Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказа о переходе на эффективный контракт в здравоохранении img-1

образец приказа о переходе на эффективный контракт в здравоохранении

Рейтинг: 4.4/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Введение эффективного контракта в учреждениях здравоохранения (Шадрина Т

Введение эффективного контракта в учреждениях здравоохранения (Шадрина Т.)

Дата размещения статьи: 08.12.2014

Еще в 2012 г. возник вопрос о необходимости увязки заработной платы медицинских работников с качеством оказываемых ими услуг. Одним из инструментов, позволяющих это сделать, является эффективный контракт. Однако, чтобы учреждения здравоохранения могли обоснованно и доходчиво перейти на эффективные контракты, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, например разработать показатели эффективности труда медицинских работников, систему нормирования труда и пр. Сегодня расскажем, что такое эффективный контракт, как разработать показатели эффективности работы медицинских работников, нужно ли расторгать действующие трудовые договоры и заключать эффективный контракт, а также рассмотрим процедуру перехода на эффективный контракт.

Какие выплаты учитывать при установлении систем оплаты труда, на что обратить внимание?

В соответствии с Едиными рекомендациями <1> системы оплаты труда должны включать фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц, а также размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
--------------------------------
<1> Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г. утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.

Так, при определении базовой ставки или оклада необходимо учитывать нормы труда. Для этого согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" Приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.
Поэтому на уровне учреждения локальным нормативным актом должны быть утверждены с учетом мнения представительного органа работников:
- система нормирования труда в учреждении;
- изменения, которые вносятся в положение об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
Согласно Письму Минздрава России от 04.09.2014 N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников" к выплатам стимулирующего характера относятся:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
- надбавка за интенсивность труда;
- премия за высокие результаты работы;
- премия за выполнение особо важных и ответственных работ;
2) выплаты за качество выполняемых работ:
- надбавка за наличие квалификационной категории;
- премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;
3) выплаты за стаж работы, выслугу лет:
- надбавка за выслугу лет;
- надбавка за стаж непрерывной работы;
- надбавка за стаж работы;
4) премиальные выплаты по итогам работы:
- премия по итогам работы за месяц;
- премия по итогам работы за квартал;
- премия по итогам работы за год.
К выплатам компенсационного характера можно отнести, в частности:
- выплаты за работу во вредных, опасных или иных особых условиях труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях или высокогорных районах);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, выполнение работ различной квалификации, в ночное время).
Обратите внимание, что в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условия осуществления названных выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

Какие могут быть показатели эффективности деятельности работников?

Прежде всего стоит сказать, что перейти на эффективный контракт нельзя без разработки и утверждения критериев эффективности работы сотрудников, применяемых при установлении критериев и условий назначения стимулирующих выплат. Конечно, при разработке таких критериев и показателей у руководителя учреждения могут возникнуть трудности. Хорошо, если вышестоящая организация предоставит хотя бы примерный перечень таких показателей и критериев, но ведь этого может и не быть.
В настоящее время Приказом Минздрава России от 11.07.2013 N 451 разработаны целевые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Минздрава, а также критерии оценки эффективности и результативности работы руководителей.
Перечень показателей эффективности деятельности медицинских работников должен позволить комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных услуг, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.
Например, согласно Приказу Минтруда России от 01.07.2013 N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" при определении показателей эффективности деятельности работников учреждений из числа основного персонала должны учитываться:
- соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение ими трудовых обязанностей;
- участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения (участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также в подготовке выступлений на конференциях и семинарах);
- участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах;
- освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
- использование новых эффективных технологий;
- удовлетворенность граждан качеством и количеством оказанных им услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления).
Итак, какие же критерии эффективности работы можно закрепить в локальных нормативных актах? Повторим, что все критерии разрабатываются конкретным учреждением на основании методических рекомендаций, приказов и иных актов Минздрава. Например, для врачей это могут быть <2>:
- отсутствие чрезвычайных происшествий за время лечения в учреждении;
- отсутствие случаев летальности, врачебной ошибки;
- отсутствие обоснованных жалоб на качество, объем оказания медицинской помощи, соблюдение деонтологических аспектов деятельности по заключению врачебной комиссии учреждения;
- соответствие качества медицинской помощи установленным стандартам (соблюдение сроков обследования пациента, объема и своевременности проведения лечебных мероприятий, соответствие назначенной биологической терапии нозологическому диагнозу, применение психосоциальной реабилитации и т.п.);
- отсутствие нарушений в оформлении медицинской документации;
- отсутствие нарушений исполнительской дисциплины документооборота, отчетности, распоряжений администрации;
- соблюдение сроков направления пациента и полнота подготовки для проведения медико-социальной экспертизы (первичной и повторной);
- отсутствие замечаний по выполнению должностной инструкции.
--------------------------------
<2> Проект приказа Минздрава России "Об установлении системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации", размещенный на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/).

Для среднего медицинского персонала такими показателями могут быть, в частности:
- отсутствие нарушений правил получения, учета, хранения и раздачи лекарственных препаратов;
- отсутствие чрезвычайных происшествий в отделении;
- отсутствие замечаний при выполнении врачебных назначений, уходе за пациентами, подготовке пациентов к исследованиям (с нарушением установленных стандартов);
- отсутствие нарушений в обеспечении интенсивного, непрерывного и качественного наблюдения за пациентами.
Кроме того, эффективными могут стать такие критерии, как охват медосмотрами, прививками, анкетирование по вопросам удовлетворенности пациента, у педиатров - уровень грудного вскармливания.
Напомним, что все эти показатели и критерии должны быть закреплены в локальном нормативном акте, регламентирующем порядок оплаты труда в конкретном учреждении.

Эффективный контракт = трудовой договор?

Не стоит думать, что при введении эффективного контракта нужно перезаключать трудовые договоры с медицинскими сотрудниками. Эффективный контракт - это тот же трудовой договор, но с расширенными некоторыми обязательными условиями. Напомним, что перечень обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, приведен в ст. 57 ТК РФ. Остановимся на некоторых из них.
1. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой сотруднику работы). Достаточно часто трудовая функция конкретизируется в должностной инструкции, а в трудовом договоре есть ссылка на нее. С эффективным контрактом так не получится: именно в него должны быть включены все права и обязанности работника.
2. Условия оплаты труда. Поскольку оплата труда медицинского работника зависит от качества выполнения работы, в эффективном контракте необходимо не только зафиксировать размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, но и конкретизировать показатели и критерии оценки эффективности работы, а также размер вознаграждения и поощрения за достигнутые результаты. При этом не нужно забывать про доплаты компенсационного характера. Причем прописать это надо таким образом, чтобы медработник мог понять, за что и в каком размере ему будет осуществляться выплата, и чтобы была исключена возможность двойного толкования.

Обратите внимание! Расторгнуть трудовой договор и заключить эффективный контракт нельзя. Даже с вновь принимаемыми на работу лицами заключается трудовой договор. Однако он должен содержать все условия эффективного контракта.

Поскольку эффективный контракт - это тот же трудовой договор (его примерная форма приведена в Приложении 3 к Распоряжению Правительства РФ N 2190-р), условия оплаты труда, содержащиеся в трудовых договорах уже трудящихся медицинских работников, подлежат изменению. Для этого оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

Какова процедура внесения изменений в трудовые договоры медицинских работников при переходе на эффективный контракт?

В связи с введением эффективного контракта изменяются условия трудового договора, причем существенные, которые просто так не скорректируешь: необходимо соблюсти процедуру, установленную ТК РФ.
Минтруд в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом от 26.04.2013 N 167н (далее - Рекомендации), указал на необходимость соблюдения ст. 74 ТК РФ при внесении изменений в трудовой договор.
1. Нужно уведомить работника о предстоящих изменениях. Согласно ст. 74 ТК РФ, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Поскольку работодатель обязан указать в уведомлении причины изменения условий трудового договора, у многих руководителей медицинских учреждений возникает вопрос: на что сослаться, какую причину указать в уведомлении? Полагаем, что в данном случае можно сослаться на Распоряжение Правительства РФ N 2190-р, а также на другие нормативные акты, связанные с введением эффективного контракта.
Такое уведомление нужно составить в двух экземплярах. Один выдается работнику на руки, на другом (который остается у работодателя) сотрудник делает отметку о получении экземпляра уведомления.
Согласие или отказ работника продолжать работу после изменения условий трудового договора могут быть выражены как в самом уведомлении (на экземпляре работодателя), так и в отдельном документе.

Обратите внимание! Медицинский работник может не дать ответа сразу, закон предоставляет ему право на принятие решения в течение двух месяцев со дня уведомления.

2. Если работник согласен трудиться в новых условиях, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Условия, подлежащие включению в дополнительное соглашение, названы в п. 8 Рекомендаций. Помимо условий об оплате труда и трудовой функции, рассмотренных выше, среди них значатся, в частности:
- место работы, а в случае когда работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном (структурном) подразделении учреждения, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного (структурного) подразделения и его местонахождения;
- срок трудового договора (если был заключен срочный трудовой договор - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих в учреждении);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.);
- условие об обязательном социальном страховании работника;
- продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков работника учреждения;
- меры социальной поддержки.
Такое соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается работником и работодателем, после чего медработник продолжает трудиться в новых условиях.
3. Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся в медицинском учреждении работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Можно ли не соблюдать двухмесячный срок уведомления работника о переходе на эффективный контракт?

Напомним, что Рекомендации предполагают введение эффективного контракта в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Но ведь есть ст. 72 ТК РФ, в силу которой изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно по соглашению сторон. При этом никакие сроки соблюдать не нужно. Полагаем, что руководство медицинского учреждения вполне может воспользоваться нормами ст. 72 ТК РФ и, объяснив необходимость перехода на эффективный контракт, предоставить медицинскому работнику дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора для ознакомления. Если сотрудник согласен, то, когда он подпишет такое соглашение, будет считаться, что изменение условий трудового договора произведено на основании ст. 72 ТК РФ.
Если же сотрудник не согласен с составленным дополнительным соглашением, рекомендуем действовать по описанной выше схеме в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Конечно, в настоящее время руководители медицинских учреждений побаиваются введения эффективного контракта. Они считают, что, возможно, будет недофинансирование других статей расходов или даже придется проводить сокращение медперсонала в целях выведения уровня оплаты труда на требуемый уровень. Однако в целях повышения привлекательности и престижности работы в медицинских организациях и сохранения кадрового потенциала всей отрасли все-таки придется проводить работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, позволяя врачам, а также среднему и младшему медицинскому персоналу получать хорошую заработную плату за качественно выполненную работу.
Для этого нужно разработать показатели и критерии эффективности работы медицинских работников в каждом учреждении и закрепить их в трудовых договорах - эффективных контрактах таким образом, чтобы каждый сотрудник понимал, какие выплаты и за что ему полагаются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Другие статьи

Заключение: эффективный контракт в здравоохранении

Заключение: эффективный контракт в здравоохранении

Для перехода работников российского здравоохранения на эффективный контракт необходима модернизация нормативного и методического обеспечения, сокращение трудозатрат на оформление документов, разработка системы оценки медработников и системы стимулов для них, считают члены Экспертного совета при Правительстве РФ. проанализировавшие данную тему.

Во исполнение поручения Председателя Правительства по итогам прямой линии с Президентом России Минздраву, Минтруду России и министру РФ Михаилу Абызову было поручено совместно с регионами представить информацию об эффективности применяемых нормативов оплаты труда медработников с учетом особенностей условий их труда, а также иных факторов, влияющих на размер их зарплаты.

Ранее Минздрав России утвердил Методические рекомендации по разработке региональными и муниципальными органами власти показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников. На основе этих рекомендаций субъекты утвердили соответствующие показатели. Для повышения базовой ставки оплаты труда Минздрав России планирует переместить надбавки за стаж и квалификацию из стимулирующей в базовую часть оплаты труда. Также планируется введение новой системы нормирования труда.

Эффективный контракт — это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, его зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат. Предполагается так организовать систему начисления зарплаты, чтобы учитывалась и сложность работ, и их качество.

По итогам 2013 года средняя зарплата врача в России составила 42 248 рублей, среднего медперсонала — 24 102 рубля, младшего персонала — 14 313 рублей в месяц. Согласно майским указам Президента, к 2018 году размер зарплат врачей должен вырасти до 200% от средней по региону, при начислении должен применяться более дифференцированный подход.

Вопрос о переходе на эффективный контракт неоднократно поднимался Экспертным советом. в том числе при анализе бюджетных расходов. Так, для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов эксперты рекомендовали обеспечить выполнение указов Президента и реализовать идеи эффективного контракта. развивать аутсорсинг и государственно-частное партнерство. вывести за штат младший медицинский персонал и неквалифицированный персонал учреждений культуры.

Повышение сбалансированности региональных бюджетов требует четкой скоординированной работы федерального центра и региональных властей по нескольким направлениям — от исполнения указа Президента по вводу эффективного контракта для работников бюджетной сферы в регионах и инвентаризации налоговых льгот до частичной приватизации государственного и муниципального имущества, изменения методики расчета зарплат бюджетников и сокращения неэффективных расходов», — говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Говоря о повышении зарплат медикам, эксперты опасаются, что при сохранении действующей организации перехода на эффективный контракт благосостояние медиков, привлекательность их труда будет повышаться, но без повышения качества медицинской помощи.

До сих пор базовые оклады работников медицинской сферы остаются низкими, говорится в заключении. Во-первых, это связно с тем, что некоторые виды постоянных доплат (за стаж и проч.) во многих регионах относятся к стимулирующим надбавкам. Во-вторых, отсутствуют эффективные механизмы аттестации медработников, учитывающие их квалификацию.

Согласно исследованиям ВШЭ. при существующем порядке повышения оплаты труда лишь около 30% врачей и не более 25% медицинских сестер увеличили бы свою трудовую отдачу. Одного этого механизма недостаточно для повышения качества их работы. считают эксперты. Необходима увязка размера базовой оплаты труда с уровнем квалификации работника и сложностью проводимых работ через новый механизм аттестации медицинских работников, говорится в заключении.

Кроме того, эксперты предложили разработать типовое положение о порядке оценки деятельности работников и установления стимулирующих надбавок по конкретным специальностям и профессионально-квалификационным группам, а также установить в нем набор обязательных показателей, соответствующих главным направлениям политики охраны здоровья населения, которые могут быть дополнены субъектами РФ с учетом региональной специфики.

Обеспечение увязки коллективных и индивидуальных стимулов будет еще одним механизмом при переходе на эффективный контракт. Эксперты считают, что система показателей должна носить «сквозной» характер: учреждения получают целевые показатели повышения качества и результативности медицинской помощи, им соответствуют индивидуальные показатели для групп работников. Этот общий методологический подход дополняется установлением специфических показателей для отдельных групп работников.

Эксперты предлагают также разработать методические рекомендации по установлению базовых окладов работников в зависимости от уровня их квалификации, предусмотреть в них существенные изменения в процедурах присвоения квалификационных категорий, перестройку работы аттестационных комиссий. В первую очередь речь идет об изменении порядка формирования комиссий, уровня открытости их работы, критериев присвоения категорий.

Важна активизация работы по нормированию труда в отрасли в увязке со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, а также разделение плановых темпов роста базовой и стимулирующей частей оплаты труда, считают в Экспертном совете.

Еще один механизм повышения производительности труда медиков: сокращение временных затрат на оформление документов и передача части врачебных функций среднему медицинскому персоналу и административным работникам. По данным опросов НИУ ВШЭ. сегодня оформление документов занимает 55% рабочего времени врачей и среднего медицинского персонала. Внедрение электронных технологий по обработке и оформлению документации пока радикально не меняет ситуации: на оформление документов в электронной форме тратится 29% времени.

Переход на эффективный контракт невозможен без реструктуризации сети медучреждений, поэтому эксперты рекомендуют конкретизировать направления такой реструктуризации. Сами учреждения нужно стимулировать повышением зарплат. Эксперты считают важным разработать методические подходы для повышения показателей реструктуризации здравоохранения, а субъектам РФ рекомендуют предложить «меню» комплексных стратегий перевода медицинских работников на эффективный контракт.

Приказ управления культуры администрации города иркутска о переходе на эффективный контракт

Приказ управления культуры администрации города иркутска о переходе на эффективный контракт

«О заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) в связи с введением «эффективного контракта»

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», распоряжения Правительства Российской Федерации от

28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», распоряжения Правительства Иркутской области от

28.02.2013 № 58-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на повышение эффективности сферы культуры в Иркутской области», постановления администрации города Иркутска от 29.03.2013 № 031- 06-627/13 «Об утверждении Плана мероприятий по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Иркутска на 2013-2018 годы», постановления администрации города Иркутска от 05.06.2013 № 031-06-1242/13 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на повышение эффективности сферы культуры в городе Иркутске», обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Иркутска, введения эффективного контракта

  1. На базе муниципального бюджетного учреждения культуры г.Иркутска «Централизованная библиотечная система» (далее — Учреждение) начать работу по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) в связи с введением «эффективного контракта» (далее — эффективные контракты).
  2. Директору Учреждения Кустовой Н.А. в связи с поэтапным совершенствованием системы оплаты труда и заключением эффективных контрактов:

2.1. Определить списки работников (не менее 14 человек), переходящих на эффективные контракты (далее — работники Учреждения).
2.2. Уведомить работников Учреждения о заключении эффективного контракта в соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.3. Доработать показатели эффективности деятельности работников Учреждения с учетом методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденных приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920, в срок до 08.10.2013 года.
2.4. Разработать и утвердить локальным актом Учреждения порядок и условия материального стимулирования работников Учреждения в срок до 19.10.2013 года.
2.5. Утвердить форму эффективного контракта с работником Учреждения с учетом Примерной формы трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы», в срок до 19.10.2013 года.
2.6. Заключить эффективные контракты с работниками Учреждения в срок до 20.12.2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Эффективный контракт - Форум судебных медиков России

Эффективный контракт

Цитата(БДЗ @ 20.03.2014 - 16:17)

Если у Вас это уже есть, бросьте образец в личку пажалста, плиз!


Эффективный контракт- внесение в трудовой договор конкретных показателей (критериев оценки) деятельности отдельно взятого сотрудника. В Вологодской области должны приступить к работе по этим контрактам с 01.04.2014. Высылаю в личку то, что есть.

Цитата(melkaya @ 26.03.2014 - 10:31)

Суть эффективного контракта, по-моему, является применением тактики кнута без пряника, т.к. за любое несоблюдение (например, тех же сроков проведения экспертиз и исследований) ждут минус-баллы, как следствие минус ваши деньги, и это будет вроде как прописано в трудовом договоре. Если вы будете образцовей образцового, то сумму, указанную в контракте, получите, но свыше нее вряд ли, пряник контрактом не предусмотрен. По крайней мере, нам объяснили примерно так. Довольных новостью не было.

В принципе согласен, но есть возможность перераспределения средств между сотрудниками при выделении фонда зарплаты на отделение: тогда, если внести плюс-баллы (например, за иллюстрирование каждого акта), ленивый их получит меньше,чем старательный, соответственно, от общего пирога отхватит меньше. Если с умом подойти, можно повысить эффективность.

Сообщение отредактировал Falkon - 26.03.2014 - 09:39

Группа: Юристы
Регистрация: 24.05.2010
Из: Благовещенск Амурской области
Пользователь №: 21 677

Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски

От редакции:
Как мы и обещали, продолжаем публиковать материалы, связанные с эффективным контрактом в здравоохранении. Эта тема значительно шире вопросов оплаты труда работников здравоохранения. Сегодняшний материал посвящен возможностям и угрозам, связанным с внедрением эффективного контракта, предложениям по противодействию имеющимся рискам и угрозам. В следующих номерах журнала мы продолжим тему: будут опубликованы материалы, посвященные региональным аспектам внедрения эффективного контракта, анализу различных систем оплаты труда и т.д. Приглашаем наших читателей присоединиться к обсуждению поднимаемых проблем.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Меры, связанные с внедрением эффективного контракта, приобретают все большую конкретику. Наряду с широко известными*(1) появляются все новые документы, посвященные этой теме. Стоит назвать, например, План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р. Целью данной "дорожной карты" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Во исполнение указанного постановления издан ряд приказов Минздрава России, в числе которых Приказ от 29.12.2012 N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации".
Мы видим, что меры, связанные с внедрением эффективного контракта, вышли далеко за пределы вопросов, касающихся непосредственно оплаты труда работников: это и вопросы трудового законодательства, и нормирования труда, и качества оказания медицинской помощи, и эффективности деятельности учреждений здравоохранения в целом и т.д.
Можно только приветствовать основные меры, связанные с внедрением эффективного контракта. Положительной оценки заслуживает уже сам тот факт, что повышение заработной платы рассматривается не как самоцель - поставлена задача получить от этого серьезную отдачу в виде улучшения доступности и качества медицинской помощи. И акцентуация на фразе "эффективный" применительно к контракту является неслучайной - в рамках действующего трудового законодательства и принятых форм трудовых договоров легко осуществлять лишь меры позитивного стимулирования (поощрения). Установить же строгий спрос с работников, уменьшать оплату при некачественной работе крайне сложно или вообще невозможно.
Как правильное решение можно оценивать и то, что внедрение эффективного контракта осуществляется одновременно с повышением общего уровня оплаты труда, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента). Действительно, сложно предъявлять серьезные требования к объемам и качеству работы при существующем достаточно низком уровне оплаты труда медицинских работников. Повышение общего уровня оплаты труда создает хорошие предпосылки для усиления спроса с медицинского персонала за результаты работы. С другой стороны, само по себе повышение зарплаты еще мало что дает: если просто увеличить заработную плату работников, например, в 2 раза, в два раза лучше работать они не начнут - нужны адекватные меры ответственности. Одновременность указанных мер позволяет разорвать существующий "порочный круг".
Тем не менее попытки "одномоментного" перехода на эффективный контракт могут быть чреваты негативными последствиями. Нужно учитывать не только сложившийся менталитет медицинских работников ("круговая оборона" при попытках усиления спроса за результаты труда, шантаж увольнениями - ведь кадровая проблема не решится в одночасье после внедрения эффективного контракта и т.д.). Нужно учитывать и темпы повышения заработной платы. Если мы посмотрим динамику примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников здравоохранения и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах*(2), то мы увидим, что до 2015 года темпы повышения заработной платы довольно скромные - существенный скачок роста заработной платы предполагается лишь в 2016-2017 годах*(3). Такое "отодвигание сроков" - не случайность. Во-первых, к 2015 году должно завершиться финансово затратное поэтапное повышение размера страховых взносов на страхование неработающего населения, уплачиваемых субъектами Российской Федерации (до этого срока можно уплачивать не весь установленный Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" страховой взнос в размере 18 864,6 рубля на одного неработающего в год). Одновременное с этим повышение заработной платы бюджетников было бы непосильным для целого ряда регионов. Во-вторых, возлагаются надежды на улучшение к указанному сроку экономической ситуации в стране.
Но так или иначе с учетом имеющихся реалий, на наш взгляд, нецелесообразно одномоментное введение ужесточающих требований к медицинским работникам в полном объеме - этот процесс должен быть поэтапным и в целом соответствовать темпам роста их заработной платы. Ситуация, когда при номинальном повышении заработной платы на 5-7% вводятся меры, предусматривающие возможность гораздо большего (пусть даже обоснованного) снижения зарплаты, могут быть восприняты крайне негативно.
Следует признать, что, к сожалению, в свое время был упущен целый ряд уникальных возможностей по установлению зависимости заработной платы от результатов деятельности, в том числе от качества оказания медицинской помощи. Прекрасная потенциальная возможность учета результирующих показателей при оплате труда возникала при введении дополнительных выплат работникам участковой службы и скорой помощи, фельдшерам в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Причем как раз мог быть обеспечен поэтапный переход к установлению зависимости оплаты труда от достигнутых результатов. Официально считалось, что, например, дополнительные выплаты работникам участковой службы (10 и 5 тыс. рублей) осуществляются за выполнение "государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи". Трудовые отношения между указанными работниками и учреждениями здравоохранения по выполнению дополнительного объема работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи оформлялись путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам. Договорами предусматривалось возложение на работника обязанностей по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной ему законодательством продолжительности рабочего времени в зависимости от должности. За выполнение дополнительных обязанностей работникам устанавливалась дополнительная выплата в форме надбавки стимулирующего характера к заработной плате. Предполагалось, что невыполнение этих обязанностей может служить основанием для уменьшения или полного снятия дополнительных выплат. Однако оказалось, что ни при каких обстоятельствах снижать эти выплаты было нельзя - финансово наказать работников за невыполнение дополнительно возложенных обязанностей было невозможно. Соответственно и ожидаемый эффект в виде улучшения оказания медицинской помощи от введения данных выплат не был получен (хотя при этом задача удержания кадров частично была решена). Тем самым эта уникальная возможность привязки хотя бы части оплаты труда к результатам труда не была реализована.
Следует отметить, что теперь средства на эти цели поступают в рамках общей величины субвенций, выделяемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования из федерального фонда. То есть субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять размер и условия осуществления этих выплат, в том числе принимать решения по снижению размера выплат при невыполнении установленных требований.
Есть надежда на то, что сейчас шанс по увязке повышаемой заработной платы с результатами деятельности не будет упущен.
Тем более, что для внедрения эффективного контракта в настоящее время сложились хорошие предпосылки. Это прежде всего новые условия деятельности государственных (муниципальных) учреждений в связи с проводимой реформой бюджетной сферы в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 28.06.2012 о бюджетной политике в 2013-2015 годах отмечалось: "Нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача - повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях - обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение "эффективного контракта" также призвано повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики".
Среди положений упомянутой новой нормативно-правовой базы, созданной в рамках реформы бюджетной сферы, можно выделить следующие моменты, способствующие внедрению эффективного контракта:
- государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения в силу отмены субсидиарной ответственности собственника по обязательствам автономных и бюджетных учреждений, расширения видов имущества, по которым они отвечают по своим обязательствам, повышения персональной ответственности руководителей за наличие просроченной кредиторской задолженности и т.д. становятся не просто заинтересованными - они становятся вынужденными более эффективно осуществлять свою деятельность;
- повышается роль доходов от приносящей доходы деятельности, предполагающей использования иных, более эффективных систем оплаты труда;
- повышается самостоятельность учреждений во многих сферах, в том числе в вопросах оплаты труда и т.д.
Хорошей предпосылкой для внедрения эффективного контракта является и опыт реализации программ модернизации в здравоохранении, в рамках которых накоплен определенный опыт разработки критериев для оценки труда ряда категорий медицинских работников. Другое дело, что и в рамках реализации программ модернизации реальная привязка заработной платы осуществлялась далеко не всегда. Страховые организации в соответствии с дополнительным соглашением к договору могли снять с учреждения дополнительную часть тарифа, предусмотренную за внедрение стандарта, в случаях, когда стандарт был выполнен не полностью. Но, во-первых, в рамках учреждений обычно не было привязки дополнительной оплаты труда работника к сумме оплаты, полученной за лечение конкретного пациента. А, во-вторых, уменьшение страховой организацией оплаты оказанных медицинских услуг напрямую не было связано с оценкой качества - страховая организация могла снять дополнительную часть тарифа за сам факт невыполнения стандарта безотносительно к тому, насколько необходимо было полностью выполнять стандарт в данном конкретном случае с учетом состояния здоровья пациента, наличия сопутствующих заболеваний и т.д.
Как уже отмечалось, эффективный контракт содержит в себе целый ряд позитивных идей, положений, возможностей для улучшения функционирования здравоохранения. Но необходимо учитывать и возможные угрозы, связанные с процессом внедрения эффективного контракта, для того, чтобы по возможности предотвратить их.
В частности, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" (далее - Распоряжение) расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации производится в расчете на 1 физическое лицо (на основании статистических данных о численности работников). При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением. Хорошо известно, что в здравоохранении высокий уровень совместительства и выполнения дополнительных работ, которые по законодательству не относятся к совместительству, но, по сути, соответствуют ему. Утвержденная Распоряжением методика сопоставляет заработную плату медицинского работника, работающего на 1,5-2 ставки, с заработной платой "усредненного" по региону работника, работающего примерно на 1,25 ставки. Поэтому многие медицинские работники, узнав о сути методики, испытывают разочарование, ведь за счет совместительства, совмещения должностей, дополнительных дежурств, оплаты за оказание платных услуг и т.д. и нынешняя заработная плата может оказаться достаточно высокой и не подлежащей серьезному дальнейшему повышению.
Это же касается следующего положения Распоряжения: "При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников". С одной стороны, это хорошо - будут стимулы к развитию официальных платных услуг на всех уровнях: от руководителей субъектов Российской Федерации до руководителей учреждений, будет меньше необоснованных ограничений в этой сфере. Одновременно это и хорошая предпосылка для уменьшения теневой оплаты медицинской помощи. Но опять-таки работники, оказывающие официальные платные услуги (не важно, в основное или внерабочее время), могут почувствовать себя обманутыми - ведь не государство обеспечивает им повышение заработной платы, а они сами.
С учетом всего этого нужна хорошая разъяснительная работа, призванная показывать реальные перспективы повышения заработной платы (при всех оговорках - весьма серьезного), не создавая при этом ложных ожиданий.
И хотя в любом случае повышение заработной платы медицинских работников будет существенным, отраслевые особенности все же следует учитывать.
Далее. До сих пор имеется неясность по многим принципиальным вопросам. В частности, это касается конкретизации того, на каких конкретно работников распространяются меры по повышению заработной платы, предусмотренных Указом Президента. Речь идет, например, о врачах и работниках медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг)". С одной стороны, хорошо, что не забыли (как это бывало во многих случаях) работников с высшим немедицинским образованием (например, биологическим, педагогическим (логопеды) или психологическим образованием). Но, с другой стороны, должно быть четко определено, что означает фраза "обеспечивающих предоставление медицинских услуг". Относятся ли к этой категории врач-статистик или врач-методист? Справедливо ли будет лишить их предусмотренного для основной категории врачей повышения заработной платы. Относится ли к этой категории инженер с высшим образованием, обсуживающим барокамеру? Будут ли санитарки без медицинского образования иметь право на повышение зарплаты в соответствии с Указом Президента (в соответствии с новым законодательством они не относятся к медицинским работникам)? Эти вопросы тем более актуальны, что по большому счету задача любого сотрудника, не оказывающего непосредственно медицинскую помощь, - обеспечивать предоставление медицинских услуг.
Конкретизация этих положений важна и с другой точки зрения: внедрение эффективного контракта не должно быть избирательным - оно должно касаться всех работников бюджетной сферы (избирательными должны быть меры в отношении различных категорий работников с учетом особенностей их труда). Незаинтересованность в общих результатах деятельности учреждения работников, отвечающих за материально-техническое снабжение (включая медикаменты), обслуживание техники и т.д. может стать серьезным тормозом мер по обеспечению успешности внедрения эффективного контракта (точнее, по достижению ожидаемых результатов).
В связи с этим напомним, что в соответствии с Указом Президента предполагается повышение заработной платы не только врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, но и "повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики", правда, без уточнения повышаемого уровня. Поэтому во избежание очередных перекосов в уровнях оплаты труда работников учреждений здравоохранения (что является одном из рисков внедрения эффективного контракта) необходимо более или менее сопоставимое по темпам повышение уровня оплаты труда всех работников.
В связи с этим хотелось бы, чтобы в дальнейшем и субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), и учреждения, изыскивали средства для повышения заработной платы не только категориям персонала, предусмотренным Указом Президента, а проверяющие в свою очередь не цеплялись к тому, что в предусмотренных Указом Президента размерах повышена заработная плата работникам, которым, по их мнению, повышение не полагалось (чтобы это не рассматривалось как "нецелевое использование средств" и т.д.).
Рассмотрим еще одно важное положение. Распоряжением предусмотрено: "обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения не более 40%".
Необходимость оптимизации расходов на оплату труда административно-управленческого персонала не вызывает сомнений - зачастую они завышены за счет избыточной численности, необоснованно высокой зарплаты и т.д.
Анализ опыта регионов показывает, что к числу основных мероприятий, направленных на снижение затрат на содержание прочего персонала, обычно относятся:
- нормативное установление предельных значений доли административно-управленческого персонала в структуре штатных должностей учреждений (или в фонде оплаты труда);
- передача ряда хозяйственных функций младшему медицинскому персоналу;
- реорганизация учреждений здравоохранения в целях сокращения управленческого персонала;
- перевод части функций учреждений здравоохранения на аутсорсинг.
Однако, к сожалению, не все эти меры обеспечивают реальный положительный эффект. Так, практика показывает, что аутсорсинг - эффективное средство для уменьшения расходов на оплату труда прочего персонала. Но, как правило, не эффективное средство с точки зрения экономии суммарных расходов учреждения - перевод на аутсорсинг ряда функций, таких как: питание пациентов в стационарах, уборка, охрана и т.д. в общем случае ведет не к сокращению, а росту расходов. Причем в отношении других передаваемых на аутсорсинг функций нет единого общего принципа - все определяется особенностями учреждения, объемами передаваемых услуг, рыночными ценами исполнителей и т.д. Стоит добавить, что выполнить указанное требование по сокращению затрат на административно-управленческий персонал за счет аутсорсинга не составляет особого труда. Но следует правильно расставить приоритеты: регламентация доли зарплаты административно-управленческого персонала - более узкая (более частная) задача, чем повышение эффективности деятельности учреждения в целом. Несоблюдение рассматриваемого требования в рамках конкретного учреждения (кстати, в Указе Президента не говорится, что это требование должно соблюдаться применительно к каждому учреждению) не должно стать причиной репрессий применительно к руководителям учреждений - необходим анализ всех обстоятельств.
Но самое главное заключается в том, что учреждения здравоохранения сильно различаются между собой по оснащенности оборудованием, занимаемым территориям, способами обеспечения тех или иных функций (где-то стирку, техническое обслуживание оборудования, информационное обеспечение и т.д. осуществляют сами учреждения, а где-то по договорам сторонние организации (тот же самый аутсорсинг). Поэтому единые шаблоны недопустимы.
Да, заработная плата прочего персонала должна находиться в оптимальном соотношении с заработной платой медицинских работников. Но, как это ни парадоксально, при всем имеющемся в здравоохранении кадровом голоде зачастую наиболее дефицитными являются не медицинские работники, а прочий персонал, особенно относящийся к общеотраслевым специальностям (должностям): водители, разнорабочие, инженеры и т.д. Именно им легче всего найти работу в других организациях, в других отраслях; именно они порой создают главную кадровую проблему. Причем обычно это скрытый, латентный дефицит - вакантных ставок водителей, инженеров и т.д. зачастую не так уж и много. Но поскольку без водителя машина скорой помощи не выедет и т.д. учреждения вынуждены доплачивать этим категориям, поэтому внешне все выглядит более или менее благополучно. При этом в процентном отношении "выводиловка" для прочего персонала нередко значительно выше, чем для медицинского персонала. Все это нужно тоже учитывать при внедрении эффективного контракта.
Возникает также немало вопросов о согласованности положений Распоряжения с нормами не только трудового, но и иного законодательства, с другими нормативными актами, касающимися здравоохранения. В частности, в соответствии с Распоряжением "формирование штатной численности учреждений предполагается проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)". Никакого возражения против такого подхода нет. Однако возникает закономерный вопрос: а как же порядки оказания медицинской помощи, в которых предусматриваются рекомендуемые штатные нормативы? Необходимо обеспечить согласованность нормативной базы по целому ряду вопросов.
Еще один важный вопрос - нужно четко определиться со структурой заработной платы. Нынешняя система разделения на базовый оклад, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера имеет целый ряд недостатков.
В частности, это касается гарантированного уровня оплаты труда. Хотя законодательно им является МРОТ, это, конечно же, не означает, что при выполнении норм труда работник имеет право лишь на МРОТ. При выполнении нормы труда работник имеет право на зарплату в соответствии с принятой системой оплаты труда на уровне, установленном по результатам тарификации. Установление более тесной зависимости уровня оплаты труда (как минимум в части выплат стимулирующего характера) от результатов труда ставит вопрос о том, что должно войти в тарификацию (гарантированную часть), а что работник будет получать в виде дополнительной оплаты за достижение установленных показателей?
Другая сторона этого вопроса: что будет входить в понятие норм труда: только отработанное время (при повременных системах) или в понятие нормы труда будет входить и достижение определенного минимального уровня качественных показателей (например, объем диспансеризации, показатели заболеваемости)? Напомним, что в соответствии с трудовым законодательством невыполнение норм труда может служить основанием для снижения уровня заработной платы.
Иными словами, если выплаты стимулирующего характера будут осуществляться, например, за превышение установленного уровня диспансеризации, за снижение (относительно какого-то конкретного уровня) заболеваемости и т.д. будут эти виды выплат стимулирующего характера включаться в тарификацию или нет?
Вопрос этот крайне важный - ведь от этого зависит целый ряд других вопросов:
- Какой уровень заработной платы включается в тарифы в системе ОМС (войдут ли туда выплаты стимулирующего характера, если они не являются гарантированными)? На первый взгляд, казалось бы, ответ простой - это то, что работник должен заработать дополнительно и в тарифы эти выплаты входить не должны? Но если эти виды выплат стимулирующего характера не вошли в тарифы или размер подушевой оплаты, то откуда учреждение возьмет средства на их выплату в случае, когда работник достиг показателей, за которые производятся данные выплаты стимулирующего характера? Но если эти выплаты установлены, не выплачивать их нельзя.
- Какой уровень заработной платы должен использоваться при расчете сдельных расценок (в случае использования сдельных систем оплаты труда)?
- Какой уровень заработной платы должен использоваться при расчете нормативов на оплату труда от стоимости оказанных услуг (в системе ОМС и при оказании платных услуг)?
- Как формировать плановый размер фонда оплаты труда (с учетом или без учета тех видов выплат стимулирующего характера, которые не носят гарантированного характера)?
Все это должно быть четко регламентировано - нерешенность этих вопросов может стать предметом многочисленных судебных разбирательств.
Необходимость пересмотра структуры заработной платы связана и с другим. В соответствии с Распоряжением изменение систем стимулирования будет включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера.
Очевидно, в первую очередь это касается стажевых. Действительно, сейчас они относятся к выплатам стимулирующего характера. Но что они стимулируют? К сожалению, не результат. Раньше был определенный резон стимулировать непрерывную работу в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, но сейчас ситуация поменялась. Если государство заинтересовано в том, чтобы конкурировать на рынке труда, чтобы вернуть часть медицинских работников, ушедших в коммерческие медицинские организации, в другие сферы, то нецелесообразно платить им как потерявшим стаж (на уровне начинающих врачей и т.д.). Вообще отказаться от стажевых, очевидно, тоже не самый лучший вариант. Самым логичным является включить стажевые в оклад (ныне именуемый как базовый).
Следует учитывать и психологическую оценку медицинскими работниками принятой системы оплаты труда. Если отталкиваться от базового оклада, как сейчас, то работники его и рассматривают как уровень оплаты, обеспечиваемый государством, считая его нищенским, а все остальное, утверждают они, они сами же и заработали. Поэтому, даже получая порой весьма приличную заработную плату, нередко медицинские работники считают свою заработную плату (понимая под ней лишь базовый оклад) оскорбительной.
Как видим, использование понятия "базовый оклад" - не очень удачное решение с целого ряда позиций (совместительство оплачивается значительно ниже, чем работа на основную ставку; "вредность" оплачивается лишь по базовому окладу и т.д.). Один из вариантов - использование (как в Санкт-Петербурге) понятия "базовая единица", служащая основанием для формирования оклада.
Обращает на себя внимание то, что нормативные документы, касающиеся эффективного контракта, не ставят задачу повышения до установленного уровня заработной платы каждого конкретного работника - речь идет о региональном уровне. Поэтому заработная плата работников, занимающих одни и те же должности не только в рамках различных учреждений, но даже одного и того же учреждения, может существенно различаться.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных при введении эффективного контракта, возможно существенное сближение заработной платы младшего и среднего медицинского персонала и уменьшение обоснованной дифференциации.
Вообще в ориентации эффективного контракта лишь на выплаты стимулирующего характера (что вытекает из его определения) мы видим основные риски, связанные с внедрением эффективного контракта. Нельзя основывать эффективный контракт исключительно на выплатах стимулирующего характера. Иначе мы загоняем себя в "прокрустово ложе". Необходимо использовать все возможные потенциальные варианты внедрения стимулирующих систем оплаты труда, включая применение сдельных систем оплаты труда.
Далее. В соответствии с Указом повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики необходимо обеспечить с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Здесь хорошо прослеживается политика государства по оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, что можно только приветствовать. Однако для нашей страны всегда были характерны перегибы. Имеются риски их проявления и сейчас. Уже порой слышатся заявления региональных властей о том, что треть всех средств, необходимых для повышения заработной платы, следует обеспечить за счет реорганизации самих учреждений, сокращения численности работников. Но это явное передергивание фразы Указа Президента. В Указе Президента речь идет о том, что не менее трети от возможной экономии, полученной за счет реорганизации неэффективных учреждений, должно пойти на повышение заработной платы. Причем именно неэффективных учреждений. Поэтому во избежание подобных перегибов необходимо следующее.
Нужна серьезная работа по обоснованию целесообразности реорганизации. Прежде всего потребуется выработка четких критериев понятия "неэффективная организация". Причем с обязательным учетом экономических показателей. Как это ни парадоксально, в настоящее время таких критериев в здравоохранении на федеральном уровне нет (в большинстве случаев нет и на региональном уровне). Точнее, имеются только критерии, служащие основой для стимулирования руководителей учреждений, но не для принятия управленческих решений о смене руководителя, реорганизации учреждений и т.д.
Безусловно, в ряде случаев объединение может сократить нерациональные административно-хозяйственные расходы. Но повысится ли лишь от этого эффективность деятельности присоединенного учреждения, повысится ли качество оказываемой медицинской помощи? Насколько это будет реальным источником средств для повышения заработной платы? Не приведет ли процесс простого механического объединения двух или нескольких учреждений здравоохранения скорее к обратным результатам? На все подобные вопросы ответы должны быть получены до начала процесса реорганизации.
В Распоряжении говорится, что основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будет построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник".
В принципе идея правильная, но, к сожалению, не всегда реализуема на практике. Так, государство заинтересовано в сокращении объемов стационарной помощи. Но это не означает, что самих работников стационара нужно стимулировать за уменьшение объемов оказанной стационарной помощи. А к показателям заболеваемости нельзя привязывать заработную работу специалистов диагностических служб, работников, занимающихся профосмотрами, и т.д. - показатели выявляемости тут же резко упадут. Поэтому, придерживаясь в целом сквозного принципа, нужно стимулировать работу с учетом особенностей конкретной должности, конкретного работника.
Эксперты указывают на то, что для успешного перехода бюджетной сферы на "эффективный контракт" не решены главные проблемы: что считать результатом труда, как измерять результат, по каким параметрам и т.д. "Результат работы желательно мерить, чтобы знать, хорошо работает то или иное учреждение, тот или иной работник. Это сделать сложно, но возможно. Это сложная проблема, требующая кропотливой работы. У нас, как всегда, норовят все решить быстротекущей кампанией. Здесь кроется большая опасность, которая может привести к дискредитации идеи эффективного контракта, которая имеет смысл", - считает Павел Кудюкин*(4).
Укажем еще один серьезный риск. Нет гарантии того, что повышение заработной платы не будет происходить за счет уменьшения расходов на медикаменты, оборудование, ремонты и т.д. Уже сейчас нередко финансовые органы субъектов Российской Федерации, указывая на оборудование, приобретенное в рамках программ модернизации, и перспективы повышения заработной платы, дают понять, что сколько-нибудь значительные средства на оборудование и ремонты выделять в ближайшее время не предполагается.
Таким образом, реализация эффективного контракта предполагает решение многих проблем, некоторые из которых еще не проявились. Решения эти должны быть взвешенными и обоснованными.

Ф.Н. Кадыров,
ФГБУ "ЦНИИ организации и информатизации Минздрава РФ",
г. Москва, Россия

Группа: Юристы
Регистрация: 24.05.2010
Из: Благовещенск Амурской области
Пользователь №: 21 677

Будет ли в рамках эффективного контракта заключаться новый договор на новых условиях или будут вноситься изменения в существующий трудовой договор?

В рамках действующего трудового законодательства нет оснований при введении эффективного контракта расторгать существующие трудовые договоры с работниками и заключать новые. Поэтому речь может идти только о внесении изменений в ныне существующие трудовые договоры. С другой стороны, содержание нового трудового договора (с учетом внесенных изменений) может стать принципиально иным.

"Менеджер здравоохранения", N 5, май 2013 г.