Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция транспортирование пожарных подразделений img-1

инструкция транспортирование пожарных подразделений

Рейтинг: 4.3/5.0 (1859 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция транспортирование пожарных подразделений

инструкция транспортирование пожарных подразделений

форумчане, подскажите, существуют грузовые лифты с режимом перевозки пожарных подразделений. при этом не забывайте о ч.

При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка этого пожарного извещателя в каждом лифтовом холле. Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Остановка лифтов для пожарных в подвальных и цокольных этажах должна обеспечиваться в оговоренных случаях.

почты отправлено письмо с инструкциями для восстановления пароля. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

Перевозка на лифте для пожарных в обычное время грузов должна быть запрещена, так как в случае пожара это может привести к недопустимой задержке или невозможности использования лифта для борьбы с пожаром. Надёжность обеспечения энергоснабжения является важнейшим условием работы лифта для пожарных. Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара.

При этом необходимо соблюсти одновременно все перечисленные выше требования. Аналогичный вопрос по ателье 40м2. Думаю, что совмещать лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны и лифты, предназначенные в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения, можно.

Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

Требования к конструкциям лифтов для пожарных 5. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения.

Другие статьи

ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам. имеющим режим работы «перевозка пожарных подразделений».

1.2 Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта. а также государственных стандартов. норм и правил. действующих на территории Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий. организаций. объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации. а также для граждан.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.

ГОСТ Р 51032 - 97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.

ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 - 2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.

ГОСТ 12.1.044 - 89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 22011 - 95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ 28911 - 91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления. сигнализации и дополнительные приспособления.

ГОСТ 30247.0 - 94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ 30247.1 - 94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

ГОСТ 30247.3 - 2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.

ГОСТ 30244 - 94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

ГОСТ 30402 - 94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТ Р 52382 - 2005 ( ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

ГОСТ Р 53299 - 2009 Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53300 - 2009 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.

ГОСТ Р 53301 - 2009 Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53303 - 2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты». который опубликован по состоянию на 1 января текущего года. и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям. опубликованным в текущем году Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) документом. Если ссылочный документ отменен без замены. то положение. в котором дана ссылка на него. применяется в части. не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 лифтдлятранспортированияпожарныхподразделений. Лифт. оснащенный системами управления. защиты и связи. обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий ( сооружений ) при пожаре.

3.2 основнойпосадочныйэтаж. Этаж главного входа в здание ( сооружение ).

3.3 режим«пожарнаяопасность»: Установленная последовательность действий системы управления лифтом. предусматривающая при возникновении пожара в здании ( сооружении ) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

3.4 режим«перевозкапожарныхподразделений». Установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений. обеспечивающая его работу с выполнением команд управления. подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4.1 Лифты для транспортирования пожарных подразделений ( далее - лифты для пожарных ) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения. а также одним из видов пожарно - технических средств. обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий ( сооружений ) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей. обнаружению и тушению пожара.

4.2 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.

5.1.1 Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. [4 ], ГОСТ 28911 и ГОСТ Р 52382.

5.1.2 На каждый наземный этаж здания ( сооружения ) должен быть обеспечен доступ пожарных подразделений. как минимум. одним лифтом для пожарных. Остановка лифтов для пожарных в подвальных и цокольных этажах должна обеспечиваться в оговоренных случаях. Размещение лифтов для пожарных должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений. которые должны иметь возможность доступа во все помещения на этажах.

5.1.3 В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно - хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4 В непосредственной близости от лифта для пожарных. как правило. должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5 Каждый этаж здания должен обслуживаться не менее чем одним лифтом для пожарных. Один и тот же лифт для пожарных. как правило. не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий ( сооружений ). Допускается. чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частях здания ( сооружения ), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней ( этажей ) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных. имеющий остановки на этих уровнях и основном посадочном этаже.

5.1.6 Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально - раздвижными центрального или бокового открывания. включая телескопическое исполнение. и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте. создаваемом приточной противодымной вентиляцией. Величина избыточного давления должна быть в пределах от 20 до 70 Па.

5.1.7 Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин ( EI 60 по [1 ] и ГОСТ 30247.3 ). В случае размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами двери шахт всех лифтов в этой общей шахте ( см. приложение А. рис. А. 3 ) должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин ( EI 60 по [1 ] и ГОСТ 30247.3 ).

5.1.8 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть предусмотрен люк в соответствии с ГОСТ Р 52382.

5.1.9 Ограждающие конструкции ( стены. пол. потолок и двери ) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно - технические характеристики материалов для отделки ( облицовки ) поверхностей конструкций стен и потолков. покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.

5.1.10 В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2.1 Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 120 мин ( REI 120 по [1 ] и ГОСТ 30247.1 ). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей. оборудования лифта. а также для систем вентиляции.

5.2.2 Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы ( тамбуры ), как показано на рис. А .1 -А .4. приведенных в приложении А. с размерами. указанными в соответствующих нормативных документах.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3 В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами ( см. приложение А. рис. А .2. А .4 ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих нормативных документах. а двери шахт - 30 мин ( Е 30 по [1 ], ГОСТ 30247.3. EI 30 по [1 ], ГОСТ 30247.3. в зданиях повышенной этажности ).

5.2.4 Ограждающие конструкции лифтовых холлов ( тамбуров ) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1- го типа с противопожарными дверями 2- го типа по [1 ] в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96 · 10 5 м 3 / кг.

5.2.5 Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 120 мин и 60 мин соответственно ( REI 120 и EI 60 по [1 ] и ГОСТ 30247.1. ГОСТ 30247.2 ).

Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96 · 10 5 м 3 / кг. Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 60 мин ( REI 60 по [2 ] и ГОСТ 30247.1 ).

5.2.6 Шахты лифтов для пожарных. а также их лифтовые холлы ( тамбуры ) в подземных и цокольных этажах зданий ( сооружений ) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по [3 ]. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м / с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура. для шахты - с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем. обслуживающих лифтовые шахты. при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов. пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7 В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий ( сооружений ). При применении систем пожарной сигнализации адресно - аналогового типа допускается установка этого пожарного извещателя в каждом лифтовом холле. При срабатывании хотя бы одного из двух извещателей приемно - контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод лифта в режим работы «пожарная опасность» в соответствии с 6.3 и на создание избыточного давления в шахте лифта ( шахтах лифтов ) согласно 5.1.6.

5.2.8 При оборудовании зданий ( сооружений ) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах ( тамбурах ) этих лифтов не допускается.

5.2.9 Проникновение воды. используемой для тушения пожара. в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий и в соответствии с ГОСТ Р 52382.

6 Системы управления, сигнализации, связи и электроснабжения

6.1 Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела. [4 ], ГОСТ Р 52382 и ГОСТ 28911.

6.2 Система управления должна.

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой. а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с [4 ];

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и ( или ) центральному пульту управления системы противопожарной защиты ( ЦПУ СПЗ ).

6.3 Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов.

«перевозка пожарных подразделений».

6.4 В режиме «пожарная опасность» должен выполняться алгоритм согласно ГОСТ Р 52382.

6.5 Перевод лифта в режим «перевозка пожарных подразделений» может быть произведен только после выполнения режима «пожарная опасность».

6.6 Режим «перевозка пожарных подразделений» должен осуществляться по ГОСТ Р 52382.

6.7 В режиме работы лифта «перевозка пожарных подразделений» должна быть обеспечена прямая переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ. если такие имеются. и кабиной лифта. а также с основным посадочным этажом.

6.8 Энергоснабжение лифтов для пожарных должно производиться как для электроприемников I категории согласно 1.2.17 и 1.2.18 [5 ]. При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа ( не считая верхних технических этажей ) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7.1 Конструкции. оборудование и материалы. применяемые в лифтах для пожарных. подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций. оборудования и материалов лифтов для пожарных. для которых необходимо проведение испытаний. включает в себя.

противопожарные двери шахт ;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов ( тамбуров ) и машинных помещений ;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции ;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции ;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов ;

7.2 Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.3.

7.3 Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов ( тамбуров ) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2. ГОСТ Р 53303.

7.4 Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ Р 53299.

7.5 Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ Р 53303.

7.6 Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных. подводимые к машинным помещениям. подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта ГОСТ Р МЭК 60332-3-22.

7.7 Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244. ГОСТ 12.1.044. ГОСТ 30402.

7.8 Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела 11 [4 ].

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах «пожарная опасность» и «перевозка пожарных подразделений».

7.9 Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям ГОСТ Р 53300.

Приложение А
(рекомендуемое)

1 - лифт для пожарных ; 2 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 - ограждающие конструкции шахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 - противопожарные перегородки 1- го типа. ограждающие лифтовый холл ( тамбур ); 5 - лифтовый холл ( тамбур ); 6 - противопожарные двери 2- го типа лифтового холла ( тамбура ) в дымогазонепроницаемом исполнении

1 - лифт для пожарных ; 2 - пассажирские лифты ; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта ; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости. установленными соответствующими нормативными документами ; 7 - противопожарные перегородки 1- го типа. ограждающие лифтовый холл ; 8 - лифтовый холл ( тамбур ); 9 - противопожарные двери 2- го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении

1 - лифт для пожарных ; 2 - пассажирские лифты ; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 - ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 - противопожарные перегородки 1- го типа. ограждающие лифтовый холл ( тамбур ); 7 - противопожарные двери 2- го типа лифтового холла ( тамбура ) в дымогазонепроницаемом исполнении ; 8 - лифтовый холл ( тамбур )

1 - лифт для пожарных ; 2 - пассажирские лифты ; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахт пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта ; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахт пассажирских лифтов с пределами огнестойкости. установленными соответствующими нормативными документами ; 7 - противопожарные перегородки 1- го типа. ограждающие лифтовые холлы ; 8 - лифтовые холлы ( тамбуры ); 9 - противопожарные двери 2- го типа лифтовых холлов в дымогазонепроницаемом исполнении

НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях

НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»

General technical requirements

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общиетехнические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозкапожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление иприменение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованияминастоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующихна территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательныдля предприятий, организаций, объединений и юридических лиц, независимо от форм собственности ипринадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящихнорм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВДРоссии в установленном порядке в соответствии с НПБ03-93.

2. Нормативные ссылки

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативныедокументы:

ГОСТ 22011-95 .Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализациии дополнительные приспособления.

ГОСТ30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость.Общие требования.

ГОСТ30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость.Несущие и ограждающие конструкции.

ГОСТ30247.2-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость.Двери и ворота.

ГОСТ 30244-94 .Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

ГОСТ 30402 -94.Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТР 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространениепламени.

ГОСТ12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатурапоказателей и методы их определения.

ГОСТ12176-89. Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространениегорения.

СНиП21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

СНиП2.04.05-91 *. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

НПБ03-93. Порядок согласования органами государственного пожарного надзораРоссийской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

НПБ241-97. Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний наогнестойкость.

НПБ 239-97 .Воздуховоды. Метод испытания на огнестойкость.

НПБ240-97. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных ипериодических испытаний.

МЭК 331-70. Испытание электрических кабелей на огнестойкость.

3. Определения

В настоящих нормах применяются следующие термины:

Лифт для транспортирования пожарных подразделений – лифт, оснащенныйсистемами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарныхподразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

Основной посадочный этаж – этаж главного входа в здание (сооружение).

Режим “пожарная опасность” – установленная последовательность действий системы управлениялифтом, предусматривающая привозникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифтана основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированныхпопутных вызовов.

Режим “перевозка пожарных подразделений” – установленнаяпоследовательность действий системы управления лифтом для транспортированияпожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением командуправления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основныепараметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифтыдля пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудованиязданий и сооружений различного назначения, а также одним из видовпожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделенийна этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ поспасанию людей, обнаружению и тушению пожара.

4.2. Основные параметры и размерылифтов для пожарных должны соответствовать данным таблицы.

Основные параметры и размеры

лифтов для пожарных

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиямнастоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно бытьпредусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечиватьдоступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных долженнаходиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственноголифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовомхолле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами иобъединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило,должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановокв надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифтимел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения),включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземнойчасти следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этихуровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны бытьавтоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания,включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность приизбыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными спределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ30247.2 ). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другимилифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см.приложение, рис.1 ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч(ЕI 60 по СНиП21-01 и ГОСТ30247.2 ).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ.

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купекабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов илиматериалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки)поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должнысоответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ30244. Г2

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402. В 2

группа токсичности пригорении

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купекабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ30244. Г3

по ГОСТР 51032. РП2

группа токсичности пригорении

5.1.10. Материал покрытияпола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажненииили при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и другихподобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальноеустройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию системпротивопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте.Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч(REI 120 по СНиП21-01 и ГОСТ30247.1 ) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы иотверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для системвентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотренылифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис.1 -3 приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскимилифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте собщим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, рис.2 ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределыогнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч(Е 30 по СНиП21-01. ГОСТ30247.2 ).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны бытьвыполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа по СНиП 2.01.02 (СНиП 21-01 )в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройствасамозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницаниюне менее 50000 кг -1 ·м -1.

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов дляпожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарнымис пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60по СНиП21-01 и ГОСТ30247.1. ГОСТ30247.2 ).

Сопротивлениедымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1.

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметьпределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ30247.1 ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) вподземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащеныавтономными системами приточной противодымной вентиляции для созданияизбыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количествоподаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетомодной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применениесистем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающихконструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкостикоторых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны бытьустановлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий(сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установкамипожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах(тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты имашинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредствомнеобходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи иэнергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиямнастоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, атакже с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или)центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечиватьвыполнение режимов:

“перевозка пожарных подразделений”.

6.4.1. При возникновении пожара из системы пожарной сигнализации здания(сооружения) в систему управления лифтом должен быть подан электрическийсигнал.

6.4.2. После принятия сигнала о пожаре система управления лифтомавтоматически переходит в режим “пожарная опасность”, при которомобеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж.

6.4.3. Если кабина находится в надземной части здания (сооружения),выполняется следующее.

6.4.3.1. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходудвижения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутныезарегистрированные вызовы, отправляется вниз на основной посадочный этаж.

6.4.3.2. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кромеосновного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, нереагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит наэтаже с открытыми дверьми и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываютсяи кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.4. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения),выполняется следующее.

6.4.4.1. При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходудвижения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутныезарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.4.2. При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кромеосновного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, нереагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит наэтаже с открытыми дверьми и в ней находятся пассажиры, двери автоматическизакрываются и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.5. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочныйэтаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чеговозможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.4.6. Согласно п. 6.4.17 ПУБЭЛ. если вкабине предусмотрена кнопка “Стоп”, то при движении кабины с пассажирами врежиме “пожарная опасность” действие ее исключается.

6.4.7. Если включение режима “пожарная опасность” произошло во времявыполнения режима “ревизия” или в момент технического обслуживания, то долженподаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен бытьпереведен в нормальный режим работы, что позволит включить режим “пожарнаяопасность”.

6.5. Перевод лифта в режим “перевозка пожарных подразделений” можетбыть произведен только после выполнения режима “пожарная опасность”.

6.6. Режим “перевозка пожарных подразделений” включается из кабины.

6.6.1. Включение режима “перевозка пожарных подразделений” должнопроизводиться при помощи специального ключа, который вставляется в гнездо,расположенное на панели управления или рядом с ней. Ключ поворачивают изпозиции “Выключено” (Выкл.) в позицию “Включено” (Вкл.). Ключ должен выниматьсяиз гнезда только в позиции “Выключено”.

6.6.2. Если во время работы в режиме “перевозка пожарных подразделений”ключ повернуть из позиции “Включено” в позицию “Выключено”, то лифтавтоматически переходит в режим “пожарная опасность” и осуществляются действиясогласно п.6.4.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтомможет производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадокисключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу спанели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панелиуправления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнутзакрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии дополного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит кавтоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытиедверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной дляиспользования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причемдействие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичнымописанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытомположении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемуютолько в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнутоткрываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать внажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессеоткрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение.Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащеныкнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации,допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работыкнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритмработы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическоеоткрытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановкикабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” вдругих режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим“перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытиедверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пультауправления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещатьгнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стеклотолщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости дляпереключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которыхосуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудоватьнишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), наработу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, вконструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основномпосадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должнабыть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ,если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как дляэлектроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ. При этом в общественныхзданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконныхпроемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжениелифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников Iкатегории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах дляпожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных,для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров)и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связипожарных лифтов;

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкостьсогласно требованиям ГОСТ30247.2.

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов(тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям наогнестойкость согласно требованиям ГОСТ30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытаниядверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующейдо введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний надымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниямна огнестойкость согласно требованиям НПБ 239.

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляцииподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ241.

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных,подводимые к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласнотребованиям стандарта МЭК 331, ГОСТ12176.

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям напожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244. ГОСТ12.1.044. ГОСТ 30402.

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническомуосвидетельствованию согласно требованиям раздела II ПУБЭЛ.

При проведении полного и периодического технических освидетельствованийдолжна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и“перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системыприточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежатприемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ240.

Рис. 1 .Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскимилифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарныхс пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирскихлифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахтыс пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа,ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типалифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 .Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте собщим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирскиелифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределомогнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов спределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределомогнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающиелифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла вдымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахтыпассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующимиСНиП

Рис. 3 .Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного илипроизводственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60;3 – ограждающие конструкции шахты спределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа,ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтовогохолла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

* Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 м 2 /кгвключительно.