Руководства, Инструкции, Бланки

образец самоанализа педагогической деятельности учителя русского языка img-1

образец самоанализа педагогической деятельности учителя русского языка

Рейтинг: 5.0/5.0 (1924 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы-2011

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание - Методические рекомендации

Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта.

У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают.

У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия.

Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности.

Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования, и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам.

Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам.

II. Самоанализ урока

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

Посещающий педагог наблюдает за ходом урока и фиксирует происходящее. После урока учитель должен ответить на два вопроса:

Что должен был узнать и научиться делать ребенок на уроке?

Как учитель это делает сам? (назвать способ и воспроизвести действие)

Затем учитель и посещающий педагог обсуждают, оценивают элементы урока (выбор элементов анализа урока зависит от цели посещения) по следующим критериям (примерные).

Оценка структуры урока:

- гигиенические условия, оценка учителем места урока в расписании, дня недели, времени года, степени утомления либо возбуждения учащихся после предыдущего урока,

- взаимосвязь урока в теме раздела программы,

- определение соответствия цель урока – тип урока – структура урока.

Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности:

- определение учителем цели и триединой задачи урока,

- постановка цели урока перед учащимися,

- соответствие цели, задач урока его этапам и содержанию,

- определение значимости изучаемого материала на уроке, его актуальность и связь с жизнью,

- положительная мотивация учащихся,

- на уроке создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика,

- эффективность использования оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития по­знавательного интереса.

Оценка содержания образования:

- научность, доступность и посильность изучаемого материала,

- новизна, проблемность и привлекательность учебной информации,

- эффективность подбора содержательного компонента урока (материала для изучения, закреп­ления, повторения, самостоятельной работы и т.п.)

- обоснованность и наличие логики между этапами урока,

- подведение итогов урока, анализ деятельно­сти учащихся на уроке,

- домашнее задание (методика и объем), поисковый творческий характер заданий,

- рациональность использования времени урока, оптимальность темпа работы.

Оценка эффективности форм организации обучения

Целесообразность и обоснованность используемых форм, с учетом данных педагогической и психологической диагностики.

Эффективность преподавания повышалась

- широким спектром заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

- адекватностью наглядного материала и ТСО,

- тем, что на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся, а не расчет на среднего ученика,

- применением здоровьесберегающих технологий и методик,

- тем, что в объяснении учитываются возможные ошибки учащихся,

- использованием эвристических приемов (работа не по образцу), позволяющих развивать творчество учащихся,

- эффективным использованием возможностей учебного кабинета на уроке.

Оценка учащихся на уроке

- уровень активности учащихся на уроке,

- адекватность ответов на вопросы учителя, дети задают вопросы на уточнение понимания материала,

- развитость самостоятельной речи учащихся.

Оценка деятельности педагога на уроке

- педагогический такт учителя,

- уровень сотрудничества учителя с детьми,

- часто используются ситуации диалога, обмена мнениями,

- умение слушать и слышать ученика, психологическая атмосфера урока,

- гибкость учителя, способность корректировать свои действия (и план урока) на основе оперативной оценки их результативности, разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

Затрудняют проведение урока:

Неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»,

Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке,

Рыхлая композиция урока,

Скованность движений учителя,

Неумение учащихся работать предложенными методами обучения,

Однообразие методов обучения,

Бесстрастный рассказ учителя,

Монотонность и сухость при изложении нового материала,

Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами.

Похожие работы: Методическиерекомендациипоподготовкесамоанализасамоанализ

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПОПОДГОТОВКЕСАМОАНАЛИЗАСамоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности. педагогическойдеятельности. В качестве условий могут быть выбраны: особенности содержания.

Методическиерекомендации Анализ и самоанализ современного урока Содержание

Методическиерекомендации Анализ и самоанализ современного урока Содержание. Ст. 2.2. Классификация анализа по времени педагогическойдеятельности. В современной дидактике. предмет? 6. Деятельность учителя и учеников поподготовке к интегративному уроку.

Методическиерекомендациипо организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Томской области Дозморова Е. В. к п. н. проректор по нр тоипкро

деятельностью. Содержание программ внеурочной деятельности. тематических педагогических советов, в подготовке которых. При анализе и самоанализеподготовки учителя можно. образовательную деятельность ДОУ. Согласно методическимрекомендациямпо разработке.

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

Сборник нормативных документов и методическихрекомендацийпоподготовке детей и учащейся молодежи в. методическойдеятельности. самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации. 2. Требования к уровню освоения содержания.

. характеристики и типы, дан инструментарий формирования педагогического имиджа учителя и психологические методики его.

педагогическойдеятельности ; • воспитательно-побуждающая; • конструктивная; • информативная; • прогностическая. Далее представлены методическиерекомендациипо изучению психолого-педагогической диагностики деятельности.

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год - Анализ работы учителя русского языка - Всем учителям

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год

Квалификация – учитель русского языка и литературы.

Стаж педагогической работы (по специальности) – __ лет.

В данной должности – __ лет.

Наличие квалификационной категории – ____

Наград, званий, учёной степени, учёного ____

В условиях современного преподавания, я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо – быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

В настоящее время, в связи с переходом в 2015 – 2016 уч. году старшего звена (5 класс) на ФГОС, в центре внимания находятся вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, изучению специальной литературы.

Целью моей работы в 2014 – 2015 уч. году стало совершенствование уровня педагогического мастерства в организации работы с разноуровневым контингентом детей.

На 2014 -2015учебный год передо мной стояли следующие задачи:

  1. Внедрение разноуровнего содержания образования;
  2. Обеспечение сочетания в образовательном процессе репродуктивных и творческих методов обучения;
  3. Шире использовать новые технологии, а именно методы и приёмы технологии развития критического мышления;
  4. Активно внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
  5. Создать на своих уроках ситуацию успешности для каждого учащегося;
  6. Повысить качество проведения учебных занятий за счёт использования ИКТ;
  7. Повысить уровень собственного педагогического мастерства;
  8. Работа с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам;
  9. Начать индивидуальную работу с учениками по программе адаптированного обучения.

В 2014-2015учебном году я работала над методической темой «Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы». Работать над данной темой я начала после курсов повышения квалификации, которые я прошла в марте 2014 года и сразу загорелась желанием применить её в своей работе. Конечно, полностью отработать её у меня пока не получилось, но отдельные этапы уже получаются. При работе над темой был изучен и систематизирован не только теоритический материал, но и осуществлялась практика внедрения данного способа на уроках и во внеурочной деятельности. Как результат хоть и небольшое, но повышения качества знаний:

Качество знаний по предметам

на начало 2014-2015уч. года

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма и развитие устной речи учащихся.

«Русский язык» как предмет в современной школе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык формирует языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся.

В своей работе пытаюсь использовать разнообразный материал из методических периодических изданий. Учебно-воспитательный процесс осуществляю на основе тематического и поурочного планирования. А также на каждом уроке стараюсь учитывает индивидуальные особенности учащихся, особо контролирую слабоуспевающих учащихся, которым оказываю повседневную помощь.

На уроках литературы мной ведётся работа по формированию умения анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам. В своей дальнейшей работе мне необходимо глубже использовать элементы выбранной технологии; оптимально сочетать индивидуальную и фронтальную работу, чаще фиксировать ошибки учащихся, добиваться усвоения пройденного материала каждым учеником. Активизировать деятельность слабоуспевающих учащихся, проводить индивидуальные формы работы: консультации; использовать дифференцированный подход к домашнему заданию; рационально распределять время на уроке.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, индивидуальные, творческие задания. Целенаправленно подбираю связные литературные тексты, преимущественно стихотворные. Из произведений для внеклассного чтения. Эти тексты использую и при изучении нового грамматического материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Эти тексты дают огромное количество заданий. Вот некоторые из них:

  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  4. О чём говорится в стихотворении?
  5. Что отражено в заглавии?
  6. К какому стилю речи можно отнести текст?
  7. К какому типу речи можно отнести текст?
  8. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Такие тексты «работают» в разных ситуациях. В 5-ом классе при изучении безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных и т.д.

Найти хороший образец – задача не из лёгких. Но общими силами, привлекая к этой работе учащихся, стараюсь её решить. Такие тексты дают богатый материал для повторения различных грамматических тем, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

В целях совершенствования преподавания русского языка необходимо:

  • обратить внимание на формирование лингвистических знаний учащихся и умение применять их на практике, больше работать с текстом, использовать тексты разных стилей и жанров;
  • давать задания творческого характера.
  • необходимо вести работу по освоению учащимися филологической терминологии, по формированию умений пользоваться ею, понимать значение специальной лексики.

Систематически прослеживаю динамику развития классов через отслеживание качества знаний, степени обученности учащихся по итогам четверти, полугодия, годам обучения.

После каждого среза фиксирую ошибки учеников, отмечаю слабо усвоенные темы, организую работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные формы работы: консультации, беседы, многократное повторение.

Тема самообразования «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Работа по данной теме проводится практически на каждом уроке русского языка и литературы, но знакомить с наработками нет возможности, так как заседания ШМО в этом учебном году не проводились.

Во внеурочной деятельности по предмету привлекаю учащихся к дистанционным конкурсам и викторинам.


Полный текст материала Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Автор: Латковская Наталья Александровна → Публикатор

учитель, МБОУ Каменноярская ООШ

Читайте новые статьи

Для работы нужен только компьютер с интернетом и WI-FI, телефон с камерой и QR коды-карточки. Ученики поднимают карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, и телефон учителя считывает коды сразу всех учеников. Тестирование моментально выявляет правильные и неправильные ответы каждого из учеников и онлайн отображает статистику ответов на тест по классу и пофамильно, при этом всю информацию легко и удобно вывести на экран при помощи проектора.

Как вы представляете себе типичного современного студента? Модная одежда, представляющая собой собирательных образ разных культур и направлений, ассиметричная прическа, пирсинг, чрезмерная раскованность и обязательный атрибут — наушники. Единственное, что зачастую отличает подростков друг от друга — музыка, которая из этих наушников доносится.

Видеосъемка перестает быть уделом родителей, решивших запечатлеть ребенка на линейке или на сцене, и становится неотъемлемой частью повседневной школьной жизни. Стоит ли спорить с новым трендом или лучше взять его на вооружение? Совместима ли видеосъемка с образовательным процессом или ей суждено оставаться экзотической бабочкой, случайно залетевшей в школьный класс? Рассмотрим ситуацию объективно.

В своей практике мне приходилось иметь дело с цифровыми лабораториями «Архимед», «Радуга», а с конца 2015 г. в нашем учебном учреждении появилась цифровая лаборатория SenseDisc по биологии и химии. На фоне остальной продукции лаборатория SenseDisc выглядит привлекательной по целому ряду причин, которые описаны в этой статье.

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с компьютером, и датчики, регистрирующие значения различных физических величин: температуры, pH водного раствора, электропроводности, давления, влажности и др.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Материал на тему: Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А

Материал на тему:
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

ВИПКРО 2010г. Курсы по программе «Intel.Обучение для будущего. Курс для начинающих» (72часа);

ВИПКРО 2011г. Курсы по программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы (108 часов)

Награды и поощрения

  • Значок «Отличник народного просвещения» г.Москва. Решение №232 от 18.11.1993г.;
  • Почетная грамота администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за достигнутые высокие результаты в предметной подготовке обучающихся 26.08.2009г.;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ №713/к-н от 25.04.2012г.);
  • Диплом Центра развития одаренности за активное участие во Всероссийском «Молодежном филологическом чемпионате» апрель 2010 г.;
  • Благодарственное письмо Российского Детского Фонда октябрь 2010г.;
  • Благодарственное письмо управления образования администрации муниципального образования Юрьев-Польского района за подготовку победителя районного смотра-конкурса детских творческих работ на военно-патриотическую тематику январь 2013г.;
  • Диплом Центра развития одаренности за подготовку призера Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата» апрель 2013г.;
  • Диплом за участие в общероссийском конкурсе «Через тернии. Лучший урок 1 полугодия 2012-2013 учебного года» МГИА КЛИиО апрель 2013г.

Моё учительское кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)

Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ СОШ №3 г.Юрьев-Польского является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
  • Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения. В 2013-2014 учебном году преподаю русский язык и литературу в 5,8 и 9 классах. В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Русский язык веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, а литературу – по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Каждой программе соответствуют свои учебники.

С 2011 по 2013 гг. мною разработаны рабочие программы:

  1. «Рабочая программа по русскому языку для 5 (6,7,8,9)классов»;
  2. «Рабочая программа по литературе для 5(6,7,8,9) классов»;
  3. Программа элективного курса «Актуальные вопросы русского языка»;

4. Программа факультатива «Нормы русского литературного языка».

Чтобы максимально приблизиться к переходу на ФГОС, рабочие программы составлены на основе примерных программ, соответсвующих ФГОС. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы. Я понимаю, что процесс обучения должен происходить по- иному; готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного сотрудничества. И на своих уроках я стараюсь «втягивать» детей не в упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Такая деятельность развивает у школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии:

  • проблемное обучение;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • групповые технологии;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • проектная технология

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.

На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому для самообразования я взяла тему: « Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся». Обозначенная проблема требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.

Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи (в кабинете есть сменный стенд с детскими работами), учащиеся сами составляют тесты или контрольные работы для одноклассников, выпускаем детский журнал после изучения какой-либо темы по русскому языку или литературе. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1. Определение и уточнение целей обучения.

2. Изучение исходного уровня мотивации.

3. Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4. Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5. Анализ динамики мотивации и ее причин.

6. Формирование положительных мотивов обучения.

7. Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Анализируя результаты исследования, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, синквейнов, инсценировки эпизодов, выполнение проектов. В классе, где я являюсь классным руководителем, мы выполняли коллективные проекты с привлечением родителей. Затем эти проекты («Школьные годы чудесные», «Юрьев-Польский – моя малая родина») были использованы в оформлении кабинета русского языка и литературы.

После прохождения курсов в ВИПКРО в 2011году я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:

- что уже знают и умеют учащиеся; - что нового должны узнать и чему научиться; - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.

Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос: - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Почему? - Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще? Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.

После изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отвечаем на вопрос: «Как Гринев выполнил наставление отца «беречь честь смолоду»?» Так от одной темы к другой, по крохам, по кусочкам, уроки литературы дают возможность воспитать Человека, думающего, способного здраво оценивать ситуацию, способного сопереживать.

Уровень подготовки и развития способностей к учению у каждого ребёнка разный. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:

Результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ подтверждают текущую и итоговую успеваемость.

Результаты ЕГЭ (2009г.) – успеваемость 100%, средний балл – 66 (1 ученица награждена золотой медалью, 3 – серебряной);

ГИА (2010г.) – успеваемость 100%, средний балл – 4,1

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы коллег и представление своего опыта. Так темами выступлений на заседаниях педагогических советов, ШМО и РМО были:

  • Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся. (ШМО 2011г.)
  • Формы работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к урокам русского языка и литературы. ( Педсовет 2012г.)
  • Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы. ( Педсовет 2013г.)
  • Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации учащихся. (РМО 2013г)

Имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования.(Web-адрес сайта: http: //nsportal. ru/ egorova-albina-anatolevna) Публикую на нем свои методические разработки, а творческие работы моих учащихся размещены на сайте для одаренных детей «Алые паруса».

Постоянно провожу открытые уроки как для учителей, так и для родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету. Так в 2011-2012 учебном году проводила урок-зачет по теме « Причастие», в 2012-2013 учебном году провела читательскую конференцию «Чужой беды не бывает» (по рассказу Б.Васильева «Экспонат №…). Все ученики и родители 8б класса прочитали этот рассказ и активно участвовали в его обсуждении. Интересно было услышать мнения ребят и взрослых о героях рассказа и их поступках. Такие совместные мероприятия объединяют детей и родителей в один дружный класс. Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую мне не столько учить, сколько помогать школьнику учиться.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:

Лучшие работы моих учащихся неоднократно были напечатаны в газетах «Владимирские ведомости» (2.06.2010г.) и «Вестник ополья» (5.10.2010г. 22.02.2011г. 12.03.2013г). Каждый год ученики всех классов, в которых я работаю, участвуют в игре-конкурсе «Русский медвежонок», в школьных предметных неделях русского языка и литературы, мальчики 7-8 классов в 2011-2012 учебном году выполнили с учителем технологии и русского языка коллективный проект «Накормите птиц». Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.

Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. За многолетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, принтером. Я много времени уделяю изучению компьютера, уже более свободно и качественно могу использовать его на различных этапах уроков русского языка и литературы и при проведении внеклассных мероприятий.

С 2009 года являюсь членом предметной комиссии по проверке работ выпускников 9-ых классов в форме ГИА и членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.

Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

В статье следующие разделы:Динамика предметных знанийКачество предметных знанийДинамика общеучебных умений и навыковПознавательная активность обучающихсяМониторинг мыслительной деятельности учащ.

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения".

Представлен отчёт о педагогической деятельности учителя.

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А.

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А.