Руководства, Инструкции, Бланки

договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров образец img-1

договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1836 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор фрахтования, отличие от договора аренды транспортных средств - Студопедия

Договор фрахтования, отличие от договора аренды транспортных средств

Договор перевозки отдельными видами транспорта может быть заключен:

1) с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства, части его или определенных помещений (чартер);

1) 2) без такого условия.

Договоры фрахтования (чартер) распространен при морских и воздушных перевозках.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования сочетает в себе элементы договора перевозки и аренды и является консенсуальным, двусторонним, возмездным.

Порядок заключения договора, а также его форма устанавливается транспортными уставами и кодексами.

Различают договоры фрахтования по бербоут-чартеру, тайм-чартеру.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Понятие, форма, стороны договора транспортной

Видео

Другие статьи

Понятие и сфера применения договора фрахтования

Транспортное право
  • Понятие и предмет транспортного права
    • Понятие, предмет и метод транспортного права
    • Источники транспортного права
    • Понятие системы транспортных договоров
  • Виды транспорта. Управление транспортом
    • Виды транспорта
    • Органы управления транспортной деятельностью
    • Государственное регулирование транспортной деятельности
    • Правовое положение земель транспорта
  • Договор перевозки грузов
    • Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов
    • Субъекты обязательств по перевозке грузов
    • Оформление договора перевозки груза
    • Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения
    • Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки
    • Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза
    • Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю
    • Обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку установленную плату
    • Прекращение договора перевозки груза
    • Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки
    • Ответственность грузоотправителей и грузополучателей
    • Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов
  • Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке
    • Понятие договора о подаче транспортных средств под погрузку и порядок его заключения
    • Права и обязанности сторон договора о подаче транспортных средств под погрузку
    • Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку
  • Договор об организации перевозок
    • Понятие и предмет договоров об организации перевозок
    • Соотношение договора об организации перевозок и иных видов договоров
    • Виды договора об организации перевозок
    • Субъекты договора об организации перевозок. Порядок его заключения и форма
    • Содержание и исполнение договора об организации перевозок. Ответственность по договору
  • Договоры о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации подъездных железнодорожных путей
    • Понятие договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путей
    • Соотношение договоров о подаче и уборке вагонов и об эксплуатации железнодорожных подъездных путем с договорами об организации перевозок
  • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
    • Соглашения между транспортными организациями
    • Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
  • Договоры фрахтования
    • Понятие и сфера применения договора фрахтования
    • Права и обязанности сторон договора фрахтования. Ответственность по договору
  • Договор перевозки пассажира
    • Понятие договора перевозки пассажира
    • Порядок заключения договора перевозки пассажира
    • Права и обязанности сторон договора пассажирской перевозки
    • Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки
    • Порядок рассмотрения споров по договору пассажирской перевозки
  • Договор буксировки
    • Понятие и сфера применения договора буксировки
    • Права и обязанности сторон по договору буксировки
    • Ответственность сторон по договору буксировки
  • Договор транспортной экспедиции
    • Понятие и сфера применения договора транспортной экспедиции
    • Виды договора транспортной экспедиции
    • Предмет договора транспортной экспедиции
    • Форма и содержание договора транспортной экспедиции
    • Ответственность экспедитора и клиента
    • Претензии и иски экспедитора и клиента
Понятие и сфера применения договора фрахтования

Практика фрахтования судов существует уже более полутора тысяч лет. В настоящее время ежегодный объем по рейсовому чартеру достигает около 500 млн. тонн, а количество сделок составляет несколько десятков тысяч в год.

Положения о договоре фрахтования закреплены в ст. 787 ГК РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на одни или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Аналогичные определения чартера содержатся в ст. 104 ВК РФ и ст. 115 КТМ РФ. Нормы, регулирующие отношения по морскому чартеру, предусматривают, что договор морской перевозки груза может быть заключен либо с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных адовых помещений (чартер), либо без такого условия. В первом случае заключается договор перевозки груза по чартеру. а во втором — по коносаменту. В ст. 117 КТМ РФ особо оговаривается, что наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. В большинстве случаев чартер опосредствует отношения по перевозке массовых однородных грузов (лес, руда, хлеб, нефть и т.п.), для перевозки которых, как правило, используются трамповые суда, т.е. суда, работающие вне расписания. В отличие от чартера договор перевозки груза по коносаменту в большей степени предназначен для регулирования отношении по перевозке в линейном сообщении штучных (единичных или партионных) грузов. Поскольку в трамповом судоходстве налицо одновременно два перевозочных документа — чартер как форма договора перевозки и коносамент как товарораспорядительный документ, то необходимо выяснить соотношение между ними. Как уже отмечалось при рассмотрении темы о договоре перевозки груза, коносамент, помимо того, что является ценной бумагой и формой договора морской перевозки, выполняет функцию расписки в приеме груза к перевозке. Это касается и случаев перевозки по договору фрахтования. Следует констатировать, что согласно действующему законодательству возможна перевозка груза по коносаменту без выдачи чартера, но невозможна перевозка по чартеру без выдачи коносамента. Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них (ст. 119 КТМ РФ).

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера. Фрахтователь обязан обеспечить погрузку груза в течение сталийного времени. Для того чтобы отсчет сталии начался, капитан обязан подать в порт погрузки по адресам, указанным в чартере, предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна (например, за 15, 10 и 5 суток) в порт. Чартером может быть предусмотрена премия за досрочное исполнение этой обязанности, т.е. за так называемое «спасенное время» - диспач. При задержке судна под погрузкой по истечении сталийного времени начинает течь контрсталийное (штрафное) время, за которое фрахтователь уплачивает судовладельцу доплату к согласованному фрахту за задержку судна - демередж .

Чартер отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтовщик) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место в транспортом средстве согласно приобретенному последним проездному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Как видно из легального определения, договор фрахтования отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем (тайм-чартера) и договора фрахтования транспортного средства без экипажа. Следует отметить, что в научной литературе на этот счет встречаются противоположные мнения. Например. В.А. Косовская утверждает, что рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает ей основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна 1 См. Косовская В.А. К вопросу определения понятий договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С 16. Такого же мнения, но уже в отношении воздушного чартера придерживаются А.Ю. Пиджаков и О.И. Аксаментов, которые полагают, что в тех случаях, когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна 2 См. Пиджаков А.Ю. Аксаментов О.И. Договор фрахтовании вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. №2. С 19. Однако договор чартера является договором перевозки и не может рассматриваться в качестве договора аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Фрахтователь же никоим образом не приобретает право владения или пользования судном.

Это, в частности, убедительно показал А.Г. Калпин, указав при этом следующее:

  1. капитан судна и все остальные члены экипажа как в отношении навигационно-технической, так и коммерческой эксплуатации судна подчиняются только распоряжениям фрахтовщика. Через подчиненных членов он осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем;
  2. в отведенных для перевозки помещениях груз размешается по усмотрению капитана. Фрахтовщик должен поддерживать их в состоянии, обеспечивающем сохранность груза, следить за температурным и вентиляционным режимом этих помещений и т.п. Добиться всего этого он сможет лишь при условии, если будет владеть помещениями судна;
  3. убедительным подтверждением того, что фрахтовщику временно принадлежит правомочие владения грузом, может служить факт выдачи фрахтовщиком коносамента в подтверждение приема груза от отправителя. Одна из особенностей коносамента как товарораспорядительного документа заключается в том, что он может быть выдан лицом, получившим товары (грузы) в свое владение на определенном договорно-правовом основании. Вполне понятно, что владеть грузом фрахтовщик может, лишь владея соответствующими помещениями судна, в которых он перевозит груз;
  4. размеры доходов от перевозки (фрахт) не меняются в зависимости от того, какими оказались расходы фрахтовщика по перевозке. Коммерческая эксплуатация судна есть не что иное, как реализация фрахтовщиком правомочия пользования имуществом. Для судовладельца перевозка чужого груза, переходящего на время в его владение, выступает в качестве одном из возможных форм использования судна;
  5. провозная плата (фрахт) взимается за пройденное расстояние, в то время как арендная плата зависит от ценности и свойств сдаваемого в имущественный найм судна 3 См. Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Дис. д-ра юрид. наук. М- 1989.

Таким образом, обязанность фрахтовщика предоставить вместимость всего или части транспортного средства сводится лишь к надлежащему размещению груза в транспортном средстве. Отмеченные черты позволяют отграничить договор фрахтования от бербоут-чартера и тайм-чартера, являющихся разновидностью аренды транспортных средств. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру или димайз-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа.

Рейсовый чартер (voyage charter) - наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна.

Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико, и судно может перевезти его только за несколько рейсов. В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза), и так до тех пор, пока груз не будет перевезен.

Контрактное фрахтование морского тоннажа (contract of affreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Кроме того, существуют краткие формы чартера. К таким формам относится берс-нот (berth-note) — договор на перевозку попутных массовых грузов, содержащий ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по грузовым операциям, ставку фрахта. В части остальных условий дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.

Форма договора фрахтования. Чартер - это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначите судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров, которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства и Балтийский международный морской совет (БИМКО). В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки. Существуют стандартные чартеры на перевозку отдельных грузов: нефти, удобрений, угля, сахара, зерна, руды, леса. Одним из наиболее популярных стандартных чартеров является разработанный БИМКО рейсовый чартер для сухогрузных перевозок «Дженкон» (Gencon). Для контрактного фрахтования выпущены две стандартные формы: «Волкоа» (Volcoa) для сухогрузных перевозок и «Интеркоа 80», разработанная Международной ассоциацией независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и одобренная БИМКО.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Предмет Договора

1.1. По настоящему Договору Фрахтовщик обязуется за обусловленную п. 3.1 настоящего Договора плату предоставить Фрахтователю всю вместимость (или ее часть) ____________________________ (указать тип транспортного средства и при необходимости - количество транспортных средств) (далее - транспортное средство) на ______________________ (один или несколько) рейс(ов) для перевозки пассажиров _________________________________ и багажа по следующему маршруту: ___________________________ с местом подачи транспортного средства: __________________________________, а Фрахтователь обязуется его принять и оплачивать фрахт.

Фрахтователь обеспечивает следующий порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство _________________________________.

1.2. Название транспортного средства, его класс и технические характеристики указаны в Приложении N 1 к настоящему Договору, которое является его неотъемлемой частью.

2. Срок Договора

2.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями обеих Сторон и действует по "__"___________ ____ г. (или: _______________).

3.1. Ставка фрахта составляет _____ (_______________) рублей в месяц.

3.2. Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику фрахт ежемесячно, не позднее _____ числа начавшегося месяца, на счет Фрахтовщика по банковским реквизитам, указанным в разделе 9 настоящего Договора.

3.3. Фрахт за первый и последний месяцы, если они являются неполными, рассчитывается пропорционально числу дней в конкретном календарном месяце, и соответствующие суммы выплачиваются авансом.

3.4. Все расчеты осуществляются в безналичной форме.

3.5. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на транспортное средство за время, в течение которого транспортное средство было непригодно к эксплуатации вследствие его состояния, если только непригодность транспортного средства не наступила по вине Фрахтователя.

3.6. В случае гибели транспортного средства фрахт подлежит уплате с даты и часа сдачи транспортного средства Фрахтователю по день гибели транспортного средства, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о транспортном средстве.

3.7. После оплаты фрахта за последний месяц, согласно п. 3.3 настоящего Договора, Фрахтователь получает транспортное средство со всеми его принадлежностями, и транспортное средство считается полностью оплаченным.

4. Обязанности Сторон

4.1. Фрахтовщик обязан:

- привести транспортное средство в надлежащее состояние к моменту его передачи Фрахтователю;

- принять меры по обеспечению годности транспортного средства, его корпуса, двигателя и оборудования для целей фрахтования, предусмотренных настоящим Договором;

- устранять скрытые недостатки транспортного средства в течение срока действия;

- предоставлять Фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями, указанными в подп. 1.1 настоящего Договора;

- обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям настоящего договора;

- нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание;

- страховать транспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией.

Членами экипажа являются работники Фрахтовщика и подчиняются распоряжениям Фрахтовщика, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям Фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

4.1.1. Нормы перевозки багажа - __________________________________, нормы провоза ручной клади - _____________________________________________________.

4.2. Фрахтователь обязуется:

а) нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива;

б) нести расходы на другие расходуемые в процессе эксплуатации транспорта материалы, а также на оплату сборов.

4.3. Фрахтовщик вправе:

- отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров;

- отказать в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

4.4. Фрахтователь вправе:

- в рамках осуществления коммерческой эксплуатации транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в подп. 1.1 настоящего Договора;

- сдавать транспортное средство в субаренду;

- отказаться от исполнения настоящего Договора в случае непредоставления транспортного средства и взыскать с Фрахтовщика штраф в размере _____________ (_______________________) рублей.

5. Ответственность Сторон

5.1. В случае гибели или повреждения транспортного средства Фрахтователь обязан возместить Фрахтовщику причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые Фрахтователь отвечает в соответствии с законом или настоящим Договором.

5.2. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет Фрахтовщик в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Фрахтовщик вправе предъявить к Фрахтователю регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине Фрахтователя.

5.3. Предоставление Фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям настоящего Договора, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. В случае непредоставления транспортного средства Фрахтователь вправе отказаться от исполнения настоящего Договора и взыскать с Фрахтовщика штраф в размере 20% (двадцати процентов) платы, установленной п. 3.1 настоящего Договора (договором может быть установлено иное).

5.4. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами Фрахтовщик по согласованию с Фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную Фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 6.1 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

6.3. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 6.1 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

6.4. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 6.1 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

7. Разрешение споров

7.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

7.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8. Дополнительные условия и заключительные положения

8.1. Дополнительные условия настоящего Договора: _______________

8.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

8.3. Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

8.5. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются приложения:

8.5.1. Характеристики транспортного средства (Приложение N 1).

9. Адреса и банковские реквизиты Сторон:

Акт об отказе от пользования транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования (приложение к договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) для целей торгового мореплавания без права на субфрахтование судна без экипажа (суббербоут-чартер); договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с условием о субфрахтовании судна без экипажа (суббербоут-чартер); договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с условием о выкупе судна; договору фрахтования автомобильного транспорта (с условием сопровождения представителем грузовладельца груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей))

Исковое заявление пассажира автомобильного транспорта междугороднего сообщения в суд общей юрисдикции о взыскании стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в связи с невозможностью продолжения перевозки до пункта назначения по не зависящим от перевозчика причинам пропорционально непроследованному расстоянию

Договор фрахтования автомобильного транспорта (с условием сопровождения представителем) грузовладельца груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей

Исковое заявление пассажира автомобильного транспорта междугороднего сообщения в суд общей юрисдикции о взыскании стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в связи с возвратом билета в кассу до отправления транспортного средства вследствие предоставления пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет

Пересылочная накладная "АА" на перевозку порожних цистерн для цемента, известковых и других материалов, перевозимых насыпью, хопперов-цементовозов, минераловозов, зерновозов, апатитовозов, окатышевозов, платформ для перевозки холоднокатаной стали, крытых вагонов для перевозки бумаги, крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей, двухъярусных платформ для перевозки легковых автомобилей, цельнометаллических грузовых вагонов (ЦМГВ), транспортеров, полувагонов, платформ и крытых вагонов (образец) (ГУ № 27 СП)

Исковое заявление в суд общей юрисдикции о взыскании штрафа и возмещении убытков, причиненных непредоставлением транспортного средства фрахтовщиком по договору фрахтования автомобильного транспорта

Исковое заявление в арбитражный суд о взыскании штрафа и возмещении убытков, причиненных непредоставлением транспортного средства фрахтовщиком по договору фрахтования автомобильного транспорта

Договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и багажа по заказу

Договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и багажа по заказу Договор N _____ фрахтования автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и багажа по заказу 1. Предмет договора

1.1. Фрахтовщик обязуется за обусловленную п. 3.1 настоящего договора плату предоставить Фрахтователю в пользование и во владение на определенный п. 2.1 настоящего договора срок __________________ (далее - транспортное средство) для перевозки пассажиров ____________________________ и багажа по по следующему маршруту ___________________________ с местом подачи транспортного средства __________________________________, а Фрахтователь обязуется его принять и оплачивать фрахт.

Фрахтователь обеспечивает следующий порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство _________________________________.

1.2. Название транспортного средства, его класс и технические характеристики указаны в Приложении N 1 к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.

2. Срок договора

2.1. Настоящий договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу заключается на срок ____________________.

3. Фрахт

3.1. Ставка фрахта составляет _____ (_______________) рублей в месяц.

3.2. Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику фрахт ежемесячно, не позднее _____ числа начавшегося месяца на счет Фрахтовщика по банковским реквизитам, указанным в пункте 7 настоящего договора.

3.3. Фрахт за первый и последний месяцы, если они являются неполными, рассчитывается пропорционально числу дней в конкретном календарном месяце, и соответствующие суммы выплачиваются авансом.

3.4. Все расчеты осуществляются в безналичной форме.

3.5. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на транспортное средство за время, в течение которого транспортное средство было непригодно к эксплуатации вследствие его состояния, если только непригодность транспортного средства не наступила по вине Фрахтователя.

3.6. В случае гибели транспортного средства фрахт подлежит уплате с даты и часа сдачи транспортного средства Фрахтователю по день гибели транспортного средства, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о транспортном средстве.

3.7. После оплаты фрахта за последний месяц согласно пункту 3.3 настоящего договора Фрахтователь получает транспортное средство со всеми его принадлежностями, и транспортное средство считается полностью оплаченным.

4. Обязанности Сторон

4.1. Фрахтовщик обязан:

- привести транспортное средство в надлежащее состояние к моменту его передачи Фрахтователю;

- принять меры по обеспечению годности транспортного средства, его корпуса, двигателя и оборудования для целей фрахтования, предусмотренных настоящим договором;

- устранять скрытые недостатки транспортного средства в течение срока действия;

- предоставлять Фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями, указанными в подпункте 1.1 настоящего договора;

- обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям настоящего договора;

- нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание;

- страховать транспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией.

Членами экипажа являются работники Фрахтовщика и подчиняются распоряжениям Фрахтовщика, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям Фрахтователя, касающимися коммерческой эксплуатации транспортного средства.

4.2. Фрахтователь обязуется:

а) нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива;

б) нести расходы на другие расходуемые в процессе эксплуатации транспорта материалы, а также на оплату сборов.

4.3. Фрахтователь вправе:

- в рамках осуществления коммерческой эксплуатации транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в подпункте 1.1 настоящего договора;

- сдавать транспортное средство в субаренду;

- отказаться от исполнения настоящего Договора в случае непредоставления транспортного средства и взыскать с фрахтовщика штраф в размере _____________ (_______________________) рублей.

5. Ответственность Сторон

5.1. В случае гибели или повреждения транспортного средства Фрахтователь обязан возместить Фрахтовщику причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые Фрахтователь отвечает в соответствии с законом или настоящим договором.

5.2. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет Фрахтовщик в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ. Фрахтовщик вправе предъявить к Фрахтователю регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине Фрахтователя.

6. Дополнительные условия и заключительные положения

6.1. Дополнительные условия настоящего договора: _______________

6.2. Во всем ином, не урегулированном в настоящем договоре, будут применяться нормы, установленные Гражданским кодексом РФ, а также транспортными уставами и кодексами.

6.3. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения, составлен в двух экземплярах.

7. Адреса и банковские реквизиты Сторон:

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров образец

Подскажите, почему в главе 40 "Перевозки" обозначен такой вид договора, как договор фрахтования, если данный вид договора является договором аренды и по нему фрактовщик не оказывает услуг по перевозке. Каким образом тогда данный вид договора относится к перевозкам? Скачайте формы по теме

действительно, существуют определенные сложности в определении правовой природы аренды транспортных средств и многозначность законодательных наименований: аренда, фрахтование на время, фрахтование, бербоут-чартер, тайм-чартер.

В соответствии с ГК РФ синонимом понятия «аренда транспортных средств с экипажем» является понятие «фрахтование на время». Синонимом «фрахтования» выступает «чартер», его определение содержится не в гл. 34 ГК РФ («Аренда»), а в гл. 40 («Перевозка») и, следовательно, обозначает один из видов перевозки либо иной гражданско-правовой институт, отличный от перевозки и аренды, при этом содержащий в себе признаки как аренды, так и перевозки. Данную теоретическую неопределенность подтверждает содержание вновь принимаемых законодательных актов.

Существует точка зрения, что во взаимоотношениях сторон чартера следует руководствоваться гл. 34 ГК РФ и прежде всего нормами ч. 1 § 3 «Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации». Данная позиция объясняется, в том числе, отсутствием в статьях ГК РФ, посвященных перевозке, специальных норм о фрахтовании и непризнании договора фрахтования (чартера) договором перевозки.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ в ст. 104 Воздушного кодекса РФ синонимом понятия «фрахтование» считается чартер. Нормы данной статьи ГК РФ распространяются на все транспортное законодательство; характеристика и основные признаки фрахтования (чартера) едины как для области воздушного права, так и для морского. С учетом логики структурного расположения рассматриваемых норм в ГК РФ, а также в Воздушном кодексе РФ представляется необходимым однозначно отнести договор фрахтования (чартер) к особой форме перевозки и не распространять на него действия норм, регулирующих аренду транспортных средств. Распространение норм гл. 34 ГК РФ на эти отношения, помимо всего прочего, приведет к смешению понятий договора фрахтования на время и договора фрахтования (чартера).

Обоснование данной позиции приведено ниже в статьях журнала «Вмененка», который Вы можете найти в закладке «Журнал», и в нормативно-правовых документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база».

1. Гражданский кодекс РФ

«Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются.

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами».

2. Статья 104 Воздушный кодекс РФ

«По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом».

3. Статья: Передача в аренду транспорта с экипажем

Предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем по договору фрахтования может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату ЕНВД. В данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказывает непосредственно арендодатель*. При этом финансовое ведомство обращает внимание на то, что если по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то оказание арендодателем услуг по его управлению и технической эксплуатации не осуществляется. Значит, такую предпринимательскую деятельность нужно рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование транспортного средства. Соответственно в подобной ситуации ЕНВД не уплачивается.

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 03.06.2010 № 03-11-11/154 (см. также письмо финансового ведомства от 25.02.2010 № 03-11-11/33).

Журнал «Вмененка», №7, июль 2010

4. Статья: Передача транспортного средства с экипажем по договору фрахтования не переводится на уплату ЕНВД

Коммерсант осуществляет деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Предприниматель планирует оказывать юридическому лицу (организации) услуги, связанные с предоставлением транспортных средств для перевозки работников и багажа к месту работы. Данная деятельность будет осуществляться в рамках договора фрахтования транспортного средства с экипажем. Таким образом, предприниматель будет предоставлять организации транспортные средства с экипажем для перевозки работников организации к месту работы и обратно (до места проживания). Вправе ли ИП в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг юрлицу (организации) по перевозке пассажиров, осуществляемой в рамках договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, уплачивать ЕНВД?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Налоговом кодексе РФ отсутствует.

В то же время институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (об этом – пункт 1 статьи 11 НК РФ).

Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40«Перевозка» ГК РФ.

Исходя из главы 40 ГК РФ, под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки. Согласно статьям 785 и 786 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Таким образом, в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организация и (или) индивидуальный предприниматель должны оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле.

Что касается предпринимательской деятельности по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем, то она регулируется нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ.

Так, в соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Следовательно, учитывая, что, исходя из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов.*

В связи с этим деятельность по передаче в аренду (фрахтование на время) транспортных средств с экипажем не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы.

главный специалист-эксперт отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Журнал «Вмененка», №2, февраль 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.