Руководства, Инструкции, Бланки

оценивание учебных достижений учащихся методическое руководство img-1

оценивание учебных достижений учащихся методическое руководство

Рейтинг: 5.0/5.0 (1891 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Шакиров Р

Шакиров Р.Х. Буркитова А.А. Дудкина О.И. (сост.) Оценивание учебных достижений учащихся

Методическое руководство. — Бишкек: Билим, 2012. — 80 с. — ISBN 978–9967–452–02–2.

Данное руководство подготовлено в рамках проекта USAID «Сапаттуу билим» в Кыргызской Республике. В руководстве описаны цели, основные принципы, функции оценивания и его виды. Основное внимание в данном руководстве уделено формативному (формирующему) оцениванию, показаны его цели и основные компоненты. Руководство позволяет расширить диапазон применяемого педагогами инструментария оценки учебных достижений учащихся. Предназначено учителям и администраторам средних школ, специалистам отделов образования, преподавателям и студентам колледжей, профессиональных училищ и педагогических факультетов вузов, центров повышения квалификации учителей.

Введение .
Особенности системы оценивания при личностно ориентированном обучении .
Цели оценивания достижений учащихся.
Целеполагание и его роль в оценивании.
Принципы оценивания достижений учащихся.
Виды оценивания достижений учащихся.
Формативное оценивание .
Критерии оценки достижений учащихся.
Техники формативного оценивания.
Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы .
Оценивание портфолио .
Анализ.
Обратная связь.
Мотивация учащихся.
Самооценивание/Взаимооценивание учащихся.
Суммативное оценивание .
Регистрация учебных достижений учащихся .
Наблюдение урока .
Заключение .
Глоссарий .
Приложения .
Образец плана урока с использованием формативного оценивания.
Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер.
Оценивание работы групп.
Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе.
Вариант первый. Образцы таблиц для проведения анализа данных по итогам оценивания.
Вариант второй. Таблицы для проведения анализа данных по итогам оценивания.
Форма самооценивания.
Формы самооценивания и оценивания ученика учителем.
Форма наблюдения урока.
Виды оценивания.
История возникновения формативного оценивания. Особенности компонента «Формативное оценивание» проекта Всемирного Банка «Сельское образование» в Кыргызской Республике.
Литература.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Другие статьи

Статья по теме: Оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности

Статья по теме:
Оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности.
Предварительный просмотр:

Оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой изменение системы оценивания.

Обратимся к истории оценки в образовании. В учебных заведениях дореволюционной России оценки прилежания и успеваемости по балльной системе не выставлялись. В ведомости проверочной, контрольной или экзаменационной писалось: "весьма похвально", "похвально", "хорошо", "весьма посредственно", "убедительно", "скромно", "очень скромно", "плохо", "скверно", "очень плохо".

Балльная же система оценок, получившая позднее название "отметок" (от слова "отметить"), возникла первоначально в школах Германии. Отсюда, принимая разные формы, отметки-оценки вошли в практику школ других стран. В России она стала применяться с 1837 года.

Но, увы, уже через сорок лет подверглась критике и была отменена.

Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка - это мера, которая показывает отношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. Оценка имеет свои функции. Оценка показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения, показатель продвижений и успехов в учёбе. Оценка знаний учащихся важна и необходима.

В свете модернизации российского образования, нельзя не обратить внимание на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот тормозит процесс развития ребёнка.

Однажды Сухомлинский полушутя сказал: прежде чем поставить двойку, убедитесь, что у школьника нет насморка. Сказано это давно, но школьная отметка так и остаётся одной из болезненных проблем.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Чтобы выяснить отношение к отметкам и системе оценки в целом мы провели в своей школе социологическое исследование.

В анкетировании принимали участие учащиеся 3 - 4 классов. Им были предложены следующие вопросы:

Анкета для учащихся.

  1. Нужна ли школьная отметка?
  2. Устраивает ли вас современная оценочная система?
  3. Какую систему оценки можете предложить вы?
  4. Объективно ли выставляются отметки учителем?
  5. Знаете ли вы критерии выставления отметки учителем?
  6. Какие качества учителя вы цените?

97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться без отметок, аргументируя это тем, что родители должны знать об успехах.

Ученикам интересны их достижения, уровень усвоения темы.

Оценка, по мнению некоторых учащихся это возможность узнать о своих способностях, талантах, узнать к какой работе ты подходишь или в какой институт поступить. Благодаря оценке ученик узнает над чем ему работать.По оценке легко ориентироваться в свих достижениях.

Современная оценочная система устраивает 94 % учащихся.

Дети также предлагают расширить оценочную шкалу: 6 баллов, если очень хорошая работа, ввести 10, 15 –балльную шкалу, оценивать от 3 до 5 (без двоек), по процентам, ставить оценки иначе 1 – «отлично», 2 – одна ошибка и т.д.

Ученики высказывают мнение, что нужно отменить отметку «2» и незнание оценивать как-то по другому, например отметкой «О», так велик страх перед двойкой.

И действительно, в отметке всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся власть взрослого (родителя, учителя) над ребёнком. Плохие отметки всегда «охраняли» управляемый учителем процесс обучения. От кого? Конечно, от детей, которые готовы помешать этому процессу, уклоняются от учёбы. Многие учителя, да и ученики не верят, что можно учиться без подстёгивания.

А что испытывает учитель, когда ставит отметку «два»? Наши учителя всячески стараются избежать двоек, заменяя их «точкой», буквой «О» - отказ, ставят двойку карандашом, давая ребёнку возможность её исправить. «Двойка» оставляет свой след не только на бумаге, но и в душе ребенка. Здесь мы только тогда сможем прийти к разумному решению, когда будем действовать в интересах ребёнка.

Отметки становятся главным и единственным средством общения между школой и семьёй. Плохая отметка стала предвестницей неприятностей в семье. С отметки ненависть и страх переносится на учителя выставляющего эти отметки. Обратная сторона медали - это спекуляция на хороших отметках. Детям нужны отметки не как показатель их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе отношение к себе, подарки и льготы. Ребёнок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того заслужил он её или нет, и тут в ход идут различные способы и ухищрения, ложь, списывание, лесть и всё ради хорошей отметки. Но разве виновата в этом оценочная система или сами отметки? Конечно, нет. Это мы - взрослые превратили отметку в способ регулирования отношений с детьми. Без искоренения существующих в школе проблем, копившихся десятилетиями, переход на безотметочное обучение ничего существенно не изменит.

Например, такая проблема как сравнивание детей между собой на основе отметок. Зависть, вызванная неодинаковым отношением к «отличникам», «троечникам» и «хорошистам» разрушает товарищескую среду учащихся, затрудняет воспитание и обучение, но сами отметки здесь, ни при чём. Учитель должен прививать учащимся здоровое честолюбие и способность критически подходить к достигнутому. Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учёбе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по- настоящему свою успеваемость и успеваемость других, воспитывает самосознание и скромность. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивации учения, становится стимулом его поведения.

Отвечая на последний вопрос анкеты, младшие школьники сказали, что ждут от учителя, прежде всего доброты, милосердия, отзывчивости, заботы. Также называют такие качества, как ум, грамотность, справедливость, любовь к ученикам, дружелюбие, творчество, мудрость. Дети также ценят в учителе громкий голос, хорошее объяснение. В отношениях к ученикам педагоги должны отказаться от криков, умение правильно оценивать, быть вежливыми и терпеливыми, объективность.

Высказываясь об объективности школьной отметки 86% учеников говорят о том, что их знания оцениваются объективно. 14 % учащихся категоричны в своих высказываниях по поводу объективности. Они заявляют, что отметки учителями выставляются необъективно, слишком строго.

При оценке невозможно найти одно общее для всех решение, которое учитывало бы все детали, каждый отдельный случай определяется множеством обстоятельств. По нашему мнению, оценка будет педагогически правильной тогда, когда она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие ребёнка.

Выставляя итоговую отметку за четверть и за год, учитель учитывает не только конкретные знания, но и активность на уроке, трудолюбие, отношение к учёбе. Это не всегда понятно ученикам и их родителям. На вопрос о критериях оценки дети и родители ответили по-разному. Большинству детей критерии оценки известны (86%). Остальные учащиеся отвечают, что не всегда педагог обосновывает отметку. Педагоги в нашей в нашей школе дают обоснованную оценку знаний ученика, дети не бояться спросить за что получена та или иная отметка. Те же, кто не знаком с критериями оценки, обычно и не очень ими интересуются, равнодушно относятся к своей учёбе, в том числе и к отметкам. Ученик должен знать критерии выставления отметки так же, как и цели и содержание программы которые он должен достичь.

Среди родителей большинство не знают критериев оценки. Мы считаем, что родители и ученики должны чётко знать критерии выставления отметки и учителя в своей работе должны как можно чаще сверяться с ними.

Для более полной картины, мы предложили и родителям ответить на следующие вопросы:

Анкета для родителей.

  1. Нужна ли школьная отметка? Почему?
  2. Устраивает ли вас современная оценочная система? Обоснуйте ответ.
  3. Соответствуют ли знания вашего ребёнка его отметкам?
  4. Знаете ли вы критерии, по которым должна выставляться отметка учителем?

5. Считаете ли вы, что не важны отметки, были бы знания?

6. Знаете ли вы, какие отметки стоят у вашего ребёнка в дневнике? А в журнале?

7. Как вы реагируете, если ребёнок приносит плохую отметку?

8. Какую систему оценки могли бы предложить вы?

Всего было опрошено 75 родителей.

Родители высказали единодушное мнение, что отметка в школе нужна. Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях. Современная система оценки родителей вполне устраивает и это понятно. За много лет родители привыкли и адаптировались к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Сейчас они точно могут определить статус своего ребёнка, а вот если баллов будет больше.

Родители, к сожалению, не высказали конструктивных предложений по поводу оценочной системы. Есть предложения расширить шкалу оценки до 10 баллов, заменить отметки на «хорошо», «отлично», «удовлетворительно» и т. д.

Большинство родителей высказались, что знания их ребёнка вполне соответствуют отметкам, пятеро считают, что отметки у их детей завышены, двое - что занижены.

Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка строят в первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале. Все родители точно знают, какие отметки стоят в дневнике у ребёнка, большинство сверяется с классным журналом.

На плохую отметку реакция самая разнообразная. Большинство (63%) старается ребёнка поддержать и помочь ему, для 20% это повод заставить ребёнка больше учить. Есть и такие родители, для которых плохая отметка повод для расстройства и часто плохое настроение родителей отражается на ребёнке.

Из всего высказанного можно сделать вывод: отметки будут тормозить процесс развития ребенка до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка. До тех пор, пока родители не откажутся видеть детей через призму отметок, пока учителя не поймут, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам результат, особенно на сложных переломных этапах.

В нашей школе включаются различные виды контроля оценки и мотивации учебной деятельности.

1.Тестовые диагностические работы, направленные на выявление освоения отдельных
предметных операций с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и
самими учащимися. Система таких диагностических работ от темы к теме позволяет учителю, администрации и заменяющему учителю четко видеть пробелы в усвоении знаний.

2. Самостоятельная работа учащихся. Особенность такого вида работы заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает как выполнение предложенных заданий и заданий по своему выбору, а также самостоятельный контроль и оценку своих
действий. Результаты таких работ проверяются, но не оцениваются отметкой, а лишь устно. При таком виде работы ребенок имеет право на ошибку и право на ее
исправление. С помощью этого вида работы учащимся прививаются навыки
самостоятельного контроля и оценки своих действий. Отсюда начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся человеку, умеющему учиться.

3. Творческие отчеты перед родителями и педагогами с награждением почетными грамотами и благодарностями за активность, творчество, научно-исследовательскую деятельность и т.д.

4. Участие в работе, когда достижения и работы учащихся оцениваются с точки зрения их социальной значимости не только педагогами школы, но и представителями различных организаций. Осознание ребенком общественной значимости, результата его труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к своей учебно-познавательной и творческой деятельности.

5. На уроках учителя учат детей применять оценку своих действий и действий товарищей, чтобы ребенок не упускал из виду эталон, умел оперировать им, делать выводы из сравнения с ним результата своего труда. Это дает в руки детей инструмент оценки своей деятельности.

6. Взаимоконтроль и взаимооценка. При этом виде работы выставляются только положительные отметки. Внедрение самоуправления в классе, когда учитель становится руководителем, старшим товарищем в общем деле. При этом он не принуждает учиться, а дети учатся сами и учат своих товарищей.

7. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается учителями не сточки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Если ученик работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика, это весьма посредственный результат. Здесь важны «пятерки» не сами по себе, а «пятерки» как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны и задача учителя вывести личность каждого ученика в режим развития, побудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Некоторые учителя начальной школы используют оценку деятельности учащихся в форме
медалей, жетонов и т.д. В основном дети получают такие медали за стремление к знаниям,
за старание, независимо от результата, и у них возникает положительная мотивация учения.
Используют другие виды оценки, например «растущего человечка» - символ,

который вырастает на несколько клеток, если у ребёнка растут успехи, и предела роста у этого «человечка» нет. Ребёнок видит это и тоже растёт в своих глазах и в глазах окружающих.

Для оценки личностного развития, учителя начальной школы используют «папки» или «копилки» личных достижений, где хранятся стихи, творческие работы, рисунки, фотографии детей. Эти папки вручаются при выпуске из начальной школы и продолжают накапливаться в средней, растут вместе с ребёнком до выпускного вечера в старшей школе. Обычно дети с умилением,рассматривают свои ранние работы и видят, как они выросли даже за один год.

Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки является учебное портфолио
(распространены в школах США). Основной смысл учебного портфолио - "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки предполагает:

  • смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

В учебное портфолио могут быть включены:

рисунки, сделанные на компьютере;

самостоятельно разработанные программы с демонстрацией на научно - практической конференции;

реферат по теме и его защита;

выпуск школьной газеты;

копии статей, работ по интересующей теме;

нестандартное, более рациональное решение задачи;

задачи, составленные самим учеником;

дипломы, награды и т. п.

Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является «Тетрадь открытий».

Это классный альбом (книга), в которой фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена тремя блоками: записи-«догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи-результаты Письменных работ детей; записи-обобщения пройденного материала. Для того, чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, ;чтобы для детей"стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми, исходя из той ситуации, которая возникла на уроке.

В настоящее время учителя начальных классов используют некоторые формы безотметочного оценивания:

  • словесную оценку,
  • самооценку учащихся,

Словесная оценка на уроках присутствует всегда. Это и обращение учителя, его суждения, похвала или порицание.

Одним из форм оценивания учащихся по безотметочной системе является самооценка детей. Как правило, в школе действие контроля и оценки принадлежит исключительно к компетенции педагогов. При этой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий, к тому же учащийся не владеет "инструментом" контроля и оценки. Наша задача - вести работу по формированию "инструмента" для оценки своих действий. С этой целью учителями начальных классов нашего города разработаны специальные таблицы оценочных действий ребёнка (приложение).

Контроль и оценка деятельности учащихся рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребёнка и не подразумевает сравнение с другими детьми. Фиксировать успехи ученика можно в виде графиков, диаграмм. Например, использование индивидуальных и групповых графиков техники чтения учащихся

Однако, переход на безотметочную систему оценки возможен там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями. Невозможен переход в отдельно взятой школе, важно, чтобы была перспектива движения в этом направлении на последующих этапах образования.

Особую аткулаьность перехожд на безотметочное обучение представляет для первоклассников.

Находясь ранее в безотметочной системе, ребенок, начинающий обучение в первом классе, проявляет очевидную готовность и даже потребность к оцениванию в виде отметок. Анализируя ответы первоклассников на вопрос «Почему ты ходишь в школу?» можно выделить значительную группу ответов, типа «Я хожу в школу, чтобы получать пятерки». Таким образом, мотив получения отметки становится ведущим школьным мотивом уже на первых этапах обучения. Важно отметить, что потребность в получении отметки является скорее внешней, нежели отражает внутреннюю глубокую мотивацию к учению. Вероятно, готовность к ранжированию в виде отметок имеет глубокие культурологические корни.

Одновременно отказ от отметки в первом классе это весьма благоприятная предпосылка для успешной адаптации ребенка к школе. Первоклассник имеет возможность познакомиться с новой системой, в которой ему предстоит обучаться 11 лет, он знакомится с атрибутами и правилами школы, с новым содержанием и новыми видами деятельности. Совершенно оправданно, что ребенок, не получая отметок, имеет возможность постепенно формировать свое отношение к новой для него деятельности, к школе в целом, ориентируясь на содержание и привлекательность учебной деятельности. Ведь очевидно, что, получая негативную отметку, ребенок перестает любить школу до того, как он освоит те виды деятельности, которые реализуются в школе.

В процессе безотметочного обучения у ребенка активно формируются предпосылки для развития учебной мотивации: к собственному развитию и совершенствованию. На сегодняшний день весьма перспективно может рассматриваться переход на безотметочное обучение на весь период обучения в начальной школе.

Отказ от отметки, отнюдь не предполагает отказ от оценивания, анализа и соответственно предоставления информации о достижениях ученика. Напротив, должна быть создана эффективная система обратной связи между учителем и учеником, учителем и родителем, позволяющая постоянно анализировать и соответственно целенаправленно развивать знания, умения и навыки ребенка, а также корректировать трудности.

Уже в первом классе очень важно формировать у детей элементы анализа и рефлексии в учебной деятельности, однако следует признать, что такая деятельность, в силу особенностей возраста, малодоступна для детей 7-8 лет. Очевидно, что, осуществляя деятельность по фиксации и анализу учебных достижений каждого ребенка, педагог соответственно вносит коррективы в процесс обучения по тому или иному предмету, теме и т.п. Одновременно на первых этапах обучения очень большое значение имеет сотрудничество педагога и родителей, Ранее родители получали информацию о достижениях ребенка в виде отметок. В процессе безотметочного обучения потребность родителей в получении информации об успехах ребенка и требованиях учебной программы остается такой же актуальной, однако формы предоставления этой информации могут быть различными.

В нашгей школе в течении нескольких лет осуществляет информирование родителей об успехах ребенка посредством Листа достижений учащихся. Данная форма фиксации достижений учащихся разработана в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса по соответствующим учебным предметам. Обучение осуществляется по системе общего развития Л.В.Занкова, в школе реализуется предметное обучение (каждый учитель ведет отдельный учебный предмет).

Структура Листа достижений включает в себя: учебные предметы с перечнем знаний, умений и навыков, а также общеучебные критерии - учебная активность, интерес к предмету. Достижения учащихся фиксируются по итогам учебных четвертей, заполняются по мере овладения детьми теми или иными ЗУНами и по окончании учебного года. Графы Результаты заполняются по выбору учителя: в виде указания процента качества выполнения работы, указания количества правильных ответов и ошибок, отдельные параметры можно фиксировать в виде наличия или отсутствия соответствующих умений. Графы рекомендации заполняются учителями по предметам свободно, обычно предлагают родителям указания на возможные тренировочные упражнения.

Технология работы Листом достижений включает в себя несколько этапов:

  • Лист достижений заполняют учителя-предметники;
  • Лист достижений анализирует классный руководитель, классный воспитатель, при необходимости получают дополнительную информацию по результатам и тренировочным упражнениям у учителей по предметам;
  • Лист достижений предлагается родителям для ознакомления на родительских собраниях (обычно работа с Листом сопровождается комментариями, поясняющими учебные требования и возможности оказания практической помощи ребенку).

При работе с Листом достижений классный руководитель не оглашает индивидуальные результаты, а также результаты класса, но может выявить некоторые общие тенденции, достижения и типичные трудности. Цель такой консультации: познакомить родителей с учебными требованиями по предметам, дать родителям представления об учебных успехах и трудностях ребенка, рекомендовать родителям конкретные способы сотрудничества, направленные на более успешную учебную адаптацию ребенка.

Следует отметить, что на основе Листа достижений может быть сделан анализ качества обучения детей по учебным четвертям, по учебным предметам. Таким образом, Лист достижения может быть активно востребован классным руководителем, классным воспитателем, учителями по предметам, завучем и директором школы.

В школе практикуются традиционные формы информирования и консультирования родителей: индивидуальные и групповые консультации, которые могут получить любые желающие родители, открытые уроки. Определенным образом Лист достижений заменяет консультацию по каждому учебному предмету, но в данном случае обеспечивается индивидуальное информирование каждого родителя. При работе с Листом достижений родители получают новую информацию и могут соотнести ее с прежними достижениями ребенка.

Предлагаемая форма Листа достижений может быть скорректирована в соответствии с образовательными программами и целями работы образовательного учреждения. Одновременно данная форма может быть практически использована на протяжении всего периода обучения ребенка в начальной школе.

Правила оценочной безопасности.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) Необходимо отказаться от негативной установки. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Необходимо отказаться от «эффекта ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

В) Ребенок может воспринять отрицательную отметку как справедливую, необидную, если использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Тыл ентяй", а "Ты поленился" .И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Г) Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

Д) Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"

Е) Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.

Ж) Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.

З) Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

  • I нельзя наказывать отметкой (ставить "2" за плохое поведение);
  • если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
  • если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших. в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы.

Методическая разработка - quot; Использование критериального оценивания на уроках химии - quot

методическая разработка "Использование критериального оценивания на уроках химии"

Новые подходы к преподаванию химии:

«Использование критериального оценивания на уроках химии»

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как это сделать наилучшим образом.

Школа XXI века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию [Квитова, 2008]. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников. которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

Необходимым условием успешности любой деятельности человека является потребность в объективной оценке результатов труда, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее ее оценивать. Поэтому сегодня ключевая роль в управлении образовательным процессом принадлежит системе точного и качественного оценивания. Определяя главную функцию оценочной деятельности, заметим, что это не что иное, как повышение качества образования. В связи с этим возможно констатировать, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования. Эта мысль подтверждается и в документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования».

В связи с этим, инновационные школы РК, изучив опыт зарубежных стран, разрабатывают и внедряют критериальную систему оценивания учебных достижений обучающихся.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся. Неизбежно постепенное введение новой системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью повышения качества обучения в соответствие с международными нормами и стандартами.

Основными элементами критериального оценивания являются: анализ процесса оценивания; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень усвоения изучаемого материала (обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в учебный процесс для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; она позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний каждым учащимся, отслеживать динамику его развития [Карасев, 2003]; использование данного механизма осуществления контроля повышает эффективность учебной деятельности учащихся за счет возможности скорректировать полученные результаты, а значит достичь более высокого уровня продуктивности в будущей деятельности); определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике; выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности [Петерсон, 2007]. Все это дает возможность выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок.

Таким образом, единой целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

В соответствии с этой целью система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования; родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка; учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся и, в частности, о том:

происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям;

начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;

совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, углубляют ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;

обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности

повысить учебную мотивацию учащихся, активность в обучении и в обсуждении, анализе ответов, снять эмоциональный негатив с оценки;

систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся;

управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи, определения качества усвоения материала, выявления трудностей, ошибок и их причин, предупреждения пробелов знаний;

обеспечить надежную обратную связь, определять качество усвоения материала;

обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании;

выявлять трудности, ошибки и их причины, предупреждать пробелы знаний.

Перечень задач. которые выполняет технология критериального оценивания, представлен на рис. 1:

Технология критериального оценивания выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, диагностическую, развивающую и мотивационную (рис. 2). Рассмотрим функции контроля учебных достижений учащихся и проанализируем их роль в учебном процессе.

Рис. 2. Функции технологии критериального оценивания

Контролирующая функция является основной в ходе проведения формирующих (текущих) и констатирующих (итоговых) работ. Данная функция позволяет определить уровень учебных достижений учащихся, составить диагностические характеристики отдельного ученика и класса в целом, объективно оценить результаты учебной деятельности, выявить умения активно применять полученные знания в учебной деятельности, осуществлять постоянный контроль за процессом и результатом учения, определить степень эффективности организации, методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция является основной при изучении нового материала. С одной стороны, выявляется степень усвоения изученного материала, с другой стороны, осуществляется содействие большему закреплению, углублению, упрочнению, расширению знаний и умений учащихся. Задача учителя – так организовать образовательный процесс, чтобы ученик был поставлен в ситуацию преодоления трудностей при условиях, отвечающих его индивидуальным возможностям.

Воспитывающая функция активизируется на завершающих этапах учебного процесса: написание констатирующих работ, проведение и участие в конференциях, защита исследовательских работ и т. д. Рассматриваемая функция характеризуется тем, что в процессе поверки учебных достижений учащихся у них формируется чувство ответственности за результаты собственной деятельности, вырабатываются такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, любознательность, честность под влиянием оценки, взаимооценки и самооценки, познавательность, формируются положительные мотивы учения. Регулярное проведение проверочных мероприятий побуждает учащихся к систематической работе. Понимание учеником отметки, поставленной учителем, способствует становлению учащегося как личности.

Диагностическая функция заключается не только в определении уровня учебных достижений учащихся, но и в установлении причин получения низких баллов, в выявлении пробелов системе знаний, в проведении конкретной работы по их устранению. Как отмечает Е.С. Полат, в традиционной системе обучения учитель и учебник являются основными источниками знаний, и к тому же учитель контролирует знания, умения и навыки [Полат, 2008]. При новой личностно-ориентированной парадигме образования, при компетентностном подходе учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний, а на диагностику деятельности учеников, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в обучении. Современная парадигма образования требует, чтобы в процессе обучения во главу угла ставились способности и наклонности учащихся. Дидактический контроль должен иметь ярко выраженную обучающую, воспитывающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Благодаря проверке знаний учащихся учитель критически анализирует, оценивает и собственную работу, эффективность методов и средств обучения, которые он применяет.

Развивающая функция является главной в процессе выполнения констатирующих работ, когда учащиеся самостоятельно применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы и обобщения, готовят доклады, презентации, защищают исследовательские работы. Проверка заключается в формировании и развитии интеллектуальных способностей, а не только в их выявлении. Данная функция проявляется в том, что проверка способствует развитию внимания школьников, логического и критического мышления, памяти, воли в процессе самоконтроля и взаимоконтроля, а также формированию познавательной самостоятельности.

Мотивационная функция содействует развитию познавательной активности учащихся, стремлению к самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, повышению уровня оценки и самооценки личности посредством объективности выставляемых оценок, качества знаний и умений учащихся, созданию здоровой конкуренции и состязательности в связи с получением постоянной информации об учебных достижениях, желанию учащихся развивать свои способности и добиваться высоких результатов [Шапатина, 2007; While. 1959].

В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого предметного блока дисциплин и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков. Итоговые результаты критериального оценивания по всем предметным блокам с выведением итоговых отметок заносятся в специально составленный оценочный лист с приложением, содержащим предметные критерии и максимальный уровень достижений (табл.1).

Результаты критериального оцениванияи итоговые отметки

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

оценивается только работа учащегося;

работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

Улучшить качество преподавания.

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности.

Получать доказательства уровня обученности ребенка.

Отслеживать прогресс в обучении ребенка.

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

А. Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя различные химические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка химии взаимосвязь между ними.

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения.

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения.

Для примера, предлагаем один из вариантов критериального оценивания на уроках химии по теме «Типы химических реакций». см. приложение №1,2. которые позволяют оценить не только знания, но выявить уровень понимания и применения знаний в решений нестандартных ситуации.

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между мной - учителем, учеником и родителями.

Так как критериальный подход к оцениванию решает проблему объективного оценивания учащихся и стимулирует их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости выглядит следующим образом.

Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания.

С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с критериями.

Таким образом, главной особенностью современной системы оценивания является технология критериального оценивания. Она воплощает в себе принципы, которые лежат в основе Стандарта. При условии соблюдения методики ее применения, трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются сохранением познавательного интереса ребёнка, развитием в нем желания учиться, трудиться. т.е. повышением качества знаний обучающихся.

Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы. Возможно, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлет-ворительные отметки.

Новые подходы к преподаванию химии:

«Использование критериального оценивания на уроках химии»

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как это сделать наилучшим образом.

Школа XXI века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию [Квитова, 2008]. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

Необходимым условием успешности любой деятельности человека является потребность в объективной оценке результатов труда, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее ее оценивать. Поэтому сегодня ключевая роль в управлении образовательным процессом принадлежит системе точного и качественного оценивания. Определяя главную функцию оценочной деятельности, заметим, что это не что иное, как повышение качества образования. В связи с этим возможно констатировать, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования. Эта мысль подтверждается и в документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования».

В связи с этим, инновационные школы РК, изучив опыт зарубежных стран, разрабатывают и внедряют критериальную систему оценивания учебных достижений обучающихся.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся. Неизбежно постепенное введение новой системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью повышения качества обучения в соответствие с международными нормами и стандартами.

Основными элементами критериального оценивания являются: анализ процесса оценивания; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень усвоения изучаемого материала (обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в учебный процесс для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; она позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний каждым учащимся, отслеживать динамику его развития [Карасев, 2003]; использование данного механизма осуществления контроля повышает эффективность учебной деятельности учащихся за счет возможности скорректировать полученные результаты, а значит достичь более высокого уровня продуктивности в будущей деятельности); определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике; выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности [Петерсон, 2007]. Все это дает возможность выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок.

Таким образом, единой целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

В соответствии с этой целью система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования; родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка; учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся и, в частности, о том:

происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям;

начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;

совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, углубляют ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;

обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности

повысить учебную мотивацию учащихся, активность в обучении и в обсуждении, анализе ответов, снять эмоциональный негатив с оценки;

систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся;

управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи, определения качества усвоения материала, выявления трудностей, ошибок и их причин, предупреждения пробелов знаний;

обеспечить надежную обратную связь, определять качество усвоения материала;

обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании;

выявлять трудности, ошибки и их причины, предупреждать пробелы знаний.

Перечень задач, которые выполняет технология критериального оценивания, представлен на рис. 1:

Технология критериального оценивания выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, диагностическую, развивающую и мотивационную (рис. 2). Рассмотрим функции контроля учебных достижений учащихся и проанализируем их роль в учебном процессе.

Рис. 2. Функции технологии критериального оценивания

Контролирующая функция является основной в ходе проведения формирующих (текущих) и констатирующих (итоговых) работ. Данная функция позволяет определить уровень учебных достижений учащихся, составить диагностические характеристики отдельного ученика и класса в целом, объективно оценить результаты учебной деятельности, выявить умения активно применять полученные знания в учебной деятельности, осуществлять постоянный контроль за процессом и результатом учения, определить степень эффективности организации, методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция является основной при изучении нового материала. С одной стороны, выявляется степень усвоения изученного материала, с другой стороны, осуществляется содействие большему закреплению, углублению, упрочнению, расширению знаний и умений учащихся. Задача учителя – так организовать образовательный процесс, чтобы ученик был поставлен в ситуацию преодоления трудностей при условиях, отвечающих его индивидуальным возможностям.

Воспитывающая функция активизируется на завершающих этапах учебного процесса: написание констатирующих работ, проведение и участие в конференциях, защита исследовательских работ и т. д. Рассматриваемая функция характеризуется тем, что в процессе поверки учебных достижений учащихся у них формируется чувство ответственности за результаты собственной деятельности, вырабатываются такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, любознательность, честность под влиянием оценки, взаимооценки и самооценки, познавательность, формируются положительные мотивы учения. Регулярное проведение проверочных мероприятий побуждает учащихся к систематической работе. Понимание учеником отметки, поставленной учителем, способствует становлению учащегося как личности.

Диагностическая функция заключается не только в определении уровня учебных достижений учащихся, но и в установлении причин получения низких баллов, в выявлении пробелов системе знаний, в проведении конкретной работы по их устранению. Как отмечает Е.С. Полат, в традиционной системе обучения учитель и учебник являются основными источниками знаний, и к тому же учитель контролирует знания, умения и навыки [Полат, 2008]. При новой личностно-ориентированной парадигме образования, при компетентностном подходе учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний, а на диагностику деятельности учеников, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в обучении. Современная парадигма образования требует, чтобы в процессе обучения во главу угла ставились способности и наклонности учащихся. Дидактический контроль должен иметь ярко выраженную обучающую, воспитывающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Благодаря проверке знаний учащихся учитель критически анализирует, оценивает и собственную работу, эффективность методов и средств обучения, которые он применяет.

Развивающая функция является главной в процессе выполнения констатирующих работ, когда учащиеся самостоятельно применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы и обобщения, готовят доклады, презентации, защищают исследовательские работы. Проверка заключается в формировании и развитии интеллектуальных способностей, а не только в их выявлении. Данная функция проявляется в том, что проверка способствует развитию внимания школьников, логического и критического мышления, памяти, воли в процессе самоконтроля и взаимоконтроля, а также формированию познавательной самостоятельности.

Мотивационная функция содействует развитию познавательной активности учащихся, стремлению к самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, повышению уровня оценки и самооценки личности посредством объективности выставляемых оценок, качества знаний и умений учащихся, созданию здоровой конкуренции и состязательности в связи с получением постоянной информации об учебных достижениях, желанию учащихся развивать свои способности и добиваться высоких результатов [Шапатина, 2007; While. 1959].

В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого предметного блока дисциплин и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков. Итоговые результаты критериального оценивания по всем предметным блокам с выведением итоговых отметок заносятся в специально составленный оценочный лист с приложением, содержащим предметные критерии и максимальный уровень достижений (табл.1).

Результаты критериального оценивания и итоговые отметки

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

оценивается только работа учащегося;

работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

· Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.

· Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

· Улучшить качество преподавания.

· Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

· Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания

· Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

· Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

· Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

· Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

· Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности.

· Получать доказательства уровня обученности ребенка.

· Отслеживать прогресс в обучении ребенка.

· Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

А. Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя различные химические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка химии взаимосвязь между ними.

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения.

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения.

Для примера, предлагаем один из вариантов критериального оценивания на уроках химии по теме «Типы химических реакций». см. приложение №1,2. которые позволяют оценить не только знания, но выявить уровень понимания и применения знаний в решений нестандартных ситуации.

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между мной - учителем, учеником и родителями.

Так как критериальный подход к оцениванию решает проблему объективного оценивания учащихся и стимулирует их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости выглядит следующим образом.

· Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания.

· С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с критериями.

Таким образом, главной особенностью современной системы оценивания является технология критериального оценивания. Она воплощает в себе принципы, которые лежат в основе Стандарта. При условии соблюдения методики ее применения, трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются сохранением познавательного интереса ребёнка, развитием в нем желания учиться, трудиться. т.е. повышением качества знаний обучающихся.

Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы. Возможно, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлет-ворительные отметки.