Руководства, Инструкции, Бланки

письмо о доле налоговых платежей в структуре дебетовых оборотов образец img-1

письмо о доле налоговых платежей в структуре дебетовых оборотов образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1898 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Прочие доходы

По строке 2340 отражается:

[Кредитовый оборот по субсчету 91.1 «Прочие доходы»]
(за исключением доходов, включенных в строки 2310 «Доходы от участия в других организациях» и 2320 «Проценты к получению»)

[Оборот в дебет субсчета 91.2 «Прочие расходы» с
кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»]
(в части начисленных при продаже налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин)

По этой строке отражаются, в частности:

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (если эти поступления не признаются в составе доходов от обычных видов деятельности);
  • поступления, связанные с предоставлением за плату прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (если эти поступления не признаются в составе доходов от обычных видов деятельности);
  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения и в качестве государственной помощи;
  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • положительные курсовые разницы;
  • поступления от операций с тарой;
  • суммы дооценки финансовых вложений;
  • иные доходы, квалифицируемые организацией в качестве прочих.

Для строительных организаций предусмотрены следующие особенности:

  • предъявляемыми организацией к заказчикам и иным лицам, указанным в договоре, требованиями: о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые организация была вынуждена понести в связи с действиями (бездействием) указанных лиц; о возмещении разумных расходов, понесенных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, предоставленной заказчиком или проектной организацией (например, в связи с обнаружением в ходе строительства подпочвенных вод), в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком организации содействия, предусмотренного условиями договора (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода) и т.д. (увеличение выручки по договору);
  • доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;
  • доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора.

Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) - в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 12 ПБУ 9/99. При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
  • суммы дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
  • иные поступления - по мере образования (выявления).

ПБУ 2/2008 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»

Другие статьи

Методика расчёта налоговой нагрузки - Студопедия

Методика расчёта налоговой нагрузки

Разработать единую методику определения нагрузки достаточно сложно, это связано с тем, что налоговая система имеет сложную структуру, а многие законодательные нормы предусматривают несколько вариантов их применения, которые могут зависеть от условий, характера и масштабов деятельности предприятия.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Следует отметить, что бухгалтерский учет и налоговый учет опираются на различные нормативные правовые базы: первый ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; второй основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов. Информация по обязательствам перед бюджетами и внебюджетными фондами отражается не только в бухгалтерских регистрах, но и в формах финансовой отчетности.

Наряду с бухгалтерской отчетностью организация составляет налоговые декларации (либо расчеты авансовых платежей), которые именуются налоговой отчетностью. В декларациях представлены окончательные значения, которые подаются в налоговую инспекцию и станут отправной точкой для последующих проверок контролирующими органами.

Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов. Одной из основных методик, которая часто описывается в специальной литературе и получила широкое распространение на практике, можно назвать определение ряда абсолютных и относительных показателей. При этом организация самостоятельно определяет для себя конкретные источники информации: либо регистры бухгалтерского учета, либо бухгалтерская отчетность. Основой методики является расчет ряда показателей (табл. 2.1).

Основные показатели налоговой нагрузки

Абсолютная налоговая нагрузка по начислению ННан

Сумма налоговых платежей, начисленных и подлежащих к уплате в бюджет, руб

Данные бухгалтерского учёта, кредитовые обороты счёта 68, счёта 69 (за минусом дебетовых оборотов)

Абсолютная налоговая нагрузка по оплате ННао

Сумма налоговых платежей, фактически уплаченных за период, руб

Дебетовые обороты счёта 68 и счёта 69 в корреспонденции со счетами движения денежных средств

Коэффициент относительной налоговой нагрузки по начислению Кон

Доля начисленных налогов в обороте компании, %

(ННан/Выручка организации за аналогичный период)*100%

Коэффициент относительной налоговой нагрузки по оплате Коо

Доля фактически уплаченных налогов в обороте компании, %

(ННао/Выручка организации за аналогичный период)*100%

Коэффициент отвлечения денежных средств Код

Доля фактически уплаченных налогов в денежном потоке компании, %

(ННао/Совокупный денежный отток(сумма денежных средств, израсходованных по всем мнаправлениям))*100%

Рассчитанные коэффициенты необходимо сопоставить со значениями, полученными в предыдущие периоды, или с иными интересующими нас значениями. Подобные сравнения можно провести в разрезе видов деятельности, территориальных подразделений, дочерних обществ. Такой подход позволяет выявить направления, чрезмерно обремененные налогами, и сконцентрироваться на методах оптимизации налогообложения. Однако серьезным недостатком в этом случае будет являться необходимость соответствия предприятия определенным параметрам, таким как возможность четкого структурирования и обособления его подразделений и видов деятельности, а также невысокое качество учетно-аналитической информации.

На практике предприятия могут применять иные методики, суть которых также будет заключаться в подсчете суммы налоговых обязательств и в определении их соотношений с основными показателями и характеристиками финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Так, например, некоторые крупные российские машиностроительные, в частности автомобилестроительные, компании используют иные показатели оценки налогового бремени. Относительное налоговое бремя определяют с помощью следующих коэффициентов [10].

Коэффициент отвлечения прибыли показывает удельный вес налогов в прибыли:

Котв.приб. = Налоговые обязательства / Прибыль до налогообложения.

Коэффициент отвлечения фонда оплаты труда показывает, какую долю составляют налоги с фонда оплаты труда в общей сумме фонда оплаты труда:
Котв.фот. = (Страховые взносы + Отчисления в ФСС РФ) / ФОТ.

Коэффициент отвлечения заработной платы показывает долю НДФЛ в сумме выплат, начисленных в пользу работников, в том числе материальную помощь, различные компенсации:

Котв.з/п = НДФЛ / (ФОТ + Материальная помощь + Компенсации).

Коэффициент повышения цены показывает, насколько цена реализации (Р) меняется в зависимости от начисляемых косвенных налогов:
Кпов.цены = ∆Цена продукции / ∆Начисление налогов.

Также применяются коэффициенты, показывающие, насколько увеличатся налоговые обязательства при увеличении отдельных показателей хозяйственной деятельности на 1 руб.:

Кпов.затрат = ∆Начисление налогов / ∆Затрат за период;

Кпов.численности = ∆Начисление налогов / ∆Среднесписочная численность;

Кпов.выручки = ∆Начисление налогов / ∆Выручка.

В процессе анализа хозяйственной деятельности организации, когда налоговая нагрузка определяется в течение нескольких периодов, у предприятий вырабатывается ряд определенных значений, наблюдается динамика показателей. В результате формируются статистические данные по предприятию.

Доля малого бизнеса в общей структуре налоговых платежей составила 2%

Доля малого бизнеса в общей структуре налоговых платежей составила 2%


2010 год оказался для малого бизнеса не самым удачным. Хотя государство много говорило о поддержке этого сектора экономики, прорывных решений так и не было принято. Более того, в 2011 год предприниматели вступают без большого оптимизма.

В 2010 году количество субъектов малого бизнеса, которые уплачивают налоги по общей системе налогообложения, возросло на 1 млн единиц. По мнению директора Департамента по законодательству ТПП РФ Сергея Васильева, это свидетельствует о том, что обороты у многих предприятий выросли и они уже не могут применять специальные налоговые режимы.

Однако, как считают некоторые эксперты, нельзя однозначно говорить о том, что этот фактор свидетельствует об оздоровлении ситуации. У части компаний оборот вырос в силу роста их затрат, связанных с инфляцией, увеличением тарифных платежей. О том, что ситуация далека от благополучия, свидетельствует и такой факт: в структуре всех налоговых платежей на малый бизнес приходится всего 2%. А это, в свою очередь, приводит к тому, что государство обращает недостаточное внимание на такого скромного налогоплательщика.

Это выразилось в том, что в 2010 году, несмотря на существенные изменения в налоговом законодательстве, оживления малого бизнеса не произошло. Ситуация стала еще хуже. Как пояснил Сергей Васильев, Минфин старается сократить для малого предпринимательства область применения специальных налоговых режимов. И, к сожалению, 2010 год не стал в этом направлении прорывным.

Эксперты уверены, что в следующем году сектор ждут новые потрясения. Главный риск состоит в том, что с 1 января 2011 года основная масса малых фирм будет платить страховые взносы в размере 34%. Для многих предприятий эти платежи возрастут в 2,4 раза! Такая ситуация не могла не вызывать тревогу, поэтому ТПП РФ, предпринимательские объединения обращались в Государственную думу, в другие инстанции с предложением о введении переходного периода до 2014 года для того, чтобы бизнес мог подстроиться под новую ситуацию. Удалось такой режим ввести только для IT-компаний, расположенных в технико-внедренческих зонах.

Закон о замене ЕСН на страховые выплаты перечеркивает все решения последних лет, направленные на улучшение положения малого бизнеса. Кроме увеличения фискального бремени увеличивается и административный. Если раньше проверки осуществляла налоговая инспекция, то теперь получают право проверять предприятия Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. В итоге предприниматели вынуждены тратить значительную часть своих усилий на работу с многочисленной армией контролеров.

Как cчитают специалисты, когда в бизнес-сообществе возникла дискуссия по поводу перехода с ЕСН на страховые платежи, представители малого бизнеса включились в нее с опозданием и с недостаточным количеством аргументов. В результате не были достигнуты в полной мере нужные результаты. Хотя выгода по наполнению бюджета от перевода бизнеса на новую форму налогообложения вызывает сомнения. Сегодня остается надеяться лишь на то, что в процессе опробования новой системы появятся факты, которые позволят продолжить начавшийся разговор. И в конце концов внести коррективы в нее.

Однако усилия по изменению политики государства в этом вопросе все же не прошли бесследно: в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству разработать законопроект о введении переходного режима для части малого бизнеса. По оценке ТПП РФ, эта мера коснется примерно 20% малых предприятий. Как считают специалисты торгово-промышленной палаты, данное предложение главы государства должно коснуться всего малого бизнеса, за исключением малых предприятий в сфере торговли.

Несмотря на эту подвижку, в целом государство по-прежнему не считает малый бизнес важной частью своей экономической политики. Об этом, в частности, свидетельствует появившийся в середине 2010 года проект по кардинальному изменению всей системы налогообложения малого и среднего бизнеса.

Предложенная редакция сильно ущемляла его интересы. Уже с 2011 года предполагалось существенно урезать количество видов деятельности и количество предприятий, имеющих право на использование специальных налоговых режимов. Хотя сохранялась система патентов, но критерии для их получения ужесточались, их могли получать предприниматели с численностью работников до 15 человек.

Как сообщил Сергей Васильев, пока удалось заблокировать эти и некоторые другие нормы, ущемляющие интересы малого бизнеса. Более того, на комиссии под руководством вице-премьера Игоря Шувалова был внесен в протокол ряд положений в пользу малого бизнеса.

Остается актуальным и вопрос об упрощенной системе налогообложения. В свое время стоило больших усилий изменить порог перехода на нее по валовой выручке с 20 млн руб. до 60 млн руб. Это изменение сыграло большую роль в период кризиса. Но сейчас видно, что уже 60 млн руб. недостаточно. Поэтому представляется актуальным до начала 2013 года увеличить эту цифру до 100 млн руб. полагает Сергей Васильев. А если вести речь об инновационных компаниях, то, возможно, это сумму следует поднять и до 300 млн руб.

По мнению многих предпринимателей, малому бизнесу в 2011 году предстоят нелегкие испытания. Правительство уверяет, что кризис завершился, и под этим предлогом свертывает меры поддержки, увеличивает налоговую нагрузку. Однако бизнесмены практически единодушны в своем мнении: кризис продолжается. В то же время макросреда для деятельности малых предприятий остается неблагоприятной, кредиты по-прежнему недоступны, налоговый режим неудовлетворителен и лишь ужесточается.

Потенциал роста, заложенный в малом бизнесе, очень велик. И если создать условия для его развития, то он может дать государству доходов неизмеримо больше, чем сегодня. В Европе на него приходится 70-80% ВВП. Российское же государство де-факто проводит политику по ужесточению условий для деятельности сектора. Вместо того чтобы проводить курс на всемерное увеличение налогооблагаемой базы, оно ужесточает фискальную нагрузку на него. Тем самым заставляя предпринимателей либо сворачивать деятельность, либо искать обходные возможности, которые бы смягчили последствия от этих действий. Как заметил один из бизнесменов, нет сомнений, что бизнесу это удастся, уже сейчас в Интернете он насчитал 23 способа, как смягчить последствия введения страховых платежей. Но неужели это верный путь? Сообщает "МК".

Рейтинг компаний строительного комплекса

«Рейтинговым агентством строительного комплекса» (РАСК) проведена работа и создан отраслевой рейтинг компаний строительного комплекса. Рейтинг является независимым, универсальным, профессиональным источником информации об участниках строительной отрасли России.

Copyright © 2008-2016,
Торгово-промышленная
палата Республики Карелия

Сайт сделан в студии PiterDesign

Работает под управлением “Битрикс”

В помощь предпринимателям!
На сайте новый раздел "Навигатор успеха" - специальный проект ТПП РФ

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.


Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.


Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.


Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

- сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

- сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.


В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.


Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.


Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.


Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%


По этой методике:

- на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

- в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

- отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.


Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.


Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.


По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.


В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.


Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС - добавленная стоимость.


Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.


Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; ЕСН - единый социальный налог; НДС - налог на добавленную стоимость; П - прибыль.


Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:


Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

- доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;


- удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:


- удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:


По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

- НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

- страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;


- налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 - (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;


- налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 - НДС - Кот - Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 - Кот - Ка ).


Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .


При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот - 0,24Ка ).


Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.


Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

- в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

- налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

- добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.


Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

- удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

где Нсс - сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;


- доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

где Нпр - сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.


По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС


Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот


Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x [ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Нсс - Нпр ].


Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 - Кот - Ка - Кнсс - Кнпр ').


Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр '.


В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.


При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ' - 0,24Ка ).


Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС - КБ) x 100%,

где НП - начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС - сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ - заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

С каких счетов брать данные, заполняя формы бухгалтерской отчетности

С каких счетов брать данные, заполняя формы бухгалтерской отчетности

Кредитовый оборот за год по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетом 55, субсчет учета расчетов в связи с выкупом акций (долей участия) или со счетом 81 «Собственные акции (доли)» + кредитовый оборот за год по счетам 58 «Финансовые вложения» и 76 (аналитические счета учета денежных эквивалентов) в связи с выбытием денежных эквивалентов, переданных в оплату выкупленных акций (долей участия)

На уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)

Кредитовый оборот счетов 50, 51, 52 в корреспонденции со счетами 75 субсчет «Расчеты на выплату доходов», 70 субсчет «Расчеты по выплате дивидендов»

В связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов

Кредитовый оборот за год по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетами 66 и 67 в части расчетов с кредиторами по основной сумме долга + кредитовый оборот за год по счетам 58 и 76 (аналитические счета учета денежных эквивалентов) в связи с выбытием денежных эквивалентов, переданных в погашение заемных обязательств

Налоговый признак однодневок

Налоговый признак однодневок

11.11.2015 09:03 2070 1

Чтобы выявлять среди клиентов фирмы-однодневки, банкам стоит проверять их налоговые платежи, предлагает ЦБ. Если они менее 0,5% от оборота, то клиент может оказаться однодневкой, заявил во вторник директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. «Это не абсолютный показатель, если клиент платит меньше 0,5% с оборотов, это не обязательно фирма-однодневка, но это наиболее качественный первый фильтр», – пояснил он (цитата по «Интерфаксу»).

Проблема касается клиентов, осуществляющих «транзитные операции», говорит начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Демин. ЦБ уже несколько лет выпускает рекомендации, как выявлять однодневки. Если компания почти не платит налоги, а по счету в банке проходят большие обороты, то ЦБ такие компании отсеивает, рассказывает председатель совета директоров крупного банка. Для надзора это важно, продолжает он: во многих рухнувших банках были такие компании без реальной деятельности. Крупные банки и так анализируют все факты, свидетельствующие о «транзитных операциях», в том числе проверяют налоговые платежи, рассказывает юрист крупного банка, обычно запрашивают платежные поручения, документы с подтверждением отчетности, сданной в налоговые органы. Проверяется также репутация, могут направляться запросы контрагентам, продолжает он. Порог в 0,5%, вероятно, выбран по средней доле налогов в обороте разных отраслей, например, в авиаперевозках это около 0,5%, в сельском хозяйстве – 0,7%, считает он. Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей».

Низкая налоговая нагрузка не может быть единственным критерием, считает Демин. Большие обороты по счетам могут быть у комиссионеров, приводит пример партнер PwC Екатерина Лазорина, а налог на прибыль платится только с комиссионных. Наконец, у компании могут быть льготы, продолжает она, например, дивиденды могут облагаться налогом по ставке 0%. Большие обороты и маленькие остатки по счетам – у крупных оптовиков, отмечает руководитель департамента контроля рисков крупного банка.

Проблема банков в том, что сам теневой рынок начал подстраиваться под критерии ЦБ. Для сомнительных операций выбираются уже не однодневки, а давно зарегистрированные компании, которые когда-то вели реальную деятельность, рассказывает Демин. Еще пару лет назад можно было найти море недобросовестных контрагентов по одному адресу, согласен гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман, а теперь неработающий телефон, массовые учредители и директора уже в прошлом. Чтобы проверить клиента, приходится даже отправлять сотрудников к нему в офис, говорит юрист банка.

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект, который вводит понятие «иностранная структура без образования юридического лица», т. е. траст. Проект обязывает банкиров использовать все доступные инструменты, чтобы идентифицировать бенефициаров трастов, а также запросить состав их имущества, имена и адреса учредителей и доверительного собственника.

Письмо о доле налоговых платежей в структуре дебетовых оборотов образец

/ Налоги Содержание Введение Глава 1. Место налоговой нагрузки в налоговой системе Российской Федерации Глава 2. Расчёт налоговой нагрузки

(ННао/Совокупный денежный отток(сумма денежных средств, израсходованных по всем мнаправлениям))*100%

Рассчитанные коэффициенты необходимо сопоставить со значениями, полученными в предыдущие периоды, или с иными интересующими нас значениями. Подобные сравнения можно провести в разрезе видов деятельности, территориальных подразделений, дочерних обществ. Такой подход позволяет выявить направления, чрезмерно обремененные налогами, и сконцентрироваться на методах оптимизации налогообложения. Однако серьезным недостатком в этом случае будет являться необходимость соответствия предприятия определенным параметрам, таким как возможность четкого структурирования и обособления его подразделений и видов деятельности, а также невысокое качество учетно-аналитической информации.

На практике предприятия могут применять иные методики, суть которых также будет заключаться в подсчете суммы налоговых обязательств и в определении их соотношений с основными показателями и характеристиками финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Так, например, некоторые крупные российские машиностроительные, в частности автомобилестроительные, компании используют иные показатели оценки налогового бремени. Относительное налоговое бремя определяют с помощью следующих коэффициентов [10].

Коэффициент отвлечения прибыли показывает удельный вес налогов в прибыли:

Котв.приб. = Налоговые обязательства / Прибыль до налогообложения.

Коэффициент отвлечения фонда оплаты труда показывает, какую долю составляют налоги с фонда оплаты труда в общей сумме фонда оплаты труда:
Котв.фот. = (Страховые взносы + Отчисления в ФСС РФ) / ФОТ.

Коэффициент отвлечения заработной платы показывает долю НДФЛ в сумме выплат, начисленных в пользу работников, в том числе материальную помощь, различные компенсации:

Котв.з/п = НДФЛ / (ФОТ + Материальная помощь + Компенсации).

Коэффициент повышения цены показывает, насколько цена реализации (Р) меняется в зависимости от начисляемых косвенных налогов:
Кпов.цены = ?Цена продукции / ?Начисление налогов.

Также применяются коэффициенты, показывающие, насколько увеличатся налоговые обязательства при увеличении отдельных показателей хозяйственной деятельности на 1 руб.:

Кпов.затрат = ?Начисление налогов / ?Затрат за период;

Кпов.численности = ?Начисление налогов / ?Среднесписочная численность;

Кпов.выручки = ?Начисление налогов / ?Выручка.

В процессе анализа хозяйственной деятельности организации, когда налоговая нагрузка определяется в течение нескольких периодов, у предприятий вырабатывается ряд определенных значений, наблюдается динамика показателей. В результате формируются статистические данные по предприятию.

2.2. Проблемы расчёта налоговой нагрузки

Налоговое планирование представляет собой разработку и внедрение налогоплательщиком системы мероприятий и схем, направленных на максимальное использование возможностей действующего законодательства с целью законной оптимизации налоговых платежей, что предполагает уменьшение налоговых обязательств (платежей) как в абсолютной величине, так и путём переноса уплаты налогов на будущее.

При внедрении оптимизационных мероприятий и схем с целью минимизации рисков контроля и привлечения к ответственности компании не следует существенно снижать налоговые платежи в сравнении с показателями аналогичных предприятий.

Критерием оценки риска для налогоплательщика, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в первую очередь, является налоговая нагрузка. Если у налогоплательщика показатель налоговой нагрузки ниже, чем средний уровень по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то этот налогоплательщик включается в план первоочередных налоговых проверок. Этот подход закреплен в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333).

Минфин и ФНС налоговую нагрузку по отраслям рассчитывает как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

По своей экономической сути такой порядок расчёта несколько некорректен, поскольку сумма уплаченных налогов соотносится с суммой выручки от реализации, определённой по методу начисления. Во-первых, при начислении выручки от реализации, соответственно, рассчитываются и начисляются к уплате НДС, налог на прибыль. Срок уплаты НДС и налога на прибыль приходится на следующий за отражением выручки от реализации и учёте период: уплата НДС в следующем квартале, уплата налога на прибыль по итогам года до 28 марта следующего года. То есть в расчёт ФНС попадают налоги, относящиеся к предыдущему году, и не включаются налоги, относящиеся к показателям экономической деятельности текущего года. И второй момент: у предприятий может быть задолженность по налогам. То есть в текущем году может погашаться задолженность за предыдущие периоды, которая попадает в расчёт налоговой нагрузки, а вновь возникшая задолженность по результатам деятельности текущего года в расчёт не включится. Таким образом, уместнее соотносить сумму начисленных налогов с начисленной выручкой от реализации [7].

Несмотря на это, следует отметить, что с позиций налогового планирования компании при расчёте налоговой нагрузки следует придерживаться методики Минфина – ФНС. Выдерживание величины этого показателя на среднеотраслевом уровне позволяет минимизировать риски контроля.

Дискуссионной проблемой теории и практики налогообложения остается определение допустимого предела фискального бремени - налоговой нагрузки - для различных категорий налогоплательщиков. В научной литературе встречается несколько методик определения налоговой нагрузки экономического субъекта. При этом в используемых методах расчета показатели с одинаковым экономическим смыслом обозначаются преимущественно терминами "налоговая нагрузка" и "налоговое бремя". Ввиду схожести смысловой нагрузки этих понятий можно считать оправданным их одновременное употребление.

Различие методик определения налоговой нагрузки проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная, идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях экономики. Также каждая из методик учитывает изменение количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие, можно выделить важный дискуссионный момент - налоги, включаемые в расчет налоговой нагрузки, т.е. использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц; учитывать ли в расчете косвенные налоги.