Категория: Бланки/Образцы
На 5 этапе проводится завершающая диагностика. Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание наилучших условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников. Вопросы сначала просматриваются модератором! Просим всех: расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе! Этот процесс возможно осуществить с помощью мониторинга от анг.
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации. Предметном мире и социальных отношениях. Идея индивидуального сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка. Дети учатся штриховать и раскрашивать. Например: сюжетно-тематическое занятие «Музыкальный городок» Программные задачи. С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Работа по развитию художественных, в частности музыкальных и хореографических способностей предполагает развитие публичности ребенка, то есть умения выступать на публике.
Для реализации образовательного маршрута в ДОУ работают специалисты разного профиля — психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. И первое что надо сделать, что бы построить индивидуальный образовательный маршрут провести педагогическое наблюдение. Составляющей индивидуального образовательного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка, включающая в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение. И создать в детском саду условия, способствующие позитивной социализации дошкольников, их социально — личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического и физического развития ребенка.
21.10.2015 Городской семинар «От педагогического наблюдения к построению индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника»Быть всегда на стороне ребенка! Учитель проверяет, все ли выполнили задание, и задаёт вопрос по содержанию задания. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития и их показатели. то есть имеют прогностическую направленность. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений. 1. Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень.
Диагностические данные на ребенка. Исследования ученых и опыт практиков свидетельствуют о том, что во многих семьях отцы и матери часто бабушки и дедушки недооценивают значение упражнений ребенка в правильных поступках, поведении, а так же роль труда, игры, общения. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Индивидуализация воспитания, обучения и коррекции направлена, в данном случае, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. «Воспитание» рассматривается с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка».
статьиПроблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенно включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирования у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О. С. Никольская).
Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя и специалистов группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения» вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
Наше образовательное учреждение комбинированного вида посещают дети с задержкой психического развития. их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Данная категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые учитываются при определении коррекционной работы в образовательном пространстве ОУ.
Для реализации образовательного маршрута в ОУ работают специалисты сопровождения, воспитатели, медицинские работники. Для эффективной работы необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой. В нашем ОУ действует следующая схема:
Воспитатель планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов. Кроме того, воспитатель ведёт работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с образовательным учреждением. Руководит работой помощника воспитателя
Помощник воспитателя, или младший воспитательпомогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.
Музыкальный руководительорганизует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приёмы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей. Проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Воспитатель по физической культуре контролирует двигательную активность детей в течение дня. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Специалист сопровождения - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи, участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.
– планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;
– консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
– координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
Специалист сопровождения проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.
Старшая медицинская медсестра (педиатр)организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведёт ежедневный учёт детей, отсутствующих по болезни, ведет разъяснительную работу среди родителей
Для координации деятельности педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс целесообразно введение новой должности – координатора по инклюзии (рекомендации разработаны Леонтьевой Е.Е.). В нашем детсаду эту должность занимает председатель ПМПк ОУ- старший воспитатель.
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:
? Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
? Открыто оказывают друг другу помощь и получают её, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
? Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
? Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка (ИОМ).
Приведу пример построения индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка с ЗПР в условиях посещения группы компенсирующей направленности ОУ комбинированного вида
Мальчик, М. возраст 5 лет
Основные особенности развития: Грубая задержка речевого развития, дизартрический компонент. Общее недоразвитие речи, осложненное задержкой психического развития
Ребенок из полной семьи. Один в семье. Проживают в сельской местности, в частном доме. Ребенком занимаются мать и отец в равной степени. Ребенок ухожен. Грубая задержка речевого развития, дизартрический компонент. Целенаправленная деятельность затруднена. Периоды заторможенности сменяются периодами двигательного беспокойства.
Физическое развитие соответствует возрасту. Мать не знает правил ухода и питания ребенка 5 лет (дома докармливают с ложки). В еде неопрятен-часто проливает, кушает неаккуратно, жевание и глотание затруднено. Ближайшая образовательная цель семьи не определена. Мать замечает отставание развития ребенка от возрастной нормы, предпринимает действия, направленные на обследование ребенка и оказание ему коррекционной поддержки (обращения к психоневрологу и невропатологу), выполняет рекомендации специалистов и педагогов.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – ноябрь.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 4-4,5 годам.
Осуществленное диагностическое включение в группу компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет (10-часовое пребывание). Наблюдение в группе за ребенком показало, что мальчик взаимодействует со сверстниками, некоторую часть времени стоит в стороне и рассматривает детей, пытается вызвать их внимание к себе- хлопает, машет руками и т д. Интересуется яркими и звучащими игрушками, предметами. Со взрослыми самостоятельно в контакт не вступает, но старается выполнить их просьбы и поручения, на вопросы отвечает однословно или жестами.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом сопровождения- учителем-логопедом) в рамках индивидуального и подруппового занятия
– инициирование интереса к сверстникам
- включение ребенка в игровую деятельность с малой подгруппой детей
Индикаторы выполнения задач:
– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта со взрослым;
– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации или предметов) взаимодействия ребенка с другими детьми группы;
– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников, а также попыток установления контакта с ними.
Формы работы с ребенком:
– индивидуальные коррекционные занятия со специалистом сопровождения (учителем-логопедом), воспитателем;
– участие ребенка в досуговых мероприятиях для группы
– консультирование матери медицинским работником образовательного учреждения по вопросам ухода и питания.
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик посещает группу по установленному графику (10 часов, периодически болел ОРВИ), в группу идет спокойно, в группе активен, занимается с желанием, дежурит. В контакт со сверстниками вступает, нашел друга, с которым играет постоянно- А. 4 г 8 мес (ОНР 2 уров.). Начал участвовать в подвижных играх, в роли ведущего пока не справляется. Самостоятельно одевается и раздевается, в еде по- прежнему неаккуратен. Посещает индивидуальные занятия со специалистом сопровождения (учителем-логопедом).
2-й этап. Декабрь-февраль-май.
-Посещение ребенком группы- участие во всех занятиях, режимных моментах, досуговых мероприятиях. Участие ребенка в организованной деятельности детей- играх, дежурствах, трудовой деятельности.
-Индивидуальные занятия со специалистом сопровождения (учителем-логопедом) и воспитателем. Включение ребенка в процесс работы на фронтальных и подгрупповых занятиях (задания и вопросы ставятся, учитывая структуру дефекта).
-Привитие навыков опрятного приема пищи
-Развитие познавательной активности
- Построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей ребенка), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- Использование адекватных технологий, характеризующихся эмоциональной окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;
- Взаимодействие с семьёй (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);
- Проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности ребенка.
Обязательным условием при проведении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, является непосредственное участие родителей, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного (дошкольного) воспитания, развития интеллектуальной и речевой компетентности у ребенка.
образовательного маршрута дошкольника
методист по дошкольному образованию
МОУ ДПО (ПК)С «Учебно-методический центр»
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО :
Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ. включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы :
ИОМ должен иметь цель
Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
2. Содержательная часть ИОМ
Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Просмотр содержимого документаРазработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО:
поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ:
Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.
Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
ИОМ должен иметь цель
Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
2. Содержательная часть ИОМ
Введение. где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.
Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения).
Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;
- Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
- Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5);
- Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
3. Контролирующая часть структуры ИОМ:
Итоговая аттестация ребенка
4. Корректировка ИОМ
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
5. Организационно – педагогические условия
Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
6. Формы реализации ИОМ
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
ИОМ могут быть разработаны для детей :
С нарушением зрения
Для детей с ЗПР
Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
Для детей с тяжелыми нарушениями речи
Для детей с туберкулезной интоксикацией
Для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный подход в среде:
Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;
Создание уголков для уединения;
Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;
Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей;
Стенды «Здравствуйте, Я пришел!» в интерьере группового помещения способствуют формированию и развитию «Я – образа».
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Кудинова Наталья Геннадьевна
Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ. включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы :
Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)
ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ:
1. Этап наблюдения и начальной диагностики.
2.Этап конструирования образовательного маршрута.
Через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,
Проводится завершающая диагностика.
выявить результаты действия маршрута.
ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.
Заполнение таблицы позволяет педагогу получить информацию о том, какую деятельность и как часто выбирает конкретный ребенок и какие виды деятельности и центры активности группы наиболее привлекательны для детей, чем увлечены большинство детей группы. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогических действий. Например, продуктивную деятельность детей можно наполнить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях:
Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны) и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулируют индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.
Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
1. АНАМНЕЗ - сбор общих сведений о ребенке, подробно ознакомиться с этой информацией и структурой на памятках.
Работа по индивидуальному маршруту, структура которого представлена перед Вам в памятках и на слайде в таблице №2.
Используемые педагогические технологии и методики
Ожидаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами
Примерные сроки достижения результатов
Формы взаимодействия с родителями
Слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве)
1. Развивать двигательную активность
2. Совершенствовать координацию движений
3. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Игры с бегом. подлезанием, перелезанием.
Технологии Л.Д. Глазыриной,
1. Ребенок подвижен.
2.Улучшение координации движений в ходьбе и беге в играх с мячом.
3. Выполнять упражнение на равновесие.
4. Владеет основными движениями
От 1 до 3 месяцев.
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).
Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, требуется ли согласие на педагогическое обследование ребенка?
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНО ТРЕБУЕТСЯ, НЕОБХОДИМО СТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ о проведении в ДОУ индивидуальной работы, коррекции, а форма этого согласия на Ваше усмотрение. Я разработала свой бланк согласия педагогического обследования, который представлен на экране.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.