Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по вещественным доказательствам следственный комитет img-1

инструкция по вещественным доказательствам следственный комитет

Рейтинг: 4.0/5.0 (1860 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ Следственного комитета РФ от № 142

Приказ Следственного комитета РФ от 30.09.2011 № 142 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации"

Приказ Следственного комитета РФ от 30.09.2011 № 142

"Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:

публикаций не найдено

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 сентября 2011 г. № 142

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ, УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЦЕННОСТЕЙ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях совершенствования в Следственном комитете Российской Федерации (СК России) порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России в пределах установленной компетенции, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее - следственные органы СК России):

1) обеспечить соблюдение Инструкции подчиненными сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими СК России;

2) оборудовать в каждом следственном органе СК России камеру хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями Инструкции;

3) обеспечить обязательное участие соответствующих специалистов в процессуальных действиях по изъятию объектов, если есть основания считать, что они представляют собой опасность (взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и т.д.);

4) осуществлять контроль за своевременной передачей на ответственное хранение или для реализации вещественных доказательств, хранение которых до окончания расследования при уголовном деле затруднительно, поступлением денежных средств от их реализации, а также за уничтожением скоропортящихся товаров и продукции, пришедшей в негодность, либо передачей для технологической переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни или здоровья людей или для окружающей среды;

5) назначать своим приказом либо распоряжением из числа сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, должностные обязанности которых не предусматривают выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также обеспечения процессуального контроля, должностное лицо, ответственное за учет и хранение предметов, переданных в камеру хранения вещественных доказательств;

6) обеспечить регулярное, не реже одного раза в квартал, проведение проверок наличия, состояния и условий хранения вещественных доказательств и иного имущества, находящегося в камере хранения вещественных доказательств, правильность ведения книги учета вещественных доказательств, своевременность и правильность исполнения решений следователей и суда в отношении вещественных доказательств.

3. Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 № 34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/441/Б, утвержденную Генеральной прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством юстиции СССР, Верховным Судом СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, применять в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, Положению о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 620, Положению о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 № 883, и настоящей Инструкции.

4. Считать утратившими силу указание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 24.12.2007 № 45 "О порядке применения в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации Временной инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации".

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

от 30.09.2011 № 142

О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ, УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЦЕННОСТЕЙ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Инструкция) регламентирует деятельность должностных лиц подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (СК России), главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее - следственные органы СК России), связанную с изъятием, учетом, хранением и передачей вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, полученных в ходе досудебного производства.

2. Вещественными доказательствами в соответствии с требованиями части 1 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) признаются любые предметы: которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; на которые были направлены преступные действия; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления; иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Указанные предметы и документы осматриваются с составлением протокола осмотра, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление.

3. Предметы и документы до их признания вещественными доказательствами, а также запрещенные к обращению или те, на которые наложен арест, учитываются и хранятся в порядке, установленном для учета и хранения вещественных доказательств.

4. Предметы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.

5. Изъятие предметов и документов при производстве следственных действий или их представление участниками уголовного процесса должно быть надлежащим образом процессуально оформлено.

Предметы и документы, за исключением документов (в том числе личных), которые будут храниться непосредственно в деле, должны быть упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя, понятых и других участников следственного действия.

6. Упаковка должна обеспечивать невозможность подмены или изменения содержимого без нарушения ее целостности и сохранность изъятого от повреждения, порчи, ухудшения или утраты свойств, в силу которых оно имеет значение вещественного доказательства. На упаковке должна быть пояснительная надпись с перечнем ее содержимого и указанием вида, даты и места следственного действия, номера уголовного дела и (или) его краткой фабулы, полного наименования должности лица, производившего следственное действие.

7. Запрещается упаковывать и помещать на хранение влажные предметы и предметы с невысохшими следами биологического характера (кровь и др.). Для предотвращения их порчи и обеспечения возможности дальнейшего исследования предметы перед упаковкой и сдачей на хранение должны быть высушены при комнатной температуре вдали от отопительных приборов в месте, затененном от прямых солнечных лучей. Просушивание таких предметов проводится в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц. Помещения и шкафы, в которых осуществляется просушивание, запираются, опечатываются и удостоверяются подписями следователя и других участников следственного действия.

8. Для работы с предметами, обращение с которыми требует определенных навыков, привлекаются соответствующие специалисты.

Привлечение специалиста обязательно, если имеется подозрение, что предметы представляют собой опасность (взрывчатые вещества, яды, радиоактивные материалы и т.д.). Производство каких-либо действий с такими объектами в отсутствие специалиста категорически запрещается.

9. Объекты биологического происхождения, в том числе подлежащие микроскопическому или химическому исследованию, подвергающиеся быстрой порче, должны быть упакованы в герметически закупоренные емкости. Упаковка таких объектов (в том числе требующих дальнейшего исследования частей трупов) производится соответствующими специалистами.

Если для обеспечения сохранности биологических объектов требуются специальные условия, их хранение осуществляется в судебно-медицинском учреждении.

10. Предметы, ценности, документы и иное имущество после их изъятия могут храниться в следственном органе СК России или в особых случаях в иных местах, установленных настоящей Инструкцией. Если для хранения биологических объектов требуются специальные условия, оно осуществляется в специализированном учреждении.

11. Вещественные доказательства, предметы, ценности и документы, подлежащие возврату их владельцам, хранятся до вступления приговора (постановления, определения) суда в законную силу, а в случае приостановления или прекращения уголовного дела на стадии досудебного производства - до момента истечения нормативных сроков хранения дела. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

Если в течение указанного срока ходатайство о возврате такого имущества не поступило либо от собственника поступило сообщение об отказе от имущества, оно оценивается и с согласия владельца либо по решению суда передается для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, указанный в абзаце первом пункта 11 Инструкции, и в дальнейшем обращаются в установленном порядке в доход государства за вычетом затрат на реализацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, по нормам и согласно перечню, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

II. Хранение вещественных доказательств, ценностей и иного

имущества в следственном органе СК России

12. Изъятые у лиц, заключенных под стражу, документы, удостоверяющие их личность, в том числе паспорт, удостоверение личности военнослужащих (военный билет), паспорт моряка (удостоверение личности моряка), приобщаются к личному делу подозреваемого, обвиняемого .

Другие статьи

Следственный комитет российской федерации

Следственный комитет российской федерации

от 30 сентября 2011 г. N 142

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ, УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЦЕННОСТЕЙ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях совершенствования в Следственном комитете Российской Федерации (СК России) порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России в пределах установленной компетенции, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее - следственные органы СК России):

1) обеспечить соблюдение Инструкции подчиненными сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими СК России;

2) оборудовать в каждом следственном органе СК России камеру хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями Инструкции;

3) обеспечить обязательное участие соответствующих специалистов в процессуальных действиях по изъятию объектов, если есть основания считать, что они представляют собой опасность (взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и т.д.);

4) осуществлять контроль за своевременной передачей на ответственное хранение или для реализации вещественных доказательств, хранение которых до окончания расследования при уголовном деле затруднительно, поступлением денежных средств от их реализации, а также за уничтожением скоропортящихся товаров и продукции, пришедшей в негодность, либо передачей для технологической переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни или здоровья людей или для окружающей среды;

5) назначать своим приказом либо распоряжением из числа сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, должностные обязанности которых не предусматривают выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также обеспечения процессуального контроля, должностное лицо, ответственное за учет и хранение предметов, переданных в камеру хранения вещественных доказательств;

6) обеспечить регулярное, не реже одного раза в квартал, проведение проверок наличия, состояния и условий хранения вещественных доказательств и иного имущества, находящегося в камере хранения вещественных доказательств, правильность ведения книги учета вещественных доказательств, своевременность и правильность исполнения решений следователей и суда в отношении вещественных доказательств.

3. Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 N 34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/441/Б, утвержденную Генеральной прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством юстиции СССР, Верховным Судом СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, применять в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, Положению о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 620, Положению о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 883, и настоящей Инструкции.

4. Считать утратившими силу указание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 24.12.2007 N 45 "О порядке применения в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации Временной инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации".

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Каков порядок и сроки возвращения изъятых в ходе производства следствия предметов, основания, по которым указанные предметы хранятся при уголовном дел

Каков порядок и сроки возвращения изъятых в ходе производства следствия предметов, основания, по которым указанные предметы хранятся при уголовном деле?

В настоящее время увеличилось количество обращений граждан, поступающих в прокуратуру по вопросам возвращения владельцам предметов, изъятых в ходе проведения первоначальных следственных действий на стадии доследственной проверки, а также изъятых в ходе производства предварительного следствия.

Согласно ст. 82 УПК РФ, вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

Указанной статьей регламентируется порядок хранения изъятых в ходе проведения первоначальных следственных действий, в ходе производства предварительного следствия, предметов. Данная норма подразумевает, что изъятые объекты, имеющие значение по уголовному делу и признанные вещественными доказательствами хранятся у лица, осуществляющего предварительное следствие, либо у судьи (председателя суда) до того момента, пока по уголовному делу не будет принято соответствующее решение.

В отдельных случаях, предусмотренных статьей 82 УПК РФ: предметы, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимость;

скоропортящиеся товары и продукции, а также подвергающиеся быстрому моральному старению имущество, хранение которого затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которого соизмеримы с их стоимостью;

деньги и ценности, изъятые при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий - возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания.

Соответственно вещественные доказательства могут быть возвращены их владельцам и до завершения производства по уголовному делу. Такое возвращение возможно в ситуациях, когда собственник вещественного доказательства очевиден, принадлежность вещи бесспорна, свою роль в доказывании она либо уже сыграла, либо тщательный осмотр и фотографирование делают ненужным дальнейшее удержание вещи в распоряжении органа расследования или суда. Возвращение в подобных случаях, например, похищенных вещей или угнанного автомобиля потерпевшему является правильным. Если же принадлежность вещи спорна, ее возвращение до разрешения дела по существу исключено, поскольку речь идет о спорном праве собственности.

При этом возвращение владельцу изъятого органом расследования имущества, приобщенного к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, означает, что получившее данное имущество лицо по отношению к нему восстанавливается во всех своих прежних правомочиях собственника, арендатора и т. п. От возвращения вещественных доказательств следует отличать их передачу владельцу на ответственное хранение, когда владелец - хранитель не вправе ни пользоваться, ни распоряжаться принадлежащим ему хранимым имуществом, поскольку у него появляется дополнительная обязанность по обеспечению сохранности переданного ему на хранение имущества.

Срок возвращения предметов их владельцам не определен в уголовно - процессуальном законодательстве, однако исходя из смыла содержания статьи, лица, ответственные за вещественные доказательства, могут возвратить изъятые предметы их владельцам как только, сведения об указанных предметах будут закреплены в материалах уголовного дела, и необходимость нахождения предметов при деле будет исчерпана (то есть все действия, которые нужно было произвести с указанным предметом: опознание, экспертиза и т. д. будут проведены), что и подразумевается формулировкой законодателя без ущерба для доказывания.

Стоит обратить внимание на то, что ответственным за сохранность вещественных доказательств, приобщенных к делу, является лицо, ведущее следствие или дознание, а в суде - судья или председатель суда, соответственно только перечисленные лица правомочны решать вопрос о возвращении вещественных доказательств их владельцу. Кроме того, статья 82 УПК РФ определяет обязательный для правоохранительных органов порядок передачи вещественных доказательств из одного органа в другой, от органа дознания следователю, в прокуратуру, суд, заключающийся в том, что изъятые по делу предметы должны быть переданы вместе с материалами уголовного дела, при этом сведения о передаче должны отражаться в сопроводительном письме.

При возвращении предметов их владельцам, дознавателем, следователем, а также судьей приобщается к материалам уголовного дела документ, подтверждающий данный факт, таковым документом может являться расписка владельца, которому возвращены изъятые объекты.

Решение № 2-4284

Решение № 2-4284/2014 2-4284/2014

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2014 г. гор. Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Диденко Д.А.,

при секретаре – Тимашовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В. в интересах Российской Федерации о признании бездействий руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Назарова М.А. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Архангельского В.В. и.о. заместителя руководителя ГСУ СК РФ по Республике Крым Санькова В.И. незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, заинтересованное лицо: Главное следственное управление Следственного комитета России по Республике Крым, -

Первый заместитель прокурора Республики Крым Фомин А.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации с настоящим заявлением, мотивированным тем, что прокуратурой Республики Крым во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 01.09.2014 г. организовано проведение проверки соблюдения Главным следственным управлением Следственного комитета России по Республике Крым (далее: ГСУ СК России по Республике Крым) требований ст. ст. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 81. Вещественные доказательства' target='_blank'>81 - Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 82. Хранение вещественных доказательств' target='_blank'>82 УПК РФ в части обеспечения надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, изъятых в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел. В связи с чем, 14.10.2014 г. в адрес заместителя руководителя ГСУ СК России по Республике Крым Архангельского В.В. направлено требование о необходимости предоставить старшему прокурору отдела прокуратуры Республики Крым ФИО14. для проверки доступ к камере хранения вещественных доказательств, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанных вопросам, иным необходимым документам. Однако, прибывшему 28.10.2014 г. в ГСУ СК России по Республике Крым сотруднику прокуратуры РК, заместитель руководителя ГСУ СК России по Республике Крым Архангельский В.В. сославшись на то, что прокуратура не имеет правовых оснований для проведения данной проверки, а также, что данная позиция согласована с руководителем ГСУ СК России по Республике Крым Назаровым М.А. отказал прокуратуре РК в доступе к камере хранения вещественных доказательств и к иной документации. Впоследствии Архангельский В.В. направил в адрес прокуратуры мотивированное письмо с отказом в доступе. Указанная позиция, по мнению, прокуратуры РК, не основана на законе и свидетельствует о бездействии Архангельского В.В. который не выполнил требование прокурора. Данное бездействие создало препятствие для проведения названной проверки. В связи с этим, 12.11.2014 г. прокуратурой в адрес руководителя ГСУ СК России по Республике Крым Назарова М.А. направлено повторное требование о необходимости предоставления сотрудникам прокуратуры для проверки доступ к камере хранения вещественных доказательств. На данное требование, 21.11.2014 гг. в прокуратуру поступил ответ, подписанный и.о. заместителя руководителя ГСУ СК России по Республике Крым ФИО5, в котором он повторно проинформировал прокуратуру об отсутствии правовых оснований для осуществления проверки. Таким образом, бездействие ФИО5 создало препятствие для проведения названной проверки. По мнению прокурора, названные бездействия являются незаконными и нарушают интересы РФ в части возложенных на прокурора обязанностей по надзору за исполнением законов Следственным комитетом РФ.

На основании изложенного просит признать бездействие руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Республике Крым Назарова М.А. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Республике Крым Архангельского В.В. и и.о. заместителя руководителя ГСУ СК России по Республике Крым ФИО5 по непредставлению работнику прокуратуры Республики Крым доступа к камере хранения вещественных доказательств ГСУ СК России по Республике Крым, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам, иным необходимым документам, незаконным; обязать руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Республике Крым Назарова М.А. устранить допущенные нарушения путем обеспечения доступа работников прокуратуры Республики Крым к камере хранения вещественных доказательств ГСУ СК России по Республике Крым, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам, иным необходимым документам в СУ СК России по Республике Крым.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Крым Бернацкая Е.В. поддержала заявление, просила его удовлетворить по основаниям в нем указанным.

Представители Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым – Левашова Е.В. и Бобков А.В. с доводами прокурора не согласились, просили отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям. По мнению следственного комитета в заявлении прокурором не сформулировано в чем заключаются интересы РФ, в защиту которых он обращается. Кроме того, полагают, что в спорных отношениях не имело место бездействие, поскольку все обращения прокурора рассмотрены и в адрес прокуратуры направлены мотивированные ответы. При этом, требование прокурора от 12.11.2014 г. руководителем Назаровым М.А. не рассматривалось, т.к. в указанный период он находился в отпуске. Изложенное свидетельствует о неверном определении предмета иска прокуратурой республики, что также является основанием для отказа судом в удовлетворении иска. По мнению ГСУ СК России по Республике Крым требования первого заместителя прокурора Республики Крым о предоставлении доступа к камере хранения вещественных доказательств и иным необходимым документам не основано на требованиях действующего законодательства Российской Федерации. Законодатель четко ограничил перечень субъектов прокурорского надзора за исполнением законов на уровне федерального органа, определив, что ими являются лишь федеральные органы исполнительной власти. СК России является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. При этом ни в Федеральном законе «О следственном комитете Российской Федерации», ни в каком-либо ином нормативном правовом акте, не имеется указания на то, что СК является органом исполнительной власти. Более того, перечень федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». СК России в указанный перечень не входит. Таким образом, СК России (а также его территориальные органы) не входит в перечень федеральных органов, на которые распространяются положения ст. (ред. от 03.07.2016) > "О прокуратуре Российской Федерации" > Раздел III. Прокурорский надзор > Глава 1. Надзор за исполнением законов > Статья 21. Предмет надзора' target='_blank'>21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Служебные отношения прокурора и руководителя следственного органа не имеют характера отношений власти и подчинения при несении федеральной государственной службы. Главным следственным управлением было предложено надзорному органу исследовать вещественные доказательства при изучении материалов уголовных дел, которые следственные органы готовы предоставить при поступлении соответствующего мотивированного запроса. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ и в целях совершенствования в Следственном комитете РФ порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам приказом СК РФ от 30.09.2011 г. №142 утверждена Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в СК РФ. Данная Инструкция является ведомственным организационно-распорядительным документом, следовательно не является предметом прокурорского надзора, регламентированным как ст. 21, так и ст. 29 Закона о прокуратуре. Проверка исполнения требований ведомственного организационно-распорядительным документа свидетельствует о намерении необоснованно расширить функции прокурорского надзора, что является недопустимым вмешательством в деятельность федерального государственного органа со стороны надзорного органа. Таким образом, полагают, что требования прокурора не основываются на требованиях уголовного – процессуального законодательства, не регламентировано ст. ст. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 81. Вещественные доказательства' target='_blank'>81. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 82. Хранение вещественных доказательств' target='_blank'>82 УПК РФ и выходит за рамки представленных прокурору полномочий. Также, несостоятельными являются ссылки прокурора на параграфы 88, 89 Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 г. поскольку положения настоящей инструкции распространялись на Генеральную прокуратуру СССР как самостоятельный орган расследования, этим же обусловлено ежегодное проведение проверок порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств. С 15.01.2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон №403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», 30.09.2011 г. утверждена Инструкция №142, в связи с чем, инструкция от 18.10.1989 г. на следственные органы Следственного комитета Российской Федерации не распространяются. Также, из анализа задания подготовленного Генеральной прокуратурой РФ следует, что указанное плановое мероприятие не определяет непосредственный выход прокуроров в территориальные отделы СК России в качестве объекта проверки. В соответствии с ответом и.о. заместителя руководителя Главного следственного управления ФИО12 прокуратуре республики фактически предоставляется доступ к вещественным доказательствам, хранящимся при уголовных делах в Главном следственном управлении. В данном случае прокуратура могла обратиться с мотивированным запросом в Главное следственное управление с целью исполнения задания Генеральной прокуратуты и Главное следственное управление предоставило бы конкретные уголовные дела и находящиеся при них вещественные доказательства. Таким образом, оснований для проведения прокурорской проверки в рассматриваемой сфере не имеется, поскольку противоречит это требование п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. Просит в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Прокуратурой Республики Крым во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.09.2014 г. №36-11-2014 «О проверке случаев утраты органами предварительного расследования доказательств, признания прокурорами, судом доказательств недопустимыми» организовано проведение проверки соблюдения Главным следственным управлением Следственного комитета России по Республике Крым требований ст. ст. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 81. Вещественные доказательства' target='_blank'>81 - Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 82. Хранение вещественных доказательств' target='_blank'>82 УПК РФ в части обеспечения надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, документов, иных предметов и ценностей, изъятых в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел.

Как усматривается из задания от 01.09.2014 г. прокурор обязан провести проверки условий и порядка хранения доказательств в Следственном комитете РФ, МВД России, ФСКН России, ФСБ России, ФТС России, ФССП России, МЧС России.

14.10.2014 г. во исполнение данного задания первым заместителем прокурора Республики Крым Фоминым А.В. в адрес и.о. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Архангельского В.В. направлено письмо с просьбой предоставить старшему прокурору отдела прокуратуры Республики Крым ФИО13. доступ к камере хранения вещественных доказательств ГСУ СК РФ по Республике Крым, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственные материалы проверок по указанным вопросам, иные необходимые для проверки документы.

31.10.2014 г. заместителем руководителя Главного следственного управления Архангельским В.В. в адрес первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В. направлен ответ, из которого следует, что в соответствии с п. 3 ч. 2 приказа №142 от 30.09.2011 Следственного комитета РФ «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете РФ» Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 №34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/441/Б применяется в части не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Из контекста § 88, 89 Инструкции от 18.10.1989 следует, что обязанности по проверке условий хранения вещественных доказательств возложены на прокурора наряду с руководителями подразделений органов, осуществляющих предварительное расследование, а также председателей судов, в производстве которых находятся уголовные дела. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации прокуратура с 2007 года не является органом предварительного расследования; какие-либо ведомственные акты о проверке прокурором камер хранения вещественных доказательств с 2007 года по настоящее время не принимались, в связи с чем, в данной части Инструкция от 18.10.1989 противоречит Уголовно-процессуальному кодекса Российской Федерации и применяться не может.

Представителем ГСУ СК России по Республике Крым в судебном заседании не оспаривалось, что 28.10.2014 г. работнику прокуратуры Республики Крым ФИО7 заместителем руководителя ГСУ СК РФ по Республике Крым Архангельским В.В. также в устном порядке отказано в доступе к камере хранения вещественных доказательств и к иной связанной с этим документацией.

12.11.2014 г. первым заместителем прокурора Республики Крым Фоминым А.В. в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Назарова М.А. направлено повторное обращение с просьбой предоставить сотруднику прокуратуры ФИО7 для проверки доступ к камере хранения вещественных доказательств ГСУ СК РФ по Республике Крым и иным необходимым для проверки документам.

21.11.2014 г. и.о. Заместителя руководителя Главного следственного управления ФИО5 предоставлен ответ на указанное обращение, с указанием, по сути, на отсутствие у прокурора полномочий на проведение соответствующей проверки. Указано так же, что при необходимости проверки соблюдения требований ст. ст. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 81. Вещественные доказательства' target='_blank'>81. Часть 1. Общие положения > Раздел III. Доказательства и доказывание > Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве > Статья 82. Хранение вещественных доказательств' target='_blank'>82 УПК РФ путем изучения материалов уголовных дел, они будут незамедлительно предоставлены работникам прокуратуры при наличии соответствующих запросов.

Таким образом, судом установлено, что неоднократные требования первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В. о предоставлении доступа сотрудникам прокуратуры к камере хранения вещественных доказательств и документам ГСУ СК России по Республике Крым для проведения проверки оставлены должностными лицами Следственного комитета без удовлетворения.

Как следует из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле > Статья 45. Участие в деле прокурора' target='_blank'>45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В ст. ст. 245 и 254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Однако ст. 45 того же Кодекса, определяющая общие принципы участия прокурора в гражданском процессе, не ограничивает его полномочия по предъявлению заявлений в интересах Российской Федерации, в том числе право прокурора обратиться с заявлением в интересах Российской Федерации к государственному органу, должностные лица которого на обращения прокурора не представляют испрашиваемые им документы в целях их изучения в порядке осуществления надзора за соблюдением законов.

Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей Раздел I > Глава 7. Судебная власть и прокуратура > Статья 129' target='_blank'>129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Данные полномочия органов прокуратуры в полной мере распространяются и на органы Следственного комитета РФ на основании следующего.

В статье 44 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» прямо закреплено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Согласно части 1 и 2 ст. Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Содержание статьи 44 Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» во взаимосвязи с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", свидетельствует о том, что надзор органов прокуратуры распространяется не только на исполнение Следственным комитетом РФ уголовно-процессуального законодательства (глава 3 Федерального закона № 2202-1), но и на иную деятельность Следственного комитета РФ и его должностных лиц, в том числе соблюдение свобод человека и гражданина (глава 2 Федерального закона № 2202-1), исполнение в Следственном комитете РФ законодательства о труде, о государственной тайне, о защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, о противодействии коррупции, о размещении заказа для государственных нужд, об оружии, и другого федерального законодательства.

Во исполнение указанных полномочий Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 9 февраля 2012 г. N 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы».

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора подлежат безусловному исполнению. За неисполнение законных требований прокурора действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе и административная.

Поскольку прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, от имени Российской Федерации (часть 1 статья 13 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), отказ ГСУ СК России по Республике Крым в доступе к камере хранения вещественных доказательств, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверки препятствует осуществлению надзора, чем нарушает интересы государства.

Доводы представителя ГСУ СК России по Республике Крым о том, что Следственный комитет является федеральным государственным органом и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяется прокурорский надзор, в том числе вне сферы уголовно-процессуальной деятельности, суд находит необоснованными, поскольку в существующей системе государственных органов Российской Федерации отсутствуют органы, в отношении которых законодательно установлены ограничения возможности надзора за их деятельностью со стороны органов прокуратуры.

При таких обстоятельствах, в судебном заседании факт бездействия должностных лиц ГСУ СК РФ по Республике Крым не установлен, а нашел свое подтверждения факт незаконного отказа в исполнении требований прокурора.

Кроме того, не нашло своего подтверждения утверждение прокурора о бездействии руководителя ГСУ СК РФ по Республике Крым Назарова М.А. поскольку с его стороны действий или бездействия не установлено. Ответы на требования прокурора даны его заместителями Архангельским В.В. и Саньковым В.И.

В силу положений статьи 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Таким образом, заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.

На основании Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», руководствуясь ст. ст. 246, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Заявление Первого заместителя прокурора Республики Крым Фомина А.В. в интересах Российской Федерации о признании бездействий руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Назарова М.А. заместителя руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Архангельского В.В. и и.о. заместителя руководителя ГСУ СК РФ по Республике Крым Санькова В.И. незаконными, обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым в предоставлении сотрудникам прокуратуры Республики Крым доступа к камере хранения вещественных доказательств, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам.

Обязать руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым предоставить сотрудниками прокуратуры Республики Крым доступ к камере хранения вещественных доказательств, книге учета вещественных доказательств и иного имущества, ведомственным материалам проверок по указанным вопросам.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2014 г.

Судья Диденко Д.А.

Суд:

Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) (подробнее)

Истцы:

Первый заместитель прокурора Республики Крым Фомин А. В. в интересах РФ, Главное следственное управление СК Росии по РК (подробнее)

Судьи дела:

Диденко Денис Александрович (судья) (подробнее)