Руководства, Инструкции, Бланки

знак опасный груз нового образца img-1

знак опасный груз нового образца

Рейтинг: 4.9/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Знаки опасности при перевозке опасных грузов - на ЖД, автомобильным транспортом, ГОСТ

Знаки опасности для грузоперевозок опасных материалов

Опасными грузами признаются все вещества и материалы, способные нанести вред здоровью человека и/или окружающей среде.

В целях обеспечения максимальной безопасности перевозок опасных материалов и веществ транспортные средства, а так же тара и контейнеры должны быть обозначены соответствующей маркировкой.

Нанесенная маркировка предупреждает об уровне опасности и используется в качестве основы для выбора мер, направленных на устранение последствий чрезвычайных происшествий.

Когда и кем утверждены

Знаки опасности, используемые для маркировки, разработаны на основании государственных и международных стандартов и введены в действие соответствующим постановлением в 1990 году.

Документ носит название «Международный стандарт. Опасные грузы. Классификация и маркировка» или ГОСТ 19433-88 .

Международные документы, на основании которых принят ГОСТ:

Все документы, и международные и действующие внутри РФ, постоянно изменяются и дополняются. Данные действия направлены на улучшение экологической обстановки в связи с появлением новых веществ и опасных материалов.

Как выглядят

Все знаки, применяемые при транспортировке опасных грузов, разделяются в зависимости от класса опасности перевозимых веществ.

В настоящее время выделено 9 основных классов опасности:

  • вещества и материалы, которые при определенных условиях могут взорваться;
  • газы в различных физических состояниях (газообразном, сжиженном, растворенном в воде или специальных составах);
  • жидкости, относящиеся к категории легковоспламеняющихся;
  • иные легковоспламеняющиеся вещества, кроме жидкостей;
  • вещества в любом состоянии, подверженные быстрому окислению;
  • материалы и грузы, относящиеся к категории ядовитых или инфекционных;
  • радиоактивные товары, материалы, вещества;
  • материалы, подверженные воздействию коррозии (едкие вещества);
  • иные вещества, которые по тем или иным признакам можно отнести к категории опасных. Сюда относятся:
    • мелкая пыль, влияющая на состояние здоровья окружающих людей;
    • литиевые батарейки;
    • любые грузы, несущие опасность для окружающей среды;
    • принудительно измененные (генетически модифицированные) живые микроорганизма;
    • вещества, материалы и товары, способные выделять токсические вещества;
    • любые товары, способные повредить водной среде или атмосфере.

В настоящее время действуют следующие знаки:

  • взрывоопасно. Знак оформляется на оранжевом фоне. Цифры и символы, обозначающие класс опасности наносятся черным цветом. Одним из предложенных знаком маркируются любые вещества, которые даже при небольшой опасности могут привести к возникновению взрыва, включая материалы, подверженные взрыву при условии повышенной пожароопасной обстановки. К этой же категории относятся пиротехнические изделия и материалы, применяемые для их изготовления;

Первые два знака указывают на вещества, которые могут взорваться при малейшем несоблюдении условий транспортировки. Третьим и четвертым знаками маркируются грузы не представляющие особой опасности, но не исключающие возможности взрыва.

  • газы. не подверженные легкому воспламенению, но относящиеся ко второму классу. Фон знака – зеленый, а обозначения наносятся черным цветом;

  • ядовитые газы. то есть представляющие особую опасность. В целях привлечения внимания к большой опасности фон знака белый;

  • жидкости. поддающиеся легкому воспламенению (черные символы на красном фоне);

  • твердые легковоспламеняемые вещества (фон знака – чередование красных и белых полос). К этой категории относятся все вещества, которые в результате трения, внутренней реакции или взаимодействия с иными материалами могут привести к пожару;

  • грузы, при перевозке которых требуется исключить соприкосновение с водой (фон знака соответственно синий);

  • вещества, подверженные при определенных условиях окислению и органические пероксиды, выделяющие дополнительный кислород;

  • токсичный яд. Вещества, обозначенные этим знаком, должны перевозится с особой осторожностью;

Не использование знаков опасности при упаковке и транспортировке опасных грузов карается наложением административного штрафа на водителя транспортного средства, лица, ответственного за перевозку и транспортную компанию, непосредственно оформившую и осуществляющую доставку.

Кроме этого водители автотранспортных средств могут быть лишены водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Какой должна быть окраска цистерн для перевозки опасных грузов, смотрите на странице .

Стоимость обучения по ДОПОГ на перевозку опасных грузов показана в таблице .

Видео: Маркировка транспортных средств с опасными грузами

Другие статьи

Требования знака Опасный груз - Товары для перевозок и перевозчиков

Знаки опасные грузы новые стандарты

Постановлением правительства РФ №272 от 15 апреля 2011г. с 25 апреля 2012г. опасные грузы автотранспортом в России можно перевозить только в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Транспортные средства (ТС), перевозящие опасные грузы, должны иметь две информационные таблицы опасного груза (рис.1).

Одна из этих таблиц должна крепиться спереди, а другая — сзади ТС. На автоцистернах, транспортных средствах-батареях или транспортных единицах с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, должны дополнительно устанавливаться на боковых сторонах каждой цистерны, каждого отсека цистерны или каждого элемента транспортных средств-батарей. Таблички оранжевого цвета (рис.1) опасного груза могут не устанавливаться на боковых поверхностях ТС если:

1. в ТС перевозится только один опасный груз;

2. в автоцистерне или транспортной единице с одной или несколькими цистернами перевозятся вещества с № ООН 1202, 1203 или 1223 или авиационное топливо, отнесенное к № ООН 1268 или 1863, но не перевозится никакое другое опасное вещество.

Выделяются 2 вида табличек оранжевого цвета:

- табличка с надписью (рис.1) - применяется для маркировки автомобилей, перевозящих опасные грузы, для которых указан №ООН и КЭМ.

- табличка без надписей (рис.2а, рис.2б) - применяется для маркировки автомобилей, перевозящих опасные грузы независимо от способа их перевозки.

Технические требования к информационным таблицам опасного груза

Таблички оранжевого цвета опасного груза должны быть светоотражающими 400 х 300 мм (рис.1); они должны иметь черную окантовку шириной 15 мм. Таблички могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм. Номер ООН должен указываться в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности (КЭМ) - в верхней. КЭМ и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линий 15 мм. Если размеры и конструкция транспортного средства таковы, что имеющаяся площадь поверхности не позволяет прикрепить эти таблички оранжевого цвета, то табличка может быть уменьшена до 300 х 120 мм, а ширина черной окантовки — до 10 мм (рис.3).

Технические требования к знакам опасности

Знаки опасности (ромбы) размещаются на:

- обеих боковых сторонах и сзади ТС

- обеих боковых сторонах и к каждой торцевой стороне контейнера, многоэлементного газового контейнера, контейнера-цистерны или переносной цистерны. Когда контейнер-цистерна или переносная цистерна имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на обеих торцевых сторонах.

Знаки опасности должны:

- иметь размеры не менее 250 х 250 мм (рис.4), соответствовать знаку опасности, требуемому для данного опасного груза;

- на цистернах вместимостью не более 3 м3, малых контейнерах, могут использоваться знаки опасности размером 100 х 100 мм (рис.5).

В случае классов 1 и 7, если размеры и конструкция транспортного средства таковы, что имеющаяся поверхность не позволяет прикрепить предписанные знаки опасности, их размеры могут быть уменьшены до 100 х 100 мм.

КЛАССЫ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИЗДЕЛИЯ

подкласс 1.1 подкласс 1.4

подкласс 1.5 подкласс 1.6

Знаки - Опасный груз

Знаки на опасные грузы должны быть формы квадрата, повернутого под углом 45° (в форме ромба), с минимальными размерами 100 х 100 мм. Знаки опасности опасных грузов должны иметь линию, проведенную с внутренней стороны параллельно кромке на расстоянии 5 мм от нее. В верхней половине знака эта линияодинакового с символом вцета, а в нижней половине знака она соответсвовать цвету цифры, указанной в нижнем углу.

Знаки должны располагаться на контрастном фоне или обводиться пунктирным или сплошным внешним контуром. В зависимости от размеров упаковки размеры знаков могут быть уменьшены но должны быть четко видимыми. Знаки опасности, которые не имеют отношения к перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть удалены или закрыты.

- размещены на одной и той же поверхности упаковки, если размеры упаковки это позволяют ;

- размещены рядом с надлежащим отгрузочным наименованием на упаковке с грузами классов 1 и 7 ;

- размещены на упаковке так, чтобы никакая часть или компонент тары и никакой другой знак маркировки не закрывали и не загораживали их;

- размещены рядом друг с другом, если требуется более одного знак

В том случаи, если упаковка неправильной формы или меньших размеров, то знак обозначения опасных грузов может быть нанесен на упаковку иным подходящим способом.

Все символы, текст и цифры должны быть отчетливо видны и нестираемы, черного цвета на всех знаках опасный груз нового образца, кроме:

- знаков для класса 8, где текст (если таковой имеется) и номер класса должны быть белого цвета;

- знаков с полностью зеленым, красным или синим фоном, где они могут быть белого цвета;

- знаков на опасные грузы для класса 5.2, где символ может быть белого цвета;

- знаков для перевозки опасных грузов образца № 2.1 на баллонах и газовых баллончиках для газов под № ООН 1011, 1075, 1965 и 1978, где они могут быть размещены непосредственно на самом сосуде, если цвет его поверхности обеспечивает достаточно контрастный фон.

Знаки маркировки Опасный груз должны быть изготовлены и размещены в соответствии с требованиями ДОПОГ. На нашем сайте Вы можете купить знаки производства Компании "МОСПРОМЗНАК". которые произведены с учетом всех требовани ДОПОГ.

DELLA - Знаки и маркировка опасных грузов

Знаки и маркировка опасных грузов Знаки опасности

Знаки опасности, наносятся на опасные грузы, упаковки и другие средства удержания с опасными грузами, а также в некоторых случаях на транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

Система знаков опасности основана на классификации опасных грузов и разработана в следующих целях:
— сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по общему виду имеющихся на них знаков опасности (символ, цвет и форма);
— обеспечить посредством цветности знаков опасности первое полезное указание в отношении погрузочно-разгрузочных операций, укладки грузов и их разделения.

Изображения знаков опасности

Прочие опасные вещества и изделия

Маркировка опасных грузов

Маркируя транспортные средства, контейнеры, и цистерны знаками опасности, знаки размещаются на:
— обеих боковых сторонах и к каждой торцевой стороне контейнера, многоэлементного газового контейнера, контейнера-цистерны или переносной цистерны. Когда контейнер-цистерна или переносная цистерна имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на обеих торцевых сторонах.
— обеих боковых сторонах и сзади автоцистерн, транспортных средств со съемными цистернами, транспортных средств батарей и транспортных средств, перевозящих опасные грузы навалом (насыпью). Когда автоцистерна или съемная цистерна, перевозимая на транспортном средстве, имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на задней стороне транспортного средства. Однако в том случае, если для всех отсеков требуются одни и те же знаки опасности, эти знаки опасности должны быть размещены по одному на каждой боковой стороне и на задней стороне транспортного средства. Если для одного и того же отсека требуется более одного информационного табло, эти информационные табло должны быть размещены рядом друг с другом.

Знаки опасности, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть удалены или закрыты.

В ДОПОГ/ADR для маркировки транспортных средств при перевозке опасных грузов применяется понятие «таблички оранжевого цвета».

Транспортные единицы, перевозящие опасные грузы, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости информационные таблицы опасного груза. Одна информационная таблица опасного груза должна крепиться спереди, а другая — сзади транспортной единицы, причем обе — перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Эти информационные таблицы опасного груза должны быть хорошо видны.

На автоцистернах, транспортных средствах-батареях или транспортных единицах с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, должны дополнительно устанавливаться на боковых сторонах каждой цистерны, каждого отсека цистерны или каждого элемента транспортных средств-батарей расположенные параллельно продольной оси транспортного средства информационные таблицы опасного груза. На этих информационных таблицах опасного груза должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для каждого из веществ, перевозимых в цистерне, в отсеке цистерны или в элементе транспортного средства-батареи. Эти информационные таблицы опасного груза должны быть хорошо видны.

На боковых поверхностях транспортных средств и контейнеров в которых перевозятся опасные грузы навалом (насыпью) должны дополнительно устанавливаться расположенные параллельно продольной оси транспортного средства информационные таблицы опасного груза. На этих информационных таблицах опасного груза должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для каждого из опасных веществ, перевозимых навалом/насыпью в транспортной единице или в контейнере. Эти информационные таблицы опасного груза должны быть хорошо видны.

Опасный груз - что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

Опасный груз — что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки

В последнее время практически в любых сферах экономики используются разнообразные синтетические вещества, и в особенности это часто встречается в сфере производства. В связи с этим значительно участились автомобильные перевозки опасных грузов, ведь это один из самых удобных вариантов транспортировки этих веществ.

Что это такое?

В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам.

Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.

В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке.

В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.

Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.

Классы

В зависимости от типа опасности, а также различных биологических, химических и физических свойств опасный груз может принадлежать к одному из девяти классов, в которые входят:

  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • газы;
  • вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы в случае прямого контакта с водой;
  • взрывчатые изделия и вещества;
  • вещества, имеющие способность к самовозгоранию;
  • вещества с повышенной токсичностью;
  • десенсибилизированные вещества, имеющие повышенную взрывоопасность;
  • органические пероксиды;
  • инфекционные вещества;
  • окисляющие вещества;
  • коррозионные;
  • радиоактивные материалы;
  • другие опасные изделия и вещества.

Каждый опасный груз из вышеназванных относится к определенному классу или подклассу, при этом стоит отметить, что порядковый номер класса не имеет никакого отношения к степени опасности. Классы опасности устанавливаются действующим законодательством и обязательно должны указываться в сопроводительной документации.

Если же определенный опасный груз относится более чем к одному типу, в ссылках самый значительный отмечается как «основная опасность», в то время как все остальные указываются с пометкой «дополнительная опасность».

Знаки

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, на упаковку устанавливается определенный знак. Опасный груз маркируется по специальной системе, основанной на указанной выше классификации и разработанной для:

  • легкого распознания опасных грузов на расстоянии за счет общего вида имеющихся знаков опасности (по цвету, форме и символу);
  • обеспечения первого полезного указания в процессе проведения погрузки и разгрузки.
Классификационный код

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.

Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.

При этом классификация опасных грузов не предусматривает соответствующий код для седьмого класса.

Идентификация

Все такие грузы обязательно должны иметь надлежащие наименования и определенные номера ООН. Помимо этого, наименования и номера присваиваются некоторым опасным изделиям и вещества в соответствии с системой классификации ООН.

Так как в преимущественном большинстве случаев требования применяются к определенной позиции перечня, перед тем, как начать перевозить опасный груз, его нужно в обязательном порядке идентифицировать. Вследствие такой идентификации легко определяются следующие элементы информации:

  • номер ООН;
  • соответствующее отгрузочное наименования;
  • классификация опасных грузов, а также возможные виды дополнительной опасности;
  • группа упаковки;
  • номера образцов знаков;
  • определенный классификационный код.

После того как определяются все указанные выше элементы информации, перед тем, как будет осуществляться перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, нужно отметить соответствующие требования.

Идентификация по номеру ООН

Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций.

Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.

Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:

  • идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;
  • идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.
Идентификация по наименованию

Если по определенному грузу не известен номер ООН, то в таком случае правила перевозки опасных грузов предусматривают идентификацию по наименованию, которая проводится в соответствии с таблицей В: «Алфавитный указатель изделий и веществ ДОПОГ».

В процессе такой идентификации важно учитывать, что в большинстве случаев у химических веществ есть несколько названий:

  • основное, которое может быть техническими или биологическим;
  • различные синонимы;
  • коммерческое наименование.

К примеру, у углерода диоксида есть несколько синонимов, таких как углекислота или углекислый газ. Для того чтобы избежать проблем, которые связаны с применением разными субъектами перевозки, а также всевозможными компетентными органами разных наименований одного груза, в процессе перевозки используется соответствующее транспортное наименование. Правила перевозки опасных грузов предусматривают определение надлежащего отгрузочного наименования в соответствии с требованиями, установленными в разделе 3.1.2.

Учет группы упаковки

Нередко случается так, что для разных опасных грузов, которые относятся к определенному номеру ООН и при этом имеют одинаковое наименование, могут использоваться разные требования, если проводится перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Это происходит по той причине, что подобные грузы могут иметь разную степень опасности. К примеру, масляные, а также нитро и некоторые другие краски относятся к номеру «ООН 1263 КРАСКА», но требования к транспортировке масляных и нитрокрасок будут совершенно разными.

Если перевозка опасных грузов ведется по отношению к веществам или изделиям, которые могут относиться к определенному номеру ООН, для которого в перечне предусматривается несколько позиций с абсолютно одинаковым наименованием, то в процессе идентификации нужно будет учитывать группу упаковки, указанную в столбце 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Критерии для определения той или иной группы упаковки приводятся в этой же главе.

Учет классификационного кода

На практике нередко встречаются такие ситуации, когда правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязательный учет номера образцов знаков в процессе определения условий транспортировки.

Таким образом, любые типы аэрозолей относятся к номеру «ООН 1950 АЭРОЗОЛИ», а потом уже в зависимости от уникальных свойств разделяются на 12 других групп, для каждой из которых предусмотрены уже свои требования к автомобильной транспортировке. В данной ситуации в процессе того, как будут определяться правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, должны учитываться номера образцов знаков опасности, а также их индивидуальный классификационный код. Сам же код должен учитываться в обязательном порядке при транспортировке следующих типов грузов:

  • взрывчатые изделия и вещества первого класса;
  • изделия с содержанием газов;
  • химические вещества, которые могут транспортироваться в жидком или твердом состоянии.

Соответствующие номера образцов знаков опасности определяются в пятой колонке Перечня опасных грузов, а значения и описания отдельных номеров приводятся в подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ.

Основные требования

Перед транспортировкой на упаковки или контейнеры наносится соответствующая маркировка, причем это является непосредственной обязанностью отправителя. Маркировка должна выполняться в полном соответствии со стандартами, и при этом быть разборчивой и долговечной, чтобы при необходимости по ней можно было определить, какие опасные грузы перевозятся этим транспортным средством. Отдельное внимание следует уделить тому, что маркировка грузов 1, 2 и 7 классов опасности предусматривает обязательное указание отгрузочного наименования.

На данный момент предусмотрена целая система того, каким образом осуществляется информирование об опасности тех или иных грузов, которая включает в себя:

  • аварийную карточку, которую изготовитель груза должен заполнять в соответствии с унифицированным образцом, включающая в себя перечисление всех нужных мероприятий, направленных на ликвидацию возможных последствий в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия;
  • специальные информационные таблички, закрепляющиеся в задней и передней части передвижного состава;
  • информационную карту, в которой присутствует расшифровка различных кодов мер, указанных в информационной табличке (карта должна находиться в тех органах, которые отвечают за ликвидацию аварийных последствий).
Требования к транспорту

Также и автомобили, которыми проводится транспортировка, должны в обязательном порядке соответствовать целому ряду требований. В частности, это касается обязательного наличия хотя бы одного противооткатного упора, который будет соответствовать габаритам и массе транспортного средства. Также автомобиль должен иметь как минимум два предупреждающих знака с подсветкой и независимой опорой, а помимо этого, у экипажа должна быть специальная форма яркого цвета и карманные фонари.

Особые требования предъявляются к тому, в каком техническом состоянии должен находиться автомобиль. В частности, у него должна быть износоустойчивая тормозная система с аварийным аналогом, а если речь идет о транспортном средстве с массой более 16 тонн, то здесь уже обязательно предусматривается использование антиблокировочной системы тормозов. Немаловажной является также защита всех присутствующих электрических цепей специальными ограничителями, предохранителями и выключателями, а помимо этого, особенное внимание уделяется оборудованию ТС специальным приспособлением, позволяющим прямо из кабины водителя отключать аккумуляторную батарею.

Автопоезд, который перевозит опасные грузы, в свою очередь, может включать в себя только один прицеп. Если же транспортировка опасных грузов осуществляется цистернами, то в таком случае транспортное средство в обязательном порядке должно оборудоваться специализированным бампером, обеспечивающим предохранение от удара. Минимально допустимое расстояние от крайней точки цистерны для закрепления бампера на автопоезд составляет 10 см.

Все эти правила обязательно нужно учитывать в процессе транспортировки, так как в противном случае можно понести административную или более серьезную ответственность.

Поделиться в соц. сетях

Знаки опасности при перевозки опасных грузов

Какие знаки требуются при перевозке опасных грузов?

Автотранспортные перевозки сегодня очень популярны по целому ряду причин:

  • относительная дешевизна по сравнению с авиационным или морским транспортом;
  • груз можно доставить практически под дверь заказчику;
  • высокая скорость перевозок.

Часто автотранспорт применяют для перевозки опасных грузов.

При этом необходимо соблюдать определенные правила, четко прописанные в ПДД:

  • грузовой автомобиль должен быть оснащен оранжевыми или желтыми маячками;
  • скорость движения должна быть не более 60-70 км/час в зависимости от класса магистрали и установленных дорожных знаков;
  • необходимо сопровождение, если перевозятся грузы представляющие серьезную опасность для экологии и здоровья людей;
  • у водителя должны быть подготовлены сопроводительные документы на груз и все разрешения;
  • само транспортное средство должно быть в полностью исправном состоянии и соответствовать требованиям и нормам как ЕС, так и РФ.
Опасные грузы — знаки опасности

Если вы перевозите опасные грузы, знаки опасности должны быть установлены обязательно. Согласно ПДД знаки опасности закрепляют в передней и задней части грузового автомобиля. При этом также должны быть знаки ограничения скорости.

Если речь идет о контейнерных перевозках или о транспортировке газообразных или жидких химических веществ в цистернах, то знак «Опасный груз» должен находиться также по бокам цистерны или контейнера.

Какие же есть знаки для перевозки опасных грузов?

Форма и изображение на знака зависят от класса опасности самого груза.

Так, если речь идет о взрывчатых веществах, то используются оранжевые ромбы с указанием класса взрывоопасности.

Класс 1

Наиболее опасными считаются грузы класса 1.1. Соответственно на оранжевой ромбовидной табличке написана внизу цифра 1.1, а в верхней части имеется схематическое изображение взрыва.

Изделия класса 1.4-1.6 также относятся к опасным, однако риск взрыва незначительный, поэтому мы видим просто номер классификации на таблице.

Класс 2

Ко второму классу относятся газы, которые делятся на следующие виды:

  • легковоспламеняющиеся — красная ромбовидная табличка со взрывом и цифрой 2 в нижнем углу;
  • невоспламеняющиеся и нетоксичные — зеленая табличка с изображением баллона;
  • токсичные — белая таблица с изображением черепа и надписью Toxic Gas.
Класс 3

Класс 3 — жидкости, подверженные воспламенению. Они делятся на категории 3.1-3.3. Первым требуется низкая температура для детонации или возгорания, последние же загораются при температурах свыше 60 градусов.

Знаком опасности в данном случае будет красная ромбовидная табличка с надписью Flammable Liquid и указанием класса.

Класс 4

К четвертому классу относят различные материалы, которые также могут легко гореть, но не взрываться. Их тоже делят на подклассы:

  • 4.1 — легко воспламеняются от посторонних источников (искры, высоких температур, механических воздействий) — помечаются ромбовидной табличкой с изображением огня, с вертикальными красными и белыми полосами, и с надписью Flammable Solid;
  • 4.2 — вещества, которые могут гореть самопроизвольно от перегрева — красно-белый знак с изображением пламени;
  • 4.3 — вещества, которые возгораются при контакте с жидкостями и выделяют ядовитые газы — синяя табличка.
Класс 5

К пятому классу опасных веществ относятся окислители, которые могут гореть, выделяя при этом кислород (пожароопасный газ) или токсичные вещества — желтый ромбовидный знак с надписями Oxidizer или Organic Peroxide. В качестве рисунка мы видим пламя над окружностью.

Класс 6

Шестой класс — токсичные, ядовитые или инфекционные материалы. Их помечают белым ромбом с черепом и костями. Если же груз представляет бактериологическую опасность, то в ромбе находятся три скрещенных полумесяца.

Класс 7

Радиоактивные вещества относят к 7 классу опасности. Такой транспорт помечают ромбами с характерным изображением трилистника. Также имеется надпись RADIOACTIVE и указание класса опасности римскими цифрами — І, ІІ или ІІІ.

Другие знаки для обозначения опасных грузов

Кроме перечисленных выше знаков можно увидеть и другие их виды.

  • оранжевая таблица 400х300 мм, разделенная пополам горизонтальной линией. В нижней части указан международный номер UN опасности — 1263 или 2074 и т.д. В верхней — номер опасности по отечественному каталогу КЭМ.

Такие знаки цепляются спереди и сзади транспортного средства вместе с ромбовидными таблицами, длина стороны которых не должна быть меньше 250 мм. На малых цистернах и контейнерах, объемом менее трех куб. метров, допускаются знаки с длиной стороны 10 сантиметров.

Также можно применять для дополнительной информации такие знаки:

  • материалы, которые перевозятся при высоких температурах — схематическое изображение термометра в красном треугольнике;
  • вещество опасное для экологии — мертвая рыба на фоне дерева;
  • вещество в ограниченном количестве, не полностью заполненная емкость — белый ромб с закрашенными в черный цвет верхним и нижним углами.

Видя на дороге транспортные средства с этими знаками, а также проблесковыми маячками, вы не обязаны предоставлять им приоритет, однако старайтесь придерживаться ПДД во избежание серьезных последствий.

Наглядное пособие для перевозчиков ОГ автомобильным транспортом

Согласно Пункту 3 «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011г. №272) при осуществлении перевозок опасных грузов в качестве предоставления услуг соблюдение требований А и В Приложений к ДОПОГ-соглашению с 25 апреля 2012 года становится обязательным.

Целью настоящего краткого пособия является наглядное изложение основных принципов Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, а также указание на основные принципиальные различия между вышеупомянутым соглашением и Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Приказ Минтранса от 8 августа 1995г №73).

Именно данные различия следует учитывать российскому перевозчику при переходе от перевозок согласно требованиям ППОГАТ на перевозки согласно требованиям ДОПОГ.

1. БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.

Основным органом, регулирующим перевозки опасных грузов, является Комитет экспертов ООН. Именно он предлагает свои рекомендации для обеспечения безопасности перевозок, а также присваивает номера ООН новым химическим веществам (в мире в течение года появляется более 500 000 новых химических соединений, многие из которых находят применение в промышленности и являются опасными грузами).

Комитет экспертов вносит свои рекомендации в так называемые Типовые правила перевозки опасных грузов, которые редактируются каждые два года (в настоящее время действует 17 редакция) и которые в свою очередь являются основой для шести базисных конвенций:

При Европейской Экономической Комиссии существует Рабочая группа (ADR/ADN/RIDJointMeeting ), которая предлагает необходимые изменения в четыре соответствующие конвенции. Конечный текст ДОПОГ принимается на заседаниях международной рабочей группы WP15.

Следует учитывать, что в случае перевозки продукта, которому Комитет экспертов ООН присвоил номер ООН его нельзя воспринимать как неопасный. В этом принципиальное различие философии Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и философии ДОПОГ. Если грузу присвоен номер ООН, он всегда является опасным продуктом.

Тем не менее, отдельные перевозки некоторых опасных грузов при соблюдении определенных условий не подпадают под действие ДОПОГ. Следовательно, при автодорожной перевозке вышеупомянутых опасных продуктов можно не соблюдать требования ДОПОГ в отношении маркировки, качества упаковки и документации. Все эти изъятия перечислены в разделах 1.1.3.1, 1.1.3.2, 1.1.3.3 и 1.1.3.5 ДОПОГ, а также в Статье 1а) самой конвенции.

Требования ДОПОГ не распространяются на перевозки:

  • транспортными средствами с максимальной скоростью не более 40км/час,
  • транспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам,
  • опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления,
  • когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости и перевозятся в многоразовых емкостях вместимостью не более 60 литров общим объемом не более 240 литров на одну транспортную единицу,
  • к перевозке машин или механизмов, не указанных в ДОПОГ и содержащих опасные грузы в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании,
  • опасных грузов, которые появляются как неизбежный побочный продукт основной деятельности предприятия,
  • к перевозкам, осуществляемым компетентными органами для проведения аварийно- спасательных работ,
  • осуществляемых с целью спасения людей или защиты окружающей среды,
  • к перевозкам неочищенных порожних стационарных складских резервуаров и цистерн, в которых содержались газы класса 2, группы А, О или F, вещества класса 3 или класса 9, относящиеся к группам упаковки II или III, или пестициды класса 6.1, относящиеся к группам упаковки II или III,
  • газов, содержащихся в топливных баках транспортного средства,
  • газов, содержащихся в топливных баках перевозимых транспортных средств,
  • газов, относящихся к группам А и О (согласно подразделу 2.2.2.1), если давление газа в сосуде или цистерне при температуре 20 0 С не превышает 200 кПа (2 бар),
  • газов, содержащихся в оборудовании, используемом для эксплуатации транспортного средства (например, в огнетушителях),
  • газов, содержащихся в специальном оборудовании транспортных средств,
  • газов, содержащихся в пищевых продуктах,
  • газов в футбольных мячах и электрических лампочках,
  • топлива в баках транспортной единицы (тягач + прицеп/полуприцеп), если его количество не превышает 1500 литров (в этом случае разрешено перевозить еще и 60 литров топлива в канистре дополнительно),
  • топлива, содержащегося в топливных баках транспортных средств или других перевозочных средств (таких, как катера), которые перевозятся в качестве груза,
  • порожнюю неочищенную тару (включая КСГМГ и крупногабаритную тару), содержавшую вещества классов 2, 3, 4.1, 5.1, 6.1, 8 и 9.

Также следует учитывать, что некоторые опасные продукты исключены из Перечня (3.2.1 ДОПОГ) напрямую, к примеру: UN1327, сено.

3.1.ИЗЪЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОЛИЧЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ В ОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЕДИНИЦЕ (предельное количество)

В случае перевозки опасных грузов в количествах на одной транспортной единице, не превышающих количеств, указанных в таблице 1.1.3.6.3 ДОПОГ для каждой транспортной категории1 перевозку разрешено осуществлять в облегченном (льготном) режиме, когда

  • размещения информационных табло и маркировки транспортных средств;
  • письменных инструкций;
  • допущения (сертификата) транспортного средства;
  • допущения водителя к перевозке;
  • дополнительного оборудования транспортного средства;
  • специальной конструкции транспортных средств,
  • наличию необходимой информации в транспортном документе (Глава 5.4 ДОПОГ) ;
  • маркировке тары знаками опасности, номером ООН и кодом утверждения типа тары;
  • креплению и укладке опасного груза, согласно требованиям раздела 7.5.7 ДОПОГ ;
  • наличию в транспортном средстве огнетушителя в 2 кг порошка.

При определении предельного количества на одну транспортную единицу, согласно таблице

1.1.3.6.3 ДОПОГ, следует руководствоваться следующими единицами измерений:

  • для изделий – массу брутто в килограммах (для изделий класса 1 – массу нетто взрывчатого вещества в килограммах; для опасных грузов в механизмах и оборудовании,– общее количество содержащихся в них опасных грузов в килограммах или литрах в зависимости от конкретного случая);
  • для твердых веществ, сжиженных газов, охлажденных сжиженных газов и растворенных газов – массу нетто в килограммах;
  • для жидкостей и сжатых газов – номинальную вместимость сосудов в литрах.

Пункт 1.2 ППОГАТ гласит: «Действия Правил не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза. Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) ».

Определение «ограниченного количества» дано в разделе 3.2.1 ДОПОГ в пояснении к колонке 7а: « Ограниченные количества - В этой колонке указано максимальное количество на внутреннюю тару или изделие для перевозки опасных грузов в качестве ограниченных количеств в соответствии с главой 3.4 ».

То есть, все перечисленные изъятия и облегчения ДОПОГ при внутрироссийских перевозках согласно ППОГАТ до недавнего времени были незаконными. На стандартный вопрос: «Сколько я могу перевозить UN1202, ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ, 3, г.у.III, сотрудники ГИБДД давали совершенно нелегитимное разъяснение, что не более тысячи литров на транспортное средство, тем самым путая разделы 1.1.3.6 и 3.4 ДОПОГ. Названному грузу действительно назначена 3 транспортная категория, которая позволяет использовать облегченный режим перевозки, изложенный выше.

В действительности, ограниченное количество для UN1202, ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ, 3, г.у.III составляет 5 литров на внутреннюю тару. То есть при фасовке вышеупомянутого груза по пять литров во внутреннюю тару и при соблюдении положений раздела 3.4 ДОПОГ, то есть:

  • общих требований к таре (герметичность, прочность, соответствие материала тары перевозимому веществу),
  • маркировки упаковок,
  • не превышения общей массы нетто упаковки (30кг),
  • маркировки транспортных единиц, перевозящих опасные грузы в ограниченных количествах максимальной массой свыше 12 тонн (причем, если общая масса брутто самого груза менее 8 тонн, маркировка транспортного средства необязательна),

общая масса опасного груза может быть любая и единственное, что ограничивает вес груза при подобных перевозках, это грузоподъемность транспортного средства и национальное законодательство в отношении ограничений полной массы и нагрузок на оси. При этом все прочие положения ДОПОГ в отношении такой перевозки не действуют.

В случае маркировки тары знаком, приведенным ниже, а также соблюдения общих требований к упаковке разрешено перевозить не более 1000 упаковок в одном транспортном средстве без соблюдений требований ДОПОГ.

Некоторые специальные положения главы 3.3 частично или полностью освобождают перевозку отдельных опасных грузов от действия требований ДОПОГ. Это изъятие применяется в том случае, если в колонке 6 таблицы А главы 3.2, в графе для соответствующего опасного груза, имеется ссылка на специальное положение.

Примером могут служить UN2794, БАТАРЕИ ЖИДКОСТНЫЕ, КИСЛОТНЫЕ,8, для которых в колонке 6 указано специальное положение 598 :

Требования ДОПОГ не распространяются на:

– они закреплены способом, препятствующим их скольжению, падению или повреждению;

– они снабжены захватными приспособлениями, за исключением случаев, когда они надлежащим образом штабелированы, например на поддонах;

– на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей иликислот;

– они защищены от короткого замыкания.

– их корпуса не повреждены;

– они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, например путем штабелирования на поддонах;

– на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;

– они защищены от короткого замыкания.

Помимо документов, предписываемых другими правилами, на транспортной единице должны находиться следующие документы:

  • транспортные документы, предписанные в разделе на все перевозимые опасные грузы и, при необходимости, свидетельство о загрузке большого контейнера или транспортного средства,
  • письменные инструкции,
  • удостоверение личности каждого члена экипажа транспортного средства с фотографией в соответствии с подразделом.

На транспортной единице должны также находиться следующие документы, если положения ДОПОГ требуют их составления:

  • свидетельство о допущении к перевозке на каждую транспортную единицу или ее элемент,
  • свидетельство о подготовке водителя,
  • копия утверждения, выданного компетентным органом, когда это требуется.

Документы на груз должны содержать следующую информацию по каждому опасному грузу(5.4.1 ДОПОГ):

  • номер ООН, которому предшествуют буквы "UN",
  • надлежащее отгрузочное наименование. дополненное, при необходимости техническим названием, заключенным в скобки;
  • для веществ и изделий класса 1: классификационный код. Если на упаковках грузов 1 класса наличествуют знаки опасности, не являющиеся знаками опасности №№ 1, 1.4, 1.5 и 1.6, то эти номер образцов знаков опасности должны указываться после классификационного кода в скобках.
  • для радиоактивных материалов класса 7: номер класса "7",
  • для веществ и изделий других классов: номера образцов знаков опасности. Если указано несколько номеров образцов, то номера образцов, которые следуют за первым номером, должны быть заключены в скобки,
  • если она назначена, группа упаковки вещества. которой могут предшествовать буквы "ГУ"
  • количество и описание упаковок, когда применимо,
  • общее количество каждого опасного груза, имеющего отдельный номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование или группу упаковки, если таковая назначена (объем или масса брутто или масса нетто, в зависимости от конкретного случая),
  • название и адрес грузоотправителя,
  • название и адрес грузополучателя(ей). С согласия компетентных органов стран, затрагиваемых перевозкой, в тех случаях, когда опасные грузы перевозятся с целью доставки многочисленным грузополучателям, которые не могут быть идентифицированы в начале перевозки, вместо этого может быть сделана запись "Продажа с доставкой",
  • декларация, требующаяся в соответствии с положениями любого специального соглашения;
  • если он назначен, код ограничения проезда через туннели, прописными буквами в скобках.

Код ограничения проезда через туннели необязательно указывать в транспортном документе, если заранее известно, что перевозка не будет осуществляться через какой- либо туннель, для которого установлены ограничения в отношении перевозки опасных грузов.

Согласно требованиям ДОПОГ, водители, перевозящие опасные грузы в упаковках должны пройти базисный курс подготовки. Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съемных цистернах вместимостью более 1, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки.

По окончании курсов и успешной сдачи экзаменов водителю выдается свидетельство об окончании курсов. С 1 июля 2011 года свидетельство может выдавать только компетентный орган.

В Российской Федерации данным компетентным органом является Минтранс и подведомственные ему организации. Выдача свидетельств об окончании обучения обучающими организациями не допускается. Свидетельство выдается на 5 лет. С 1 января 2013 года свидетельства должны изготавливаться из белого пластика и соответствовать приведенному ниже образцу:

В отличие от требований ППОГАТ, согласно ДОПОГ письменные инструкции единообразны, применимы для всех опасных грузов, при любых перевозках (в упаковках, цистернами и т.п.) и должны в точности соответствовать образцу приведенному ниже. Принцип применения письменных инструкций следующий: водитель перед рейсом обязан ознакомиться со знаками опасности на упаковках, а затем внимательно изучить только те разделы письменных инструкций, в которых присутствуют соответствующие знаки опасности.

Письменные инструкции должны быть выполнены в цвете и находится в легкодоступном для водителя месте. Рекомендуется для большей долговечности инструкции ламинировать. Письменные инструкции должны быть только на языке, понятном водителю.

Письменные инструкции в соответствии с ДОПОГ

Меры, принимаемые, в случае аварии или чрезвычайной ситуации

В случае аварии или чрезвычайной ситуации, которые могут иметь место или возникнуть во время перевозки, члены экипажа транспортного средства должны принять следующие допустимые с точки зрения безопасности и практической возможности меры:

- включить тормозную систему, выключить двигатель и отключить аккумуляторную батарею, приведя в действие главный переключатель, когда это применимо;

- держаться в удалении от источников возгорания, в частности не курить и не включать какое-либо электрооборудование;

- информировать соответствующие аварийные службы, сообщив им как можно более подробную информацию об инциденте или аварии и соответствующих веществах;

- надеть аварийный жилет и установить соответствующие предупреждающие знаки с соб­ственной опорой;

- поместить транспортные документы в место, легкодоступное для прибывших сотрудников аварийных служб;

- не наступать на разлившиеся/просыпавшиеся вещества и не вступать в контакт с ними, а также, оставаясь с наветренной стороны, не вдыхать газы, дым, пыль и пары;

- в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать огнетушители для тушения небольших первоначальных очагов возгорания на шинах, в тормозной системе и моторном отсеке;

- члены экипажа транспортного средства не должны принимать никаких мер в случае пожара в грузовых отделениях;

- в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать имеющееся на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду или канализа­ционную систему и для локализации пролившихся/просыпавшихся веществ;

- удалиться от места аварии или чрезвычайной ситуации, рекомендовать другим лицам также удалиться от этого места и следовать инструкциям сотрудников аварийных служб;

- снять всю загрязненную одежду и использованное загрязненное защитное снаряжение и удалить их безопасным образом.

Дополнительные указания для членов экипажа транспортного средства в отношении характеристик опасных свойств опасных грузов в разбивке по классам и мер, принимаемых с учетом существующих обстоятельств.

Дополнительные указания для членов экипажа транспортного средства в отношении характеристик опасных свойств опасных грузов в разбивке по классам и мер, принимаемы»» с учетом существующих обстоятельств

Дополнительные указания для членов экипажа транспортного средства в отношении характеристик опасных свойств опасных грузов, на которые указывают маркировочные знаки, и мер, принимаемых с учетом существующих обстоятельств.

Маркировочный знак или предупреждающий знак

Избегать контакта с нагретыми частями транспортной единицы и просыпавшимся <раз­лившимся) веществом.

Средство индивидуальной и общей защиты, предназначенные для принятия мер общего характера и чрезвычайных мер с учетом конкретного вида опасности, перевозимые на транспортном средстве в соответствии с разделом 8.1.5 ДОПОГ

На транспортной единице должно перевозиться следующее снаряжение:

- для каждого транспортного средства - противооткатный башмак, размер которого должен соответствовать максимальной массе транспортного средства и диаметру колес;

- два предупреждающих знака с собственной опорой;

- жидкость для промывания глаз; а

- для каждого члена экипажа транспортного средства:

- варийный жилет (например, жилет, описанный в стандарте EN 471);

- переносной осветительный прибор;

- пара защитных перчаток;

- средство защиты глаз (например, защитные очки).

Дополнительное снаряжение, требуемое для некоторых классов:

- маска для аварийного покидания транспортного средства b для каждого члена экипажа транспортного средства, которая должна перевозиться на транспортном средстве в случае знаков опасности № 23 или № 6.1;

a: He требуется в случае знаков опасности №1.1.4.1.5.1.6,2.1,2.2 и 2.3.

b: Например, маска для аварийного покидания транспортного средства с комбинированным фильтром для газа и пыли типа А1В1Е1К1-Р1 или А2В2Е2К2-Р2, аналогичная маске, описанной в стандарте EN 141.

с: Требуется только в случае твердых веществ и жидкостей со знаками опасности № 3,4.1,4.3,8 или 9

Если перевозка опасных грузов в большом контейнере предшествует морской перевозке, то к транспортному документу на груз прилагается свидетельство о загрузке контейнера, соответствующее требованиям раздела 5.4.2 МКМПОГ. Формат свидетельства о загрузке контейнера в ДОПОГ носит рекомендательный характер. Транспортный документ и указанное выше свидетельство о загрузке контейнера могут быть сведены в единый документ; в противном случае эти документы прилагаются друг к другу. Если указанные документы сводятся в единый документ, то в транспортном документе достаточно указать, что загрузка контейнера произведена в соответствии с действующими правилами, применимыми к данному виду транспорта, а также привести данные о лице, ответственном за выдачу свидетельства о загрузке контейнера.

Перевозчику следует помнить, что 99% различных опасных грузов в упаковках разрешено перевозить на транспортных средствах, не имеющих допущение, то есть на обычных грузовиках. Допущение к перевозке нужно лишь в случаях перевозки некоторых взрывчатых веществ, а также при перевозках опасных грузов в цистернах и смесительно-зарядных машинах. Свидетельство выдается сроком на один год от момента прохождения транспортным средством техосмотра. Оно единообразно во всех странах-участницах ДОПОГ-соглашения. Образец свидетельства приведен ниже. Определения транспортных средств, для которых необходимы допущения, следующие:

- транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60°С во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах индивидуальной вместимостью более 3;

- транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съемных цистернах, вместимостью более 1 либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3;

- транспортное средство-батарею общей вместимостью 1 м3, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов.

  • "Транспортное средствоOX" означает транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода.
  • "Транспортное средствоAT" означает:

- транспортное средство, кроме транспортного средства EX/III, FL или OX, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3;

- транспортное средство-батарею общей вместимостью более 1, кроме транспортного средства FL.

  • "MEMU" означает транспортное средство, отвечающее определению "Смесительно зарядная машина"

Существует множество видов и типов тары и упаковок. Тем не менее, при перевозках опасных грузов следует знать основное. Во-первых, тара должна иметь код обозначения типа тары и соответствующую общую маркировку (как указано на рисунке ниже). Код состоит из символов, расшифровку которых возможно найти в Части 6 ДОПОГ.

Также тара должна быть маркирована четко различимыми, соответствующими перевозимому веществу знаками опасности и номеру ООН.

4G/Y145/S/02/NL/VL823 - новый ящик из фибрового картона, изготовленный в Нидерландах;

1A1/Y1.4/150/98 /NL/VL824 - новый стальной барабан, предназначенный для жидкостей, изготовленный в Нидерландах;

1A2/Y150/S/01/NL/VL825 - новый стальной барабан, предназначенный для твердых веществ или внутренней тары, изготовленный в Нидерландах;

4HW/Y136/S/98 / NL/VL826 - новый пластмассовый ящик эквивалентного типа, изготовленный в Нидерландах в 1998 году;

1A2/Y/100/01/ USA/MM5 – реконструированный стальной барабан, предназначенный для жидкостей, изготовлен в США.

Пластиковую тару разрешено использовать не более 5 лет. поэтому на таре типа 1Н и 3Н указывается также месяц изготовления. Подобная маркировка может наноситься следующим образом:

6. КРЕПЛЕНИЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Согласно разделу 7.5.7.1 ДОПОГ опасные грузы должны надежно крепиться. Основная идея заключается в том, что при любых обстоятельствах упаковки с опасными грузами не должны перемещаться одна по отношению к другой, либо по отношению к кузову. Данный раздел имеет важную сноску: «Руководящие положения по укладке опасных грузов содержатся в документе "Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок ", опубликованном Европейской комиссией. Другие руководящие положения могут быть также получены от компетентных органов и отраслевых ведомств».

Руководство подготовлено группой экспертов при Генеральном директорате Еврокомиссии по энергетике и транспорту. Группа включала экспертов, назначенных странами-участницами Европейского Союза.

Целью Руководства является предоставление базовых практических рекомендаций и инструкций всем лицам, занятым в операциях погрузки-разгрузки и крепления грузов на транспортных средствах, в том числе перевозчикам и грузоотправителям. Руководство может служить справочным пособием государственным и частным субъектам перевозок, прямо или косвенно связанным с креплением грузов. Руководство также будет полезно сотрудникам контролирующих органов и судов. Оно может использоваться в качестве вспомогательного источника информации о надежных и проверенных временем способах крепления.

В Руководстве изложены два европейских стандарта по креплению грузов:

  • Руководство по укладке грузов в грузовые транспортные единицы ИМО / МОТ / ЕЭК ООН (Типовой курс 3.18 ИMO),
  • европейский стандарт EN 12195 «Крепление грузов в автодорожных транспортных средствах — безопасность»: часть 1 «Расчет сил, действующих на средства крепления»;

часть 2 «Крепежные ремни из синтетических материалов»; часть 3 «Крепежные цепи»;

часть 4 «Крепежные тросы»

Поскольку при внутрироссийских перевозках А и В Приложения ДОПОГ с 25 апреля 2012г. начинают действовать в полном объеме, исполнение требований по креплению грузов стандарта ИМО / МОТ / ЕЭК ООН, либо стандарта EN 12195 становится обязательным.

В ДОПОГ редакции 2013 года обновленный стандарт EN 12195 введен уже напрямую.

Знаки опасности, согласно требованиям ППОГАТ, и знаки опасности, согласно требованиям ДОПОГ совпадают частично.

8. МАРКИРОВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При переходе с ППОГАТ на ДОПОГ принципиально меняется маркировка транспортных средств. Исчезает код экстренных мер. Транспортные средства, перевозящие грузы в упаковках маркируются нейтральными табличками оранжевого цвета, как указано ниже.

При перевозках грузов 1 и 7 классов транспортные средства маркируются также знаками-табло опасности.

При перевозках грузов в автоцистернах транспортные средства маркируются табличками с нанесенным в верхней части идентификационным номером опасности перевозимого вещества (кодом Кемлера), указанным в Колонке 20 Перечня опасных грузов (3.2.1 ДОПОГ), в нижней – указывается номер ООН. С заднего торца и по бокам автоцистерны также маркируются соответствующими знаками опасности.

Таблички должны быть светоотражающими и выдерживать. как минимум, 15 минут в огне и при этом оставаться читаемыми. Размер табличек должен быть 30 х 40 сантиметров.

К знакам табло-опасности подобные требования в отношении огнестойкости и светоотражающих свойств не выдвигается. Они могут быть заменены наклейками, но должны иметь размеры 250 х 250 сантиметров и желательно располагаться на контрастном фоне.

ОБОЗНАЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

2. Перевозка грузов в цистернах и съёмных цистернах.

2.1. В цистернах один груз.

2.3. В многосекционных цистернах разные грузы.

Транспортные средства маркируются общим для веществ знаком опасности, на опознавательных таблицах выставляется номер ООН наиболее опасного ве

В тягаче и прицепе один и тот же груз.

В тягаче и прицепе разные грузы

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

При перевозке грузов в упаковках

При перевозке грузов в цистернах, съемных цистернах и навалом(насыпью)

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При переходе с ППОГАТ на ДОПОГ также кардинально меняются требования к конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств. Из конструкции транспортных средств исчезает защита бензобака, исчезают требования в отношении выхлопной трубы и наличия заземляющей цепочки. Следует помнить, что допущение к перевозке транспортного средства требуется только в случаях перевозки упакованных опасных грузов 1 класса, перевозок в смесительно-зарядных машинах (MEMU)и перевозок опасных грузов в цистернах емкостью более

3м 3. Следует помнить, что большинство номеров ООН может перевозиться на обыкновенных КАМАЗах. Тем не менее, требование в отношении стационарного проблескового маячка остается, поскольку оно прописано в Правилах дорожного движения.

Из дополнительного оборудования исчезает мешок с песком, кошма, а переносные проблесковые маячки разрешается заменить либо на два знака аварийной остановки, либо на два светоотражающих конуса. Появляется кое-что новое, - обязательное требования в отношении наличия светоотражающего жилета и противогаза при перевозках токсичных веществ.

Список дополнительного оборудования и средств индивидуальной защиты приведен в разделе

На транспортной единице должно перевозиться следующее снаряжение:

– для каждого транспортного средства – противооткатный башмак, размер которого должен соответствовать максимальной массе транспортного средства и диаметру колес;

– два предупреждающих знака с собственной опорой;

– жидкость для промывания глаз;

для каждого члена экипажа транспортного средства

– аварийный жилет (например, жилет, описанный в стандарте EN 471);

– переносной осветительный прибор, соответствующий требованиям раздела 8.3.4;

– пара защитных перчаток;

– средство защиты глаз (например, защитные очки). Дополнительное снаряжение, требуемое для некоторых классов:

– маска для аварийного покидания транспортного средства для каждого члена экипажа транспортного средства, которая должна перевозиться на транспортном средстве в случае знаков опасности 2.3 или 6.1;

Дополнительным оборудованием транспортного средства являются также огнетушители. Огнетушители должны быть пригодны для тушения пожаров классов А, В и С.При перевозках в параметрах предельного количества (1.1.3.6 ДОПОГ) транспортное средство оборудуется одним огнетушителем емкостью в 2 кг порошка. При превышении величин, указанных в разделе 1.1.3.6 ДОПОГ емкость огнетушителя зависит от полной массы транспортного средства:

  • для транспортных единиц максимально допустимой массой более 7,5 т необходимы один или более переносных огнетушителя минимальная совокупная емкость которых составляет 12 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6кг;
  • для транспортных единиц максимально допустимой массой более 3,5 т, один или более переносных огнетушителя минимальная совокупная емкость которых составляет 8 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг;
  • для транспортных единиц максимально допустимой массой до 3,5 т один или более переносных огнетушителя минимальная совокупная емкость которых составляет 4 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава);

Огнетушители должны быть оборудованы пломбой, иметь соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и надпись, указывающую дату следующей проверки, а также нормальные показания манометра.

При выборе маски для аварийного покидания транспортного средства крайне важно учитывать соответствие фильтра свойствам перевозимого вещества (обычно фильтры имеют специфическую цветовую маркировку).

Перед рейсом водитель обязан проверить наличие и исправность дополнительного оборудования. Крайне важно проверить:

  • пломбировку и показания манометров огнетушителей,
  • срок годности огнетушителей (возможно, он истечет сразу после начала рейса),
  • в случае использования двух проблесковых маячков исправность последних,
  • исправность фонарика (в рейсе желательно всегда иметь дополнительный комплект батареек),
  • срок годности бутылочки для промывания глаз,
  • срок годности и соответствие фильтров противогаза перевозимому веществу.

Термин "Цистерна" означает ее корпус, включая его сервисное и конструкционное оборудование. Когда термин "цистерна" используется отдельно, он означает контейнер-цистерну, переносную цистерну, съемную цистерну или встроенную цистерну, определения, которых приведены ДОПОГ. Термин включает также цистерны, являющиеся элементами транспортных средств-батарей или МЭГК. Наиболее важны для российского перевозчика встроенные цистерны, поскольку при соблюдении требований ДОПОГ возникает целый ряд проблем. По определениям:

  • "Автоцистерна " означает транспортное средство, изготовленное для перевозки жидкостей, газов либо порошкообразных или гранулированных веществ и включающее одну или несколько встроенных цистерн. В дополнение к собственно транспортному средству или заменяющим его узлам ходовой части, автоцистерна состоит из одного или нескольких корпусов, их элементов оборудования и фитингов для их крепления к транспортному средству или к узлам ходовой части.
  • "Вакуумная цистерна для отходов " означает встроенную цистерну, съемную цистерну, контейнер-цистерну или съемный кузов-цистерну, используемые главным образом для перевозки опасных отходов и имеющие особые конструкционные характеристики и/или оборудование для облегчения загрузки и выгрузки отходов, как это указано в главе 6.10. Цистерна, полностью удовлетворяющая требованиям главы 6.7 или 6.8, не считается вакуумной цистерной для отходов.
  • "Встроенная цистерна " означает цистерну, имеющую вместимость более 1000 литров, стационарно установленную на транспортном средстве (которое становится в этом случае автоцистерной) или составляющую неотъемлемую часть рамы такого транспортного средства.

В Главе 6.8 ДОПОГ приведены 25 стандартов CEN (Европейского комитета по стандартизации) которые обязательны при производстве автоцистерн. Российские ГОСТы данным стандартам не соответствуют. На каждый новый тип автоцистерны должно выдаваться свидетельство о том, что данный тип автоцистерны соответствует требованиям ДОПОГ, при этом цистерне присваивается код, согласно разделам 4.3.3.1.1 или 4.3.4.1.1 ДОПОГ. В настоящее время в Российской Федерации данная процедура отсутствует (как отсутствует и процедуры периодических – раз в шесть и три года - гидравлических испытаний цистерн). Юридически ни один инспектор ГИБДД без вышеупомянутой информации не имеет права выдать допущения транспортного средства типа FL, АТ или ОХ, поскольку не может быть уверен в конструкционной и эксплуатационной надежности автоцистерны.

Поэтому, единственным выходом из сложившейся ситуации является замена встроенных цистерн российского производства на автоцистерны, произведенные в Европе. При этом крайне важен код цистерны. Принцип кодирования цистерн заключается в следующем. Есть более надежные и менее надежные конструкционно схожие цистерны. Более надежные, а соответственно и более дорогие, автоцистерны в некоторых случаях являются экономически более предпочтительными, поскольку позволяют перевозчику увеличить список опасных грузов, перевозимых на приобретаемом им транспорте. Ниже приведена схема иерархии газовых и жидкостных цистерн.

11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ГРУЗЫ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Существует особая категория грузов, это грузы повышенной опасности. Грузами повышенной опасности являются грузы, которые могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях и, следовательно, привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные людские потери или массовые разрушения.

Перечень грузов повышенной опасности приводится в таблице 1.10.5. ДОПОГ.

Согласно Пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 4 июля 2011 г. N 179 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов" при перевозках грузов повышенной опасности необходимо получение специального разрешения.

Учитывая возникновения дополнительных опасностей при перевозке опасных грузов через зоны повышенного риска (мосты, населенные пункты и т.д.) национальные компетентные органы имеют право ограничивать режимы перевозки. Как правило, режимы движения транспортных средств с опасными грузами регулируется дорожными знаками, а также специальными разрешениями Ространснадзора.

Тем не менее, существуют объекты дорожной инфраструктуры, требования в отношении которых напрямую включены в ДОПОГ, это тоннели. По данным Европейской экономической комиссии на территории Российской Федерации существуют всего пять тоннелей длиною более 1000 метров. Данные ЕЭК в этом отношении устарели. Технические требования по категоризации тоннелей в ДОПОГ отсутствуют. Тем не менее, существует базисный документ Организации объединенных наций – «Рекомендации группы экспертов по безопасности в автодорожных туннелях. Заключительный доклад», который и лег в основу раздела 1.9.5 ДОПОГ. На основании этих документов страны- участницы обязаны разработать собственные национальные нормативы в отношении категоризацией тоннелей. Ограничения на провоз опасных грузов опять же регулируются дорожными знаками. Национальные правила по категоризации тоннелей и соответствующие знаки в Российской Федерации в настоящий момент отсутствуют.

13. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОПОГ

Согласно разделу 1.8.3 ДОПОГ каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. Обязанности консультанта включают всего 16 позиций, среди которых составление ежегодного отчета, контроль операций по погрузке/разгрузке опасных грузов, обучения персонала и т.д.

Одной из задач консультанта, которая явно не указана в ДОПОГ, но она является важной составляющей его действий, это определение оптимальных параметров перевозки. Согласно параметрам перевозки консультант по безопасности обязан предпринять соответствующие действия для обеспечения наиболее безопасной перевозки опасных грузов. Ему следует учитывать иерархию всех способов перевозки по мере возрастания рисков для людей, имущества и окружающей среды. Подобный расчет приводит не только к повышению безопасности, но и к повышению рентабельности всех транспортных операций с опасными грузами. Ниже перечислены способы перевозки, по мере возрастания их сложности:

  • перевозки не попадающие под требования ДОПОГ (1.1.3.1, 1.1.3.2, 1.1.3.3,1.1.3.5 и т.д.),
  • перевозки в освобожденных количествах (3.5 ДОПОГ),
  • перевозки в ограниченных количествах (3.4 ДОПОГ),
  • перевозки в предельных количествах на одну транспортную единицу (1.1.3.6 ДОПОГ),
  • перевозки опасных грузов в упаковках, превышающих параметры 1.1.3.6 ДОПОГ (обязательны все требования),
  • перевозки некоторых опасных грузов с соблюдением специальных требований (температурный контроль, специальные положения по надзору за транспортным средством и проч.),
  • перевозки специализированными транспортными средствами (в автоцистернах, съемных цистернах, MEMU и т.д.).

Следует помнить, что зная номер ООН, при необходимости группу упаковки, а также тип перевозки, всю необходимую информацию можно найти в ДОПОГ.