Руководства, Инструкции, Бланки

подготовка к школе дома пошаговая инструкция img-1

подготовка к школе дома пошаговая инструкция

Рейтинг: 4.5/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

• Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

• Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

• Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

• Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

• штриховать карандашом в различных направлениях;

• рисовать красками, карандашами;

• лепить из пластилина, глины;

• вырезать из бумаги;

• делать аппликации;

• рвать бумагу руками;

• складывать бумагу;

• складывать мозаику;

• собирать из конструктора;

• завязывать шнурки;

• вязать верёвочные узлы;

• пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

• вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

• Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

• Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

• пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

• рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

• пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

• смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

• Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

• Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Так и сыплются с горы.

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребёнку следующие вопросы:

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

• Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

• Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

• «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

• чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

• не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);

• чаще читать ребёнку книги, а если ребёнок уже умеет читать, то всячески стимулировать и поддерживать интерес к чтению.

Игры на развитие мышления ребенка

• «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

• «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

• «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

• разгадывать ребусы;

• составлять ребусы;

• рисовать комиксы;

• составлять из предложенных слов предложения;

• составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

1. Отгадай ребусы.

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

• «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

• «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

• срисовывать буквы, цифры, картинки;

• рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

• играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

• «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

• при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

• чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка

• Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

• Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

• Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

• соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

• мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

• придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Другие статьи

Подготовка к школе дома пошаговая инструкция

Подготовка. Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях

Существует несколько вариантов подготовки ребёнка к школе. Почти все они, а так же их плюсы и минусы подробно рассмотрены в статье «Как подготовить ребёнка к школе». Но там не был рассмотрен ещё один вариант, а именно, как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях, поскольку его нельзя описать парой абзацев. И здесь нужен ещё и подробный план занятий, исходя из требований к будущему первокласснику .

В предлагаемой вашему вниманию статье учитель начальных классов первой категории Лобова Кристина Станиславовна предлагает родителям будущих первоклассников свою методику подготовки ребёнка к школе в домашних условиях, когда у ребёнка или его родителей нет возможности или желания посещать специальные занятия.

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! В этой статье я открою Вам секреты подготовки малыша к школе. Вы получите ответы на самые популярные вопросы:

  • как правильно организовать домашние занятия?
  • как научить ребенка читать?
  • как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями?
  • как развить креативность, внимательность, самоорганизацию?
Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

«Научиться можно только тому, что любишь»
И.В. Гете

Исходя из этого утверждения, сразу становится понятно, что прежде, чем чему-то учить, нужно разобраться в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с малышом, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний.

Как правильно организовать домашние занятия

Есть несколько правил , которым нужно следовать при организации домашних занятий:

  1. Постарайтесь первое время не произносить слов «давай учиться», «открывай книгу». (Многие дети изначально негативно относятся к самому процессу обучения, и это, чаще всего, связано с особенностями занятий в детских садах. Часто детей перегружают, не учитывая их возрастные особенности, происходит переутомление, и, как следствие, отторжение знаний).
  2. Занятие рекомендуется проводить в активной/творческой форме (экскурсия, поход, литературный вечер, театральное представление, мастерская).
  3. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (в некоторых случаях возможны даже перерывы).
  4. Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности у дошкольников. Помните об этом. Придумывайте совместно с ребенком различные ситуации: пусть он на время станет волшебником, доброй феей, учителем, в конце концов, доктором. Через вхождение в различные социальные роли малыш усвоит не писаные правила.
Как правильно научить ребенка читать Нужно ли заучивать сразу весь алфавит?

Если вы решили начать учить ребенка читать, то, несомненно, нужно начать с заучивания некоторых букв. В школе начинают с гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Возникает вопрос почему? Дело в том, что гласный звук – является слогообразующим, другими словами, поставив рядом две гласные буквы, получим маленькое слово. Например «АУ», «УА», а также слово, есть даже слово, состоящее из одной буквы - «Я». Далее, постепенно можете учить другие буквы. Например, выучив буквы «П», «М», «Б», «Д» - сможете составить слова «ПАПА», «МАМА», «ДЕДА», «БАБА».

Многие родители заучивают с детьми название букв «вэ», «гэ», «эм/мэ», «фэ/эф» и допускают тем самым большую ошибку. В голове ребенка происходит путаница, и, видя набор букв «МАМА», он его может прочитать «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».
Мой совет: учите не названия, а звуки, которые буква обозначает. Звуки очень кратки: не «тэ», а просто «т» без последующего «э», не «ка», а «к», без последующего «а». В этом случае ребенок будет воспроизводить при чтении не название буквы, а звук, который она обозначает. Сложности в обучении чтению сведутся к минимуму.

Как запомнить буквы

Какой же большой алфавит! И важно понимать, что знакомство с ним – дело ни одного дня и даже ни одного месяца. Наберитесь терпения. Пришло время для игр. Отправьтесь с малышом в сказочную страну, в которой живет 33 веселых человечка. Они все очень дружные, любят играть вместе, придумывать новые слова. Познакомив ребенка с новой буквой, полезно будет сделать следующие шаги:

  1. Выяснить, на что похожа буква? Например, буква А похожа на Эйфелеву башню (сразу подготовьте картинки или презентацию на компьютере с данным сооружением), на треугольник, на кончик карандаша. Спрашивайте у ребенка, фантазируйте вместе – это забавно и интересно.
  2. Из каких элементов состоит буква? Буква А состоит из 3 палочек, две наклонены друг к другу и держат третью.
  3. Выложите букву из подручных предметов: счетных палочек, камушков, травинок (если вы на природе), ракушек, цветных карандашей.
  4. Изобразите букву. Подскажу вам одну замечательную технологию «Рисование песком». В домашних условиях песок можете заменить манной крупой. Чтобы изготовить творческую тетрадь вам понадобится: а) один лист цветного картона контрастного, по сравнению с манкой, цвета; б) клей; в) ножницы; г) коробка из-под конфет; д) манная крупа.

Технология изготовления:
Возьмите крышку коробки из-под конфет, желательно прямоугольной форы, на дно наклейте цветной картон и засыпьте дно крупой (манная крупа – самый подходящий вариант, так как ребенку будет к ней приятно прикасаться).
Малыш пальчиками будет изображать элементы букв, с легкостью их корректируя.
Далее возможно перейти к тетради, а еще лучше, к альбомному листу. Рисуйте большие и маленькие буквы, пока не начнет получаться идеально.

  1. Понюхайте букву. Интересно? Вспомните продукт, который начинается на букву А. Арбуз, абрикос, ананас. Задействуйте всевозможные рецепторы, чтобы информация отложилась надолго.
  2. Прятки с буквами. О, это очень веселая игра! У нее есть два варианта. И один и другой полезен для заучивания буквы.

Вариант 1. Находим букву в тексте. Подготовьте детское стихотворение и попросите отыскать выученную букву. Не забывайте о том, что шрифт должен быть достаточно крупным. Договоритесь о том, что если ребенок будет правильно обнаруживать сказочного человечка, то вы будите ему хлопать. Ну, а если нет, то поможете. Не без этого, конечно.

Вариант 2. Узнавать букву на слух. Три разных задания: буква в начале слова (Аист), в конце (дорогА), в середине (мАрт).

Во время обучения чтению знакомьте ребенка с яркими интересными детскими книгами. Можно ввести традицию «Сказка на ночь». Это поможет ребенку понять, насколько удивителен и интересен мир книг и как хорошо уметь читать самому!

Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями Учим цифры

Полностью ознакомившись со страной букв, можно предложить ребенку дальнейшее путешествие в страну математики. Если в предыдущей стране всего 33 жителя, то в этой - жителей всего 10. Люди специально придумали особые знаки (цифры), их знает каждый. Цифрами мы обозначаем количество предметов на письме. Пригласите ребенка к ним в гости! Методика обучения может быть схожей с буквами. Подсчетами можно заниматься где угодно!

Можно считать буквы в слове, ступеньки, количество гостей, количество яблок в пакете, количество ног у человека/кошки/собаки/…

Чтобы познать математику, нужно сформировать представление о понятиях «больше», «меньше», «равно». Здесь на первоначальных этапах полезна работа с картинками.

Задайте ребенку образец рассуждения: Кубиков 6, мотоциклов 5, значит кубиков больше, чем мотоциклов (или мотоциклов меньше, чем кубиков). Уток 3, груши тоже 3. Значит количество груш и уток одинаковое (или груш столько же, сколько и уток). Есть много пособий с иллюстрациями и заданиями на тему сравнения больше-меньше, например в задании ниже нужно поставить знаки > (больше) или . Со знаком равно у детей проблем не возникает: если количество предметов такое же, то ставим знак равно (=).

Как же выучить знаки больше и меньше? Как научиться правильно их ставить?
Внимательно посмотрите на знак ).

Но как же ребенок узнает, какое число больше, а какое меньше?
Здесь нам понадобится числовая лента. Напишите на ней числа от 0 до 10 (можете воспользоваться линейкой). Чем дальше число находится от нуля, тем оно больше. И тут же проверьте это на примере. Положите перед ребенком 2 кубика и 5 кубиков. Пусть посчитает, где больше, а дальше соотнесет полученные данные с числовой лентой и убедится. Число 2 находится ближе к нулю, а число 5 дальше, значит 5 больше чем 2 (пусть первое время говорит 5 клюет 2). Практикуйтесь в написании полученных данных.

Если вы решили поужинать семьей (допустим, у Вас в семье 4 человека), то поставьте на стол 3 тарелки, вместо 4. Когда все соберутся за столом, конечно же, кому-то не хватит (в педагогике это называется «проблемная ситуация). Ребенок тут же отметит, что тарелок меньше чем людей. Здесь полезно спросить: «Сколько тарелок нужно поставить, чтобы хватило всем?», и ввести понятие «на…больше и на…меньше». В данной ситуации тарелок на 1 меньше, чем людей (поэтому одному человеку не хватило), а людей за столом на 1-го больше чем тарелок. Усвоение данной зависимости между предметами необходимо для решения задач в начальной школе.

Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию Развитие креативности

Креативность – это способность к творчеству. Изначально, конечно, никто не говорит о способностях. В детские годы родителям и педагогам дополнительного образования стоит уделить внимание обнаружению задатков и их развитию. Задатки есть у каждого, будьте уверены. Только чтобы они переросли в способности, необходимо воспитывать ребенко в творческой среде.

Заняться творчеством можно и в домашних условиях! Можно сочинять с ребенком сказки, стихи, исполнять песни собственного содержания, тренировать актерские способности. Все вышеперечисленное способствует формированию внимательности и положительно сказывается на самоорганизации ребенка.

Работа со стихами

Прежде чем начинать знакомство со стихами нужно познакомить ребенка с рифмой. Рифма – это похожее окончание слов. Дети любят подобные игры. Вы задаете слово, а ребенок подбирает рифму.

Окно – дупло; смешно – легко; машина – корзина.

В сети Интернет есть стихи из рубрики «Доскажи словечко», которые также формируют у ребенка чувство рифмы и ритма.

Он зеленый и зубастый.
Очень-очень он опасный.
Проживает в реке Нил.
Это гена -…… (крокодил).

Она рыжая плутовка,
У нее свои уловки!
В лесу живет наша девица,
Всем известная …. (лисица).

Развитие воображения в процессе рисования

Есть замечательное упражнение - «Загадочная линия». Ваша задача придумать несколько линий, объектов, которые ребенку предстоит дорисовать. Начинать следует с самого простого. Например, изобразите три овала разной формы (это будут глаза и нос), ниже нарисуйте кривую линию, символизирующую улыбку. Также можно попробовать нарисовать завиток (будущий домик для улитки). Но это наши с Вами предположения. Возможно, Ваш малыш нарисует что-то другое. У него ведь свое видение. Изначально дети каждую линию соотносят с отдельным объектом. И наша с Вами рожица может превратиться в три отдельных маленьких рисунка. Но можете, в зависимости от уровня подготовки ребенка, поставить перед ним цель: объединить все линии в одном объекте, существе.

Хорошее средство для развития воображения, которое можно использовать на более ранних порах, - это психологическая методика «Несуществующее животное». Психологи используют ее в своих целях, для оценки особенностей личности. Но перед нами стоит другая задача. Мы над креативностью работаем. Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которое не существует в нашем мире. Ты его знаешь лучше. Познакомь меня с ним, пожалуйста». Подумайте, вместе с ребенком, где может проживать это животное, чем питается, кого боится, с кем дружит, какое его любимое блюдо. Это сложная задачка для малыша. Если он будет совмещать элементы от разных животных (ноги цапли, голова крокодила, туловище рыбы) – это правильно выполненное задание. Похвалите малыша. Он справился с заданием.

Во время занятий создавайте для ребенка доброжелательную атмосферу, следите за его настроением, делайте перерывы, хвалите даже за небольшие успехи! Я уверена – у Вас все получится!

Интересные общеобразовательные занятия для детей 5-6 лет для каждого месяца года вы найдёте в нашей рубрике "Детские игры и занятия ".

Ждём ваших отзывов и комментариев.

Навигация по записям Подготовка. Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях — 6 комментариев

В этом году мы идем в первый класс и подготовка к школе началась у нас еще весной. Мы стали заниматься по вечерам, читать и писать, понемногу. так ребенку будет намного проще адаптироваться к домашним заданиям. Ну и плюс беседы, это обязательно. Объясняю что в школе интересно. Вроде как желанием горит идти, надеюсь рвение не отпадет.

Подготовка к школе это самый важный процесс, который если пропустить, могут возникнуть проблемы, когда на ребенка, вместо привычных игр и отдыха на него упадет сидение за партой, домашние задания. Надо приучать ребенка к усидчивости, иначе будет сложно. Мы все это уже прошли и с нетерпением ждем 1 сентября.

Мой ребенок на будущий год пойдет в школу и подготовка к школе у нас еще впереди, но не смотря на то, что еще целый год, я буду готовить своего ребенка понемногу сама. Я не хочу чтобы для него был шоком переход от садика к школе. Я хочу чтобы он и морально был готов сидеть на уроках и физически новые нагрузки были ему не в тягость.

Подготовка к школе это ответственный процесс, который не стоит упускать из внимания. Иначе получится так, что внезапный распорядок дня, к которому ребенок не привык, станет для него сильным ударом. Ну и еще нужно говорить о том что школа это интересно и что это пригодится, чтобы ребенок понимал всю ответственность этого этапа в его жизни.

Сейчас образовательная программа стала такая сложная, что даже с подготовкой не все будет понятно. Даже родители иной раз не могут разобраться в том, что детям задают.Лучше хоть какая-нибудь подготовка, чем никакая. Надо как минимум ребенка к порядку приучить.

Наши дети ходили на подготовку в школу лишь для того, чтобы адаптироваться. В плане обучения они в ней не нуждались, т.к. хорошая база была в детском саду и дома жена педагог. А по поводу сложностей заданий — это верно, иной раз и взрослый не сразу сообразит.

Добавить комментарий Отменить ответ

В 1 класс – через год

В 1 класс – через год. Заниматься с ребенком дома: как? 3 способа

Продолжаем публиковать советы психолога Екатерины Мурашовой для родителей будущих первоклассников. Сегодня речь пойдет о том, как привить навыки выполнения домашнего задания ребенку с гиперактивностью (автор использует термин "гипердинамический ребенок"). Рекомендации эти удивительно подходят почти всем мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста и их родителям.

Итак, мы говорили о том, что помимо курсов по подготовке к школе, которые полезно посещать гипердинамическому ребенку перед первым классом, с ним надо заниматься дома. Как правило, проблема, что именно делать, решается довольно просто. В абсолютном большинстве групп по подготовке к школе задают домашние задания. Что-то написать, что-то прочитать, что-то сосчитать, что-то нарисовать. Вот этим и занимайтесь.

Другой, очень существенный для родителей гипердинамического ребенка вопрос — как это делать? Ведь наш ребенок "суперотвлекаем", иногда не может, а иногда не хочет заниматься тем, что ему неинтересно. Большинство гипердинамических детей легко и даже с удовольствием выполняют задания по математике, но вот что касается чтения или тем более письма. Вот здесь возможны варианты. Как поступать родителям во всех этих "сложных случаях"?

Совет первый: вычисляем "хорошие" часы

Первым делом надо определить, когда именно у ребенка наступает период наибольшей работоспособности. Помните, что у гипердинамических детей из-за особенностей их нервной системы бывают не только "плохие дни", но и "плохие часы". Учите ребенка самого контролировать свое состояние (это полезно в любом возрасте, но станет просто жизненно необходимым на следующий год). Пусть он научится отслеживать свои "плохие" и "хорошие" периоды и сообщать об этом окружающим.

Предложение, на первый взгляд, кажется довольно бредовым, однако на практике это вполне работает. Пусть уважаемый взрослый, которому ребенок вполне доверяет (в идеальном случае — мать), регулярно и подробно сообщает ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: "Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра"; "После садика ты кажешься страшно возбужденным. Может быть, имеет смысл принять душ, а потом уже начать заниматься?"; "В этот раз у тебя просто замечательно и быстро все получилось. Пожалуйста, запомни это состояние!".

Через некоторое время ребенок начинает вставлять в этот контекст и свои замечания:

— Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо. Тогда я буду добрый и соглашусь буквы писать.

— У меня сейчас голова какая-то ватная. Давай это потом прочитаем, перед сном.

— Я сегодня все могу просто за одну маленькую секунду сделать. Давай скорей мою тетрадку!

(Все реплики подлинные. Предоставлены автору внимательными мамами, ведущими тщательное наблюдение за своими гипердинамическими детьми.)

Иногда какие-то периоды удается попросту вычислить. Так, одни дети особенно успешно занимаются рано утром. Например, в семь часов утра, перед садиком. Такого ребенка не стоит мучить вечером. Другие дети, наоборот, встают с огромным трудом, зато вечером активны допоздна и вполне могут писать и решать примеры в шесть, в восемь и даже в десять часов вечера.

Все эти вещи узнаются исключительно на практике, методом проб и ошибок. И лучше сделать это именно в предшкольный год. В случае гипердинамического ребенка надо исходить именно из его особенностей, а не из ваших представлений о том, что правильно, а что неправильно. "Сломать" маленького ребенка можно почти всегда, но при выраженных неврологических нарушениях последствия могут быть роковыми как для здоровья ребенка, так и для ваших с ним отношений.

История Вити: ночные бдения

Витя плохо спал всегда, с самого рождения. Его "трясли" в кроватке, носили на руках, купали в холодной воде. Ничего не помогало. Когда Витя подрос и пошел в детский сад, он стал легко и быстро засыпать вечером, в 9 часов. Но вот беда — часа в два ночи Витя просыпался и шел в туалет. Все бы хорошо, но после этого похода мальчик часа два-три не мог заснуть снова. Около полугода измученные родители недосыпали каждую ночь, ходили по врачам, уговаривали Витю считать верблюдов и "думать о хорошем". Мальчик маялся в кровати, научился уверенно считать до тысячи, съел несколько флаконов разноцветных таблеток и витаминов, плакал от огорчения и усталости, но заснуть все равно не мог.

В итоге психолог посоветовал родителям оставить мальчика в покое. Витю переселили в отдельную комнату (до этого его кроватка стояла в спальне родителей), научили понимать электронные часы и предоставили самому себе. Каждую ночь Витя просыпался, ходил в туалет, выпивал чашку кефира и играл в игрушки или рассматривал книжки приблизительно с 2 до 4 часов ночи. В четыре-пять часов Витя ложился в кровать и спокойно спал до восьми, когда мама будила его и отводила в детский сад.

Так продолжалось несколько лет. Накануне начала Витиного школьного обучения на помощь семье откуда-то из провинции прибыла свекровь. Предполагалось, что она будет забирать мальчика из школы, кормить, делать с ним уроки и т.д. (оба родителя работали). Ознакомившись с распорядком дня (а особенно ночи) внука бабушка пришла в ужас.

— Это безобразие! — заявила она родителям. — Парню в школу идти, а тут такое баловство! Никуда не годится!

— Будешь лежать в кровати! — сообщила она Вите. — Свет не включать, с боку на бок не ворочаться, глаз не открывать. Я сплю рядом, буду следить.

Замотанные работой родители пожали плечами:

— Ну, попробуйте, вдруг у вас получится.

Поразительно, но бабушка оказалась права, и через месяц Витя действительно стал спать всю ночь напролет. Еще через месяц его привели ко мне с ночным энурезом и трихотилломанией (Витя выдирал волоски из бровей и с головы). Я вынуждена была настаивать на изменении поведения или отъезде свекрови.

— Ломаться в угоду вашим дуростям не собираюсь! Сейчас мальчишку разбалуете — потом наплачетесь! — заявила суровая бабушка и отбыла обратно в свою провинцию.

Сейчас Витя учится в третьем классе. Он ходит в группу продленного дня и поет в школьном хоре. Об энурезе и трихотилломании ничего не слышно с отъезда бабушки. Спит Витя по-прежнему плохо. С прошлого года он приспособился во время ночных "бдений" делать уроки. Мама проверяет их по утрам. Все одноклассники Вите завидуют, потому что вечером у него много свободного времени.

Совет второй: выработать ритуал занятий

После того как определены "хорошие" и "плохие" периоды (или ребенок обучен сообщать об их наступлении), наступает время формирования ритуала.

Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у гипердинамического ребенка в голове существовало хоть какое-то произвольное внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему в первую очередь необходима дисциплина внешняя. В том числе дисциплина пространства. Никаких занятий на кухонном столе, никаких включенных телевизоров, радио и магнитофонов! Гипердинамическому ребенку, готовящемуся к школе, обязательно нужно постоянное место для занятий. Это место должно быть правильно и, я бы сказала, хрестоматийно организовано.

На столе или парте категорически не должно быть лишних вещей, иначе ребенок будет просто с ними играть. Нельзя ставить стол гипердинамического ребенка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно. В противоположном случае именно туда, а вовсе не в тетрадку он и будет смотреть. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т.д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам и выглядеть привлекательно. Первое время (готовьтесь к тому, что оно может растянуться) следить за всем этим придется вам.

Итак, ритуал. Пошло время занятий. Как правило, сами задания (написать три ряда крючочков и решить задачу про яблоки) не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная ваша задача — не давать ребенку отвлекаться. Вы должны тактично, но неуклонно возвращать его к теме выполняемого задания. Приемлемые реплики в этом случае приблизительно такие:

— Итак, в задаче сказано, что.

— Ты остановился на второй строчке.

— Пожалуйста, еще раз взгляни на эту картинку.

— Вспомни, что же здесь нужно сделать.

— Давай вернемся к нашему заданию.

— Осталось совсем немножко подумать, и все будет сделано.

— Я уверена, что ты быстро справишься с этим заданием.

Надеяться на то, что гипердинамический ребенок сам будет выполнять домашние задания, — увы, совершеннейшая утопия. В начале обучения с гипердинамическим ребенком надо "сидеть". Если вы не будете контролировать ребенка, то в его тетрадках наступит полное безобразие, которое в первую очередь будет расстраивать его самого, а также занижать его самооценку, и без того, как правило, невысокую (у меня никогда ничего не получается!). Большинство гипердинамических детей с нормальным интеллектом это прекрасно понимают и напрямую говорят об этом родителям.

— Господи! Он же все это сам может! Там же понимать нечего! Но стоит мне отойти, он просто ручку положит и сидит. Безобразие!

— Пока я над ним "зависаю", все нормально. И буквы на строчке умещаются, и цифры правильно пишет. Я ему даже не говорю ничего, просто стою.

— Стоит мне только отойти, как она сразу прибегает: мамочка, вернись, я без тебя не могу! А чего, там, спрашивается, не мочь, если она такие задания еще два года назад делала!

— Пока я рядом сижу, все еще как-то двигается. Стоит только отвернуться — то букву наоборот напишет, то пропустит, то вообще непонятно что нарисует. Прямо как дебил какой-то!

— Ты, мама, надо мной еще "повиси". У меня так красившее получается.

— Ты только не уходи. А то я на "Спокойной ночи, малыши!" не успею.

— Я сам не знаю, что писать. А когда ты здесь — знаю. Почему? Ну, так получается.

— Когда я один, почему-то в окно смотрю. А с мамой — в тетрадку. Наверное, у меня голова так устроена.

Совет третий: установить правильную последовательность в выполнении заданий

Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Логика тут простая: пока мозги еще "свежие", сделать все самое трудное, а потом, когда мозг уже утомился, можно сделать и то, что полегче.

Для обычных детей это, может быть, и верно. Но для гипердинамических — недопустимо. Столкнувшись сразу, в начале работы, со сложным заданием, ребенок, образно говоря, "опускает руки", полностью теряя и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе.

Помните! Гипердинамические дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать работу с гипердинамическим ребенком нужно с самого легкого задания, с того, которое у него обязательно получится. Можно начать с повторения уже пройденного и известного. Ребенок свободно справится с предложенным заданием, обрадуется, "разогреется" и обретет необходимую сосредоточенность и уверенность в себе. За выполненное задание ребенка нужно обязательно похвалить.

Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребенка на процессе максимальна, он может работать в полную силу своих интеллектуальных возможностей и справится даже с достаточно сложной задачей или упражнением. Далее внимание и способность к концентрации идет на спад. Вместе с ними идет на спад и трудность предлагаемых ребенку задач. Заканчивать нужно опять чем-нибудь легким, с чем даже уставший ребенок определенно справится. Тогда у ребенка остается ощущение успешности всего занятия в целом.

История Вахтанга: обучение под кроватью

Еще один случай, о котором следует поговорить: гипердинамический синдром у ребенка выражен настолько сильно, что даже к шести годам его никак не удается усадить за стол, ни о каких "обучалках-развивалках" не может быть и речи, а заниматься с родителями ребенок категорически отказывается. Однако к школе готовить его все-таки нужно. Как поступить?

К шести годам гипердинамический синдром у Вахтанга цвел пышным цветом. В садик Вахтанг не ходил, потому что воспитательницы не справлялись с его подвижностью — мальчик мог убежать с прогулки домой, залезть на дерево или с забора на крышу гаража и отчаянно дрался. Учитывая все эти особенности, плюс двуязычие Вахтанга (в семье говорят на грузинском и на русском), мама очень боялась, что мальчик не сможет учиться в обычной школе.

Психолог в психологической консультации, куда обратилась семья, сказал, что интеллект у мальчика сохранен и нужно просто больше заниматься дома. Мама купила соответствующие книжки и попыталась последовать совету психолога. Но как только она произносила слово "заниматься", Вахтанг прятался под кровать и категорически отказывался оттуда вылезать. Со временем мальчик оборудовал себе под кроватью полноценное убежище, затащив туда подстилку, подушку, запасы еды и даже лампу-ночник.

— У меня к вам, доктор, один вопрос, — грустно говорила пришедшая ко мне мама. — Как мне извлечь сына из-под кровати?

Уточнив контуры проблемы, я посоветовала не извлекать Вахтанга из-под кровати, а вести обучение прямо на месте. Изготовив соответствующие карточки, мама, лежа все на той же кровати, спускала их вниз и громко называла изображенную на них букву или слог. Карточки исчезали, а спустя некоторое время появлялись снова. Через две недели Вахтанг начал сам называть то, что было написано на спускаемых к нему в убежище карточках. Тогда настала очередь слов, а потом и предложений.

За два месяца такого "подкроватного" обучения упрямый мальчишка научился сносно читать. После этого плюшевый медвежонок, который тоже жил под кроватью, вошел во вкус и выразил желание обучаться математике. Озвучил его желание, естественно, Вахтанг. Потом настала очередь заданий из закупленных мамой книжек.

Сейчас Вахтанг учится во втором классе обычной школы. Среди множества проблем, которые приходится решать его родителям, учебных нет и в помине. Хорошо подготовленный к школе, Вахтанг успешно справляется с программой.

Помните! Гипердинамические дети не злы и не злонамеренны. Они, в общем-то, всегда, даже в самых тяжелых случаях, готовы к сотрудничеству. Подготовить гипердинамического ребенка с сохранным интеллектом к массовой школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать его индивидуальные особенности. Не клеймите его, не развешивайте ярлыков (даже если вас все это безумно раздражает). Дайте ему шанс, и постепенно все наладится.

Спасибо большое за статью.Дочке четыре года а я уже сейчас волнуюсь как она будет учиться в школе. На месте не сидит,даже рисовать спокойно не может со стола на пол, с пола на кровать рисунки перетаскивает, и не дай бог я выйду из комнаты несется за мной со всеми принадлежностями.Прочитала статью и немного успокоилась, теперь знаю как обучать свою малышку.

Спасибо за статью, все три совета очень полезные. И кажутся такими простыми, что думаешь: как сама-то до этого раньше не додумалась? Нам и в “Президентской школе”, на курсах подготовки будущих первоклашек, тоже самое сейчас говорят педагоги, обратить внимание на хорошие часы, выбрать последовательность для занятий, что за чем и в каком порядке делаем. Очень хорошо написано и все по существу. Спасибо, обязательно поделюсь с мамами у нас в группе.

11.09.2014 11:53:44, Ксения Ксю

Есть пару полезных моментов, спасибо!

много всего интересного, спасибо

возьму на заметку