Руководства, Инструкции, Бланки

образец сочинения огэ 15.3 по русскому языку 2016

Рейтинг: 4.4/5.0 (347 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец сочинения огэ 15.3 по русскому языку 2016

ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3. 200 образцов сочинений на "отлично". Егораева Г.Т.

Издание поможет подготовиться девятиклассникам к выполнению задания 15.3 ОГЭ - написанию сочинения-рассуждения. Работая с пособием, можно научиться формулировать определение ключевого слова; комментировать данное определение; аргументировать сформулированный тезис; делать вывод из написанного. Издание предназначено учащимся 9 классов, учителям, методистам, родителям.

СОДЕРЖАНИЕ
Бездушие 5
Безжалостность 12
Бесчеловечность 17
Великодушие 21
Героизм 25
Детство 30
Доброта 40
Доверие 51
Дружба 56
Жадность 62
Жалость 72
Жестокость 76
Жизнелюбие 82
Заботливость 86
Зависть 91
Любознательность 98
Малодушие 105
Милосердие 111
Мечта 116
Обида 125
Отвага 130
Ответственность 135
Открытие 139
Подвиг 144
Подлость 151
Предательство 159
Природа 167
Сила воли 173
Смелость 178
Совесть 182
Сострадание 186
Счастье 190
Талант 195
Упорство 201
Фантазия 205
Характер 211
Целеустремлённость 223
Человечность 228
Честь 242
Эгоизм 248
Литература 255

Задание 15.3 на основном государственном экзамене по русскому языку — это написание сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста части 2. Вам нужно будет дать определение ключевого слова, предложенного в задании, прокомментировать это определение и найти доказательства к сформулированному Вами тезису.
Сочинения в этом пособии связаны с формулировкой определения слов, данных в его содержании. Это поможет Вам быстро найти нужный материал и поработать с ним.
Знакомясь с пособием, обратите внимание:
• как по-разному можно дать определение слова и прокомментировать это определение,
• как составить собственное аргументированное суждение,
• каким может быть вывод в сочинении,
• как сделать так, чтобы Ваша работа характеризовалась смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Во время работы не стесняйтесь делать пометки на страницах издания, продумывайте свои варианты интерпретации понятий. Хочется верить, что в финале работы с данным пособием у Вас не останется сомнений в своих силах.

образец сочинения огэ 15.3 по русскому языку 2016:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Комплект сочинений ОГЭ (15

    22.02.2016 - На Форуме сайта проводится мастер-класс "Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года". Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>

    14.02.2016 - Ребята, на сайте "По уши в ГИА" вы тоже сможете найти готовые сочинения для подготовки к ОГЭ:

    09.01.2016 - Поздравляем Ирину Курамшину. автора любимых рассказов посетителей сайта, со вступлением в Российский Союз Писателей. Желаем творческих успехов! Ждем новых рассказов!

    25.10.2015 - Выпускники, до ИТОГОВОГО сочинения остается месяц. Пора оформить подписку в ВИП-раздел. До 1 декабря в течение месяца вы сможете написать под руководством Любови Михайловны от 5 до10 сочинений (все зависит от вашего трудолюбия). Сочинения, созданные в ВИП-разделе. скрыты от посторонних глаз, поэтому сохраняют свою уникальность. Ждем вас в ВИП-разделе. Подробнее >>

    Авторы – ученики Светланы Николаевны Мищенко. Благодарим ребят и учителя за предоставленные работы.

    15.1 (по тексту Ю. Бондарева).

    «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», - утверждает Л. В. Успенский. Доказать правоту этого суждения можно на примерах из текста Ю. Бондарева. Действительно, сами слова в предложения «не сложатся», нужно для этого применить законы грамматики.

    Например, в предложении 2 автор показывает нам, что на улице идёт дождь, стоит поздняя осень. Тем самым он передаёт состояние главной героини. В предложении 3 говорится, что « тоска подступала к сердцу». Используя эту метафору, автор показывает, насколько сильную тоску испытывает героиня в этот момент. Передать её внутреннее состояние ему помогают лексические средства.

    А в предложениях 14, 17, 18 Ю. Бондарев использует риторические вопросы и восклицания, для того чтобы передать сильные эмоции другого человека, например, удивление, тревогу. Это уже грамматические средства языка.

    Итак, эти примеры помогают увидеть, что «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики, получает величайшее значение». (144 слова) Александров Антон.

    Л.В. Успенский сказал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Я считаю, что данное высказывание говорит о том, что грамматика – важнейшая составляющая, которая определяет структуру языка, ведь без неё невозможна речь. Она «строит» словосочетания и предложения. Докажем это на примерах из текста Ю. Бондарева.

    Во-первых, автор использует диалог (предложения 13-18), позволяя героям высказать своё представление о счастье-несчастье. Ведь если бы не диалог между отцом и дочерью, нам было бы сложно понять авторский замысел.

    Во-вторых, в предложениях 16-18 Бондарев использует риторические вопросы и восклицания. Благодаря этому приёму он глубже описывает эмоции и чувства героя, передаёт удивление отца словами дочери о её несчастливой жизни. Не будь этой риторики, выраженной с помощью грамматики, мы бы по-другому представили его слова, в которых тогда можно было услышать скептическое отношение к предмету разговора.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Л. Успенский прав. Ведь словарный состав так и останется набором слов, выйди он из- под «надзора» грамматики. (161 слово) Добренькая Александра.

    Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Убедимся в справедливости данного утверждения. Для этого вспомним, что лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

    Лексика первой части текста Ю. Бондарева – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала». подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

    Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

    Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение». (Сочинение – результат коллективной работы на уроке).

    15.2 (по тексту Ю. Бондарева).

    «Как много и мало нужно человеку для счастья!» - такими словами заканчивает текст русский писатель Ю. В. Бондарев. Конечно, у каждого своё представление о счастье и своё понимание «многого» и «малого». Попробую объяснить смысл этой финальной фразы, приведя примеры из текста.

    «Много» и «мало» - это антонимы, то есть слова, противоположные по значению. Но между ними автор ставит союз «И», для того чтобы объединить их в одно целое.

    Здоровье семьи, близких людей, возможность много работать ради них, мирное небо над головой (предложения 18, 19) – в этом видит своё счастье один из героев текста – отец Надежды. Для него это и «много» и «мало».

    Таким образом, используя антонимы, автор говорит, что и «много» и «мало» нужно для человеческого счастья.

    15.2. Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.

    Понимание счастья отцом передано в прямом высказывании в диалоге с дочерью ( предложение 18). Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома - вот счастье. Уберечь родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»?

    Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ, «как маленькую», вместе плакать и повторять «мы любим тебя» у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, 23 -24).

    Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.

    Это сочинение – результат коллективной работы на уроке.

    15.3 ( по тексту Ю. Бондарева).

    Что такое счастье?

    Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Докажем это.

    В тексте Ю. Бондарева счастье одного из героев заключается в том, что «все живы, нет войны», все в сборе в родительском доме. Наверное, это самое точное определение, которое можно дать слову «счастье». В этом я полностью согласен с автором.

    Моя мама тоже в какой-то мере помогает обрести людям счастье. Её работа заключается в том, чтобы найти для детей-сирот новый дом. И было бы хорошо, если бы это был не дом ребёнка – детский дом, а новая полноценная семья.

    Да, счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Но вряд ли оно возможно, если у тебя нет семьи. Ведь семья – это самое важное, что может быть у человека, семья – это и есть счастье. (125 слов)

    Что такое счастье?

    Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.

    Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело».

    Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому-то тепло, оказал поддержку.

    Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно. (210)

    Добренькая Александра, 9 класс.

    Что такое счастье?

    Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.

    В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.

    Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.

    Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье! (154 слова)

    (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….

    (6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

    - (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

    -(14) Несчастливы. – повторил он удивлённо.

    (15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

    - (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда. (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

    (19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

    - (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

    (24) На душе потеплело.

    (25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

    Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

    Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.

    В тексте А. Алексина используется слово «судья» - олицетворение справедливости. Это говорит о том, что Лёля для семьи была тем человеком, который был способен должно «воздавать» за «содеянное». Мама оказалась для семьи человеком, которому можно доверять (предложение 16).

    А в моей семье традиционно «судьёй» является папа. Все споры и семейные «неувязицы» улаживает он. Для меня отец – образец справедливости и трудолюбия. В общем, он тот человек, которому я могу доверять целиком и полностью. Я уверена, что все члены нашей семьи считают так же. Хотя эти примеры – «базовый» уровень справедливости, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Настоящая Справедливость гораздо шире и возвышеннее. Она опирается на Истину и способна верно разделить зло и добро, труд и вознаграждение…

    Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос. (158 слов) Кракулева Маргарита.

    Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

    Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом.

    А. Алексин в тексте рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».

    Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.

    Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.

    1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

    (5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом.

    (15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)

    Поделись с другом в социальной сети

    Алгоритм написания сочинения на ОГЭ (15

    Получив выбор в написании сочинения-рассуждения по одному из трех вариантов заданий, девятиклассники, сдающие экзамен по русскому языку в 2015 году, оказались в несколько более выгодном положении. Однако возможность отказаться от сочинения на лингвистическую тему вовсе не означает, что к сдаче экзамена в этой части можно отнестись безответственно, понадеявшись на авось.

    Общая характеристика работы

    Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

    Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

    • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
    • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
    • завершить вступительную часть пояснениями к определению;
    • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
    • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

    Требования к структурным элементам

    При определении предполагаемой структуры текста важно помнить, что вы пишете рассуждение, соответственно, в сочинении должны присутствовать:

    1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

    2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При написании этой части стоит избегать:

    • простого пересказа содержания;
    • включения информации, не относящейся к делу, «воды».

    Ваша задача: представить аргументы логично и грамотно. Для этого нужно заранее определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами. Помните, что:

    • аргументов должно быть два;
    • они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;
    • пример должен соответствовать аргументу.

    При использовании примера из текста, можно:

    • передавать его смысл собственными словами;
    • использовать полное или частичное цитирование;
    • просто обозначить номер конкретного предложения.

    Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.

    3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.

    В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

    Требования к тексту

    Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

    • цельность текста, последовательность, связность;
    • соблюдение орфографических правил;
    • соответствие пунктуационным нормам;
    • отсутствие речевых и грамматических ошибок;
    • фактическая точность написанного текста.

    Итак, обилие требований к сочинению и наличие столь объемного списка критериев для его оценки предполагает тщательную подготовку к написанию работы, внимательность и сосредоточенность на самом экзамене.

    Материал подготовила Хохлова Ирина Евгеньевна.

    Возможные темы сочинений 15

    БЛАГОРОДСТВО - моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, к-рыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

    ЛЮБОВЬ - интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Л. включает в себя порыв и волю к постоянству. Л. возникает как самое выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.

    СМЕЛОСТЬ - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.

    БЛАГОДАРНОСТЬ - чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

    МУЖЕСТВО - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.

    САМООЦЕНКА - нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

    ВЗАИМОПОМОЩЬ - отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

    чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок.

    Память сердца. Обыкновенно принято считать память свойством ума, но самая твердая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остается вечно живо. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

    одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

    Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; дружба всегда считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности людей.

    Память - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Философы вслед за поэтом Батюшковым различают «память рассудка» и «память сердца». Память сердца – это достигшее глубины души впечатления о том, как мы действительно увидели что-то в мире сами. «Того не приобресть, что сердцем не дано»,- писал другой поэт, ЕБаратынский.

    моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради к-рой приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей).

    Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

    ПОДВИГ - акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат к-рого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

    Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

    ДОБРО - одно из наиболее общих понятий морального. Д является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение.

    Талант - это одаренность, выдающиеся способности человека в какой-то области. Считается, что талант - это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.

    Толпа - с копление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния. Термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на стереотипе группы.

    отношение к действиям др. лица и к нему самому, к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности

    ТРАДИЦИЯ - разновидность обычая, отличающаяся усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству.

    ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, к-рый оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям, из-за неспособности преодолеть страх.

    Дом - место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе. Символизирует центр мира, замкнутость и защиту. Домом называется также и все родство человека. Род, фамилия, поколения.

    моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

    УВАЖЕНИЕ - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в к-ром практически признается достоинство личности. Предполагает: справедливость, равенство прав, доверие к людям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

    совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

    СКРОМНОСТЬ - моральное качество, характеризующее личность с т. зр. ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав.

    Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

    По уши в ОГЭ и ЕГЭ: ОГЭ 3 сочинения по сборнику И

    Высказывание известного французского писателя Проспера Мериме я понимаю следующим образом: русский язык очень многообразен, слова в нём могут иметь целую палитру разнообразных оттенков значения. Докажу свою точку зрения примерами из текста В.Г.Распутина.

    В своём тексте писатель использует немало слов, которые, наряду с прямым значением, имеют и переносное. Например, говоря в предложении 6 о впечатлении, которое производили на Саню ягодные кусты, В.Г.Распутин употребляет слово «ослепить». Этот глагол имеет как минимум 3 оттенка значения: «сделать слепым», « лишить зрения на время» и «поразить». Из контекста мы понимаем, что глагол употреблён в последнем, переносном значении. Этим самым автор даёт нам понять, что кусты действительно впечатляли мальчика обилием своих плодов.

    Теперь обратимся к предложению 14, где автор использует однокоренные глаголы «заторопился» и «заторопил». Примечательно то, что первый глагол имеет прямое значение, а второй, в сочетании с существительным «руки», – переносное. Благодаря этому мы понимаем, что герой стал собирать ягоды быстрее, чем прежде.

    Таким образом, высказывание Проспера Мериме вполне справедливо. (154 слова)

    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: "Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня".

    Смысл последнего предложения текста В.Г.Распутина я понимаю так: герои повествования, дядя Митяй и Саня, несмотря на усталость, были очень довольны процессом и результатом проделанной работы. Докажу справедливость своих слов примерами из прочитанного текста.

    Во-первых, для Сани сбор ягод был не однообразной и тяжёлой работой, аинтересной игрой (предложение 7),увлекательным процессом, который вызывал в нём разнообразные бурные эмоции: "и удивление, и восторг, и вину, и что-то ещё. что западало в душу" (предложение 6).

    Во-вторых, к концу дня герои собрали очень богатый урожай голубицы, какой не всегда бывает, так как "наросло её на диво" и "в редкий год, по словам дяди Митяя, удаётся такой урожай" (предложение 4).

    Таким образом, даже самая тяжёлая работа может быть в удовольствие, если берёшься за дело с усердием и энтузиазмом. (125 слов)

    15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое душевные силы? ", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

    Душевные силы - это такие качества человека, как стойкость, терпение, выносливость, упорство, сила воли - всё то, что помогает справиться с различными жизненными трудностями. Люди, обладающие силой духа, способны достичь желаемого результата. Душевные силы могут понадобиться человеку как в большом деле, так и в малом. Аргументирую свои слова конкретными примерами.

    В тексте В.Г.Распутина душевные силы помогают мальчику Сане собрать богатый урожай таёжной ягоды голубицы. Это было непросто сделать, так как ягод наросло в этот год очень много, мальчику приходилось в течение всего дня пробираться через густые заросли кустарников, неоднократно нагибать к себе ветки, носить туда и обратно наполненный сладкими плодами бидон. Особенно трудно было собирать голубицу во время дождя, так как она "давилась, мялась, к рукам налипали листья". Но Саня не только успешно справился с этой работой, но и получил большое удовольствие, что свидетельствует о его выносливости и трудолюбии.

    Необыкновенными душевными силами обладает и лётчик Мересьев, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого. Сколько терпения и упорства понадобилось Мересьеву для того, чтобы после ампутации обеих ног в результате выполнения боевого задания снова вернуться к профессии истребителя! Он смог пересилить боль во время выполнения специальных физических упражнений и научился ходить на протезах. Благодаря упорным тренировкам, Мересьев осуществил свою мечту.

    Таким образом, люди, обладающие душевными силами, вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение. (209 слов)

    Подготовка к ОГЭ: Примеры сочинений ОГЭ

    15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ДРУЖ­БА? См. ниже тему ВЫБОР. Дети и игрушки

    Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое друж­ба», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


    Дружба - это близкие отношения, основанные на искренности, поддержке, бескорыстии. Настоящий друг по достоинству оценит твои таланты и достижения и никогда не будет завидовать твоим успехам. И счастлив должен быть тот человек, который встретил в своей жизни настоящего друга.

    Очень повезло в этом отношении героиням текста А.Алексина Ляле и Маше, ведь у них есть преданная подруга, которая способна не только искренне восхищаться и гордиться их способностями, но и бескорыстно заботиться о них. Эта девочка обладает необыкновенным даром - умением дружить и быть безгранично преданной своим подругам.

    Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккерак своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.

    Каждый человек нуждается в дружбе. Некоторые утверждают, что им не нужны друзья, но они заблуждаются. Просто им ещё не встретился надёжный и преданный друг. (148 слов)

    (1)В школе я дру­жи­ла с Лялей Ива­шо­вой и Машей За­вья­ло­вой.

    (2)Маша умела всё: ри­со­вать, петь, хо­дить на руках. (3)Со­рев­но­вать­ся с ней было бес­смыс­лен­но, как с Лео­нар­до да Винчи. (4)Учи­те­ля могли бы ста­вить ей пятёрки, не вы­зы­вая к доске. (5)Она бес­по­щад­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла на себе самой: то вы­ду­мы­ва­ла причёску, ко­то­рую впол­не можно было вы­дви­нуть на пре­мию по раз­де­лу ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний, то изоб­ре­та­ла юбку с таким ко­ли­че­ством скла­док, что на ней хо­те­лось сыг­рать, как на гар­мо­ни.

    (6)Маша со­чи­ня­ла стихи и за­бы­ва­ла их на тет­рад­ных об­лож­ках, на про­мо­каш­ках. (7)Я со­би­ра­ла чет­ве­ро­сти­шия, ста­ви­ла внизу даты, пря­та­ла их, сбе­ре­гая для потом­ства, а мно­гие пом­ни­ла на­и­зусть.

    (8)С мо­цар­тов­ской лёгко­стью Маша пе­ре­ла­га­ла свои стихи на му­зы­ку и ис­пол­ня­ла их под ги­та­ру.

    (9)Лицо её было по­движ­ным, как у кло­у­на: она и им рас­по­ря­жа­лась без на­ту­ги. (10)Разо­ча­ро­ва­ние, вос­торг, изум­ле­ние — все эти чув­ства сме­ня­ли друг друга, не остав­ляя места не­опре­делённо­сти. (11)От­сут­ствие од­но­об­ра­зия и было Ма­ши­ным об­ра­зом.

    (12)Никто не счи­тал Машу чем­пи­он­кой клас­са по «мно­го­бо­рью», так как она ни с кем не бо­ро­лась, по­сколь­ку её пер­вен­ство было бес­спор­ным.

    (13)Во всём, кроме жен­ствен­но­сти и кра­со­ты: тут пер­вой счи­та­лась Ляля.

    (14)Кра­си­вые жен­щи­ны даже во сне не за­бы­ва­ют, что они кра­си­вы. (15)Кра­са­ви­цы при­вы­ка­ют к жерт­вен­но­му по­кло­не­нию и уже не могут без него об­хо­дить­ся. (16)Ляля вос­хищённых взо­ров не за­ме­ча­ла, и они от этого ста­но­ви­лись ещё вос­хищённее.

    (17)Мне самой от по­клон­ни­ков не при­хо­ди­лось обо­ро­нять­ся — и я обо­ро­ня­ла от них Лялю.

    – (18)Не живи чужой жиз­нью! — уго­ва­ри­ва­ла меня мама, видя это.

    (19)Маше су­ли­ли чин ака­де­ми­ка, Ляле — по­ко­ри­тель­ни­цы силь­но­го пола и со­зда­тель­ни­цы счаст­ли­вой семьи, а я про­сто была их по­дру­гой. (20)Мне ни­че­го не су­ли­ли.

    (21)Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко, чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, имен­но по­то­му, что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли.

    – (22)Ты про­дол­жа­ешь жить чужой жиз­нью, вос­тор­га­ешь­ся не сво­и­ми успе­ха­ми, — кон­ста­ти­ро­ва­ла мама.

    – (23)Это, по-тво­е­му, плохо? — уди­ви­лась я.

    – (24)Сиять отражённым све­том? — (25)Она за­ду­ма­лась и по­вто­ри­ла то, что я уже слы­ша­ла от неё:

    – Смот­ря чьим све­том!

    (По А. Алек­си­ну) *

    * Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др. по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

    15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния рос­сий­ско­го линг­ви­ста А. А. Ре­фор­мат­ско­го: «Ме­сто­име­ние — удоб­ное звено в устрой­стве языка; ме­сто­име­ния поз­во­ля­ют из­бе­гать нуд­ных по­вто­ров речи, эко­но­мят время и место в вы­ска­зы­ва­нии».

    Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

    Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми А.А. Ре­фор­мат­ско­го.

    Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


    Местоимения занимают в языке особое место, они замещают некоторые части речи, что делает высказывание лаконичным и гармоничным. Именно это и подразумевал А.А.Реформатский. Обратимся к тексту А.Деникина, чтобы убедиться в правоте слов лингвиста.


    В предложении 1 автор употребил личное местоимение "они" вместо существительного "родители". Это помогло ему избежать повтора одного и того же слова и сделало высказывание более благозвучным.


    В этом же предложении есть и другое - притяжательное - местоимение "моей", благодаря которому становится понятно, что рассказчик повествует о событиях, имеющих отношение именно к его жизни, а не к жизни другого человека. Так, всего лишь одно местоимение избавило писателя от излишних уточнений.


    Таким образом, приведённые примеры подтверждают точку зрения А.А.Реформатского. (108 слов)

    15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру. Было ли это след­стви­ем га­да­ния? Не знаю. »

    При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

    При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

    Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


    Что может повлиять на выбор будущей профессии? Можно ли предугадать свой жизненный путь? Об этом размышляет герой текста А.Деникина. Что же заставило его задуматься над этими вопросами?


    В начале текста говорится о том, как родители мальчика в шутку или всерьёз решилив первый год его жизниустроить гадание, для того чтобы узнать, кем он станет в будущем. Дальнейшее повествование героя о своей жизни свидетельствует о том, что гадание частично сбылось: мальчик действительно избрал военную карьеру(предложения 7-10, 23).


    На самом деле, на выбор рассказчика повлияло вовсе не гадание. Не случайно он подробно описывает свои юношеские увлечения (предложения 12-18). Рассказы отца, бывшего военного, детские игры, посещение гимнастического городка, стрельбища, общение с солдатами и офицерами сделали своё дело: когда перед героем встал выбор будущей профессии, он, не задумываясь, предпочёл военное поприще.


    Таким образом, на выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения. И гадание тут совсем ни при чём! (150 слов)

    15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ВЫБОР.

    Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое выбор». взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те

    2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

    Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

    Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. Выбор не может быть случайным, особенноесли он касается будущей профессии.На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения. Это можно доказать двумя примерами.

    Обратимся к тексту А.Деникина, герой которого рассуждает о том, что подтолкнуло его к выбору военного поприща. Выбор героя предопределило многое: это ирассказы отца, бывшего военного, и детские игры, и посещение гимнастического городка, стрельбища, и общение с солдатами и офицерами. Поэтому,когда мальчику нужно было определяться с будущей профессией, он, не задумываясь, предпочёл военную карьеру.

    Вспомним также прославленного Александра Васильевича Суворова. Известно, что на выбор будущего военачальника оказала большое влияние библиотека отца, в которой А.Суворов, будучи ребёнком, проводил целые дни. Его пристрастием были жизнеописания таких великих полководцев прошлого, как А.Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Детское воображение Александра Суворова было поражено картиной военных подвигов, поэтому уже с ранних лет он начал готовить себя к военной деятельности.

    Таким образом, будущую профессию во многом определяют юношеские интересы.(161 слово)

    (1)В пер­вый год моей жизни, в день ка­ко­го-то празд­ни­ка, по ста­ро­му по­ве­рью, ро­ди­те­ли мои устро­и­ли га­да­ние: они раз­ло­жи­ли крест, дет­скую саблю, рюмку и книж­ку. (2)К чему пер­во­му при­тро­нусь, то и пред­опре­де­лит мою судь­бу. (3)При­нес­ли меня. (4)Я тот­час по­тя­нул­ся к сабле, потом по­иг­рал рюм­кой, а до про­че­го не хо­те­лось до­тра­ги­вать­ся.

    (5)Рас­ска­зы­вая мне впо­след­ствии об этой сцен­ке, отец сме­ял­ся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын ру­ба­кой и пья­ни­цей!»

    (7)Ста­рин­ное это га­да­нье, од­на­ко, и сбы­лось, и не сбы­лось. (8)Сабля, дей­стви­тель­но, пред­ре­ши­ла мою жиз­нен­ную до­ро­гу, но и от книж­ной пре­муд­ро­сти я не отрёкся. (9)В че­тыр­на­дцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пят­на­дцать перешёл на «Анну Ка­ре­ни­ну», а в шест­на­дцать про­чи­ты­вал и раз­би­рал с то­ва­ри­ща­ми всё под­ряд. (10)А пья­ни­цей, к сча­стью, не стал.

    (11)Рас­ска­зы отца, про­шед­ше­го тер­ни­стый путь от сол­да­та до ка­пи­та­на, дет­ские игры — всё это на­стра­и­ва­ло на опре­делённый лад. (12)Маль­чиш­кой я по целым часам про­па­дал в гим­на­сти­че­ском го­род­ке 1-го Стрел­ко­во­го ба­та­льо­на, стре­лял в тире по­гра­нич­ни­ков. (13)Ходил вер­сты за три на стрель­би­ще стрел­ко­вых рот, про­би­рал­ся с сол­да­та­ми, счи­тав­ши­ми про­бо­и­ны, в укры­тие перед ми­ше­ня­ми. (14)Пули сви­сте­ли над го­ло­ва­ми; было страш­но, но очень за­нят­но. (15)На об­рат­ном пути вме­сте со стрел­ка­ми под­тя­ги­вал сол­дат­скую песню:

    (16)Греми, слава, тру­бой

    За Ду­на­ем за рекой.

    (17)Моё увле­че­ние при­да­ва­ло мне вес в гла­зах маль­чи­шек и вы­зы­ва­ло их за­висть.

    (18)Сло­вом, при­жил­ся в во­ен­ной среде, при­об­ре­тя при­я­те­лей среди офи­цер­ства, а ещё более — среди сол­дат.

    (19)Бу­ду­щая офи­цер­ская жизнь пред­став­ля­лась мне тогда в орео­ле сплош­но­го ве­се­лья и ли­хо­сти, а не в бре­ме­ни тру­дов и забот, как это бы­ва­ет в дей­стви­тель­но­сти.

    (20)По мере пе­ре­хо­да в выс­шие клас­сы сво­бод­но­го вре­ме­ни, ко­неч­но, ста­но­ви­лось мень­ше, по­яви­лись дру­гие ин­те­ре­сы, и во­ин­ские упраж­не­ния мои почти пре­кра­ти­лись. (21)Не бро­сил я толь­ко гим­на­сти­ки и пре­успе­вал в «во­ен­ном строе», ко­то­рый был введён в про­грам­му ре­аль­но­го учи­ли­ща в 1889 году.

    (22)Во вся­ком слу­чае, когда я окон­чил учи­ли­ще, хотя вы­со­кие баллы по ма­те­ма­ти­че­ским пред­ме­там су­ли­ли лёгкую воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в любое выс­шее тех­ни­че­ское за­ве­де­ние, об этом и речи не было. (23)Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру.

    (24)Было ли это след­стви­ем га­да­ния? (25)Не знаю. (По А. Де­ни­ки­ну) *

    * Де­ни­кин Антон Ива­но­вич (1872—1947 гг.) — рус­ский во­е­на­чаль­ник, по­ли­ти­че­ский и об­ще­ствен­ный де­я­тель, пи­са­тель, ме­му­а­рист, пуб­ли­цист и во­ен­ный до­ку­мен­та­лист.

    3 сочинения по тексту Е.Гришковца

    15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния ВНУТ­РЕН­НИЙ МИР ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА.

    Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка». взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

    Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

    Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

    Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

    (1)В при­го­ро­де од­но­го са­мо­го обыч­но­го го­ро­да жила самая обыч­ная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были по­слуш­ны­ми, но они очень не лю­би­ли ло­жить­ся спать. (3)Каж­дый вечер был скан­дал: – (4)Дети, ло­жи­тесь спать! (5)Уже позд­но… — сер­дил­ся папа Витя.

    – (6)Ну, папа, ещё пол­ча­си­ка можно мы по­иг­ра­ем? (7)Па­поч­ка, по­жа­луй­ста, — про­си­ли дети.

    (8)Вот и се­год­ня дети ну никак не хо­те­ли идти спать.

    – (9)Даю вам де­сять минут, — ска­зал рас­сер­жен­но папа и вышел из ком­на­ты.

    – (10)Да­вай­те соберём иг­руш­ки и будем ло­жить­ся, — ска­за­ла мама.

    (11)В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.

    (12)Про­би­ло пол­ночь. (13)И вдруг Митя уви­дел, что в ком­на­те стало про­ис­хо­дить что-то не­обыч­ное. (14)Дет­ские иг­руш­ки на­ча­ли ожи­вать: куклы по­прав­ля­ли свои пла­тья и причёски, сол­да­ти­ки чи­сти­ли свои ружья, ма­шин­ки про­ве­ря­ли свои колёса, мяг­кие иг­руш­ки слад­ко по­тя­ги­ва­лись. (15)Митя при­тво­рил­ся спя­щим, и они не за­ме­ти­ли, что маль­чик за ними на­блю­да­ет. (16)На со­сед­ней кро­ва­ти сест­ра тоже не спала и во все глаза смот­ре­ла на иг­руш­ки.

    – (17)Вика, — за­шеп­тал брат де­воч­ке, — наши иг­руш­ки ожили…

    – (19)Иг­руш­ки, вы ожили? (20)Как так может быть? — не вы­тер­пе­ла де­воч­ка.

    – (21)Ой-ой-ой, они нас видят, — за­пи­ща­ли куклы, — те­перь все узна­ют нашу тайну.

    – (22)Нет-нет, что вы, мы ни­ко­му не рас­кро­ем ваш сек­рет. (23)Прав­да, Митя?

    – (24)Прав­да, — со­гла­сил­ся маль­чик, — а по­че­му вы толь­ко ночью ожи­ва­е­те? (25)Вот было бы здо­ро­во, если бы вы все­гда были жи­вы­ми! (26)Дети вы­лез­ли из кро­ва­тей и сели на пол в окру­же­нии иг­ру­шек.

    – (27)Мы так устро­е­ны, — ска­за­ли сол­да­ти­ки. — (28)Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев, а если на­о­бо­рот, то ухо­дим на­все­гда.

    (29)Ника взяла на руки самую лю­би­мую куклу.

    – (30)Да­вай­те по­иг­ра­ем? — пред­ло­жи­ла де­воч­ка.

    – (31)Ура! (32)Да­вай­те! — за­те­я­ли возню иг­руш­ки.

    – (33)Вам спать надо, вы зав­тра плохо в садик вста­не­те, — ска­зал мед­ведь — это была ста­рая иг­руш­ка, с ко­то­рой иг­ра­ла, на­вер­ное, ещё мама.

    – (34)Хо­ро­шо, — Митя по­бо­ял­ся оби­деть ста­ро­го мед­ве­дя, — а зав­тра мы ляжем спать по­рань­ше, чтобы по­иг­рать с вами со всеми жи­вы­ми.

    (35)Маль­чик пожал ручку сол­да­ти­кам, по­гла­дил по го­ло­ве со­бач­ку Тишку, по­ста­вил ма­шин­ки в гараж. — (36)Ника, давай спать, а зав­тра опять по­иг­ра­ем с иг­руш­ка­ми!

    – (37)Хо­ро­шо, — зевая, ска­за­ла де­воч­ка и усну­ла.

    (38)Утром детей раз­бу­дил папа:

    – (39)Папа, папа, а ты зна­ешь, что было се­год­ня ночью… — начал Митя, но потом вспом­нил об обе­ща­нии со­хра­нить тайну. — (40)Мне при­снил­ся сон.

    – (41)Ну, сон — это от­лич­но, — за­сме­ял­ся папа.

    (42)Митя ни­ко­му не рас­ска­зал про свой сек­рет. (43)Те­перь он ло­жил­ся спать рано, и каж­дую ночь иг­руш­ки ожи­ва­ли и иг­ра­ли с детьми, пока ста­рый мед­ведь не го­во­рил им, что нужно идти спать.

    (44)Ко­неч­но, это был сон. (45)Но ведь это хо­ро­шо, что дети верят в доб­рые сны!

    (По Л. Вол­ко­вой) *

    ОГЭ Сочинение 15.3 о настоящем искусстве по тексту В.П.Астафьева про Лину и Планетарий (ОБЗ ФИПИ)

    15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния НА­СТО­Я­ЩЕЕ ИС­КУС­СТВО? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое на­сто­я­щее ис­кус­ство », взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

    Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

    В тексте выделены фрагменты, на которые стоит обратить внимание при написании сочинения.

    (1)Лина уже пол­ме­ся­ца жила в Москве. (2)Гне­ту­щие и без­ра­дост­ные со­бы­тия в её жизни от­да­ва­лись по­сто­ян­ной болью в серд­це, окра­си­ли мрач­ны­ми то­на­ми всё её су­ще­ство­ва­ние.

    (3)За­быть­ся было не­воз­мож­но.

    (4)Она хо­ди­ла в те­ат­ры, и там почти в каж­дой опере, в каж­дом ба­ле­те была жиз­нен­ная драма. (5)Мир вечно раз­делён на два по­лю­са: жизнь и смерть. (6)В эти по­ня­тия, между этими по­лю­са­ми в два ко­рот­ких слова вме­ща­лось всё.

    (7)В Тре­тья­ков­ке почти на по­ло­ви­не кар­тин изоб­ра­жа­лось что-то груст­ное.

    (8)Од­на­ж­ды Лина пошла в зоо­парк. (9)Но и тут ей не по­нра­ви­лось: жалко было по­про­ша­ек мед­ве­дей, зады у ко­то­рых были вы­тер­ты и голы от­то­го, что они часто на потеxy людям уса­жи­ва­лись и «слу­жи­ли» за кон­фет­ку, за кусок булки. (10)Жалко сон­ных, по­лу­об­лез­лых хищ­ни­ков: они были со­всем-со­всем не­страш­ны – эти за­са­жен­ные в клет­ку клы­ка­стые звери.

    (11)Она ушла из зоо­пар­ка, по­бро­ди­ла по ули­цам, села на ска­мей­ку от­дох­нуть и стала огля­ды­вать­ся.

    (12)Гло­бус. (13)Синий гло­бус, в жёлтом бле­стя­щем об­ру­че, карты неба, трас­сы спут­ни­ков. (14)Лина до­га­да­лась: она по­па­ла в огра­ду Пла­не­та­рия.

    (15)«Пла­не­та­рий так Пла­не­та­рий, всё равно», – по­ду­ма­ла она и пошла вовнутрь зда­ния, ку­пи­ла билет. (16)Экс­кур­со­во­ды рас­ска­зы­ва­ли о ме­тео­ри­тах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ре­бя­тиш­ки гла­зе­ли на ма­ке­ты спут­ни­ков и на ра­ке­ту. (17)Вдоль кар­ни­зов тя­ну­лись изоб­ра­же­ния звёзд. (18)Лина пошла на­верх и очу­ти­лась в ку­по­ле Пла­не­та­рия.

    (19)До­едая мо­ро­же­ное и по­ти­хонь­ку бро­сая бу­маж­ки под си­де­нья, люди ждали лек­ции.

    (20)Погас свет, и за­зву­чал голос лек­то­ра. (21)Он рас­ска­зы­вал о Все­лен­ной. (22)На небе Пла­не­та­рия по­яви­лись ки­но­кад­ры: пред­став­ле­ние древ­них людей о стро­е­нии мира, порт­ре­ты Га­ли­лея, Джор­да­но Бруно.

    (23)А по небу Пла­не­та­рия ле­те­ло не­бес­ное све­ти­ло – солн­це. (24)Солн­це, да­ю­щее всему жизнь. (25)Оно про­хо­ди­ло по иг­ру­шеч­но­му небу, над иг­ру­шеч­ной Моск­вой, и само солн­це было иг­ру­шеч­ным.

    (26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и от­ку­да-то с высот, на­рас­тая, ши­рясь и креп­чая, по­ли­лась му­зы­ка.

    (27)Лина слы­ша­ла эту му­зы­ку не раз. (28)Она даже знала, что это му­зы­ка Чай­ков­ско­го, и на мгно­ве­ние уви­де­ла ска­зоч­ных ле­бе­дей и тёмную силу, под­сте­ре­га­ю­щую их. (29)Нет, не для уми­ра­ю­щих ле­бе­дей была на­пи­са­на эта му­зы­ка. (30)Му­зы­ка звёзд, му­зы­ка веч­ной жизни, она, как свет, воз­ник­ла где-то в глу­би­нах ми­ро­зда­ния и ле­те­ла сюда, к Лине, долго-долго ле­те­ла, может, доль­ше, чем звёздный свет.

    (31)Звёзды сияли, звёзды лу­чи­лись, бес­чис­лен­ные, вечно живые. (32)Му­зы­ка на­би­ра­ла силу, му­зы­ка ши­ри­лась и взле­та­ла к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами че­ло­век по­сы­лал небу свой при­вет, сла­вил веч­ную жизнь и всё живое на Земле.

    (34)Му­зы­ка уже раз­ли­лась по всему небу, она до­стиг­ла самой далёкой звез­ды и гря­ну­ла на весь не­объ­ят­ный под­не­бес­ный мир.

    (35)Лине хо­те­лось вско­чить и крик­нуть:

    – (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!

    (37)Вски­нув руки, она при­под­ня­лась с си­де­нья и устре­ми­лась ввысь, по­вто­ряя за­кли­на­ние:

    – (38)Жить! (39)Жить!

    * Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924–2001) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, автор ши­ро­ко из­вест­ных ро­ма­нов, по­ве­стей, рас­ска­зов.

    Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только украшает нашу жизнь, но и пробуждает в человеке сильные чувства, открывает новый мир, помогает преодолевать жизненные трудности.

    Именно искусство помогло героине текста В.П.Астафьева Лине в тяжёлый период вновь обрести интерес к жизни. Печальные события окрасили её существование мрачными тонами. Но, оказавшись в Планетарии, она услышала мелодию Чайковского, которая стала для неё настоящим гимном жизни. Музыка заставила девушку забыть о том, что её угнетает, и взглянуть на жизнь совершенно иными глазами.

    О воздействии искусства на человека поведал в своём рассказе "Корзина с еловыми шишками" и К.Паустовский. Когда Дагни услышала музыку великого композитора, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала девушке не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни.

    Таким образом, настоящее искусство - это велика сила, способная вдохновить человека и поднять его ослабевший дух.