Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях в мвд img-1

инструкция о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях в мвд

Рейтинг: 4.9/5.0 (1695 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ МВД РФ от г

Приказ МВД РФ от 29.08.2014 г. № 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 29 августа 2014 г. N 736
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"

В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, Симферопольского линейного отдела МВД России на транспорте, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"(1).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал-полковник полиции

В. Колокольцев

(1) Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633.

__________________
РОО "Профсоюз сотрудников органов внутренних дел города Москвы"
http://www.mosprof-police.ru/

Другие статьи

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших граждан

Публикации Новый порядок розыска безвестно исчезнувших граждан

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан – важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

партнёры

Порядок регистрации сообщений о преступлениях

Порядок регистрации сообщений о преступлениях Библиографическое описание:

Коньшина Я. А. Головин Т. А. Порядок регистрации сообщений о преступлениях // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 222-223.

В правоохранительные органы обращаются граждане, которые тем или иным образом пострадали от преступных посягательств. Человек, потерпевший в результате кражи, хулиганства либо другого не менее опасного преступления, естественно, хочет возместить причиненный ему преступлением ущерб, восстановить социальную справедливость, в связи с чем обращается за помощью к компетентным органам. Но не всегда правоохранительные органы идут навстречу гражданам. Бывают моменты, и довольно часто, когда сотрудники органов внутренних дел не принимают заявления граждан о совершенных преступлениях. Сотрудники полиции могут сослаться на бесперспективность расследования, на занятость или другие причины. Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. определен порядок приема, учета и регистрации заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Зная такой порядок, человек не может быть введен в заблуждение относительно того, как с его заявлением о защите личного права должны поступить компетентные правоохранительные органы. Важной гарантией прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела является строгая система регистрации заявлений и сообщений о преступлениях с выдачей заявителю талона-уведомления о принятом решении. Принять заявление или сообщение о преступлении вправе любой сотрудник органа внутренних дел, однако правом на возбуждение уголовного дела обладают: дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, они должны принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. На практике же соответствующие должностные лица иной раз вместо заявления о совершенном преступлении предлагают заявителю написать «объяснение» или составляют протокол допроса. Это противоречит закону и может нанести существенный вред интересам граждан. Все заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы полиции (а именно в эти органы поступает большинство сигналов о преступлениях), должны сопровождаться его соответствующей регистрацией. При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя дежурный по органу внутренних дел обязан немедленно выдать заявителю талон – уведомление. Талон – уведомление состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок – это тот документ, о котором идет речь в ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Именно в нем указываются сведения о дате приема заявления о преступлении, получившем его должностном лице и заявителе. Некоторые процессуалисты считают необходимым отражать в талоне – уведомлении также сведения, о каком преступлении принято заявление. Талон – уведомление должен быть вручен заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание заявления и дата его приема, а также номер и дата регистрации такового остаются у должностного лица, принимающего заявление о преступлении. Заявителю при этом должна быть предоставлена возможность расписаться на корешке талона – уведомления и самому проставить время и дату, когда он получил талон – уведомление. Может случиться ситуация, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько дней. В этом случае заявитель не только в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ, вправе обжаловать данное незаконное действие (бездействие) лица, принимавшего заявление о преступлении, но и настаивать на отражении в талоне – уведомлении и корешке к талону – уведомлению истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении. Время и дата принятия заявления о преступлении – это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему поступило по почте, с нарочным и т.п. Заявления и сообщения о преступлениях незамедлительно регистрируются в Книге учета сообщений о происшествиях (сокращенно – КУСП). При регистрации информации о преступлениях и происшествиях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу внутренних дел. Анонимные сообщения в органах внутренних дел не регистрируются. Они либо немедленно уничтожаются, либо передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Согласно п. 7 вышеуказанной инструкции сообщения о происшествии принимаются круглосуточно в любом органе внутренних дел. Для приема сообщений в электронной форме, должно применяться программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.

Поступившие, в том числе и средствами электронной связи, обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления и разрешению в общем порядке.

Документы и материалы, направленные в электронной форме, заявителям не возвращаются.

Следует отметить удобность обращения в правоохранительные органы через интернет, но на данном этапе, при внедрении данного способа обращения можно столкнуться с разного рода проблемами обусловленными сложностью идентификации автора обращения.

На первый взгляд выходом из сложившейся ситуации может стать активное внедрение электронных подписей. Применение систем цифровой подписи регламентируется Федеральным закон ом от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи". Целью их внедрения является аутентификация информации - защита участников информационного обмена от навязывания ложной информации, установление факта модификации информации, которая передается или сохраняется, и получения гарантии ее подлинности, а также решение вопроса об авторстве сообщений. Система цифровой подписи предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой секретный ключ, который используется для формирования подписи, а также соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный некоторому кругу пользователей сети и предназначенный для проверки подписи. Цифровая подпись вычисляется на основе секретного ключа отправителя информации и собственно информационных бит документа (файла). Один из пользователей может быть избран в качестве "нотариуса" и заверять с помощью своего секретного ключа любые документы. Остальные пользователи могут провести верификацию его подписи, то есть убедиться в подлинности полученного документа. Способ вычисления цифровой подписи таков, что знание открытого ключа не может привести к подделке подписи. Проверить подпись может любой пользователь, имеющий открытый ключ, в том числе независимый арбитр, который уполномочен решать возможные споры об авторстве сообщения (документа). При оперативной работе применение электронной подписи эффективно. Используя цифровую подпись в электронном документообороте, имеется возможность контролировать целостность электронных данных и подтверждать их подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности» которых не превышает пяти лет, обеспечение сохранности не создает большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного срока хранения. При долговременном хранении электронная подпись из полезного инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности электронной подписи в будущем. Но вышеуказанные сложности не являются основным барьером на пути внедрения систем цифровой подписи. Прежде всего, нежелание большинства населения приобщаться к современным технологиям в частности, и нововведениям в целом является основной проблемой популяризации электронной подписи в Российской Федерации. В данном случае это обусловлено, прежде всего, неудовлетворительной проработкой проекта внедрения электронной подписи в частности, и инновационных технологий в целом.

Литература:
  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ГАРАНТ. Версия от 25.06. 2012.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.
  3. Инструкция «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утверждена Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.

Инструкция о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях в мвд

§ 1. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях

Базовым правовым актом, регламентирующим деятельность следователя по рассмотрению сообщения о преступлении, является УПК РФ. Однако в нем содержатся самые общие нормы, касающиеся процедуры принятия информации о преступлении.

Более полно порядок приема и регистрации поступающих сведений регулируется ведомственными актами, дополняющими и конкретизирующими правила, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» введено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (далее — Положение), действие которого распространяется на все государственные органы, утвердившие Положение и уполномоченные в порядке, установленном УПК РФ, рассматривать сообщения о преступлениях (п. 2 Положения).

Положение содержит определения основных понятий, используемых в нем, а также базовые предписания по порядку осуществления приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях. В соответствии с п. 3 данного акта соответствующие федеральные органы «с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции», не противоречащие законам и Положению. В частности, в системе органов внутренних дел действует Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 (далее — Инструкция). Она определяет единый порядок рассмотрения сведений о преступлениях и иных правонарушениях в органах внутренних дел, а также устанавливает ведомственный контроль за его соблюдением.

В Инструкции даны определения таких понятий, как «прием», «регистрация», «разрешение» сообщений о происшествиях, вводится новый термин — «сообщение о происшествии». Отражена классификация сообщений о происшествиях, установлен порядок их рассмотрения в зависимости от содержания и способа поступления в органы внутренних дел.

Под «приемом», согласно Инструкции, понимаются «действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии» (п. 2.1 Инструкции). Положение содержит схожее определение приема и рассматривает его как «получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия» (подп. 2 п. 5 Положения).

Следует обратить внимание на то, что Инструкцией вводится понятие «сообщения о происшествиях», которые в зависимости от их содержания и формы поступления подразделяются на следующие группы:

1) сообщения о преступлениях. К ним относятся: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 4.1 Инструкции). Отметим, что УПК РФ в п. 43 ст. 5 все виды сведений о преступлениях также объединяет понятием «сообщение о преступлении», выделяя три вышеуказанных вида. Эти же виды сообщений указаны в ч. 1 ст. 140 УПК РФ в качестве поводов для возбуждения уголовного дела.

2) «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения» (п. 4.2 Инструкции).

3) иная информация о происшествиях (п. 4.3 Инструкции).ков престулмени\

Таким образом, указанный нормативный акт предусматривает три группы поступающих сообщений о преступлениях и иных происшествиях. При этом, как следует из Инструкции, сведения о преступлении, относящиеся к первой группе, оформляются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и являются поводами для возбуждения уголовного дела. В то время как сообщения о происшествиях, образующие вторую и третью группу, выступают поводом для проведения проверки с целью обнаружения признаков преступления (п. 30 Инструкции). Вместе с тем это вовсе не означает, что наличие повода для возбуждения уголовного дела исключает проведение проверки для установления признаков преступления. Такая проверка предусмотрена ч. 1 ст. 144 УПК РФ и носит уголовно-процессуальный характер.

Прием заявления, сообщения о преступлении, следуя содержанию ч. 1 ст. 144 УПК РФ, является обязанностью следователя и других правомочных должностных лиц, которые должны принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Законом не предусматривается в качестве формы реагирования на поступающие сведения о преступных фактах отказ в приеме сообщения о преступлении, поэтому представляется недопустимым любое уклонение от приема такого сообщения. А это означает, что соответствующие государственные органы и должностные лица не вправе ни под каким предлогом отказать в приеме данного сообщения, в том числе и по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений, а также, если его разрешение не охватывается полномочиями того или иного органа, получившего сведения.

В частности, обязанность принять сообщение распространяется на все виды преступлений, независимо от категории и отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного и частного обвинения. К примеру, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении на том основании, что оно не относится к их подследственности или является сообщением по делу частного обвинения. В таких ситуациях полномочные органы должны принять поступившее сообщение и по результатам рассмотрения передать его соответственно по подследственности или в суд. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ.

Приведенное положение конкретизируется в Инструкции, п. 7 которой прямо указывает на обязательность приема в любом органе внутренних дел поступающих сообщений о преступлениях и иных происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Прием сообщений о преступлениях в органах внутренних дел осуществляется круглосуточно в дежурных частях оперативными дежурными и другими сотрудниками, наделенными соответствующими полномочиями. Вне органов внутренних дел, а также в тех из них, где нет дежурных частей, информацию о преступлениях должны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей, после чего передавать нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть соответствующего органа для незамедлительной регистрации (п. 9 Инструкции).

В случае поступления сообщения о происшествии в подразделение делопроизводства (секретариат) органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связи или иным видом связи, оно регистрируется по правилам делопроизводства и направляется начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации (п. 8 Инструкции).

Сведения о преступлениях и происшествиях поступают в органы внутренних дел не только от заявителей. В частности, дежурные подразделения вневедомственной охраны, ГИБДД (ГАИ) должны сообщать обо всех происшествиях, принятых по ним мерах реагирования и решениях в дежурные части территориальных органов внутренних дел. Соответствующая информация может также поступать из медицинских учреждений по поводу обращений граждан с телесными повреждениями, травмами.

Все сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел, должны быть оформлены письменно. Причем для каждого вида поступающего сообщения УПК РФ предусматривает соответствующую процессуальную форму.

В частности, при принятии заявления о преступлении составляется либо письменное заявление о преступлении от имени заявителя либо протокол принятия устного заявления о преступлении (оформляемый лицом, принявшим устное сообщение, например, оперативным дежурным). При обращении в орган внутренних дел с явкой с повинной может быть составлено заявление о явке с повинной или протокол явки с повинной (при заявлении в устной форме). Все иные сообщения о преступлениях, полученные из других источников, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления, который составляет лицо, получившее сообщение.

Для обеспечения правильного оформления поступающих сообщений в помещениях органов внутренних дел, на стендах размещаются образцы письменного заявления о преступлении (приложение №2 к Инструкции), заявления о явке с повинной и требования по их составлению, а также перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать и оформлять такие сообщения; сведения о должностных лицах, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом сообщений о преступлениях.

Порядок оформления заявлений о преступлениях, о явке с повинной, сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, поступающих в правоохранительные органы, является единым, устанавливается уголовно-процессуальным законодательством и рассматривается в главе «Возбуждение уголовного дела».

За приемом сообщения о преступлении следует его регистрация. Она, согласно Положению, состоит во внесении уполномоченным должностным лицом в соответствующую регистрационную книгу краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражении в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера (подп. 4 п. 5 Положения). В Инструкции дается более лаконичное определение регистрации, под которой понимается «присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем» (п. 2.2 Инструкции).

В юридической литературе сложились две основные точки зрения относительно определения места регистрации в процессе рассмотрения сообщения о преступлении. Согласно первой регистрация является составным элементом приема информации о преступном деянии. Сторонники второй точки зрения не включают регистрацию в содержание приема и расценивают ее в качестве самостоятельного этапа рассмотрения сообщения о преступлении.

Более обоснованной представляется, на наш взгляд, вторая точка зрения. Очевидно, что прием и регистрация – взаимосвязанные процедуры; прием информации о преступлении подразумевает ее обязательную последующую регистрацию. Но вместе с тем, это две самостоятельные процедуры, каждая из которых, как вытекает из их содержания, предполагает совершение определенных действий, преследующих разные цели и выполняемых зачастую разными должностными лицами.

Так, прием сообщения складывается из получения правомочными органами и должностными лицами заявления, сообщения о преступлении, в том числе, его процессуального оформления и обеспечения достоверности получаемой информации. Тогда как регистрация заключается в присвоении каждому сообщению порядкового номера и закреплению определенных сведений о нем в учетной документации.

В пользу данного вывода можно привести также следующие аргументы. Во-первых, как действующее законодательство, так и ведомственные нормативные акты четко дифференцируют действия по приему и регистрации информации о преступлении. В частности, в п. 3 ст. 10 Закона РФ «О милиции» говорится о необходимости сначала принять, а после зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении. Типовое положение, Инструкция также выделяют в отдельную главу нормы, регламентирующие регистрацию сообщений о преступлениях.

Во-вторых, как свидетельствует практика, прием заявлений нередко осуществляют одни должностные лица (оперуполномоченные, участковые-уполномоченные), а регистрацию – другие (сотрудники дежурных частей). Причем промежуток времени между этими действиями иногда бывает весьма значительным. Следовательно, регистрация представляет наряду с приемом отдельный и неотъемлемый элемент деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении.

Между тем УПК РФ не указывает на обязательность регистрации сообщений о преступлениях и не определяет ее порядок, что позволяет говорить о пробеле в законодательном регулировании рассматриваемой деятельности. В этой связи представляется целесообразным дополнить УПК РФ нормой, регламентирующей единый порядок регистрации сообщений о преступлениях.

Необходимость регистрации и учета поступающей информации о преступных действиях закрепляется в ведомственных актах (Положении, Инструкции).

Согласно п. 15 Инструкции регистрация поступающих сообщений о преступлениях производится круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания. Вся информация о преступлениях и происшествиях, поступающая в органы внутренних дел, регистрируется в одной книге – Книге учета сообщений о происшествиях (далее – КУСП), ведущейся в соответствующем органе внутренних дел. Передача сообщения исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУСП категорически запрещается.

Таким образом, в КУСП регистрируются не только сообщения о преступлениях, но и об административных правонарушениях, а также о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и прочих событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

В отличие от ныне действующей, Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158 (утратила силу), предусматривала необходимость регистрации всего объема поступающих сведений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в двух книгах: Книге учета сообщений о преступлениях (КУП, где регистрировались сообщения о преступлениях) и Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ, в которой фиксировались заявления, требующие проверки на предмет наличия признаков преступления). Такая процедура регистрации имела свои недостатки: возникали трудности в разграничении получаемой информации и отражении ее в той или иной книге, появлялись дополнительные возможности для укрывательства преступлений. На практике в некоторых случаях в ЖУИ регистрировалась не только информация о правонарушениях, но и заявления (сообщения) о преступлениях, что, по сути, расценивалось как сокрытие преступлений.

КУСП является документом строгой отчетности, ведется дежурной частью органа внутренних дел и заполняется оперативным дежурным (приложение №1 к Инструкции). Записи в книге производятся ручкой, без сокращений, исправления не допускаются. В КУСП отражаются: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению, дата и время его принятия, должностное лицо, его принявшее, регистрационный номер талона-уведомления, сведения о заявителе, краткое содержание сообщения, кем и кому поручена проверка сообщения, подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для рассмотрения, сведения о результатах рассмотрения сообщения и некоторые другие данные.

Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно, то есть сразу после его принятия (п. 16 Положения). Следовательно, момент регистрации зачастую совпадает с моментом приема сообщения. Однако в ряде случаев, в том числе при получении информации о преступлении вне служебного помещения соответствующего органа, незамедлительной регистрации препятствует наличие определенных факторов: значительная отдаленность от места регистрации, непогода и некоторые иные. В такой ситуации, согласно п. 16 Положения, регистрация может быть осуществлена на основании информации, переданной по различным каналам связи.

При этом возникает уместный вопрос: с какого момента будет исчисляться срок рассмотрения сообщения о преступлении — с момента получения или регистрации такового. Уголовно-процессуальный закон определяет необходимость разрешения информации о преступном деянии со дня поступления сообщения о нем (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Таким днем, исходя из содержания данной нормы, следует считать день первичного поступления информации о преступлении к должностному лицу (или в соответствующий орган).

Аналогичное правило содержится в п. 32 Положения. Поэтому в п. 17 Инструкции устанавливается требование, в соответствии с которым при регистрации в дежурной части сообщений о преступлениях, полученных вне служебных помещений органов внутренних дел, в КУСП должны обязательно указываться дата и время получения сообщения сотрудником. Эти же данные, а также сведения о заявителе, фамилия, инициалы, должность лица, принявшего заявление, фиксируются в принятом сообщении и заверяются его подписью.

Исключение из указанного правила составляют сообщения о преступлениях, переданные с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок рассмотрения которых определяется со дня их поступления по подследственности, а также сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, срок разрешения которых исчисляется со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления (п. 32 Положения).

В юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о правомерности производства проверочных действий до регистрации сообщения о преступлении. Анализ ведомственной нормативной базы также не позволяет прийти к однозначному выводу по данному вопросу.

Так, в Положении указывается, что должностное лицо, правомочное производить проверку сообщения о преступлении, «с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования», обязано в пределах своей компетенции произвести проверочные мероприятия, направленные на предотвращение и пресечение преступлений, обнаружение признаков преступления и т. п. (п. 30) Но вместе с тем в п. 25 Положения содержится предписание о том, что организацию такой проверки по сообщениям, требующим незамедлительного реагирования, осуществляют должностные лица дежурных частей. Таким образом, в изложенных нормах говорится о действиях лица уже после получения указания сотрудника дежурной части (дежурного) о необходимости производства проверки, а значит после регистрации. В связи с этим непонятно, как следует поступать при получении сообщения о преступлении, требующего незамедлительного реагирования, и при невозможности сообщить об этом дежурному.

На наш взгляд, в полной мере следует согласиться с мнением тех процессуалистов, которые считают допустимым в случаях, не терпящих отлагательства, проведение проверки сведений о преступлении до момента регистрации. Такая позиция обусловлена тем, что в некоторых случаях промедление с осуществлением проверочных действий до момента регистрации может привести к утрате следов преступления и доказательств, невозможности установить лиц, совершивших противоправное деяние и, как следствие, к возникновению трудностей в раскрытии преступлений. Учитывая изложенное, представляется целесообразным предусмотреть в Положении возможность проведения проверочных мероприятий по сообщению о преступлении, требующему незамедлительного реагирования, до регистрации такового.

Несмотря на то, что процедура регистрации сведений о преступлениях определена ведомственной нормативной базой, законодатель в целях усиления контроля за учетно-регистрационной дисциплиной предусматривает выдачу заявителю документа о принятии сообщения о преступлении. Независимо от ведомственной принадлежности лицо, принявшее заявление, выдает заявителю соответствующий документ, в котором указывается дата и время принятия сообщения, а также данные о лице, его принявшем (ч. 4 ст. 144 УПК РФ). Выдача этого документа заявителю информирует его, что заявление зарегистрировано, по нему будет проведена проверка и принято соответствующее решение в установленном законом порядке. Это позволяет заявителю более эффективно защищать свои права и законные интересы.

Согласно ведомственной Инструкции таким документом является талон-уведомление (п. 22). Он выдается заявителю при его личном обращении с письменным или устным заявлением в правоохранительный орган или к должностному лицу. Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.

Талон состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер (приложение № 5 к Инструкции).

Талон-корешок, содержащий сведения о заявителе, краткое описание сообщения, регистрационный номер по КУСП, дату приема и подпись лица, принявшего сообщение, остается в дежурной части и используется при осуществлении контроля за полнотой регистрации информации о преступлениях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц (п.п. 24, 26 Инструкции). Заявитель расписывается на талоне-корешке за получение талона-уведомления, проставляет дату и время получения последнего (п. 25 Инструкции).

Талон-уведомление, вручаемый заявителю, отражает перечисленные выше сведения, закрепленные в ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Заметим, что в п. 24 Инструкции указывается на необходимость фиксации в талоне-уведомлении не только данных о сотруднике, принявшем сообщение, дате и времени его принятия, но и сведений о регистрационном номере по КУСП.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, проставляется штамп о регистрации (приложение № 4 к Инструкции). В оттиск штампа оперативным дежурным вносятся регистрационный номер по КУСП, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы, фамилия и подпись.

§ 1. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях