Руководства, Инструкции, Бланки

разработка программы и руководство ее реализацией схема img-1

разработка программы и руководство ее реализацией схема

Рейтинг: 4.1/5.0 (1821 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Этапы разработки программного обеспечения

/ Этапы разработки программного обеспечения

– разработка модели и выбор метода решения;

– разработка алгоритма решения задачи;

– сопровождение и эксплуатация.

Содержательная постановка задачи. Постановка задачи - это точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации.

В результате выполнения этого этапа работы составляется документ, называемый "Задание на разработку программного обеспечения (техническое задание)". В нем указывается следующее:

– название задачи. Дается краткое определение решаемой задачи, название программного комплекса, указывается система программирования для ее реализации и требования к аппаратному обеспечению;

– описание. Подробно излагается постановка задачи, цель и назначение задачи, ее место и связи с другими задачами, содержание функций обработки входной информации при решении задачи, требования к периодичности решения задачи.

– управление режимами работы программы. Формулируются основные требования к способу взаимодействия пользователя с программой (интерфейс пользователь-компьютер).

– входные данные. Описываются входные данные, указываются пределы, в которых они могут изменяться, значения, которые они не могут принимать, и т. д. а также источник данных, т.е. устройство, с помощью которого они должны быть переданы в программу.

– выходные данные. Описываются выходные данные, указывается, в каком виде они должны быть представлены –в числовом, графическом или текстовом, ограничения по срокам и точности выходной информации, а также указывается устройство отображения этих данных.

– ошибки. Перечисляются возможные ошибки пользователя при работе с про­граммой (например, ошибки при вводе данных и др.). Указыва­ются способы диагностики (в данном случае под диагностикой понимает­ся обнаружение ошибок при работе программного комплекса) и защиты от этих ошибок на этапе проектирования, а также возможная реакция пользователя при совершении им ошибочных действий и реакция программного комплекса (компьютера) на эти действия.

– пример работы программного комплекса. Приводится один или несколько примеров работы программного ком­плекса, на которых в простейших случаях проводится его отладка и тести­рование.

Разработка модели и выбор метода решения. На этом этапе создается математическая или логиче­ская модель исследуемого явления реального мира. При этом нужно уметь сформулировать на языке математики конкретные задачи физики, экономики, технологии и т.д. После того как определена математическая модель задачи, надо выбрать метод ее решения. Если программируемая задача носит вычислительный характер, то приводится вывод всех используемых формул с подробными комментариями. Если же задача невычислительная, то приводится словесное описание логической модели, например, в виде плана действий.

Разработка алгоритма решения задачи. На этом этапе формируется общая структура программного комплекса. Алгоритм это система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных (входной информации) в желаемый результат (выходную информацию) за конечное число шагов.

В процессе разработки алгоритма могут быть использованы различные способы его описания: словесная запись, блок-схемы, псевдокод, структурограммы и т.п.

Предложения, не являющееся предложением какого-то языка программирования, хотя и очень напоминает то, что мы пишем на данном языке программирования, называют псевдокодом .Псевдокод очень эффективен при разработке логики программы. После того как логика покажется вам правильной, вы можете обратить особое внимание на детали переводапсевдокода на реальный язык программирования. Преимущество использованияпсевдокода состоит в том, что он позволяет сконцентрироваться на логике и структуре программы, не заботясь пока о способе перевода этих идей на язык машины. Если мы хотим улучшить программу, нам в первую очередь необходимо улучшитьалгоритм !

Кодирование алгоритма. Этап кодирования (программирования) алгоритмов заключается в переводе алгоритмов, разработанных для каждого программного модуля, в программы на конкретном языке программирования. Результатом выполнения этого этапа являются файлы с исходными текстами программ. Эти файлы по своей природе текстовые, только они содержат тексты, написанные на языке программирования (в нашем случае это тексты, написанные на языке Си).

Компиляция программы. После того как закончено кодирование (написание программы на языке программирования) и исходный текст программы введен в память компьютера, производят компилирование программы, т.е. перевод исходного текста в машинный код. Этот процесс осуществляется специальной программой – компилятором. На рисунке 1 представлена схема подготовки исполняемой программы.

Сначала программа передается препроцессору. который выполняетдирективы. содержащиеся в ее тексте (например, #include- включение файла в текст программы).

Получившийся текст передается на вход компилятора (Compiler). который выделяет лексемы (отдельные слова), а затем на основе грамматики языка распознает выражения и операторы, построенные из этих лексем. При этом компилятор выявляет синтаксические ошибки и в случае их отсутствия строитобъектный модуль.

Компоновщик, илиредактор связей (Linker). формируетисполняемый модуль программы, подключая к объектному модулю другие объектные модули, в том числе содержащие функции библиотек, обращение к которым содержится в любой программе. При успешном завершении процесса образуется исполняемый файл программы (файл с расширениемEXE).

Тестирование программы. Различается два вида тестирования: автономное и комплексное. При автономном тестированию подвергаются отдельные программные модули, из которых состоит программный комплекс. Комплексное тестирование заключается в проверке всего программного комплекса. Для тестирования подбираются такие исходные данные, для которых результат выполнения программы заранее известен.

Создание документации. Документация классифицируется по своему назначению и может быть разбита на несколько групп: описание применения, руководство пользователя, руководство программиста.

Описание применения – общая характеристика программного продукта и сферы его применения, требований к базовому программному обеспечению, комплексу технических средств обработки.

Руководство пользователя – детальное описание функциональных возможностей и технологии работы с программным продуктом для конечного пользователя. Документы данного вида могут офор­мляться в печатном виде и (или) "встраиваться" в программный комплекс (в последнем случае помощь в виде подсказки вызывается самим пользо­вателем в процессе работы программного комплекса).

Руководство программиста предназначено для разработчиков программного обеспечения и специалистов, которые будут его сопровождать. В это руководство в качестве основных документов включаются:

-задание на разработку программного обеспечения (техническое зада­ние);

-прокомментированные исходные тексты (листинги) модулей програм­мы и управляющего модуля;

-схема разбиения программного комплекса на программные модули;

-схема потоков данных программного комплекса;

-схема взаимодействия программных модулей;

-планы и данные для тестирования программного комплекса;

- другие материалы, иллюстрирующие проект, например: блок-схемы программного комплекса и программных модулей.

Сопровождение и эксплуатация. После завершения тестирования программного комплекса програм­мное обеспечение сдается в эксплуатацию. В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость добавления в программный комплекс новых функций, устранение ошибок, обнаруженных в процессе эксплуатации и т.д. Данный тип работ с программным комплексом в период его эксплуатации называется сопровождением.

Другие статьи

Разработка программы Калькулятор

Разработка программы "Калькулятор" Подобные документы

Особенности объектно-ориентированного программирования. Основные возможности языка программирования Java, классификация платформ. Создание программы, обеспечивающей вычисление арифметических выражений. Руководство пользователя и характеристика функций.

курсовая работа, добавлен 07.07.2012

Основные способы создания в среде Lazarus на языке программирования Pascal программ "Калькулятор" и "Лабиринт". Создание программы "Простейший калькулятор". Вычисление значения выражения, сумм ряда чисел, системы функций "Логическая развилка".

курсовая работа, добавлен 27.09.2014

Разработка приложения "Калькулятор с переходом в строковый калькулятор" с применением объектно-ориентированного программирования. Концепция и понятия объектно-ориентированного программирования. Язык программирования Java. Листинг программы "Калькулятор".

курсовая работа, добавлен 11.02.2016

Калькулятор как устройство для арифметических вычислений. Разработка алгоритма, его перевод в программный код. Выбор языка, опции компилятора при сборке программы. Обработка ошибок и исключительных ситуаций в коде. Тестирование программы, файл помощи.

курсовая работа, добавлен 19.02.2015

Написание программы, состоящей из двух модулей и реализующей простейший калькулятор. Разработка алгоритма решения задачи, реализация его в среде программирования Delphi. Список использованных переменных. Блок-схема программы, руководство пользователя.

курсовая работа, добавлен 16.06.2014

Разработка программы "Калькулятор" для работы с вещественными числами. Алгоритм работы программы. Набор тестов и варианты исполнения программы. Порядок ввода текста, стандартные ошибки в работе программы. Программная документация, текст программы.

курсовая работа, добавлен 13.10.2013

Проект автоматизированного решения арифметической задачи, путем написания ее на языке программирования С++. Реализация программы "Строковый калькулятор" в среде программирования Borland C++. Основные действия: сложение, вычитание, умножение, деление.

курсовая работа, добавлен 07.05.2012

Теория чисел как одно из направлений математики, изучающее свойства натуральных чисел. Разработка программы-калькулятора CalcKurs на языке программирования Pascal. Основные функции, реализованные в программе. Интерфейс программы, описание процедур.

курсовая работа, добавлен 03.06.2010

Создание программы для выполнения простейших математических функций с применением языка программирования ObjectPascal. Проектирование графического интерфейса Калькулятора двоичных и шестнадцатеричных систем. Описание алгоритма на естественном языке.

курсовая работа, добавлен 19.05.2014

Си - это язык программирования общего назначения. Постановка задачи: разработка программы - калькулятора. Метод решения задачи. Алгоритм работы программы. Технические данные для использования. Описание основных функций.

курсовая работа, добавлен 23.05.2002

Ознакомление с возможностями языка Си как средой программирования высокого уровня. Циклы программирования параметрического оператора for и функции форматированного ввода. Разработка программы средствами Си: блок-схема, текст и тестирование программы.

контрольная работа, добавлен 26.01.2013

Выбор языка программирования и его обоснование. Определение системных требований. Схема алгоритма и программа на языке Qbasic. Разработка руководства пользователя. Способы конструирования программ. Особенности и принципы динамического программирования.

курсовая работа, добавлен 21.01.2014

Разработка структуры объекта "Калькулятор" - электронного вычислительного устройства для выполнения операций над числами или алгебраическими формулами. Текст программы, результат ее работы. Свойство реального объекта. Блок-схема, алгоритм приложения.

контрольная работа, добавлен 11.04.2015

Рассмотрение основ создания калькулятора на объектно–ориентированном языке программирования Java, который будет подсчитывать длину текста. Математическая модель и алгоритм работы программы. Описание файлов готовой программы расчета символов в тексте.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Особенности разработки и реализации обучающей программы и схемы алгоритмов на языке программирования С++. Понятие равномерной и неравномерной дискретизации. Представление информации (составление кода) в виде таблицы перекодировки или многочлена.

курсовая работа, добавлен 06.03.2013

Разработка программы проверки знаний для тестирования студентов по программированию с кодом на языке Delphi. Проектирование визуального интерфейса и словесный алгоритм работы программы. Алгоритмы разработанных процедур и функций, инструкция пользователя.

курсовая работа, добавлен 21.02.2011

Рассмотрение особенностей языка программирования С++. Пример составления программы - информационно-поискового справочника. Описание алгоритмов коррекции данных, введённых пользователем. Тестирование полученной программы, предусмотрение ее защиты.

курсовая работа, добавлен 05.03.2015

Особенности разработки приложений для операционной системы с помощью императивного, структурированного, объектно-ориентированного языка программирования Delphi. Формальное начало программы. Выделение конца программного блока. Листинг и описание программы.

курсовая работа, добавлен 04.08.2014

Разработка программы создания заметок в любом месте компьютера. Выбор технологии, языка и среды разработки приложения. Описание основных алгоритмов работы программного обеспечения. Проектирование пользовательского интерфейса. Выбор стратегии тестирования.

отчет по практике, добавлен 24.11.2014

Постановка задачи и математическое описание ее решения. Назначение программного обеспечения. Описание принятых идентификаторов. Выбор языка программирования и написание программы на входном языке. Методика отладки программы и проведение ее тестирования.

курсовая работа, добавлен 25.06.2013

Единая схема разработки маркетинговой стратегии

Единая схема разработки маркетинговой стратегии

Почти каждое крупное рекламное агентство заявляет об обладании собственной технологией создания брендов. Эти технологии носят красивые наименования и снабжаются многоцветными схемами. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что все эти технологии не имеют принципиальных отличий друг от друга. Если отбросить украшательства, можно увидеть здравый смысл и простоту логики с очевидной последовательностью шагов. Рассмотрим эту схему с необходимыми комментариями.

Алексей Пaвлoвич Сухенко, консультант по маркетинговым стратегиям, глава российского представительства и партнер Trout & Partners (T&P), член российской гильдии маркетологов.

Почти каждое крупное рекламное агентство заявляет об обладании собственной «уникальной» технологией создания брендов. Эти технологии носят красивые наименования и снабжаются многоцветными схемами. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что все эти технологии не имеют принципиальных отличий друг от друга. Если отбросить украшательства, можно увидеть здравый смысл и простоту этой логики. Поэтому можно рекомендовать владельцам бизнеса и руководителям держать ее в голове уже при разработке маркетинговой стратегии. Последовательность шагов очевидна и относится к «вечным законам» рынка. Поэтому здесь мы приводим эту схему с необходимыми комментариями и дополнением SWOT-анализа, которого, как правило, нет в технологиях рекламных агентств.

SWOT-анализ — анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с выводами о том, какие конкретно сильные стороны позволяют компенсировать те или иные слабости или превратить их в плюсы, использовать определенные возможности и что надо предпринять для снижения рисков (SWOT — аббревиатура слов Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Это серьезный, удобный и логичный инструмент, если им пользоваться правильно. Единственное предупреждение: важно понимать, что «силы» и «слабости» — это внутренние аспекты компании и она может на них влиять, а «возможности» и «угрозы» — внешние (их компания должна учитывать). Это предупреждение помещено здесь потому, что периодически приходится видеть неграмотно заполненные матрицы SWOT-анализа: многие записывают, например, «возможность открытия нового офиса», «возможность захвата нового рынка» в графе «Возможности».

Схема разработки стратегии

Где мы находимся (ситуация) — куда можем попасть

Куда мы хотим попасть (цели)

Как мы туда попадем (стратегия)

Тактика (конкретные программы реализации стратегии)

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Спекулятивные теории фитнесса

Теперь немного подробнее о содержании каждого этапа:

1. Где мы находимся (рынок данной категории товаров или услуг; сознание потребителей):

  • какие силы движут эту категорию, кто наш потребитель (группы потребителей), какие альтернативы рассматривает потребитель; основные тенденции категории, средняя частота покупок, объемы продаж, дистрибуция, выход новых продуктов;

В случае выведения на рынок новой торговой марки, мы, очевидно, находимся в «нулевой» точке. Поскольку главное поле битвы — это сознание потребителей, то при существующей марке можно оказаться не только на нулевой, но и на отрицательной отметке, а конкуренты есть всегда, даже в случае выхода на рынок с принципиально новым товаром. При насыщенном рынке основные конкуренты — это те, кто потеряет продажи при увеличении наших объемов продаж; на растущем рынке основные конкуренты — те, чей рост замедлится из-за нашего роста. Во всех случаях конкуренты могу г продавать не точно такой же, а другой товар, который может служить потребителям альтернативой (например, фото/цифровая камера, вино/водка/пиво, кола/сок).

  • в какой ситуации мы находимся (анализ рынка данной категории товаров или услуг и сознания потребителей);
  • кто наши главные конкуренты и где они находятся (каково их положение, доли рынка);
  • какие факторы важны для прибыльности нашего бренда.

2. Почему мы здесь находимся. почему конкуренты находятся там, где они находятся:

  • высокой или низкой степенью вовлеченности характеризуется наша категория товаров;

В маркетинге различают:

товары с высокой вовлеченностью покупателя, когда покупатель долго и тщательно собирает информацию, анализирует, сравнивает альтернативы, нередко советуется либо со специалистами, либо со знакомыми, ранее имевшими опыт потребления данного товара или услуги. Примером потребительского товара с высокой степенью вовлеченности является автомобиль или мебель;
  • товары с низкой вовлеченностью покупателя, когда покупатель, мало задумываясь, быстро принимает решение о приобретении, иногда просто по привычке. Как правило, к товарам с низкой вовлеченностью относятся товары импульсною и повседневного спроса (жевательная резника, молоко и т. п.)
    • основные ценности и поведение потребителя с их динамикой и развитием;
    • каковы тенденции развития категории и потребителей:
    • наша предшествующая активность; активность конкурентов, включая их креатив и рекламные затраты, их действия в сфере PR, промо-акций, рассылок, активных продаж, обслуживания покупателей и т. п.;
    • откуда покупатели получают информацию о нашей категории продукции, кто влияет на их решение; какие у покупателей существуют предубеждения (как отрицательные для нас, так и положительные); являются ли основные потребители одновременно и покупателями.

    3. SWOT-анализ (уточнение целевых групп, рыночных ниш):

    • определение ключевых факторов успеха (КФУ) и ключевых факторов выбора и предпочтений покупателя при покупке (КФВП); выявление степени соответствия продукции компании и продукции конкурентов ключевым покупательским предпочтениям; выявление уровня дистрибуции;
    • проведение SWOT-анализа в соответствии с выявленными факторами;
    • уточнение целевых групп и рыночных ниш.

    4. Где мы можем оказаться. Куда мы хотим попасть, имея в виду наши возможности? И когда?

    • Какие реальные цели и задачи (с достаточной долей амбициозности) мы можем перед собой ставить? Какова будет наша стратегия — можем ли мы претендовать на лидерство, будем ли атаковать лидера, направимся ли в сторону специализации или станем играть на элитных характеристиках?
    • Каким образом можно влиять на поведение и на решения потребителей, обращаясь, в частности, к их жизненным установкам. Большинство экспертов сферы маркетинга сходятся во мнении, что через бренды люди выражают свои жизненные ценности; один из основных факторов, формирующих систему потребления и жизненные ценности — это уровень доходов. Как только он изменяется, изменяются жизненные установки и соответственно, потребительская корзина.
    • Как можно учесть социодемографические характеристики: не только рост доходов и уровня жизни естественным образом изменяет потребности.
    • Сможем ли мы репозиционировать конкурентов?

    5. Каким образом мы туда попадем. какие потребуются ресурсы (позиционирование, программа действий):

    • какое отличие нашего бренда мы будем продвигать (учитывая при этом то, что наш бренд говорил потребителю раньше);
    • формулировка позиционирования (неизменно ли оно, изменено немного и усилено, или это перезапуск бренда, или репозиционирование, или вообще — ребрендинг, — все это определяется в рамках разработки стратегии);

    Позиционирование формулирует, «что это, для каких людей, чем это отличается от аналогичных и альтернативных предложений и благодаря чему; какие уникальные выгоды потребитель получает от данных отличий».

    • что мы хотим сделать с сознанием потребителя.

    Подобные маркетинговые схемы могут помочь руководителям бизнеса управлять самым важным из бизнес-процессов — продвижением на рынке своих товаров и услуг и сделать этот процесс более технологичным. Так называемые вечные схемы можно рассматривать в качестве общих законов, при нарушении которых положительного результата можно добиться либо случайно, либо приложив несоразмерно большие усилия. Сегодня уже никому не приходит в голову начать выпускать промышленные изделия или строить здания без обоснованной проектной документации, которая иногда может стоить не меньше самого конечного продукта. Без проекта можно делать только что-то мелкое, в лучшем случае среднее. Однако до сих пор многие российские бизнесмены пытаются обходиться без фундамента своего бизнеса, словно живут во временной бытовке, которой они успешно обходились в начале своего пути (к тому же это было в отсутствие конкуренции). Крупный и «крепкий средний» бизнес могут выживать и развиваться только в случае, если вся ответственная работа поручается специалистам, а иметь в собственном штате всех, кто может понадобиться, — нерентабельно, даже если их услуги требуются регулярно.

    В заключение хотелось бы привести еще одну логичную схему последовательности действий по разработке стратегий, предложенную рекламным агентством

    1. Видение бренда
    2. Анализ ситуации, сил и слабостей конкурентов
    3. Определение позиционирования, ценностей и характера бренда
    4. Формулировка основного обещания бренда
    5. Архитектура брендов
    6. Разработка наименования, логотипа, упаковки
    7. Медиа-бриф, креативный бриф
    8. Творческая концепция. Программы PR & BTL. Программы обучения
    9. Реализация и контроль

    Полностью эта тема изучается в курсе «Стратегический маркетинг». Вы можете изучить его при обучении по индивидуальной программе. составив свою программу обучения из всего каталога наших курсов. с учетом ранее полученных знаний и тех целей, которые вы ставите перед собой в обучении.

    Новые курсы
    Технологии продаж: как много продавать преподавателя Сергей Алексеевич Хованский
  • Элитология: наука об элитах преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
  • Самоменеджмент: управление карьерой преподавателя Николай Владимирович Панеев
  • Кратология: наука о власти преподавателя Сергей Владимирович Овчинников
  • Введение в современный маркетинг преподавателя Сергей Алексеевич Хованский
  • Управление персоналом преподавателя Валентин Федорович Попов
    Новые публикации Читайте нас в социальных сетях

  • Презентация на тему: Руководство программным проектом

    Руководство программным проектом. Схема разработки программ. - презентация

    3 Управление проектом охватывает инфраструктуру (организационные моменты); инфраструктуру (организационные моменты); управляющий процесс (права и ответственности участников); управляющий процесс (права и ответственности участников); процесс разработки (методы, инструменты, языки, документация и поддержка); процесс разработки (методы, инструменты, языки, документация и поддержка); расписание (моменты времени, к которым должны быть представлены вы­полненные фрагменты работы) расписание (моменты времени, к которым должны быть представлены вы­полненные фрагменты работы)

    4 Руководитель проекта может управлять следующими факторами Общая стоимость проекта Общая стоимость проекта Возможности продукта Возможности продукта Качество продукта Качество продукта Длительность проекта Длительность проекта Один из способов визуализировать значения данных четырех переменных состоит в использовании лепестковых диаграмм

    6 Типичная схема процесса управления проектом 1. Понять содержание проекта, область применения и временные рамки. 2. Определиться с процессом разработки (методы, инструменты, языки, документация и поддержка) 3. Выделить организационную структуру (привлечение отделов организации). 4. Определить управляющий процесс (ответственность участников).

    7 Типичная схема процесса управления проектом 5. Разработать расписание проекта (моменты сдачи частей работы). 6. Разработать план подбора кадров. 7. Начать управление рисками. 8.Определить, какие документы необходимо выработать. 9. Начать сам процесс.

    8 Рекомендуемое правило распределения затрат проекта 40-20-40: на анализ и проектирование приходится 40% затрат (из них на планирование и системный анализ 5%); на анализ и проектирование приходится 40% затрат (из них на планирование и системный анализ 5%); на кодирование 20%; на кодирование 20%; на тестирование и отладку 40%. на тестирование и отладку 40%.

    9 Измерения, меры и метрики Измерения процесса производятся в целях его улучшения, измерения продукта для повышения его качества. В результате измерения определяется мера количественная характеристика какого-либо свойства объекта. Метрика определена как мера степени обладания свойством, имеющая числовое значение

    10 Размерно-ориентированные метрики прямо измеряют программный продукт и процесс его разработки прямо измеряют программный продукт и процесс его разработки основываются на LOC-оценках (Lines Of Code) основываются на LOC-оценках (Lines Of Code) LOC-оценка это количество строк в программном продукте LOC-оценка это количество строк в программном продукте

    11 Исходные данные для расчета LOC-метрик Проект Затраты чел.- мес Стоимость, тыс. $ KLOC, тыс. LOC Прогр. док- ты, страниц Ошибки Люди ааа 012416812,1365293 bbb026244027,21224865 сс 034331420,21050646

    13 Достоинства размерно-ориентированных метрик: 1) широко распространены; 2) просты и легко вычисляются. Недостатки размерно-ориентированных метрик: 1) зависимы от языка программирования; 2) требуют исходных данных, которые трудно получить на начальной стадии проекта; 3) не приспособлены к непроцедурным языкам программирования.

    14 Конструктивная модель стоимости СОСОМО 81 Е=а b x(KLOC) b b [чел-мес]; D = c b x (E) a b [мес], где Е затраты в человеко-месяцах, D время разработки, KLOC количество строк в программном продукте. Коэффициенты аb, bb, сb, db берутся из таблицы

    15 Коэффициенты для базовой подмодели СОСОМО 81 Тип проектааbаbb сbсb dbdb Распространен ный 2,41,052,50,38 Полунезависим ый 3,01,122,50,35 Встроенный 3,61,202,50,32

    18 2. Варианты структуры ответственности Иерархическая структура управления Иерархическая структура управления

    22 Типы рисков Риски, которых можно избежать (устранимые) Риски, которых невозможно избежать избежать

    23 Управление риском состоит из нескольких действий: Идентификация Идентификация Планирование устранения Планирование устранения Выбор приоритетов Выбор приоритетов Устранение или уменьшение. Устранение или уменьшение.

    24 Факторы риска Недостаточная вовлеченность в проект высшего руководства. Недостаточная вовлеченность в проект высшего руководства. Невозможность привлечения пользователей. Невозможность привлечения пользователей. Непонимание требований. Непонимание требований. Привлечение неадекватных пользователей. Привлечение неадекватных пользователей. Невозможность управления ожиданиями конечных пользователей. Невозможность управления ожиданиями конечных пользователей. Изменение области применения или целей проекта. Изменение области применения или целей проекта. Нехватка знаний или навыков у персонала. Нехватка знаний или навыков у персонала.

    25 Предупреждение рисков это процесс, в ходе которого степень рисков снижается или риски полностью устраняются. Способы предупреждения рисков: 1. заключается во внесении изменений в требования проекта, благодаря чему устраняется причина возникновения риска (избежание риска); 2. заключается в разработке неких технологий и архитектуры, решающих проблему (преодоление риска или, проще говоря, его устранение).

    26

    27 Метод расчета приоритета рисков Риск 1, наложение изображений, связан с манипулированием изображениями в Java Риск 1, наложение изображений, связан с манипулированием изображениями в Java Риск 2, недостаточные навыки программирования на Java, отражает тот факт, что 40 % команды не имеют достаточного опыта программирования на Java Риск 2, недостаточные навыки программирования на Java, отражает тот факт, что 40 % команды не имеют достаточного опыта программирования на Java

    28

    Разработка ПО: пример бизнес-процесса из практики

    В индустрии разработки программного обеспечения (ПО) существуют много различных методологий разработки, которые представляют из себя достаточно концептуальные видения того, как следует реализовывать проекты по созданию ПО. В качестве примеров таких методологий можно привести: Rational Unified Process (RUP), Microsoft Solution Framework (MSF), Extreme Programming (XP), Agile, Capability Maturity Model Integration (CMMI) и многие другие.

    Разделяя важность методологии как основы для реальных бизнес-процессов, следует отметить разницу в понятиях методология и бизнес-процесс. Бизнес-процесс представляет из себя реализацию методологии, ее отдельных элементов или элементов нескольких методологий в конкретной организации при выполнении конкретных проектов и создании конкретных продуктов. Поэтому, создание бизнес-процесса разработки ПО на основе одной из существующих методологий является первой и важнейшей задачей компании, желающей заняться в том или ином виде созданием софта (для внешних заказчиков или своих внутренних нужд).

    Как показывает опыт автора, вполне возможно создать небольшую группу разработки и начать делать софт и без четкого описания бизнес-процесса. Однако, когда число участников такой «неформальной» команды становится больше пяти человек, то потери от отсутствия четкого регламента становятся несопоставимо большими по сравнению с затратами на регламентацию бизнес-процесса и специализированное ПО для его автоматизации. Потери в данном случае могут быть как прямыми (например, бесконечные переделки одной и той же функциональности по причине несоответствия требованиям заказчика), так и косвенными (например, ухудшение психологической атмосферы в коллективе, связанное с непониманием зоны своей ответственности каждым участником команды).

    В данной статье приводится пример бизнес-процесса разработки ПО, созданный автором на основе элементов нескольких методологий (наибольшее количество элементов взято из MSF) и собственного многолетнего опыта разработки и управления разработкой ПО. Данный бизнес-процесс ориентирован на ведение крупных проектов по разработке ПО на достаточно «зрелой» стадии, когда продукт уже может эксплуатироваться заказчиками и когда речь уже идет скорее о развитии и доработках функционала, а также устранении «багов», нежели о разработке «с нуля» небольших программных продуктов.

    Содержание Ролевая модель

    • Формирование планов
    • Контроль выполнения планов
    • Организационная работа (в том числе и с Заказчиком)
    • Концептуальная архитектура решения
    • Часть аналитической работы

    • Оценка длительности и трудоемкости задач в процессе планирования
    • Контроль выполнения планов группой
    • Распределение работ внутри группы
    • Концептуальная архитектура решения
    • Часть аналитической работы
    • Организация сбора требований заказчика
    • Соответствие деятельности группы бизнес-процессу разработки
    • Работа группы с заказчиком

    • Сбор требований заказчика
    • Разработка ТП на функциональность
    • Разработка планов тестирования
    • Концептуальное тестирование функциональности
    • Разработка пользовательской документации

    • Архитектура решения, и соответствие ее требованиям к решению
    • Разработка РП на функциональность (определяет принципиальные моменты, в дальнейшем их детализирует в рамках РП Разработчик)
    • Контроль качества кода, и соответствие его проектным решениям по архитектуре
    • Репозиторий информации по архитектуре решения
    • Участвует в формировании планов и оценке сложности и длительности задач
    • Участвует в комплексном тестировании

    • Разработка РП (при участии Архитектора в процессе выработки принципиальных решений)
    • Разработка функциональности
    • Качество кода
    • Исправление ошибок в коде
    • Проведение первичного тестирования кода
    • Участвует в комплексном тестировании кода

    • Тестирование функциональности
    • Написание Unit тестов
    • Участвует в разработке планов тестирования

    • Сборка версии
    • Выпуск версии (после тестирования)
    • Подготовка сопроводительных документов к версии

    Один специалист может выполнять несколько ролей, но с учетом определенных ограничений. Допускаются следующие сочетания ролей одним человеком.

    Образовательная программа ДОУ

    Образовательная программа ДОУ. Алгоритм разработки
    • Разработка образовательной программы ДОУ
    • Структура образовательной программы ДОУ
    • Положение о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ
    • План деятельности Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ
    • Протокол оперативного совещания Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ
    • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

    Разработка образовательной программы ДОУ

    Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

    • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
    • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
    • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
    • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

    • занятия как специально организованную форму обучения;
    • нерегламентированные виды деятельности воспитанников;
    • организация свободного времени в течение дня.

    Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

    Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая раз­рабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива ­(5–7 человек).

    Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

    Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

    Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица (приложение 2).

    Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы (приложение 3).

    Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

    Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

    Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

    • оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);
    • сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);
    • анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);
    • уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ. формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);
    • сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
    • диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);
    • информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);
    • состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);
    • характеристика социума.

    При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

    Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

    Структура образовательной программы ДОУ

    • Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
    • цели и задачи по четырем сферам развития ребенка;
    • учебный план;
    • режим дня;
    • программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
    • модель выпускника;
    • управление реализацией образовательной прог­раммы;
    • план реализации образовательной программы на 5 лет;
    • мониторинг результатов реализации образовательной программы;
    • приложение.

    Учебный план составляется в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ. Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.

    На основе учебного плана опреде­ляется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса (приложение 4). По каждой комплекс­ной программе составляется отдельная таб­лица.

    Режим дня устанавливается в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ по каждой возрастной группе с учетом 12­часового пребывания детей в дошкольном учреждении.

    Модель выпускника – предполагаемый результат реализации образовательной программы – включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.

    В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные цик­лограммы деятельности администрации уместно включить в приложение образовательной программы.

    План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:

    • нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
    • кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
    • программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую образовательную программу (изучение педагогической литературы, приобретение образовательных программ, методической литературы);
    • научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
    • построение образовательного процесса (воспитательно-образовательная работа с детьми по четырем направлениям, предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом социального заказа);
    • создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
    • работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
    • взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).

    Далее составляется мониторинг результатов реализации образовательной программы ДОУ. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследо­вание.

    В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.

    Таким образом, правильный, обоснованный выбор образовательных программ дошкольного образования, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации образовательного процесса.

    Положение
    о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее – Рабочая группа) муниципального дошкольного образовательного учреждения (наименование детского сада указывается в соответствии с уставом) (далее – Учреждение).

    1.2. Положение разработано в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, ст. 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

    1.3. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

    1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5–7 человек.

    1.5. Деятельность Рабочей группы направлена на разработку образовательной программы Учреждения.

    1.6. Срок действия данного Положения – 1 год.

    2. Задачи Рабочей группы

    Главными задачами группы являются:

    2.1. Разработка образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг. на основе федеральных государственных требований к содержанию и структуре основной образовательной программы ДОУ с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей и внедрение ее в работу педагогического коллектива.

    2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию образовательной программы Учреждения.

    2.3. Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

    2.4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

    3. Функции Рабочей группы

    Функциями Рабочей группы являются:

    3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования.

    3.2. Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения за последние три года.

    3.3. Определение целей и задач образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг.

    3.4. Выбор содержания и составление учебных (базисного и дополнительного) планов, направлений педагогической деятельности, образовательного процесса в соответствии с требованиями к общеобразовательной программе дошкольного образования и приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

    3.5. Выработка управленческих направлений реализации образовательной программы Учреждения.

    4. Права Рабочей группы

    Рабочая группа имеет право:

    4.1. Осуществлять работу по плану, утвержденному руководителем Учреждения, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.

    4.2. Требовать от работников Учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса.

    4.3. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений.

    5. Ответственность Рабочей группы

    Рабочая группа несет ответственность за:

    5.1. Выполнение плана работы по разработке образовательной программы Учреждения в обозначенные сроки.

    5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

    5.3. Р азработку образовательных программ по ФГОС в ДОУ в полном объеме с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

    5.4. Соответствие определенных форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

    5.5. Соответствие образовательной программы Учреждения требованиям федеральных государственных требований.

    6. Организация деятельности Рабочей группы

    6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

    6.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.

    6.3. Рабочая группа избирается из администрации Учреждения и высококвалифицированных педагогов, прошедших курсовую подготовку по общеобразовательной программе дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей, сроком на 1 год.

    6.4. Результаты работы Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

    7.1. Оперативные совещания Рабочей группы оформляются протоколом. Протоколы составляются секретарем и подписываются председателем Рабочей группы.

    7.2. Нумерация протоколов ведется от начала календарного года.

    7.3. Анализ работы Рабочей группы за истекший период представляется в письменном отчете председателем Рабочей группы.

    8. Заключительные положения

    8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.

    8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем Учреждения.

    План деятельности
    Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ

    "___" ____________ 20 ___ г. № ___

    ПРИСУТСТВОВАЛИ: старший воспитатель (Ф.И.О.), инструктор по физической культуре (Ф.И.О.), музыкальный руководитель (Ф.И.О.), воспитатели (Ф.И.О.).

    1. Составление плана проблемно-ориентированного анализа деятельности учреждения за 2007–2009 гг.

    2. Организационные вопросы.

    • итоги анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников;
    • обсуждение проекта социального паспорта учреждения;
    • анализ и обсуждение программно-методического обеспечения образовательного процесса;
    • проект задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010–2014 гг.;
    • организационные вопросы.

    1. Дополнить социальный паспорт сведениями о возрастном цензе родителей (законных представителей) воспитанников. Ответственный: ____________________ (Ф.И.О. назначенного); срок – "___" _________ 20___.

    2. Осуществить подбор к комплексным программам парциальных программ, методических пособий с учетом рекомендаций авторов комплексных программ, возрастных особенностей детей. Ответственный – старший воспитатель; срок – "___" _________ 20___.

    3. Осуществить подбор психолого-педагогической литературы, методических материалов для разработки перспективного планирования по четырем направлениям развития ребенка. Ответственные – инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели; срок – "___" _________ 20___.

    4. Принять окончательный вариант задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010–2014 гг.

    Программно-методическое обеспечение образовательного процесса