Руководства, Инструкции, Бланки

рабочая инструкция водителя грузового автомобиля img-1

рабочая инструкция водителя грузового автомобиля

Рейтинг: 4.0/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Производственная инструкция водителя автомобиля (грузового) предприятия общественного питания: образец, бланк, шаблон

Производственная инструкция водителя автомобиля (грузового) предприятия общественного питания

1. Общие положения

1.2. Водитель автомобиля должен знать:

- назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;

- правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;

- причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;

- порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

- правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

- правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

- правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

- влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

- способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

- правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля;

2.1. Водитель автомобиля перед началом работы:

- надевает специальную одежду и обувь;

- получает необходимые принадлежности (инвентарь, приспособления, средства, др.) и готовит их к использованию;

- приводит в надлежащее состояние кузов автомобиля;

2.2. Водитель автомобиля в течение рабочего дня:

а) управляет грузовым автомобилем;

б) производит заправку автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

г) производит подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, осуществляет контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля;

д) оказывает помощь при выполнении работ по погрузке-разгрузке;

е) устраняет возникающие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов;

ж) производит оформление путевых документов;

з) выполняет весь комплекс работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля;

и) вызывает представителей Госавтоинспекции в случае дорожно-транспортных происшествий;

2.3. Водитель автомобиля в конце рабочего дня:

- производит санитарную уборку кузова автомобиля;

- сдает грузы, требующие особых условий хранения, в места хранения;

- составляет отчетную документацию;

3.1. Водитель автомобиля привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:

3.3. Водитель автомобиля за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Другие статьи

Инструкция водителя грузового автомобиля

Инструкция водителя грузового автомобиля

Водитель грузового автомобиля

1.2. Водитель грузового автомобиля должен знать:

- Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;

- назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых грузовых автомобилей;

- причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;

- порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

- правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

- правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

- правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся, опасных, др.);

- поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

- влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

- основные транспортные маршруты по городу, региону, пр.;

- способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

- меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, др.);

- правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля;

- меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правила поведения в случае остановки автомобиля для целей досмотра, проверки документов;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, правила пожарной безопасности;

2. Обязанности

Водитель грузового автомобиля:

2.1. Проходит предрейсовые медицинские осмотры, обязательные периодические медицинские осмотры и освидетельствования.

2.2. Осуществляет управление грузовым автомобилем грузоподъемностью до _________ тонн, обеспечивая до начала эксплуатации проверку его исправности.

2.3. Получает наряд на перевозку товаров, рекомендации по маршруту движения, адреса и наименования пунктов погрузки и разгрузки.

2.4. Выясняет информацию о местонахождении автозаправочных станций по маршруту движения, прогнозе погоды, дорожной обстановке на обслуживаемом маршруте.

2.5. Производит заправку автомобиля топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью, др.

2.7. Производит подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.

2.8. Устраняет возникающие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов.

2.9. Производит оформление путевых документов.

2.10. Устраняет возникшие в течение работы на маршруте (линии) эксплуатационные неисправности автомобиля, регулировочные работы и ремонт (в полевых условиях, при отсутствии технической помощи).

2.11. Обеспечивает сохранность груза и автомобиля во время стоянок на конечных и промежуточных пунктах, при остановках и досмотре автомобиля.

3. Ответственность

3.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель грузового автомобиля привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

3.2. Водитель грузового автомобиля несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства и груза.

3.3. Водитель грузового автомобиля за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля: образец

Должностные обязанности водителя грузового автомобиля: рабочая инструкция

Распределение прав и обязанностей – важная составляющая трудовых отношений. Грамотная регламентация нюансов исполнения трудового договора поможет увеличить эффективность работы персонала и предотвратит возможные конфликты на почве необходимости выполнения обязательств. По этой причине важно, чтобы должностные обязанности водителя грузового автомобиля были прописаны в полном объеме.

Зачем водителю должностная инструкция

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля, образец заполнения которой можно скачать здесь. — это свод правил, который необходим для регламентации прав и обязанностей работника предприятия.

В документе прописывается:

  • место и роль специалиста в иерархии фирмы;
  • требования к уровню образования и квалификации;
  • список нормативно-правовых актов, которыми должен руководствоваться специалист во время выполнения трудовой деятельности.

Документ позволяет четко определить, кому подчиняется водитель грузового автомобиля, каковы его обязанности и что должен делать для реализации положений трудового договора. Также позволяет предотвратить конфликты, которые могли возникнуть на почве распределения обязанностей.

В инструкции фиксируется порядок разрешения споров и возможная ответственность, к которой может быть привлечен водитель грузового автомобиля.

Процедура оформления

Организация труда водителей грузовых автомобилей осуществляется на основании Устава предприятия. Опираясь на документ, ответственный человек должен разработать инструкцию. Обычно выполнение действия находится в ведомости начальника подразделения, в которое нанимают нового человека.

Управленец может самостоятельно разработать должностную инструкцию или поручить выполнить действие специальной организации. Однако в этом случае за работу придется платить.

Занимаясь составлением документа самостоятельно, руководитель подразделения распределяет полномочия между сотрудниками и устанавливает правила взаимодействия между ними.

Если в компании работают несколько специалистов, занимающих одинаковую должность, инструкция может иметь однотипный состав. Однако, чтобы специалисты лучше выполняли свои обязанности, следует составить документ для каждого рабочего индивидуально.

Чтобы должностная инструкция имела силу, она должна пройти процесс согласования. Обычно документ должны одобрить:

  • юридическая служба;
  • кадровая служба;
  • руководящий состав предприятия.

Когда должностная инструкция будет одобрена всеми инстанциями, она должна быть утверждена. Выполнением операции занимается руководитель компании.

Должностная инструкция выпускается в 3 экземплярах. По 1 копии документа хранится у:

  • работника организации;
  • в кадровом подразделении;
  • у руководителя организации.

Все экземпляры имеют одинаковую силу. Документы должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в книге регистрации. Кроме того, бумагам должен быть присвоен индивидуальный номер. Из перечня инструкций отдела формируется сборник документов. Первой идет инструкция руководителя. На бумаге должна стоять подпись высшего должностного лица предприятия, которое выполняло ее утверждение.

Документ считается вступившим в силу с момента его подписания и утверждения. Когда он полностью оформлен и утвержден, он передается для ознакомления человеку, нанимаемому на должность водителя грузового автомобиля.

Новый работник предприятия должен изучить документ и оставить подпись на всех его экземплярах. Действие подтверждает, что человек ознакомлен с положениями должностной инструкции и согласен их выполнять. Если на бумаге отсутствует подпись или специалист не был предварительно ознакомлен с содержанием документа, водитель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей, прописанных в инструкции.

Разделы

Специалист, занимающийся составлением бумаги, может вносить коррективы в состав документа, однако разделы инструкции должны четко соответствовать требованиям действующего законодательства.

Инструкция должна состоять из 4 частей, которые регламентируют выполнение трудового процесса и ответственность на его ненадлежащую реализацию.

  1. Первый раздел бумаги носит название Основные положения. В данной части прописываются требования к кандидату, претендующему занять место водителя грузового автомобиля, указывается схема подчинения и информация о нормативно-правовых актах, которыми сотрудник должен руководствоваться во время выполнения трудовой деятельности.
  2. Раздел Права содержит информацию о возможностях, которые предоставляются человеку для выполнения положений трудового договора.
  3. В разделе Обязанности указываются основные функции, которые должен будет реализовывать водитель грузового автомобиля.
  4. Раздел Ответственность содержит общие сведения о взысканиях, которые могут быть наложены на сотрудника в случае ненадлежащего выполнения обязанностей или порчи имущества. Конкретная ответственность обычно не указывается.
Ответственность

Чтобы регламентировать ответственность водителя за порчу имущества, одной должностной инструкции мало. С человеком, планирующим занять должность, должен быть заключен договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль.

Он регламентирует перечень взысканий, которые будут наложены на водителя в случае порчи имущества. а также ситуации, в которых наступает действие договора. Он также заключается с сотрудником в том случае, когда в должностной инструкции невозможно прописать все нюансы ситуации.

К видам ответственности, наступление которой регламентируется бумагой, относятся:

Количество выплат зависит от ситуации и степени порчи имущества. Нюансы взысканий должны быть закреплены в ДИ.

Документ бывает 2 видов: постоянный и повременный. Постоянный договор не имеет срока действия. Пока водитель занимает должность, он несет ответственность за вверенное ему имущество. Расторгнуть бумагу можно, если сотрудник будет уволен или переведен на другую должность.

Повременный договор действует определенный период. Обычно управленцы прибегают к использованию бумаги, когда сотрудник временно нанимается на должность или проходит испытательный срок. Когда период, закрепленный в договоре, завершается, он прекращает свое действие. Однако при необходимости срок можно продлить.

Инструкция по охране труда для водителя грузового автомобиля

ИНСТРУКЦИЯ

1.1. К управлению грузовым автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, назначенные приказом по предприятию, имеющие удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства и прошедшие:

- медицинский осмотр (при уклонении работника от про­хождения медицинских осмотров работник к выполнению тру­довых обязанностей не допускается);

- обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знаний безопасности труда;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- соответствующее обучение и инструктаж (имеющие I квалификационную группу по электробезопасности).

К управлению автомобилем, на шасси которого смонтировано специальное оборудование (самосвальные кузова, цистерны для перевозки горючих жидкостей, химикатов, сжиженного газа, установки дегазационного оборудования, ремонтные мастерские с те­лескопическими лестницами, вышками и др.), допускаются водители, прошедшие дополнительные курсы обучения и имеющие соответствующее удостоверение.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями води­теля, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2. Водитель обязан:

1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охра­не труда и пожарной безопасности, правила дорожного дви­жения, правила внутреннего трудового распорядка.

1.2.2. Правильно применять коллективные и индивидуаль­ные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты.

1.2.3. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на про­изводстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей.

1.2.4. Уметь обращаться с пожарным инвентарем и правильно использовать его в случае возникновения пожара.

1.2.5. Выполнять только порученную работу.

1.3. Запрещается употребление спиртных напитков, а так­же приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.4. Опасными и вредными производственными фактора­ми при выполнении работ являются:

- наезды проезжающих транспортных средств;

- наезды при самопроизвольном движении транспортных средств;

- нарушение правил дорожного движения пешеходами, приводящие к аварийным ситуациям;

- термические факторы (пожары, взрывы при подаче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной установки; ожоги паром, водой из карбюратора);

- преступные действия пассажиров и других лиц;

- нервно-эмоциональное напряжение при управлении автомобилем;

- монотонность труда при управлении автомобилем;

- неудобная рабочая поза при ремонте и техническом обслуживании автомобиля;

- повышенная физическая нагрузка;

- повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;

- повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (со­держание двуокиси углерода, окиси углерода, оксидов азота, паров бензи­на и др.).

Первостепенное значение среди вредных производственных факторов принадлежит нервно-эмоциональному напряжению. Величина напряжения связана с количеством и характером поступающей информации, ответственностью за жизнь участников движения и сохранением их здоровья, за сохранность материальных ценностей, а также зависит от индивидуальных особенностей водителя.

Информационный поток, поступающий к водителю автомобиля, при определенных условиях может вызвать состояние монотонии и засыпания во время движения. Это наблюдается при поездках в транспортном потоке, который движется с равномерной скоростью, и усиливается однообразием трассы, низкой интенсивностью движения.

Нервно-эмоциональное напряжение зависит также от конкретных ситуаций в реальных дорожных условиях: резкое торможение, обгон и осложненный проезд нерегулируемого и регулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выход из него и т.д.

1.5. Спецодежда и другие средства индивидуальной за­щиты выдаются согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта», а именно:

- при перевозке грузовым автомобилем пыльных материалов – костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев); рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца); жилет сигнальный (срок носки 24 месяцев);

- при перевозке грузовым автомобилем различных веществ 1-го и 2-го класса опасности и сильно пахнущих грузов и инфицированных материалов – костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев); рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца); жилет сигнальный (срок носки 24 месяцев);

- при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей дополнительно – костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев); рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца);

- при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту на осмотровых канавах, подъемниках и эстакадах дополнительно – каска строителя с подшлемником (дежурная).

Руководитель предприятия обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.6. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.7. При несчастном случае следует оказать помощь постра­давшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохра­нить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

1.8. При обнаружении неисправности оборудования, прис­пособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудо­вание и инструменты запрещается.

1.9. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

- ходить только по пешеходным дорожкам, тротуарам;

- переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги только в установленных местах;

- при выходе из здания убедиться в отсутствии движу­щегося транспорта.

1.10. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства (поверхностно-активные, пригодные к употреблению на кожных покровах – типа «Ралли» и др.), щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов. Водители, имеющие контакт (загрязнение рук) с различными маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями, пастами.

1.11. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.12. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.13. Водитель автомобиля ежегодно должен проходить медицинский осмотр.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. При подготовке автомобиля к выезду водитель обязан проверить:

- наличие удостоверения с талоном на право вождения автомобиля, путевой лист;

- техническое состояние автомобиля, исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, а также отсутствие подтекания топлива, масла, воды;

- давление воздуха в шинах;

- наличие инструмента и инвентаря;

- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, антифризом и уровень электролита в акку­муляторной батарее;

- наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки первой помощи, домкрата, огнетушителя.

2.2. Заправку автомобиля топливом производить при не­работающем двигателе. Заправку автомобилей этилированным бензином следует проводить из бензоколонки со шлангом, снабженным раздаточным пистолетом. Запрещается заправ­лять автомобили этилированным бензином при помощи ве­дер, леек и т. п. а также отпускать этилированный бензин в тару (канистры). Заправщик и водитель должны находиться при заправке с наветренной стороны автомобиля.

На заправочном пункте запрещается:

- курить и пользоваться открытым огнем;

- производить ремонтные и регулировочные работы;

- заправлять автомобиль топливом при работающем дви­гателе;

- допускать перелив и разлив топлива;

- находиться пассажирам в кабине или кузове.

2.3. Перед заправкой системы охлаждения двигателя анти­фризом необходимо:

- проверить, нет ли в системе охлаждения (в соедини­тельных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т. п.) течи, и при наличии устранить ее;

- промыть систему охлаждения чистой горячей водой.

2.4. Выезд автомобиля на маршрут следования с неисправностями, угрожающими безопасности движения, запрещается.

2.5. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг пе­реключения передач поставлен в нейтральное положение.

2.6. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.7. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.

2.8. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо, кроме требований согласно п.2.5, дополнительно придерживаться следующих требований:

- установить упорные колодки с обеих сторон колеса;

- пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;

- не брать рукоятку в обхват;

- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

- не включать зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить зажигание;

- не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

2.9. Скорость движения транспортных средств на территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.

2.10. Проверять техническое состояние автомобиля и его агрегатов перед выездом с территории предприятия и после возвращения на предприятие следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случай опробования тормозов.

2.11. Для осмотра автомобиля в темное время суток сле­дует пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 12 В с предохранительной сеткой или электрическим фонарем с автономным питанием.

2.12. При проверке технического состояния автомобиля необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.

2.13. Перед началом работы водитель обязан проверить, чтобы:

- ветровое и боковое стекла не имели трещин и затем­нений, затрудняющих видимость;

- боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными механизмами;

- на сиденье и спинке сиденья не было провалов, рва­ных мест, выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечива­ющую удобную посадку водителя;

- замки всех дверей были исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;

- отопительные устройства кабины в холодное время были исправными;

- пол кабины автомобиля застилался ков­риком, не имеющим отверстий и прочих поврежде­ний.

2.14. Водитель обязан проверить, чтобы автомо­биль был обеспечен упорными колодками (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подклад­кой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, зна­ком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

2.15. Водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если его техническое состояние не отвечает Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и Правилам охраны труда на автомобильном транспорте.

2.16. Водитель может выезжать на маршрут следования только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки в путевом листе.

2.17. Перед отправлением в рейс продолжительностью более суток водитель должен быть ознакомлен с режимом работы и отдыха, иметь записанный в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного отдыха.

2.18. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.

2.19. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

- перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализированных автомобилей;

- перевозка в кабине, кузове большего количества людей, чем оборудовано мест для сидения или указано в паспорте завода-изготовителя;

- движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;

- выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля.

3.Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Выполнять требования правил движения и указания регулировщиков движения в соответствии с Правилами до­рожного движения.

3.2. Выбирать скорость движения с учетом дорожных ус­ловий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения на дорогах, особенностей состояния автомобиля и перевозимого груза или пассажиров.

3.3. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает, и вблизи нет людей или каких-либо преград.

Перед началом движения задним ходом в условиях недос­таточного обзора сзади (из-за груза в салоне, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а грузоотпра­витель обязан выделять человека для организации движе­ния автомобиля.

3.4. Запрещается управлять автомобилем при открытых дверях.

3.5. Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя по вопросам безопасности.

3.6. Включать ближний свет фар при движении днем следует в условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в туннелях, а также независимо от условий видимости при движении в колонне машин, при буксировке, при перевозке детей, при транспортировке крупногабаритного или опасного груза.

3.7. Выгружать груз с автомобиля-самосвала в овраг, реку с обрыва следует при наличии надежно закрепленного отбойного бруса. При отсутствии бруса нельзя подъезжать к краю ближе, чем на 1 м от заднего колеса.

3.8. Переправы автомобилей вброд и по льду следует осуществлять только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями.

3.9. Водитель обязан принимать необходимые меры к устранению мелких неисправностей обнаруженных во время работы на линии и не угрожающих безопасности движения и сохранности людей, автомобиля и груза. Если устранить неисправность невозможно, следовать в ближайшую ремонтную базу или возвращаться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.

3.10. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять меры против самопроизвольного его движения: остановить двигатель, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса упорные колодки.

На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.

3.11. Выходя из салона автомобиля, водитель должен убедиться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при входе на проезжую часть дороги – еще и в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.12. Сцепка и расцепка автомобилей с прицепами и полуприцепами должна производиться только на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.

3.13. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепа, должны производить три человека – водитель, рабочий сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки. Оказывать помощь сцепщику, а также покидать свое место до окончания сцепки запрещается.

В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

- затормозить прицеп стояночным тормозом;

- проверить состояние буксирного оборудования;

- подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;

- провести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа, а также крепление страховочных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих автоматического оборудования.

Запрещается производить сцепку при неисправности дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упора, их неисправности и т.п.).

3.14. Следить за тем, чтобы борта полуприцепа при сцепке и расцепке были закрыты. Перед сцепкой убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на полозки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Перед сцепкой следует установить упорные колодки под колеса полуприцепа.

Запрещается производить расцепку при неопущенных катках опорного устройства, а также неравномерной загрузке полуприцепа.

3.15. Перед сцепкой автомобиля с полуприцепом следует подвесить с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа соединительные шланги и электропровода, чтобы они не мешали сцепке. После сцепки соединительные шланги и электропровода присоединить.

3.16. При ремонте автомобиля на маршруте следования водитель обязан выполнять требования безопасности:

- съехать на обочину дороги;

- выставить знаки безопасности;

- включить габаритные огни при плохой видимости;

- остановить автомобиль с помощью стояночной тормоз­ной системы;

- надеть сигнальный жилет;

- подложить под колеса упо­ры.

При работах на обочине под автомобилем запрещается находиться со стороны проезжей части.

3.17. При проведении ремонтных работ в неотапливаемом помещении либо на открытом воздухе, лежа под автомоби­лем или стоя на коленях, необходимо применять лежаки, маты.

3.18. Запрещается подогревать двигатель открытым пла­менем.

3.19. При перегреве двигателя пробку радиатора можно открывать только тогда, когда температура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при открытии пробки произойдет выброс кипящей воды. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.20. Для предупреждения случаев обморожения при утсранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.

3.21. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:

- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком, при помощи шланга или другим способом;

- производить ремонт топливной системы при работающем двигателе, включенном зажигании;

- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом или топливом использованные обтирочные материалы;

- подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем, а также пользоваться им в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;

- курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.

3.22. Водителю запрещается:

- управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии;

- передавать управление автомобилем лицу, не указан­ному в путевом листе, находящемуся в нетрезвом состоя­нии или не имеющему при себе удостоверения на право уп­равления автомобилем;

- самовольно отклоняться от маршрута указанного в путевом листе;

- перевозить груз, если он закрывает обзор пути;

- перевозить груз в неисправной таре;

- отрывать с помощью автомобиля примерзший или находящийся в грунте груз;

- допускать скопление на двигателе или его картере грязи, горючего, масла;

- пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита в аккумуляторной батарее и устранении неисправностей механизмов;

- хранить и перевозить в кабине бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

- отдыхать или спать в кабине и кузове автомобиля при работающем двигателе.

- допускать к ремонту автомобиля на маршруте следования посторонних лиц (сопровождающих, пассажиров и т.д.);

- устанавливать домкрат на случайные предметы;

- выполнять какие-либо работы, находясь под автомобилем, вывешенном только на домкрате, без установки козелка;

- использовать в качестве подставки под вывешенный автомобиль случайные предметы: камни, кирпичи и т. п.

3.23. При буксировке транспортного средства следует обеспечить постоянное наблюдение за буксируемым транспортным средством (в кабине буксируемого автомобиля должен находиться водитель). Длина связующего звена жесткой сцепки не должна превышать 4 м, а гибкой - 6 м; при этом связующее звено гибкой сцепки через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками размером не менее 200 х 200 мм.

Включить при буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве ближний свет фар, а на буксируемом - габаритные огни; при плохой видимости на буксируемом транспортном средстве включить задние габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке - и передние габаритные огни.

- транспортным средством с прицепом;

- при общей длине поезда сцепленных транспортных средств свыше 24 м;

- двухколесных мотоциклов без коляски и велосипедов;

- двух и более механических транспортных средств одновременно;

- транспортного средства без рабочего тормоза или с неисправным тормозом, если масса буксируемого транспортного средства превышает половину общей фактической массы буксирующего;

- на гибкой сцепке со скоростью более 30 км/ч или транспортного средства с неисправными тормозами;

- на гибкой сцепке транспортного средства с неисправным рулевым управлением.

3.24. При работе на внутризаводской линии, кроме Правил дорожного движения и требований инструкции по охране труда, соблюдать следующие дополнительные требования:

- если на пути движения встречаются препятствия, объезжать их на расстоянии не ближе 1 м, а если ширина проезда недостаточна для такого объезда, прекратить движение и потребовать удаления с проезда препятствий;

- быть особенно внимательным на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, в узких местах, а также на складах; скорость в этих случаях должна быть минимальной:

- подавать предупредительный сигнал при движении с места и в опасных местах.

3.25. При погрузке длинномерных грузов необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

- грузы, превышающие габаритные размеры транспортного средства по длине на 2 м и более, следует перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться;

- при одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие грузы должны размещаться сверху;

- запрещается перевозить грузы, выступающие за боковые габариты автомобиля;

- запрещается загораживать грузом двери кабины водителя;

- запрещается нагружать длинномерные грузы выше стояков прицепа.

3.26. Перед перевозкой контейнеров водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки, исправности, а также надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

3.27. При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать следующие меры предосторожности:

- резко не тормозить;

- снижать скорость перед поворотами, закруглениями и неровностями дороги;

- обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей, деревьев и т.п.

3.28. Погрузка опасного груза на автомобиль и разгрузка его с автомобиля должны производиться при выключенном двигателе за исключением случаев налива и слива (нефтепродуктов в автоцистерну), производимых с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом.

- совместная перевозка опасных веществ и пищевых продуктов или фуража;

- курить и пользоваться открытым огнем при погрузке, разгрузке и перевозке взрывоопасных, пожароопасных грузов.

3.30. Перед погрузкой автомобиля на железнодорожные платформы с помощью грузоподъемных механизмов водитель обязан:

- отсоединить клемму от аккумуляторной батареи;

- в случае погрузки автомобилей уплотненным способом типа «елочка» довести уровень топлива в топливном баке до половины или менее половины его емкости;

- проверить исправность пробки топливного бака и надежность его закрытия.

3.31. После погрузки автомобиля на железнодорожную платформу необходимо убедиться в надежности его крепления, отсутствия на нем и платформе промасленных обтирочных материалов и дополнительных емкостей с горючими и смазочными жидкостями.

4.Требования безопасности после окончания работы

4.1. После возвращения с маршрута следования очистить автомобиль от грязи и поставить на место, отведенное для стоянки.

4.2. В зимнее время при хранении в неотапливаемом га­раже слить воду из радиатора и двигателя.

4.3. Оставаться на ночлег в закрытом автомобиле запре­щается.

4.4. При остановке автомобиля водитель, покидая каби­ну, должен принять все меры против самопроизвольного движения - выключить зажигание или перекрыть подачу топ­лива, установить рычаг переключения передач в нейтраль­ное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса упорные колодки.

4.5. Перед постановкой автомобиля на место стоянки водитель должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.

4.6. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недо­статочной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4.7. Ширина проезда между автомобилями в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въез­да автомобиля на свое место (за один маневр), а рассто­яние от границы проезда до автомобиля - не менее 0,5 м.

4.8. После постановки автомобиля в помещение для сто­янки двигатель должен быть выключен.

4.9. В помещениях, предназначенных для стоянки, а так­же на стоянках под навесом или на площадках запрещается:

- курить, пользоваться открытым огнем;

- оставлять открытыми горловины топливных баков авто­мобилей;

- подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);

- хранить какие-либо материалы и предметы;

- мыть или протирать бензином детали или агрегаты, а также руки и одежду;

- хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исклю­чением топлива в баках автомобилей;

- заправлять автомобили жидким (газообразным) топли­вом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;

- устанавливать предметы и оборудование, которые мо­гут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в слу­чае пожара или других стихийных бедствий;

- пуск двигателя для любых целей, кроме выезда авто­мобиля из помещения.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, обязаны:

- без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

- в случае необходимости вызвать медицинскую помощь, а если это невозможно, отправить пострадавших на попут­ном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;

- сообщить о случившемся в ГАИ, записать фамилии оче­видцев и ожидать прибытия работников автомобильной инспекции.

5.2. При возникновении пожара во время движения не­обходимо остановить автомобиль, принять меры к тушению пожара средствами пожаротушения.

5.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара.

При загорании одежды необходимо, прежде всего, поту­шить пламя подручным материалом. При этом нельзя накры­вать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхатель­ных путей и отравления токсичными продуктами горения.

5.4. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, надеть сигнальный жилет и установить знак аварийной остановки или мигающий крас­ный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.

5.5. Перед подъемом части автомобиля домкратом не­обходимо установить автомобиль на горизонтальной нескользкой площадке за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить людей из салона, закрыть двери, установить под неподнимаемые ко­леса упорные колодки.

При подъеме части автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м? или доску.

Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

5.6. При накачивании или подкачивании снятых с автомоби­ля шин в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

5.7. При появлении во время движения запаха бензина водитель должен немедленно остановить автомобиль, выя­вить причину появления запаха и устранить ее.

5.8. На автомобиле, работающем на газовом топливе, при любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходи­мо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисп­равные узлы снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

5.9. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель автомобиля обязан высадить людей и немедленно принять все меры для освобождения переезда и остановки поезда.

Если автомобиль не удается удалить с переезда, то водитель автомобиля должен:

- послать двух людей вдоль путей в обе стороны на 1000 м от переезда (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив порядок подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда; сигналом остановки служит круговое движение руки: днем – с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видным предметом, ночью – факелом или фонарем;

- оставаться возле автомобиля и подавать сигналы общей тревоги сериями из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов;

- бежать навстречу поезду (локомотиву, дрезине) при его появлении, подавая сигнал остановки.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)