пересадке на стапельные тележки и выклинивания отдельных подъемных тележек. С целью устранения указанного недостатка подъемные тележки следует дооборудовать устройством для автоматической установки кильблочной платформы в среднее положение после ее разгрузки (рис. 10). Для этого на клиновой части подъемной тележки устанавливаются две обоймы, между роликами которых -пропускаются, два стальных каната диаметром 10 мм. Один конец каната закреп-12

    Страница 14

    ляется к рыму на кильблочной платформе, а другой — к противовесу, состоящему из набора грузов. Тележки постройки после 1963 г. оборудованы таким устройством. Одновременно данное устройство служит и ограничителем хода кильблочной платформы.

    Рис. 10. Устройство для автоматической установки кильблочной платформы в среднее положение

    Для предотвращения заедания резиновых рессор колес при чрезмерных перегрузках разница в диаметре шпильки и отверстия в бочонке должна быть равна 1,5—2 мм (рис. 11).

    Чтобы предохранить резиновые рессоры от преждевременного старения, их необходимо окрашивать белой масляной краской.

    Старению рессор способствует содержание их под нагрузкой в сжатом состоянии, поэтому длительное их нахождение под нагрузкой запрещается.

    У подъемных тележек постройки ДО 1936 г. ДЛЯ облегчения разбор- Рис - "¦ Установка резиновой ки колес и рессор рекомендуется рессоры колеса

    изменить конструкцию крепления как показано на рис. 12.

    Страница 15

    При выполнении капитального ремонта или -проведении мо-дернизационных работ конструкцию опорно-ходовой части подъемных тележек рекомендуется выполнять по типовому проекту Ленгипроречтранса 1963 г. (рис. 13).

    Рис. 12. Изменение конструкции крепления колес подъемной тележки

    Рис. 13. Конструкция опорно-ходового устройства подъемных тележек по

    типовому проекту 1963 г.

    На некоторых слипах первой постройки оси колес подъемных тележек смазывались с помощью масленок типа «Штауфер», установленных на подшипниках. При значительных нагрузках на катки, когда рессоры сжимаются настолько, что подшипник ложится на полку рамы подъемной тележки, масленки сминаются и оси колес длительное время остаются без смазки. Для устранения этого недостатка на торцы осей необходимо устанавли-14

    Страница 16

    вать малогабаритные шариковые прессмасленки типа V-2B (ГОСТ 1303-56 ), как показано на рис. 14.

    При ремонте опорно-ходовой части подъемной тележки, когда возникает необходимость замены изношенных бронзовых втулок «под шип н и ков, их рекомендуется изготовлять из деревопла-стиков типов ДПО, ДПК и др. (ГОСТ 9629-61 ) или синтетических материалов (капрона с 5%-ной добавкой графита, полиамидной смазки марки П-68 и др.).

    Для лучшей видимости наводочных вех выдвижные штанги и их крепления, следует переносить с речного конца подъемных тележек на береговой, что позволяет слипмейстеру наблюдать за положением вех при наводке судна с берега.

    При этом необходимо устанавливать по две штанги с вехами на каждой из подъемных тележек, одну из которых укреплять к клиновой части тележки, а другую-* к кильблочной платформе (рис. 15). При подготовке подъемных тележек к спуску под воду после установки Рис. 14. Установка прессмаслснок типа кильблочных платформ в V-2B Для смазки осей колес

    нужное для подъема (обычно среднее) положение вехи закрепляют на выдвижных штангах так, чтобы оси их находились на одинаковом расстоянии от поперечной оси подъемной тележки.

    Рис. 15. Установка наводочных вех на подъемной тележке

    Подъемные тележки слипов, на которых преимущественно поднимаются суда шириной, не превышающей 9 м, надо оборудовать швартовными стойками.

    Страница 17

    Швартовные стойки (рис. 16) можно устанавливать как на одном (береговом), так и на обоих концах подъемной тележки. У стакана швартовной стойки должны быть 'приварены рымы для крепления швартовных тросов.

    Рис. 16. Установка швартовных стоек на береговом и речном концах подъемной тележки

    Стойки на речном конце 'подъемной тележки можно использовать при посадке судна в качестве наводочного пирса. Для этого необходимо завести судно над подъемными тележками, установить его по длине и, прижав к стойкам, начать подъем из воды. По мере выхода подъемных тележек из воды стойки, скользя по борту судна в вертикальной плоскости, будут удерживать его в плане в одном и том же положении до полной посадки на кильблоки. После посадки судна на кильблоки стойки следует убирать, так как они будут мешать работе роликового стола и могут быть сломаны.

    При слиповании килевых судов шириной не более 6 м устойчивость их на подъемных тележках обеспечивается либо швартовными тросами, заводимыми так, как показано на рис. 17, либо распорками, подводимыми под привальные брусья судна (рис. 18).

    Распорки можно выполнять разовыми из деревянных бревен с подбором их длины по месту в процессе установки судна либо инвентарными универсальной длины. В этом случае их изготов-

    Страница 18

    ляют металлическими телескопической трубчатой конструкции с запорами через каждые 50—100 мм или с талрепами.

    При разовых 'подъемах килевых, широких и тяжелых судов устойчивое положение их на подъемных тележках и равномерное распределение нагрузок .по всей длине последних должно

    Рис. 17. Установка килевого судна на Рис. 18. Установка килевого судна на подъемные тележки с помощью швар- подъемные тележки с помощью рас-товных тросов порок

    обеспечиваться с помощью кильблоков, выложенных по очертаниям корпуса судна.

    Рис. 19. Установка тяжелого килевого судна на фигурные кильблоки

    Кильблоки (рис. 19) изготовляют по шаблонам, снятым с плазовой разбивки теоретического чертежа корпуса судна, а затем устанавливают и крепят на кильблочных платформах соответствующих подъемных тележек.

    Страница 19

    При высоте фигурных кильблоков до 750 мм их выполняют целиком из деревянных брусьев, при большей высоте — составными из металла, а поверхность соприкосновения с корпусом судна облицовывают деревянными брусьями.

    На слипах предприятий, где число килевых судов является преобладающим, в целях сокращения трудоемких работ по сборке кильблочной постели из фигурных блоков подъемные тележки необходимо дооборудовать специальными универсальными приспособлениями (разработанными Ленгипроречтрансом), пригодными как для установки плоскодонных, так и килевых судов.

    Подъемные тележки эллинга типа «Убигау»

    Подъемные тележки эллингов типа «Убигау» представляют собой две двухопорные балки, связанные в одну систему легкими угольниками и опирающиеся на четьире балансирных Катковых опоры.

    Для механизации процесса пересадки судна на клетки подъемные тележки необходимо дооборудовать роликовыми столами (•по проекту Ленгипроречтранса). Для этого изготовляется подвижная кильблочная платформа и ленты роликов, которые укладывают на верхние пояса основных несущих балок подъемной тележки так, как показано на рис. 20.

    Для, пересадки судна с «подъемных тележек на клетки под судно устанавливаются тумбы или выкладываются клетки, кильблоки которых клиньями плотно поджимаются к его корпусу. Затем поочередным движением «подъемных тележек на опуск, что, в отличие от гребенчатого слипа, осуществляется не включением электродвигателя (привода, а осторожной отдачей тормоза лебедки, все подъемные тележки полностью выклиниваются, передавая нагрузку от веса судна на клетки.

    Роликовые столы подъемных тележек также могут быть использованы для уменьшения неравномерности нагрузки каждой тележки, величина которой может .превышать среднюю нагрузку на -подъемную тележку в 1,5—3 раза. Если во время подъема судна будет замечено, что тяговый канат какой-либо из лебедок чрезмерно натянут (что и указывает на значительную перегрузку подъемной тележки), нужно прекратить подъем судна и слегка отдать тормоз лебедки. При этом подъемная, тележка несколько выклинится, ее высота снизится, вследствие чего часть нагрузки будет передана на соседние подъемные тележки.

    Для обеспечения наводки судов подъемные тележки необходимо дооборудовать наводоиными вехами (см. рис. 15) и швартовными стойками (см. рис. 16).

    Страница 20