Руководства, Инструкции, Бланки

запрос о правовой помощи образец img-1

запрос о правовой помощи образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Запрос о правовой помощи

Запрос о правовой помощи

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следователь, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
  1. Верховный Суд РФ (по вопросам его судебной деятельности);
  2. Министерство юстиции РФ (по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ);
  3. Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);
  4. Генеральную прокуратуру РФ (в остальных случаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ ; запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ (ст. 455 УПК ).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила исполнения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нормы УПК, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

На основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностранного государства рассматривается также Генеральной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК ).

Институт экономики и права Ивана Кушнира

Другие статьи

Запрос о правовой помощи образец

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Комментарий к Ст. 453 УПК РФ

1. Совокупность правовых норм, составляющих содержание пятой части УПК 2001 г. обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение. Речь идет о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Такое взаимодействие стало возможным лишь с кардинальными изменениями во внутриполитических и внешнеполитических отношениях, складывающихся в России в постсоветское время. (Сразу же после Второй мировой войны в СССР было установлено и вплоть до 90-х гг. прошлого столетия безраздельно господствовало правило, согласно которому любые международные контакты, в том числе, конечно, и в правоохранительной сфере, могли осуществляться только через Министерство иностранных дел СССР. См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. N 5. Ст. 2.)

2. В комментируемой статье закреплена сложившаяся в последнее десятилетие система отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства заключаются и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от имени данного государства, что в аналогичной ситуации оно поступит аналогичным образом и соглашается вступить с вышеперечисленными российскими ведомствами в непосредственные правоотношения.

3. Международное право исходит из принципа, согласно которому уголовно-процессуальное право имеет строго территориальную сферу, определяемую суверенитетом государства. Этот принцип не допускает производства уголовно-процессуальных действий на территории другого государства даже при согласии последнего (хотя известны и редкие исключения). Поэтому основным способом решения данной проблемы по конкретному уголовному делу является запрос о правовой помощи, которому посвящена комментируемая статья, открывающая законодательный материал пятого раздела действующего УПК.

4. Кроме общеизвестных международных правовых актов, принятых Организацией Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), непосредственную международно-правовую основу сотрудничества российских судебных и правоохранительных органов по уголовным делам с компетентными органами иностранных государств дальнего зарубежья образуют:

Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132; 2000. N 23. Ст. 2349);

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2348).

5. На основе устоявшихся исторических связей перед лицом общей угрозы транснациональной организованной преступности в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) данный вопрос решается путем заключения 22 января 1993 г. (г. Минск) Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472). А в развитие положений Конвенции существует целый ряд соглашений, заключенных между правоохранительными ведомствами государств — стран СНГ (см. например: Соглашение министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.); Соглашение министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашхабад, 17 февраля 1994 г.) // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: В 3 т. / Отв. ред. В.А. Васильев. М. МСС, 2001. Т. I. С. 475 — 480).

Навигация по записям

УПК РФ, Статья 453

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016)

УПК РФ, Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 90-ФЗ. от 28.12.2010 N 404-ФЗ )

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ. от 03.07.2016 N 329-ФЗ )

(см. текст в предыдущей редакции )

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Направление и исполнение запросов о правовой помощи - Уголовный процесс - Учебные материалы для студентов

Направление и исполнение запросов о правовой помощи

Взаимодействие между государствами по вопросам борьбы с преступностью, оказанию правовой помощи, в том числе и по уголовным делам, может осуществляться либо в процессуальном порядке (взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства), либо на основе нормативных документов, регламентирующих сотрудничество по оперативным, розыскным, организационным, техническим и иным вопросам.

Основные направления процессуального взаимодействия заключаются:

1) в производстве следственных и иных процессуальных действий по запросам запрашивающей стороны;

2) содействии в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей для производства процессуальных действий на территории запрашивающего государства;

3) направлении материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лица, находящегося в ином государстве;

4) выдаче лица для уголовного преследования и исполнения приговора (экстрадиция);

5) передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.

При необходимости производства па территории иностранного государства каких-либо следственных или процессуальных действий суд, прокурор, следователь вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством указанного в ч. 2 ст. 453 УПК государственного органа (Верховный Суд РФ, МИД России, Генеральная прокуратура РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий, если таковая возникнет у компетентных органов данного государства.

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен отвечать по форме и содержанию требованиям ст. 454 УПК.

К запросу должны прилагаться материалы, наличие которых необходимо для производства процессуального действия в запрашиваемом государстве.

Запросы о производстве процессуальных действий направляются через установленные ч. 3 ст. 453 УПК органы:

1) Верховный Суд РФ — но вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

2) Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

3) Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях. Согласно ст. 455 УПК доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ в полном соответствии с требованиями УПК.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории РФ (ст. 456 УПК).

При этом законодатель устанавливает определенные гарантии неприкосновенности вызванных в Россию лиц, являющиеся формой иммунитета от уголовного преследования и иных мер, связанных с ограничением личной свободы. Так, явившиеся по вызову лица, не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

В порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 456 УПК, для производства процессуальных действий в Российскую Федерацию может быть вызвано лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории РФ, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Согласно большинству заключенных Россией международных соглашений лицо, содержащееся под стражей в России, может быть передано запрашивающему государству лишь с его согласия.

На основании международных договоров, соглашений, внутреннего законодательства, а также принципа взаимности суд, прокурор, следователь в Российской Федерации должны исполнять переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий (ст. 457 УПК). При исполнении такого запроса применяются нормы процессуального законодательства России, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ. Запрос не может быть исполнен, если он противоречит законодательству РФ либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (например, запрос касается политического преступления, осуществления уголовного преследования за политические убеждения; по законодательству России истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступление; преступление, в связи с которым направлен запрос, не является таковым по УК; исполнение запроса может нанести ущерб существенным интересам РФ и др.).

Поскольку законодательства большинства государств предусматривают невозможность выдачи собственных граждан для осуществления в отношении них уголовного преследования иностранному государству, действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает порядок направления материалов уголовного дела о преступлениях, совершенных иностранными гражданами па территории России, для осуществления уголовного преследования государству, гражданином которого лицо является. В этом случае все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).

В то же время и Российская Федерация па основе международных договоров, соглашений или на основе принципа взаимности исполняет запросы компетентного органа иностранного государства о возбуждении уголовного дела и об осуществлении уголовного преследования (либо об осуществлении уголовного преследования в случае, когда дело возбуждено компетентным органом иностранного государства) в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию. Такие запросы рассматриваются и разрешаются Генеральной прокуратурой РФ.

При этом следует учитывать, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству, если только совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК).

Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных судом иностранного государства, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, а также передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которых они являются, представляют собой важнейшие виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющие обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, социальную реабилитацию осужденных лиц.

О порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в

Письмо ФССП России от 17.04.2008 N 12/07-4645-НВ "О порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Направляю для использования в работе подготовленное Правовым управлением ФССП России информационное письмо о порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства.

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЗАПРОСОВ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 N 249 утверждены Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи.

Раздел IV Методических рекомендаций "Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам исполнительного производства" регулирует порядок оформления и направления в компетентные органы иностранного государства запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства.

Таким образом, если в ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда у судебного пристава-исполнителя возникает необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств, он может направить запрос о правовой помощи. Образец оформления запроса прилагается.

В запросе о правовой помощи указываются: наименование компетентного органа, направляющего запрос; наименование компетентного органа, которому адресован запрос; содержание просьбы, а также иные сведения, необходимые для его исполнения.

Запрос о правовой помощи скрепляется подписями судебного пристава-исполнителя, начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя, заверяется печатью подразделения ФССП России, направляющего запрос, и направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России.

В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, к запросу о правовой помощи и иным документам прилагается перевод на официальный язык запрашиваемого государства, на территории которого предполагается его исполнение. Обращаем внимание, что перечень международных договоров о правовой помощи Российской Федерации размещен на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов.

Запрос о правовой помощи направляется территориальным органом ФССП России в адрес центрального аппарата ФССП России для передачи в центральный аппарат Минюста России либо управление Минюста России по федеральному округу и последующего направления компетентному органу иностранного государства.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Статья 10 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) регулирует вопросы, связанные с исполнением судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, на которых распространяются положения настоящего Федерального закона.

Данная норма основана на положении части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В этом проявляется действие национального режима. Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации устанавливает национальный правовой режим в области защиты прав и интересов иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства.

Вместе с тем для иностранных граждан и международных (межгосударственных) организаций может быть установлен иммунитет от административного и судебного вмешательства. Такой иммунитет, в частности, предусмотрен Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.1961, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.1963, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 05.12.1980.

В этой связи судебным приставам-исполнителям во избежание возникновения конфликтов следует более тщательно подходить к исполнению исполнительных документов в отношении иностранных физических и юридических лиц, заявляющих свое право на определенные иммунитеты и привилегии. При необходимости МИД России готов по запросу ФССП России представлять соответствующую информацию о привилегиях и иммунитетах международных организаций, а также о международных обязательствах Российской Федерации, связанных с функционированием таких международных организаций на территории России.

Календарь

Запрос о правовой помощи образец

§ 2. Запрос о правовой помощи

Запрос о правовой помощи — официальный документ, который является основанием для осуществления международноправовой помощи при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий. Согласно ст. 453 УПК РФ запрос вносится судом, прокурором, следователем в адрес компетентного органа или должностного лица иностранного государства. В запросе требуется указать, на основании какого международного договора, заключенного Российской Федерацией, или международного соглашения на-

§ 2. Запрос о правовой помощи 451

правляется запрос. Если такого основания нет, в запросе можно сослаться на принцип взаимности, при этом дается обязательство данному иностранному государству также оказывать при необходимости правовую помощь. Это обязательство уполномочены письменно подтвердить Верховный Суд РФ, МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или же Генеральная прокуратура РФ.

Через МИД России запросы направляются в случаях, предусмотренных международными договорами. Независимо от вида основания для запроса он направляется через Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех других судов; через МВД России, ФСБ России, ФСКН России — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.

Запрос должен содержать наименование органа, от которого исходит запрос, а также органа, в который направляется запрос, место его нахождения; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Некоторыми соглашениями допускается в случаях, не терпящих отлагательства, направлять запрос по телефону, телефаксу с последующим подтверждением его в письменном виде с приложением соответствующих документов. Обычно запрос исполняется в соответствии с законодательством страны-исполнителя. Но исполнитель вправе отступить от этого правила. Так, Министерство юстиции США в связи с исполнением запроса из России попросило указать, по какой форме должен быть составлен документ о допросе свидетеля, так как в США не предусмотрено составление протокола допроса свидетеля. Подобные отступления (если они не противоречат законодательству страны-исполнителя) в пользу страны, направившей запрос, соответствуют принципам соглашения об оказании

452 Глава 29. Международное сотрудничество

правовой помощи; они делаются для того, чтобы показания свидетелей, другие доказательства не были отвергнуты как недопустимые при разбирательстве уголовного дела в суде.

К запросу прилагаются необходимые документы: выписки из УК РФ и УПК РФ, имеющие отношение к данному уголовному делу, постановления о производстве обыска, других процессуальных действий, если это необходимо по закону, а также копии процессуальных документов из уголовного дела, позволяющие полнее провести допрос, другие процессуальные действия.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык государства, в которое они направляются, или же на иностранный язык, принятый для международного общения, в частности на английский язык, если это оговорено в двустороннем соглашении. Использование результатов конкретного запроса возможно только в соответствии с целями, указанными в нем.

Исполнение запроса будет задержано, если он не соответствует установленным требованиям. В такой ситуации исполняющая сторона обычно просит предоставить правильно оформленный запрос, документацию к нему, дополнительную информацию. Стандартного бланка запроса нет, но в ст. 454 УПК РФ указаны основные требования, предъявляемые к содержанию и форме письменного запроса. Необходимо, чтобы он был подписан уполномоченным на то должностным лицом и заверен гербовой печатью соответствующего органа.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, согласно ст. 455 УПК РФ пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ, при условии что эти доказательства заверены и переданы в установленном порядке в соответствии с международными договорами, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Доказательства, полученные во исполнение запроса, как и все другие доказательства, при производстве по уголовному делу подлежат оценке с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности (ч. 1 ст. 88 УПК РФ).

§ 2. Запрос о правовой помощи 453

При реализации указанного правила о равной юридической силе доказательств нередко возникают трудности из-за неоднозначного подхода законодательства разных государств к пониманию доказательств, а также к предъявляемым к ним требованиям. В частности, органам предварительного расследования и судам Российской Федерации необходимо учитывать, что в уголовном процессе зарубежных стран не существует установленных законом бланков протоколов следственных действий, а допросы свидетелей под присягой возможны только в суде.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. не требует какого-либо удостоверения подлинности свидетельских показаний или иных документов, направленных во исполнение запроса. Но при этом документы должны соответствовать требованиям законодательства страны — исполнителя запроса.

Страны — участники соглашений нередко предусматривают дополнительные меры в обеспечение достоверности документов, других доказательств. Так, страны — члены СНГ, приняв в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договорились, что каждый лист протокола следственного действия, произведенного во исполнение запроса, должен быть заверен гербовой печатью.

Если у лица, в производстве которого находится уголовное дело, возникла необходимость вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, то эти лица с их согласия могут быть вызваны по запросу в порядке, установленном ч. 3 ст. 456 УПК РФ, для производства процессуальных действий на территории России.

Чтобы исключить возможность действовать в обход сложных правил о выдаче из другого государства граждан для привлечения к уголовной ответственности, в ч. 4 ст. 456 УПК РФ прямо записано, что явившиеся по вызову лица, указанные в ч. 1 той же статьи, независимо от их гражданства не могут быть на территории России привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу, подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния, которые были совершены до прибытия по вызову в Россию. Этот иммунитет прекращается, если указанные лица остались на территории России более чем на 15 суток после окончания производства процессуальных действий, для которого было необходимо их присутствие. В том же порядке мо-

454 Глава 29. Международное сотрудничество

жет быть временно передано в Россию лицо, находящееся под стражей в другом государстве.

На условиях принципа взаимности исполняются запросы о производстве процессуальных действий, в том числе допросов свидетелей, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств. При этом принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством государства, направившего запрос, оказывать России правовую помощь в производстве процессуальных действий по запросу, направленному через уполномоченный на то орган.

Исполняя запрос, следователь, суд при производстве следственных, других процессуальных действий руководствуются нормами УПК РФ. Но на основе принципа взаимности они могут применять и нормы процессуального законодательства страны, направившей запрос, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам нашей страны.

При производстве допроса, других процессуальных действий, если на то получено согласие страны — исполнителя поручения, могут присутствовать представители государства, запрос которого исполняется, если это предусмотрено международными договорами, соглашениями или определено в качестве обязательства на основе принципа взаимности. По их просьбе такие лица должны быть своевременно извещены о времени и месте исполнения поручения, но они не вправе проводить какие-либо процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия.

Если запрос противоречит законодательству России, а также если его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету и безопасности, то он не может быть исполнен.

В соответствии с правилом действия уголовного закона в пространстве лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Это правило распространяется и на иностранных граждан. Согласно ст. 458 УПК РФ если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории России, впоследствии оказался за ее пределами и если невозможно производство процессуальных действий с его участием на территории России, то в этой ситуации все материалы уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентный орган иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Такое направле-

§ 2. Запрос о правовой помощи 455

ние уголовного дела происходит, если есть основания полагать, что иностранный гражданин не будет выдан для его уголовного преследования в России.

Дело в том, что не только в России, но и во многих зарубежных странах действуют нормы, согласно которым, как правило, гражданин, совершивший преступление за рубежом и оказавшийся на родине, подлежит привлечению к уголовной ответственности на территории своей страны.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и практика ее применения определили критерии, с учетом которых можно на условиях взаимности решить, нужно ли направлять уголовное дело в иностранное государство или же следует требовать выдачи иностранного гражданина для привлечения его к уголовной ответственности в России.

С учетом принципа взаимности УПК РФ (ст. 459) предусматривает, что запрос компетентного органа иностранного государства об уголовном преследовании гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Материалы уголовного дела, присланные с запросом, проверяются и при необходимости дополняются в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.

Если же в отношении гражданина России уголовное преследование за рубежом не было возбуждено до его возвращения в Россию, то уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным компетентным органом иностранного государства, как приобщенным к запросу, так и полученным дополнительно при производстве предварительного расследования.

Уголовное дело, направляемое в Россию, как и уголовное дело, направляемое в другое государство, в указанных выше случаях должно быть подшитым, пронумерованным, иметь опись документов; копии документов должны быть надлежащим образом заверены. В сопроводительном письме, а также в описи материалов уголовного дела указывается на то, какие вещественные доказательства, видео- и аудиозаписи, другие магнитные носители информации передаются вместе с уголовным делом в качестве приложений.

456 Глава 29. Международное сотрудничество

§ 2. Запрос о правовой помощи
  1. 31.2.1. Направление и исполнение запросов о правовой помощи
    Международными договорами установлено, что необходимость в запросах о правовой помощи (далее – запросы) возникает, как правило, когда по уголовному делу надо выполнить отдельные процессуальные и иные действия. Например, в них могут содержаться просьбы о проведении обыска, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, о пересылке и вручении документов и др. Кроме этого из других государств могут
  2. § 6. Содержание, форма и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи
    В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России,
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
    Государства — члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны, исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам, придавая важное
  4. 40.2. Порядок оказания правовой помощи по уголовным делам
    Правовая помощь по уголовным делам — основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам производства процессуальных действий. Первоначальным условием
  5. § 5. Правовая помощь по уголовным делам
    Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам. Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом
  6. 9.4. Правовая помощь по уголовным делам
    Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров. Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В
  7. 19.5. Оказание правовой помощи
    Под правовой помощью в современных международных отношениях, как правило, подразумевается совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым
  8. 2. Правовая помощь по уголовным делам
    Основная масса договоров о правовой помощи носит двусторонний или групповой характер. Вместе с тем повышение значения сотрудничества в этой области привлекло к ним внимание и ООН. В 1990 г. Генеральная Ассамблея одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам. Основное внимание уделено отказу от оказания помощи, содержанию и исполнению запроса, сохранению тайны, получению
  9. 3. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам
    России достался в наследство от СССР ряд соглашений о правовой помощи. С особой остротой встала проблема правовой помощи во взаимоотношениях с ближним зарубежьем. Возникший правовой вакуум здесь был нетерпим, поскольку особенно тесные связи нуждались в регулировании, а борьба с общей преступностью требовала активного сотрудничества. От СССР Россия унаследовала и правовой механизм регулирования
  10. § 5. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ
    В процессе расследования или судебного разбирательства уголовных дел обвиняемые, подсудимые, потерпевшие, свидетели либо доказательства и документы по делу могут оказаться на территории других стран. В связи с этим в международном уголовном праве установлена правовая помощь правоохранительных органов государств. Вначале она осуществлялась на основе международного обычая aut dedere aut punire
  11. 19.3. Оказание правовой помощи. Исполнение иностранных судебных поручений
    Под правовой помощью в современных международных отношениях, как правило, подразумевается совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запра шивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым
  12. Вопрос 128. Договоры о правовой помощи. Судебные поручения
    1.Договоры о правовой помощи 2.Субедные поручения иностранных судов российским судам 3.Судебные поручения российских суд иностранным судам 1. В качестве правовых актов, регулирующих правовое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, действуют международные соглашения и двусторонние договоры, в которых одной из сторон является Россия. Это, в
  13. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
    ПРЕАМБУЛА Правительства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, убежденные в том, что принятие общих правил в области взаимной правовой помощи по уголовным делам будет способствовать достижению этой цели, считая, что такая взаимная помощь связана с вопросом о выдаче, который уже является
  14. Направление и выполнение процессуальных поручений в порядке оказания правовой помощи
    Наиболее распространенным видом взаимодействия по уголовным делам является направление поручений за рубеж и их исполнение. Ежегодно следственными органами и судами Российской Федерации исполняется и направляется за границу несколько тысяч международных поручений о производстве следственных и судебных действий на основе международных договоров и вне их рамок (официальных статистических данных