Руководства, Инструкции, Бланки

подунова руководство к практическим занятиям img-1

подунова руководство к практическим занятиям

Рейтинг: 5.0/5.0 (1795 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Тец руководство

/ Тец руководство

доктора медицинских наук,

Издание второе, переработанное и дополненное

Допущено Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Москва "Медицина" 2002

Руководство к практическим занятиям по медицинской Р85 микробиологии, вирусологии и иммунологии/Под ред. В.В.Теца. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. Медицина, 2002. - 352 с. ил. ISBN5-225-04644-4

Настоящее руководство представляет собой 2-е издание "Руководства к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии" (М. Медицина, 1993), все разделы которого кардиналь­но переработаны проф. В.В.Тецем, проф. И.С.Фрейдлин и доц. Е.Н.Шмидт.

Руководство рекомендуется для самостоятельной подготовки к прак­тическим занятиям. Изложены общие сведения о методах изучения микробов. Рассказано о методах стерилизации, дезинфекции и опреде­лении чувствительности микробов к антибиотикам. Описаны основы прикладной иммунологии. Приведены современные методы диагности­ки многих инфекций.

Для студентов медицинских вузов.

Авторы выражают благодарность &.К.Артеменко и В. И. Кура-новой за помощь в подготовке р&пмЪ* к изданию.

ISBN5-225-04644-4 ^g/©^Ъллектив авторов, 2002

Все права авторов защищены. 10fodnfj^c-mbэтого издания не может быть занесена в память компьютера Либо вйКюивведена любым способом без предва­рительного письменного разрешения иЗщлпеЛя.

Другие статьи

Серов В

Серов В.В. Пальцев М.А. Руководство к практическим занятиям

Атлас ориентирован на учебник М. А. Пальцева и Н. М. Аничкова "Патологическая анатомия" (М. Медицина, 2001) и "Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии" М. А. Пальцева, Н. М. Аничкова и М. Г. Рыбаковой (М. Медицина, 2002). Атлас соответствует программе по патологической анатомии для студентов медицинских.

17.04.2011 в 13:13 47.71 Мб 318 раз

Учебное пособие. - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2009. - 71 с.
Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии содержит краткое описание основных вопросов изучаемых тем, подробное описание микропрепаратов с указанием учебных элементов, перечень предлагаемых к изучению макропрепаратов, кон.

20.07.2011 в 18:01 450.03 Кб 42 раза

Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2009. – 284 с.
Тестовые задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. В заданиях других форм действуйте в соответствии с имеющимися там инструкциями. В конце каждой темы приводятся правильные ответы на поставленные вопросы.

М. Медицина, 2001. -528 стр. После выхода 3-го, исправленного и дополненного издания учебника А. И. Струкова и В. В. Серова «Патологическая анатомия» прошло более 6 лет. В связи с бурным развитием медико-биологических наук материалы, представленные в учебнике, который более 20 лет является настольной книгой как для студентов-ме.

18.02.2010 в 01:31 76.03 Мб 163 раза

Для студентов медицинских вузов. Издательство "Медицина", 2002. 257 с. Учение о диагнозе. Построение диагноза. Ислледование биопсийного, операционного материала и последов, порядок назначения и проведения патологоанатомических вскрытий, техника вскрытия, порядок оформления протокола вскрытия, патологоанатомическая экспертиза, де.

630 стр. 1998г. 25 лекций.
Общий курс

Патологическая анатомия и ее место среди медико-биологических дисциплин
Общепатологические процессы как категория общей патологии человека
Морфология повреждения
Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы и липидозы
Стромально-сосудистые дистрофии: морфология.

Для студентов медицинских вузов. Москва, 2003. 254 с. Курс лекций, прочитанный сотрудниками кафедры патологической анатомии ММА им. И. М. Сеченова. Издан как дополнение к учебнику Пальцева М. А. и Аничкова Н. М. по патологической анатомии.

В атласе дана характеристика морфологии общепатологических процессов и болезней на разных уровнях - от органного до ультраструкткрного. Макроскопические изменения органов и микроскопические изменения тканей и клеток, выявляемые в световом микроскопе, представлены на цветных, а ультраструктурные изменения - на черно-белых рисунка.

18.04.2011 в 21:46 4.56 Мб 132 раза

Підручник / Пер. з рос. 4-го вид. стереотипне. -X. Факт, 2004.- 864 с. іл. ISBN 966-637-161-8
Четверте видання підручника, перекладеного на українську мову, скла-дається з двох частин — загальної та спеціальної патологічної анатомії. У всіх розділах підручника наведені матеріали, одержані за допомогою сучасних методів мор.

20.12.2011 в 23:27 29.72 Мб 894 раза

М. Медицина, 1995. - 688 с.
Четвертое издание учебника (третье вышло в 1993 г. ) состоит из двух частей — общей и частной патологической анатомии. Во всех разделах учебника приведены материалы, полученные с помощью современных методов морфологического исследования. В первой части описаны общепатологические процессы, а также.

Подунов руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
По вашему запросу найдено - подунов руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В. * В соответствии с этим выделяют два метода анализа: фотометрический визуальный метод. Подунова Л. Фотометрический метод // Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенический исследований.Бюллетень новых поступлений октябрь-декабрь 2013 * Аннотация: Описаны проблемы и методы создания и поддержания. на основе многолетнего опыта чтения лекций и проведения практических занятий по. Его следует рассматривать как некоторое методическое руководство по. предельные величины в экономике, Исследование функций, построение. Подунова Л.Г. (ред.). Руководство к практическим занятиям по. * В руководстве изложены стандартные методы санитарно-гигиенических. занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований DJVU.Методы физико-химических исследований - Руководство к. * «Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований», Л.Г.Подунова. Фотометрический метод. Фотометрический. 114 * Подунова Л.Г. Руководство к практическим занятиям по методам санитарно- гигиенических исследований (1990). Вложение:.Токсокароз * Нельзя выгуливать собак и кошек в местах игр и занятий детей. Методы диагностики. госсанэпиднадзора Минздрава России (Л.Г. Подунова, Т.А. Семенова, Л.И. противоэпидемических, ветеринарно-санитарных, гигиенических и. скрининговых массовых иммуноэпидемиологических исследований.Руководство к практическим занятиям по методам санитарно. * Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований. санитарно-гигиенических исследований», Л.Г.Подунова.Диссертация на тему «Научное обоснование. * НАПРАВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМЫ. Роль санитарно- гигиенических исследований, выполняемых ФГУЗ. В практической деятельности учреждений Федеральной службы по. Пивоваров Ю.П. Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории. * «Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований», Л.Г.Подунова. Санитарно-гигиенические лаборатории.Радиационная экология. Учебно-методический комплекс * 28 фев 2012. -владеть основными методами радиационно-экологического. новением и развитием ядерной физики, а также радиационной гигиены и. Лабораторные и практические занятия учебным планом не. Возможные примеры практических исследований: 1. С.И. Летунов, Л.Г. Подунова и др.Скачать PDF [8,3 Мб] * Опыт проведения тренировочных занятий с медицинским. «Головной центр гигиены и эпидемиологии» ФМБА России, г. Москва. диспансерные методы работы» научного совета РАМН, г. Москва. татом многоплановых научных исследований. жающие научно-практическую деятельность структурных.Исследование полимеров - Руководство к практическим. * Исследование полимеров. В связи с. «Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований», Л.Г. Подунова.Дополнительное образование * САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. М. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. повышение качества практической подготовки студентов и активизация их. Осуществлять научное руководство в выполнении научных исследований специалистами.

Скорость: 7339 Kb/s

Подунова руководство к практическим занятиям

Акушерство. Руководство к практическим занятиям

При составлении учебного пособия использованы алгоритмы выполнения манипуляций в акушерстве при подготовке студентов акушерского отделения и повышения качества этой подготовки. Пособие подготовлено на основе единых требований к практическим действиям, выполняемым в определенной последовательности студентами медицинских училищ и колледжей на практических занятиях по акушерству, а также медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений акушерско-гинекологического профиля. Учебное пособие предназначено студентам медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 060102.51 "Акушерское дело", 060101.52 "Лечебное дело" (квалификация - фельдшер), а также слушателям отделений повышения квалификации и акушеркам лечебно-профилактических учреждений

Издательство: ГЭОТАР-Медиа ,0 г.

Купить книгу «Акушерство. Руководство к практическим занятиям » на Ozon.ru

Найти книги автора М. В. Дзигуа. А. А. Скребушевская (в том числе и для скачивания) на Litres.ru

Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований - Мед Др

Главная / Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований

Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований

«Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» предусматривают дальнейшее повышение эффективности профилактики — генеральной линии советского здравоохранения.

Гигиена — основной профилактический раздел медицинской науки и практической деятельности здравоохранения. Объективная оценка окружающей человека среды, опредеаение зависимости состояния здоровья населения от влияния этой среды невозможны без использования лабораторных и инструментальных методов.

Лаборанты, фельдшеры-лаборанты, работающие на санитарно-эпидемиологической станции (СЭС), должны в совершенстве овладеть этими методами и уметь практически осуществлять отбор материалов и проведение исследований в отношении факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.

Не освещая теоретических основ гигиены, руководство знакомит учащихся с содержанием работы санитарно-гигиенической лаборатории СЭС, а также с широко используемыми в практике методами лабораторных и инструментальных исследований. Приводятся сведения об исследовании остаточных количеств ядохимикатов и полимеров в различных объектах окружающей среды и пищевых продуктах, даются понятия о стандартизации и метрологическом обеспечении.

Основной задачей руководства является формирование определенных практических навыков и умений необходимых будущему лаборанту.

Авторы будут весьма признательны за все критические замечания и пожелания, направленные на улучшение руководства.

«Руководство к практическим занятиям по методам
санитарно-гигиенических исследований», Л.Г.Подунова

При определении остаточных количеств ядохимикатов применяют метод адсорбционной хроматографии в тонком слое. Этот метод представляет собой наиболее простой и быстрый способ разделения органических смесей. Для анализа используют тонкий слой сорбента, закрепленный на пластинке с помощью фиксатора. В качестве сорбентов (неподвижной фазы) применяют оксид алюминия, силикагель КСК, гипс. Иногда сорбенты требуют предварительной обработки кислотами, щелочами и…

Подготовленные к работе нитратный и хлорсеребряный электроды ополаскивают дистиллированной водой, промокают фильтровальной бумагой и погружают в раствор сравнения, начиная с рСNO3= 4. Электрод имеет линейную функцию в диапазоне от 1 до 4 единиц рСNO3с наклоном 56 ± 3 мВ на единицу рСNO3. Если характеристика электрода отличается от заданной, то электрод не пригоден для работы. После…

20 г измельченной пробы овощей или фруктов помещают в колбу с притертой пробкой и проводят экстрагирование пестицидов трижды в течение 15 мин на аппарате для встряхивания н-гексаном или петролейным эфиром порциями по 30 см3. Объединенные экстракты, сушат безводным сульфатом натрия, переносят в прибор для отгонки растворителей, отгоняют растворитель до объема 0,2 — 0,3 см и…

Пробы для анализа измельчают с помощью терки, соковыжималки. Навеску измельченного материала массой 10 г помещают в стакан гомогенизатора, приливают 50 см3 экстрагирующего раствора или помещают в стакан на магнитную мешалку и перемешивают 3 мин. В полученной суспензии измеряют концентрацию иона нитрата. При анализе продукции семейства крестоцветных 10 г измельченного материала помещают в стакан вместимостью 100…

Каковы задачи СЭС по контролю применения ядохимикатов в сельском хозяйстве? Как классифицируют ядохимикаты по химической структуре и степени токсичности? Как производится отбор проб сельскохозяйственной продукции для определения остаточных количеств пестицидов? От чего зависит способ отбора проб? Как составляются средняя проба и средний образец для анализа? В чем заключается метод определения остаточных количеств пестицидов с помощью…

Перевод величины рСNO3 в массовую долю нитрата при анализе арбузов, дынь, огурцов, томатов, лука-перо, столовой капусты Сотые доли рСNO3 рСNO3 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 Массовая доля нитрата, млн -1 (мг/кг) 1,6 9188 8979 8775 8575 8380 8189 8003 7821 7643 7469 1,7 7299 7133 6970 6612…

Для проведения санитарно-химического исследования полимерного материала должны быть использованы только образцы изделий, соответствующих техническим условиям. Предприятие-изготовитель полимерного материала одновременно с изделиями и необходимыми для проведения количественного анализа компонентами, входящими в состав полимерного материала, должно представить следующие данные: характеристику полимерного материала: подробную рецептуру (наряду с торговыми названиями веществ, входящих в рецептуру, должно быть дано их полное…

Сотые доли рСNO3 рСNO3 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 Массовая доля нитрата, млн 1 (мг1кг) 1,6 9033 8827 8626 8430 8238 8050 7867 7688 7513 7342 1,7 7175 7012 6852 6696 6544 6395 6249 6107 5968 5832 1,8 5699 5570 5443 5319 5198 5079 4964 4851 4740 4633 1,9 4527…

Перечень модельных растворов Пищевые продукты Модельные растворы Мясо, рыба (свежие) Дистиллированная вода, 0,3% раствор молочной кислоты Мясо, рыба (соленые и копченые) Дистиллированная вода, 5% раствор поваренной соли Мясо, молочнокислые продукты и молочные консервы Дистиллированная вода, 3% раствор молочной кислоты Колбаса вареная, консервы (мясные, рыбные, овощные), овощи маринованные и квашеные, томат-паста и др. Дистиллированная вода, 2%…

Образцы перед исследованием тщательно промывают проточной водой с помощью куска марли, затем прополаскивают дистиллированной водой при температуре 50 — 60 °С и просушивают на воздухе. Затем проводят органолептические исследования образцов. Исследование степени миграции летучих химических веществ в воздушную среду (стирол из резин на основе стирольных синтетических каучуков) проводится следующим образом: образцы помещают в герметически закрытую…

К практическим занятиям по методам санитарно гигиенических исследований л г подунова руководство

Для улавливания веществ, находяпхихся в воздухе в виде паров и газов, применяются стеклянные сосуды различной конструкции, например: поглотители с пористой пластинкой, Зайцева, Рыхтера, Петри и др. Они представляют собой стеклянные цилиндры, в верхнюю расширенную часть которых впаяны две стеклянные трубки. Конец одной из них доходит почти до дна и заканчивается иногда полым шариком с несколькими отверстиями. Верхний конец этой трубки загнут под прямым углом. Вторая, короткая, трубка, тоже изогнутая под прямым углом, впаяна в верхнюю расширенную часть поглотителя и служит для выхода воздуха из него. За счет сужения нижней части прибора повышается высота столба налитой в прибор жидкости (поглотительного раствора. 700 Отзывов владельцев про KIA Sportage NEW 2012 Отзыв написал(а) Александр Июнь 8, 2010 в 06:21: Приглядывался к новому спортейджу, ждал улучшений в новой к практическим занятиям по методам санитарно гигиенических исследований л г подунова модели Но, если KIA Sportage 3 теряет внедорожные свойства, то мне он уже не нужен. Отзыв написал(а) Андрей Июнь 24, 2010 в 15:13: Александр, спасибо вам огромное. Вот так насмешили. У.

Внимание! Изображение может не соответствовать размещеному материалу.

ІншіIveco Eurotech-Eurostar Cursor. Руководство по ремонту электрической-электронной системы. Pdf. ІншіChrysler, Plymouth,Dodge к практическим занятиям по методам санитарно гигиенических исследований л г подунова минивэны гг. Выпуска.Руководство по ремонту и эксплуатации. Pdf.

А вот и целая библиотека, в которой совершенно бесплатно можно скачать книги и/или читать их онлайн # fo или группа здесь же вконтакте FO - электронная библиотека. Помогите в издание книги.

Автомобиль Ленд Крузер Прадо, ремонт, диагностика и ТО которого осуществляются специалистами техцентров компании «ДжапАвто выпускается компанией Toyota с 1987 года. Именно тогда было выпущено первое поколение этого вседорожника. Тогда же во всех фирменных центрах японской компании стали оказывать услуги по ремонту и ТО Toyota Prado. Стоимость автомобиля была не маленькой, но комфортная езда, отличная проходимость и высокое качество сборки сделали своё дело машина стала сверхпопулярной. Второе поколение семейства на заводах Toyota начало производиться в 1996 году. Автомобиль получил название Тойота Прадо 90. Ремонт и обслуживание этих легковых машин также проводились в фирменных сервисных центрах по всей Японии, а также за её рубежами Toyota Prado 90 приобрёл большую популярность и в других странах. Третье поколение семейства Prado было выпущено в 2002 году.

Автор: deda 422 views, руководства УАЗ /UAZ, книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту автомобилей своими силами. В руководстве рассмотрены устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства kalina. Подробно описаны возможные неисправности, их причины и способы устранения. Операции по обслуживанию и ремонту представлены на цветных фотографиях и снабжены подробными комментариями. В Приложениях приведены перечень смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей, моменты затяжки резьбовых соединений, показаны инструменты, лампы, манжетные уплотнения, подшипники, а также схемы электрооборудования. Книга предназначена для водителей, желающих обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно, а также для работников СТО. В руководстве рассмотрены устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства kalina. Подробно описаны возможные.

Александр Городницкий. И вблизи и вдали. Александр Городницкий. И вблизи и вдали, oCR: Юрий Бариев, вместо предисловия, всякий ли человек имеет право писать свои воспоминания? Мнения на этот счет расходятся. Б. Л. Пастернак, например, считал, что подробного жизнеописания заслуживает лишь подлинный герой. Мне более импонирует мнение. А. И. Герцена, который на вопрос кто имеет право писать свои воспоминания отвечает: Всякий. Потому что никто их не обязан читать. Ненастным ноябрьским днем 1982 года в небольшом сибирском городке. Ялуторовске, неподалеку от Тюмени, в музее декабристов, устроенном в старой, почерневшей от времени избе, в которой жил долгие годы ссыльный Матвей. Иванович Муравьев-Апостол.

Артикул:7022828, iSBN: -6, издательство: Монолит, серия: Золотая серия, кол-во страниц: 208, переплет: Мягкий. Язык: Русский, формат bongo (Ш x В 205 x 285 мм, цветность: Ч/Б, цветные электросхемы, тип бумаги: Офсетная. Тип иллюстраций: Схемы, практическое пособие по ремонту и эксплуатации автомобилей Киа Шума, Киа Сепия, Киа Спектра с 2001 года выпуска с бензиновыми двигателями 1.5 и 1.8 л. Артикул:70919, iSBN: 5-9, издательство: Морозов, кол-во страниц: 304, переплет: Мягкий. Язык: Русский, формат (Ш x В 205 x 285 мм, цветность: Ч/Б, тип бумаги: Газетная, тип иллюстраций: Схемы. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей Kia Sephia / Shuma, с бензиновыми двигателями. Быстрый переход, мой кабинет, личные сообщения, подписки. Кто на форуме, поиск по форуму, главная страница форума. Техничесике форумы бусоводов, hyundai, grand Starex/H-1/H-300 с 2008 г.в. Двигатель, топливная и электроника, подвеска, трансмиссия, тормоза, рулевое управление. Кузов и салон, общие технические вопросы и тюнинг, opel, Renault, Nissan. Общие технические вопросы, электрооборудование, двигатель и топливная аппаратура, подвеска, трансмиссия, тормоза, рулевое управление. Кузов и салон, тюнинг стайлинг и доработки, mercedes. Двигатель, топливная и электроника, подвеска, трансмиссия, тормоза, рулевое управление. Кузов и салон, общие технические вопросы и тюниг, citroen, джудит Peugeot, Fiat, двигатель, топливная и электроника, подвеска, трансмиссия, тормоза, рулевое управление. Кузов и салон, общие технические.

Внедрение стратегии. Северо-Кавказская академия государственной службы Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы.

Все гидромолоты, которые мы продаем, комплектуются сменной переходной плитой, которая позволит установить гидромолот на любой Ваш экскаватор, экскаватор погрузчик или минитехнику. При этом, фланцевая система крепления плиты к молоту позволяет, за счет изготовления дополнительного адаптера, устанавливать это навесное оборудование на любой другой экскаватор. Таким образом, при обновлении парка техники, Вы просто адаптируете имеющийся у Вас гидромолот к новому экскаватору. Все адаптеры для навески гидромолота на Вашу машину могут быть выполнены как под прямое пальцевое крепление гидромолота к рукояти, так и для навески на быстросъемный механизм. Сменный рабочий инструмент гидромолота пика конусная (четырехгранная) или клин (лопатка) всегда в наличии на нашем.

Все процессы обслуживания и ремонта описываются подробно и все проиллюстрированы. В данном руководстве по ремонту даются подробные проиллюстрированные описания различных узлов и механизмов автомобиля.



Ваться своими безграничными творческими способностями призвать помощь вложенную инструкц - Всё, что связано ваться своими безграничными творческими способностями призвать помощь вложенную инструкц с построением бренда, сложно? Я вас понимаю Но всё же, давайте попробуем разобраться! Какое самое большое достижение эволюции? Я считаю, что самым большим и выгодным результатом стала способность к общению. Людям пришлось объединить свои силы и мыслительные способности для защиты и охоты.
Читать дальше.
Общее по организации и проведению капитально восстановительного ремонта башенных кранов - Положения настоящего ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.2. В настоящем документе использованы.
Читать дальше.
Если после подписания договора изменилось законодательство каким законом следует ваться - 3 апр. 2011 г.
Читать дальше.
Паровая ппу с элэктрооборудованием с дсб по эксплуатации - Добывных возможностях и оптимальных условиях эксплуатации. Стол-верстак паровая ппу с элэктрооборудованием с дсб по эксплуатации с. От ППУ.
Читать дальше.

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека Руководство к практическим занятиям по физиологии человека Описание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
1. КРОВЬ
Занятие 1.1. Определение форменных элементов крови и лейкоцитарной формы Коллоквиум 1.1. Кровь
2. КРОВООБРАЩЕНИЕ
Занятие 1.2. Электрокардиография
Занятие 1.3. Измерение артериального давления у человека в покое и после мышечной работы
Занятие 1.4. Исследование реакций сердечно - сосудистой системы на нагрузку
и венозного тонуса по данным ортостатической пробы
Коллоквиум 1.2. Кровообращение
3. ДЫХАНИЕ
Занятие 1.5. Определение показателей внешнего дыхания
Занятие 1.6. Минутный объем дыхания в покое и при мышечной работе
Занятие 1.7. Расчеты потребления кислорода, кислородного запроса, кислородного долга, энерготрат в покое и при мышечной работе
Коллоквиум 1.3. Дыхание
4. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
Занятия 1.8. Исследование средней температуры кожи в покое и при мышечной работе
Коллоквиум 1.4. Терморегуляция
5. НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ
Занятие 1.9. Регистрация электромиограммы ( ЭМГ ) человека при динамической работе и статических напряжениях
Занятия 1.10. Эргография. Закон средних нагрузок
Занятие 1.11 Динамометрия, тонус мышц
Коллоквиум 1.5. Нервно-мышечный аппарат
6. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Занятия 1.12. Рефлексы человека
Коллоквиум 1.6. Центральная нервная система
7. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятие 1.13 Время простой зрительно-моторной реакции человека
Коллоквиум 1.7 Высшая нервная деятельность
8. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Занятие 1.14 Острота и после зрения. Мышечный баланс глаза
Занятие 1.15 Исследование восприятия звука и устойчивости вестибулярного аппарата
Коллоквиум 1.8. Сенсорные системы
9. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Коллоквиум 1.9. Железы внутренней секреции
10. ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
11. ВЫДЕЛЕНИЕ
Коллоквиум 1.10. Пищеварение, обмен веществ, энергии и выделение
Часть 2. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
1. учебно-исследовательская работа студентов (УИРС – 1 )
Занятие 2.1. Физиологическая характеристика работы разной мощности и характера
Занятие 2.2. Физиологическая характеристика статических усилий
Занятие 2.3. Физиологическая характеристика работы максимальной мощности
Занятие 2.4. Физиологическая характеристика работы субмаксимальной мощности
Занятие 2.5. Физиологическая характеристика работы умеренной мощности
Занятие 2.6. Физиологическая характеристика работы переменной мощности
Занятие 2.7. Конференция по результатам УИРС-1
2. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС-2)
Занятие 2.8. Определение общей физической работоспособности по показателям аэробных возможностей организма
Занятие 2.9. Определение общей физической работоспособности по показателям анаэробных возможностей организма
Занятие 2.10. Определение общей физической работоспособности с помощью показателя PWC
Занятие 2.11. Определение общей физической работоспособности с помощью индекса Гарвардского степ - теста
Занятие 2.12. Определение подвижности в суставах верхних конечностей при помощи гониометрии
Занятие 2.13. Определение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей при помощи приборов Петрова и Шульте
Занятие 2.14. Количественная оценка работоспособности спортсменов ( интегральный показатель ) в спортивной физиологии
Семинар 2.1. Физиологическая характеристика физических упражнений
Коллоквиум 2.1. Физиологическая классификация двигательных качеств и навыков
Коллоквиум 2.2. Физиологические механизмы адаптации организма спортсмена
Коллоквиум 2.3. Функции организма в особых условиях
Часть 3. Возрастная физиология
Занятие 3.1. Оценка уровня функционального состояния человека
Занятие 3.2. Оценка функциональной подготовленности организма человека к физическим нагрузкам на основе комплексного вероятностного метода
Занятие 3.3. Исследование пропускной способности мозга
Занятие 3.4. Исследование эффективности тактического мышления в условиях дефицита времени
Занятие 3.5. Выявление преобладающего типа памяти
Занятие 3.6. Исследование моторной и сенсорной асимметрии
Коллоквиум 3.1. Физиологические особенности развития и состояние организма детей и подростков
Коллоквиум 3.2. Особенности физиологических показателей у лиц зрелого и пожилого возраста
Коллоквиум 3.3. Оценка и коррекция функциональной подготовленности к физическим нагрузкам, спортивный отбор
Коллоквиум 3.4. Индивидуально – типологические особенности спортсменов различных специализаций
Часть 4. Подготовка контрольной и курсовой работы по физиологии
Контрольная работа по физиологии
Курсовая работа по физиологии
Защита курсовой работы
Статистическая обработка полученных данных
Примерные темы курсовых работ
Примерные темы курсовых реферативных работ
Квалификационные требования к курсовому экзамену по физиологии
Приложение
Библиографический список

Каталог товаров Спецпредложения

Наш адрес: г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 73. 5 этаж

Наши телефоны: 8 (343) 287-15-05, 8 912 24 61 732 Мы работаем: Пн-Пт с 9-00 до 20-00

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Под редакцией акад

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Под редакцией акад. РАМН В.А. Быкова, проф. А.В. Катлинского УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано ГОУ ВПО Московская. » УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская

академия имени И.М. Сеченова» в качестве учебного

пособия для студентов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования по специальности 060108.65 «Фармация»

по дисциплине «Биотехнология»

2009 УДК 615.33(076.5) (075.8) ББК 35.66я73 5+52.64я73 5 О 65 Регистрационный номер рецензии 102 от 24 апреля 2009 г.

ФГУ Федеральный институт развития образования Орехов, С. Н.

О 65 Фармацевтическая биотехнология. рук. к практ. занятиям. учеб. по собие / С. Н. Орехов ; под ред. В. А. Быкова, А. В. Катлинского. — М.

ГЭОТАР Медиа, 2009. — 384 с. ил.

ISBN 978 5 9704 В учебном пособии представлены сведения о современных методах полу чения медицинских препаратов в условиях промышленного биофармацевти ческого производства. Наибольшее внимание уделено биотехнологическим аспектам производства антибиотиков. Подробно освещены методы выделения из почвы микроорганизмов продуцентов антибиотиков, их идентификация по культурально морфологическим признакам и хранение микроорганизмов продуцентов. Представлены микробиологические методы определения чув ствительности и концентрации антибиотиков. Даны сведения о промыш ленном получении препаратов различных фармакологических групп (витамины и коферменты, аминокислоты, стероидные гормоны и др.) с помощью био технологии. Показаны примеры получения рекомбинантных структур в ла бораторных условиях. Рассмотрены технологические приемы, используемые для оценки качества готовых вакцин.

В учебном пособии приведены все необходимые программные материалы для прохождения курса фармацевтической биотехнологии студентами меди цинских вузов.

Для облегчения усвоения материала пособие содержит словарь справочник с комментариями.

Предназначено студентам, интернам, аспирантам и преподавателям меди цинских вузов.

УДК 615.33(076.5) (075.8) ББК 35.66я73 5+52.64я Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР Медиа». Вос произведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого изда ния не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательской группы.

© Коллектив авторов, © ООО Издательская группа «ГЭОТАР Медиа», © ООО Издательская группа «ГЭОТАР Медиа», ISBN 978 5 9704 оформление,

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Общая редакция Быков Валерий Алексеевич — академик РАМН и РАСХН, профессор, директор Всероссийского Института лекарственных и ароматических растений РАСХН, заведующий кафедрой общей фармацевтической и биомедицинской технологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Катлинский Антон Викентьевич — д-р биол. наук, профессор кафедры общей фармацевтической и биомедицинской технологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, генеральный директор ФГУП НПО «Микроген» МЗ РФ.

Авторы Бибикова Маргарита Васильевна — д-р биол. наук, заведующая сектором коллекции культур микроорганизмов Государственного научного центра.

Грамматикова Наталья Эдуардовна — канд. биол. наук, заведующая отделом микробиологических исследований Государственного научного центра по антибиотикам.

Завада Лариса Леонидовна — канд. хим. наук, старший научный сотрудник учебно-научного центра Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

Орехов Сергей Николаевич — канд. биол. наук, доцент кафедры общей фармацевтической и биомедицинской технологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Спиридонова Инна Анатольевна — канд. биол. наук, старший научный сотрудник сектора коллекции культур микроорганизмов Государственного научного центра по антибиотикам Филиппова Людмила Юрьевна — научный сотрудник Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

Чакалева Ирина Исааковна — канд. фармацевтических наук, доцент кафедры общей фармацевтической и биомедицинской технологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Швец Алексей Васильевич — канд. фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры общей фармацевтической и биомедицинской технологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Практические работы по фармацевтической биотехнологии для подготовки студентов дневного Практическое занятие № 1. Выделение почвенных микроорганизмов как объектов для скрининга биологически активных соединений. Культивирование и изучение морфологических характеристик микроорганизмов. Практическое занятие № 2. Микробиологические методы определения антибиотической активности. Практическое занятие № 3. Выделение антибиотиков из культуральной жидкости, определение подлинности антибиотиков и их количественный анализ. Практическое занятие № 4. Изучение морфологических характеристик микроорганизмов-продуцентов биологически активных веществ в различные фазы роста при глубинном культивировании. Выбор оптимальных параметров Практическое занятие № 5. Культивирование плазмидного штамма Escherichia coli — продуцента треонина. Практическое занятие № 6. Биотехнологическое использование микроорганизмов при получении Практическое занятие № 7. Биотехнологическое использование микроорганизмов при получении витаминов и коферментов (на примере экстракции убихинона- Практическое занятие № 8. Использование биотехнологических методов при получении стероидных Практическое занятие № 9. Микробиологическая трансформация стероидных гормонов с помощью Оглавление иммобилизованных клеток Arthrobacter globiformis Практическое занятие № 10. Препараты на основе живых Глава 6. Биопрепараты растительного происхождения. Практическое занятие № 11. Препараты на основе биомассы растений, полученной методом in vitro. Глава 7. Иммобилизованные биообъекты (культуры клеток Практическое занятие № 12. Иммобилизация клеток E. coli — продуцента пенициллинацилазы — и получение 6-аминопенициллановой кислоты путем гидролиза бензилпенициллина иммобилизованными клетками. Практическое занятие № 13. Влияние условий иммобилизации на продуктивность микробных клеток. Практическое занятие № 14. Анализ культуры клеток E. coli на присутствие вектора, продуцирующего инсулин. Практическое занятие № 15. Контроль специфической активности противокоревой вакцины. Раздел II. Информационные материалы для подготовки студентов Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Тематический план практических занятий и семинаров. Контрольные вопросы по курсу «Биотехнология лекарственных Краткий терминологический словарь-справочник с комментариями.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АБП — антибактериальный препарат АД — андростендион АПК — аминопенициллановая кислота АЦК — аминодезацетоксицефалоспорановая кислота БАВ — биологически активные вещества ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВЭЖХ — высокоэффективная жидкостная хроматография ГФ — Государственная фармакопея ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЕД — единица действия ИФА— иммуноферментный анализ КОЕ — колониеобразующая единица ЛД50 — летальная доза для 50% тест-объектов ЛС — лекарственное средство МИК — минимальная ингибирующая концентрация МПК — минимальная подавляющая концентрация НАД — никотиновая кислота ПААГ — полиакриламидный гель ПЦР — полимеразная цепная реакция ПЭГ — полиэтиленгликоль РИА — радиоиммунный анализ РНК — рибонуклеиновая кислота ТСХ — тонкослойная хроматография ТЦД50 — количество вируса, которое при заражении культуры клеток в 50% случаев дает цитопатический эффект УФ — ультрафиолет ФАД — флавинадениндинуклеотид ФМН — флавиномононуклеотид ФУК — фенилуксусная кислота GCP (good clinical practice) — правила организации клинических испытаний GLP (good laboratory practice) — правила организации лабораторных исследований GMP (good manufacturing practice) — правила организации производства и контроля качества лекарственных средств Ig — иммуноглобулин MDR (multiple drug resistaпce) — множественная лекарственная резистентность Учебно-методическое пособие «Руководство к практическим занятиям по фармацевтической биотехнологии» представляет собой дополнение к теоретическому курсу «Биотехнология». Цель пособия — привить будущим провизорам практические навыки, без которых невозможна деятельность по производству, отпуску и контролю таких медикаментов для лечения, профилактики и диагностики заболеваний, которые по тем или иным причинам без использования биообъектов создать невозможно.

В настоящее время фармацевтическая промышленность как в нашей стране, так и за рубежом производит с использованием биотехнологий более половины всех лекарственных средств (ЛС). В частности, таким способом работает вся антибиотическая промышленность, а также большая часть фармацевтических производств, поставляющих на рынок витамины, медиаторы, гормоны, ферментные препараты, вакцины, анатоксины, нормофлоры и специфические диагностикумы. Современная фармация просто немыслима без использования генно-инженерных биотехнологий, без культур клеток лекарственных растений, без продуцирующих моноклональные антитела гибридом. Следовательно, фармацевт, предполагающий посвятить свою сознательную практическую деятельность благородному делу лечения и профилактики болезней, должен не только ориентироваться в основах современной биотехнологии ЛС, но и владеть определенными навыками работы с биообъектами, которые в конкретных технологических системах будут служить элементной базой для создания лекарств.

При этом следует иметь в виду, что бурное развитие биотехнологии ЛС делает данное направление научно-технического прогресса одним из самых приоритетных, и те технологии, которые на сегодняшний момент доступны лишь крупным фармацевтическим производствам, завтра вполне могут стать достоянием широкой сети малых предприятий при аптеках. В свою очередь совершенно очевидно, что рост подобных производств потребует соответствующего кадрового обеспечения. Именно поэтому провизоры, владеющие навыками работы с биообъектами, способными продуцировать лекарственные субстанции или биотрансформировать в таковые полупродукты, на этих предприятиях найдут широкие возможности для применения и совершенствования знаний, приобретенных за годы обучения в высшей школе, в том числе в курсе практических занятий по биотехнологии на кафедре общей фармацевтической и биомедицинской технологии фармацевтического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Данный сборник учебно-методических материалов имеет два основных раздела. Первый из них, включающий 9 тем по частной биотехнологии ЛС, содержит подробное описание 15 практических заданий, выполняемых студентами в рамках практикума.

Все практические работы посвящены получению и контролю медицинских препаратов, промышленное производство которых основано на использовании:

• культур клеток растений (адаптагены, противоаритмические, кардиотропные cpeдствa);

• бактерий (витамины, ферменты, пребиотики, эубиотики, антибиотики);

• грибов (гормоны, антибиотики);

• химерных клеток генно-инженерных продуцентов (аминокислоты, инсулин, интерфероны, моноклональные антитела);

• культур клеток эмбрионов японских перепелов — культура клеток Vero (противокоревая вакцина).