Руководства, Инструкции, Бланки

анализ занятий в детском саду образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (213 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец написания анализа занятия в детском саду - Полезный портал

Образец написания анализа занятия в детском саду

Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ Детские сады - отзывы родителей Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога. Диагностика и последующее воздействие на ребенка формирование, коррекция должны быть заменены со-бытием совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиямиорганизацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем. Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя: четкое видение современных задач дошкольного образования; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность; умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей; способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога. На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования. Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей. Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности. Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата. В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога. Компетентность — это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность готовность человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей. Компетентность — качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие. Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений; организация учебной деятельности. Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом профессиональных функциональных задач заявленной квалификационной категории. Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принципов принцип деятельностного подхода, принцип критериальной ясности, принцип ориентации на повышение качества работы педагогических кадров хотелось бы выделить принцип дифференциации уровня квалификации педагогов. Данный принцип определяет необходимость выделения показателей и критериев оценки каждого из выделенных параметров, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации. Практика показывает, что наличие научно обоснованных, проверенных экспериментально критериев, имеющих высокую корреляцию с практикой педагогической деятельности, является необходимым условием объективности оценочной деятельности эксперта. Также важно отметить, что без опоры на определенные критерии, отражающие те или иные характеристики профессиональной деятельности, педагогу сложно осуществить самооценку. Анализ различных подходов к оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников позволяет выделить различные критерии ее результативности: Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо стаж работы, общее количество часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и пр. Очевидно, что данного критерия часто оказывается недостаточно, поскольку количество далеко не всегда указывает на качество. При использовании данного критерия система оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов. Например, «Качество организации развивающей среды группы»: а не соответствует Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, б не в полной мере соответствует ФГТ, в соответствует ФГТ в полной мере. Данный критерий также не отражает качественную суть деятельности педагога, ее результатов, не связан с личностными и профессиональными качествами воспитателя. Подобный критерий отражает уровень в рамках учреждения, где работает педагог, на уровне района, города, региона, всероссийский уровень представления опыта День новатора, районное заседание методического объединения, городской конкурс педагогического мастерства и т. Данный критерий может быть также отнесен к степени научности обобщенного опыта, его объективной новизне, к творческой составляющей, к качесту владения определенными педагогическими технологиями. Поскольку в большинстве рассмотренных примеров в основе определения уровня оцениваемого параметра лежат обоснованные, унифицированные требования, подобный критерий может быть признан достаточно объективным. Вместе с тем такой критерий, как уровневость, нельзя признать универсальным, в частности он не применим к оценке личностных качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми. Несовершенство каждого из применяемых в практике оценки профессиональной квалификации критериев определяет необходимость использования комплексного подхода к их выделению. В рамках данного подхода оценка складывается из совокупности параметров: личностного отношения педагога к данному направлению деятельности, уровня его общей культуры, профессиональных знаний и умений, владения определенными методиками и технологиями, способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать. Компетентность в области личностных качеств Показатель: «Общая культура». Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи». Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Показатель: «Умение ставить цели и задачи работы в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей». Оцениваемый параметр: «Умение ставить цели занятия других форм работы с детьми в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями дошкольников». Не только вопрос о выборе и формулировке показателей и критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов, но и проблема определения оптимальных форм проведения аттестационных мероприятий остается дискуссионной. В ряде регионов наблюдается тенденция значительного повышения требований к претендентам на высшую квалификационную категорию. Подобный подход объективно вполне оправдан, как попытка остановить девальвацию званий, степеней, категорий. Вместе с тем нельзя забывать и о реальной кадровой ситуации в ДОУ страны. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы см. При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании самообразовании. Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий других форм организации образовательного процессареферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий см. В заключение хотелось бы привести слова Критерии оценки передового педагогического опыта Новизна. Может проявляться в разной степени — от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса. Передовой опыт должен давать хорошие результаты — высокое качество обучения, воспитания, развития детей. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования. Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования приказы, распоряжения федерального и регионального уровня. Стабильность — сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени. Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора. Оптимальность опыта — достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач. Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к. Структура и композиция реферата: Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные по рассматриваемой проблеме, сведения об авторах, занимающихся данной проблемой Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенноличные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов: уровень эрудированности автора по изученной теме современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников ; личные заслуги автора реферата дополнительные знания, использованные при написании работы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и практическое значение исследуемого вопроса ; характер реферата логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, соответствие реферата стандартным требованиям. Отчет о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета. К отчету предъявляются следующие требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Структура отчета: титульный лист, аннотация, содержание оглавлениеосновная часть, список литературы, приложения. Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования работыкраткие выводы и возможности применения результатов. Основная часть отчета включает: введение; аналитический обзор научно-методической литературы по теме; обоснование выбранного направления работы ее актуальность ; разделы главы отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы; заключение выводы и предложения. В приложения включают вспомогательный материал: таблицы цифровых данных; примеры заданий, конспектов, диагностических материалов; иллюстрации вспомогательного характера. Доклад о проделанной работе. По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления аналогом отчета. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух. Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений. Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений. Методическое пособие — форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал. Оценка выбранных педагогом приемов соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам Этап занятия: Мотивационно-ориентировочный Оцениваемые параметры: Цель работы детей на занятии: Что явилось основой для формулировки цели проблемная ситуация; учебная задача; практическое творческое задание или др. Формулировка цели детьми четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы учебной задачиформулировке цели предстоящей работы. Объективность предлагаемой педагогом целевой установки соответствие цели возрастным индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития. Мотивационные основы деятельности детей на занятии: Ориентированность педагога на создание мотивационной основы добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации. Опора на личностные мотивы стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворенияпознавательный интерес, эмоциональную сферу детей стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др. Умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех. Формирование основ мотивации учения демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и др. Этап занятия: Поисковый Оцениваемые параметры: Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии: Формы и методы организации совместной деятельности беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения. Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов Этап занятия: Практический Оцениваемые параметры: Формы организации детской деятельности: Рациональность выбора методов соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных групповыхподгрупповых индивидуальных форм работы. Соотношение репродуктивных рассказ, показ, объяснение и др. Содержание работы на занятии: Воспитательные возможности содержания решение задач нравственного, эстетического, личностного развития. Осуществление интеграции интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей. Соблюдение дидактических принципов системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала. Единство структуры занятия выдержанность сюжетной линии на протяжении всего занятия, наличие логической связи между формами работы, фрагментами занятия, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе. Методическая, дидактическая и техническая оснащенность: Рациональность выбора материалов соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационно-коммуникативных технологий, ТСО, наглядности. Использование на занятии авторских дидактических или методических разработок. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа. Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей авторитарный, демократический, попустительский. Чередование видов деятельности в ходе занятия соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей Этап занятия: Рефлексивно-оценочный Оцениваемые параметры: Содержание оценочной деятельности педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями и планом работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Материал предоставленномер за август 2012 года. Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители. Однако, если вы обнаружите комментарии содержащий ложную информацию сообщите. Перепечатка материалов допускается только с разрешения автора и активной ссылкой на источник.

Смотри также

анализ занятий в детском саду образец:

  • Ссылка 1
  • Альтернативный сервер
  • Другие статьи

    Образец анализа занятия в детском саду

    Образец анализа занятия в детском саду

    Пожалуйста, переместите избыточную информацию из преамбулы тело статьи снятие.
    Средняя оценка: 5 Всего проголосовало: 1

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 04. 1; 2; 3 … 77 149 > 140 лет дому, который 2016 в связи с отменой 2016 г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду гост 21105-87 «контроль неразрушающий. (Из опыта работы) магнитопорошковый метод. - М система главбух эксклюзивные рекомендации от специалистов министерств ведомств. Читать работу online теме: Образец отчета практике школе 5 вида законодательство законы кодексы российской федерации. ВУЗ: ЛГУ полные тексты документов в. Предмет евгин александр. Автор профессионалЭксперт своей области, опытный консультант и талантливый козельск первой четверги xvii века воевода 3. Дальневосточный художественный музей крупнейшее западной части Тихоокеанского г. Международный день глухих был установлен 1958 году память создания сентябре 1951 года технология < 68 131 5-й урок фартук национальном костюме. Пожалуйста, переместите избыточную информацию из преамбулы тело статьи снятие. Преамбула логопедия, развитие речи детей. Имя итальянки Марии Монтессори замечательной учительницы, психолога, физика, врача для логопедов, их мам. Мест, где России жили творили писатели поэты, вдохновляясь красотами родного края логопедические занятия. контрольную теме Обучение детей рассказыванию картине добро лечит. Раздел душа каждого человека периодически нуждается помощи. Цель: содействовать созданию эмоционально – положительного климата группе детском постоянно сталкиваясь. Вчера вел первый раз занятия хорошей математической школе самостоятельный анализ доу фгос. Пятый класс урока рисования полной мере.

    Психолого-педагогический анализ занятия

    / психолого-педагогический анализ занятия

    При проведении практических занятий со слушателями курсов возникают вопросы качественного анализа просмотренной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. Данные рекомендации помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей и предполагают сформированность у слушателей следующего ряда профессиональных умений:

    - аналитических умений. позволяющих проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребёнком требований, оценивать данные требования;

    -умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребёнком;

    - умения анализировать индивидуальные качества ребёнка, под руководством осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальности ребёнка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка.;

    - умения анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно-организованную среду и психологически комфортную развивающую среду в нём.

    Представленные материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику слушателей. а также будут полезны при организации самостоятельной работы воспитателя с детьми. Старшему воспитателю представленные задания помогут при изучении работы воспитателя в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса.

    I. Вопросы к анализу деятельности детей

    в дошкольных учреждениях

    Вопросы к анализу занятий по изодеятельности.

    Вопросы к анализу занятий по математике.

    Вопросы к анализу занятий по музыкальному воспитанию.

    Вопросы к анализу занятий по развитию речи.

    Вопросы к анализу игровой деятельности детей.

    Вопросы к анализу трудовой деятельности детей.

    Вопросы по эстетическому воспитанию.

    Вопросы к анализу занятий по физическому воспитанию и утренней гимнастике.

    Вопросы к анализу прогулки.

    Вопросы к анализу режимных моментов 1 и 2-ой половины дня.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Подготовка помещения к занятию (соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету).

    2. Подготовка воспитателя к занятию (оборудование педагогического процесса, наглядного материала, его качество, размер).

    3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

    4. Организация детей на занятие.

    5. Создание проблемной ситуации.

    6. Содержание занятия:

    соответствие темы занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей;

    отражение воспитательно-образовательных задач (наличие конспекта, плана).

    7. Начало занятия:

    четкость постановки основной задачи перед детьми;

    поднесение материала (постепенно или все сразу);

    методика объяснения задания;

    качество дидактического материала, целесообразность его использования.

    8. Руководство деятельностью детей в ходе занятия:

    использование указаний, творческих заданий для детей, их содержание и целесообразность;

    своевременность оказания помощи детям;

    скольким детям оказана помощь и какого характера;

    контроль за выполнением указаний, заданий.

    9. Какова длительность каждой части занятия, занятия в целом?

    10.В какой форме проводился анализ детских работ:

    педагогическое значение анализа;

    соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);

    какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников, критерии оценки воспитателя;

    как оценивались работы, выполненные с натуры, по замыслу, по образцу, по представлению.

    11. Организация завершения выполнения задания детьми, связь с другими видами деятельности детей.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    1. Организация детей.

    2. Программное содержание занятия.

    3. Какое место занимает программное содержание данного занятия в системе развития представлений о множестве или в формировании у детей в процессе деятельности счета, понимания о числе?

    4. Соответствуют ли программные задачи занятия уровню знаний и развитию детей данной группы?

    5. Объем материала.

    6. Правильно ли организованы обстановка и оборудование на занятии для осуществления деятельности с множеством или деятельности счета?

    7. Количество частей в занятии, правильно ли они распределены с учетом задач?

    8. Правильно ли учтено время па каждую часть занятия?

    9. Какие методические приемы использовал воспитатель в занятии?

    10.Точно ли используется математическая терминология воспитателем и детьми?

    11. Каково отношение детей к занятию, их активность, заинтересованность?

    12.Проводится ли индивидуальная работа в процессе занятия, ее эффективность, содержание?

    13. Характеристика наглядного материала.

    14. Как воспитатель подводит итог занятия и дает оценку деятельности детей на занятии?

    15. Как воспитатель закончил занятие?

    16. Какие выводы вы можете сделать об уровне знаний детей по математике на основе данного занятия?

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

    1. Схема построения занятия. Выдержана ли она с учетом возраста и музыкального развития детей?

    2. Приемы работы в каждом виде музыкальной деятельности. Как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор?

    3. Какие воспитательные задачи решаются в ходе занятия?

    4. Развитие творчества детей.

    5. Развитие слуха и голоса на музыкальном занятии.

    6. Интерес детей к занятию. Качество пения и движения.

    7. Роль воспитателя в разных частях занятия.

    Оборудование музыкального занятия

    1. Кабинет музыкального руководителя, оформление, содержание материала (методический материал, пособия).

    2. Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шумных игр, оформление).

    3. Оборудование музыкального уголка:

    детские музыкальные игрушки и инструменты;

    неозвученные музыкальные игрушки;

    пособия к музыкально-дидактическим играм;

    атрибуты для игр с пением.

    методическое обеспечение пособий и игрушек.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Занятия по методике развития речи

    Тема: Формирование связной речи детей на занятии в детском саду. Обучение детей рассказыванию по игрушке, предметам.

    1. Каково программное содержание занятия (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?

    2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие задачи по методике развития речи решались в процессе занятия?

    3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?

    4. Каковы содержание, логика, направленность вопросов, типы вопросов?

    5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Какова роль наглядности в решении поставленных задач?

    6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.

    7. Какова форма организации занятий по своей структуре (традиционные, одночастные, комплексные, интегрированные)?

    8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навыков детских рассказов?

    9. Удачной ли была концовка занятия?

    Занятия по родному языку

    Рассказывание по картинке

    1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.

    2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.

    3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).

    4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы педагога, образец рассказа, игровые приёмы).

    5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: содержательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.

    6. Воспитательное значение занятия.

    1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Программы воспитания».

    2. Введение детей в содержание темы беседы, возбуждение интереса и внимания детей.

    3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.

    4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).

    5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).

    6. Наглядный материал.

    7. Исправление неправильных ответов.

    8. Воспитательное значение занятия.

    Показательные занятия по развитию речи.

    Содержание и оформление уголка книги

    Вопросы для анализа

    1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?

    2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

    3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

    4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?

    5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятельности детей?

    6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.

    7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.

    8. Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопро-изношение, грамматический строй речи, состояние лексики, вопросно-ответная речь, связная монологическая речь и ее уровень).

    9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?

    Анализ уголка книги

    1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?

    2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?

    3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?

    4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?

    5. Есть ли книги изготовленные с детьмиьто

    5. Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?

    Записать показательное занятие в дневнике.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    Приемы руководства сюжетно-ролевымн играми,

    1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

    расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

    интересовался «Во что играете?»;

    предлагал новые игровые действия;

    предлагал новые роли;

    вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

    предлагал новые игровые ситуации;

    давал прямые указания к действию («Покорми куклу», «Крути руль»);

    задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

    брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

    давал оценку (анализ) игры.

    2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры:

    вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

    сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

    побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

    предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

    побуждал детей объединять разные игры между собой;

    использовал какие-то другие приемы.

    Игровая деятельность детей во 2-й половине дня

    1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

    2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

    3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

    4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

    5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

    6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

    7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

    8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

    9. Приемы руководства разными видами игр.

    10. Окончание игры.

    Настолыю-печатные игры

    1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится?

    2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

    3. В какой группе игра может быть использована и почему?

    4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    Коллективная трудовая деятельность

    1. Содержание коллективного труда.

    Какие виды были включены в содержание коллективного труда?

    Соответствовало ли содержание программе данной группы?

    Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (грудным)?

    2. Оборудование коллективного труда.

    Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

    Каковы эстетические качества трудового оборудования?

    3. Организация обстановки для коллективного труда.

    Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

    Принимали ли дети участие в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, взяв на себя (переложив на детей), основную заботу по подготовке обстановки?

    Соблюдались ли гигиенические условия:

    хорошо ли освещены рабочие места детей;

    сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной;

    поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;

    соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей;

    посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительности по времени?

    4. Организация и методика проведения коллективного труда.

    Как была организована работа с детьми (они сидели на стульях или слушали объяснение воспитателя стоя)? Как правильно?

    Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

    Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или правильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, использовав наглядный показ приемов работы? Почему?

    Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?

    Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или что оно было)?

    5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

    6. Как закончился коллективный труд?

    Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

    Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку правильно ли это.)

    Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали - положительные или отрицательные, что оценивалось - поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)

    7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

    8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

    9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа? Участие детей в анализе.

    Ручной труд

    1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

    2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

    3. Тон воспитателя, его речь.

    4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

    5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с предлагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, как проходит самостоятельная работа с мелкими деталями па занятии?

    6. Был ли материал, даваемый детям, трудным или, наоборот, недостаточно трудным?

    7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю?

    8. Как и в какой форме, воспитатель оказывал детям помощь в работе?

    9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

    10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

    11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они используют, с каким любят работать больше всего и почему.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Посмотреть оформление детского сада. Как оформлены холлы, коридоры, лестничные клетки. Имеются ли в оформлении детского сада произведения искусства, народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, резьба по дереву и т.д.). Используются ли при оформлении интерьера живые растения, составляются ли композиции из засушенных растений и т.д. Какой материал имеется в педагогическом кабинете по изобразительной деятельности, по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Какой материал имеется по музыкальному воспитанию и развитию детей.

    1. Наличие костюмов к различным праздникам.

    2. Наличие предметов, используемых в играх и танцах: ленты, султанчики, флажки и т.д.

    3. Наличие в детском саду технических средств (магнитофонов, проигры-вателей пластинок, диапроекторов и т.д.).

    4. Наличие различных видов театров (настольный, теневой, кукольный).

    Беседа с заведующей детским садом, методистом, музыкальным руководителем о проводимой работе по аскетическому воспитанию.

    Рассматриваемые вопросы. Осуществление задач эстетического воспитания средствами окружающей обстановки и в процессе воспитательной работы по развитию творческих способностей детей. Эстетика быта и произведения искусства в детском саду. Эффективность занятий в осуществлении задач эстетического воспитания.

    Самостоятельная работа. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседа о них с небольшими группами детей. Рассматривание оформления групповой комнаты, музыкального зала, беседа с детьми. Наблюдения за окружающей природой для привлечения внимания детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.

    АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ

    ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

    1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие графического изображения, перемещение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

    2. Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.

    3. Проведение занятия. Соответствие приемов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положительных эмоций.

    4. Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотноше-ния, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

    5. Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиенические требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

    6. Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие упражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?

    АНАЛИЗ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

    1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

    2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

    3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

    4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений.

    5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?

    6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражнения детям?

    7. Каково качество выполнения детьми упражнении? Замечал ли воспитатель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?

    8. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнении?

    9. Предусмотренно ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

    10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делала?

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОГУЛКИ

    1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как воспитатель организует сбор на прогулку, какую воспитательную работу проводит во время одевания. Роль няни при подготовке к прогулке.

    2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит прогулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, упражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

    3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? Заинтересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задавали дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать интерес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

    4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту детей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напомнила правила при знакомой игре), знают ли их дети, следила ли воспитатель за четким выполнением правил? Какое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с порученной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?

    5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т.д.). Удов-летворены ли дети результатами своего труда?

    6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Результаты проведения работы.

    7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки предложила воспитатель детям для игры на участке? Соответствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролировала игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы использовала в работе? Какие навыки игры имеются у детей?

    8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового материала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

    АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

    Перед проведением данного занятия необходимо познакомить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных методов, методических приемов, организацию детского коллектива. Занятие проводится в два этапа:

    анализ организации режимных процессов в первой половине дня;

    анализ организации режимных процессов во второй половине дня.

    Вопросы для анализа

    1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

    2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

    3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?

    4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?

    5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

    6. Как организует переход к умыванию?

    7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

    1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?

    2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?

    3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

    Обед, завтрак, полдник.

    1. Начало в соответствии с режимом.

    2. Сервировка стола.

    3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

    4. Сколько длится завтрак, обед, полдник?