Руководства, Инструкции, Бланки

разрыв советским руководством отношений с югославией img-1

разрыв советским руководством отношений с югославией

Рейтинг: 4.1/5.0 (1889 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

РАЗРЫВ С ЮГОСЛАВИЕЙ - Студопедия

РАЗРЫВ С ЮГОСЛАВИЕЙ

В целях предотвращения возможного перерастания кризисной ситуации в начало ядерной войны советскому правительству приходилось не только маневрировать и отступать, но и сдерживать своих новых союзников в Европе от таких шагов, которые могли бы спровоцировать агрессивные действия Запада. Сталину лично пришлось уговаривать руководителей Болгарии отказаться от требований расширить послевоенные границы этой страны за счет Греции, так как эти претензии не учитывали того, что Болгария рассматривалась всем миром как бывший союзник гитлеровской Германии, побежденный в войне. Хотя Сталин отстаивал требования руководителей Югославии на Юлийскую Крайну, он постарался убедить их примириться с тем, что Триест не станет югославским, а войдет во вновь созданную Свободную территорию Триест. Поддерживая претензии Югославии на южную часть австрийской провинции Каринтия, советское правительство сообразовывало эти требования с международной обстановкой.

Проблема согласования политики новых советских союзников с общими задачами политики СССР в ходе «холодной войны» стала первопричиной обострения, а затем и разрыва отношений с Югославией. Хрущев объяснял этот конфликт «самодурством Сталина», его «подозрительностью» и «высокомерием», его «манией величия». В подтверждение своих объяснений Хрущев рассказывал, будто Сталин заявил: «Стоит мне пошевелить мизинцем, и Тито больше не будет». Подобные же объяснения этого кон

фликта предлагали и югославские лидеры. Рассказывая об истоках конфликта, Милован Джилас в своей книге «Разговоры со Сталиным» утверждал, что политика Сталина в отношении Югославии отличалась грубостью в суждениях и нетерпимостью к чужим мнениям. Такая интерпретация советско-югославского конфликта игнорировала его истинные глубокие причины, и прежде всего контекст «холодной войны», когда каждое неосторожное действие СССР или любого из его союзников могло спровоцировать ядерную войну. Хотя историк Ю. Гиренко сурово критиковал политику Сталина в отношении Югославии в своей книге «Сталин — Тито», в ней содержатся объективные факты, свидетельствующие о том, что объяснения Хрущева, Джиласа и самого Тито причин советско-югославского конфликта не соответствуют действительности.

Из содержания этой книги, в частности, следует, что сначала Сталин испытывал самые теплые чувства к Тито и другим югославским лидерам и об этом свидетельствовали все встречи с ними вплоть до начала 1948 года. Сталину нравились Тито и его соратники своим независимым характером, и он охотно принимал их на официальных встречах в Кремле и в непринужденной обстановке на даче. Согласившись сделать Белград местом пребывания Информбюро компартий, Сталин тем самым подчеркнул свое доверие к руководителям Югославии и свое благожелательное отношение к их видной роли в коммунистическом движении.

Однако ряд действий Югославии, не учитывавших реалий «холодной войны», вызвал у Сталина беспокойство. Хотя Сталин одобрил предложение о заключении договора между Болгарией и Югославией, советское правительство официально попросило обе страны отложить его подписание до тех пор, пока мирный договор с Болгарией, подписанный в марте 1947 года, не будет ратифицирован, так как преждевременное подписание болгаро-югославского договора противоречило международным требованиям к Болгарии как стране, воевавшей на стороне Германии. И все же Тито и Димитров подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи до истечения этого срока и официально объявили об этом. Кроме того, подписанный договор был объявлен «бессрочным» и таким образом мог рассматриваться как первый шаг к объединению двух государств, хотя еще в 1945 году стало ясно, что Запад крайне болезненно относится к планам создания болгаро-югославской федерации.

12 августа 1947 года Сталин направил письмо Тито, в котором писал: «Советское правительство считает, что своей торопливостью оба правительства облегчили дело реакционных англо-американских элементов, дав им лишний повод усилить военную интервенцию в греческие и турецкие дела против Югославии и Болгарии». Сталин оказался прав: болгаро-югославский договор был объявлен на Западе «агрессивным балканским, или славянским блоком». Тито и Димитров признали ошибку. Через два месяца после ратификации мирного договора с Болгарией было организовано

новое подписание болгаро-югославского договора, который из «бессрочного» превратился в соглашение с 20-летним сроком действия. Однако и этот договор, как отмечал историк Ю. Гиренко, «в западных странах. был воспринят как серьезная угроза Греции. Под этим же углом зрения воспринималось ими и интенсивное разностороннее сотрудничество Югославии с Албанией».

В это время руководство Югославии стало разрабатывать планы присоединения Албании к своей стране, мотивируя их желательностью создания единого государства для албанцев, проживавших как в Албании, так и в Косово- Метохии, а также других частях Югославии. Острую оппозицию этим планам высказал председатель Госплана Албании Нако Спиру, которому противостоял член политбюро албанской партии труда Кочи Дзодзе, решительный сторонник включения Албании в состав Югославии. (Лидер Албании Энвер Ходжа колебался.) Как писал в своих мемуарах Энвер Ходжа, представитель ЦК КП Югославии при ЦК КП Албании С. Златич заявил ему по поручению Тито, что «по мнению югославского руководства, создаваемый шаг за шагом экономический союз наших стран, включая Болгарию, по существу представляет основу будущей балканской федерации, ядром которой является Югославия. Руководство нашей партии пришло к выводу, что во всей этой ситуации поразительно деструктивную роль сыграл ваш товарищ Нако Спиру и некоторые его соратники». Златич назвал Н. Спиру «агентом империализма». Эти обвинения поддержал Кочи Дзодзе. Спиру вызвали на заседание политбюро албанской компартии, но он застрелился. Перед самоубийством Спиру направил письмо в советское посольство, в котором писал: «После тяжелых обвинений югославского руководства в мой адрес я вынужден покончить с собой».

И.В. Сталин потребовал объяснений по поводу случившегося, но, не удовлетворившись итогами встречи А. А. Жданова и посла Югославии в СССР В. Поповича по этому вопросу, 23 декабря 1947 года направил письмо И. Тито, в котором просил его прислать «в Москву ответственного товарища, может быть, Джиласа или другого наиболее осведомленного о положении в Албании. Я готов выполнить все Ваши пожелания, но нужно, чтобы я знал в точности эти пожелания. С товарищеским приветом. И. Сталин».

Джилас прибыл в Москву 9 января 1948 года, и через три часа после размещения в гостинице «Москва» был приглашен к Сталину в Кремль. Сталин встретил Джиласа словами: «Значит, члены ЦК в Албании убивают себя из-за вас! Это очень нехорошо, очень нехорошо». Выслушав объяснения Джиласа, Сталин сказал: «У нас нет особых интересов в Албании. Мы согласны, чтобы Югославия объединилась с Албанией — и чем быстрее, тем лучше. Между нами нет расхождений. Вы лично напишите Тито телеграмму об этом от имени Советского правительства и передайте ее мне завтра». Хотя после этой встречи все участники переговоров были пригла

шены на ужин на сталинскую дачу, у Джиласа сложилось впечатление, что Сталин насторожен в отношении Тито.

Тем временем произошло еще одно событие, вызвавшее беспокойство Москвы. 17 января 1948 года Г. Димитров заявил о желательности создания федерации или конфедерации Балканских и придунайских стран, с включением в нее Польши, Чехословакии и Греции. Так как в Греции в это время шла гражданская война между монархистами и коммунистами, то было очевидно, что Димитров исходил из скорой победы там своих единомышленников. Поскольку Запад продолжал обвинять Советский Союз и его союзников в поддержке коммунистических партизан Греции, то неудивительно, что тут же началась яростная кампания против «вредоносного советского изобретения». 24 января 1948 года Сталин направил Димитрову письмо, в котором писал: «Трудно понять, что побудило Вас делать на пресс-конференции такие неосторожные и непродуманные заявления». Через 4 дня, 28 января, «Правда» осудила идею об «организации федерации или конфедерации Балканских и придунайских стран, включая сюда Польшу, Чехословакию, Грецию», и о «создании таможенной унии между ними» как «проблематическую и надуманную».

4 февраля 1948 года Молотов направил телеграмму в Софию и Белград, в которой прямо обвинял Димитрова в срыве работы СССР по подготовке ряда договоров о взаимной помощи. «Неудачное интервью тов. Димитрова в Софии, —говорилось в телеграмме, —дало повод ко всякого рода разговорам о подготовке восточноевропейского блока с участием СССР. В теперешней обстановке заключение Советским Союзом пактов о взаимопомощи, направленных против любого агрессора, было бы истолковано в мировой печати как антиамериканский и антианглийский шаг со стороны СССР, что могло бы облегчить борьбу агрессивных англо-американских элементов против демократических сил США и Англии».

В эти же дни 21 января 1948 года советский посол в Югославии А. И. Лаврентьев сообщил в Москву о том, что «югославами решен вопрос о передислокации 2-й пролетарской стрелковой дивизии в Албанию в район города Корча (от стыка югославо-греко-албанской границы на юг по албано-греческой границе)». «Все вопросы, — подчеркивал посол, — решались и решаются без участия советских военных советников при югославской армии». Тем временем в Тирану из Белграда прибыл югославский генерал Д. Крупешанин, который вручил Энверу Ходже послание от Тито. В послании от 26 января 1948 года говорилось: «Мы располагаем информацией о том, что в Греции завершается подготовка нападения, первоначальная цель которого ваши юго-восточные границы. Ввиду такой неясной ситуации я прошу Вас предоставить нам базу в Корче для размещения одной дивизии и вспомогательных технических служб. Тем самым будут созданы условия для организации лучшей обороны участка границы со стороны моря, и, в случае провокации, наши части смогли бы вмешаться быстрее».

Энвер Ходжа тут же проинформировал И.В. Сталина об этом обращении Иосипа Тито. По словам Ходжи, «ответ Сталина не заставил себя долго ждать. Сталин сообщил нам, что не видит какой-либо опасности возможного нападения на нас греческой армии, и согласился с мнением о том, что направление югославской дивизии не вызывалось необходимостью».

Совершенно очевидно, что сообщения Лаврентьева и Ходжи не могли не вызвать раздражения в Москве. Хотя СССР не возражал против включения Албании в состав Югославии, было ясно, что в данном случае речь шла о другом. Выход югославской дивизии на албанскую границу с Грецией не мог не вызвать резкого обострения международной обстановки, чреватого непредсказуемыми последствиями для СССР. Несмотря на ясно выраженное желание Сталина, чтобы руководители Югославии консультировались с Москвой в своих внешнеполитических акциях, Тито действовал за спиной СССР, стремясь поставить Сталина перед свершившимся фактом.

28 января 1948 года Сталин через Молотова поручил послу Лаврентьеву передать: «В Москве получено сообщение, что Югославия намерена в ближайшие дни направить одну свою дивизию в Албанию к южным ее границам. Так как Москва не получала подобного сообщения от Югославии, то Молотов запрашивает, соответствует ли действительности это сообщение. Москва опасается, что в случае вступления югославских войск в Албанию англосаксы расценят этот акт как оккупацию Албании югославскими войсками и нарушение ее суверенитета, при этом возможно, что англосаксы используют этот факт для военного вмешательства в это дело под предлогом «защиты» независимости Албании».

29 января 1948 года Тито в беседе с Лаврентьевым подтвердил существование такого решения, объяснив это тем, что греческие монархисты якобы собирались захватить южную часть Албании. Тито заявил, что «не разделяет высказанного Москвой опасения относительно возможных шагов англосаксов. Не исключено, что поднимется некоторая газетная шумиха, но к этой газетной клевете уже не привыкать». Тито подчинился требованию Москвы, но предупредил: «Если Греция захватит Южную Албанию, то Югославия вместе с Советским Союзом будет расхлебывать эту кашу». Таким образом, Тито давал понять, что он остается при прежнем мнении.

1 февраля Молотов, очевидно по согласованию со Сталиным, направил Тито новую телеграмму: «Из Вашей беседы с т. Лаврентьевым видно, что Вы считаете нормальным такое положение, когда Югославия, имея договор о взаимопомощи с СССР, считает возможным не только не консультироваться с СССР о посылке своих войск в Албанию, но даже не информировать СССР об этом в последующем порядке. К Вашему сведению сообщаю, что Совпра (Советское правительство. — Прим. авт.) совершенно случайно узнало о решении югославского правительства отно

сительно посылки ваших войск в Албанию из частных бесед советских представителей с албанскими работниками. СССР считает такой порядок ненормальным. Но если Вы считаете такой порядок нормальным, то я должен заявить по поручению Правительства СССР, что СССР не может согласиться с тем, чтобы его ставили перед совершившимся фактом. И, конечно, понятно, что СССР, как союзник Югославии, не может нести ответственность за последствия такого рода действий, совершаемых югославским правительством без консультаций и даже без ведома Советского правительства. Как видно, между нашими правительствами имеются серьезные разногласия в понимании взаимоотношений между нашими странами, связанными между собой союзническими отношениями. Во избежание недоразумений следовало бы эти разногласия так или иначе исчерпать».

Ознакомившись с письмом Молотова в присутствии Лаврентьева 1 февраля 1948 года, Тито признал, что он допустил ошибку в вопросе о вводе югославской дивизии в Албанию, но отрицал, что собирался решать подобные вопросы без консультаций с Москвой, и отказался признать наличие разногласий с СССР. Однако, как отмечал Ю. Гиренко, «Сталин считал. что со стороны югославского и болгарского руководства не проявляются должная осмотрительность и осторожность в международных делах. Он решил высказать свое недовольство несогласованными с ним действиями на мировой арене на созванной им 10 февраля 1948 г. трехсторонней советско-болгаро-югославской встрече в Москве». От Болгарии в Москву прибыли Г. Димитров, В. Коларов и Т. Костов. От Югославии — Э. Кардель, М. Джилас и В. Бакарич. Тито отказался ехать на эту встречу, сославшись на плохое состояние здоровья.

Встреча началась вечером 10 февраля в кремлевском кабинете Сталина. Вначале Молотов перечислил все действия Болгарии и Югославии, не согласованные с СССР. После того как Молотов зачитал абзац из болгаро-югославского договора о готовности сторон выступить «против любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила», Сталин заметил: «Но ведь это же превентивная война, это самый обычный комсомольский выпад. Это обычная громкая фраза, которая только дает пищу врагу». Обрушился Сталин и на Димитрова: «Вы зарвались как комсомолец. Вы хотели удивить мир — как будто Вы все еще секретарь Коминтерна. Вы и югославы не сообщаете о своих делах, мы обо всем узнаем на улице. Вы ставите нас перед совершившимися фактами!» Молотов суммировал: «А все, что Димитров говорит, что говорит Тито, за границей воспринимается как сказанное с нашего ведома». Еще раз осудив план ввода в Албанию югославской дивизии, Сталин сказал: «Если Албания будет подвергнута нападению, пусть тогда албанское правительство обращается к нам за помощью». В то же время на этот раз Сталин не только не осудил планы создания болгаро-югославской федерации, но, еще раз подвергнув критике несогласован

ность заявлений о такой федерации с правительством СССР, ответил Димитрову на его вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений: «Об этом мы будем говорить с объединенным болгаро-югославским правительством».

11 февраля были подписаны соглашения СССР с Болгарией и СССР с Югославией о консультациях по внешнеполитическим вопросам. Казалось бы, все спорные вопросы были разрешены, но члены югославской делегации, уезжая из Москвы, были возмущены высказанными в их адрес замечаниями, и у них возникли подозрения в отношении дальнейших шагов СССР. Поддержка Сталиным идеи федерации Болгарии и Югославии интерпретировалась Карделем как попытка «забросить к нам троянского коня, после чего он отстранил бы Тито, а затем и наш ЦК». Таким образом, было очевидно, что югославские лидеры выступали за балканскую федерацию лишь при условии, что они станут во главе ее и получат под свой контроль страны Юго-Восточной и Центральной Европы.

1 марта 1948 года в Белграде было созвано расширенное заседание политбюро, на котором Кардель возмущенно рассказывал о том, что «Сталин говорил грубо, как с комсомольцами», «через болгар в основном критиковал нас». Кардель осудил попытки СССР остановить вмешательство Югославии в дела Албании, сказав: «Албанию надо прочно удерживать, ибо мы много вложили в нее, и она для нас важна. Следует потребовать, чтобы советские советники в Албании находились в составе нашей группы. Мы имеем право контролировать то, что делают албанцы, какие соглашения они заключают. Если Албания хочет заключать какие-либо соглашения, то она должна согласовывать их с нами».

Это заявление было поддержано другими членами политбюро. На заседании Тито выступил против подписанных соглашений о создании советско-югославских акционерных обществ, назвав их «позорными и неравноправными». Отметив, что «русские выступают за немедленное создание федерации» Болгарии и Югославии, Тито объявил, что сейчас он против этого. Он заявил: «Югославия подтвердила свой путь к социализму. Русские по-иному смотрят на свою роль. На вопрос надо смотреть с идеологической точки зрения. Правы мы или они? Мы правы. Мы не пешки на шахматной доске. Мы должны ориентироваться только на собственные силы».

Несогласный с мнением большинства член политбюро С. Жуйович подробнейшим образом проинформировал посла А.И. Лаврентьева об этом заседании. Он сообщал, что в репликах и отдельных замечаниях члены политбюро подвергли острой критике и внутреннюю политику Советского правительства. Выступавшие говорили, что «восстановление русских традиций — это проявление великодержавного шовинизма. Празднование 800-летия Москвы отражает эту линию. Навязывается только русское во всех областях жизни. Недавнее постановление ЦК ВКП(б) о музыке — это возврат только к русскому классицизму, это отрицание других народов».

Член политбюро Гошняк заявил, что «политика СССР — это препятствие к развитию международной революции». Тито ответил на это репликой: «Точно» Член политбюро Кидрич утверждал, что русские «будут противиться строительству социализма, поскольку в СССР происходит перерождение». 7 марта Молотов попросил Лаврентьева поблагодарить Жуйовича и сказать ему, что «он делает хорошее дело как для Советского Союза, так и для народа Югославии, разоблачая мнимых друзей Советского Союза из югославского ЦК».

Доверие к информации Жуйовича усиливалось потому, что к этому времени посольство СССР уже не раз информировало Москву о том, что югославское руководство стремится подчеркнуть свою особую позицию по многим идейно-политическим вопросам. В сообщениях посольства отмечалось, что югославские лидеры принижают роль Красной Армии в победе над Германией за счет преувеличения роли югославских партизан, явно желая занять гегемонистское положение на Балканах. Лаврентьев обвинял руководителей Югославии в «национальной ограниченности» и указывал на неумеренное восхваление Тито.

Входе новой встречи А.И. Лаврентьева с С. Жуйовичем последний предложил вызвать делегацию югославского руководства в Москву, там Жуйович был готов публично выступить с разоблачением их истинной позиции, проявившейся на закрытом заседании политбюро 1 марта. (Во встрече принял участие и премьер-министр республики Боснии и Герцеговины Р. Чолакович.) Ища причины отхода Тито и его сторонников от СССР, Жуйович высказал предположение: «Уж не договорились ли между собой Тито и англо-американцы, к чему может быть, приложил руку В. Велебит?» (Последний был главой военной миссии ФНОЮ в Лондоне во время войны, а затем послом Югославии в Италии и Великобритании. Жуйович считал, что Велебит стал агентом США и Англии.) В новых сообщениях в Москву Жуйович именовал Тито, Ранковича, Карделя, Джиласа и других «перерожденцами». Он уверял, что Тито и его сторонники не решатся высказать свои антисоветские суждения перед членами КПЮ, так как знают, что будут отвергнуты коммунистами страны.

Тем временем правительство Югославии распорядилось прекратить передачу информации по экономическим вопросам советским специалистам, работавших в этой стране. Увидев в этом решении проявление недоверия к СССР, советское правительство распорядилось 18 марта 1948 года отозвать всех советских советников и специалистов из Югославии.

Почти одновременно 20 марта 1948 года США, Великобритания и Франция выступили за пересмотр мирного договора с Италией на основе передачи этой стране Свободной территории Триест. МИД Югославии 21 марта поставил СССР в известность о том, что собирается направить ноту протеста против этого предложения. На самом деле югославская нота была послана 22 марта, не дожидаясь согласования с Москвой. Таким об

разом, вновь, и на сей раз вопреки подписанному в феврале договору о консультациях, Югославия выступила с внешнеполитической инициативой в своих отношениях с Западом, не выслушав мнения Москвы. (Как и в предыдущих случаях, через некоторое время Югославия признала ошибочным свое решение направить ноту странам Запада без согласования с Москвой.)

Совершенно очевидно, что с конца 1947-го по начало 1948 года югославские лидеры предприняли без согласования с Москвой и вопреки ее намерениям ряд шагов на международной арене, которые были опасными для судеб мира. Всякий раз лидеры Югославии признавали ошибочность своих действий, но затем вновь поступали, исходя из своих интересов и не считаясь с тем, как это отразится на сохранении мира. В то же время было очевидно, что, если бы советское правительство стало публично заявлять о том, что Югославия бросает вызов «западному империализму», а СССР сдерживает ее в таких действиях, это привело бы к тому, что всему миру стало ясно, насколько СССР опасается ядерного конфликта. Это обстоятельство лишь спровоцировало бы наиболее агрессивные круги США и других стран Запада. Поэтому наиболее острые обвинения, выдвинутые Сталиным и Молотовым в их письме 27 марта, направленном «товарищу Тито и остальным членам ЦК Компартии Югославии», касались вопросов не внешней, а внутренней политики Югославии и идейно-теоретических проблем. В то же время полемика по этому кругу проблем неизбежно способствовала эскалации конфликта, так как шла по знакомому для марксистов всего мира руслу: стороны наклеивали друг на друга обидные ярлыки, обвиняя во всевозможных «отклонениях» от марксизма-ленинизма, а стало быть, в самой страшной для них крамоле.

Используя информацию Жуйовича, Сталин и Молотов отвергали обвинения членов политбюро КПЮ, высказанные Ими 1 марта против СССР, как «антисоветские». В письме подчеркивалось, что «эти антисоветские заявления обычно прикрываются левацкой фразеологией о том, что «социализм в СССР перестал быть революционным». Письмо обращало внимание на то, что эти обвинения высказаны не в открытой полемике, а келейно, хотя официально руководство КПЮ говорит о своей солидарности с ВКП(б). «Именно поэтому, — говорилось в письме, — такая критика превращается в клевету, в попытку дискредитировать ВКП(б) — в попытку взорвать советскую систему». Авторы письма находили сходство в методах борьбы против ВКП(б) Тито и Троцкого. При этом подчеркивалось: «Как известно, Троцкий был выродком, и впоследствии, после разоблачения, он открыто переселился в лагерь заклятых врагов ВКП(б) и Советского Союза. Мы считаем, что политическая карьера Троцкого достаточно поучительна».

Письмо обвиняло руководство КПЮ в нарушении норм партийной Демократии, в идейно-политическом оппортунизме и заимствовании те

оретических положений Бернштейна, Фолмара, Бухарина. Заявление Тито о том, что у партии не может быть иной программы, отличной от программы Народного фронта Югославии, трактовалось как стремление растворить партию в Народном фронте, и делался вывод о сходстве этой позиции с предложениями меньшевиков времен дореволюционного подполья.

Наконец, в письме говорилось: «Нам непонятно, почему английский шпион Велебит продолжает оставаться в системе мининдел Югославии в качестве первого заместителя министра. Югославские товарищи знают, что Велебит является английским шпионом. Как известно, буржуазные правительства считают вполне допустимым иметь в своем составе шпионов великих империалистических держав, милость которых они хотят себе обеспечить, и согласны, таким образом, поставить себя под контроль этих держав. Мы считаем такую практику абсолютно недопустимой для марксистов. Как бы то ни было, Советское правительство не может поставить свою переписку с югославским правительством под контроль английского шпиона».

На сей раз в Загребе 12—13 апреля 1948 года состоялся пленум ЦК КПЮ, на котором Тито и другие отвергли обвинения Сталина и Молотова как следствие дезинформации и превратной интерпретации. Против И.Тито и поддерживавшего его большинства членов ЦК выступил лишь С. Жуйович, а недавно исключенный из политбюро А. Хебранг направил письмо в ЦК в поддержку Сталина. Тито же обвинил Хебранга и Жуйовича в том, что они оклеветали КПЮ в глазах Сталина. Была создана специальная комиссия для расследования «антипартийной, антигосударственной деятельности С. Жуйовича и А. Хебранга». Письмо, направленное 13 апреля в Москву, отражало позицию большинства ЦК КПЮ.

Полемика между Сталиным и Молотовым, с одной стороны, и Тито и Карделем — с другой продолжалась в течение мая. В ходе переписки Сталин и Молотов предложили обсудить спорные вопросы на заседании Информбюро. 19 мая 1948 года в Белград было направлено письмо ЦКВКП(б), подписанное секретарем ЦК ВКП(б) М.А. Сусловым. В нем настаивалось на прибытии делегации КПЮ во главе с И. Тито на заседание Информбюро, которое предполагалось провести на Украине с участием И. Сталина. Однако пленум ЦК КПЮ отказался от участия в таком заседании. В это время руководитель польских коммунистов В. Гомулка пытался добиться компромисса, призывая ЦК ВКП(б) не доводить дело до разрыва, а ЦК КП Ю послать делегацию на Информбюро.

Тем временем Жуйович и Хебранг были сняты с занимаемых ими постов, а затем арестованы. При этом Жуйовичу инкриминировалась попытка «осуществить внутренний путч в ЦК КПЮ», а Хебранг был объявлен «усташско-гестаповским шпионом». Узнав об аресте Жуйовича и Хебранга, Сталин поручил 9 июня 1948 года Молотову передать следующее: «ЦК

ВКП(б) стало известно, что югославское правительство объявило Хебранга и Жуйовича изменниками и предателями родины. Мы это понимаем так, что Политбюро ЦК КПЮ намерено ликвидировать их физически. ЦК ВКП(б) заявляет, что если Политбюро ЦК КПЮ осуществит этот свой замысел, то ЦК ВКП(б) будет считать Политбюро ЦК КПЮ уголовными убийцами. ЦК ВКП(б) требует, чтобы расследование дела Хебранга и Жуйовича о так называемой неправильной информации ЦК ВКП(б) происходило с участием представителей ЦК ВКП(б). Ждем немедленного ответа». В своем ответе ЦК КПЮ отвергал обвинения и отрицал намерение уничтожить Жуйовича и Хебранга и отказывал ЦК ВКП(б) в участии в расследовании дела двух бывших руководителей Югославии. Затем последовал обмен несколькими письмами по этому вопросу.

Пропаганда в поддержку Тито сопровождалась репрессиями против сторонников решения Информбюро. Таких в партии нашлось более 55 тысяч. Все они (то есть около 12% всех коммунистов) были исключены из партии, а 16 312 из них были арестованы и заключены в специальные лагеря.

Хотя Жуйовичу была сохранена жизнь, он долго находился в тюрьме. Уже в 1948 году было объявлено, что Хебранг повесился в тюрьме. В августе 1948 года был убит якобы при попытке перейти румыно-югославскую границу еще один противник Тито — начальник генерального штаба Югославии Арсо Йованович. Оппозиция Тито и его сторонникам показывала, что антисталинский курс руководства КПЮ не пользовался столь единодушной поддержкой, как изображали это Хрущев и югославские лидеры. В то же время репрессии помогли Тито закрепить свою победу внутри КПЮ.

Конфликт, который долго тлел, вырвался наружу и постепенно привел к разрыву всех союзнических отношений СССР и других просоветских стран с Югославией. Вскоре конфликт стал причиной пограничных стычек на югославской границе и превратился в источник международной напряженности. Логика борьбы между СССР и Югославией привела к тому, что была разрушена стабильность в том поясе безопасности из просоветских стран, который сложился после мая 1945 года. Москва опасалась, что

пример Тито мог стать заразительным. Возможности использования Югославии и ее примера для размывания «пояса безопасности СССР» активно рассматривались и на Западе. Эти мысли были суммированы в директиве Совета национальной безопасности СНБ-58, утвержденной Трумэном 14 сентября 1949 года: «Задача состоит в том, чтобы облегчить рост еретического коммунизма, не нанеся в то же время серьезного ущерба нашим шансам заменить этот промежуточный тоталитаризм терпимыми режимами, входящими в западный мир». Авторы директивы исходили из того, что подобные тенденции «серьезно ослабят советский блок. Такую слабость Соединенные Штаты должны использовать. двинув как острие клина для подрыва авторитета СССР создание группы антимосковских коммунистических государств».

Зная об этих планах, советское руководство все в большей степени атаковало Тито, объявив его и других руководителей Югославии агентами иностранных разведок. Тем временем руководители компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы предпринимали усилия с целью «разоблачить» явных и тайных сторонников Тито в этих странах.

Эскалация конфликта с Югославией сопровождалась арестами Кочи Дзодзе и его сторонников в Албании. Были обвинены в сотрудничестве с Тито ряд руководителей Венгрии (во главе с министром иностранных дел Ласло Райком), Болгарии (во главе с заместителем премьер-министра Трайчо Костовым), Чехословакии (во главе с генеральным секретарем компартии Рудольфом Сланским). В Польше за «националистический уклон» был осужден, а затем приговорен к тюремному заключению В. Гомулка. В значительной степени эти и другие процессы были следствием обычной борьбы за власть, сведения личных счетов и повальной подозрительности в пособничестве международному империализму, разраставшейся по мере эскалации «холодной войны». Поэтому разумная забота о безопасности Советской страны перерождалась в необоснованные и жестокие репрессии против видных руководителей стран, ставших новыми союзниками СССР.

Другие статьи

Советский Союз и югославия в 1968 г: кризис системы отношений - тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-и

Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений The Soviet Union and Yugoslavia in 1968: the crisis of relations Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки »
  • СОВЕТСКИЙ СОЮЗ , 
  • ЮГОСЛАВИЯ , 
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ , 
  • ПРАЖСКАЯ ВЕСНА , 
  • SOVIET UNION , 
  • YUGOSLAVIA , 
  • INTERNATIONAL RELATIONS , 
  • PRAGUE SPRING , 
  • 1968
Аннотация
научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Вреск Соня

В статье освещается проблема развития взаимоотношений Советского Союза и Югославии в 1968 г. Кризис внутри социалистического блока, вызванный вмешательством пяти стран Варшавского Договора во внутренние дела Чехословакии, повлиял на ухудшение советскоюгославских отношений из-за противоположных взглядов руководителей двух стран на произошедшее. В средствах массовой информации обеих стран развернулась кампания против страны-оппонента, были предприняты меры по ограничению экономического сотрудничества. Однако обоюдные политические и экономические интересы Советского Союза и Югославии в последующем способствовали улаживанию их взаимных отношений.

Abstract 2010 year, VAK speciality — 07.00.00, author — Vresk Sonya, Vestnik of Saint-Petersburg State University. Series 2. History

Relations between the Soviet Union and Yugoslavia in 1968 are discussed. The crisis in the Soviet bloc caused by the intervention of Warsaw Pact in Czechoslovakia resulted in deteriorating Soviet Yugoslav relations. Campaign against each other spread to the mass media of the two countries; economic co-operation had to be curtailed. However, mutual political and economic interests contributed to improving relations in the future.

Научная статья по специальности " История. Исторические науки " из научного журнала "Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История", Вреск Соня

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Вреск Соня Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-soyuz-i-yugoslaviya-v-1968-g-krizis-sistemy-otnosheniy (дата обращения: 01.10.2016).

Вреск Соня "Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений" Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-soyuz-i-yugoslaviya-v-1968-g-krizis-sistemy-otnosheniy (дата обращения: 01.10.2016).

Вреск Соня (2010). Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-soyuz-i-yugoslaviya-v-1968-g-krizis-sistemy-otnosheniy (дата обращения: 01.10.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Вреск Соня Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2010. №4 С.147-152.

Вреск Соня "Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений" Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История (2010).

Вреск Соня (2010). Советский Союз и югославия в 1968 г. кризис системы отношений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История

Разрыв советским руководством отношений с югославией

ЮГОСЛАВИЯ. ИСТОРИЯ это:

ЮГОСЛАВИЯ. ИСТОРИЯ
Описание истории Югославии до Первой мировой войны см.
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА ;
МАКЕДОНИЯ ;
СЛОВЕНИЯ ;
ХОРВАТИЯ .
В 1840-е годы на Балканах возникло движение, направленное на политическое объединение всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев и болгар (это движение часто путали со стремлением Сербии объединить всех сербов в одном государстве - Великой Сербии). В период восстания в Боснии и Герцеговине против турецкого ига и во время сербо-турецких и русско-турецких войн в 1876-1878 движение по объединению южных славян вновь усилилось. Однако после 1880 началась конфронтация сербского, болгарского и хорватского национализма, усилилась зависимость Сербии от Австрии, причем в тот самый момент, когда она добилась полной независимости от Турции. Это на время уменьшило надежды югославянских народов на национальное освобождение и объединение. В конце 1890-х годов, особенно после 1903 и смены династии Обреновичей династией Карагеоргиевичей, движение южных славян снова набирает силу не только в Сербии, но и в Хорватии, Словении, Воеводине, Боснии и Герцеговине и даже в разделенной Македонии.
В 1912 Сербия, Болгария, Черногория и Греция, образовав военно-политический союз, напали на Турцию и захватили Косово и Македонию (1-я Балканская война, 1912-1913). Соперничество между Сербией и Болгарией, а также Болгарией и Грецией привело ко 2-й Балканской войне (1913), поражению Болгарии и разделу Македонии между Сербией и Грецией. Сербская оккупация Косово и Македонии расстроила австрийские планы по присоединению Сербии и контролю над дорогой в Салоники. При этом Сербия столкнулась с проблемой статуса этнических меньшинств (турок, албанцев и эллинизированных влахов) и тем, как управлять народами, схожими в этническом или языковом отношениях (македонскими славянами), но имеющими разную историю и социальную структуру.
Австро-Венгрия, проводившая по отношению к Сербии политику экономического давления и политического шантажа, аннексировала в 1908 Боснию и Герцеговину, а ее генеральный штаб стал разрабатывать план войны против Сербии. Эта политика толкнула определенную часть югославянских националистов в Боснии на террористические акты. 28 июня 1914 в Сараево был застрелен наследник австрийского трона эрцгерцог Франц Фердинанд. Между Австрией и Сербией вскоре начались военные действия, давшие толчок к началу Первой мировой войны.
Во время войны сербские, хорватские и словенские политические лидеры договорились о главной цели в этой войне - национальном объединении этих трех народов. Обсуждались принципы организации югославского государства: сербы из королевства Сербия склонялись к централизованному варианту, а сербы из Воеводины, хорваты и словенцы предпочитали федеративный вариант. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Вопрос о централизме или федерализме остался нерешенным.
В 1918 Великая народная скупщина Черногории проголосовала за объединение с новым государством. В состав королевства вошли также Воеводина, Славония, Хорватия, Босния и Герцеговина, значительная часть Далмации и большая часть территорий Австрии, где проживало население, говорившее на словенском языке. Но ей не удалось получить часть Далмации (район Задара) и Истрию, отошедших по мирным договорам к Италии, район Клагенфурта-Филлаха в Каринтии, население которого на плебисците (1920) проголосовало за вхождение в состав Австрии, Фиуме (Риека), захваченный сначала войсками Д'Аннунцио (1919), а затем превращенный в вольный город (1920) и в конце концов включенный Муссолини в состав Италии (1924).
В период после Первой мировой войны и революции в России идеи коммунизма распространились среди крестьян и рабочих в восточной части Центральной Европы. На выборах 1920 новая Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов), переименованная в том же году в Коммунистическую партию Югославии, получила 200 тыс. голосов, большинство которых было подано в экономически более отсталых районах страны, а также в Белграде и Загребе; в тот момент, когда войска Советской России двигались на Варшаву, она призывала к созданию Югославской Советской Республики. В 1921 правительство запретило коммунистическую и анархистскую пропаганду и вынудило коммунистическое движение уйти в подполье. Сербская Радикальная партия Николы Пашича выдвинула проект конституции, предполагавшей однопалатный парламент, разделение страны на 33 административные единицы, жесткую исполнительную власть. Бойкот конституционного собрания (Учредительной скупщины) со стороны Хорватской республиканской крестьянской партии (с 1925 - Хорватская крестьянская партия), которая выступала за федеративную конституцию, упростил принятие (1921) конституции, предусматривающей централизованное государство.
Лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич сначала бойкотировал Народную скупщину, но затем вошел в состав правительства Пашича. В 1926 Пашич умер, а его партия раскололась на три фракции. Многочисленность враждующих партий, коррупция, скандалы, кумовство, клевета и подмена партийных принципов политическими амбициями стали неотъемлемыми элементами политической жизни страны. В июне 1928 один из сербских депутатов на заседании парламента застрелил нескольких хорватских депутатов, в том числе Степана Радича.
Король Александр, который сам в значительной степени нес ответственность за эскалацию политических конфликтов, в январе 1929 распустил парламент, приостановил действие конституции, запретил деятельность всех политических партий, установил диктатуру и изменил название страны (с 1929 - Королевство Югославия). В период диктатуры национальные трения усилились, так как коммунисты выступали за независимость Хорватии, Словении и Македонии. Мятежные хорватские усташи, профашистская организация, выступавшая за независимость Хорватии и возглавлявшаяся загребским адвокатом Анте Павеличем, а также проболгарская Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО), которая выступала за независимость Македонии, нашли поддержку в Италии, Венгрии и Болгарии. В октябре 1934 ВМОРО и усташи участвовали в организации убийства короля Александра в Марселе.
В период регентства во главе с князем Павлом положение страны ухудшилось. Павел и его министр Милан Стоядинович ослабили Малую и Балканскую Антанты - системы союзов Югославии с Чехословакией и Румынией, а также с Грецией, Турцией и Румынией; они заигрывали с нацистской Германией, подписали договоры с Италией и Болгарией (1937) и разрешили создание партии с фашистским и авторитарным уклоном. В августе 1939 лидер Хорватской крестьянской партии Владко Мачек и премьер-министр Югославии Драгиша Цветкович подписали соглашение об образовании автономной области Хорватия. Это решение не удовлетворило ни сербов, ни экстремистски настроенных хорватов.
После прихода нацистов к власти в Германии (1933) СССР призвал югославских коммунистов отказаться от сепаратизма как средства практической политики и сформировать народный фронт против угрозы фашизма. В 1937 секретарем компартии стал хорват Иосип Броз Тито, который поддерживал организацию народного фронта сербско-хорватской и югославской солидарности против фашизма.
Вторая мировая война. С началом Второй мировой войны коммунисты попытались переориентировать население на новые политические задачи. 25 марта 1941 Югославия под давлением Германии присоединилась к Берлинскому пакту (союзу Германии, Италии и Японии). Двумя днями позже, в результате военного переворота, поддержанного значительной частью населения, было свергнуто правительство Д.Цветковича, подписавшее этот пакт. Королем Югославии стал Петр, сын Александра. Новое правительство выступило с обещанием соблюдения всех несекретных договоренностей с Германией, но в качестве меры предосторожности объявило Белград открытым городом. Ответом нацистской Германии явилась бомбардировка Белграда и вторжение 6 апреля 1941 в Югославию. В течение двух недель страна была оккупирована. Новый король и многие лидеры партий бежали из страны; несколько партийных лидеров пошли на компромисс с захватчиками, а остальные заняли пассивную или нейтральную позицию.
Югославия была расчленена: части страны отошли к Германии, Италии, Венгрии, Болгарии и итальянскому государству-сателлиту Албании. На развалинах Югославии было создано новое государство Хорватия во главе с Анте Павеличем и его усташами. Усташи проводили массовые репрессии против сербов, евреев и цыган, создали для их уничтожения несколько концентрационных лагерей, в том числе Ясеновац. Немцы депортировали словенцев из Словении в Сербию, призывали их в германскую армию или депортировали в Германию для работы на военных заводах и в трудовых лагерях. В Сербии немцы разрешили генералу Милану Недичу сформировать "правительство национального спасения", но не позволили ему содержать регулярную армию и создать министерство иностранных дел.
После поражения регулярной армии Коммунистическая партия Иосипа Броз Тито организовала мощное партизанское движение против немецких захватчиков. Югославское правительство в эмиграции официально поддерживало вооруженные отряды т.н. четников, которыми руководил Драже Михайлович, полковник королевской югославской армии. Михайлович оказывал сопротивление коммунистам в борьбе за власть, но поощрял сербский террор против хорватов и боснийских мусульман. Антикоммунизм Михайловича привел его к тактическому соглашению с немцами и итальянцами, а осенью 1941 четники повели борьбу против партизан. В результате союзники отказались от него, предпочитая союз с партизанами Тито, сражавшимися с оккупантами и коллаборационистами. В 1942 Тито сформировал Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Эта организация создавала на освобожденных территориях региональные антифашистские советы и местные народно-освободительные комитеты под контролем коммунистов. В 1943 Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) стала получать британскую военную помощь, а после капитуляции Италии получила итальянское вооружение.
Партизанское сопротивление было особенно мощным в западных районах Югославии, где существовали обширные освобожденные территории в Словении, Хорватии, Западной Боснии и Черногории. Партизаны привлекали на свою сторону население, обещая организовать Югославию по федеративному принципу и предоставить всем национальностям равные права. Однако в Сербии четники Михайловича имели большее влияние до прихода Советской Армии, и партизаны Тито начали кампанию по ее освобождению, захватив в октябре 1944 Белград.
В начале 1944 существовали два югославских правительства: временное правительство АВНОЮ в самой Югославии и королевское югославское правительство в Лондоне. В мае 1944 У.Черчилль заставил короля Петра назначить премьером Ивана Шубашича. В марте 1945 было сформировано объединенное правительство во главе с премьером Тито; согласно договоренности, пост министра иностранных дел в нем занял Шубашич. Однако он и его коллеги-некоммунисты, оказавшись без реальной власти, ушли в отставку и затем были арестованы.
В ноябре 1945 вновь избранная Учредительная скупщина ликвидировала монархию и провозгласила Федеративную Народную Республику Югославия (ФНРЮ). Михайлович и сотрудничавшие с оккупантами политики позже были схвачены, отданы под суд, признаны виновными в измене и коллаборационизме, казнены или брошены в тюрьму. Лидеры других политических партий, которые выступали против монополии коммунистов на власть, также подверглись тюремному заключению.


Коммунистическая Югославия. После 1945 коммунисты взяли по свой контроль политическую и экономическую жизнь Югославии. Конституция 1946 официально признавала Югославию федеративной республикой, состоявшей из шести союзных республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории. Правительство национализировало значительную долю частных предприятий и приступило к реализации пятилетнего плана (1947-1951) по советской модели, делая упор на развитие тяжелой промышленности. Крупные землевладения и сельскохозяйственные предприятия, принадлежавшие немцам, были конфискованы; около половины этой земли получили крестьяне, а другая половина перешла в собственность государственных агрохозяйств и лесхозов. Были запрещены некоммунистические политические организации, деятельность Православной и Католической церквей ограничена, а имущество конфисковано. Алоизий Степинац, католический архиепископ Загреба, был заключен в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с усташами.
Казалось, что Югославия тесно сотрудничает с СССР, но между странами назревал конфликт. Хотя Тито являлся убежденным коммунистом, он не всегда выполнял приказы Москвы. В годы войны партизаны получали относительно небольшую поддержку от СССР, а в послевоенные годы, несмотря на обещания Сталина, он не оказывал достаточной экономической помощи Югославии. Активная внешняя политика Тито не всегда нравилась Сталину. Тито оформил таможенный союз с Албанией, поддерживал коммунистов в гражданской войне в Греции и вел дискуссию с болгарами о возможности создания Балканской федерации.
28 июня 1948 накапливавшиеся в течение длительного времени противоречия прорвались наружу после того, как вновь созданное Коммунистическое информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ, 1947-1956) в своей резолюции осудило Тито и Коммунистическую партию Югославии (КПЮ) за ревизионизм, троцкизм и другие идеологические ошибки. В период между разрывом отношений в 1948 и смертью Сталина в 1953 торговля между Югославией и странами советского блока фактически прекратилась, границы Югославии постоянно нарушались, а в коммунистических государствах Восточной Европы проводились чистки с обвинениями в титоизме.
После разрыва отношений с СССР Югославия получила свободу в разработке планов собственного пути строительства социалистического общества. Начиная с 1950 правительство приступило к децентрализации экономического планирования и созданию рабочих советов, которые участвовали в управлении промышленными предприятиями. В 1951 реализация программы коллективизации сельского хозяйства была приостановлена, а в 1953 и вовсе прекращена.
В 1950-е годы во внешней политике Югославии произошел ряд важных изменений. Быстро расширялась торговля со странами Запада; в 1951 Югославия заключила договор с США о военной помощи. Улучшились также отношения с Грецией, а в 1953 Югославия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Грецией и Турцией, которые в 1954 были дополнены 20-летним оборонительным союзом. В 1954 был урегулирован спор с Италией о Триесте.
После смерти Сталина со стороны СССР предпринимались попытки улучшить отношения с Югославией. В 1955 Н.С.Хрущев и другие советские руководители посетили Белград и подписали декларацию, торжественно провозгласившую "взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела" и констатировавшую тот факт, что "разнообразие конкретных форм построения социализма является исключительно делом народов разных стран". В 1956 Хрущев осудил сталинизм; в странах советского блока началась реабилитация лиц, обвинявшихся ранее в титоизме.
Тем временем Тито приступил к осуществлению главной кампании в своей внешней политике, последовательно проводя третье направление. Он развивал тесные отношения с вновь возникшими неприсоединившимися странами, посетив в 1955 Индию и Египет. В следующем году в Югославии состоялась встреча Тито с египетским руководителем Гамаль Абдель Насером и индийским лидером Джавахарлалом Неру, которые заявили о поддержке принципов мирного сосуществования между государствами, разоружения и прекращения курса на усиление политических блоков. В 1961 неприсоединившиеся государства, ставшие организованной группой, провели в Белграде свою первую конференцию на высшем уровне.
Внутри Югославии политическая стабильность достигалась с трудом. В 1953 Коммунистическая партия была переименована в Союз коммунистов Югославии (СКЮ) в надежде, что идеологическое руководство в Югославии будет играть менее авторитарную роль, чем в СССР при Сталине. Тем не менее некоторые интеллектуалы подвергали режим критике. Наиболее известным критиком стал Милован Джилас, в прошлом ближайший помощник Тито. Джилас утверждал, что коммунисты вместо передачи власти рабочим провели лишь замену старого правящего класса "новым классом" партийных функционеров. В 1956 он был подвергнут тюремному заключению, в 1966 амнистирован.
В начале 1960-х годов произошла частичная либерализация режима. Только в 1963 правительство освободило из тюрем почти 2500 политических заключенных. Экономические реформы, начавшиеся в 1965, ускорили темпы экономической децентрализации и самоуправления. Рабочим советам предоставлялась большая свобода от государственного контроля в управлении своими предприятиями, а опора на рыночные механизмы усилила влияние югославских потребителей на принятие экономических решений.
Югославия стремилась также ослабить напряженность в Восточной Европе. В 1963 Югославия и Румыния выступили с совместным призывом превратить Балканы в безъядерную зону мира и сотрудничества, а также заключили соглашение о совместном строительстве электростанции и судоходного шлюза у Железных Ворот на Дунае. Когда в 1964 отношения между СССР и Румынией оказались на грани разрыва, Тито посетил обе страны, чтобы убедить их в необходимости компромисса. Тито выступил с осуждением широкомасштабной интервенции стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968. Легкость, с которой СССР и его союзники оккупировали Чехословакию, обнаружила собственную военную слабость Югославии; в результате были созданы территориальные силы обороны, своего рода национальная гвардия, которая должна была вести партизанскую борьбу в случае советского вторжения в Югославию.
Одной из самых серьезных внутренних проблем Тито стала напряженность в отношениях между различными этническими группами в Югославии. К их антагонизму, имеющему глубокие исторические корни, а также к тягостным воспоминаниям об убийствах во время Второй мировой войны добавились экономические трения между относительно развитыми северо-западными республиками Хорватией и Словенией и бедными республиками юга и востока. Чтобы обеспечить разделение власти между представителями всех основных национальностей, Тито реорганизовал в 1969 структуру руководства СКЮ. В конце 1971 хорватские студенты устроили демонстрацию в поддержку более широкой политической и экономической автономии Хорватии. В ответ Тито провел чистку хорватского партийного аппарата. В Сербии он осуществил аналогичную чистку в 1972-1973.
В 1971 был учрежден коллегиальный орган (Президиум СФРЮ), чтобы обеспечить представительство всех основных национальностей на высшем уровне управления государством. Новая конституция 1974 утвердила эту систему и упростила ее. Тито сохранял пост президента без ограничения срока мандата, но после его смерти все функции управления государством должны были перейти к коллективному президентству, члены которого должны были ежегодно сменять друг друга на посту главы государства.
Некоторые наблюдатели предсказывали крах югославского государства после смерти Тито. Несмотря на многие реформы, титоистская Югославия сохраняла некоторые черты сталинизма. После смерти Тито (1980) Сербия все чаще пыталась повторно провести централизацию страны, уже двигавшейся в направлении своеобразной конфедерации, предусмотренной титоистской конституцией 1974.
В 1987 Сербия получила активного лидера в лице Слободана Милошевича - нового главы Союза коммунистов Сербии. Попытки Милошевича сначала ликвидировать автономии Косова и Воеводины, управление которыми с 1989 велось непосредственно из Белграда, а затем акции против Словении и Хорватии привели к дестабилизации положения в Югославии. Эти события ускорили ликвидацию Союза коммунистов Югославии и движение к независимости во всех республиках, за исключением Сербии и Черногории. В самой Сербии Милошевич все больше сталкивался с оппозицией национальных меньшинств, в первую очередь албанцев и боснийских мусульман Санджака, а также либералов. Оппозиция окрепла и в Черногории. В 1991 четыре из шести республик провозгласили независимость. В ответ Милошевич предпринял военные действия против Словении (в июне 1991), Хорватии (с сентября по декабрь 1991), Боснии и Герцеговины (март 1992 - декабрь 1995). Эти войны привели к значительным людским потерям, массовым перемещениям гражданского населения и разрушениям, но не к военной победе. В Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине сербские нерегулярные войска и югославская народная армия приступили к захвату территорий, убийствам или депортации лиц иной национальности, приступив тем самым к реализации своего плана создания Великого Сербского государства.
В апреле 1992 Милошевич решил создать из остатков прежней федерации Союзную Республику Югославию в составе Сербии и Черногории. Однако в мае Совет безопасности ООН ввел против Югославии жесткие санкции из-за ее агрессии против Боснии и Герцеговины. Когда эти санкции вступили в действие, гражданин США Милан Панич был назначен на декоративный по сути пост премьер-министра уменьшившегося государства. Этот акт не привел к улучшению международного положения Югославии, так и без того непростая ситуация в Боснии продолжала ухудшаться. В сентябре Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Югославии из своего состава, поэтому Сербия и Черногория были вынуждены надеяться только на собственные силы.
В 1993 внутриполитическая борьба в Югославии привела к отставке умеренных политиков - премьер-министра Панича и президента Добрицы Чосича, а также к аресту и избиению Вука Драшковича, лидера оппозиции Милошевичу. В мае 1993 собрание представителей Югославии, т.н. Республики Сербская Краина (в Хорватии) и Сербской Республики (в Боснии) подтвердило цель создания единого государства - Великой Сербии, в которой должны будут жить все сербы. В начале 1995 Югославия не получила разрешение на вступление в ООН; экономические санкции против нее были продолжены.
В 1995 Слободан Милошевич прекратил политическую и военную поддержку сначала хорватских, а затем и боснийских сербов. В мае 1995 хорватская армия полностью изгнала боснийских сербов из Западной Славонии, а в августе 1995 потерпела крах самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Переход сербского анклава в состав Хорватии привел к оттоку сербов-беженцев в СРЮ.
После бомбежек силами НАТО военных позиций боснийских сербов в августе и сентябре 1995 была созвана международная конференция в Дейтоне (шт. Огайо, США) с целью подписания соглашения о перемирии в Боснии и Герцеговине. После подписания Дейтонских соглашений в декабре 1995 Югославия продолжала скрывать у себя военных преступников и поощряла стремление к воссоединению у боснийских сербов.
В 1996 ряд оппозиционных партий сформировал широкую коалицию под названием "Единство". Зимой 1996-1997 эти партии организовали в Белграде и других крупных городах Югославии массовые публичные демонстрации против режима Милошевича. На выборах осенью 1996 правительство отказалось признать победу оппозиции. Внутренняя раздробленность помешала последней укрепиться в борьбе с правящей Социалистической партией Сербии (СПС). Милошевич вывел из игры или присоединил оппозиционные партии, в т.ч. Сербскую радикальную партию (СРП) Воислава Шешеля.
Осенью 1997 напряженность внутриполитической обстановки в СРЮ в целом и в первую очередь в Сербии проявилась в ходе длительной кампании по выборам сербского президента. В конце декабря с четвертой попытки 55-летний представитель СПС Милан Милутинович, в прошлом министр иностранных дел СРЮ, одержал победу над лидерами СРП и Сербским движением обновления (СДО). В Скупщине Сербии контролируемая им коалиция получила 110 из 250 мандатов (СРП - 82, а СДО - 45). В марте 1998 в Сербии было сформировано правительство "народного единства" в составе представителей СПС, движения Югославские левые (ЮЛ) и СРП. Председателем правительства Сербии стал Мирко Марьянович (СПС), занимавший пост премьера и в прежнем кабинете.
В мае 1998 в отставку было отправлено правительство СРЮ Р.Контича и избрано новое во главе с экс-президентом Черногории (январь 1993 - январь 1998) М.Булатовичем, лидером Социалистической народной партии Черногории (СНПЧ), выделившейся из Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ). В правительственной программе Булатовича среди приоритетных назывались задачи сохранения единства СРЮ, продолжения усилий по созданию правового государства. Он высказался за реинтеграцию Югославии в международное сообщество на условиях равноправия, защиты национального и государственного суверенитета. Третьим приоритетом политики правительства было названо продолжение реформ, создание рыночной экономики с целью повышения жизненного уровня населения.
Весной 1998 в Албании был избран новый президент - социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи "Великой Албании". В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между т.н. Освободительной армией Косово (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления (к этому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 количество беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек.
Проходившее 1 декабря 1998 празднование 80-летия образования Югославии (в отсутствие представителей правительства Черногории) было призвано продемонстрировать преемственность курса страны на объединение южных славян, проводившегося в период "первой Югославии" - Королевством сербов, хорватов и словенцев - и "второй, или партизанской Югославии" - СФРЮ. Однако в течение длительного времени происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества, а с октября 1998 страна фактически жила под угрозой бомбардировок.
Для разрешения конфликта ведущие политики крупнейших стран Запада и России в рамках Контактной группы инициировали 7-23 февраля 1999 переговорный процесс в Рамбуйе (Франция), который характеризовался большей вовлеченностью западноевропейских стран и их стремлением играть столь же весомую роль на Балканах, как и США; ужесточением позиции России в связи с ее оттеснением от принятия решений; слабой вовлеченностью ближайшего окружения - стран Центральной Европы. На переговорах в Рамбуйе удалось достичь промежуточных результатов, при этом США пришлось смягчить свою последовательно антисербскую позицию и дифференцировать отношение к различным группировкам в Косово. Возобновившиеся 15-18 марта 1999 переговоры не отменяли угрозы бомбардировок страны, в которой не прекращались межэтнические столкновения. Требования ввести в Югославию войска НАТО, руководство которой заявило о срыве переговоров по вине Белграда, звучали все громче, вызывая противодействие России.
20 марта члены миссии ОБСЕ покинули Косово, 21 марта НАТО объявила Милошевичу ультиматум, а начиная с 24 марта по территории Югославии стали наноситься первые ракетно-бомбовые удары. 26 марта Совет безопасности ООН не поддержал инициативу России по осуждению агрессии НАТО; с конца марта бомбардировки Югославии усилились, одновременно ОАК активизировала боевые действия в Косово. 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М.Примаковым, а 4 апреля президент США Б.Клинтон одобрил инициативу о направлении в Албанию вертолетов для обеспечения наземных операций. 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С.Иванова и государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем президента РФ по Югославии был назначен В.С.Черномырдин.
К этому времени резко возросло число гражданских жертв бомбардировок (как сербов, так и косоваров). Число беженцев из Косово резко возросло, наметились контуры экологической катастрофы, затронувшей сопредельные с Югославией страны. 23 апреля состоялась поездка Черномырдина в Белград, после нее переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. В мае бомбардировки Югославии не прекращались, при этом одновременно активизировалась и деятельность ОАК.
Решающая неделя в поисках выхода из кризисной ситуации пришлась на 24-30 мая и была связана с повышенной дипломатической активностью ЕС и входящих в него стран, с одной стороны, и России - с другой. В то же время инициатива ряда стран-членов НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, в меньшей степени ФРГ) о временном прекращении бомбардировок не получила поддержки, а миссия Черномырдина подверглась жесткой критике со стороны оппозиционных партий внутри Государственной Думы России.
В начале июня в Белграде состоялась встреча президента Финляндии М.Ахтисаари, С.Милошевича и В.С.Черномырдина. Несмотря на сдержанное отношение к переговорам со стороны США, они прошли успешно, а между силами НАТО в Македонии и югославскими армейскими частями наметилась договоренность о вводе миротворческих сил в Косово. 10 июня генеральный секретарь НАТО Х.Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки, длившиеся 78. Страны НАТО израсходовали на агрессию против Югославии ок. 10 млрд. долл. (75% этих средств приходилось на США), нанесли по Сербии ок. 10 тыс. бомбовых ударов, подорвав военный потенциал страны, разрушив ее транспортную сеть, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Погибли не менее 5 тыс. военных и гражданских лиц, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человек (в том числе в Македонии оказалось 445 тыс. в Черногории - 70 тыс. в Албании - 250 тыс. в других странах Европы - ок. 75 тыс. человек). Ущерб от бомбардировок составляет, по разным оценкам, от 100 до 130 млрд. долл.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000 .

Смотреть что такое "ЮГОСЛАВИЯ. ИСТОРИЯ" в других словарях:

ЮГОСЛАВИЯ — государство в Юго Восточной Европе, имевшее на разных этапах своей истории различные названия Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918 1929); Королевство Югославия (1929 1945); Демократическая Федеративная Югославия (1944 1945);… … Энциклопедия Кольера

Югославия — на карте Европы (границы менялись) Югославия  государство в Европе, существовавшее на Балканском полуострове в течение почти всего XX века и имевшее выход к Адриатическому морю. В … Википедия

История Турции в XX веке — * 1901.11.09 В ответ на французский ультиматум турецкий султан соглашается не ущемлять французские интересы в Турции. * 1903.08.02 Начало восстания в Македонии. В конце сентября Турции удается его подавить, что вызывает волну протестов в Западной … Википедия

Югославия — (Jugoslavia), Cоциалистическая Федеративная Pеспублика Югославия (Socijalisticka Federativna Republika Jugoslavija), СФРЮ, гос во на Ю. Eвропы, б.ч. на Балканском п ове, в басс. p. Дунай и y Aдриатич. м. Пл. 255,8 тыс. км2. Hac. 23,3 млн … Геологическая энциклопедия

Книги
  • История Далмации. Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!История Далмации — представляет собой историю восточного побережья Адриатического моря, которая прослеживается со II-го века до нашей эры по… Подробнее Купить за 1125 руб
  • История Словении. Кирилина Л. А. Пилько Н. С. Чуркина И. В. В 1991 г. было провозглашено новое государство Республика Словения. Словенцам, составляющим 91 % населения страны и занимающим юго-западную часть территории расселения славян, пришлось пройти… Подробнее Купить за 300 руб
  • История государства и права зарубежных стран. Шелкопляс В. А. Данилов В. А. Учебник подготовлен в соответствии с новым образовательным стандартом на основе типовой учебной программы. Процессы образования и развития государства и права в зарубежных странах… Подробнее Купить за 90 руб
Другие книги по запросу «ЮГОСЛАВИЯ. ИСТОРИЯ» >>