Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда при работе с микроскопом img-1

инструкция по охране труда при работе с микроскопом

Рейтинг: 5.0/5.0 (1908 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Правила работы с микроскопом - Студопедия

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив - в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Микроскоп дает прямое и объемное изображение объекта в проходящем или отраженном свете.

Для работы в проходящем свете, в корпус подставки вмонтирован отражатель света, с зеркальной и матовой поверхностями. С передней стороны корпуса имеется окно для доступа дневного света. Для искусственного освещения предназначена лампа, которую вставляют или в отверстие с задней стороны корпуса (для проходящего света), или в кронштейн, укрепленный на объективе (для отраженного света).

Столик установлен в круглом окне на верхней поверхности корпуса подставки. Он может быть либо стеклянным (при проходящем свете), либо металлическим, с белой и черной поверхностями (при отраженном свете).

Другие статьи

234 - Инструкции по охране труда - Охрана труда - МБОУ - Петровская СОШ № 2

МБОУ "Петровская СОШ № 2" Охрана труда

Инструкция № 234 -13
по охране труда
для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ
с использованием микроскопа

Общие положения.
1. Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:
- уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
- порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.
1. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
2. Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
3. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
4. Ученик ознакамливается с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.
5. Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
6. Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.
1. Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
2. Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.
3. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.
4. Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.
5. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
6. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.
1. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
2. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
3. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
4. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.
3. При возникновении аварийной ситуации:
- сообщить администрации, директору УРЦ;
- сообщить пожарной охране;
- принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
- отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.
1. При ранении стеклом, надо удалить осколки из ранки (если они в ней остались) и, убедившись, что их больше нет, смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку.
2. При ранениях препаравальной иглой, необходимо приложить к месту ранения дезинфицирующую повязку и в случае, если препаравальная игла имела ржавчину на поверхности, или соприкасалась во время работы с лабораторным материалом, обратиться в медпункт (во избежание столбнячной инфекции).
3. При более серьёзных травмах доложить администрации.

Инструкция по охране труда при работе с микроскопом в кабинете биологии

Инструкция
по охране труда при выполнении лабораторных работ по биологии с помощью микроскопа


1. Общие положения инструкции при работе с микроскопом
1.1. Данная инструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ по биологии с помощью микроскопа предназначена для учащихся кабинета биологии школы.
1.2. Опасности при работе с микроскопом:

  • уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
  • порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

1.3. При работе с микроскопом, пробирками, другими изделиями из стекла учащимся следует также соблюдать требования инструкции по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла с целью предостережения травмирования стеклом.

2. Требования безопасности перед началом работы с микроскопом
2.1. Учащийся внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.
2.2. Перед началом лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся согласно данной инструкции по охране труда при выполнении лабораторных работ с помощью микроскопа. обучает безопасным правилам поведения лабораторных работ, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене перед уроком.
2.3. Учащийся освобождает рабочее место от посторонних предметов.
2.4. Учащийся ознакомляются с устройством микроскопа и его исправности, с правилами работы микроскопа.
2.5. Учащийся должен точно выполнять все указания учителя биологии.
2.6. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

3. Требования безопасности во время работы с микроскопом.
3.1. Учащийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
3.2. Учащийся соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стеклами.
3.3. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
3.4. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты.
3.5. Учитель биологии не допускает во время проведения лабораторной работы посторонних лиц.

4. Требования безопасности по окончании работы с микроскопом
4.1. По окончании работы учащийся собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протереть салфеткой и уложить в предназначенную для них футляры. Затем сдать всё учителю биологии или лаборанту кабинета биологии на хранение.
4.2. Протереть объектив и окуляр салфеткой, вывести микроскоп из рабочего состояния, зачехлить и сдать на хранение учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.
4.3. Учащийся приводит своё рабочее место в порядок.
4.4. Учащиеся моют руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях при работе с микроскопом
5.1. При возникновении аварийных ситуаций при работе с микроскопом:

  • остановить выполнение работы
  • сообщить о случившемся учителю биологии.

5.2. При ранениях стеклом, нужно удалить осколки из ранки (если в ней остались) и, убедившись, что их больше нет, смазать края ранки йодом и наложить стерильную повязку.
5.3. При ранениях препаравальной иглой, необходимо приложить к месту ранения дезинфицирующую повязку и в случае, если препаравальная игла имела ржавчину на поверхности, или соприкасалась во время работы с лабораторным материалом, обратиться в медпункт (во избежание столбнячных инфекций).

Инструкцию разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ) _________ Лужина Е.К.
«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлены:
«___»____20___г. __________ (______________________)

Правила ухода и работы с микроскопом

Правила ухода и работы с микроскопом

Отправить другу

Любой микроскоп. независимо предназначен ли он для учебных целей или для микробиологической лаборатории, прибор достаточно хрупкий и дорогостоящий. Срок его службы во многом зависит не только от того, какого качества этот прибор и какова его первоначальная стоимость, но и от того соблюдался ли по отношению к нему должный уход. Есть несколько несложных правил по уходу за микроскопом, которых стоит придерживаться, если Вы хотите, чтобы он прослужил Вам долгую службу.

Инструкции по работе с микроскопами

- Микроскоп нужно защищать от внезапного случайного падения, поэтому его необходимо хранить на ровной, прочной поверхности. Это снизит риск случайного падения прибора.

- Держите микроскоп в прохладном и сухом месте, чтобы избежать образования плесени, грибков, коррозии.

- Инструмент необходимо накрывать специальным чехлом (пластиковым), когда он не эксплуатируется. Это поможет защитить линзы от оседания пыли. Большинство современных моделей микроскопов поставляют в комплекте с чехлом, если же чехол в комплект не входит, то его можно приобрести отдельно. При долговременном хранении микроскоп необходимо упаковать в просторный, пластиковый чехол, который плотно закрывается; вместе с микроскопом в чехол положить несколько пакетиков регулятора влажности.

- Не забывайте проверять, нет ли на линзах пыли. Если пыль обнаруживается, то нужно осторожно удалить ее при помощи специальной мягкой кисточки.

- Для удаления масла с объектива потребуется купить в магазинах, специализирующихся на оптике, жидкость и салфетки для чистки микроскопа.

- Металлические части инструмента важно покрывать силиконовой смазкой (дважды в год).

Советы и предостережения при работе с микроскопом

- Если при наблюдении объекта изображение его не получается сфокусировать, то есть вероятность того, что на объективе иммерсионное масло, и необходимо его удалить.

- Старайтесь не хранить и не держать микроскоп в непосредственной близости от источников воды, чтобы свести к минимуму возможность попадания на прибор влаги.

- Никогда не применяйте лампы большей мощности в осветителе микроскопа. чем указано в прилагаемой к нему инструкции – есть вероятность повредить линзы и др. части микроскопа.

- Включая осветитель, нужно предварительно переводить регулятор накала нити лампы в минимальное положение для того, чтобы не допустить резких перепадов напряжения.

- Нельзя сильно нажимать на линзы при их очистке – можно поцарапать, даже используя салфетки, специально выпущенные для оптики.

- Не упускайте из виду тот факт, что когда Вы достаете микроскоп из шкафа или переносите его, важно всегда держать одной рукой за штатив, а второй - придерживать за основание.

- При исследовании различных объектов и препаратов нельзя допускать, чтобы линзы микроскопа соприкасались с реактивами.

- Лишний раз старайтесь не снимать бинокулярную насадку, не трогать тубусную линзу и любую стеклянную поверхность. Никогда не снимайте металлический корпус объектива и ни в коем случае не разбирайте его.

С тех пор, как ученые обнаружили микробов, они учились их выращивать на различных питательных средах. Ведь для того чтобы знать, как бороться с тем или иным микроорганизмом, нужно изучить не только его форму, но и повадки, образ жизни, потребности в питании

Основные материалы, которые используются при изготовлении ковров это хлопок, лен, шерсть и синтетика, которые образуют огромное количество разнообразных нитей связанных между собой поочередно.

Устройство микроскопа и правила работы с ним

РАЗДЕЛ I. МИКРОСКОПЫ. МИКРОПРЕПАРАТЫ

Тема: Устройство микроскопа и правила работы с ним

Материалы и оборудование. Микроскопы: БИОЛАМ, МБР-1, МБС-1; комплект постоянных микропрепаратов.

Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.

Разрешающая способность и увеличение не одно и тоже. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.

Различают полезное и неполезноеувеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Неполезное - это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения.

В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы. на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света. Наиболее распространены световые биологические микроскопы. БИОЛАМ, МИКМЕД, МБР, МБИ и МБС. Они дают увеличение в пределах от 56 до 1350 раз. Стереомикроскоп (МБС) обеспечивает подлинно объемное восприятие микрообъекта и увеличивает от 3,5 до 88 раз.

В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую (рис. 1). К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительную систему (конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель).

Рис. 1. Устройство микроскопов:

А - БИОЛАМ; Б - МБС-1.

1 - окуляр, 2 - тубус, 3 - тубусодержатель, 4 - винт грубой наводки, 5 - микрометренный винт, 6 - подставка, 7 - зеркало, 8 - конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9 - предметный столик, 10 - объектив, 11 - стойка, 12 - оптическая головка, 13 - рукоятка переключения увеличения, 14 - бинокулярная насадка.

Объектив - определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из нескольких линз. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40.

Окуляр состоит из 2-3 линз. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новых деталей строения и в этом отношении их увеличение бесполезно.

Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Задание 1. Используя микроскопы, таблицы и практикумы, изучить устройство световых микроскопов (МБР-1 или БИОЛАМ и МБС-1) (рис. 1).

Задание 2. При малом и большом увеличениях микроскопа научиться быстро находить объекты на постоянных микропрепаратах.

1. Что такое разрешающая способность микроскопа?

2. Как можно определить увеличение рассматриваемого под микроскопом объекта?

3. В чем отличие микроскопов МБР-1 и МБС-1?

4. Перечислить главные части микроскопа БИОЛАМ. В чем их назначение?

5. Назвать правила работы с микроскопом.

Рекомендации по технике безопасности и охране труда в биологической лаборатории

Авторы - составители: методисты ГМЦ ДОгМ Миловзорова А.М. Кулягина Г.П. Смирнов И.А.

3.1. Соблюдение ТБ в биологической лаборатории.

3.1.1. Инструкция по охране труда для учителя.

Общие требования безопасности

3.1.1.1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

3.1.1.2. Учитель должен:

- знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

- режим его труда и отдыха определяется графиком работы.

3.1.1.3. Опасность возникновения травм:

- при пользовании стеклянной лабораторной посудой;

- при работе с колющими и режущими инструментами;

- при работе с различными растворами;

- при включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения);

- при работе с инсектицидами;

- при наличии в кабинете ядовитых растений.

3.1.1.4. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным и табачным растворами.

3.1.1.5. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

3.1.1.6. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

3.1.1.7. При проведении лабораторно-практических занятий работать в спецодежде (халат, перчатки).

3.1.1.8. Не выращивать в кабинете ядовитые растения.

3.1.1.9. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по ОТ.

3.1.1.10. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных мероприятий.

Требования безопасности перед началом работы

3.1.1.11. Проверить готовность кабинета и безопасность рабочих мест к учебным занятиям.

3.1.1.12. Проверить наличие необходимого лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.13. Проверить исправность электроосвещения.

3.1.1.14. Проветрить кабинет.

Требования безопасности во время работы

3.1.1.15. Соблюдать личную гигиену и безопасность.

3.1.1.16. Следить за дисциплиной и порядком в кабинете.

3.1.1.17. Не допускать учащихся к включению и переноске аппаратуры ТСО.

3.1.1.18. Не допускать учащихся к переноске лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.19. Выдать учащимся рабочую одежду (халаты).

3.1.1.20. Не оставлять учащихся без присмотра во время практических занятий.

3.1.1.21. Осколки стеклянной, фаянсовой посуды убирать щёткой и совком.

3.1.1.22. Следить за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета и рабочих мест.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1.1.23. В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся.

3.1.1.24. Сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01.

3.1.1.25. При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

Требования безопасности по окончании работы

3.1.1.26. Отключить от электросети аппаратуру ТСО.

3.1.1.27. Проверить уборку рабочих мест.

3.1.1.28. Принять от учащихся рабочую одежду.

3.1.1.29. Перенести в лаборантскую посуду, оборудование и препараты.

3.1.1.30. После экскурсии сверить численность присутствующих учащихся.

3.1.1.31. Проветрить кабинет.

3.1.1.32. Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

3.1.1.33. Обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.

3.1.2. Инструкция по охране труда для учащихся.

Общие требования безопасности.

3.1.2.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.

3.1.2.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа.

3.1.2.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии.

3.1.2.4. Тщательное соблюдение правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте.

3.1.2.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.2.6. Надеть спецодежду, застегнуть её на все пуговицы, волосы спрятать под головной убор.

3.1.2.7. Освободить рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов.

3.1.2.8. Проверить наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания.

3.1.2.9. Начинать выполнять задания только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы.

3.1.2.10. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.

3.1.2.11. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.

3.1.2.12. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других людей, чтобы избежать ранений.

3.1.2.13. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других людей.

3.1.2.14. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот.

3.1.2.15. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь до порошка руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. То же самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений.

3.1.2.16. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.1.2.17. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.

3.1.2.18. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

Требования безопасности по окончании работы.

3.1.2.19. Уберите рабочее место.

3.1.2.20. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить.

3.1.2.21. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

3.1.2.22. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.2.23. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

3.1.2.24. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

3.1.3. Техника безопасности при проведении экскурсий и полевых работ.

3.1.3.1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

3.1.3.2. Опасность возникновения травм:

- при переходе улиц и перекрёстков;

- при сборе ядовитых растений;

- при сборе ядовитых и опасных насекомых и животных;

- при нарушении инструкции по ТБ.

3.1.3.3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

3.1.3.4. Учебная экскурсия не должна превышать заявленного в документах времени.

3.1.3.5. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

3.1.3.6. Иметь запас чистой питьевой воды.

3.1.3.7. Не пользоваться химическими растворами (серный эфир, хлороформ) для замаривания насекомых.

Требования безопасности перед началом занятий.

3.1.3.8. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

3.1.3.9. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.

3.1.3.10. Получить учебное задание у руководителя.

3.1.3.11. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.

3.1.3.12. Одеться соответственно погоде.

3.1.3.13. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

3.1.3.14. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

Требования безопасности во время занятий.

3.1.3.15. Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.1.3.16. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3.1.3.17. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

3.1.3.18. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

3.1.3.19. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

3.1.3.20. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

3.1.3.21. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

3.1.3.22. Не пить воду из открытых водоёмов.

3.1.3.23. Не пробовать на вкус собранные растения.

3.1.3.24. Не выкапывать растения незащищёнными руками, пользоваться лопатками.

3.1.3.25. Не ходить во время экскурсии босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.3.26. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

3.1.3.27. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно пре­кратить занятия, группе вернуться в учебный кабинет.

3.1.3.28. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

3.1.3.29. Проверить присутствие всех своих товарищей.

3.1.3.30. Просмотреть свои записи в черновиках по результатам экскурсии. Аккуратно сложить собранный материал в папки, гербарии и т.п. в указанное учителем место.

3.1.3.31. Проверить безопасность рабочего места.

3.1.3.32. Вымыть лицо и руки с мылом.

3.1.4. ТБ при работе с микроорганизмами.

3.1.4.1. Учащиеся должны четко выполнять инструкции учителя к лабораторным занятиям. Учащимся, склонным к аллергическим реакциям или имеющим медицинские противопоказания, запрещается работать с биообъектами без разрешения врача.

3.1.4.2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить напитки.

3.1.4.3. Приступать к занятиям обязательно в хлопчатобумажном халате и одноразовых перчатках.

3.1.4.4. Работу с микроорганизмами проводят только на лабораторных столах с кафельным покрытием.

3.1.4.5. Работу с биологическим материалом проводить специальными инструментами, используя лабораторную посуду. Запрещается трогать культуры руками!

3.1.4.6. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол или руки, обработать дезинфекцирующим раствором (например, хлорамином).

3.1.4.7. Строго соблюдать правила обращения с химическими реактивами и красителями.

3.1.4.8. Поскольку некоторые микроорганизмы, особенно споры грибов, являются аллергенами, не допускать их распыления: не оставлять открытыми чашки Петри, пробирки, колбы с культурами микроорганизмов. При работе со спорулирующими грибами следует защитить органы дыхания одноразовой защитной маской.

3.1.4.9. Суспензии микроорганизмов или реактивы набирать только с помощью пипетки с насадкой, в наконечник которой вложен ватный шарик для предотвращения засасывания суспензии из наконечника внутрь пипетки.

3.1.4.10. Все предметы, использованные при работе с живыми культурами, должны быть обеззаражены либо обжиганием в пламени горелки (петли, иглы), либо погружением в дезинфицирующий раствор (предметные и покровные стекла, пипетки, шпатели).

3.1.4.11. Все засеянные пробирки, чашки Петри сдаются учителю для помещения в термостат. Отработанный материал (пробирки, чашки Петри) помещается в определенные емкости по указанию учителя для их дальнейшего обеззараживания.

3.1.4.12. В лаборатории необходимо поддерживать порядок и чистоту. По окончании занятий учащиеся обязаны снять защитную одежду, привести в порядок рабочее место и сдать лаборанту или учителю, вымыть руки с использованием дезинфицирующих средств.

3.1.4.13. После окончания работ необходимо проветрить помещение.

3.1.5. Техника безопасности при проведении демонстрационных опытов по биологии.

Общие требования безопасности .

3.1.5.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

3.1.5.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3.1.5.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

3.1.5.4. Лаборатория биологии должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

3.1.5.5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Лаборатория биологии должна быть оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

3.1.5.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

3.1.5.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

3.1.5.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.5.9. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

3.1.5.10. Тщательно проветрить помещение лаборатории биологии.

Требования безопасности во время работы.

3.1.5.11. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя или на других учащихся.

3.1.5.12. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.

3.1.5.13. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.1.5.14. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.1.5.15. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.1.5.16. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать растения, грибы и колючие растения.

3.1.5.17. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.1.5.18. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

Требования безопасности по окончании работы.

3.1.5.19. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

3.1.5.20. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимость не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

3.1.5.21. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.5.22. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

3.1.5.23. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

3.1.5.24. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

3.1.6. Техника безопасности для учащихся при работе с микроскопом.

3.1.6.1. Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в лаборатории биологии работ, связанных с использованием микроскопа.

3.1.6.2. При работе в лаборатории биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:

- уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

- порезы рук при небрежном обращении с предметными и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.6.3. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приёмы её выполнения.

3.1.6.4. Все работы выполняются только с разрешения и под контролем учителя.

3.1.6.5. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

3.1.6.6. Ученик повторяет с правила работы с микроскопом.

Требования безопасности во время работы.

3.1.6.7. Ученик должен точно соблюдать порядок действий.

3.1.6.8. Ученик должен соблюдать осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

3.1.6.9. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

3.1.6.10. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест.

3.1.6.11. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности по окончании работ.

3.1.6.12. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого емкости. Затем сдаёт всё учителю на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния.

3.1.6.13. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок и сдает лаборанту или учителю.

3.1.6.14. После окончания работы обязательно тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.6.15. В случае выявления неисправностей в приборах и оборудовании следует немедленно остановить работу группы и при необходимости оповестить администрацию.

3.1.7. Памятка по работе с микроскопом с иммерсионным объективом.

Сухие и иммерсионные объективы.

3.1.7.1. Объективы малого увеличения (3 х. 5 х. 8 х. 9 х. 10 х ) применяют главным образом для предварительного осмотра препарата. Объективы среднего увеличения (20 х. 40 х. 60 х ) – для изучения крупных клеток микроорганизмов (например, грибов). Эти объективы называют сухими, поскольку при микроскопии между фронтальной линзой и препаратом находится воздух. Вследствие различия показателей преломления воздуха (n = 1) и стекла (n = 1,52) часть лучей, освещающих препарат, рассеивается и не попадает в объектив.

3.1.7.2. Объективы больших увеличений (85 х. 90 х ) называются иммерсионными. Их применяют для изучения мелких форм микроорганизмов (например, бактерий). При работе с ними препарат должен быть максимально освещен. Светорассеивание, неизбежное при работе с объективами, в данном случае устраняется благодаря использованию иммерсионных жидкостей, показатель преломления которых близок к показателю преломления стекла. Чаще всего используют кедровое масло, у которого n=1,515. Каплю жидкости наносят на препарат и погружают в нее объектив. Короткое фокусное расстояние объективов большого увеличения ((1,9 - 2,1)мм) позволяет исследовать объект, не поднимая объектив из капли, вследствие чего создается однородная среда между линзой и препаратом.

Правила работы с иммерсионной системой микроскопа.

3.1.7.3. Установить микроскоп на малое увеличение (х8).

3.1.7.4. Навести максимальную освещенность.

3.1.7.5. Установить исследуемый препарат на предметный столик и закрепить его зажимами.

3.1.7.6. Найти изображение предмета на малом увеличении (х8).

3.1.7.7. Нанести на препарат каплю иммерсионной жидкости.

3.1.7.8. Установить микроскоп на большое увеличение (х90) до щелчка.

3.1.7.9. Под контролем глаза микровинтом опустить объектив микроскопа максимально вниз, пока он не коснется иммерсионной жидкости.

3.1.7.10. Наблюдая в окуляр, поднимать макровинтом вверх тубус до тех пор, пока не появится изображение предмета.

3.1.7.11. Микровинтом установить более четкое изображение.

3.1.7.12. Провести микроскопию препарата-мазка.

3.1.7.13. Поднять вверх тубус макровинтом.

3.1.7.14. Снять исследуемый препарат.

3.1.7.15. Объектив х90 отвести в сторону и чистой салфеткой удалить остатки иммерсионной жидкости.

3.1.7.16. Установить микроскоп на малое увеличение (х8) и опустить тубус вниз.

3.1.7.17. Предметный столик покрыть марлевой салфеткой.