Руководства, Инструкции, Бланки

заключение логопеда образец для школы img-1

заключение логопеда образец для школы

Рейтинг: 5.0/5.0 (1818 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) - Студопедия

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников)

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

"О ПРИВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПМПК В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

С целью совершенствования и эффективности деятельности районных и городских ПМПК, унификации их документации, в соответствии с "Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (Постановление Правительства РФ от 12.03.97г. № 288), "Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (Постановление Правительства РФ от 31.07.98г. № 867), "Примерным положением о ПМПК" (Постановление Губернатора Челябинской области от 16.10.98г. № 512), ГУОиН разработаны и утверждены формы и содержание документов психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) и Центров диагностики и консультирования:

-коллегиальное заключение специалистов,

-формулировки логопедических заключений.

Главное управление образования и науки рекомендует руководствоваться в своей деятельности названными документами.

Заместитель начальника ГУОиН Т.В.Абрамова

Исп. Бурмистрова Н.И.

от «____» _______________ г. № ___

Заведующей психолого-медико-педагогической консультации

Администрация школы (ДОУ) №_______________ просит принять на

комиссию следующих учащихся (воспитанников):

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников)

Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет)

Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет)

Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет)

Общее недоразвитие речи II уровня (с 4-х лет)

Общее недоразвитие речи II уровня (с 4 - 5 лет)

Общее недоразвитие речи (ОНРI, II или III уровня) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией или со стёртой формой дизартрии

Общее недоразвитие речи (ОНР I, П или III уровня) или нерезко

выраженное общее недоразвитие речи у ребенка с ринолалией

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II или III уровня) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи у ребенка с заиканием

Нарушение произношения отдельных звуков или фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дислалией (дизартрией, ринолалией, заиканием)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дислалией (дизартрией, ринолалией, заиканием)

Недостаточная сформированность средств языка (фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стёртой формой дизартрии (дислалией, ринолалией, заиканием)

Другие статьи

Какое логопедическое заключение может быть поставлено ребёнку с речевой патологией? часть 1

Какое логопедическое заключение может быть поставлено ребёнку с речевой патологией? — часть 1

Середина сентября — традиционное время окончания диагностики в детских садах. Заботливых и внимательных родителей интересует, что обозначают логопедические заключения, поставленные детям логопедами? И что с этим делать? Давайте разберёмся.

Перечисленные выше заключения относятся к клинико-педагогической классификации речевых нарушений. существующей в современной логопедии.

ОНР — Общее недоразвитие речи. Бывает 4 уровней, но обычно пользуются трёхуровневой классификацией. Первый уровень — самый низкий.
ФФН или ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ЗРР или ЗПРР — задержка речевого или психоречевого развития.

Эти логопедические заключения относятся к психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Ч аще всего они комбинируются с первой классификацией, поэтому в заключении может быть, например, такая формулировка: «Дизартрия стёртой формы, ОНР 3 уровня» или " Дислалия. ФФНР ".

Остановимся на каждом из логопедических заключений подробнее.

Дизартрия и алалия относятся к органическим нарушениям центрального характера, при которых констатируется полная или частичная несформированность речи.

Дизартрия — это несформированность произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации (нервной проводимости) мышц артикуляционного аппарата.
Произносительная сторона речи включает в себя звукопроизношение и просодику (интонационно-выразительную окраску речи, темп речи, характер голоса).
В основе этиологии дизартрии находятся следующие факторы: родовые травмы (тяжелой и средней степени тяжести по шкале Апгара), асфиксия новорожденных во время родов (обвитие пуповины, стремительные роды, длительный период обезвоживания плода), а также резус-конфликт.

Чаще всего дизартрия бывает стёртой формы, но встречаются и другие: бульбарная, псевдобульбарная, корковая и пр.

Логопедическое заключение «дизартрия» может быть поставлено ребёнку, речь которого характеризуется следующими специфическими признаками:
— общая смазанность, неразборчивость, монотонность речи («каша во рту»);
— явления гиперсаливации (увеличенное слюноотделение);
— вялость мышц артикуляционного аппарата, амимичность лица, трудности удержания определённой артикуляционной позы и переключения с одного артикуляционного уклада на другой, тремор языка, отклонение языка от средней линии, его паретичность (вялость, расслабленность) либо, наоборот, спастичность (сжатый комом, оттянутый вглубь рта);
— синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения нижней челюсти, губы, а также пальцев рук при выполнении произвольных артикуляционных движений).
Такие детки, как правило, моторно неловки. Им трудно под музыку выполнять определённые ритмические упражнения, они с трудом овладевают графо-моторными навыками.
«Поставленные» в процессе логопедической работы звуки требуют длительного процесса автоматизации. что подразумевает тесное сотрудничество специалиста и родителей ребёнка.

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие повреждения корковых речевых центров головного мозга (зоны Вернике, отвечающей за понимание речи, или зоны Брока, которая отвечает за артикуляционную моторику). В зависимости от этого в логопедическом заключении могут быть следующие формулировки: «сенсорная алалия», «моторная алалия» или «сенсомоторная алалия». Важным является то, что физиологический слух у ребёнка не нарушен. Алалия является сложным речевым расстройством, требующим, как правило, нескольких лет кропотливой и целенаправленной работы логопеда совместно с родителями. При отсутствии или позднем начале логопедических мероприятий велика вероятность развития вторичных интеллектуальных отклонений. Поэтому, чем раньше будет начата квалифицированная логопедическая коррекция, тем лучше прогноз и динамика состояния речевых функций у ребёнка.

Дислалия — это нарушение или несформированность звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной ( в отличие от дизартрии) иннервации речевого аппарата. Является наиболее распространённым речевым нарушением. Существует множество форм дислалии, однако основными являются функциональная и механическая дислалия.
Механическая дислалия обусловлена анатомическими нарушениями в строении артикуляционного аппарата, например, укороченная подъязычная уздечка, аномалии прикуса.
Функциональная дислалия вызывается социальными факторами: отсутствие адекватных условий для развития малыша, гиперопека, сюсюканье с ребёнком, присутствие в семье человека, имеющего нарушения речи, либо общей соматической ослабленностью или психической незрелостью ребёнка. Как правило, дислалия успешно поддаётся логопедической коррекции .

Ринолалия. Такое логопедическое заключение имеют дети с нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (в частности, с расщелинами нёба). Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков. Коррекция речи при ринолалии в первую очередь связана с устранением анатомических дефектов хирургическим путём, однако логопедическая работа проводится как в до —. так и послеоперационном периоде. Огромное значение для благоприятного прогноза имеют фониатрические упражнения (занятия со специалистом-фониатором).

Заикание — это сложное нарушение речевой функции, происходящее вследствие судорог органов артикуляции. Заикание проявляется расстройством нормального ритма речи, непроизвольными остановками или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов в процессе высказывания. Другими словами, заикание есть нарушение ритма и плавности речи, затрудняющее устную коммуникацию.
Заикание, как и любое другое нарушение речи, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале работы. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. В настоящее время разработано множество современных методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.
Однако, ввиду того, что у детей с заиканием и ослаблена нервная система, от родителей требуется неукоснительное соблюдение определённых правил. спокойная доброжелательная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
Нельзя читать таким деткам много книг.
Родителям следует ограничивать просмотр телевизионных передач. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют на малыша передачи, не соответствующие возрасту и просмотренные перед сном.
Хорошо сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенным, хорошо говорящим ребёнком, чтобы, подражая ему, он учился говорить плавно. Заикающийся ребенок постоянно должен находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.

Логопед отвечает: как расшифровать логопедическое заключение

Уважаемые родители, у вас возникли вопросы?
В наших небольших заметках постараемся кратко ответить на них.
Вопросы:

1. С какого возраста рекомендованы занятия с учителем-логопедом?
2. Как расшифровываются логопедические заключения?

За развитием вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении наблюдают профессиональные специалисты: на раннем этапе, в ясельной и младшей группе, - это воспитатели и педагог-психолог, а в среднем возрасте помимо ранее названных педагогов обследует детей и учитель-логопед. После того, как представленные на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию дети, получили логопедические заключения, учитель-логопед начинает заниматься с детьми по письменному согласию родителей с нового учебного года (с 1 сентября). Возраст детей к тому периоду достигает 5 лет. Если у специалистов возникнут какие-либо подозрения в плане возрастного развития детей ясельного или младшего возраста, то родителям этих детей рекомендуется обратиться за консультацией в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию раньше для получения полноценного заключения. Хотим успокоить родителей - выявление проблем и получение компетентного диагностического заключения:

  • во-первых, носят рекомендательный, а не принудительный характер;
  • во-вторых, это возможность раньше исправить или скорректировать возникшую проблему.

В этом случае занятия с учителем-логопедом начнутся раньше 5 лет и только по письменному согласию родителей.
Остановимся на логопедических заключениях и сроках, отведенных на их коррекцию (исправление):

Правильность заключения при ОНР

Логомаг

Перенесено из сообщения Татьяны Тылик: "Дело в том,что в разных регионах России речевые заключения пищутся совершенно по разному.Можно встретить в одном заключении ОНР и дислалию,НПОЗ,ЛГНР. Как на сегодняшний день рекомендуют писать правильно речевое заключение?"

НПОЗ - это что? Коллеги, отвечу, как человек, ведущий подготовку специалистов в вузе. Я всегда говорю студентам, что мы имеем право писать только то, что подтверждено исследованиями и есть в официальной рекомендованной стандартами литературе. НПОЗ нет. ОНР и дислалия -это просто бесграмотность, если только специалист имел в виду механическую, желая подчеркнуть анатомический дефект, но тогда и должен так писать. Так же как абсолютно бесграмотно ОНР при ЗПР, при нарушениях слуха, при синдроме Дауна. Думаю, пишущие такое заключение логопеды, не то что Левину, но и учебник по логопедии читали плохо, и не потрудились ознакомиться с определением ОНР.
Я бы добавила, что ОНР при РДА это тоже не ОНР, просто во время Левиной, РДА еще был в шизофрении, поэтому она его и не выделила.
И вообще, если логопед пишет просто ОНР, без дальнейшей расшифровки клинического заключения (имею в виду, дизартрию, алалию и т.п.), то это все равно, что невролог больному с инсультом напишет: головная боль в диагнозе. ведь, совершенно не ясен путь коррекции, если просто ОНР. А по сути логопед пишет ОНР точка, следовательно не знает что писать через запятую?

Я тоже была в шоке от таких заключений. и постоянно воюю за чистоту, правильность и грамотность речевых заключений.НПОЗ-это,оказывается, нарушение произношения отдельных звуков.(жаль,что нет смайликов. )Ещё много чего "интересного" можно отыскать в речевых заключениях.(ОНР в структуре ЗПР и т.д.)Поэтому и предлагаю администраторам выложить на сайте варианты возможных речевых заключений с учётом пересечения двух классификаций(психолого-педагогической и клинико-педагогической)А может быть,я просто не увидела и этот материал уже есть?

На счет НПОЗ - чем плохо заключение ФН (фонетическое нарушение, т.е. проще говоря звуковка)? Пусть мы им не часто пользуемся, но его никто не отменял, просто со временем ФФН поглотило и ФН стало его частью. Зачем придумывать то, что уже есть.

вот-вот, у Левиной еще есть просто ФН, зачем какие то НПОЗ. у меня ассоциируется с аббревиатурой нефтеперерабатывающего завода.
выложим пересечение, да.

У меня иногда получается ОНР 1,2 и ЗИР, потому что я пишу свою характер на ПМПК, а затем ребёнка обследует психоневролог. вполне естественно, что он ставит свой диагноз не взирая на моё заключение. А если первично речевое нарушение, например, алалия (при которой, кстати по Волковой, часто наблюдается задержка интеллектуального развития), тогда такого ребёнка не брать в группу или психоневролог не должен указывать ЗИР?

Ну, значит должно быть не ОНР, а системное недоразвитие речи у ребенка с ЗПР. А если это алалия, то нужно так и писать алалия. Если у него ЗПР, то ему не место в лого саду или группе, ему место в соответствующем учреждении 7 типа. Если же у него первичная алалия, то неврологу лучше посоветовать не писать ЗПР, поскольку скорее всего интеллект вторичен.

Марианна, у меня к Вам вопрос по поводу официальных рекомендаций в речевых заключениях. В методической литературе встречаются такие заключения, как НВОНР или НОНР. Что говорит наука на сегодняшний день по поводу этих заключений?

Наука ничего не говорит: нерезко выраженное ОНР - это опять же не заключение, а описание состояния. Представьте пришел ребенок к неврологу, у него ДЦП, а невролог пишет: ребенок плохо ходит. Это то же самое, что логопед просто пишет ОНР. Это парадокс, но даже термина ЗРР нет в официальной логопедии, хотя им все пользуются. То же касается и НОНР и т.п. Это заключения не подтвержденные исследованиями. Т.е. о существовании ОНР Левина защиттила диссертацию, А о описанных вариантах никто ничего не защищал. Мое же личное мнение такое: это просто пед.запущенность, но выгоднее написать ОНР: думаю, что причины, почему выгоднее всем понятны.
А вообще, методическая литература всегда носит рекомендательный характер, сейчас к сожалению, методичку по логопедии может написать хоть коля пупкин, а вот учебники писать сложно, никто особо не берется, так вот ни в одном официальном учебнике этих терминов нет, поэтому это вольная трактовка ОНР не совсем правильна.

Скажите, Марианна, при алалии нарушение интеллекта могут быть вторичные, это понятно, но вот как определить, где эта грань о первичности и вторичности нарушений. И дети с сенсо-моторной алалией могут обучаться в логогруппах? Обычно на практике таким детям ставят ЗПР или УО и отправляют в 7 или 8 вида учереждение. И ещё вопрос: когда у ребенка сначала скажем была алалия и отсутствие речи. теперь есть речь фразовая, но ситуативная, а понимание речи (сложной инструкции) не всегда правильное - можно продолжать ставить ребенку алалию или считать, что это выход из алалии и указывать уровень речевого развития?

Наталья, согласна, что вопрос диф.диагностики сложный. Скажем так, что у.о. при алалии вторичной не бывает, если мы говорим о комплексном дефекте, то первичны оба: и у.о. и алалия. К сожалению, в нашей стране очень мало учреждений для детей с комплексными нарушениями, но думаю, что если там у.о. и алалия, то целесообразно отдавать в 8 вид, т.к. 5 вида программу не потянет.
Если же сенсо-моторным алаликам ставят у.о. вторичную..ну, считаю, что это как минимум странно в условиях тенденции к ранней диагностики. По поводу ЗПР: зпр не является нозологической единицей, поэтому считаю, что если она вторична, то можно и 5 вид. Дети с сенсо-моторной алалией ДОЛЖНы обучаться в логогруппах, а не должны там обучаться те, кто сейчас обучаются: пед.запущенность и дизартрики. Но логопедам, конечно же, проще выпустить пед.запущенных, чем алаликов, поэтому алалики вообще скитаются по разным местам.
Если алалия была, то она будет всегда. Ведь это органика. Как и дизартрия, если она есть, то есть. Другое дело, что при алалии 3 степени: тяжелая, средняя и легкая, как и 3 уровня речевого развития. Про 4 намеренно не говорю, поскольку его у дошкольников не выявляли и вообще отдельная тема. Так вот есть три степени алалии,как Вы описываете, так это легкая степень алалии, как вариант - компенсированная алалия. А уровень или 2, или 3. тут уже нужно смотреть по составу фразы.

А почему ребенок с алалией ( и может быть с лёгкой степенью у.о.) не потянет программу 5 вида? Согласна, что моторые алалики - расскажут всё глазами (всё понимают, только сказать не могут), а сенсомоторные- сразу F70 ставят на комиссии и ни кто не разбирается, что первично. Я дефектологом работала какое-то время и если честно особой разницы не увидела в программе (а мы её сами определяли для каждого) для детей у.о лёгкой степени и ОНРок с 1-2 уровнем развития речи. Всё то же развитие сенсорики, пассивного словаря. Ведь только в динамике видно. что там первично. А иногда были такие. которым пророчили у. о. а там через 2 года и не видно, что у ребенка были серьёзные проблемы в развитии (нижняя граница нормы). Так вот я это к тому. По каким критериям или нормам, законам, положениям и что там ещё. можно посадить ребенка хотя бы с диагностической целью с сенсомоторной алалией в группу для детей с ТНР. В моей практике встал такой вопрос очень остро, т к мои коллеги такой диагноз приравнивают к У О и сажать ребенка в логогруппу не хотят. а возить ребенка в сад 8 вида- это другой край нашего города мама просто не сможет, т к придётся бросать работу (почти единственный источник дохода в семье).

Ну, вот как можно писать ОНР и у.о. Вы читали определение ОНР: ключевой момент - первично сохранный интеллект! Само понятие ОНР было введено, чтобы отграничить чистую алалию от алалию с у.о. Есть у.о. - пишите алалию, НО НЕ ОНР!!
Описываете кошмар какой-то! Почему сенсо-моторная алалия - это 8 вид?!Ведь аттестат 5 и 8 вида сильно отличается, как мы все понимаем, в плане дальнейшей жизни! Не совсем понятна описываемая ситуация: у ребенка преобладает я так понимаю сенсорный компонент, а ему ставят у.о.?
Если определена сенсо-моторная алалия, то ему место в логогруппе: см.типовое положение о спец.кор. обр.учреждении. В чем конкретно проблема то?

К сожалению я ничего писать официально не могу. т к ко мне обратились за консультацией не официально. Да и вообще я сейчас логопед обычной группы для ФФНР. Это я считаю. что у ребенка сенсо-моторная алалия, да сенсорный компонент выражен. А на ПМПК. что это F70 и точка, и не дают даже шанса (с диагностической целью) посещать группу с ТНР. Я отлично знаю, что ОНР и У.О не пишутся в диагнозе, я не об этом писала. С ребеночком занимаюсь уже пару месяцев, прогресс есть, я понимаю, что это не у.о. А на комиссии. я думаю он и правда создаёт впечатление У.О. сначала и мне это показалось( на первых наших занятиях). Мне интересен момент- как маме защитить права ребенка и убедить посадить его хотя бы на время в логогруппу.
Кстати в нашем городе из дошкольных групп для ЗПР ( а в них же и у.о ) некоторые дети уходили в массовые школы. А из речевого интерната большинство продолжают учиться в 8 виде. Это я к тому, какие аттестаты у таких детей будут, ведь бывают же скачки в развитии и наоборот. я просто убеждена, что всё нужно уточнять (диагнозы) в динамике, но не за 20-30 минут на комисии.

"Это я к тому, какие аттестаты у таких детей будут, ведь бывают же скачки в развитии и наоборот. я просто убеждена, что всё нужно уточнять (диагнозы) в динамике, но не за 20-30 минут на комисии. " Согласна с Вашими словами,Наталья! Только если 20 мин обследуют-это ещё и очень хорошо.Несколько месяцев назад одна из членов ПМПК г.Москвы похвасталась,что она уже по внешнему виду ребёнка запросто может провести диагностику.

Марианна, Хотесь бы вернуться к ОНР 4.Хотелось бы узнать по подробнее.Если н-р ребенок поступил с 3 уровнем речевого развития и в ходе работы улучшил показания,но до нормы не дотягивает. Что тогда что ставить? Посоветуйте.

Думаю, что лучше написать компенсированное ОНР, чем 4 уровень, если мы говорим о дошкольнике, но можно и 4 уровень, если это школьник. А вообще я за то, чтобы не писать ОНР и точка, а писать через запятую нозологию, например, алалию, тогда в последующем будет меньше проблем при описании динамики.

Вот-вот, динамику тоже важно учитывать!А то иногда из д\\С, где при зачислении на ЛОГОПУНКТ стоит ОНР,моторная алалия, а при выходе уже ФФНречи.Как расшифровать этот каприз логопеда.

Ну, логопед-волшебник, иначе не скажешь! Видать умеет залезать в голову детям и вручную восстанавливать нервную систему.
Коллеги, после того, как я встречала в картах: межзубный астигматизм, а также тяжелая степень дизартрии по типу физиологической дислалии. я уже ни чему не удивляюсь.

Ну если бы он находился в логогруппе с 3-х лет и до школы.то может быть.

Логопедические заключения - Консультации для учителей-логопедов - В помощь педагогам - Каталог статей - Логопедическая мозаика

Рекомендации по постановке логопедического заключения

В настоящее время в практической логопедии острые дискуссии вызывает проблема написания логопедического заключения, от которого зависят все последующие коррекционные и социальные мероприятия.

Корректно сформулированное заключение – это результат и один из важнейших показателей работы логопеда. На основании логопедического заключения проводятся не только коррекционные мероприятия, но и комплектование, как речевых групп, так и отбор, и направление детей в логопедические пункты дошкольных общеобразовательных учреждений, а так же специальные школы. Следует помнить, что протокол обследования речи ребенка, речевая карта, перспективный план коррекционно-развивающих мероприятий являются основными документами, на основании которых делаются выводы о работе логопеда, качестве логопедической помощи, уровне квалификации.

Каждое проявление речевой патологии должно быть закреплено в виде четкой и ясной формулировки. Однако анализ реальных данных логопедической практики показывает, что в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде «диагноза» (логопедического заключения) в настоящее время имеются серьезные противоречия, обусловленные разными представлениями об их сущности, классификации, дефинициях и взаимосвязях. Устранение этих противоречий является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной логопедии.

Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:

  1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, учреждениях.
  2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.
  3. Отмечается также несовпадение логопедических заключений и соответствующих классификаций нарушений речи с нормативными документами по комплектованию групп, логопунктов и классов для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях.
  4. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно к одному речевому нарушению без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» и «Недостаточная сформированность средств языка»). Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с задержанным и дефицитарным психическим развитием.

Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов.

Классификации речевых нарушений

Традиционно, при составлении логопедического заключения применяются определения различных нарушений речи, которые существуют в рамках клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций, разработанных в отечественной логопедии несколько десятилетий назад.

По клинико-педагогической классификации вся речевая патология подразделяется, прежде всего, по видам речевой деятельности на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи, в свою очередь, классифицируются на основе выделения ведущего, этиопатогенетического, звена в структуре речеязыкового механизма на нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания: дислалия, афония (дисфония), дизартрия (анартрия), ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, и структурно-семантические нарушения . алалия, афазия.

Структурно-семантические нарушения принципиально отличаются от нарушений внешнего оформления высказывания, так как затрагивают глубинные уровни речепроизводства (внутреннюю речь, программирование речевого высказывания). И если рассматривать эти нарушения с позиции современных представлений о речеязыковом механизме человека, то первая группа может быть отнесена к разряду речевых нарушений, а вторая – языковых. Нарушения письменной речи в рамках клинико-педагогической классификации представлены двумя формами: дисграфия и дислексия.

В соответствии с психолого-педагогической классификацией все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения применения средств общения .

В первую группу включаются такие формы речевой патологии, как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН).

Ко второй группе отнесена только одна форма речевой патологии – заикание.

Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также
не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

В рамках психолого-педагогической классификации отдельно рассматриваются только нарушения устной речи, нарушения письменной речи оцениваются как вторичные, отдаленные последствия общего недоразвития речи или фонетико-фонематического недоразвития.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

До 3 лет: Задержка речевого развития.

От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).

Дети с сохранным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

  1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи речи I, II, III, уровня, не резко выраженное общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи.
  2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн.

Варианты пересечения двух классификаций.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

- дизартрия или стертая дизартрия,

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

- дизартрия или стертая дизартрия,

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

- выход из моторной (сенсорной) алалии,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР, невыясненного патогенеза.

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

Заключение логопеда образец для школы

Книги и статьи по логопедии Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.

Говорова А.Ю. учитель-логопед, Тульская область.

Егор М. поступил в старшую группу МБДОУ “детский сад №9 компенсирующего вида” в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. F80.82. Заикание. F98.5.

Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: недостаточно развита мелкая моторика рук ведущая правая рука пробы Хеда выполняет медленно с ошибками. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Гиперсаливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Егор знает такие обобщающие понятия как “овощи”, “фрукты”, “одежда”, “посуда”, “мебель”, “домашние животные”. Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью - порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “сливый сок – сливовый сок”, “стекловый стакан – стеклянный стакан”) в согласовании прилагательного и существительного (например, “у мальчика синий флаг, а у девочки красная платье”, мягкая кресло”) в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 цыпленков”, “5 деревов”, “5 медведёв”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Егор не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.

Фонематические представления недостаточно сформированы.

Поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Отмечаются повторы или продление начальных звуков иногда слогов слов.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Егор называет почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ), читает короткие слова и предложения типа “кот”, “мак”, “Вот дом”. Читает медленно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения – побуквенное с переходом чтения по слогам. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Егор не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект и стесняется отвечать на вопросы. Однако мальчику нравится посещать индивидуальные логопедические занятия. В таком виде деятельности он “раскрывается”, пытается рассказать о событиях, происходящих с ним и вокруг него.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, часто играет один, так как не умеет подчиняться общим правилам игры. Двигательная активность в игре низкая, малословен.

Следует отметить, что Егор аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи III уровня. Заикание.

Ребенок наблюдается у штатного врача психоневролога, регулярно два раза в год находится на комплексном лечении в условиях стационара.

К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

Скачать: Предварительный просмотр:

Дата рождения 06.03.2007год

Настя поступила в среднюю группу МДОАУ №95 г. Белогорска в возрасте 4-х лет.

Речевая среда. Процесс воспитания Насти идет под контролем родителей, они интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов. У мамы нарушение темпа и ритма речи – заикание. У Насти раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.

Состояние мелкой моторики. У девочки мелкая моторика рук развита достаточно ведущая рука – правая пробы Хеда выполняет выборочно навыками самообслуживания владеет, испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).

Состояние общей моторики. Отмечается задержанная переключаемость движений, Настя испытывает небольшие трудности при имитации движений мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках замен движений и синкенезий не наблюдается.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, прикус правильный. Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений движения языка замедлены, с затруднениями, Настя не может длительно удерживать положение органов артикуляции переключаемость движений нарушена, тонус низкий при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабые. Речевая моторика развита недостаточно.

Общее звучание речи. У Насти речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих голос слабо-модулированный, тихий дыхание свободное темп и ритм речи в пределах нормы.

Понимание речи. Настя речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта выполняет задания по словесным инструкциям (Пример: «Покажи где кошка? Где собака?»).

Звукопроизношение. Настя изолированно произносит правильно следующие группы звуков: губно-губные (Б – Б. П - П. М – М ) губно-зубные (В – В. Ф – Ф ) язычно-зубные ( Д – Д. Т – Т. Н – Н ) язычно – нёбные (Г –Г. К – К. Х –Х ) гласные (А, О, У, И, Ы) йотированные (Я, Ю, Ё, Е), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается смазанность речи и «проглатывание» звуков.

Фонематические процессы. Фонематический слух недостаточно сформирован отсутствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Искажена звукослоговая структура слова. Звуковой состав слова Настя воспроизводит приближённо (Пример: голубь – «го» иди – «ди»). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры (Пример: автобус – «ауп»).

Словарный запас. У девочки пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, ограничен обиходно – бытовой тематикой пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй не сформирован.

Связная речь. Наблюдается грубое недоразвитие связной речи Настя неотчётливо произносит слова имеет бедный опыт речевого общения.

Координация и ориентировка в пространстве. Настя затрудняется определить правую – левую сторону зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения. У Насти познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Она не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект. Реакция на одобрение у девочки положительная, на замечания – может расплакаться. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Настя предпочитает спокойные игры, часто играет одна, любит рисовать, работать с пластилином. Следует отметить, что Настя аккуратна, отзывчива на просьбу взрослого, помогает воспитателю, ранима, быстро утомляется.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (II уровень). Сенсомоторная алалия.

Результаты речевого развития. Динамика речевого развития незначительная, рекомендовано продолжить занятия с логопедом в логопедической группе.

Рекомендации. 1. Диагностическое обследование и сбор данных

2. избегать интеллектуальных и психологических нагрузок

3. ребёнок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых

4. рекомендуется консультация у специалистов: детского невролога, психоневролога, дефектолога, практического психолога

5. проведение дополнительного обследования с целью определения ребёнка на дальнейшее обучение с учётом его уровня развития

6. Единство требований к ребёнку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.

Логопедическая характеристика на дошкольника

Фамилия, имя, отчество ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Дата рождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Адрес_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1.Особенности строения артикуляционного аппарата:

- губы: тонкие, толстые частичная или полная односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы

-зубы: редкие, мелкие, крупные, кривые, отсутствие зубов

-прикус: прогнатия, прогения, открытый передний и т.д.

-твердое небо: высокое, готическое, плоское, укороченное т.д.

-язык: массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка

-подъязычная связка: короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области.

2.Фонетика (звукопроизношение на момент обследования над какими звуками работали: постановка, автоматизация)

3.Общее звучание речи, особенности речевого поведения (темп ,плавность, голос, дыхание, интонированность, особенности, связанные с заиканием, общительность, переключаемость с темы на тему, замкнутость, импульсивность, замедленность высказываний и т.д.).

4.Фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза:

-определение наличия или отсутствия заданного звука в слове

-определение места звука в слове

-определение последовательности звуков в слове

-повторение звуковых дорожек.

5.Слоговая структура слова (сохранна, грубо нарушена, нарушена в сложных случаях).

6.Словарный запас (в пределах обихода, соответствует возрасту, беден, резко ограничен, замена и смешение слов, состояние глагольного словаря, словаря признаков и т. д.).

7.Грамматический строй речи (соответствует возрастной норме сформирован недостаточно в стадии формирования):

-словообразование: образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов образование новых глаголов с помощью приставок образование прилагательных от существительных подбор родственных слов и т.д.

-словоизменение: изменение существительных по падежам изменение прилагательных по родам образование множественного числа существительных в родительном падеже согласование существительных с числительными и т.д.

8.Связная речь (соответствует возрастной норме сформирована недостаточно в стадии формирования): -составление предложения по картинкам

-составление рассказа по серии картинок

-составление рассказа по опорным словам и предложениям

-составление самостоятельного рассказа.

9.Предварительное заключение: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

«_ _»_ _ _ _ _ _ _ _20_ _г.

Учитель-логопед:_ _ _ _ _ _ _ _ _

Заведующая МДОУ:_ _ _ _ _ _ _ _

Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик

Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это - оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма.

Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать своё рабочее время.

Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.)

Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.

В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями - логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами - новичками, психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов.

Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.

Автор этих методических рекомендаций надеется, что они помогут учителям – логопедам в их повседневном нелегком труде.

Характеристика на обследование ПМПК

Рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений и педагогических характеристик детей, поступающих на обследование психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Основным документом, из которого члены комиссии получают важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическое представление. В зависимости от того, является ребенок дошкольником или школьником, рекомендуется использовать одну из двух следующих форм представления.

Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка дошкольного возраста)

Дата заполнения _____________________ 20__ г.

Фамилия, имя, отчество ребенка Дата рождения "___"__________________г.

Учреждение дошкольного образования ___________ тип ___________ группа _____ вид группы

Срок пребывания в данном ДОУ

В каком возрасте поступил Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина перевода)

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая б) удовлетворительная в) недостаточная г) плохая д) иное

Особенности латерализации: а) праворукий 6) леворукий в) амбидекстер

Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту б) игры соответствуют более раннему возрасту в) преобладают манипулятивные игры г) игровая деятельность отсутствует д) иное

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо б) усваивает программу удовлетворительно в) программу усваивает с трудом г) программу не усваивает д) иное

Восприятие: а) соответствует возрасту б) имеются нарушения зрительного восприятия в) имеются нарушения слухового восприятия г) комплексные нарушения восприятия д) иное

Внимание: а) устойчивое б) недостаточно устойчивое в) неустойчивое

Память (преобладающая модальность): а) зрительная б) слуховая в) моторная г) смешанная

Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей б) медленно запоминает и быстро забывает в) быстро запоминает и быстро забывает г) иные проблемы

Мышление: а) соответствуют возрасту б) недостаточно сообразителен в) имеет очевидные нарушения мышления (указать, какие) _____________ г) иное

Моторика: а) соответствует возрасту б) ребенок неловок, неуклюж в) слабо развита мелкая моторика г) иное

Основные трудности в общении: а) трудностей нет б) не умеет поддерживать игру в) предпочитает быть в одиночестве г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен е) иное

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту б) речь невнятная имеются трудности в произношении звуков в) скудный словарный запас г) речь грамматически неправильна д) запинки в речи е) речи нет ж) иное

Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту б) недостаточно сформированы в) практически не сформированы г) иное

Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту б) недостаточно сформирована в) имеются нарушения (указать, какие ________ ) г) иное

Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) соответствует возрасту б) не способен контролировать свою деятельность в) неусидчив, не доводит дело до конца г) мешает педагогу, детям д) быстро утомляется е) иное

Темп деятельности: а) соответствует возрасту б) сонлив и вял в течение дня в) темп работы на занятиях неравномерный г) работает медленно с невниманием д) темп деятельности быстрый, но деятельность "хаотична и бестолкова" е) иное

Соматическое здоровье: а) болеет редко б) часто болеет простудными заболеваниями в) имеет хронические заболевания г) плохой аппетит д) долго засыпает и беспокойно спит е) иное

Иные особенности развития ребенка:

Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога:

Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка школьного возраста)

Дата заполнения __________________ 20__ г.

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения "__" __________________________ г.

Класс (группа) ____, _______ (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)

История дошкольного развития: а) посещал (не посещал) ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа) _______ б) иное Поступил в _____ класс в _______ месяце _______года. Был оставлен на повторный год обучения (да, нет, в каких классах)

Общее впечатление о ребенке:

Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)

Характеристика особенностнй психофизического развития: (работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственная ориентация, зрительное и слуховое восприятие, особенности внимания, памяти)

Степень развития учебных навыков

Общая оценка состояния учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)

Математика (устный счет, характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений)

Чтение (тип, темп, осознанность, характерные ошибки в чтении)

Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)

Характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)

Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)

Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)

Индивидуальные особенности обучения (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)

Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями)

Выводы и рекомендации педагога:

Подпись классного руководителя "___" ______________ г.

Пример характеристики на ученика 4 класса

Ученика 4 класса МОУ « »

Ф.И.О. ученика, дата рождения,

проживает по адресу:

Ф.И.О. обучался в 1 классе и 1 четверть 2 класса в МОУ « », затем перешел в школу – интернат №. для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Затем вновь пришел обучаться в школу № в конце 3 класса. На повторное обучение не оставался.

В настоящее время обучается по программе « Школа России»

Результаты аттестации за 1 четверть:

№ п/п Предметы Оценки за 1 четверть

1. Русский язык 2 ( неудовлетворительно)

2. Литературное чтение 3 ( удовлетворительное)

3. Математика 2 ( неудовлетворительное)

4. Природоведение 3 ( удовлетворительное)

5. Трудовое обучение 4 ( хорошо)

6. Физическая культура 5 ( отлично)

По математике вычислительные навыки плохо сформированы. Путается в таблице умножения, внетабличном умножении и делении ошибается в сравнении величин. Составные задачи решает с помощью с помощью учителя или самостоятельно по краткой записи, уже составленной таблице или чертежу.

По русскому языку правила заучивает, но применять на практике не может. Высказывать мысль своими словами способен, но допускает много грамматических ошибок, в речи много слов-сорняков. При письме под диктовку допускает много орфографических ошибок. Затрудняется в разборе слов по составу.

Читает сознательно, 69 слов в минуту по слогам и целыми словами старается соблюдать интонация. Но чтение эмоционально не окрашенное. Пересказывает удовлетворительно.

Испытывает затруднения в пересказе статьи учебника по природоведению.

Семья неполная. Мама (Ф.И.О.), воспитанием сына в первые годы не занималась. Мальчика воспитывала бабушка, затем он учился и жил в интернате. Сейчас мальчик проживает с бабушкой и мамой. Мама много работает, в отсутствии мамы воспитанием занимается бабушка.

На уроках мальчик не активен, отвечает редко. Стесняется работать у доски перед всем классом, начинает заикаться. В момент особого напряжения усилий или интересной работы мальчик может запеть. сам того не замечая.

Умеет работать над учебным материалом только при помощи учителя. Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий- домашнее задание выполняет с помощью родителей.

На уроках ученик часто отвлекается. Внимание рассеянное, неустойчивое. На уроках может заниматься посторонними делам, например, рисовать. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. На уроке работает в замедленном темпе. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторений.

Нарушено звукопроизношение, словарный запас бедный.

Отношение к своим удачам или неудачам безразличное.

В классе мальчик не пользуется вниманием и авторитетом со стороны одноклассников, но сам тянется к ним, охотно принимает приглашение поучаствовать в игре. Близких друзей в классе нет. Мальчик миролюбивый, неконфликтный, послушный, ласковый.

Мальчик теряется в большом коллективе.

Просим решить вопрос о переводе ученика в специальный ( коррекционный) класс VII вида.