Руководства, Инструкции, Бланки

образец российского водительского удостоверения img-1

образец российского водительского удостоверения

Рейтинг: 4.4/5.0 (1857 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Водительское удостоверение (права): категории, порядок получения и лишения

Порядок получения водительского удостоверения

В соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения водители к управлению транспортным средством допускаются при наличии водительского удостоверения (прав) соответствующей категории и подкатегории.

Виды водительских прав, основания их выдачи, замены регламентируются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Образец российских национальных водительских прав смотрите на фото ниже.

Новые категории водительских прав

В законодательство внесены изменения и с 2015 года на территории Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств:

  • категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы;
  • категория "A" - мотоциклы;
  • подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
  • категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
  • категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
  • подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы;
  • категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
  • категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
  • подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • категория "Tm" - трамваи;
  • категория "Tb" - троллейбусы;

Водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "A", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "A1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "C" - подкатегории "C1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "CE" - подкатегории "C1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".

Со скольки лет выдаются водительские права

Российским законодательством для каждой категории транспортного средства устанавливается возраст, по достижении которого можно получить права и самостоятельно ездить.

Так, ездить на маломощном мотоцикле, мопеде и квадроцикле можно с 16 лет (права категории "М", «А1»).

Ездить на мотоцикле, грузовом и легковом автомобиле разрешается при достижении возраста 18 лет (права категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1"). При этом сдать экзамен на получение прав категории "B", "C" для управления автомобилем можно с 17 лет.

Управлять автобусом, трамваем, троллейбусом разрешено с 21 года (права категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1").

Для получения возможности управлять автомобилем с прицепом установлены минимальные требования к водительскому стаже. Так, чтобы получить права категорий "BE", "CE", "DE" необходимо иметь стаж соответственно по категориям "B", "C", "D" не менее двенадцати месяцев;

Для военнослужащих имеются исключения из общих правил возрастного ограничения для получения прав.

Так, военнослужащие после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1" по достижении девятнадцатилетнего возраста. До достижения указанными лицами возраста 21 года они могут управлять автобусами, принадлежащими только Вооруженным Силам РФ, после наступления двадцатиоднолетнего возраста ограничения на управления автобусами снимается.

Порядок получения водительских прав

Водительское удостоверение выдается после прохождения обучения в автошколе и успешной сдачи соответствующих экзаменов в органах ГИБДД.

В связи с введением новой возможности получения водительских прав, разрешающих управление автомобилем, оборудованным исключительно автоматической коробкой передач, в регламент приема экзамена также внесены изменения и теперь экзамен можно сдавать либо на автомобиле с механической коробкой либо с автоматической по выбору водителя.

При этом лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии, а водителям, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление автомобилями оборудованными только автоматической трансмиссией.

О порядке проведения экзамена на получение водительских прав – читайте в статье «Проведение экзамена»

Водитель в России может по своему выбору получить российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Документы для получения водительских прав

Для получения прав кандидатом в водители представляются следующие документы:

  1. заявление;
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. медицинская справка;
  4. документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения по программам обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Срок действия водительских прав

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Езда на машине с просроченными водительскими правами приравнивается к езде без прав и влечет наказание в виде крупного штрафа (см. статью по ссылке).

Действие водительских прав прекращается в следующих случаях:

  1. истек срок действия водительского удостоверения;
  2. изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
  3. водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;
  4. водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;
  5. поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;
  6. выдано новое водительское удостоверение;
  7. подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
  8. лишение права на управление транспортными средствами .

Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Иностранцы допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи по теме:

Другие статьи

В России появятся водительские удостоверения нового образца

В России появятся водительские удостоверения нового образца

В России должны появиться водительские удостоверения нового образца, причем на этот раз с пятью новыми категориями. Об этом чиновники говорят уже два года. Масштабную реформу сначала назначили на 2007 год, затем — на январь 2008 года, потом перенесли на минувшую осень. И пока все остается как было. Передумали?

Нет, не передумали. И передумать уже не получится: ввести новые водительские удостоверения от России требует Венская конвенция о дорожном движении 1968 года, а точнее — поправки к этому документу, принятые транспортным комитетом ООН в 2004 году. И как страна — участница Конвенции Россия должна ввести новые водительские удостоверения не позднее 28 марта 2011 года. Проигнорировать это, как долгие годы происходило с нормами содержания алкоголя в крови водителей, нельзя: иначе никто из нас не сможет сесть за руль за границей даже с так называемыми международными правами.

Каким будет грядущее водительское удостоверение? По форме — ничего нового. Конвенция рекомендует, чтобы, как и сейчас, удостоверение было в виде розовой пластиковой карточки размером с кредитку. Понятно, что останутся и фотография, и подпись владельца. А вот надписи на карточке станут другими. Во-первых, названия граф (дата выдачи, место рождения и т.д.) заменят цифрами. Во-вторых, все без исключения записи (а не только имя, фамилия и место рождения) будут продублированы латиницей. В-третьих, расположение надписей теперь четко регламентировано. Попутно это позволит и нашим гаишникам разобраться в том, что написано в водительских удостоверениях иностранцев. Подробнее о бланках водительских удостоверений — в таблице.

А теперь — главное. Конвенция разрешает (именно разрешает, а не требует!) создать в рамках действующих категорий прав (A, B, C, D, BE, CE и DE) подкатегории А1, B1, С1, D1, C1E и D1E (см. таблицу). «В рамках» означает то, что если сейчас у водителя открыта, например, категория С (грузовые автомобили), то при замене старого водительского удостоверения на новое он без дополнительных экзаменов получит и подкатегорию С1 (грузовики массой от 3,5 т до 7,5 т).

Подкатегории ввели в Евросоюзе два года назад — и совсем не для того, чтобы осложнить жизнь водителям. Наоборот! Зачем учиться вождению «большого» грузовика, если ты планируешь ездить максимум на «пятитоннике»? А права на него благодаря существованию на территории ЕС категории С1 можно получить не в 21 год (это возрастной ценз для категории С), а уже в 18 лет. К тому же обучение пройдет быстрее и будет стоить дешевле.

Помимо заимствованных у Европы подкатегорий Конвенция разрешает каждой стране вводить свои, «национальные» категории водительских удостоверений: на право управления тракторами, троллейбусами, трамваями — чем угодно. В Великобритании, например, есть категория G, обладатели которой могут с 21 года управлять асфальтоукладчиками.

В России категории G не будет. От категории B1 (квадроциклы и микролитражки) у нас тоже отказались, а вот подкатегории A1, С1, С1Е, D1 и D1E появятся. Четыре последние, на наш взгляд, в «разборе» не нуждаются — их суть четко определена Конвенцией. А вот права категории А1 понадобятся не только мотоциклистам, как сказано в таблице, но и владельцам мопедов. Пока в нашей стране «скутеры» (двух- или трехколесные транспортные средства с моторами объемом менее 50 см3 и скоростью не выше 50 км/ч) приравниваются к велосипедам с подвесным двигателем и ездить на них можно без прав. Однако в Конвенции сделана важная оговорка: при отсутствии у мопеда педального привода его позволено отнести к мотоциклам. Так наши законодатели, скорее всего, и поступят.

Любопытно, что европейцы пошли другим путем. Для мопедов они ввели специальную категорию М (в некоторых странах — AM), которую автоматически открывают всем, у кого есть хоть какие-то права. А тем, у кого водительского удостоверения нет, для получения категории М достаточно прослушать небольшой теоретический курс и сдать тест на знание Правил. У нас категорию А1 получат «в подарок» лишь мотоциклисты, то есть обладатели нынешней категории А. Всем остальным, если не хочется ставить мопед на прикол, придется сдавать экзамены (и «теорию», и «практику»).

А как быть хозяевам квадроциклов? Создавать специально для них категорию B1 в России отказались. Значит, как и сейчас, эти транспортные средства будут делиться на два типа, причем «технического» водораздела здесь нет, и все будет зависеть от… таможни! На некоторые «квадрики» (говорят, «по настойчивой просьбе» владельцев) она выписывает ПТС, приравнивая их к мотоциклам, а остальные относит к тракторам. В последнем случае документы на управление (права тракториста-машиниста) придется получать не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

До появления новых категорий водительских удостоверений властям придется утвердить для каждой из них возрастной ценз (от 16 лет до 21 года), разработать методички по приему экзаменов и, что самое важное, создать новые программы для автошкол. Пока в этом направлении не сделано почти ничего. Мало того, не готов даже образец новых прав! Загвоздка, видимо, в том, что за процесс подготовки водителей, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений в России отвечают три ведомства: Министерство образования и науки, Минтранс и МВД в лице ГИБДД. Пока идет лишь перетягивание каната. Например, ГИБДД хочет отобрать у своих «конкурентов» лицензирование автошкол.

Зато, как и прежде, государственные мужи не устают говорить о том, «что надо бы сделать». Так, по итогам недавней конференции Автошкола-2008 они постановили, что следует уделять внимание «формированию у кандидатов в водители позитивных морально-этических норм и стереотипов поведения на дороге». Там же решили, что для приема экзаменов хорошо бы использовать автоматизированные автодромы, а при изменениях ПДД проводить периодический контроль знаний среди водителей, давно получивших права.

Но это лишь слова. Реальное достижение тройки Минтранс—Минобр—ГИБДД пока одно: разработана «переходная» программа подготовки водителей в автошколах на 2009—2010 годы. Про подкатегории в этом документе — ни слова, а единственное новшество сводится к тому, что часы, которые раньше отводились на изучение устройства автомобиля, теперь отданы практическим занятиям по вождению.

Подытожим. Те, у кого уже есть права, могут и ездить, и спать спокойно: новые водительские удостоверения если и начнут выдавать, то не раньше 1 января 2011 года. Мало того, массовой замены старых прав на новые не будет: нынешние водительские удостоверения останутся действительными, пока не истечет указанный на них «срок годности». Но только на российских дорогах. А вот чтобы беспрепятственно ездить за границей, придется в обозримом будущем побывать в ГАИ.

Категории прав, рекомендованные Венской конвенцией. Таблица c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Страны, присоединившиеся к Венской конвенции 1968 года (после 2011 года в этих странах можно будет ездить с национальными правами нового образца):

Австрия, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Герцеговина, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию 1949 года (в этих странах и сейчас, и в будущем можно ездить только с международным водительским удостоверением):

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Вождение за границей

Права размером с кредитную карту появились у нас в конце 90-х годов. Вопреки разговорам об их «международности» требованиям Венской конвенции они не соответствуют и, строго говоря, действуют только на территории РФ. Чтобы «дотянуть» до международных стандартов, им не хватает лишь нумерации граф (имя, фамилия и так далее). Несмотря на то что за рубежом ни компании по прокату автомобилей, ни полицейские к российскому «пластику» обычно не придираются, все же лучше оформить и взять с собой международные права: известны случаи, когда из-за их отсутствия у наших соотечественников были проблемы.

Международное водительское удостоверение 1962 года, выданное в Великобритании. С тех пор внешний вид документа не изменился — это книжечка формата A6 с обложкой серого цвета.

Международное водительское удостоверение (МВУ) — это по сути заверенный перевод национального водительского удостоверения на несколько языков. Причем без национального удостоверения международные права недействительны. Единственная организация, которая в России уполномочена выдавать МВУ, — это ГИБДД (пластиковые карточки с надписью International Driving Licence, которые выписывают различные автомобильные ассоциации, — не более чем сувенирная продукция).

Те международные права, что выдаются сейчас в России (срок действия этого документа — три года, а получить его можно без экзаменов), страны — члены Венской конвенции обязаны признавать лишь до 28 марта 2011 года. Затем для поездок в эти государства придется получить либо МВУ нового образца (оно будет действовать даже в паре со «старыми» российскими правами), либо новое национальное водительское удостоверение (за рубежом его признают и без дополнительных международных прав).

На Украине водительские удостоверения нового образца стали выдавать в конце 2004 года — еще до того, как поправки к Венской конвенции вступили в силу. Российские водительские удостоверения, которые появятся к 2011 году, будут выглядеть практически так же. Обратите внимание, что срок действия категорий может отличаться. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

На Украине водительские удостоверения нового образца стали выдавать в конце 2004 года — еще до того, как поправки к Венской конвенции вступили в силу. Российские водительские удостоверения, которые появятся к 2011 году, будут выглядеть практически так же. Обратите внимание, что срок действия категорий может отличаться. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

С марта 2011 года на внутренних страницах международных удостоверений стран — участниц Венской конвенции должны появиться подкатегории А1, В1, D1, C1E и D1E. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Кроме того, надо иметь в виду, что есть несколько десятков стран, не присоединившихся к Венской конвенции, но ратифицировавших Женевскую конвенцию 1949 года. Например, США и Австралия. В этих государствах россияне и до 2011 года, и после смогут садиться за руль лишь с международным водительским удостоверением. Наконец, перед поездкой в страну, не ратифицировавшую ни ту ни другую конвенцию, обратитесь в ее посольство или консульство, чтобы узнать, с какими документами там можно сесть за руль. Скорее всего, вам придется сдавать экзамен и получать местные права.

Кстати, за нарушения Правил дорожного движения можно лишиться прав и за рубежом. Причем если страна пребывания — государство, ратифицировавшее Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения (это соглашение, заключенное в рамках СНГ: кроме России его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан), то лишение будет действовать и на территории РФ. Во всех остальных случаях водительское удостоверение должны вернуть при выезде из страны с отметкой о сроке лишения в данном государстве.

Отправляясь за границу надолго, надо помнить, что срок действия российских прав там ограничен. Каждая страна определяет его самостоятельно, и, как правило, этот срок составляет от нескольких месяцев до года с момента въезда. После — придется получать местные права. В некоторых странах, например во Франции, их просто выдадут взамен российских. В других государствах, например в США, придется сдавать «теорию», а в Германии или в Китае нужно экзаменоваться по полной программе, включая демонстрацию навыков вождения.

Первое в мире водительское удостоверение получил изобретатель автомобиля Карл Бенц. Эта бумага, выданная 1 августа 1888 года администрацией Мангейма, помогала ему защищаться от горожан, возмущенных тем, что его трехколесный Motorwagen шумит, дымит, плохо пахнет и пугает лошадей. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

В России водительские удостоверения начали выдавать в 1900 году в Санкт-Петербурге — после того как вышло постановление питерского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле». Вслед за Питером такие указы появились в Москве и других крупных городах. Интересно, что и Правила дорожного движения, и образцы документов в каждом городе были свои.

Московские права 1921 года, выданные еще на дореволюционном бланке комиссией по испытанию автоматических экипажей и шоферов. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

С тридцатых по семидесятые годы в СССР выдавали права трех типов: удостоверение водителя автомобиля, удостоверение водителя мотоцикла и удостоверение шофера-любителя, которое не давало права работы по найму.Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

В 2000 году правительство РФ признало недействительными все водительские удостоверения, со дня выдачи которых прошло более 10 лет. Так что все советские и дореволюционные права сейчас вне закона.Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Лишь после 1936 года, когда выдачу водительских удостоверений поручили Госавтоинспекции, права стали одинаковыми на всей территории СССР. А вот единые Правила дорожного движения появились гораздо позже, в 1961 году, после того как Советский союз ратифицировал Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года. Благодаря ей в СССР начали выдавать и международные водительские удостоверения — с пятью категориями транспортных средств (A, B, C, D и E).

Национальные водительские удостоверения привели в соответствие с международными стандартами только в семидесятые годы, после присоединения СССР к Венской конвенции 1968 года.

Бумажные российские права почти не отличаются от советских образца семидесятых годов. Имя и фамилия водителя продублированы латиницей, в шапке документа появилась аббревиатура RUS, к тому же права теперь не бессрочны, а выдаются на 10 лет. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Водителям-профессионалам, работавшим без нарушений, в некоторых областях СССР выдавали «талоны чести». Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Нынешние права можно не менять, пока не истечет срок их действия. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

В 1993 году в Конвенции изменились требования к национальным водительским удостоверениям, однако российские власти их проигнорировали. Пластиковые права, которые начали выдавать в 1998 году, ничем, кроме размера, не отличались от бумажных, зато за их изготовление нынче берут 350 рублей. С учетом того, что в России около 30 миллионов водителей, массовая замена прав — это отличный бизнес для тех, кто причастен к изготовлению бланков. Так что впереди еще не одна реформа! Это выгодно.

В России появятся водительские удостоверения нового образца

В России должны появиться водительские удостоверения нового образца, причем на этот раз с пятью новыми категориями. Об этом чиновники говорят уже два года. Масштабную реформу сначала назначили на 2007 год, затем — на январь 2008 года, потом перенесли на минувшую осень. И пока все остается как было. Передумали?

Нет, не передумали. И передумать уже не получится: ввести новые водительские удостоверения от России требует Венская конвенция о дорожном движении 1968 года, а точнее — поправки к этому документу, принятые транспортным комитетом ООН в 2004 году. И как страна — участница Конвенции Россия должна ввести новые водительские удостоверения не позднее 28 марта 2011 года. Проигнорировать это, как долгие годы происходило с нормами содержания алкоголя в крови водителей, нельзя: иначе никто из нас не сможет сесть за руль за границей даже с так называемыми международными правами.

Каким будет грядущее водительское удостоверение? По форме — ничего нового. Конвенция рекомендует, чтобы, как и сейчас, удостоверение было в виде розовой пластиковой карточки размером с кредитку. Понятно, что останутся и фотография, и подпись владельца. А вот надписи на карточке станут другими. Во-первых, названия граф (дата выдачи, место рождения и т.д.) заменят цифрами. Во-вторых, все без исключения записи (а не только имя, фамилия и место рождения) будут продублированы латиницей. В-третьих, расположение надписей теперь четко регламентировано. Попутно это позволит и нашим гаишникам разобраться в том, что написано в водительских удостоверениях иностранцев. Подробнее о бланках водительских удостоверений — в таблице.

А теперь — главное. Конвенция разрешает (именно разрешает, а не требует!) создать в рамках действующих категорий прав (A, B, C, D, BE, CE и DE) подкатегории А1, B1, С1, D1, C1E и D1E (см. таблицу). «В рамках» означает то, что если сейчас у водителя открыта, например, категория С (грузовые автомобили), то при замене старого водительского удостоверения на новое он без дополнительных экзаменов получит и подкатегорию С1 (грузовики массой от 3,5 т до 7,5 т).

Подкатегории ввели в Евросоюзе два года назад — и совсем не для того, чтобы осложнить жизнь водителям. Наоборот! Зачем учиться вождению «большого» грузовика, если ты планируешь ездить максимум на «пятитоннике»? А права на него благодаря существованию на территории ЕС категории С1 можно получить не в 21 год (это возрастной ценз для категории С), а уже в 18 лет. К тому же обучение пройдет быстрее и будет стоить дешевле.

Помимо заимствованных у Европы подкатегорий Конвенция разрешает каждой стране вводить свои, «национальные» категории водительских удостоверений: на право управления тракторами, троллейбусами, трамваями — чем угодно. В Великобритании, например, есть категория G, обладатели которой могут с 21 года управлять асфальтоукладчиками.

В России категории G не будет. От категории B1 (квадроциклы и микролитражки) у нас тоже отказались, а вот подкатегории A1, С1, С1Е, D1 и D1E появятся. Четыре последние, на наш взгляд, в «разборе» не нуждаются — их суть четко определена Конвенцией. А вот права категории А1 понадобятся не только мотоциклистам, как сказано в таблице, но и владельцам мопедов. Пока в нашей стране «скутеры» (двух- или трехколесные транспортные средства с моторами объемом менее 50 см3 и скоростью не выше 50 км/ч) приравниваются к велосипедам с подвесным двигателем и ездить на них можно без прав. Однако в Конвенции сделана важная оговорка: при отсутствии у мопеда педального привода его позволено отнести к мотоциклам. Так наши законодатели, скорее всего, и поступят.

Любопытно, что европейцы пошли другим путем. Для мопедов они ввели специальную категорию М (в некоторых странах — AM), которую автоматически открывают всем, у кого есть хоть какие-то права. А тем, у кого водительского удостоверения нет, для получения категории М достаточно прослушать небольшой теоретический курс и сдать тест на знание Правил. У нас категорию А1 получат «в подарок» лишь мотоциклисты, то есть обладатели нынешней категории А. Всем остальным, если не хочется ставить мопед на прикол, придется сдавать экзамены (и «теорию», и «практику»).

А как быть хозяевам квадроциклов? Создавать специально для них категорию B1 в России отказались. Значит, как и сейчас, эти транспортные средства будут делиться на два типа, причем «технического» водораздела здесь нет, и все будет зависеть от… таможни! На некоторые «квадрики» (говорят, «по настойчивой просьбе» владельцев) она выписывает ПТС, приравнивая их к мотоциклам, а остальные относит к тракторам. В последнем случае документы на управление (права тракториста-машиниста) придется получать не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

До появления новых категорий водительских удостоверений властям придется утвердить для каждой из них возрастной ценз (от 16 лет до 21 года), разработать методички по приему экзаменов и, что самое важное, создать новые программы для автошкол. Пока в этом направлении не сделано почти ничего. Мало того, не готов даже образец новых прав! Загвоздка, видимо, в том, что за процесс подготовки водителей, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений в России отвечают три ведомства: Министерство образования и науки, Минтранс и МВД в лице ГИБДД. Пока идет лишь перетягивание каната. Например, ГИБДД хочет отобрать у своих «конкурентов» лицензирование автошкол.

Зато, как и прежде, государственные мужи не устают говорить о том, «что надо бы сделать». Так, по итогам недавней конференции Автошкола-2008 они постановили, что следует уделять внимание «формированию у кандидатов в водители позитивных морально-этических норм и стереотипов поведения на дороге». Там же решили, что для приема экзаменов хорошо бы использовать автоматизированные автодромы, а при изменениях ПДД проводить периодический контроль знаний среди водителей, давно получивших права.

Но это лишь слова. Реальное достижение тройки Минтранс—Минобр—ГИБДД пока одно: разработана «переходная» программа подготовки водителей в автошколах на 2009—2010 годы. Про подкатегории в этом документе — ни слова, а единственное новшество сводится к тому, что часы, которые раньше отводились на изучение устройства автомобиля, теперь отданы практическим занятиям по вождению.

Подытожим. Те, у кого уже есть права, могут и ездить, и спать спокойно: новые водительские удостоверения если и начнут выдавать, то не раньше 1 января 2011 года. Мало того, массовой замены старых прав на новые не будет: нынешние водительские удостоверения останутся действительными, пока не истечет указанный на них «срок годности». Но только на российских дорогах. А вот чтобы беспрепятственно ездить за границей, придется в обозримом будущем побывать в ГАИ.

Категории прав, рекомендованные Венской конвенцией. Таблица c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Страны, присоединившиеся к Венской конвенции 1968 года (после 2011 года в этих странах можно будет ездить с национальными правами нового образца):

Австрия, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Герцеговина, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию 1949 года (в этих странах и сейчас, и в будущем можно ездить только с международным водительским удостоверением):

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Вождение за границей

Права размером с кредитную карту появились у нас в конце 90-х годов. Вопреки разговорам об их «международности» требованиям Венской конвенции они не соответствуют и, строго говоря, действуют только на территории РФ. Чтобы «дотянуть» до международных стандартов, им не хватает лишь нумерации граф (имя, фамилия и так далее). Несмотря на то что за рубежом ни компании по прокату автомобилей, ни полицейские к российскому «пластику» обычно не придираются, все же лучше оформить и взять с собой международные права: известны случаи, когда из-за их отсутствия у наших соотечественников были проблемы.

Международное водительское удостоверение 1962 года, выданное в Великобритании. С тех пор внешний вид документа не изменился — это книжечка формата A6 с обложкой серого цвета.

Международное водительское удостоверение (МВУ) — это по сути заверенный перевод национального водительского удостоверения на несколько языков. Причем без национального удостоверения международные права недействительны. Единственная организация, которая в России уполномочена выдавать МВУ, — это ГИБДД (пластиковые карточки с надписью International Driving Licence, которые выписывают различные автомобильные ассоциации, — не более чем сувенирная продукция).

Те международные права, что выдаются сейчас в России (срок действия этого документа — три года, а получить его можно без экзаменов), страны — члены Венской конвенции обязаны признавать лишь до 28 марта 2011 года. Затем для поездок в эти государства придется получить либо МВУ нового образца (оно будет действовать даже в паре со «старыми» российскими правами), либо новое национальное водительское удостоверение (за рубежом его признают и без дополнительных международных прав).

На Украине водительские удостоверения нового образца стали выдавать в конце 2004 года — еще до того, как поправки к Венской конвенции вступили в силу. Российские водительские удостоверения, которые появятся к 2011 году, будут выглядеть практически так же. Обратите внимание, что срок действия категорий может отличаться. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

На Украине водительские удостоверения нового образца стали выдавать в конце 2004 года — еще до того, как поправки к Венской конвенции вступили в силу. Российские водительские удостоверения, которые появятся к 2011 году, будут выглядеть практически так же. Обратите внимание, что срок действия категорий может отличаться. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

С марта 2011 года на внутренних страницах международных удостоверений стран — участниц Венской конвенции должны появиться подкатегории А1, В1, D1, C1E и D1E. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Кроме того, надо иметь в виду, что есть несколько десятков стран, не присоединившихся к Венской конвенции, но ратифицировавших Женевскую конвенцию 1949 года. Например, США и Австралия. В этих государствах россияне и до 2011 года, и после смогут садиться за руль лишь с международным водительским удостоверением. Наконец, перед поездкой в страну, не ратифицировавшую ни ту ни другую конвенцию, обратитесь в ее посольство или консульство, чтобы узнать, с какими документами там можно сесть за руль. Скорее всего, вам придется сдавать экзамен и получать местные права.

Кстати, за нарушения Правил дорожного движения можно лишиться прав и за рубежом. Причем если страна пребывания — государство, ратифицировавшее Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения (это соглашение, заключенное в рамках СНГ: кроме России его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан), то лишение будет действовать и на территории РФ. Во всех остальных случаях водительское удостоверение должны вернуть при выезде из страны с отметкой о сроке лишения в данном государстве.

Отправляясь за границу надолго, надо помнить, что срок действия российских прав там ограничен. Каждая страна определяет его самостоятельно, и, как правило, этот срок составляет от нескольких месяцев до года с момента въезда. После — придется получать местные права. В некоторых странах, например во Франции, их просто выдадут взамен российских. В других государствах, например в США, придется сдавать «теорию», а в Германии или в Китае нужно экзаменоваться по полной программе, включая демонстрацию навыков вождения.

Первое в мире водительское удостоверение получил изобретатель автомобиля Карл Бенц. Эта бумага, выданная 1 августа 1888 года администрацией Мангейма, помогала ему защищаться от горожан, возмущенных тем, что его трехколесный Motorwagen шумит, дымит, плохо пахнет и пугает лошадей. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

В России водительские удостоверения начали выдавать в 1900 году в Санкт-Петербурге — после того как вышло постановление питерского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле». Вслед за Питером такие указы появились в Москве и других крупных городах. Интересно, что и Правила дорожного движения, и образцы документов в каждом городе были свои.

Московские права 1921 года, выданные еще на дореволюционном бланке комиссией по испытанию автоматических экипажей и шоферов. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

С тридцатых по семидесятые годы в СССР выдавали права трех типов: удостоверение водителя автомобиля, удостоверение водителя мотоцикла и удостоверение шофера-любителя, которое не давало права работы по найму.Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru


В 2000 году правительство РФ признало недействительными все водительские удостоверения, со дня выдачи которых прошло более 10 лет. Так что все советские и дореволюционные права сейчас вне закона.Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Лишь после 1936 года, когда выдачу водительских удостоверений поручили Госавтоинспекции, права стали одинаковыми на всей территории СССР. А вот единые Правила дорожного движения появились гораздо позже, в 1961 году, после того как Советский союз ратифицировал Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года. Благодаря ей в СССР начали выдавать и международные водительские удостоверения — с пятью категориями транспортных средств (A, B, C, D и E).

Национальные водительские удостоверения привели в соответствие с международными стандартами только в семидесятые годы, после присоединения СССР к Венской конвенции 1968 года.

Бумажные российские права почти не отличаются от советских образца семидесятых годов. Имя и фамилия водителя продублированы латиницей, в шапке документа появилась аббревиатура RUS, к тому же права теперь не бессрочны, а выдаются на 10 лет. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Водителям-профессионалам, работавшим без нарушений, в некоторых областях СССР выдавали «талоны чести». Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

Нынешние права можно не менять, пока не истечет срок их действия. Фото c сайта газеты Авторевю autoreview.ru

В 1993 году в Конвенции изменились требования к национальным водительским удостоверениям, однако российские власти их проигнорировали. Пластиковые права, которые начали выдавать в 1998 году, ничем, кроме размера, не отличались от бумажных, зато за их изготовление нынче берут 350 рублей. С учетом того, что в России около 30 миллионов водителей, массовая замена прав — это отличный бизнес для тех, кто причастен к изготовлению бланков. Так что впереди еще не одна реформа! Это выгодно.