Руководства, Инструкции, Бланки

титульный лист программы дополнительного образования образец 2014 img-1

титульный лист программы дополнительного образования образец 2014

Рейтинг: 4.0/5.0 (1930 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
1. Титульный лист включает:
  1. наименование образовательного учреждения;
  2. где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  3. название дополнительной образовательной программы;
  4. возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  5. срок реализации дополнительной образовательной программы;
  6. Ф.И.О. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  7. название города, населенного пункта;
  8. год разработки дополнительной образовательной программы;
  9. Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г.

Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. название учреждения.

Образовательная программа дополнительного образования детей

Программа ориентированна на детей от. до :лет.

Педагог дополнительного образования

2. Пояснительная записка раскрывает:
  1. обоснование программы:
  2. направленность дополнительной образовательной программы;
  3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
  4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
  5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  8. организация учебной деятельности:
  9. формы режим занятий;
  10. количество учебных часов в неделю
  11. количество учащихся в группе, объединении
  12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
  13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;
Контроль может проводиться в следующих формах:
  1. собеседование;
  2. зачет; зачетный лист;
  3. вопросник по программе;
  4. реферат; защита работы;
  5. выполнение нормативов;
  6. контрольное упражнение;
  7. участие в конкурсах, выставках;
  8. выступление на концертах, соревнованиях;
  9. КВН, викторина, открытое занятие и др.
  10. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Объёмы учебной нагрузки :

В соответствии с документами:

"Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М. 2006г.

Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 15 человек, 4 часа в неделю.

2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю

3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,

(3 - ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно - патриотическая направленность, - 324 часа, 9 часов в неделю).

Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год обучения)

- требования к знаниям и умениям (ЗУН) в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся

должны знать (в расчёте на один учебный год): _________________________,

должны уметь (в расчёте на один учебный год): _________________________.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
  1. формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  3. формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Учебная деятельность
  1. Этапы деятельности (их наличие (сроки действия ).
  2. Дополнительные занятия (их наличие (обоснование, режим, количество человек ).
  3. Принцип формирования учебных групп (возраст,способности )
  4. Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса.
  5. Использование разных методик, технологий (авторские, типовые и т.д .)
  6. Использование дидактического материала
  7. Наличие ТСО, др. аппаратуры

Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная )

Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы.

Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.

Учёт индивидуальных особенностей.

Виды творческих заданий.

(автор: И. Ф. название брошюры, издательство, год издания).

Представляются два списка-
  • основополагающая литература педагога для реализации программы,
  • рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.
(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
  1. Словарь основных терминов образовательной программы дополнительного образования детей. (Тезаурус)
  2. Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки)
  3. Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям
  4. Мониторинг образовательных результатов, диагностики.(качественные и количественные показатели)
  5. Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.).
  6. Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.).
  7. Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается)

Индивидуальные образовательные маршруты

Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.

Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:
  • особенности его развития,
  • описание его способностей и потенциальных возможностей,
  • особенности организации образовательного процесса,
  • ожидаемые результаты ("стандарты"),

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса

Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный)

Другие статьи

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист


Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

(Из приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844).
1. Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образо­вательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О. должность автора (авторов) дополнительной образова­тельной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа образовательной програм­мы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97

В одном образовательном учреждении титульные листы образо­вательных программ желательно оформлять однообразно, соблю­дая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

2. Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогическо­го обоснования дополнительной образовательной программы.

Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов рас­пространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сло­жившейся ситуации, выходы на социальную действительность и по­требности ребят. Например:

Введение к образовательной программе «Текстильный ди­зайн»

Свою историю слово «дизайн» берёт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также «проектировать, конструировать».

В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для че­ловека предметной среды.

Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, своё звучание. Это тот второй план, кото­рый необходим человеку.

У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предло­жил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремес­ленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремёсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических ис­кусств.

Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всём мире официальный статус искусства дизайна, глубоко со­звучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высо­ко держать престиж старинных ремёсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тёплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.

Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной под­питки, необходимой для передачи самобытной культуры России бу­дущим


2.1. Направленность образовательной программы

1. Художественная, 2. Военно-патриотическая 3. Научно-техническая 4. Физкультурно-спортивная

5. Эколого-биологическая 6. Естественнонаучная 7. Социально-педагогическая

8. Культурологическая 9. Спортивно-техническая 10. Туристско-краеведческая

(Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформ­лению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной образовательной программы предпола­гает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реа­лизации программы и т.д.

1. Новизна данной образовательной программы опирается на по­нимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нрав­ственных качеств перед работой направленной на освоение пред­метного содержания.

2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как ве­сти за собой» основана на комплексном подходе к подготовке моло­дого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управ­ленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с де­ловыми

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современ­ным детям в современных условиях нужна конкретная программа (Приложение, Пример № 4). Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополни­тельные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образо­вания;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

1. Актуальность предлагаемой образовательной программы опре­деляется запросом со стороны детей и их родителей на програм­мы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реа­лиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.

2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуаль­ность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лиде­ров — организаторов деятельности детских общественных объеди­нений на современном этапе развития общества.

3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обуча­ющихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных зна­ний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументиро­ванное обоснование педагогических действий в рамках дополни­тельной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образова­тельной деятельности и организации образовательного процесса.

1. Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь само­стоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональ­ной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведче­ской, музееведческой.

2. Реализация задач деятельности детских общественных объеди­нений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Допол­нительная образовательная программа «Как вести за собой» орга­нично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в про­цессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогиче­ски целесообразной.
2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуще­ствить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) резуль­тата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Варианты формулировок цели

1. Формирование духовно богатой, высоконравственной лично­сти, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.

2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и…

3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

4. Формирование нравственной и творческой личности через овла­дение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

5. Формирование общей культуры личности, привитие обучаю­щимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведе­ния средствами вокального искусства.45

Для постановки цели требуется предварительный анализ обра­зовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и под­ростков.

8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.

10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

13. Профилактика асоциального поведения.

14. Развитие личности ребенка, способного к творческому само­выражению через овладение основами хореографии.

15. Реализация интересов детей и подростков в познании и тех­ническом творчестве через занятия авиамоделированием.

16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Оже­гов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагоги­ческих действий.

Варианты формулировок задач

1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

3. Формировать музыкально-ритмические навыки.

4. Научить правильному дыханию.

5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к лите­ратуре и чтению.

5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей сред­ствами вокальных занятий.

3. Развитие артистических способностей.

4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого во­ображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

2.4. Отличительные особенности данной дополнительной об­разовательной программы от уже существующих образовательных программ

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использо­ван и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления

1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоя­щая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается струк­турным построением и параметрами многолетней тренировки спор­тсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.

2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы

В этом подразделе желательно поместить следующую информа­цию – например:

1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направлен­ное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обу­чения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленно­го или профессионально-ориентированного уровня освоения про­граммы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. На­полняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 чело­век; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изу­чаемого материала.

2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.

2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной про­граммы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую ин­формацию – например:

1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения — 72 часа; 2 год обучения — 108 часов; 3 год обучения — 144 часа;4 год обучения — 216 часов.

2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индиви­дуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

3. Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физи­ческого, интеллектуального уровня готовности учащихся к освое­нию образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной про­граммы определяются по результатам тестирования при наборе.

2.7. Формы и режим занятий

Возможные формы организации деятельности учащихся на заня­тии:


(45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в со­ответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

1. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа).

2. Для воспитанников 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения — 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Основание – нормативные требования САНПина

2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результа­тивности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная ха­рактеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обу­чающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких резуль­татов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, на­выки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желатель­но выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.

Варианты формулировок ожидаемых результатов:


К концу первого (второго, третье­го. ) года обучения ребёнок:


К концу первого (второго, третье­го. ) года обучения у ребёнка:


Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, порт­фолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

3. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретиче­ские и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столб­цах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжитель­ности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.


Для образовательных программ по традиционным видам


Для комплексных, интегрирован­ных, по видам спорта и других образовательных программ


В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотноше­нии 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на комплектование группы первого года обучения;

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятель­ность;

— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

— итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование – например:
Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфи­ки детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия обра­зовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету (Приложение, Примеры № 18, 19). Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.

4. Содержание программы

Содержание дополнительной образовательной программы рас­крывается (без указания часов) в именительном падеже через крат­кое описание разделов и тем внутри разделов – например:

Тема Холодный батик

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техни­ка безопасности работы с резервирующим составом. Роспись деко­ративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «ор­намента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

Пример. Содержание программы второго года обучения (фрагмент образовательной программы «Мир Дымковской игруш­ки»)

1. Вводное занятие

Теория. Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковско­го промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья». Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные об­разы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь-музыкант, козёл в штанишках и т. д.), люди. Показ иллюстраций и образцов. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Пра­вила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной.

Практика. Для повторения пройденного ранее материала, уча­щимся предлагается самостоятельно выбрать тематику и слепить любую фигурку.

2. Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись го­тового изделия

Теория. Разнообразие видов птиц, их повадки, форма. Отличитель­ные черты, соотношение частей тела. Выбор изделия. Составление технологической карты.

Практика. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. За­мывка и заглаживание швов. Оформление декора. Роспись Дымковской игрушки: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной игрушке.

Примерный перечень изделий: «Птичий двор» (петух, курица, кури­ца с цыплятами, индюк).

3. Лепка изделий из элементов цилиндрической формы. Роспись готового изделия

Теория. Характерные черты изделия, его отличительные особен­ности от других видов игрушек. Соотношение отдельных частей из­делия, пропорции. Выделение основных частей композиции. После­довательность лепки. Составление технологической карты.

Практика. Выкатывание элементов цилиндрической формы. Вы­катывание пластин с помощью скалки и придание им нужной фор­мы. Лепка остальных частей изделия. Сборка изделия. Составление и декорирование композиции. Роспись изделия: особенности орна­мента, грунтовка, роспись гуашью.

Примерный перечень изделий: колодец, избушка на курьих ножках, мостик и др.

При включении в дополнительную образовательную програм­му экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприя­тий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

5. Методическое обеспечение

В данном разделе указывается:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конферен­ций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по иссле­довательской работе, тематика опытнической или исследователь­ской работы и т.д.

Виды методической продукции:

• методическое руководство, методическое описание, методиче­ские рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;


Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого мате­риала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

• схематический или символический (оформленные стенды и план­шеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, вы­кройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требова­ниями к содержанию и оформлению образовательных программ до­полнительного образования детей, изложенными в письме Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения за­нятий.

Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы:


Раздел или тема програм­мы


Приёмы и мето­ды организации образовательно­го процесса (в рамках занятия)


6. Список использованной литературы

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

— по общей педагогике;

— по методике данного вида деятельности;

— по методике воспитания;

— по общей и возрастной психологии;

— по теории и истории выбранного вида деятельности;

— опубликованные учебные, методические и дидактические по­собия.

Фамилия И.О. Название. — Место издания. Издательство, год. — коли­чество страниц.

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога допол­нительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. Владос, 2004. — 239 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.

1. Дополнительное образование детей: сборник авторских про­грамм / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М. Народное образо­вание, 2007. — 416 с.

2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, орга­низация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Вол­гоград: Учитель, 2008. — 250 с.

Статьи из сборников

Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. — Место, год. — номера страниц.

1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л. 1988. — с.3—14.

2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М. 1987. — Вып. 10. — с.99—148.

Статьи из журналов

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. — год. — № жур­нала. — номера страниц.

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы до­полнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.

2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. — с.61—66.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• готовые изделия, образцы;

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист

Программа включает следующие разделы: титульный лист; пояснительная записка; содержание рабочей программы

Хамдеевой Еленой Александровной программа кружка «Культура народов Поволжья» является программой дополнительного образования детей программа включает следующие разделы

Общие требования к элементам текстовой части курсовой работы

Титульный лист «Рассмотрено»

Примерная программа должна содержать: титульный лист

График проведения традиционных мероприятий лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру: 1 титульный лист

Оформление библиографического описания в подстрочных примечаниях

Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру: Титульный лист; Пояснительную записку

Образовательная программа дополнительного образования детей

Структура, порядок разработки и утверждения программы дополнительного образования детей (методические рекомендации) - Учительская копилка


Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/media.php on line 82

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/attachments.php on line 55

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Просмотров: 10787 Создано 05.02.2014 14:42 Категория: Рабочие программы Родительская категория: Дополнительное образование

Структура, порядок разработки и утверждения

программы дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения, отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы детского объединения.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

- Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:

Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы:

содержание изучаемого курса;

методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

приложения (календарно-тематическое планирование).

1. Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество») ;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).

2. Информационная карта (пример)

2. Полное название программы

3. Ф.И.О. должность автора

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об учреждениях дополнительного образования

Устав (название учреждения)

4.2. Область применения: дополнительное образование детей

4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.

4.5. Вид программы: образовательная

4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения: 2 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

6. Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.

3. Пояснительная записка.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

- Направленность дополнительной образовательной программы

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:

1. Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

2. Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера,

подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

3. Научно-техническая - направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).

4. Физкультурно-спортивная - направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

5. Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).

6. Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

7. Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности

(сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

8. Культурологическая - направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.

9. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.

10. Туристско-краеведческая - направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края.

- Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается лишь в том случае, если она действительно имеется!

- Актуальность(педагогическая целесообразность)дополнительной образовательной программы – ориентация на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

- Цель и задачи дополнительной образовательной программы

При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

- обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

- воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

- развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

- Возрастная категория детей . участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа:

Степень предварительной подготовки;

Предполагаемый состав групп — одновозрастные или разновозрастные;

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;

Физическое здоровье детей и т.д. то есть характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.

- Сроки реализациии режим занятий (продолжительность образовательного процесса, этапы). Указывается на какое количество учебных часов рассчитана программа, сколько занятий в неделю проводится и сколько по времени длится одно занятие.

- Формы занятий: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, ансамблевая и др. (акция, диспут, турнир, конкурс, ярмарка, экскурсия, творческий отчёт, лекция, и др.).

- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные). обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:

действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

действие смыслообразования. т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

-формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

моделирование-преобразование объекта из чувтственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё Подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной образовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.

Результативность изучения дополнительной образовательной программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ (не более 4 за учебный год).

- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (Не менее 4 мероприятий на уровне образовательного учреждения)

Технология развивающего обучения

Технология исследовательского обучения

Технология совместного научного исследования

Коммуникативные образовательные технологии (диспут, дискуссии, дебаты и т. д.)

Технология коллективной творческой деятельности (трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные, экологические и т. д.)

Технология коллективного совместного обучения (опосредованное общение через письменную речь, общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава)

Технология программированного обучения

Технология блочно-модульного обучения

Технология проектного обучения

- Виды и формы контроля освоения программы.

- Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки).

- Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);

• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

• перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

- Кадровое обеспечение программы.

Данный подраздел составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации образовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации

- Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).

4. Учебно-тематический план (разделы и подразделы).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель. Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо предусмотреть часы:

- на комплектование группы первого года обучения;

- на вводное занятие (введение в программу);

- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.

Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, как это встречается в школьных учебных программах, в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7-8 лет - на 72 часа, а для 10-11 лет - на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения.

5. Содержание программы.

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- через терминологию, понятную детям, перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

- при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

единства содержания обучения на разных его уровнях;

отражения в содержании обучения задач развития личности;

научности и практической значимости содержания обучения;

6. Методическое обеспечение образовательной программы

В данном разделе указывается:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения включается описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

• методика диагностики (стимулирования) творческой активности

• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

• методы обновления содержания образовательного процесса;

воспитательной работы педагога:

• методика формирования детского коллектива;

• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;

• методика организации воспитательной работы;

работы педагога по организации учебного процесса:

• методика комплектования учебной группы;

• методика анализа результатов деятельности;

Методическое сопровождение массовой работы:

• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

• план и методика проведения родительского собрания;

• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

Виды методической продукции:

• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий и т.д.);

• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.).

• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);

• учебники, учебные пособия, журналы, книги;

• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной составителем литературы, сайтов, аудио-видеоматериалов.

Необходимо составлять список литературы, состоящий из двух разделов:

списка литературы, использованной педагогом в своей работе;

списка литературы для обучающихся и родителей.

При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий:

фамилия, имя, отчество автора (авторов);

наименование авторского коллектива;

сведения о месте издания;

сведения об объёме документа (количество страниц).

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

На сегодняшний день указывается только та литература, у которой год издания не ранее 2005 года!

Требования к оформлению образовательной программы

Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А 4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.

Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.

Требования к нумерации страниц. страницы нумеруются последовательно, начиная со 2-ой страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.

Требования к заголовкам: заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя.

Требования к приложениям

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова "Приложение". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается "Приложение А".

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделён на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Утверждение рабочей программы

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) - анализ качества документа, его соответствие уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется

рецензия «внутренней» экспертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения - органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения.