Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для водителя трала img-1

инструкция по охране труда для водителя трала

Рейтинг: 4.2/5.0 (1816 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для водителя, при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов

Инструкция по охране труда для водителя, при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов

Глава 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. К управлению транспортным средством по перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов допускаются водители не моложе 21 года, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3-х лет, и прошедшие медицинское освидетельствование и обучение. Водители должны иметь удостоверение с отметкой категории “Е”.

2. К самостоятельной работе допускаются водители, прошедшие стажировку и обучение безопасным методам и приемам работы. Полученные знания техники безопасности должны быть подтверждены удостоверением и записью в журнале установленной формы.

Водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения. “Инструкцию по пропуску тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам и улицам” № 98 от 06.06.1995 г. и требования настоящей Инструкции .

3. Водитель, осуществляющий перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, обязан иметь при себе:

- удостоверение на право управления транспортным средством;

- регистрационные документы на транспортное средство;

- путевой лист с указанием маршрута движения;

- документы на перевозимый груз;

- специальное разрешение, выданное органом ГАИ.

4. Водитель транспортного средства несет ответственность за нарушение указаний, изложенных в настоящей Инструкции.

5. Рабочие, нарушившие производственную дисциплину и не выполняющие требования охраны труда, отстраняются от работы и несут дисциплинарную, административную и судебную ответственность согласно трудового законодательства.

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

6. До начала работы водителю необходимо:

- пройти предрейсовый медосмотр с соответствующей отметкой об этом в путевом листе;

- одеть спецодежду, одежда должна быть целой, застегнутой на все пуговицы;

- осмотреть автомобиль, пройти техосмотр с отметкой в путевом листе;

- получить задание на работу и информацию об условиях дороги и погоды на трассе.

7. При осмотре автомобиля проконтролировать:

- комплектацию не менее 2-х противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне;

- работу проблескового маячка;

- все приспособления и устройства, предназначенные для поддержки перевозимых грузов (захваты, коники, упоры), должны быть выполнены сдвигающимися (складывающимися> так, чтобы при движении без груза транспортное средство находилось в допустимых Правилами дорожного движения габаритах;

- техническое состояние транспортного средства, которое должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций завода-изготовителя и настоящей Инструкции;

- состояние тормозной системы автопоезда, которая должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечить такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность “складывания” автопоезда;

- оборудование устройства, позволяющего в случае разрыва соединительных магистралей между автомобилем и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом;

- на прицепах (полуприцепах) оборудование стояночного тормоза, обеспечивающего удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16%. рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачем;

- оборудование кабины не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида, расположенными с левой и правой стороны кабины и обеспечивающими достаточный обзор в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом перевозимого груза;

- наличие на транспортном средстве длиной свыше 6 м, а также на седельном тягаче боковых повторителей указателей поворота в соответствии с ГОСТ 8769-75 “Приборы внешние световые автомобилей, прицепов и полуприцепов”;

- наличие средств сигнализации для обозначения грузов, выступающих за габариты транспортного средства, спереди или сзади более чем на I м. Груз, выступающий за габарит транспортного средства сбоку, обозначается во всех случаях, когда он может быть не замечен водителями других транспортных средств. В темное время суток и в других условиях недостаточной видимости эта сигнализация осуществляется спереди с помощью белого огня и белого светоотражающего приспособления, а сзади -с помощью красного огня и красного светоотражающего приспособления.

8. Грузы, выступающие за габариты транспортных средств более чем на I м сзади, должны быть обозначены квадратной или треугольной табличкой со сторонами не менее 40 см. установленной на внешней оконечности груза вертикально и перпендикулярно средней продольной оси транспортного средства. Табличка должна иметь полосы красного и белого цвета. Части таблички, окрашенные в красный и белей цвет, должны быть снабжены светоотражателями или иметь светоотражающее покрытие. Наивысшая точка освещающей или светоотражающей поверхности вышеупомянутых устройств должна находиться на расстоянии не более 1,60 м от поверхности дороги, а наиболее низкая – точка на расстоянии не менее 0,40 м от поверхности дороги.

9. При длине автопоезда свыше 20 м в конце транспортного средства и в конце буксирующего тягача следует устанавливать опознавательные знаки. Знаки устанавливаются в середине, или по краям транспортного средства с учетом его конструкции.

10. Устанавливаемые на буксирующие тягачи знаки должны иметь шевронообразные полосы попеременно из желтого светоотражающего и красного флуоресцирующего материалов или приспособлений, устанавливаемые на прицепах и полуприцепах знаки должны иметь желтый светоотражающий фон и красную флуоресцирующую окантовку.

11. Знаки должны иметь прямоугольную форму. Общая суммарная длина комплекта задних опознавательных знаков, состоящего из одного, двух или четырех знаков со светоотражающими и флуоресцирующими материалами, должна составлять не менее 1130 мм и не более 2300мм. Ширина заднего опознавательного знака должна составлять:

- для прицепов и полуприцепов – 200 мм;

- для тягачей - 140 ± 10 мм;

12. Ширина красной флуоресцирующей окантовки задних опознавательных знаков, предназначенных для прицепов и полуприцепов, должна быть 40 + I мм. Угол наклона шевронообразных полос должен составлять 45 градусов. Ширина полос должна составлять 100 мм.

13. Перед началом движения по установленному маршруту транспортное средство должно быть осмотрено лицом, ответственным за безопасную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, с записью в бланке разрешения, заверенном печатью о соответствии транспортного средства и закрепления груза требованиям Правил дорожного движения и настоящей Инструкции (без такой записи разрешение считается недействительным). Бланк разрешения должен находиться у водителя. Маршрут движение должен быть указан в путевом листе.

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ

14. В процессе движения водитель обязан:

- принимать все необходимые меры, вплоть до остановки, для беспрепятственного и безопасного пропуска встречных транспортных средств;

- не создавать помех для движения, периодически останавливаясь в местах, специально обозначенных стоянок для обеспечения возможности обгона движущихся позади транспортным средствам;

- следить за техническим состоянием транспортного средства и креплением груза;

- осуществлять проезд по мостам, путепроводам и другим искусственным сооружениям согласно требованиям дорожных организаций, согласующих маршрут движения.

15. Водителю запрещается:

- совершать обгоны транспортных средств, движущихся со скоростью 30 км/час и более;

- буксировать другие транспортные средства;

- двигаться при гололедице или в условиях, когда видимость менее 100 м;

- двигаться по обочине дороги без твердого покрытия;

- останавливаться вне специально обозначенных стоянок;

- отклоняться от утвержденного маршрута движения;

продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности дорожного движения.

16. При управлении транспортным средством не допускать:

- резкого трогания с места;

- поездки с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;

- отлучки от транспортного средства без крайней необходимости;

- движения в ночное время суток;

- превышения допустимой скорости движения, установленной в разрешении, выданном Госавтоинспекцией. Максимальная скорость движения не должна быть более 50 км/час. Знак ограничения скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с п.26.13 Правил дорожного движения;

- движения без сопровождения, если необходимость его определена Госавтоинспекцией при выдаче разрешения на перевозку, а также лица сопровождающего перевозку.

17. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда ширина транспортного средства с грузом превышают 3,5 м, высота – 4,0 м, длина – 20 м. а Также при движении транспортного средства, общая масса или нагрузка на ось которого является сверхнормативной нагрузкой для искусственных сооружений на маршруте движения.

18. Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди сопровождаемого транспортного средства. При этом по отношению к сопровождаемому автомобиль прикрытия должен двигаться уступом с левой стороны, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства.

19. Сопровождение патрульным автомобилем ГАИ должно осуществляться если:

- ширина транспортного средства превышает 4,0 м;

- длина автопоезда превышает 30 м;

- транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;

- сопровождение патрульным автомобилем ГАИ осуществляется в том же порядке, что и сопровождение автомобилем прикрытия. При осуществлении перевозки патрульный автомобиль должен обеспечить своевременное перекрытие движения на пересекаемых улицах и дорогах с целью исключения аварийных ситуаций.

20. На патрульном автомобиле ГАИ при сопровождении должен быть включен проблесковый маячок синего цвета. Автомобиль прикрытия оборудуется проблесковым маячком оранжевого цвета, включение которого является лишь дополнительным средством информации для предупреждения других участников движения и не дает права преимущественного проезда.

21. На транспортных средствах, осуществляющих перевозку в дневное время, должны быть включены габаритные огни и ближний свет фар.

22. При перевозке грузов, возвышающихся над проезжей частью более 4,5 м, на автомобиле прикрытия, движущимся впереди транспортного средства с грузом, должна быть установлена штанга с сигнальной лампочкой желтого цвета на конце, зажигаемой в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Высота установки лампочки должна на 10 -15 см превышать верхнюю точку габарита перевозимого груза и быть в поле зрения водителя основного тягача.

23. При вынужденной остановке транспортного средства:

- включить стояночный тормоз, а на уклоне установить дополнительно по два противооткатных упора под тягач и прицеп;

- обозначить место остановки согласно Правил дорожного движения.

24. При поломке автомобиля и невозможности отбуксирования его на специально обозначенную стоянку (за пределы дороги) или устранения технической неисправности своими силами в течении 2-х часов -принять меры для вызова автомобиля технической помощи со своего предприятия.

25. Не допускать перевозку на транспортном средстве грузов, не предусмотренных в документации, а также лиц, не связанных с перевозкой груза.

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

26. После окончания работы (на стоянке) необходимо:

- установить автомобиль на. место парковки;

- выключить двигатель и включить стояночный тормоз;

- установить под колеса тягача и прицепа (полуприцепа) по два упора для предотвращения самопроизвольного движения;

- проверить состояние тягача, прицепа и крепления груза на. нем;

- в зимнее время принять меры предупреждения замерзания охлаждающей жидкости;

- привести в порядок спецодежду, вымыть руки и лицо.

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

27. При загорании на транспортном средстве нужно прекратить движение, принять меры к вызову пожарных и приступить к тушению пожара песком, огнетушителями, для прекращения доступа кислорода, укрыть плотной тканью (брезентом) место загорания.

28. В случае дорожно-транспортного происшествия водителю нужно действовать в соответствии с Правилами дорожного движения, а также:

- при необходимости принять меры для вызова медицинской и пожарной помощи;

- обозначить место аварии согласно Правил дорожного движения;

- по прибытии на место аварии инспектора ГАИ проинформировать о принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

Поделиться "Инструкция по охране труда для водителя, при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов"

Другие статьи

Инструкция по охране труда для водителей автомобилей

Инструкция по охране труда водителей. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. ТОИ Р-200-01-95

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г.

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

  • при вывешивании автомобиля и работе под ним (инструкция № 17);
  • при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);
  • при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (инструкция № 19);
  • при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);
  • по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. Общие требования безопасности

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые мот действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

  • вывешенный автомобиль или его агрегаты;
  • горячая вода и пар;
  • легковоспламеняющиеся вещества;
  • газы и другие токсичные вещества;
  • этилированный бензин;
  • оборудование, инструмент, приспособления;
  • падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей, автокранов и тягачей:

  • комбинезон хлопчатобумажный;
  • рукавицы комбинированные двупалые.
  • Зимой в особом и IV поясах дополнительно:
  • куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
  • брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
  • валенки.

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно:

  • фартук резиновый с нагрудником;
  • перчатки резиновые;
  • нарукавники хлорвиниловые.

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных ко II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа «Пингвин».

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности — сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

1.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, указанных в п. 1.2, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен:

3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

  • исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;
  • отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
  • давление воздуха в шинах и их исправность;
  • надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

  • отключить и отсоединить элементы подогрева;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
  • проверить герметичность системы питания;
  • проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

  • не брать рукоятку в обхват;
  • пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
  • при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

  • производить пуск двигателя путем буксировки;
  • подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
  • выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;
  • оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили — они должны быть полностью открыты или закрыты;
  • применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;
  • ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;
  • останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;
  • проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;
  • эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
4. Требования безопасности во время работы

4.1. При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале, дополнительно, только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

4.1.11 Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».

4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.

4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.

4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем — наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем — наполнительный вентиль на автомобиле.

4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

4.1.21. Выполнять требования, указанные в п.п.3.2-3.4.

4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

4.1.23. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

4.1.24. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов — потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

4.1.25. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

4.1.26. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

4.1.27. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

4.1.28. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

4.1.29. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных на бок бочек должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

4.1.30. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

4.1.31. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

4.1.32. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

4.1.33. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза, для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

4.1.34. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

4.1.35. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

4.1.36. Налив и слив автоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправные шланги или трубы.

4.1.37. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны находиться с наветренной стороны.

4.1.38. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом).

4.1.39. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.

4.1.40. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

4.1.41. Не допускать проезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

4.1.42. При перевозке контейнеров соблюдать меры предосторожности:

  • не тормозить резко;
  • снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;
  • обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т.п.

4.1.43. При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.

4.1.44. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (при погрузке — со стороны погрузки, при выгрузке — с противоположной стороны).

4.1.45. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

4.1.46. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка — с задней.

4.1.47. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

4.1.48. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

4.1.49. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.1.50. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

4.1.51. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

4.1.52. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.1.53. перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.

  • устанавливать автокраны, монтажные подъемники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п. где возможно оползание грунта;
  • работать при невыдвинутых и незапертых опорах;
  • использовать в качестве подкладок случайные предметы;
  • передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;
  • сидеть на бортах поднятой люльки;
  • устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъемниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;
  • производить работы в темное время суток без достаточного освещения.

4.2. Водителю запрещается:

  • выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
  • на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
  • допускать работу двигателя на смеси двух топлив — бензина и газа (за исключением газодизельного);
  • использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;
  • курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;
  • курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
  • перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
  • загораживать грузом двери кабины;
  • грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
  • во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);
  • перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
  • перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
  • перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
  • перевозить в кабине, кузове и салоне больше людей, чем указано в паспорте завода-изготовителя;
  • перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
  • перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
  • совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;
  • подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;
  • ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
  • при заправке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
  • подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением, и стучать по ним металлическими предметами;
  • работать без рукавиц при заправке газовым топливом;
  • заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;
  • заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек;
  • допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (типовая инструкция № 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

5.1.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы водитель обязан:

6.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в п.п. 4.1.2, 4.1.3.

6.1.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».

6.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.