Руководства, Инструкции, Бланки

образец оформление акта проверки img-1

образец оформление акта проверки

Рейтинг: 4.0/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец оформления акта проверки - по просьбе пользователей

Акт - его содержание и образец оформления

Дата и место составления акта должны соответствовать дате актируемого. Дата и номер), послуживший основанием для проведения проверки (или.). Удобно иметь образец акта, но также необходимо знать единые правила, чтобы. Рассмотрены все нюансы в составлении и оформлении актов. А, например, акт финансовой проверки может быть составлен после проверки в. Образцы и бланки актов акт взаимозачета, акт выполненных работ, акт приема-передачи оборудования, акт скрытых. Как правильно оформить акт. Мы расскажем, как составить акт правильно и придать этому документу юридическую силу. Акта о выдаче дел во временное пользование акта проверки наличия и. Нормативные документы не предлагают образца или формы акта. Требования к оформлению документов датой документа для акта.

Акт проверки документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки. Акт документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает установленные события или факты. Для акта проверки ревизионной комиссии. Давайте посмотрим, как правильно оформить делегирование. Акт об отсутствии работника на рабочем месте (образец 2) акт об. Акт на проверку вентиляционных каналов. (наименование работ). Выполненных в. Жилой дом, озеро долгое, квартал 25. (наименование и место.).

Помощь составление и оформление акта. Проверки выполнения коллективного договора. Пример оформления акта списания имущества. Необходима форма акта проверки? Здесь типовые формы этого и еще более 1000 юридических документов и бесплатные. Основная часть текста содержит суть установленных фактов, методы, которыми велась проверка, ее результаты, а. Акт - его содержание и образец оформления.

Пример оформления акта проверки осветительной сети на функционирование и правильность монтажа установочных аппаратов. (при оформлении акта по результатам проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов российской федерации.). Акт о результатах ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное. Их оформления являлись (должность, фамилия и.). Образец оформления акта приведен на сайте, текст можете вставить свой. А, например, акт финансовой проверки может быть составлен после проверки в. Образец акта проверки. Акт проверки документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки.

Другие статьи

Требования к оформлению акта

Требования к оформлению акта.

В.9. Оформление результатов проверки. Акт проверки и его характеристика

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки .

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении .

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки .

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов.

Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

Не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

наличие книги учета проверок (журнала производства работ ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Однородные нарушения могут быть отражены в ведомостях (таблицах ), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов.

Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).

В случае, если в ходе проведения проверки производился отбор образцов (проб ), к акту проверки прилагаются акты об отборе таких образцов (проб), которые должны быть подписаны проверяющим (руководителем проверки), проверяемым субъектом (его руководителем), при его отсутствии – представителем проверяемого субъекта в день проведения отбора образцов (проб), а также протоколы проведенных исследований (испытаний) и экспертиз (при их наличии).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты. составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии – иным представителем проверяемого субъекта, лицом, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписываются участниками контрольного обмера.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

В случае отказа соответствующих должностных лиц проверяемого субъектаот подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера в них делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки, акт контрольного обмера направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки .

Промежуточный акт проверки должен содержать:

основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

указание на то, что акт проверки является промежуточным;

иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений. установленных в ходе проведения проверки.

В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды руководителем контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений.

Требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта. цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения. Данное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) с последующим его утверждением руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем вынесения требования (предписания), и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в день выявления нарушения.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом .

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектомвыявленных нарушений.

Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

По окончании проверки контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами. Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Тема 3. Сущность и содержание аудита

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Аудит как форма независимого контроля. Отличия аудита от ревизии.

2. История развития аудита

3. Организация аудита в Республике Беларусь.

4. Международные стандарты аудита. Национальные правила аудиторской деятельности. Внутренние стандарты аудита.

5. Профессиональная этика аудиторов.

6. Взаимоотношения аудитора и клиента. Права, обязанности и ответственность аудитора.

Образец оформление акта проверки

Практикум «Проверьте свое знание правил оформления актов»

Акт — это документ, составленный несколькими лицами для подтверждения установленного факта, события, действия.

2. Составлять акты имеют право комиссии — как постоянно действующие, так и специально назначенные приказом руководителя организации.

Составлять акты имеют право комиссии — как постоянно действующие, так и специально назначенные приказом руководителя организации.

В случаях когда нужно подтвердить актом какой-то факт или событие (например, опоздание сотрудника на работу или отказ работника от ознакомления или от подписи под каким-либо документом), для составления акта в оперативном порядке, без издания приказа, привлекаются работники организации, которые могут подтвердить данный факт.

В некоторых случаях акт может быть составлен одним лицом, уполномоченным организацией, осуществляющей контрольные и/или надзорные функции. Например, единолично имеют право составлять акты налоговый инспектор, санитарный инспектор, пожарный инспектор.

3. На каком бланке оформляются акты?

Акты оформляют, как правило, на общем бланке, указывая на нем наименование вида документа: АКТ. Для стандартных ситуаций разработаны типовые формы актов, например акт о списании малоценных предметов, акт расследования несчастного случая и др.

Следует заметить, что дата и место составления акта должны соответствовать дате актируемого события и месту составления акта.

4. Проверка проводилась с 12 по 15 октября 2004 г. машинистка напечатала акт 16 октября, члены комиссии подписали его 17 октября, а председатель — 18 октября. В дело акт был подшит 19 октября. Какая дата будет являться датой акта?

По общему правилу, дата документа — это дата принятия решения. Скорее всего, решение по результатам проверки принимается в последний ее день, поэтому датой акта будет 15.10.2004.

5. Назовите элементы акта в том порядке, в котором они в нем находятся.

Основными элементами акта являются:

Заголовок к тексту.

Вводная часть текста:

– основание для работы комиссии;

– перечень приглашенных работников («Присутствовали:» или «Приглашенные:»).

Основная часть текста:

– констатирующая часть акта;

– заключительная часть акта.

Отметка о наличии приложений (если они имеются).

Указание количества экземпляров акта и их местонахождения (если необходимо).

Подписи председателя и членов комиссии.

Отметка о направлении документа в дело.

6. На какой вопрос отвечает заголовок к тексту акта?

Заголовок к тексту акта чаще всего отвечает на вопрос «Чего?» (родительный падеж), например:

Иногда заголовок к тексту акта формулируют с предлога «О» или «Об», например:

АКТ о приеме-передаче оборудования;

АКТ о выделении к уничтожению дел и документов.

7. Что указывают в разделе «Основание:»? Приведите пример.

Основанием акта могут быть нормативные документы, планы, графики, приказы, факты или события, устные указания руководства.

В разделе «Основание:» указывают название документа, на основании которого проводится проверка, дату и номер этого документа; либо ссылаются на факт или событие, послужившее причиной проверки; либо — на устное указание соответствующего руководителя. Например:

Основание: приказ от 00.00.0000 № 00 «О проведении проверки…».

Основание: устное указание главного бухгалтера Уткина У.У. от 00.00.0000.

Основание: график проведения инвентаризации от 00.00.0000 № 00.

Основание: авария отопительной системы 00.00.0000.

8. Кого включают в раздел «Приглашенные:» или «Присутствовали:»?

В раздел акта «Приглашенные:» или «Присутствовали:» включают:

– работников, которых непосредственно касается проводимая проверка;

– должностных лиц, присутствие которых желательно или обязательно при проведении проверки, например заместителя руководителя организации, курирующего данное направление деятельности или представителя вышестоящей организации;

– специалистов (экспертов), которые могут оказать помощь комиссии в решении специальных вопросов, возникающих в ходе проверки.

При перечислении указывают должности, фамилии и инициалы присутствующих лиц. Если приглашен работник другой организации, в названии должности указывается наименование организации.

При принятии решения по результатам проверки в голосовании принимают участие только председатель и члены комиссии.

9. Что отражается в констатирующей части акта?

Констатирующая часть акта печатается с нового абзаца и начинается с указания даты или периода времени, в течение которого происходило заактированное событие (например, проверка чего-либо). Например:

10 февраля 2005 г. комиссия проверила…

В период с 16.01.2005 по 18.01.2005 комиссия проверила…

Далее излагают цели, задачи и существо работы, проделанной составителями акта, дается описание установленных фактов, методов, которыми велась проверка, ее результатов.

Текст констатирующей части при необходимости может делиться на пункты и подпункты, может быть составлен в виде таблицы.

10. Что включается в заключительную часть акта?

Заключительная часть акта печатается с нового абзаца и может содержать заключения, выводы, рекомендации, предложения комиссии. Однако комиссия может ограничиться только выводами, сделанными на основании проведенной проверки.

Текст заключительной части также может делиться на пункты и подпункты.

11. Комиссия пришла к определенным выводам, которые зафиксированы в заключительной части акта. Один из членов комиссии не согласен с этими выводами. Каким образом особое мнение одного из членов комиссии будет отражено в акте?

Особое мнение одного из членов комиссии оформляется на отдельном листе как приложение к акту.

12. Если к акту имеются приложения, каким образом это отражается в акте?

При наличии приложений на них делается ссылка в соответствующем пункте акта. Отметка о наличии приложения оформлена ниже заключительной части по правилам ГОСТ Р 6.30-2003. Например:

Приложение: 1. Справка о … от 00.00.0000 № 00 на 2 л.

2. Особое мнение Кирьянова Н.П. на 1 л.

13. Каким образом в акте указывают количество экземпляров акта и место их нахождения? Приведите пример оформления этого раздела акта.

Количество экземпляров акта определяется наличием заинтересованных в этом документе организаций и должностных лиц или нормативным документом, регламентирующим его составление. Если в этом есть необходимость, количество экземпляров акта и их местонахождение указывают следующим образом:

Составлен в 3-х экземплярах.

1-й экз. направлен в дело № 02-17;

2-й экз. — директору;

3-й экз. — главному бухгалтеру.

14. Кто должен подписать акт? Как оформляются подписи?

Акт подписывают составители акта. Если проверка проводилась комиссией, акт подписывают председатель и все члены комиссии. Например:

Председатель комиссии Подпись И.О. Фамилия

Члены комиссии Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

Если к составлению акта по какому-либо конкретному факту были привлечены работники организации, которые были свидетелями данного факта и могут его подтвердить, их подписи оформляют следующим образом:

Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

Должности работников, составивших акт, при подписании не указываются, но должны быть указаны во вводной части акта

15. Подлежат ли акты утверждению?

Акты проверок побуждают, но не обязывают руководителя принимать решения, поэтому все акты проверок подлежат обязательному утверждению для придания им административной силы. Именно после утверждения акты проверок регистрируются и подшиваются в дело. Утвержденный акт проверки может стать основанием для издания распорядительного документа. Акт проверки, не утвержденный руководителем, не может рассматриваться как документ и не подлежит регистрации и хранению.

Акты сдачи-приемки и акты, фиксирующие какие-либо факты или события (например, факт опоздания работника на работу), не нуждаются в утверждении. При необходимости на их основании издаются распорядительные документы.

16. Чем отличаются акты сдачи-приемки от актов проверок?

Акты сдачи-приемки составляются представителями принимающей и передающей сторон.

В актах сдачи-приемки, как правило, не приводится основание для составления акта.

В констатирующей части текста перечисляют, что конкретно передается по данному акту, с указанием количества, комплектности и прочих необходимых сведений.

Акты сдачи-приемки подписывают представители принимающей и передающей сторон, составившие акт.

17. Кого следует ознакомить с актом? Как оформляется ознакомление с актом?

С актами знакомят всех лиц, деятельности которых они касаются. При этом проставляется виза ознакомления:

С актом ознакомлены:

Подпись И.О. Фамилия

Показать ответ Показать следующий вопрос → Закончить практикум

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.
Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см. например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см. например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях .

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см. например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см. например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см. например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см. например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).
Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков ?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см. например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки ?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см. например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.