Руководства, Инструкции, Бланки

психологическая характеристика на подростка образец img-1

психологическая характеристика на подростка образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психологическая, характеристика подросткового возраста

Психологическая, характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Выготский считал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознание подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание кризиса. Важнейшая психологическая особенность подростка – чувство взрослости.

Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости.
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

· половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

· изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

· смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

· открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

· познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

· появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Другие статьи

Психологическая характеристика на подростка образец - Публичная информация

Психологическая характеристика на подростка образец

Следовательно, олигофрения характеризуется непрогредиентностью, тотальностью и иерархичностью нарушения психического развития, относительной сохраненностью личностного аспекта познавательной деятельности. Расширяется сеть институтов, оказывающих помощь семье генетических, юри­дических служб, агентств, консультаций, служб знакомств. Мышлению умственно отсталых детей свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу они часто не замечают своих ошибок. Проживает в Гусевском районе, пос. Производительность произвольного запоминания зависит от осознание необходимости усвоения определенных знаний, обладания рациональными приемами заучивания, правильной организации мнемической деятельности. Подобные документы Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. А кроме того, недостаточно простого "знания" передовых идей и взглядов.

И этой идее он отдался без остатка. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. Ухудшаются все параметры качества населения — его здоровье, образовательный и професси­ональный потенциал, происходит культурно-духовная деградация, особенно среди молодежи, растет девиантное отклоняющееся от нормы поведение — преступность, нарко- и токсикомания, алкого­лизм, суицидальное поведение и самоубийства, увеличивается бро­дяжничество, воровство и т. Характер Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Интересные возможности памяти умственно отсталых учеников были выявлены Ю. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности.

Поступил в июне 2012 года из коррекционной школы VIII вида, г. В противоположность этому мы можем сказать, что талант - это "любовь к самому процессу работы", любовь к труду. Создание благоприятного нравственного психологического климата в коллективе, обеспечение условия защищённости каждого ребёнка.

Образец характеристики на девочку из неблагополучной семьи - Характеристика - Шаблоны примеры - mirshablonov.http://drumshop.ru/products_files/image

Патологии мыслительной деятельности у умственно отсталых, детей с задержкой развития, церебральным параличом и аутистическим расстройством. Первичный дефект при олигофрении связан с тотальным недоразвития мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон. Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. В классе авторитетом не пользуется. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества. Исследованием роли повторения в процессе учебы умственно отсталых детей занимались Л.

Но характер его способностей обнаружился очень рано: еще в детские годы он отличался незаурядной наблюдательностью, страстной и устойчивой любовью к литературе, склонностью к литературным занятиям. Легче воспринимают сходство предметов, чем их различие в силу слабости дифференцировочного торможения. Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. С взрослыми тактичен и вежлив. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности. Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Нужно, чтобы они были глубоко "пережиты" человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков. Являясь врожденной особенностью, тип высшей нервной деятельности не остается, однако, неизменным.

Смотри также

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

Поведение человека детерминировано в обществе. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только психологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются самыми важными средствами регуляции поведения человека в социуме [4, с. 1]. Правонарушения несовершеннолетних особо опасны для общества, потому что они угрожают его будущему. Асоциальные привычки, взгляды, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат к росту преступности и рецидивам.

По мнению Ю. М. Антонян личность правонарушителя — это совокупность социально-демографических, социально-психологических, правовых и нравственных свойств, признаков, связей, которые характеризуют лицо, совершившее преступление и влияющих на его преступное поведение [1, с. 45].

Б. В. Волженкин считает, что личность правонарушителя — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, которая обуславливает его преступное поведение [2, с269].

Признаки делинквентного поведения проявляются уже в детском возрасте. Затем в подростковом возрасте они целенаправленно и последовательно формируются и закрепляются в противоправное поведение.

Выделяют следующие признаки, которые характерны для несовершеннолетнего правонарушителя:

- отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое, физическое и психическое здоровье) [3, с. 209];

- неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;

- неуспеваемость в школе. Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. Ряд исследователей отмечают, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения [5, с. 94].

В отечественной педагогике проблемой противоправного поведения у подростков занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, А. Е. Личко, А. М. Прихожан, М. Ю. Кондратьев, и другие.

По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось. В 2000 г. количество преступлений было 32919, в 2005 г. составило 25308, а уже в 2012 г. зафиксировано 9181 [6]. Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

Целью нашего исследования являлось определение психологических параметров, которые влияют на формирование противоправного поведения.

В исследовании приняли участие 10 несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на внутри школьном учете или на учете в подразделении по делам молодежи (ПДН) г. Владимира. Возраст испытуемых от 15 до 17 лет.

Объект исследования — противоправное поведение подростков, предмет — склонность подростков к противоправному поведению.

В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что на формирование противоправного поведения влияют склонность к риску, саморазрушению и самоповреждению, склонность к агрессии и насилию.

На первом этапе исследования проводилась методика А. М. Шуберта, определяющая склонность к риску.

Полученные результаты показали, что 50 % несовершеннолетних правонарушителей склонны к риску. Такие подростки не обращают внимание на реакцию окружающих, не слишком озабочены, когда родители, учителя или одноклассники выражают свое неодобрение, предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы посмотреть, что из этого получится. У 40 % испытуемых уровень склонности к риску находится в пределах нормы. 10 % испытуемых слишком осторожны. Подростки предварительно обдумывают свои действия и их последствия, для них характерно недоверчивость и осмотрительность в отношении с окружающими.

Рис. 1 диагностика склонности к риску А. М. Шуберт

На втором этапе была проведена методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел.

По шкале установки на социальную желательность 30 % испытуемых не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. 50 % подростков показали умеренную тенденцию давать социально — желательные ответы и 20 % свидетельствует о стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Шкала склонности к преодолению норм и правил показала, что 60 % подростков склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. 40 % подростков склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению 70 % испытуемых обладают хорошим социальным контролем поведенческих реакций. У 30 % наблюдается предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению получены следующие результаты. У 80 % выявлена низкая ценность к собственной жизни, склонность к риску, потребность в острых отношениях, садо-мазохистские тенденции. У 20 % отсутствует тенденция к саморазрущающему поведению, склонность к реализации комплексов вины.

Шкала склонности к агрессии и насилию показала наличие у 40 % агрессивных тенденций. У 30 % наблюдается агрессивная направленность во взаимоотношениях с людьми, склонность решать проблемы посредством насилия. 30 % испытуемых не приемлют насилие как средство решения проблем.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций показала слабый волевой контроль эмоциональной сферы, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений у 30 % испытуемых. У 70 % наблюдается полный самоконтроль любых поведенческих реакций.

Шкала склонности к делинквентному поведению показала наличие у 50 % делинквентных тенденций, у 20 % испытуемых выявлена высокая готовность к реализации делинквентного поведения.

Рис.2. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел

На заключительном этапе была проведена методика диагностики психических состояний (PEN) Г. Айзенк и С. Айзенк.

Результаты диагностики показали, что 80 % — экстраверты. Для таких подростков характерна общительность, активность, самоуверенность.

Интровертами являются 20 % испытуемых. Такие подростки не общительны, пассивны и замкнуты.

По шкале психотизма, высокие показатели наблюдаются у 60 % испытуемых, что свидетельствует о высоком уровне конфликтности.

Шкала нейротизма показала высокую психическую неустойчивость у 70 % испытуемых. Подростки отличаются высокой тревожностью и напряженностью.

Рис. 3. Диагностика психических состояний (PEN) Г. Айзенк и С. Айзенк

Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод о том, что склонность к риску наблюдается у 80 % испытуемых, склонность к агрессии и насилию у 70 %. Для них характерны состояния внутри личностного конфликта, ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, отсутствие самокритики. Совокупность факторов психологического и социального характера приводит к деформации потребностей подростка — правонарушителя, потребностей в полноценном развитии и самореализации.

Противоправное поведение несовершеннолетних стало чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка слишком высокие требования. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, самоограничение, ответственность, этические и моральные установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

1. Антонян Ю. М. Еникеев М. И. Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М. Юрист,1966. — 336 с.

2. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 276 с.

3. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина 2-е изд. перераб. — М. Академия, 2002. — 272 с.

4. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Соц-псих. и психиатр. Аспекты. — Мн. Беларусь, 1988. — 207 с.;

5. Тигунцева Г. Н. Третьякова Л. М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты. Иркутск, 2002. — 288 с.

6. Статистические данные правонарушений по России http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/

Образец характеристики на подростка

Результаты поиска по запросу Образец характеристики на подростка. найдено 1000 страницы.

Характеристики цифр

своем люди вынуждены подчиняться требованию подобного "руководителя", который давит и угнетает). Интерес "3"-нет. Характеристики Отсутствие цифры 3 в психоматрице означает склонность человека к гуманитарным наукам и искусству. Когда мы. человека строить планы и анализировать ситуацию, разбираться в точных науках и технике. Это непосредственные характеристики цифры 5, но существуют и косвенные характеристики. которые связаны с тем, что цифра 5 занимает центральное положение в психоматрице, а.

Характеристики науки Каббала

Характеристики науки Каббала 1. Общий характер науки Каббала Любое понимание (осознание разумом) имеет две составляющие: • познание материи, то есть природа тел в существующей действительности.

Характеристики гравитации на атомном уровне

Коротко его суть такова - экспериментальную установку сбрасывают с башни высотой 146 метров, после чего проводят измерения. Цель авторов работы - проверить, не изменяются ли характеристики гравитационного притяжения на дистанциях, сравнимых с типичными межатомными расстояниями. Общая теория относительности Эйнштейна постулирует, что никакого изменения происходить не должно, однако некоторые исследовательские.

Подростку из Краснокамска

Папочка, хороший мой, почему я брошенный?
Есть достаток, полон дом, вещи дорогие в нём
Нет нужды ни в чём уж много лет,
Почему же счастья в жизни нет?…
Ты добытчик, ты опора и проблем решаешь ворох,
Ты силён и властен ты, и крепка твоя семья.
А.

Психологическая характеристика на подростка образец - Образцы документов, договоров и заявлений

Фамилия и имя заменены на (. Кафедра генетической и клинической. В этой работе рассмотрена. Скачать реферат / курсовую на тему. Характеристика на трудного слабо. Уважаемые пользователи и посетители сайта. Характеристика ученика 1 класса. На семью ученицы Гирибасовой Елены Рудольфовны 1997 года рождения, ученицы 7. Именно в отрочестве подросток нацелен на. Составление характеристики на ученика образец (возможно также составление характеристики группы. / Образец характеристики на подростка. Фамилия и имя заменены на (. Психологическая характеристика личности подростка. Read more about Образец и пример характеристики на семью, родителей трудного подростка, ученика Образец. Психологическая характеристика учащегося образец. "Характеристика на ученика" - подборка психологических и педагогических характеристик. В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье. Психологическая характеристика (пример) на ученицу. Образец психологической характеристики ученика. Образец психолого-педагогической характеристики ученика. Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации). -психологических особенностей учащихся является составление характеристики на ученика (группы учеников). Характеристика на неуспевающего ученика, который выбывает из данного учебного учреждения. Рекомендуемые темы работ по специальности психология. Характеристика на трудного подростка образец. Бланки документов и их образцы заполнения. ArrayПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА (. Психологическая характеристика "трудного" ученика пишется в двух экземплярах педагогом-психологом, один из. У подростка появляется интерес к анализу нравственно-психологических качеств личности другого человека, изменяется. Общие сведения об учащемся: Ф

Проявление личностных качеств в поведении. В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье. Психологическая характеристика "трудного" ученика пишется в двух экземплярах педагогом-психологом, один из. / Образец характеристики на подростка. Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. Образец психолого-педагогической характеристики ученика. Характеристика ученика 1 класса. Кафедра генетической и клинической. Психологический словарь, краткое введение в психологию, психологический практикум и. Психологическая характеристика (пример) на ученицу

Характеристика на трудного слабо. Характеристика на трудного подростка образец. Фамилия и имя заменены на (. Рекомендуемые темы работ по специальности психология. Психологическая характеристика личности подростка. _ класса _, (фамилия, имя ученика). Фамилия и имя заменены на (. Психологическая характеристика (пример) на ученицу. "Характеристика на ученика" - подборка психологических и педагогических характеристик. Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации). Общие сведения об учащемся: Ф. В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье. Характеристика на подростка образец

На подростка образец отборные бланки и образцы Психологическая характеристика на. Рекомендуемые темы работ по специальности психология. Характеристика на трудного подростка образец. Психологический словарь, краткое введение в психологию, психологический практикум и. Общие сведения об учащемся: Ф. Составление характеристики на ученика образец (возможно также составление характеристики группы. Образец психологической характеристики ученика. Please check the URL for proper spelling and capitalization. Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации). В этой работе рассмотрена. Бланки документов и их образцы заполнения. Если характеристика на подростка. -психологических особенностей учащихся является составление характеристики на ученика (группы учеников). На семью ученицы Гирибасовой Елены Рудольфовны 1997 года рождения, ученицы 7. У подростка появляется интерес к анализу нравственно-психологических качеств личности другого человека, изменяется. Характеристика на трудного слабо. Характеристика на подростка образец. Именно в отрочестве подросток нацелен на. Скачать реферат / курсовую на тему. Уважаемые пользователи и посетители сайта. / Образец характеристики на подростка. Фамилия и имя заменены на (. Образец психолого-педагогической характеристики ученика. Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. ArrayПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА (. Проявление личностных качеств в поведении. Read more about Образец и пример характеристики на семью, родителей трудного подростка, ученика Образец. "Характеристика на ученика" - подборка психологических и педагогических характеристик. Характеристика на подростка состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. If you're having trouble locating a destination on Yahoo, try visiting the Yahoo home page or look through a list of Yahoo's online services

Психологическая характеристика ученика (образец)

Психологическая характеристика ученика (образец)

Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. Фамилия и имя заменены на (…)
Психологическая характеристика ученика _ «_» класса __________________

I. Общие сведения о ребенке.

1. ФИО- ____________________. дата — __________, возраст во время исследования- 9 лет.
2. Местожительство- ______________________________
3. Сведения о родителях-_______________________________,
отец А__________________________________________________
Бабушка и дедушка – пенсионеры, проживают совместно с дочерью и внуком в двухкомнатной квартире.
4. Школа №_, класс- _ «_».

I I. Методы при изучении личности ребенка:

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА __________
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка младшего школьного возраста в типичных для него жизненных ситуациях.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата: 17.10.2006
В результате исследования выявлено:
-В 100% ситуаций, имеющих положительную эмоциональную окраску (Игра с младшими детьми, Игра со старшими детьми, Ребенок с родителями) (…) имеет эмоционально позитивный опыт. В 100 % ситуаций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску (Объект агрессии, Выговор, Агрессивное нападение и Изоляция) (…) имеет эмоционально негативный опыт. Эти данные могут свидетельствовать о том, что ребенок дает позитивную или негативную оценку своему эмоциональному фону адекватно различным жизненным ситуациям.
В 57% ситуаций, имеющих двойной смысл (4 из 7) можно говорить о наличии переживания (…) негативного эмоционального опыта. Это ситуации — Укладывание спать в одиночестве, Умывание, Собирание игрушек и Еда в одиночестве.
— Наибольший уровень тревожности у (…)а проявляется в ситуациях, моделирующих отношения моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).
— У (…) наблюдается высокий уровень тревожности, о чем свидетельствует индекс тревожности ребенка (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков): 57%.

Протокол психодиагностического обследования
Ученика _ «_» класса ___________
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» В.Г.Щур

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
— отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная(поместил себя на 4-ую из 6 ступенек.
— отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки, а сам себя ставит немного ниже — на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что (…) ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых.
— прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА ______________
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006

В результате исследования выявлено:

На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у (…), о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА (…)(…)А
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЕТТЕЛЛА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
-Высокий уровень выраженности Экстраверсии(9 баллов), что характеризует ребенка как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка.
-Высокий уровень по шкале Эмоциональная невозбудимость(8 баллов) — характеризует (…) как нетерпеливого, легко возбудимого, с неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью.
— Низкий уровень Самоконтроля (3 балла), что является признаком неумения контролировать свое поведение.

Другие методы и формы диагностики, используемые в исследовании:
БЕСЕДА С ПСИХОЛОГОМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ, ИМЕЮЩЕЙСЯ НА РЕБЕНКА (…) стоит на учете у психолога как ребенок с особенностями в поведении)

III. Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:
со сверстниками. Статус в общении: активный. В 3 классе наблюдалась зависимость от одноклассника Владика Богданова( ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). На момент обследования дружбу с Богдановым прекратил. Устанавливает взаимоотношения со всеми одноклассниками, но близкие дружеские отношения имеет с ребятами со двора. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию.
со взрослыми. Может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем.

IV. Общая характеристика личностной сферы школьника.
Характеристика свойств личности:
Отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Школьник эмоционален, общителен, нетерпелив, легко возбудим. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.
Повышенная тревожность (…) проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами.
Школьная мотивация развита недостаточно, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, что связано с недостаточным развития произвольности внимания.
(…) увлекается рисованием, занимается в спортивной секции футболом.

ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГА:
Для (…) характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации.
В связи с этим классному руководителю ребёнка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
-составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;
— Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.
-проконтролировать занятость (…) в каникулярное время;
-Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения прививать (…) правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость (…).
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой — ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.
-Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребят через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.
Дата исследования 17.10.2006г.

Навигация по записям Рубрики Архив новостей Недавние записи Часы приёма Форма входа

Психологическая характеристика подросткового возраста

Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – это, в первую очередь, возрастной период перехода от детства к взрослости, и именно поэтому данный период называют переходным возрастом.

В современной возрастной и педагогической психологии нет единства мнений исследователей о границах подросткового возраста и однозначности используемой терминологии. Наряду с понятием «подростковый возраст» применяются понятия «отрочество», «пубертатный период» и др. причем в одних источниках перечисленные понятия отождествляются [47], а в других наделяются различным смыслом [35].

Отождествление понятий «подростковый возраст» и «пубертатный период» (период полового созревания) обусловлено тем, что поскольку подростковый возраст является этапом онтогенеза. т.е. биологического индивидуального развития, его основой и неотъемлемой составляющей является бурный физиологический рост и развитие, вследствие которых детский организм превращается в организм взрослого человека.

Однако биологические факторы не являются единственными, определяющими переходный период. Для того чтобы проникнуть в сущность и обозначить границы подросткового возраста, следует обратиться к данным исследований исторических и культурных различий в особенностях данного возрастного этапа.

Филогенетически подростковый период как таковой существовал не всегда и появился недавно: «Французский этнограф и историк Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению» [31].

В современном мире длительность подросткового периода и характер его протекания существенно различаются в зависимости от социально-психологических особенностей культурной среды. При этом «наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее отличаются требования, которые предъявляет общество к ребенку и взрослому» [17, с.323].

Наиболее подробно влияние социальной среды на особенности подросткового периода описано в статье Драгуновой Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте», в которой автор ссылается на результаты зарубежных исследований: «Р.Бенедикт обобщила этнографические материалы в виде теории двух типов перехода от детства к взрослости: непрерывном и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в некоторых индейских и других племенах в условиях совпадения ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода имеет место при расхождении в существенных нормах и требованиях к детям и взрослым … В таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат – неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости … Таким образом, … именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют: 1) длительность подросткового периода; 2) наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; 3) характер самого перехода от детства к взрослости» [13].

Кроме социально-исторических и социокультурных существуют значительные гендерные и индивидуальные различия в границах, длительности и качественных особенностях подросткового возраста: «некоторые дети вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса, другие – позже – с V класса. Переход в следующий возрастной период … у некоторых детей начинается уже в VII классе, другие остаются подростками вплоть до IX-XI класса» [32, с.122]. Закономерность гендерных различий заключается в том, что в среднем мальчики вступают в переходный период на 2 года позднее, чем девочки [35, с.439].

Таким образом, границы подросткового возраста могут быть определены лишь в каждом отдельном случае с учетом культурно-исторических особенностей социальной среды, пола, биологических и индивидуальных характеристик подростка: «в зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы» [41, с.90], что соответствует границам подросткового периода в классификации Д.Б.Эльконина [39, с.28].

Главной особенностью подросткового возраста являются обусловленные сущностью этапа – перехода от детства к взрослости – «резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития» [35, с.371; 47, с.263]. Поскольку любые качественные преобразования всегда нарушают стабильность объекта или явления, которое они затрагивают, подростковый возраст «относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов » [35, с.375]. При этом происходящие трансформации являются настолько значительными, что подростковый возраст, как правило, считается одним из самых сложных и важных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка.

Трудности обусловлены, во-первых, непосредственно биологическими особенностями возрастного этапа. Интенсивный и неравномерный рост и развитие организма – «пубертатный скачок» [35, с.439] – оказывают существенное влияние на психофизиологические характеристики подростка: «утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается. Это сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т.п.» [47, с.148]. При этом психическое развитие подростка осуществляется так же неравномерно, как развитие организма.

Во-вторых, результаты биологического развития организма, преобразуя внешность подростка, становятся основой для изменения отношения к самому себе и отношения окружающих к нему: «В процессе физического созревания дети становятся все более похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди (родители, учителя, сверстники), они сами начинают иначе к себе относиться» [43, с.478]. Вследствие этого изменяются требования, предъявляемые окружающими к подростку и предъявляемые им к самому себе. Принятые в современном российском обществе требования к детям и взрослым различаются существенно, поэтому подросток, стоящий перед необходимостью взрослеть, вынужден инициировать в себе сложнейшие внутренние перемены: «Ребенок – бесполое существо, зрелость взрослого основывается на половой активности; ребенок должен быть защищен от грубых фактов жизни, взрослому необходимо уметь встречать их лицом к лицу; ребенок должен слушаться, взрослый – руководить его поведением … В индустриальном обществе подростковый период становится периодом конфликтов и потрясений, поскольку социальные институты и нормы воспитания не облегчают индивиду его переход к взрослому состоянию, а затрудняют его» [39, с.13].

В-третьих, подростки, не являясь ни детьми, ни взрослыми, имеют социально-психологические трудности групповой идентификации. «в подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями. … специфика положения подростка состоит в том, что он находится «между двумя социальными группами», что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется «marginal man» – «неприкаянный». Такое положение порождает стремление человека уйти из менее привилегированной группы в более привилегированную группу, которой он еще не принят. Положение неприкаянности является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями» [13].

В-четвертых, одним из важных следствий происходящих биологических и социальных трансформаций становится усложняющая процесс взросления эмоциональная неуравновешенность большинства подростков: «Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными … Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет» [17, с.322]. Интенсивность эмоциональных переживаний подростков подтверждается результатами психологических исследований: «по результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних детей временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. … Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства» [47, с.158-159].

Таким образом, переживаемые подростками сложности возрастного периода обусловлены объективными биологическими, социальными и психологическими факторами и их сочетаниями. Избыток травмирующих факторов, наталкиваясь на недостаток жизненного опыта и силы «Я» подростков, зачастую приводит к социально-психологической дезадаптации и неадекватным психологическим реакциям, вплоть до патологических: «Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чрезмерная чувствительность, частая и резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки» [47, с.162].

Однако в большинстве случаев ответной реакцией подростка на негативные воздействия перечисленных факторов является поиск приемлемых для самого себя, с одной стороны, и адекватных особенностям этих воздействий, с другой стороны, форм поведения, которые становятся основой развития личности подростка. Таким образом, можно сказать, что подросток в ответ на типичные сложности возраста осуществляет поиск себя .

Для этого ему приходится испытывать на практике различные варианты поведения, закрепляя наиболее приемлемые из них и отбрасывая неподходящие. Отсюда возникает противоречивость поведенческих реакций. «Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью» [17, с.322-323].

В результате разрешения противоречий формируется центральное новообразованиеподросткового возраста – становление нового уровня самосознания, «Я»-концепции. который «характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими» [35, с.374].

Данная точка зрения, принятая в отечественной психологической науке, созвучна точке зрения зарубежных исследователей, ориентирующихся в частности на концепцию известного психоаналитика Э.Эриксона, согласно которой подростковый период является частью пятой стадии психосексуального развития личности, охватывающей период от 12 до 18 лет, целью которой является формирование так называемой идентичности [3]: «До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон назвал диффузией идентичности» [21, с.90].

Основой для формирования самосознания выступают, с одной стороны, изменения внешности, вызванные биологическим ростом и развитием организма, с другой стороны, обусловленные учебной деятельностью изменения направленности: «в концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя» [31]. При этом к подростковому возрасту ребенок достигает достаточно высокого уровня развития психических процессов (прежде всего, мышления), которые продолжают бурно развиваться в течение всего этапа, что делает возможным осуществление психической деятельности на «взрослом» уровне: «происходит открытие внутреннего психического мира, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяются мир внутренних переживаний и объективная действительность» [47, с.160].

Рост и развитие организма, а также следующие за ним перемены в отношении к подростку окружающих и его отношении к самому себе, обусловливают формирование «чувства взрослости». которое становится смысловым центром самосознания подростка: «школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого, прежде всего равных с окружающими взрослыми прав. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждению своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними» [35, с.394].

Следует отличать проявления глубокого «чувства взрослости» подростка от внешне схожих проявлений детей более младшего возраста: «взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело … Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений» [39, с.35]. От аналогичных образований старшего возраста «чувство взрослости» подростка отличается тем, что «подросток осознает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», чувствует неуверенность в своей новой позиции. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками. Поэтому формы проявления «чувства взрослости» часто носят ярко выраженный демонстративный характер» [35, с.396].

Неуверенность в своей новой позиции, сопровождающая «чувство взрослости» подростка, подкрепляется объективными факторами: как правило, социальный статус подростка не отличается от детского (подавляющее большинство подростков находятся на иждивении родителей или государства), и большинство взрослых продолжают относиться к подростку как к ребенку. При этом отношение к подростку других приобретает на данном возрастном этапе повышенную значимость для него: подростки «остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Их самооценка формируется под одновременным влиянием двух тенденций: повышается значимость оценок окружающих и усиливается ориентация на внутренние критерии, на самооценку» [35, с.408].

Поскольку, во-первых, столь важное для формирования самоотношения самоутверждение в кругу взрослых затруднено детским социальным статусом подростка, во-вторых, подросток чувствует себя отличающимся как от детей, так и от взрослых, он акцентирует внимание на сверстниках: «В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников» [21, с.614].

Таким образом, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. При этом для подростка «важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах» [41, с.93].

Значимость для подростка общения со сверстниками подтверждается в том числе количественными данными. Так, в результате исследования Csikszentmihalyi и Larson (1984), направленного на изучение того, кто окружает подростков в течение дня, было выявлено, что «если с семьей, включая родителей, братьев и сестер, они находились около одной пятой своего времени, то половину его – в кругу сверстников, включая друзей и одноклассников. Четверть времени они оставались одни» [21, с.614].

В результате общение со сверстниками приобретает крайне большое значение для формирования личности в подростковом возрасте, поскольку «общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношениях полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи, учителя и ученика и т.д.» [17, с.328].

Как правило, именно группа сверстников становится референтной группой для подростка. Многие исследователи отмечают повышенную конформность подростка по отношению к группе сверстников: «Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие здесь исключено» [47, с.146-147]. Поэтому в большинстве случаев ценности и нормы группы сверстников подросток усваивает как свои собственные.

Однако значение группы для формирования личности подростка не следует преувеличивать: «представление юноши о себе всегда соотносится (как и подростка) с групповым образом «Мы», … но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью («Я» оказывается тоньше, нежнее, чем «Мы»)» [47, с.165]. Кроме того, помимо группы сверстников подросток в значительной мере ориентируется на отдельных референтных личностей – так называемых «значимых других» [21, с.604].

Именно в подростковом возрасте у большинства людей впервые зарождаются романтические чувства и дружба. При этом дружба подростков характеризуется «высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности» [17, с.329]. Подчеркиваемый в литературе ярко выраженный личностный характер общения со сверстниками [47, с.145] как ведущей деятельности данного периода реализуется, как правило, в общении с одним «значимым другим», а не в группе сверстников.

Таким образом, подростковый возраст как этап перехода от детства к взрослости является в высшей степени значимым для формирования личности человека. Кроме самоотношения, являющегося, по мнению отечественных психологов, «ядром» личности, в этот период происходит становление системообразующего компонента личности – направленности [38].

Значимость подросткового возраста для формирования направленности обусловлена, в первую очередь, тем, что в данный период психические процессы практически достигают «взрослого» уровня развития. В частности, так происходит становление системы ценностей личности: «раннее обучение формирует лишь часть системы ценностей зрелого человека. Многие психологи считают, что с такими процессами, как подражание поведению модели, идентификация, поощрение и наказание, которые учат ребенка отличать хорошее от плохого, и нельзя добиться большего. Они служат лишь средствами обучения внешней морали, которую ребенок затем интернализует. Но для того, чтобы стать зрелым человеком, индивидуум должен в итоге переоценить и проанализировать эти моральные принципы, чтобы построить связную, непротиворечивую систему ценностей. … процесс переоценки … дает юношам и девушкам возможность выработать в конечном итоге собственную систему ценностей» [21, с.621].

Другим фактором, обусловливающим значимость данного возрастного этапа для формирования направленности, является характерная для него активность процесса социализации: «Как показали исследования Ж.Пиаже, именно в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл. Для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни: социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность и др. Все эти понятия для него эмоционально окрашены, личностно значимы» [35, с.398].

Третий фактор формирования направленности в подростковом возрасте – связанная с развитием самосознания интенсивность рефлексии: «Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. … В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. … Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношения к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях» [17, с.331].

Процесс обучения, с одной стороны, и обогащение жизненного опыта в ходе активной социализации, с другой стороны, приводят к расширению кругозора подростков. В свою очередь, расширение кругозора и становление направленности в сочетании обусловливают закономерность, что именно в подростковом возрасте многие люди осуществляют профессиональное самоопределение: «у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» [47, с.149].

В течение подросткового периода происходит становление не только направленности, но и другого структурного компонента личности: характера. Существенное значение имеет подростковый возраст для развития волевых качеств личности. «Вначале подросток просто восхищается ими[1] у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет» [24, лекция 9].

Таким образом, в работе педагога-психолога с подростками следует учитывать, что в сложный возрастной кризис подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости происходит становление личности человека, и в это время подросток крайне чувствителен к внешним воздействиям, в особенности затрагивающим его самооценку, положение в обществе и направленность.