Руководства, Инструкции, Бланки

Образцов Павел Иванович img-1

Образцов Павел Иванович

Рейтинг: 4.0/5.0 (1566 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Павел Образцов

Павел

15 загадок с подвохом ( Расширяем сознание )

Забираем на стену. Рассказываем друзьям, пусть тоже поломают мозг.

1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? Показать полностью…

2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

3. Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
- Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:
- О, милая что с тобой случилось.
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:
- Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?

4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе, а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?

5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он сказал его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?

6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте одтчпшсвдд

7. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?

8. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?

9. Есть два шнура, каждый из которых горит по часу, но горит неравномерно. Как с помощью этих двух шнуров и спичек отмерить 45 минут?

10. На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?

11. Кошка – 3 Лошадь – 5 Петух – 8 Ослик – 2 Кукушка – 4 Лягушка – 3 Собака -?

12. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. "Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией", - сказал черноволосый. "И правда. ", - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?

13. Вы стоите перед тремя выключателями. За непрозрачной стеной три лампочки в выключенном состоянии. Вам нужно произвести манипуляции с выключателями, зайти в комнату и определить, к какой лампочке относится какой выключатель.

14. Стоит стена из бетона высотой в 3 метра, длиной в 20 метров и весом в 3 тонны. Как ее повалить не имея никаких вспомогательных средств и инструментов?

15. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

Не подсматривайте) Сначала подумайте сами.

1. Они были на разных берегах.
2. В шахматах.
3. Потому что Холмс не сказал ему адрес.
4. Лёд
5. Пусть меня убьет самая некрасивая.
6. 1,2,3,4.
7. В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.
8.1-е взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если равны, то фальшивка в третьей кучке. 2-е взвешивание: Из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если равны, то фальшивка - оставшаяся монета.
9. Надо поджечь первый шнур одновременно с обоих концов - это 30 минут. Одновременно с первым шнуром поджигаем второй шнур с одного конца, и когда первый шнур догорит за 30 минут, поджигаем второй шнур с другого конца - получаем оставшиеся 15 минут.
10. Кирпичи начнут скользить одновременно. Оба кирпича давят на доску с одинаковой силой, а значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, естественно, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, будут одинаковы.
11. Кошка - мяу(3), Лошадь - и-го-го(5), Петух - ку-ка-ре-ку(8), Ослик - и-а(2). Собака - гав(3)
12. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий у нас медвежатник Белов. Карманнику Рыжова остался черный цвет.
13. Включить два выключателя. Через какое-то время один выключить. Зайти в комнату. Одна лампочка будет горящая от включенного выключателя, вторая горячая - от включенного и выключенного, третья - холодная, от нетронутого
14. Толщина такой стены будет не более двух сантиметров, что позволяет толкнуть ее рукой
15. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

ДОБРОЕ ДЕЛО!
Лучший подарок юристу - книга переговорщика.

Умение вести переговоры занимает одно из ключевых мест.
Кто-то согласовывает условия договора, кто-то условия мирового соглашения, кто-то условия раздела бизнеса и т.д. Показать полностью…

Косарев
Егор Сергеевич
(Гл.спец. отдела правового сопровождения деятельности и имущественных отношений
ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России"
Россия, г. Москва.)

сказал:
«. большинство юристов не имеют никакого представления о тактике и стратегии ведения переговоров и выстраивают свою позицию исключительно на интуиции, нередко прибегая к экспромту, что, зачастую, заканчивается весьма печально».

а Олег для вас взял и разместил здесь его ссылки:

1. «Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах». (Автор: Г. Кеннеди. Издательство «Альпина Паблишер»).

В аннотации сказано, что это настоящая «Библия переговорщика» и с этим стоит согласиться. Книга на самом деле стоит прочтения.

Состоит из 26 глав и перед каждой главой имеется небольшой тест с целью определения своего типа ведения переговоров. Так, автор выделяет четыре категории переговорщиков: ослы – люди с неосознанным и не продуманным поведением, овцы – боязливы и поддаются влиянию других, лисы – изворотливы и поэтому очень часто добиваются своего, совы – дальновидны и способны получить соглашение, удовлетворяющее не только свои интересы, но и интересы оппонента.

Книга наполнена различными историями и позволяет проследить применение изложенного в ней материала.

2. «Переговоры без поражения. Гарвардский метод». (Авторы: Р. Фишер, У. Юри, Б. Паттон, Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»).

Книга написана именитым составом – преподавателями Гарвардского университета и большими специалистами в области ведения переговоров. Информация хорошо структурирована, изложена четко и легко воспринимается. Имеется множество примеров и рекомендаций как правильно отстаивать свою позицию.

Идеальна для начального уровня.

Моя первая книга по данному направлению.

3. «Переговоры в трех измерениях. Мощные инструменты для изменения правил игры при заключении самых важных сделок». (Авторы: Д. Лэкс, Д. Себениус, Издательство: «Добрая книга»).

В отличие от предыдущих изданий авторы рассматривают не только вопросы ведения переговоров «за столом», но и довольно детально (2/3 книги) акцентируют внимание читателя на подготовительном процессе: рассказывают о необходимости тщательного выбора представителей контрагентов и стратегии первоначального донесении до них основных вопросов будущих встреч.

Рекомендую читать данную книгу после прочтения Г. Кеннеди.

4. «Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха». (Автор: Р. Чалдини, Издательство: «Эксмо»).

«Теперь я уже могу свободно в этом признаться. Всю свою жизнь я был простофилей. Сколько себя помню я всегда становился легкой добычей для разного рода дельцов…» - с этих слов начинает свою книгу экспериментальный социальный психолог Роберт Чалдини.

В книге описаны незатейливые психологические приемы, позволяющие добиться определенных результатов.

Когда читал аннотацию к книге, то подумал, что это очередная методика нлп. Однако был приятно удивлен, и в то же время расстроен, когда обнаружил, что сам становился жертвой рассматриваемых в книге приемов.

Общий вывод – читать стоит!

5. «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным». (Авторы: Н. Гольдштейн, С. Мартин, Р. Чалдини, Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»).

Так сказать, продолжение книги Р. Чалдини «Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха». Гораздо богаче методами влияния и более разноплановая. Но на этот раз все приемы изложены кратко, лаконично, без лишних объяснений.

6. «Спасти заложника. Как управлять эмоциями, оказывать влияние на людей и разрешать конфликты. Практические советы от опытного переговорщика». (Автор: Д. Колризер, Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»).

Книга написана специалистом по ведению переговоров об освобождении заложников. На мой взгляд очень много психологии. Чересчур много. Каких-либо новых методик из книги я не почерпнул.

7. «Сначала скажи «НЕТ». (Автор: Д. Кэмп, Издательство: «Добрая книга»).

Книга написана сторонником ведения «жестких переговоров». В отличие от представителей Гарвардской переговорный школы (Фишера, Юри и Патона), автор довольно недвусмысленно указывает на необходимость принципиального отстаивания своей точки зрения с моментальным подавлением любых нападок со стороны противника. Да-да, именно противника! Для Кэмпа, бывшего военного летчика ВВС США, стол переговоров – это настоящее поле боя, где не может быть никаких компромиссов и существует только одна концепция: «выиграл – проиграл».

8. «Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях». (Автор: У.Юри, Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»).

Книга для тех, кто «встретился с Д. Кэмпом». Автор приводит примеры, которые помогут договорит?6?

Другие статьи

ОБРАЗЦОВЫ (однофамильцы)

ОБРАЗЦОВЫ (однофамильцы)

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ АЛЕКСЕЙ московский композитор, музыкант, аранжировщик. Амплуа - электронная музыка. Автор проектов "Рождественский Союз"(1986),
"Deep Ocean"(1995), "Pictures"(1997), "Beatoom"(2005). В настоящее время работает над новым альбомом и участвует в составе московского электронного проекта "

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - Преподавал в Гамской церковно-приходской школе Устьвымского уезда Вологодской губернии, был Инспектором народного образования Северного края. Его внук - Образцов Лев Николаевич. дата рождения: 07.12.1929

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ Владимир художник.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ВАСИЛИЙ ПАРМЕНОВИЧ 1849 г. (в др. ист. 1851) - 1920 Терапевт, выдающийся российский клиницист, одни из основоположников отечественной терапевтической школы, последователь С. П. Боткина и И. П. Павлова, основатель научной школы. Дал классическое описание клиники инфаркта миокарда (1910, совместно с Н. Д. Стражеско). Разработал пальпаторный метод исследования органов брюшной полости. Профессор Киевского университета (с 1893 г.), заведующий терапевтической клиникой (1904-18). В 1880 г. защитил докторскую диссертацию "К морфологии образования крови в костном мозгу у млекопитающих". С 1888 г. - заведовал терапевтическим отделением Киевской городской больницы; с 1891 г. - приват-доцент, с 1893 г. - профессор кафедры частной патологии и терапии, а с 1904 г. - заведовал кафедрой факультетской терапевтической клиникой Киевского университета (до 1918 г.). Является автором более 500 научных работ; создал и обосновал оригинальный метод пальпации желудка и кишок (1887 г.), а затем и других органов брюшной полости; создал особый метод непосредственного выслушиванияя сердца (1900 г.); разработал оригинальный метод непосредственной перкуссии одним пальцем органов грудной и брюшной полости (1910 г.). Основные работы: "К физическому исследованию желудочно-кишечного канала и сердца" (1915 г.), "Болезни желудка, кишок и брюшины" (1924 г.).

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (18.06.1874, г. Николаев - 28.11.1949) - российский ученый, академик АН СССР (избран: 28.01.1939). Труды по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог; проблемам взаимодействия и развития различных видов транспорта. С 1901 г. в Москве на преподавательской работе. Государственная премия СССР (1942, 1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Сын: СЕРГЕЙ (1901-1991) - театр кукол.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ. Родился в 1954 году. Член-корреспондент РАН, Отделение ядерной физики, избран: 30.05.1997.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ. Герой Советского Союза.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ. Родился в 1951 г. Администрация Воронежской области, председатель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности, место жительства: Воронеж (1995). В 1998 г. руководитель аппарата администрации

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ИВАН ФИЛИППОВИЧ. 28 июля 1920 г. Окончил МАИ. В 1958-1972 заместитель директора по научной работе, ректор МАИ. Академик, избран: 26.11.1974. В 1972-1990 министр высшего и среднего специального образования РСФСР. В 1967-1995 председатель Правления общества "Знание" РСФСР, с 1995 г. президент общества "Знание" РФ и "Общенациональной Академии знаний". Директор Института прикладной механики РАН, действительный член РАН. Две дочери

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ. Умер в 1880 г. Бывший Кавказский епископ Иоанникий. Епископ Вятский и Слободской (1832-1835). Похоронен в Нежине в Благовещенском монастыре в Сретенском приделе соборной церкви

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ 28.01.1962, г. Железногорск-Илимский Иркутской области. Выпускник Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи. С 1996 г. докторант на кафедре военно-гуманитарных наук Военно академии Генерального штаба

tab-stops:list 54.0pt"> ОБРАЗЦОВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ. дата рождения: 07.12.1929. Старший преподаватель кафедры ОТМС Военно-медицинской Академии имени С.М.Кирова. Действительный член Географического общества СССР (Русского Географического Общества) с 1965 года. Доцент, профессор Академии военных наук, кандидат медицинских наук, генерал-майор медицинской службы в отставке.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ НИКИТА НИКОЛАЕВИЧ Родился в 1947 г. Ассоциация "Научно-технический прогресс", генеральный директор, место жительства: Москва (1995)

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ. Дидакт, доктор педагогических наук. Директор научно-исследовательского центра "Педагогики и психологии", заведующий кафедрой непрерывного образования и новых образовательных технологий Орловского государственного университета.

tab-stops:list 54.0pt"> Официальный сайт - pavelobraztsov.narod.ru/indexru.htm

Домашний адрес. 302030 г. Орел, ул. Советская, д. 25, кв. 35

Домашний телефон. (086-2)47-03-68

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧЧ 05.07.1901-1991. Театральный деятель. Актер. Режиссер. С 1920 г. выступал на эстраде. С 1931 г. руководитель и режиссер Московского театра кукол. С 1971 г. профессор ГИТИСа. Был президентом Международного союза кукольников. Сергей Владимирович ОБРАЗЦОВ (Sergey Obraztsov)

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Родилась 7 июля 1939 г. в Ленинграде. Дочь ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА (1905-1989) и НАТАЛИИ ИВАНОВНЫ (1913-1994). Певица. Меццо-сопрано. С 1964 г. солистка Большого театра. С 1984 г. профессор Московской консерватории. Первый муж МАКАРОВ ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ (1938), есть дочь. Второй муж ЖЮРАЙТИС АЛЬГИС МАРЦЕЛОВИЧ (1928-1998), дирижер.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВА НЕЛЛИ ИВАНОВНА 1938 г. село Бобстово. Живет в Москве. Окончила МГПИ им. Ленина. Логопед. Дочь ШУВАЛОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНАА 1974 г.

tab-stops:list 54.0pt">ОБРАЗЦОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА 3 марта 1964 г. Окончила Московское художественно-промышленное училище (Строгановское), кандидат искусствоведения. Старший преподаватель Московского государственного художественно-промышленного училища им. С.Г.Строганова. Есть сын.

Образцов Александр Иванович - священник церкви с.Лебежайки, благочинный 1-го округа Хвалынского уезда Саратовской губернии [18]

Образцов Виктор Николаевич (род.1874) - Ветеринар (окончил курс в 1897 году), в 1904 году - вольнопрактикующий ветеринар, живет в селе Рахинка (Царевского уезда, Астраханской губернии) [98]

Образцов Хрисанф Иванович – Потомственный Почетный гражданин г.Саратова, в 1849 году выступил основным пожертвователем средств на постройку Воскресенско-Горянской церкви в г.Саратове [122]

Образцов Хрисанф Петрович - Потомственный Почетный Гражданин г.Саратова; в 1900 году - один из Высочайше утвержденных Директоров Губернского Попечительного о тюрьмах Комитета Саратовской губернии, один из попечителей над Саратовским Исправительным Арестантским Отделением [18]

Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения - тема научной стат

Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения QUALIMETRICAL MEANS AND DIAGNOSTICS CONTROL PROCEDURES OF THE VIRTUAL METHODICAL KABINETA OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика »
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ , 
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ , 
  • СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИМЕТРИИ , 
  • ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ , 
  • ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ (ЗАДАНИЯ , 
  • ВОПРОСЫ) , 
  • РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА , 
  • THE VIRTUAL METHODICAL CABINET (VMC) , 
  • TROUBLESHOOTING TESTS (TASKS , 
  • QUESTIONS) , 
  • TECHNICAL MEANS OF DIAGNOSTICS , 
  • MEANS OF A PEDAGOGICAL KVALIMETRIYA , 
  • PACKAGES OF DIAGNOSTIC TRAINING PROGRAMS , 
  • A RATING ASSESSMENT
Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Кисляков Александр Васильевич

Раскрываются возможности применения арсенала квалиметрических средств и диагностико-контрольных процедур, используемых в разработанной авторами модели виртуального методического кабинета образовательной организации, а также их преимущества при оценке качества обучения.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Obraztsov Pavel Ivanovich, Kislyakov Aleksandr Vasilievich

The arsenal qualimetrical means and diagnostics the control procedures used in model developed by authors of a virtual methodical office of the educational organization and their advantage at determination of quality of training is considered.

Научная статья по специальности " Народное образование. Педагогика " из научного журнала "Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки", Образцов Павел Иванович, Кисляков Александр Васильевич

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Образцов Павел Иванович, Кисляков Александр Васильевич Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arsenal-kvalimetricheskih-sredstv-i-diagnostikokontrolnyh-protsedur-virtualnogo-metodicheskogo-kabineta-obrazovatelnogo (дата обращения: 02.10.2016).

Образцов Павел Иванович et al. "Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения" Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arsenal-kvalimetricheskih-sredstv-i-diagnostikokontrolnyh-protsedur-virtualnogo-metodicheskogo-kabineta-obrazovatelnogo (дата обращения: 02.10.2016).

Образцов Павел Иванович & Кисляков Александр Васильевич (2013). Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arsenal-kvalimetricheskih-sredstv-i-diagnostikokontrolnyh-protsedur-virtualnogo-metodicheskogo-kabineta-obrazovatelnogo (дата обращения: 02.10.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Образцов Павел Иванович, Кисляков Александр Васильевич Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-2 С.114-122.

Образцов Павел Иванович et al. "Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения" Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки (2013).

Образцов Павел Иванович & Кисляков Александр Васильевич (2013). Арсенал квалиметрических средств и диагностикоконтрольных процедур виртуального методического кабинета образовательного учреждения. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки

Клепикова Алла Григорьевна Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деяТЕльности

Клепикова Алла Григорьевна Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деяТЕльности

в профессиональной деяТЕльности


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»


^ Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Исаев Илья Федорович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

^ Образцов Павел Иванович

кандидат педагогических наук, доцент

Палашева Ирина Ивановна


Ведущая организация государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»


Защита состоится «16» октября 2009 г. в 16.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.015.01. при Белгородском государственном университете по адресу: 308007, г.Белгород, ул. Студенческая, 14, ауд.260.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Белгородского государственного университета по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Белгородского государственного университета: http://www.bsu.edu.ru _____ сентября 2009 г.


Автореферат разослан «______» ____________________ 2009 г.


Учёный секретарь Ситникова М.И.

общая характеристика работы

^ Актуальность исследования. Информатизация профессионального педагогического образования на современном этапе развития общества направлена на повышение качества учебного процесса, на достижение высоких учебных результатов с использованием средств обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При таком подходе образование рассматривается как процесс информационного взаимодействия источника и потребителя информации.

Подготовка учительских кадров в условиях информатизации образования предполагает разработку и внедрение новых моделей обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Готовность учителя к использованию таких технологий выступает важным условием перехода к личностно-ориентированному обучению, отвечающему требованиям развития информационного общества (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, П.И. Образцов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткин, А.И.Уман и др.). Изменение парадигмы образования влечет за собой изменение форм и средств обучения, характера отношений между учителем и учащимися. В ситуации, которую сегодня переживает российское образование, требуется обновление содержания подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий, разработка новых подходов к созданию электронных учебных материалов. Все это инициирует подготовку будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности, что в конечном итоге формирует их профессионально-педагогическую культуру и компетентность.

Теоретическому обоснованию сущности педагогического дизайна посвящены работы как отечественных ученых-педагогов М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, М.И. Нежуриной, Е.В. Оспенниковой, А.Ю. Уварова, и др. так и зарубежных - Р. Глазер, Т. Рэган, П. Смит и др. На развитие теории педагогического дизайна оказали влияние бихевиористские, когнитивные и конструктивистские теории обучения, у истоков которых стояли американские дидакты и психологи Д. Брунер, Н. Краудер, Г. Найссер, С. Пайперт, Б. Скинер и др. В настоящее время исследование проблем педагогического дизайна в зарубежном образовании является одним из приоритетных направлений (университет Джорджии, Роосевелтский университет, университет штата Флориды, университет Фрайбурга и др.).

В российском образовании проблема обучения будущих учителей педагогическому дизайну освящена в работах Г. А. Бордовского, А.Д. Иванникова, К.Г. Кречетникова, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова и др. Более активно эта проблема стала разрабатываться после принятия проекта «Информатизация системы образования 2005-2010» (ИСО), т.к. особое внимание в нем было уделено подготовке будущих учителей к работе с современными образовательными ресурсами, способами включения их в учебный процесс, разработке новых электронных учебных материалов (Компонент В, Программа В2). По мнению разработчиков проекта ИСО, подобная подготовка позволит в будущем получить разработчиков электронных ресурсов, специалистов в области педагогического дизайна.

Несмотря на положительный опыт отдельных вузов, включенных в эксперимент по обучению будущих учителей педагогическому дизайну, необходимо отметить, что на сегодняшний день в России отсутствует системный подход в изучении современных достижений в области педагогического дизайна, недостаточно организована подготовка специалистов в этой области, не сформулированы требования к уровню профессиональной компетентности учителя, владеющего педагогическим дизайном, практически отсутствуют учебно-методические материалы для подобной подготовки.

В сложившихся условиях потребность в подготовке будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности обусловила необходимость в разработке технологии обучения будущих учителей различных школьных предметов с целью формирования их информационно-коммуни­кационной компетенции, разработке эффективных способов включения в учебный процесс электронных учебных материалов. В связи с этим первоочередной задачей становится научное обоснование подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в предстоящей профессиональной деятельности.

Таким образом, обозначились следующие противоречия между:

– возросшей потребностью общества в подготовке будущих учителей к использованию педагогического дизайна в условиях информатизации системы образования и отсутствием теоретического обоснования этой подготовки;

– объективной необходимостью в создании и использовании общедоступных электронных учебных материалов с учетом требований педагогического дизайна и недостаточной подготовленностью будущих учителей к их созданию и применению.

Изучение теоретических и практических вопросов по исследуемой теме дало основание сформулировать проблему исследования. каковы технология, педагогические условия подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в предстоящей профессиональной деятельности?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – высшее профессиональное педагогическое образование.

^ Предмет исследования – процесс подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности.

Гипотезой исследования является предположение о том, что подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности будет эффективной если:

– построена и реализована организационно-содержательная модель подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности;

– разработана технология подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна на основе информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– выявлены и реализованы педагогические условия подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна: системная интеграция информационных и педагогических технологий в образовательный процесс вуза; организация творческого профессионально-ориентированного взаимодействия субъектов учебного процесса в информационно-образовательной среде; использование системно организованного комплекса учебных, методических и программных средств; включение студентов в проектную деятельность.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание педагогического дизайна как составляющей профессиональной подготовки будущего учителя в информационно-образовательной среде вуза.

2. Разработать и реализовать организационно-содержательную модель подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности.

3. Выявить педагогические условия эффективности подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна.

4. Разработать и экспериментально апробировать технологию подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности.

^ Теоретико-методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о всеобщей связи, о единстве теории и практики; теоретические положения системного (Ю.К. Бабанский, Л. Тондл, И. Пейша, и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), культурологического (Е.В Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Ф.И. Собянин и др.) информационного (В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, П.И. Образцов и др.) подходов.

В содержательном аспекте теоретическим фундаментом исследования являются: основные положения теории профессионального образования учителя (В.И. Андреев, Е.П. Белозерцев, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, П.Е. Решетников, В.А. Сластенин, А.Т. Тряпицына и др.); основные положения психологических теорий обучения (Д. Брунер, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Г. Найссер, Б. Скиннер, Н.Ф. Талызина, Э. Толмен, и др.); исследования по педагогическому дизайну (М.В. Моисеева, Е.В. Оспенникова, К.Г. Кречетников, А.Ю. Уваров, Р. Глазер, Т. Рэган, П. Смит, С.Мак Гриф и др.); концепции конструирования и моделирования учебного процесса (Б.С. Грязнов, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.А. Штофф, и др.); работы ученых по педагогическому проектированию (Т.В. Вострикова, Г.В. Девяткина, Е.С. Заир-Бек, З.И. Лаврентьева, О.Н. Микула, И.И. Палашева, В.Е. Радионов, Н.Н. Суртаева, В.А. Ченобытов, Ж.Н. Шепелева и др.); теории педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, А.И. Уман и др.); применения информационных технологий в образовании (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, А.В. Боева, Б.И. Канаев, П.И. Образцов, В.И. Солдаткин, А.Ю.Уваров, А.В. Хуторской и др.); концептуальные вопросы разработки обучающих средств на основе информационных технологий (Т.П. Воронина, Л.Х. Зайнутдинова, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова, И.В. Роберт и др.); теории и методики педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, П.И. Образцов и др.).

^ Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

  • теоретические – теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов высшего профессионального образования, программ обучения; теории моделирования педагогического процесса;

  • эмпирические – обобщение опыта педагогических вузов по обучению будущих учителей педагогическому дизайну, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование участников процесса обучения, экспертная оценка, качественный и количественный анализ результатов, методы математической и статистической обработки результатов эксперимента.

Исследование осуществлялось в период с 2004 по 2009 год на базе Белгородского государственного университета. В исследовании участвовало 356 студентов, 144 преподавателя кафедр Белгородского государственного университета, Яковлевского педагогического колледжа, 175 учителей образовательных учреждений г.Белгорода и Белгородской области и 36 экспертов из числа сотрудников Центра дистанционного обучения, преподавателей факультета математики и информационных технологий и кафедры педагогики Белгородского государственного университета.

Основные этапы исследования.

^ Первый этап (2004 - 2006 гг.) включал анализ отечественных и зарубежных источников по психолого-педагогическим основам педагогического дизайна, формирование понятийного аппарата исследования. На данном этапе определялись теоретические и методологические основы исследования: выявление проблемы, объекта и предмета; постановка целей и задач; выбор методов и средств; формулировка гипотезы диссертационного исследования. Уточнялись критерии и показатели, характеризующие уровни подготовки студентов к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности. Был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ практического материала.

^ Второй этап (2006 – 2007 гг.) предусматривал проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на решение задач исследования и включал поисковый этап формирующего эксперимента, на котором была разработана организационно-содержательная модель обучения будущих учителей педагогическому дизайну, программа обучения будущих учителей, разработана технология подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна. Был выявлен комплекс педагогических условий эффективного функционирования разработанной технологии обучения.

^ На третьем этапе (2007 – 2009 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, включающая обучающий этап формирующего эксперимента, на котором проверялась теоретически обоснованная модель подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна, а также педагогические условия ее функционирования, проводилась апробация технологии обучения, уточнение и оценка итогов эксперимента, подтверждающих гипотезу исследования. Была осуществлена обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • обосновано содержание подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в предстоящей профессиональной деятельности;

  • разработана организационно-содержательная модель подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности;

  • выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна;

  • разработана технология подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории педагогического дизайна, в обосновании необходимости подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна в предстоящей профессиональной деятельности; в уточнении содержания понятия «педагогический дизайн» и в разработке требований педагогического дизайна в интегрированной информационной среде обучения; в разработке и обосновании критериев эффективности подготовки студентов к использованию педагогического дизайна в будущей профессиональной деятельности.

^ Практическая значимость исследования состоит в развитии теории педагогического дизайна, разработке и внедрении технологии подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности; разработке программы обучения будущих учителей педагогическому дизайну, а также для учителей, обучающихся на курсах повышения квалификации; в разработке и размещении учебно-методического комплекса «Основы педагогического дизайна в интегрированной информационной среде обучения «Пегас»» («Пегас» - оригинальный информационно-технологический портал электронного обучения, разработанный сотрудниками центра дистанционного обучения БелГУ на базе ядра Moodle при непосредственном участии диссертанта); в разработке организационно-методического комплекта для автоматизации процесса создания и размещения учебно-методических материалов в сетевых системах электронного обучения типа Moodle.

^ Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена комплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования; анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; содержанием проведённой опытно-экспериментальной работы, длительностью проверки результатов эксперимента; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; использованием методов математической статистики для доказательства эффективности проделанной работы.

^ Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах: г. Краснодар - 2004 г. Белгород - 2007 г. Белгород – 2008 г. На Всероссийской Интернет-конференции «Новые образовательные технологии в профессиональной деятельности современного преподавателя» (Челябинск -2008г.). На ежегодных научно-практических конференциях БелГУ, на кафедре педагогики, на аспирантском семинаре. Разработанные в ходе исследования дидактический и технологический механизмы технологии педагогического дизайна положены в основу методических рекомендаций для подготовки учебно-методических комплексов и упрощения работы авторов по разработке учебных материалов электронных учебно-методических комплексов дисциплин для дистанционного обучения в БелГУ. Рекомендации по вопросам подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна используются при проведении занятий со студентами педагогических специальностей БелГУ и в Яковлевском педагогическом колледже.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогический дизайн это целостный процесс разработки электронных учебных и методических материалов на основе психолого-педагогических, технологических, эргономических и методических требований в информационно-образовательной среде, включающий анализ, проектирование, разработку, применение и оценку эффективности разработок.

  2. Организационно-содержательная модель подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна включает мотивационно-целевой (целевые установки, коммуникативное взаимодействие, учебные мотивы), содержательный (основные элементы формирования профессиональной компетентности учителя, владеющего педагогическим дизайном), процессуально-деятельностный (методы, средства и формы обучения), результативно-оценочный (критерии и показатели эффективности подготовки студентов и результаты обучения) компоненты.

  3. Технология подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности осуществляется на следующих этапах: аналитическом; проектировочном; реализующем; оценочном; прогностическом, раскрывающих последовательность полного цикла разработки и применения электронных учебных ресурсов.

  4. Эффективность подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна определяется реализацией следующих педагогических условий: системная интеграция информационных и педагогических технологий в образовательный процесс вуза; организация творческого профессионально-ориентированного взаимодействия субъектов учебного процесса в информационно-образовательной среде; использование системно организованного комплекса учебных, методических и программных средств; включение студентов в проектную деятельность.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Объем составляет 226 страниц. Диссертация содержит 9 рисунков, 16 таблиц и 13 приложений. Список литературы содержит 205 наименований научных трудов.


Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее научной разработанности и поставлена проблема; определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость и формы апробации исследования.

В первой главе « ^ Теоретические основы подготовки будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности » проведен теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы в философии, педагогике, психологии; раскрыта сущность понятий «дизайн», «педагогический дизайн»; выявлены особенности педагогического дизайна, психолого-педагогические и методические требования к созданию электронных ресурсов; сформулированы критерии и показатели эффективности подготовки будущих учителей к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности.

Подготовка педагогических кадров, к использованию и эффективной работе с современными образовательными ресурсами на основе информационных и коммуникационных технологий, к разработке новых образовательных ресурсов является одним из приоритетных направлений в решении задач информатизации образования, а подготовка будущего учителя в этом направлении – наиболее важный аспект данной проблемы. Поэтому перед системой профессионального педагогического образования стоит задача подготовки будущих учителей способных: самостоятельно находить и использовать нужную информацию, приобретая необходимые знания и умело применять их на практике; критически и творчески мыслить, находить и принимать решения в нестандартных ситуациях, используя современные ИКТ; грамотно использовать информационные технологии и ресурсы, работать с информацией, уметь обрабатывать свои педагогические находки, накапливая педагогический опыт; применять в будущей практической деятельности более эффективные информационные технологии. Для решения этих задач необходимы как новые инструменты (мультимедийные образовательные материалы нового поколения, компьютерные инструменты, интегрированные информационные среды обучения, порталы электронного обучения и т.д.), так и владение педагогическим дизайном.

Решение задач исследования потребовало уточнения ключевого понятия «педагогический дизайн». Появление термина «педагогический дизайн» является естественным продолжением процесса трансформации и реформирования российской системы образования и обусловлено сложившимися к настоящему времени социокультурными предпосылками. Психологические теории обучения оказали наиболее существенное влияние на формирование теоретической основы педагогического дизайна, среди них когнитивные, конструктивистские, бихевиористские теории обучения, рассмотренные в работах как отечественных ученых-педагогов Ю.К. Бабанского, И.А. Зимней, Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, В.П. Беспалько и др. так и зарубежных P. Smith, T. Ragan, R.M. Gragne, L.L. Briggs и т.д.

Существуют два подхода в определении сущности педагогического дизайна:

1) педагогический дизайн это целостный процесс проектирования среды обучения, средств обучения на основе использования принципов организации эффективной учебной работы (А.Ю. Уваров, Е.В. Оспенникова, McArdlt, L. Briggs, J. McGriff и др.);

2) педагогический дизайн как неотъемлемая часть любой педагогической технологии является инструментом, благодаря которому педагогическая технология доходит до реального применения в учебном процессе (М.Ю. Бухаркина, М.Н. Краснянский, М.В. Моисеева, М.И. Нежурина, В.Н. Подковырова, Е.С. Полат, И.М. Радченко и др.).

А.Ю.Уваров, один из исследователей педагогического дизайна в российском образовании, указывает на то, что педагогический дизайн является педагогическим проектированием, но несколько в другом понимании этого термина, отличном от привычного, т.к. фактически речь идет о создании учебного окружения, разработки учебных материалов для информационно-образовательной среды. Мы в своем исследовании придерживаемся позиции А.Ю. Уварова в определении сущности педагогического дизайна в информационно-образовательной среде. Считаем, что несмотря на единство задач (обеспечение заранее заданных образовательных результатов), полинаучность (для создания проекта необходимы знания большого круга научных областей педагогических, психологических, философских, технических, информационных и др.) и творческой направленности деятельности педагога
(с обязательным выделением этапов, которые необходимо «пройти» от возникновения замысла до получения полезного педагогического результата), педагогический дизайн в отличие от педагогического проектирования имеет свои особенности, а именно:

1) максимальное повышение эффективности и комфортности обучения, оказывая самое непосредственное влияние на мотивацию учащихся;

2) оказание помощи обучающимся в получении знаний и преподавателям более эффективно передавать знания, выполняя функцию фасилитатора;

3) использование закономерностей и принципов, положенных в основу создания электронных учебных материалов: интерактивности; обеспечения полноты и непрерывности дидактического цикла обучения, мультимедийного представления учебного материала; обеспечение для обучающихся удобства и эргономичности восприятия;

4) обеспечение электронного обучения без прямого участия преподавателя, выработке и закреплению навыков самостоятельного поиска, выбора и применения информации;

5) усовершенствование и корректировка учебных материалов в процессе их дальнейшего использования.

Педагогический дизайн как процесс представляет собой систематическую разработку учебно-методического обеспечения для информационно-образователь-ной среды на основе теоретических знаний когнитивных, эмоциональных и социальных аспектов обучения и развития, знания информационных и коммуникационных технологий и их дидактических свойств, а также творческого подхода и личного педагогического опыта по применению современных средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. На основе изучения работ по педагогическому дизайну (А.Ю.Уваров, М.В.Моисеева, P.Smith, T.Ragan и др.) мы выделяем в процессе разработки электронных учебных материалов несколько последовательных этапов (процедур): 1) анализ (насколько необходимо проводить обучение, каковы требуемые цели учения, каковы средства и условия будущей работы); 2) проектирование (подготовка планов, выбор основных решений, составление сценариев); 3) разработка (превращение планов, сценариев прототипов в набор учебных материалов); 4) применение (учебные материалы используются в учебном процессе); 5) оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки учебных материалов). При разработке электронных образовательных ресурсов необходимо соблюдать эту поэтапность (процедуры), так как процедуры педагогического дизайна помогают: учитывать образовательный контекст в процессе разработки учебных материалов и их использования; принимать решения о наилучших методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках и реализации педагогических стратегий; описывать модели учебного процесса, в которых используются возможности новых информационных технологий, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и студентов.

Электронные образовательные ресурсы обеспечивают выполнение дидактических и специфических принципов обучения, соблюдение которых повышает качество разработанного образовательного ресурса. Анализ работ (Краснянский М.Н. Кречетников К.Г. Подковырова В.Н. и др.) показал, что с учетом психолого-педагогических и методических требований педагогический дизайн может оказывать самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала и ряд других важных показателей, обеспечивая рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс, интерактивность в обучении, поощряя обучающихся к самостоятельному принятию решений и коммуникативному взаимодействию с преподавателем и другими обучающимися в информационно-образовательной среде.

На основе рассмотренных психолого-педагогических и методических требований к электронным ресурсам, мы выделили дидактический и технологический механизмы педагогического дизайна. Использование этих механизмов позволяет создавать электронные образовательные ресурсы в информационно-образова­тельной среде и, в целом, конструировать учебный процесс. Дидактический «механизм» ориентирует на выполнение функциональных, эстетических, контролирующих требований и их согласование с педагогическими условиями организации учебно-познавательной деятельности. Технологический «механизм» направлен на воспроизводимость результатов проектирования средствами информационных технологий и включает в себя технические и программные требования, требования учебно-методического обеспечения и оценочные требования.

Таким образом, в нашем исследовании мы определили педагогический дизайн как целостный процесс разработки электронных учебных и методических материалов на основе психолого-педагогических, технологических, эргономических и методических требований в информационно-образовательной среде, включающий анализ, проектирование, разработку, применение и оценку эффективности разработок. Основной целью педагогического дизайна является создание различных типов образовательных ресурсов, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся с учетом максимального повышения эффективности и комфортности обучения.

Для того чтобы подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности была успешной, необходимо правильное определение критериев эффективности и оценки уровня их сформированности. На основании анализа психолого-педагогической литературы и, исходя из нашего понимания педагогического дизайна, включающего компоненты творческого процесса создания учебных материалов, мы сформулировали следующие критерии эффективности овладения основами педагогического дизайна:

1) информационно-технологическая грамотность, предполагающая наличие у студентов: знаний об информационных технологиях и организационных формах обучения; умений собирать, оценивать и использовать информацию, организовывать самостоятельную работу в интегрированной информационной среде и обращаться со средствами новых информационных технологий; основных навыков работы с информацией;

2) сформированность обобщенных способов действий в обучении будущих учителей педагогическому дизайну, предполагающая выявление уровней знаний, умений и навыков с учетом соответствующих профессиональных требований;

3) проявление креативности, состоящей в развитой любознательности, воображении, творческом отношении к профессиональной деятельности, творческом мышлении и готовность к коммуникативному взаимодействию.

Каждый из критериев проявляется в нескольких показателях, количественное отражение которых, позволяет определить успех работы и научную обоснованность выводов.

Таким образом нами была подготовлена теоретическая основа для опытно-экспериментальной работы.

Во второй главе «