Руководства, Инструкции, Бланки

руководство для следователя и его общественного помощника img-1

руководство для следователя и его общественного помощника

Рейтинг: 4.1/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Гармаев Ю

Гармаев Ю.П. Руководство для следователя и его общественного помощника
  • Файл формата zip
  • размером 349,46 КБ
  • содержит документ формата fb2
  • Добавлен пользователем tim_gusew 25.08.2016 19:18
  • Отредактирован 27.08.2016 13:16
  • Скачан 7 пользователями

Учебно-практическое пособие. - М. Консультант Плюс, 2016. - 103 с.

Настоящее издание содержит прикладные рекомендации как для следователей, так и для студентов в период прохождения ими практик и работы общественными помощниками. Книга подготовлена коллективом опытных практических работников и учёных в рамках инновационного проекта "Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж. Авторы сделали в "Руководстве…" соответствующие ссылки, подготовили и разместили в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Такой подход, безусловно, повысит практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций.
Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Другие статьи

Руководство для следователя и его помощника, практиканта: Учебно-практическое пособие

Руководство для следователя и его помощника, практиканта: Учебно-практическое пособие. Гармаев Ю.П. 2009г.

Руководство для следователя и его помощника, практиканта, Гармаев Ю.П

Руководство для следователя и его помощника, практиканта: Учебно-практическое пособие. Гармаев Ю.П. Изд-во РИО САПЭУ ISBN 978-5--97-69-00-25-7, 2009г. 264 стр. обл.

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше студентов-практикантов и постоянных общественных помощников. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство.

Издание подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта "Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ.

Издание имеет тройное назначение:

1) памятка для следователя;

2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника и студентов-практикантов;

3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж.

Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

Гармаев Ю.П - заведующий кафедрой организации прокурорско-следственной деятельности Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, доцент, советник юстиции.

Автор более 120-ти научных работ, в том числе 12-ти книг.

Книга продается в магазинах книготорговой группы "Продалит":

Мир Книг
Тел. (3952) 200917, (3952) 240598
Адрес: г.Иркутск, ул. Урицкого, 9

Книга Маркет ПродаЛитЪ
Тел. (3952) 526291, (3952) 526339
Адрес: г.Иркутск, ул. Улан-Баторская, 2

ПродаЛитЪ ЦР
Тел. (3952) 206607
Адрес: г.Иркутск, ул. Партизанская, 1

Иркутская книга Труд
Тел. (3952) 201911, (3952) 201682
Адрес: г.Иркутск, ул. Карла Маркса, 12

ПродаЛитЪ
Тел. (3952) 513070, (3952) 591370
Адрес: г.Иркутск, ул. Байкальская,172

Версаль
Тел. (3952) 500678
Адрес: г.Иркутск, ул. Академическая, 31

Зачетка
Тел. (3952) 405364
Адрес: г.Иркутск, ул. Лермонтова, 85, общ.1

Ново-Ленино
Тел. (3952) 518295, (3952) 518221
Адрес: г.Иркутск, 18-й Советский пер, 1

Иркутск II
Тел. (3952) 376951
Адрес: г.Иркутск, Сибирских партизан, 8

Сан-Рома
Тел. (3952) 203384
Адрес: г.Иркутск, ул. Ст. Разина, 5

Фортуна
Тел. (3952) 480867
Адрес: г.Иркутск, ул. Окт. Революции, 1

Школьник
Тел. (3952) 703306
Адрес: г.Иркутск, ул. Литвинова, 17

Шелеховский ПродаЛитЪ
Тел. (39510) 44101
Адрес: г.Шелехов, 6й кв. д. 30, маг. Сибирь, 2й эт.

Ангарск Квартал
Тел. (3951) 540572
Адрес: г.Ангарск, 182 квартал, д.17

Ангарск Центр
Тел. (3951) 528269
Адрес: г.Ангарск, пл. Ленина, д.30

ПродаЛитЪ Лола
Тел. (3951) 952401
Адрес: г.Ангарск, м/р 6, д.19

Ангарск ПродаЛитЪ
Тел. (3951) 677250
Адрес: г.Ангарск, Ангарский проспект, 13 м/р, д. 33

Усольская книга 1
Тел. (39543) 61400
Адрес: г.Усолье-Сибирское, ул. Интернациональная, 83

Усольская книга 2
Тел. (395443) 35550
Адрес: г.Усолье-Сибирское, пересеч Космонавтов и Кр. Партизан

Братская книга
Тел. (395443) 462121
Адрес: г.Братск, ул. Обручева, 25

Братская книга Энергетик
Тел. (3953) 334139
Адрес: г.Братск, ул. Наймушина, 5

Руководство для следователя и его общественного помощника – читать онлайн бесплатно или скачать книгу в epub, fb2, rtf, mobi, pdf – отзывы о книге

Руководство для следователя и его общественного помощника

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественных помощников и студентов-практикантов. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство.

Издание подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта "Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж.

Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Руководство для следователя и его общественного помощника» автора в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Электронная библиотека АЛЬДЕБАРАН

Альдебаран - самая большая коллекция литературы доступная для скачивания на телефон, айфон, айпад, андроид. Вы можете ознакомиться с кратким содержанием или прочитать отрывок онлайн, прежде чем скачать книгу.

Книга Руководство для следователя и его общественного помощника читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook

Руководство для следователя и его общественного помощника
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук Ю.П. Гармаев

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2010 года.

Валерий Иванович Елинский, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Вячеслав Викторович Сухоруков, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия, государственный советник юстиции 3 класса.

Сведения об авторах

Артур Викторович Бычков. ректор Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – глава 16 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Юрий Петрович Гармаев. доктор юридических наук, – глава 1, главы 3, 6 и 8 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 5 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с И.И. Телегиным), глава 15 (в соавторстве с А.О. Хориноевым), глава 16 (в соавторстве с А.В. Бычковым);

Теймур Талехович Магомедов. заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 4 (в соавторстве с Р.А. Мартыновым), глава 5 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), глава 9;

Энок Возгенович Мартиросян, прокурор-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области, старший советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), главы 3 и 6 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), 7.1, глава 8 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Роман Александрович Мартынов. судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), – глава 4 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 12;

Владислав Олегович Пантелеев. следователь группы по расследованию преступлений, совершенных против личности, и бандитизма при отделе по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, юрист 2-го класса, – глава 13;

Диана Аркадьевна Степаненко. заместитель директора Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин (г. Иркутск), доктор юридических наук, профессор, – глава 11;

Игорь Иванович Телегин. руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, государственный советник юстиции 3-го класса, почетный работник прокуратуры РФ, – глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Анатолий Орхокович Хориноев. председатель Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, – Предисловие, глава 15 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Дмитрий Юрьевич Яковлев. заведующий кафедрой криминалистики и судебных экспертиз Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – 7.2 – 7.7.

Предисловие

В настоящее время и руководство нашей страны, и общественность постоянно обращают внимание на низкое качество обучения в большинстве юридических вузов. Результаты очевидны и чрезвычайно вредны. В частности, невысокий уровень квалификации кадрового состава органов предварительного расследования, куда устремляется значительная часть выпускников-юристов, уже стал притчей во языцех. Профессиональная некомпетентность следователей становится особенно очевидной в ходе судебного разбирательства по уголовным делам. Вот почему своевременной и необходимой представляется инициатива Президента Российской Федерации, который в своем Указе, специально посвященном юридическому образованию, упомянул о необходимости увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования <1>.

<1> Подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.05.2009 N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 29 мая. N 97 (4921). С. 13.

В этих условиях работодатели нашей страны, в том числе органы предварительного расследования и суда, вправе рассчитывать на то, что со студенческой скамьи будут выходить хорошо подготовленные юристы, знакомые не только с теорией и законодательством, но и с реальной практикой их применения, способные составить любой правоприменительный акт, помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права.

Чтобы повысить качество практической составляющей обучения юристов, необходимы адаптированные к практике учебники и пособия. Именно к таковым относится книга, которую читатель держит в своих руках.

"Руководство для следователей и их помощников, практикантов" является первым в своем роде изданием, содержащим прикладные рекомендации как для следователей, так и для студентов в период прохождения ими практик и работы общественными помощниками. Книга подготовлена коллективом опытных практических работников и ученых в рамках инновационного проекта "Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор Ю.П. Гармаев – 14 лет отдал службе в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в том числе 5 лет трудился в Иркутском институте повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ. Опыт обучения и практических работников, и студентов, проведение выездных занятий в правоохранительных органах в 22 субъектах Российской Федерации – все это в совокупности позволило организовать разработку и успешно апробировать прикладные и притом не имеющие аналогов в России средства обучения.

В частности, авторы сделали в "Руководстве…" соответствующие ссылки, подготовили и разместили в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Такой подход, безусловно, повысит практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций.

Есть основания полагать, что при условии широкого внедрения настоящего "Руководства…" качество и эффективность расследования уголовных дел могут улучшиться и в то же время будет повышен уровень прикладных знаний и навыков выпускников юридических вузов, больше квалифицированных молодых специалистов успешно трудоустроятся и с полной отдачей будут работать в правоохранительных и судебных органах нашей страны.

заслуженный юрист РФ,

председатель Верховного суда

кандидат юридических наук

Глава 1
Кому и как пользоваться этим руководством
1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т. п.

<2> Здесь и далее под термином "следователь" подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное – начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы – он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

<3> См. Приложение 1. Далее – Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать – неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, – поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т. п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника – это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее – занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы… В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 – 4 недели. Чему их можно научить за это время. – скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад – в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант – студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 – 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 – 15).

2. Общественный помощник – это элита, "гвардия" молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 – 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант – студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке "Методические материалы".

В основу "Руководства…" положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

– по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

– какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников – практикантов?

– каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

– какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов – это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

– в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

– которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

– годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т. д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

Руководство для следователя и его общественного помощника

Руководство для следователя и его общественного помощника

Мы с удовольствием размещаем отзывы наших пользователей о прочитанных книгах, так как уверены, что они будут интересны другим читателям и помогут им при выборе новой книги для чтения! Пожалуйста, придерживайтесь следующих правил при написании отзыва:

Пишите содержательный отзыв (не менее 120 символов)

Пожалуйста, расскажите подробнее, чем вам понравилось или не понравилось произведение. Воздержитесь от описаний сюжета, сохраните интригу для других читателей. Если у вас не получается написать содержательный отзыв - просто поставьте оценку.

Следите за ошибками/опечатками, не ругайтесь и не унижайте авторов/читателей

Рецензия должна быть написана на русском языке кириллическими символами или на языке книги (для книг на иностранных языках). Пожалуйста, не пишите отзывы только заглавными буквами или латинскими символами. Недопустимо оскорбление чувств и достоинств других людей, а так же призывы к разжиганию межнациональной или религиозной розни.

Пишите уникальные отзывы, не копируйте чужие

Не дублируйте один отзыв на несколько произведений. Не используйте отзывы из других источников. Не злоупотребляйте цитированием текста произведения. Не используйте в отзыве текст из аннотации.

Не накручивайте рейтинг

Рецензии, направленные на умышленное изменение рейтинга произведения, запрещены. Выявление признаков накрутки/занижения осуществляется с помощью технических средств.

Реклама и спам не допускаются

Модератор имеет право отредактировать или отклонить отзыв, содержащий ссылки на внешние ресурсы, а также любую другую информацию, которая может быть воспринята как реклама или спам.

Администрация проекта не несет ответственности за содержание и достоверность сообщений и не участвует в судебных и любых других разбирательствах между третьими лицами, в связи с размещением сообщений на проекте. Также администрация оставляет за собой право отказать в публикации нового или уже опубликованного отзыва без объяснения причин.

Читать бесплатно книгу Руководство для следователя и его общественного помощника, Юрий Гармаев

Руководство для следователя и его общественного помощника

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2010 года.

Валерий Иванович Елинский, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Вячеслав Викторович Сухоруков, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия, государственный советник юстиции 3 класса.

Сведения об авторах

Артур Викторович Бычков. ректор Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – глава 16 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Юрий Петрович Гармаев. доктор юридических наук, – глава 1, главы 3, 6 и 8 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 5 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с И.И. Телегиным), глава 15 (в соавторстве с А.О. Хориноевым), глава 16 (в соавторстве с А.В. Бычковым);

Теймур Талехович Магомедов. заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Э.В. Мартиросяном), глава 4 (в соавторстве с Р.А. Мартыновым), глава 5 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), глава 9;

Энок Возгенович Мартиросян, прокурор-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области, старший советник юстиции, – глава 2 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), главы 3 и 6 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым), 7.1, глава 8 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Роман Александрович Мартынов. судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), – глава 4 (в соавторстве с Т.Т. Магомедовым), глава 12;

Владислав Олегович Пантелеев. следователь группы по расследованию преступлений, совершенных против личности, и бандитизма при отделе по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, юрист 2-го класса, – глава 13;

Диана Аркадьевна Степаненко. заместитель директора Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин (г. Иркутск), доктор юридических наук, профессор, – глава 11;

Игорь Иванович Телегин. руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, государственный советник юстиции 3-го класса, почетный работник прокуратуры РФ, – глава 14 и Приложение 2 (в соавторстве с Ю.П. Гармаевым);

Анатолий Орхокович Хориноев. председатель Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, – Предисловие, глава 15 (в соавторстве с Ю.П.

Дмитрий Юрьевич Яковлев. заведующий кафедрой криминалистики и судебных экспертиз Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат юридических наук, доцент, – 7.2 – 7.7.

Предисловие

В настоящее время и руководство нашей страны, и общественность постоянно обращают внимание на низкое качество обучения в большинстве юридических вузов. Результаты очевидны и чрезвычайно вредны. В частности, невысокий уровень квалификации кадрового состава органов предварительного расследования, куда устремляется значительная часть выпускников-юристов, уже стал притчей во языцех. Профессиональная некомпетентность следователей становится особенно очевидной в ходе судебного разбирательства по уголовным делам. Вот почему своевременной и необходимой представляется инициатива Президента Российской Федерации, который в своем Указе, специально посвященном юридическому образованию, упомянул о необходимости увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования <1>.

<1> Подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.05.2009 N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 29 мая. N 97 (4921). С. 13.

В этих условиях работодатели нашей страны, в том числе органы предварительного расследования и суда, вправе рассчитывать на то, что со студенческой скамьи будут выходить хорошо подготовленные юристы, знакомые не только с теорией и законодательством, но и с реальной практикой их применения, способные составить любой правоприменительный акт, помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права.

Чтобы повысить качество практической составляющей обучения юристов, необходимы адаптированные к практике учебники и пособия. Именно к таковым относится книга, которую читатель держит в своих руках.

"Руководство для следователей и их помощников, практикантов" является первым в своем роде изданием, содержащим прикладные рекомендации как для следователей, так и для студентов в период прохождения ими практик и работы общественными помощниками. Книга подготовлена коллективом опытных практических работников и ученых в рамках инновационного проекта "Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор Ю.П. Гармаев – 14 лет отдал службе в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в том числе 5 лет трудился в Иркутском институте повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ. Опыт обучения и практических работников, и студентов, проведение выездных занятий в правоохранительных органах в 22 субъектах Российской Федерации – все это в совокупности позволило организовать разработку и успешно апробировать прикладные и притом не имеющие аналогов в России средства обучения.

В частности, авторы сделали в "Руководстве…" соответствующие ссылки, подготовили и разместили в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Такой подход, безусловно, повысит практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций.

Есть основания полагать, что при условии широкого внедрения настоящего "Руководства…" качество и эффективность расследования уголовных дел могут улучшиться и в то же время будет повышен уровень прикладных знаний и навыков выпускников юридических вузов, больше квалифицированных молодых специалистов успешно трудоустроятся и с полной отдачей будут работать в правоохранительных и судебных органах нашей страны.

заслуженный юрист РФ,

председатель Верховного суда

кандидат юридических наук

Глава 1
Кому и как пользоваться этим руководством
1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т. п.

<2> Здесь и далее под термином "следователь" подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное – начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы – он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

<3> См. Приложение 1. Далее – Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать – неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, – поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т. п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника – это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее – занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы… В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 – 4 недели. Чему их можно научить за это время. – скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад – в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант – студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 – 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 – 15).

2. Общественный помощник – это элита, «гвардия» молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 – 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант – студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке "Методические материалы".

В основу "Руководства…" положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

– по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

– какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников – практикантов?

– каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

– какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов – это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

– в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

– которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

– годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т. д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18