Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об использовании служебного автомобиля в служебных целях образец img-1

приказ об использовании служебного автомобиля в служебных целях образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Zjdljo: Страницы

  • Страницы

Образец приказа об использовании служебного автомобиля в личных целях

Скачать Образец приказа об использовании служебного автомобиля в личных целях


Информация о файле:
Дата: 19.7.2012
Скачано раз: 96
Место в рейтинге: 179
Средняя скорость скачивания: 5224 КБ/сек.
Похожих файлов: 7

Положение об использовании служебного и личного автотранспорта работниками ООО действующей медицинской справки установленного образца. 30 мар 2012 2 Приказа Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных за использование личного автомобиля в служебных целях нужны. также образец приказа Об установлении размера и выплате компенсации за личного легкового автомобиля в служебных целях и образец приказа Об за использование личного автотранспорта в производственных целях. компенсация за использование, амортизацию личного транспорта; определено, что расходы на содержание служебного транспорта ( автомобильного, поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов признаются в целях приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором об использовании служебного и личного автотранспорта Сотрудники Организации, которым автомобиль не предоставляется, вправе в служебных целях по действующей медицинской справки установленного образца. 19 ч. назад Скачать Бланк приказа об использовании личного автомобиля в в использовании ЕС в личных целях и личного и служебного компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях. на содержание служебного автотранспорта и включаются в состав Вы можете использовать все те же путевые листы или документ, что подтверждалось командировочным удостоверением и приказом; об использовании личного автомобиля в служебных целях (или дополнение к трудовому Путевой лист на служебный автомобиль необходим на те даты. когда он Каждый служебный автомобиль Организации соответствующим приказом Форма Путевого листа утверждается приказом Генерального директора (см. См. 11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, Как уволить за использование авто в личных целях? События · Производственный календарь, Образцы документов, Книжная полка, Журнал «МП» Использование служебного авто-это дополнительный доход в денежной Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на. 21 ноя 2011 приказ об использовании служебного транспорта в личных целях; ремонт и эксплуатацию автомобиля, не учитываемым в целях 15 июн 2011 Если автомобиль фирмы используется не только в служебных, Формы, образцы, бланки · Заказать интересующий документ Но в ситуации, когда автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей, приказы о порядке использования служебного транспорта, m

Ирина Викторовна. 07.02.2016 в 14:08
Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться по ссылке http://www.anacron.ru/ Извините за беспокойство.

Другие статьи

Служебный автомобиль в личных целях

Служебный автомобиль в личных целях Содержание Автомобиль директора: служебный или личный?

Автор статьи: Мария Кузнецова. аудитор аудиторской компании «Бетроен»

Все расходы, принимаемые в расчет при исчислении базы по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Расходы на обслуживание легкового автотранспорта не являются исключением. Но в ситуации, когда автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей, могут возникнуть сложности с налоговым учетом расходов на ГСМ. Один из авторов журнала «Актуальная бухгалтерия» порекомендовал как фирме можно подстраховаться от претензий проверяющих.

Путевой лист: выбираем удобный вариант

Расходы на приобретение топлива в налоговом учете списываются не сразу.

Исходя из разъяснений налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 № 16-15/068679@) стоимость приобретенного, например, по топливным картам бензина нельзя включить в состав расходов ни в момент уплаты авансовых платежей (т. е. на дату приобретения карты), ни в момент фактической заправки бензина и списания с топливной карты его стоимости. Это связано с тем, что заправка бензина в топливный бак на основании чека терминала АЗС подтверждает только факт его приобретения, но не доказывает его целевое использование. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, по мнению чиновников, является путевой лист, который предназначен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя (п. 14 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Перевозка пассажиров и багажа, грузов, в частности, легковыми автомобилями без оформления путевого листа запрещается.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152):

1) наименование и номер;

2) сведения о сроке действия;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

При оформлении путевых листов имейте в виду, что унифицированные формы (п. 2 пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78; письмо Минфина России от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 ) этого документа, утвержденные Госкомстатом России, обязаны применять только автотранспортные организации.

Все остальные компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно. При выборе последнего варианта учтите, что такой бланк путевого листа должен быть утвержден в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты (указаны выше).

Обратите внимание: перечень обязательных реквизитов не требует вписывать маршрут следования автомобиля. То есть в собственную форму путевого листа компания может не включать эту информацию, что особенно важно, если автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей.

Эти же выводы подтверждает и судебная практика.

Например, интерес представляет одно из решений ФАС Северо-Западного округа, которое было принято в пользу компании (пост. ФАС СЗО от 23.11.2009 по делу № А56-4991/2009).

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г. № А56-4991/2009

<. > Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы, и в совокупности с иными первичными документами, оформленными Обществом в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, подтверждают их экономическую оправданность. <. >

Налоговый орган указывал на то, что в ежемесячно составляемых фирмой путевых листах и отчетах по расходу ГСМ отсутствуют сведения о маршруте следования служебных легковых автомобилей, ежедневном количестве рейсов, номерах водительских удостоверений. Также не указаны дата, время выезда и возвращения в гараж автомобилей, показания спидометра, остатки топлива в баке на начало и конец каждого дня и его ежедневный расход.

Но фирма в обоснование своих затрат представила следующие документы: инструкции по использованию служебных легковых машин, утвержденные приказами директора, приказы о порядке использования служебного транспорта, ведомости выдачи талонов на топливо, регистры бухгалтерского учета талонов, путевые листы.

Судьи сделали вывод, что при решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства. Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность.

Еще одно положительное для фирм судебное решение было принято ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10 ).

Постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10

<. > суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств, что данные расходы являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Кроме того, форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 <. > носит обязательный характер только для автотранспортных организаций. <. >

Налоговики пытались доказать, что если в путевых листах не указан маршрут следования автомобиля, то такой документ не может подтверждать расходы на приобретение ГСМ.

Обосновывая произведенные расходы, фирма представила первичные документы на получение топлива от поставщиков, их отчеты об объемах произведенных заправок автомобилей, платежные поручения, нормы расхода топлива, утвержденные приказом руководителя. Кроме того, путевые листы с указанием всех обязательных реквизитов, подтверждающие ежедневный пробег автомобиля, с информацией о получении и расходовании топлива, ежемесячные акты на списание топлива, оформленные должным образом.

Выводы суда были следующими: налоговым органом не доказано, что расходы на ГСМ являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Как видим, организации имеют полное право включать затраты на бензин в состав налоговых расходов на основании документов, подтверждающих факт приобретения бензина, и самостоятельно разработанной формы путевого листа, в которой отсутствует маршрут следования. При этом путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца (п. 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

И если из каких-либо других документов не следует непроизводственный характер поездок (например, из должностной инструкции водителя или письменных поручений директора), то компания вправе полностью учесть затраты на бензин (в т. ч. и израсходованный в поездках для личных целей) в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Минусы унифицированного путевого листа

Если же фирма применяет унифицированную форму путевого листа, то необходимо заполнять графу «Место отправления и назначения» и все остальные реквизиты данной формы, ведь удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. пост. Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

Постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20

<. > В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. <. >

Поэтому следует тщательно проверять, чтобы в качестве мест отправления и назначения не были указаны «подозрительные» адреса, которые могут послужить для налоговиков сигналом, что поездка не связана с исполнением директором своих обязанностей.

Если сведения о маршруте не указаны или пункты назначения говорят о непроизводственном характере поездки, фирма не сможет принять в состав расходов для целей исчисления прибыли эти затраты на бензин.

Кроме того, в такой ситуации у сотрудника возникает доход в натуральной форме в виде стоимости топлива, с которого организация, будучи налоговым агентом, должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить обязательные страховые взносы (ст. 211, 226 НК РФ; ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

НДС, принятый к вычету со стоимости непроизводственного бензина, тоже может быть признан налоговым органом необоснованным (п. 1 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ).

Списание топлива — строго по норме

Также следует помнить, что расходы на бензин являются нормируемыми. И хотя в Налоговом кодексе не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль, нормы расхода содержатся в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Эти нормы расхода топлива обязаны применять не только автотранспортные предприятия, но и все фирмы, которые эксплуатируют автомобили. Они предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению.

Следовательно, во избежание претензий налоговиков количество фактически израсходованного топлива компании необходимо сопоставлять с нормами, которые содержатся в Методических рекомендациях (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57).

Письмо Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57

<. > при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р. <. >

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, фирме следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).

Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Личный автомобиль в служебных целях. Нюансы учета

редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Работа некоторых сотрудников автономных учреждений связана со служебными поездками. Статьей 188 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе автомобиля. В каком размере следует выплатить данную компенсацию? Как отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в статье.

Как было сказано выше, Трудовой кодекс налагает на работодателя обязанность компенсировать расходы, понесенные работником. Статьей 188 ТК РФ предусмотрено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. На практике всегда возникает вопрос, как оформить данную выплату и из чего следует исходить, чтобы определить сумму компенсации.

Документы – основания для выплаты компенсации

Порядок и условия выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях установлены п. 2 Приказа Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» (далее – Приказ Минфина РФ № 16н). В нем указано, что данная денежная выплата работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, производится в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными п. 16 ,8 и 9 Письма Минфина РФ от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок» (далее – Письмо Минфина РФ № 57). Согласно п. 4 письма для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Об иных документах в данном письме не говорится. Однако поскольку нормы ст. 188 ТК РФ предусматривают компенсацию за использование принадлежащего работнику имущества, считаем необходимым представлять документы, подтверждающие право собственности на автомобиль. Аналогичное мнение было высказано Минфином в Письме от 18.03.2010 № 03‑03‑06/1/150 .

Следовательно, для обоснования расходов по выплате денежной компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях нужны:

– технический паспорт на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства (для удостоверения права собственности на автомобиль);

– соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;

– приказ руководителя о выплате компенсации;

– должностная инструкция работника, подтверждающая разъездной характер работы и его производственную необходимость.

Следует обратить внимание на разъяснения, приведенные в письмах Минфина РФ № 57 ,от 16.05.2005 № 03‑03‑01‑02/140. Чиновники указывают:

1) в размерах компенсации, установленных законодательством согласно ст. 188 ТК РФ. уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов;

2) компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце;

3) за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Путевой лист: выдавать или нет?

Согласно позиции, изложенной УФНС по г. Москве в письмах от 04.03.2011 № 16‑15/020447@, от 22.02.2007 № 20‑12/016776. от 20.09.2005 № 20‑12/66690. сотруднику следует вести учет служебных поездок в путевых листах, которые являются подтверждением фактического использования автомобиля в служебных целях и обоснованности расходов сотрудника. Путевые листы должны составляться по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. и ежемесячно представляться в бухгалтерию организации. Такого мнения придерживаются и чиновники финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 № 14‑05‑07/6 ).

Типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78 по согласованию с Минфином, Минэкономики, Минтрансом, входит в состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 173н [1] типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля» подлежит применению всеми государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно ОК 011‑93. Общероссийской классификатор управленческой документации (ОКУД) данной форме присвоен номер 0345001.

Однако анализируя постановления арбитражных судов, отметим, что данное требование, выдвигаемое Минфином и ФНС, необоснованно. Согласно Указаниям по применению и заполнению формы 3 «Путевой лист легкового автомобиля», приведенным в вышеназванном постановлении Госкомстата, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не состоящему в должности водителя данной организации, последняя не обязана, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего им автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях (постановления ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008‑С5–14 ,ФАС ЦО от 25.05.2009 № А62-5333/2008 ).

Размер выплаты: нормирован или нет?

По правилам ст. 188 ТК РФ размер выплаты компенсации утверждается по соглашению сторон между работником и учреждением. Из этого следует, что трудовым законодательством нормы не устанавливаются. Однако если выплата в автономном учреждении осуществляется за счет субсидий, выделяемых из бюджета, не следует забывать о положениях Приказа Минфина РФ № 16н .Пунктом 1 данного приказа предусмотрены следующие нормы:

Использование служебного автомобиля в личных целях, на благо организации. Как правильно?

Если весь рабочий день проходит в дороге и много времени уходит на деловые поездки, на личном автомобиле разъезжать накладно. Поэтому управленцу или успешному менеджеру по продажам часто дают бонус – автомашину организации практически в личное пользование. И это правильно, так как служит на благо всему предприятию. Но что делать бухгалтеру, как правильно оформить и принять к учету затраты, если работник свободно пользуется транспортом, находящемся на балансе и практически неподконтролен?

Итак, как оформляются отношения между организацией и сотрудником, использующим служебный автомобиль? Остановимся на коммерческих организациях, готовых предоставить автомобиль работнику. Какие требования предъявляет закон и контролирующие органы к такого рода отношениям?

Составляем локальный нормативный акт

Прежде всего, целесообразно издать локальный нормативный акт — Положение «Об использовании служебного автотранспорта сотрудниками организации», который утверждается приказом руководителя предприятия. Каждый работник, получающий допуск к служебному автомобилю, должен ознакомиться с данным Положением под роспись. В документе прописываются нормы о материальной ответственности сотрудника, описывается процедура допуска сотрудника к служебному автомобилю, обязанности и права и работников, порядок использования автотранспорта работодателя в служебных целях.

Что следует учесть при составлении и утверждении Положения «Об использовании служебного автотранспорта сотрудниками организации», чтобы данный акт не противоречил федеральному законодательству и, следовательно, на него можно было ссылаться в суде при возникновении споров? Рассмотрим наиболее частые спорные вопросы в данных отношениях.

Обязателен ли путевой лист?

ПДД содержат требование иметь при себе и, соответственно, предъявлять для проверки путевой лист лишь в установленных случаях, при этом, не раскрывая их суть. Приказ Минтранса от 18.09.08 г. N 152 конкретизирует: Путевой лист оформляется для осуществления перевозок автомобильным транспортом пассажиров, багажа и грузов. По смыслу приведенной нормы путевой лист необязателен в случае, если работник возит сам себя. Однако, прежде всего, путевой лист – документ строгой отчетности, который служит для документального подтверждения расходов на содержание автомобиля в налоговом учете.

По сути, необходимость ведения путевых листов обусловлена даже не обязательностью предъявления их для проверки сотруднику ГИБДД, а скорее целью контролировать затраты на ГСМ внутри организации. Ведь именно на основании путевого листа списываются затраты на бензин и другое топливо. Путевые листы организаций должны оформляться в соответствии с требованиями вышеуказанного Приказа Минтранспорта. Итак, закон не содержит обязательного требования оформления путевого листа для неавтотранспортных предприятий, однако очевидно, что наличие оформленных путевых листов отвечает интересам самой организации, иначе списание на затраты ГСМ в целях налогообложения может привести к конфликтам с налоговыми органами.

Необходимы ли предрейсовые осмотры?

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в ст. 20 возлагает на работодателей обязанность брать на себя организацию предрейсовых медосмотров водителей с привлечением медицинских работников. Как видим, именно к профессии водителя применимы требования о предрейсовом осмотре. К лицам иных профессий и должностей данное требование не установлено напрямую, если не толковать норму права более расширенно. Тогда под водителем можно назвать любого, кто на основании специального права занимается эксплуатацией автомобилей предприятия.

Это будет означать, что все хозяйствующие субъекты, которые используют в своей деятельности транспортные средства, обязаны организовывать осуществление предрейсовых медицинских осмотров. И не имеет значения, закреплена ли за сотрудником, осуществляющим функции водителя автомобиля, соответствующая должность. По общему же правилу, организация обязана проводить предрейсовые осмотры лишь тех работников, которые совмещают обязанности водителя транспортного средства, принадлежащего организации. Таким образом, если в приказе о закреплении к сотруднику служебного автомобиля не указывать по отношению к нему должность «водитель», то предрейсовые осмотры будут необязательны.

Списание затрат на автомобиль

Как правило, организация, при использовании служебных автомобилей сотрудниками, берет на себя следующие расходы:

  • проведение техосмотра и ремонта автотранспорта;
  • оплата бензина;
  • оформление страховки ОСАГО, КАСКО;
  • приобретение запчастей к автомобилю; и т.д.

В свою очередь, сотрудник, эксплуатирующий служебный легковой автотранспорт, получает возмещение указанных расходов лишь на основании документов, подтверждающих эти расходы. При этом организация вправе отказать в возмещении расходов работнику, если они не оформлены документами финансовой отчетности — товарным и кассовым чеком, платежными поручениями.

Итак, служебный автотранспорт, то есть, автомобиль, находящийся в собственности организации, может быть законно предоставлен работникам, чьи служебные обязанности связаны с частыми поездками. Чтобы у контролирующих органов не возникало сомнений в достоверности отнесения расходов на содержание данной машины к затратам предприятия, необходимо издать внутренний нормативный акт, на основании которого принимать к учету все затраты и регулировать отношения с работником. Если вас не хватает времени или знаний, чтобы правильно оформить отношения с работниками, обращайтесь к нам — опытные бухгалтера Ларго помогут вам правильно оформить все локальные нормативные акты и организуют ваш бухгалтерский учет.

Похожее Post navigation

Использование служебного автомобиля в личных целях, на благо организации

Использование служебного автомобиля в личных целях, на благо организации. Как правильно?

Если весь рабочий день проходит в дороге и много времени уходит на деловые поездки, на личном автомобиле разъезжать накладно. Поэтому управленцу или успешному менеджеру по продажам часто дают бонус – автомашину организации практически в личное пользование. И это правильно, так как служит на благо всему предприятию. Но что делать бухгалтеру, как правильно оформить и принять к учету затраты, если работник свободно пользуется транспортом, находящемся на балансе и практически неподконтролен?

Итак, как оформляются отношения между организацией и сотрудником, использующим служебный автомобиль? Остановимся на коммерческих организациях, готовых предоставить автомобиль работнику. Какие требования предъявляет закон и контролирующие органы к такого рода отношениям?

Составляем локальный нормативный акт

Прежде всего, целесообразно издать локальный нормативный акт - Положение «Об использовании служебного автотранспорта сотрудниками организации», который утверждается приказом руководителя предприятия. Каждый работник, получающий допуск к служебному автомобилю, должен ознакомиться с данным Положением под роспись. В документе прописываются нормы о материальной ответственности сотрудника, описывается процедура допуска сотрудника к служебному автомобилю, обязанности и права и работников, порядок использования автотранспорта работодателя в служебных целях.
Что следует учесть при составлении и утверждении Положения «Об использовании служебного автотранспорта сотрудниками организации», чтобы данный акт не противоречил федеральному законодательству и, следовательно, на него можно было ссылаться в суде при возникновении споров? Рассмотрим наиболее частые спорные вопросы в данных отношениях.

Обязателен ли путевой лист?

ПДД содержат требование иметь при себе и, соответственно, предъявлять для проверки путевой лист лишь в установленных случаях, при этом, не раскрывая их суть. Приказ Минтранса от 18.09.08 г. N 152 конкретизирует: Путевой лист оформляется для осуществления перевозок автомобильным транспортом пассажиров, багажа и грузов. По смыслу приведенной нормы путевой лист необязателен в случае, если работник возит сам себя. Однако, прежде всего, путевой лист – документ строгой отчетности, который служит для документального подтверждения расходов на содержание автомобиля в налоговом учете.

По сути, необходимость ведения путевых листов обусловлена даже не обязательностью предъявления их для проверки сотруднику ГИБДД, а скорее целью контролировать затраты на ГСМ внутри организации. Ведь именно на основании путевого листа списываются затраты на бензин и другое топливо. Путевые листы организаций должны оформляться в соответствии с требованиями вышеуказанного Приказа Минтранспорта. Итак, закон не содержит обязательного требования оформления путевого листа для неавтотранспортных предприятий, однако очевидно, что наличие оформленных путевых листов отвечает интересам самой организации, иначе списание на затраты ГСМ в целях налогообложения может привести к конфликтам с налоговыми органами.

Необходимы ли предрейсовые осмотры?

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в ст. 20 возлагает на работодателей обязанность брать на себя организацию предрейсовых медосмотров водителей с привлечением медицинских работников. Как видим, именно к профессии водителя применимы требования о предрейсовом осмотре. К лицам иных профессий и должностей данное требование не установлено напрямую, если не толковать норму права более расширенно. Тогда под водителем можно назвать любого, кто на основании специального права занимается эксплуатацией автомобилей предприятия.

Это будет означать, что все хозяйствующие субъекты, которые используют в своей деятельности транспортные средства, обязаны организовывать осуществление предрейсовых медицинских осмотров. И не имеет значения, закреплена ли за сотрудником, осуществляющим функции водителя автомобиля, соответствующая должность. По общему же правилу, организация обязана проводить предрейсовые осмотры лишь тех работников, которые совмещают обязанности водителя транспортного средства, принадлежащего организации. Таким образом, если в приказе о закреплении к сотруднику служебного автомобиля не указывать по отношению к нему должность «водитель», то предрейсовые осмотры будут необязательны.

Списание затрат на автомобиль Как правило, организация, при использовании служебных автомобилей сотрудниками, берет на себя следующие расходы:
  • проведение техосмотра и ремонта автотранспорта;
  • оплата бензина;
  • оформление страховки ОСАГО, КАСКО;
  • приобретение запчастей к автомобилю; и т.д.
В свою очередь, сотрудник, эксплуатирующий служебный легковой автотранспорт, получает возмещение указанных расходов лишь на основании документов, подтверждающих эти расходы. При этом организация вправе отказать в возмещении расходов работнику, если они не оформлены документами финансовой отчетности - товарным и кассовым чеком, платежными поручениями.

Итак, служебный автотранспорт, то есть, автомобиль, находящийся в собственности организации, может быть законно предоставлен работникам, чьи служебные обязанности связаны с частыми поездками. Чтобы у контролирующих органов не возникало сомнений в достоверности отнесения расходов на содержание данной машины к затратам предприятия, необходимо издать внутренний нормативный акт, на основании которого принимать к учету все затраты и регулировать отношения с работником. Если вас не хватает времени или знаний, чтобы правильно оформить отношения с работниками, обращайтесь к нам - опытные бухгалтера Ларго помогут вам правильно оформить все локальные нормативные акты и организуют ваш бухгалтерский учет.

Положение об использовании служебного и личного автотранспорта работниками ТА - Турагентствам - Каталог статей - Горящие туры Иваново

Горящие туры в Иванове
Спецпредложения лучших турагентств города
Каталог статей ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЛУЖЕБНОГО
И ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА
РАБОТНИКАМИ ООО «ИВТУРИСТ»
В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ

Город Иваново «___» __________ 20___ года

Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение об использовании служебного и личного автотранспорта работниками Общества с ограниченной ответственностью «Ивтурист» (далее по тексту – Общество) в служебных целях разработано в целях эффективного использования автотранспортных средств (далее по тексту автомобиль). Положение определяет права, обязанности Общества и работников Общества, а также порядок предоставления, использования и эксплуатации работниками Общества автотранспортных средств, принадлежащих как Обществу, так и работникам Общества.
2. Предоставляемый работнику Общества, а также используемый работником Общества под управлением водителя Общества автомобиль (далее по тексту также – служебный автомобиль) является собственностью Общества.
3. Служебный автомобиль предоставляется работникам Общества, оформленным на работу в Общество по трудовому договору, и занимающим должности, исполнение обязанностей по которым связанно с частыми служебными поездками.
4. Работники Общества, которым служебный автомобиль не предоставляется, вправе по согласованию с руководителем своего подразделения использовать личный автомобиль в служебных целях.

Статья 2. ДОПУСК РАБОТНИКА К УПРАВЛЕНИЮ СЛУЖЕБНЫМ АВТОМОБИЛЕМ

1. Общим условием допуска работника Общества к управлению служебным автомобилем является наличие у работника:
- водительского удостоверения категории, соответствующей типу автомобиля;
- стажа вождения автомобиля не менее одного года;
- действующей медицинской справки установленного образца.
2. Допуск работников Общества к управлению служебным автомобилем оформляется приказом Генерального директора Общества (см.Приложение №4).
3. Перед подготовкой приказа Генерального директора Общества, разрешающего конкретному работнику управление служебным автомобилем, работник должен предоставить в отдел кадров Общества пакет документов, указанный в п.1. настоящей статьи.
Копии предоставленных работником документов хранятся в отеле кадров Общества.
4. После издания приказа, разрешающего работникам Общества управление служебным автомобилем, с каждым упомянутым в приказе работником заключается договор о его индивидуальной материальной ответственности (см.Приложение №1), и на каждого такого работника оформляется доверенность на право управления автомобилем Общества.
5. В период эксплуатации автомобиля Общества работнику должен выдаваться Путевой лист. Форма Путевого листа утверждается приказом Генерального директора (см.Приложение №5). Путевой лист оформляется в бухгалтерии Общества, с указанием конкретных маршрутов поездок. Основные маршруты поездок утверждаются приказом Генерального директора.
6. Общество вправе в любое время изменять и дополнять условия допуска работника Общества к управлению служебным автомобилем.

Статья 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПРИ УПРАВЛЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛУЖЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ

1. Работники, допущенные призом Генерального директора к эксплуатации автомобиля Общества, обязаны:
- знать и исполнять требования настоящего Положения, должностной инструкции водителя Общества (см. Приложение №2); инструкции по охране труда работников, занятых эксплуатацией легковых автомобилей(см. Приложение №3);
- строго соблюдать правила дорожного движения, включая скоростной режим;
- использовать предоставленный автомобиль только по прямому производственному назначению;
- соблюдать установленные заводом-изготовителем автомобиля Правила и нормы технической эксплуатации автомобиля;
- не оставлять автомобиль без присмотра;
- в обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона;
- следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации;
- своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр;
- не эксплуатировать автомобиль в неисправном состоянии, выявлении каких-либо неисправностей в работе автомобиля прекращать его эксплуатацию с одновременным уведомлением об этом руководителя своего подразделения Общества;
- не приступать к управлению автомобилем в случаях, когда по состоянию здоровья работник не был бы допущен медицинским специалистом к управлению автомобилем;
- своевременно обращаться в бухгалтерию Общества в целях получения Путевого листа;
- своевременно обновлять и в кратчайшие сроки сообщать в отдел кадров Общества об изменении своих личных водительских документов: водительского удостоверения и медицинской справки;
- содержать автомобиль в надлежащем порядке и чистоте;
- сопровождая грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения и сохранность их при транспортировке;
- не употреблять перед работой и в ее процессе алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека;
- категорически не допускать случаев неслужебного использования автомобиля в личных целях без разрешения руководства;
2. В случае если предоставленный работнику автомобиль не заводится, потерял возможность передвигаться своим ходом или его передвижение может привести к дальнейшим поломкам и повреждениям работник Общества вправе воспользоваться услугами эвакуационной службы. По приезде эвакуатора работник Общества обязан сопровождать перевозимый автомобиль к месту ремонта.
3. Работник Общества обязан строго соблюдать установленный в Обществе порядок оформления отчетных документов и предоставления документов по использованию, управлению и эксплуатации автомобиля, утвержденный в Обществе.
4. Работник Общества, эксплуатирующий автомобиль, несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, настоящим Положением и иными внутренними документами, действующими в Обществе.
5. В целях безопасности управления, использования и эксплуатации автомобиля категорически запрещается:
- осуществлять перевозку пассажиров, не являющихся сотрудниками или гостями Общества;
- осуществлять перевозку грузов, не принадлежащих Обществу;
- осуществлять буксировку транспортных средств, не принадлежащих Обществу, с помощью автомобиля Общества.

Статья 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТНИКАМИ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ

1. При использовании автомобиля сотрудника в интересах Общества сотруднику выплачивается компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях.
2. Суммы, выплаченные Обществом работнику в счет компенсации использования им личного транспортного средства в служебных целях, включаются в совокупный доход работника Общества и подлежат обложению подоходным налогом по ставкам, предусмотренным действующим законодательством.
2. Условия использования личного транспорта.
Использование работником личного автомобиля возможно при следующих условиях:
- работник выполняет служебное поручение, связанное с управлением личным автомобилем работником;
- работник выполняет служебное поручение, не связанное с управлением автомобилем, т. е. поездка на личном автомобиле до места выполнения служебного поручения;
- работодатель знает об использовании работником личного автомобиля и согласен на такое использование.
Личные автомобили могут использоваться для служебных поездок только после оформления следующих распорядительных документов:
- утверждения заявления работника на имя Генерального директора Общества с просьбой разрешить ему использование в служебных целях его личного транспорта.
- издания приказа Генерального директора Общества, разрешающего конкретному работнику использование своего личного транспорта для исполнения поручений в интересах Общества.
Перед подготовкой приказа Генерального директора Общества, разрешающего конкретному работнику использование своего личного транспорта, работник должен предоставить в отдел кадров Общества следующий пакет документов:
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
- водительское удостоверение с открытой категорией на право управления транспортом данной категории;
- действующую медицинскую справку установленного образца;
- документ, подтверждающий прохождение транспортом технического осмотра (ТО);
- полис ОСАГО.
Если работник не является собственником транспортного средства, то в пакете документов должна присутствовать доверенность на управление данным транспортом.
Копии предоставленных работником выше перечисленных документов хранятся в отеле кадров Общества.
3. Выплата компенсации, основание и размеры
Общество производит работнику за использование личного автотранспорта в служебных целях выплаты за использование, износ (амортизацию) личного автомобиля, и компенсирует расходы, связанные с использованием личного автомобиля (бензин, ремонт, расходные материалы и другие расходы).
Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, расходы на ремонт и прочие аналогичные расходы компенсируются работнику при условии, что они являются обоснованными и документально подтвержденными.
Компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях работнику производятся в пределах норм, установленных Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных целей личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»
4. Обеспечение безопасной эксплуатации личного транспорта
Работник обязан поддерживать принадлежащее ему и используемое для служебных разъездов транспортное средство в надлежащем техническом состоянии, а также обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию.
Работник самостоятельно несет ответственность за соблюдение Правил дорожного движения.
Расходы, связанные с ущербом, причиненным транспортному средству работника при выполнении им своих трудовых функций, ложатся на работника в соответствии с действующим законодательством, т.к. он является владельцем источника повышенной опасности и осуществляет управление им.
Ответственность за вред, причиненный транспортным средством работника 3-му лицу во время исполнения работником своих трудовых функций, возлагается на работника в соответствии с действующим законодательством, т.к. он является владельцем источника повышенной опасности и осуществляет управлении им

Статья 5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

1. При использовании служебных автомобилей Общество осуществляет следующие расходы:
- проведение технического обслуживания и ремонта автомобиля;
- безналичная оплата бензина;
- оплата мойки автомобиля;
- оплата химчистки салона автомобиля не более двух раз в год;
- оплата парковки автомобиля у офисов клиентов Общества;
- безналичная оплата эвакуации автомобиля (в случае, если предоставленный работнику автомобиль не заводится, потерял возможность передвигаться своим ходом или его передвижение может привести к дальнейшим поломкам и повреждениям);
- приобретение Обществом запасных частей к автомобилю.
2. Сотруднику, ответственному за эксплуатацию автомобиля, Общество производит возмещение расходов, указанных в п.1. настоящей статьи, на основании документов, подтверждающих произведенные расходы, в соответствии с порядком, установленным в Обществе. Документы, подтверждающие расходы работника Общества на эксплуатацию автомобиля, принимаются от работника бухгалтерией вместе с заполненными Путевыми листами.
Нормы расходов ГСМ утверждаются приказом Генерального директора Общества.
3. Общество не компенсирует работнику любые виды штрафов, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением работником своих обязательств в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и другими внутренними документами Общества. Общество не возмещает работнику никакие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, в случае, если они не оформлены товарным и кассовым чеком и/или другими документами строгой финансовой отчетности.

Статья 6. СТРАХОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Автомобили, принадлежащие Обществу, должны быть застрахованы в соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховка должна содержать неограниченное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем.
2. В случае угона (кражи) служебного автомобиля, предоставленного работнику Обществом, работник лично обязан:
- незамедлительно сообщить в органы милиции по месту угона (кражи) автомобиля;
- незамедлительно сообщить об угоне (краже) автомобиля руководителю своего подразделения Общества;
- получить в органах милиции справку (установленного образца) о факте угона (кражи) автомобиля, а также копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона (кражи) автомобиля.
3. При причинении ущерба автомобилю или наступлении гражданской ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия работник, находившийся за рулем автомобиля, обязан:
- незамедлительно вызвать на место дорожно-транспортного происшествия представителя ГИБДД для составления акта дорожно-транспортного происшествия и выполнить другие обязанности в соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- незамедлительно поставить в известность руководство своего подразделения и обслуживающего Общество страхового агента;
- получить в органах ГИБДД справку установленного образца о дорожно-транспортном происшествии.

Статья 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

1. Работник, ответственный за эксплуатацию автомобиля, обязан компенсировать Обществу за счет собственных средств ущерб, возникший в результате:
- умышленного причинения вреда автомобилю, иному транспортному средству или третьим лицам;
- угона (кражи) автомобиля вместе с документами на него (в этом случае страховое возмещение не выплачивается);
- управления автомобилем в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения;
- управления автомобилем лицом, не имеющим Путевого листа и/или доверенности на право управления автомобилем;
- использования автомобиля, не прошедшего технический осмотр;
- перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов и материалов;
- использования автомобиля для неслужебных целей;
- непредставления поврежденного автомобиля эксперту страховой организации для оценки стоимости ущерба до сдачи автомобиля в ремонт;
- нарушения работником при наступлении страхового случая порядка действий, установленных нормативными документами общего назначения, настоящим Положением и иными внутренними документами, действующими в Обществе.
2. Работник, управлявший автомобилем Общества и виновный в причинении ущерба Обществу, обязан из личных средств выплатить разницу между реальной величиной ущерба и суммой страхового возмещения.

ДОГОВОР № ____
об индивидуальной материальной ответственности
г.Ивтурист «___» _____ 20__ года

Общество с ограниченной ответственностью «Ивтурист», далее именуемое «Работодатель», в лице Генерального директора И.И.Иванова, действующего на основании Устава, с одной стороны,
и
_______________________________________ __________________________________ ,

(должность) (фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Работодатель в соответствии с приказом № _____ от «___» ______ 2010 года передает Работнику для исполнения им трудовых обязанностей по трудовому договору № _____ от «___» ______ 20__ года следующее, принадлежащее Работодателю, имущество:
а) транспортное средство (автомобиль):
модель _______________________________________
рег. знак _______________ серия _____. выдан __________________________________;
номер двигателя ____________________________ ;
номер шасси ________________________________ ;
цвет кузова _________________________________
б) транспортное средство (автомобиль):
модель _______________________________________
рег. знак _______________ серия _____. выдан __________________________________;
номер двигателя ____________________________ ;
номер шасси ________________________________ ;
цвет кузова _________________________________
2. Имущество передается Работнику с даты подписания настоящего договора на все время работы в ООО «Ивтурист» в технически исправном состоянии, с отсутствием видимых повреждений.
3. Работник в целях эффективного использования переданного ему имущества Работодателя и предотвращения нанесения этому имуществу ущерба принимает на себя следующие обязательства:
а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;
в) соблюдать нормы техники безопасности, правила дорожного движения, правила эксплуатации вверенного ему имущества при выполнении трудовых обязанностей; знать и исполнять требования должностной инструкции водителя ООО «Ивтурист» и Положения об использовании служебного и личного автотранспорта работниками ООО «Ивтурист»;
г) осуществлять техническое обслуживание автомобиля, проверять исправность автомобиля перед выездом;
д) участвовать в проведении проверок состояния вверенного ему имущества;
е) в полном размере произвести возмещение ущерба, причиненного Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
4. Работодатель обязуется:
а) создавать Работнику условия, необходимые для обеспечения сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;
в) проводить в установленном порядке проверки сохранности и состояния имущества.
5. Работник обязан компенсировать Работодателю за счет собственных средств ущерб, возникший в результате:
- умышленного причинения вреда автомобилю, иному транспортному средству или третьим лицам;
- угона (кражи) автомобиля вместе с документами на него (в этом случае страховое возмещение не выплачивается);
- управления автомобилем в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения;
- управления автомобилем лицом, не имеющим Путевого листа и/или доверенности на право управления автомобилем;
- использования автомобиля, не прошедшего технический осмотр;
- перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов и материалов;
- использования автомобиля для неслужебных целей;
- непредставления поврежденного автомобиля эксперту страховой организации для оценки стоимости ущерба до сдачи автомобиля в ремонт;
- нарушения работником при наступлении страхового случая порядка действий, установленных нормативными документами общего назначения, и внутренними документами, действующими в ООО «Ивтурист».
5.1. Работник виновный в причинении ущерба Работодателю обязан из личных средств выплатить разницу между реальной величиной ущерба и суммой страхового возмещения.
5.2. Работник принимает на себя индивидуальную материальную ответственность за ущерб, возникший по причине виновных действий Работника у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
5.3. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
6. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
7. Работодатель не компенсирует Работнику любые виды штрафов, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением Работником своих обязательств в соответствии с действующим законодательством, и внутренними документами ООО «Ивтурист». Работодатель не возмещает Работнику никакие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, в случае, если они не оформлены товарным и кассовым чеком и/или другими документами строгой финансовой отчетности.
8. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.
9. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй - у Работника.
10. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1. РАБОТОДАТЕЛЬ:
ООО «ИВТУРИСТ»
Адрес места нахождения:
Почтовый адрес:
ИНН; ОГРН; ОКПО; КПП
Тел.;
Банковские реквизиты: Р/с в Банке;
К/С; БИК
Генеральный директор
«___» _________ 20__ года м.п. И.И.ИВАНОВ

2. РАБОТНИК:
_______________________________________________________________________
Ф.И.О. полностью
_______________________________________________________________________
должность
_______________________________________________________________________
гражданство
_______________________________________________________________________
дата, месяц, год рождения
_______________________________________________________________________
серия, № паспорта
_________________________________________________________________________
место и дата выдачи паспорта
_________________________________________________________________________
адрес регистрации
«___» ______ 20__ года _________________ (собственноручная подпись РАБОТНИКА)

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Ивтурист»
________________________ И.И.Иванов
«___» _____ 20__ года

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности и права водителя, эксплуатирующего автомобиль в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Ивтурист», в дальнейшем именуемом – «Общество».
2. Под термином «Водитель» в настоящей должностной инструкции имеется в виду:
- непосредственный штатный водитель Общества или другой сотрудник, эксплуатирующий в служебных целях на постоянной или временной основе автомобиль, принадлежащий Обществу, или автомобиль, находящийся в распоряжении Общества;
- сотрудник Общества, эксплуатирующий личный автомобиль в служебных целях.
3. Водитель должен иметь образование не ниже средне специального, стажа вождения автомобиля не менее одного года, водительское удостоверение категории, соответствующей типу автомобиля, действующую медицинскую справку установленного образца.
4. Водитель принимается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора Общества.
5. Водитель подчиняется непосредственно Генеральному директору Общества.
II. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Водитель должен знать:
6. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.
7. Основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).
8. Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания.
9. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.).
10. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.
11. Приказы и распоряжения руководства Общества.
12. Правила внутреннего трудового распорядка, Положение «Об использовании служебного и личного автотранспорта работниками ООО «Ивтурист» в служебных целях» и другие локальные нормативные акты, принятые в Обществе.
13. Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
III. ФУНКЦИИ
На водителя возлагаются следующие функции:
14. Обеспечение своевременного выполнения поручений руководства Общества.
15. Осуществление контроля за техническим состоянием автомобиля.
16. Своевременное выявление и обеспечение устранения технических неисправностей в работе автомобиля.
IV. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Водитель обязан:
17. Обеспечить технически исправное состояние автомобиля и профессиональное вождение автомобиля, гарантирующее безопасность пассажиров.
Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель обязан и может предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.
18. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.
19. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.
20. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
21. Содержать двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищать их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
6. Строго выполнять все распоряжения руководителей Общества. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.
22. Сопровождать грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения и сохранность их при транспортировке.
23. Сдать доставленный груз в месте назначения, оформить приемо-сдаточную документацию.
24. При необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу и других документов.
25. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.
26. Не употреблять перед работой и в ее процессе алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
27. Категорически не допускать случаев неслужебного использования автомобиля: подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.
28. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива. Штатные водители отмечают также количество отработанного времени.
29. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автомобиля Общества. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.
30. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным Обществу в текущей хозяйственной деятельности. Проявлять разумную конструктивную инициативу.
V. ПРАВА
Водитель имеет право:
31. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.
32. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Водитель несет ответственность:
33. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
34. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
35. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.
VII. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
36. Режим работы водителя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.
37. В связи с производственной необходимостью водитель может направляться в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
VIII. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
38. Исключительной сферой деятельности водителя - является обеспечение безопасной и бесперебойной эксплуатации автомобиля в интересах Общества, сохранности автомобиля и перевозимых грузов.
С инструкцией ознакомлен(а): _____________________ / _________________ /
(подпись)
«___» ______________ 20__ года

УТВЕРЖДЕНО
приказом Генерального директора
ООО «Ивтурист»
№ _____ от «___» _____ 20__ года

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда работников, занятых эксплуатацией
легковых автомобилей

I. Общие положения
1. Настоящая инструкция разработана для сотрудников Общества с ограниченной ответственность «Ивтурист» (далее по тексту – Общество), работа которых связана с эксплуатацией легковых автомобилей (далее по тексту - водители).
1.1. Под термином «водитель» в настоящей инструкции имеется в виду:
- непосредственный штатный водитель Общества или другой сотрудник, эксплуатирующий в служебных целях на постоянной или временной основе автомобиль, принадлежащий Обществу, или автомобиль, находящийся в распоряжении Общества;
- сотрудник Общества, эксплуатирующий личный автомобиль в служебных целях.
II. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий и охраны труда
1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
2. Работодатель обязан обеспечить:
а) безопасность работников при осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов и материалов;
б) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
в) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
г) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
д) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
е) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
ж) расследование и учет в установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве;
з) доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
и) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.
3. Руководители организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
III. Обязанности работника в области охраны труда
1. Работник обязан:
а) соблюдать требования охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка, правила пожарной безопасности, правила личной гигиены, а также режимы труда и отдыха.
б) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
в) знать правила оказания первой помощи и оказывать ее пострадавшим при несчастных случаях;
г) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
IV. Общие требования безопасности
1. К самостоятельной работе на легковом автомобиле допускаются лица, прошедшие:
  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
2. Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.
3. Водитель должен проходить:
? повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
? внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
? диспансерный медицинский осмотр – согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03. 1996 года.
4. Водитель обязан:
? соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
? соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
? соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
? использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
6. Водитель должен:
? уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
? иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
? выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения администрации;
? во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
? содержать рабочее место в чистоте и порядке.
7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
9. При обнаружении загорания или в случае пожара:
? остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
? приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
10. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся руководителю, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
V. Требования безопасности перед началом работы
1. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
? техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
? давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
? наличие исправного инструмента и приспособлений;
? заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
3. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу СТОП сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
4. В случае обнаружения неисправностей не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
5. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
6. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
? операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
? продувку бензосистемы производить насосом;
? при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
? в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
7. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
VI. Требования безопасности во время работы
1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
7. Водителю не разрешается:
? управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
? выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
? передавать управление автомобилем посторонним лицам;
? выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
? подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
? протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».
9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
VII. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД и руководителю; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.
VIII. Требования безопасности по окончании работы
1. После работы проверить автомобиль. В случае принять меры для произведения текущего ремонта.
2. Сдать путевой лист в бухгалтерию.
IX. Ответственность за нарушение требований безопасности труда
и настоящей Инструкции
1. Работодатель за нарушение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда может быть привлечен к административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Работник за нарушение требований настоящей Инструкции подвергается дисциплинарному взысканию и внеочередной проверке знаний, а также может быть не допущен Работодателем или руководителем к работе, а также несет ответственность согласно действующему законодательству.

ПРИКАЗ № __
г.Иваново «___» _____ 20__ года

В целях систематизации использования автотранспортных средств (далее по тексту - автомобиль), принадлежащих ООО «Ивтурист», повышения эффективности исполнения возложенных на работников организации трудовых обязанностей, более оперативного решения производственных вопросов, и улучшения качества обслуживания клиентов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Предоставить право управления автомобилем, принадлежащим организации, ниже поименованным работникам:
- ___________________________________ (должность, Ф.И.О.)
- ___________________________________ (должность, Ф.И.О.)
2. Заключить с каждым из работников, поименованном в п.1. настоящего приказа, договор об индивидуальной материальной ответственности.
3. Оформить на каждого из работников, поименованных в п.1. настоящего приказа, доверенность на управление автомобилем.
4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на начальника отдела кадров.
Генеральный директор И.И.Иванов

ПРИКАЗ № __
г.Иваново «___» _____ 20__ года

Руководствуясь Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В качестве первичного документа использовать путевой лист легкового автомобиля ф.№3, № 0345001.
2. Заполнять путевые листы один в месяц.
3. При заполнении путевых листов использовать приложение к приказу «Основные маршруты движения автомобилей».
Генеральный директор И.И.Иванов

ЛИСТОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ
с Положением об использовании служебного и личного автотранспорта работниками ООО «Ивтурист» в служебных целях
ФИО подпись дата