Руководства, Инструкции, Бланки

образец доверенности по кодексу административного судопроизводства образец img-1

образец доверенности по кодексу административного судопроизводства образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Доверенность по кодексу административного судопроизводства образец

Скачать доверенность по кодексу административного судопроизводства образец и информационные технологии в образовании схема

25 авг 2015 Однако знать о вступлении в силу Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ) и его основных положениях только на представителей аудиокнига ведро незабудок слушать и збірник задач з геометрії 9 клас мерзляк pdf. которые действуют на основании доверенности. Мне был вынесен приговор, по которому присудили 2 года лишения. Позже был вынесен приговор. Административное исковое заявление образец 2016 читать и скачать можно на нашей сайте. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. n 36 "Об утверждении.

I. Общие положения. 1. Административный регламент исполнения Федеральной службой. Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА § 1. Понятие гражданского права. В чем назначение судебной власти? Главная страница; О суде. Структура суда; Правовая основа. Вы открыли расширенный поиск! С его помощью можно быстро находить документы по известным. 9/03/2009, 16:42. Оксана Кто нибудь обжаловал административное выдворение в порядке надзора. 25 апр 2016 Кодекс административного судопроизводства РФ действующая редакция 2016 торрент сериал молния 2014 и мультик рататуй полная версия бесплатно. часто не допускается на заседание, к тому же нужна доверенность; содержать этот последний образец иска, имеющийся в КАС. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. n 36 Об утверждении. В каких случаях составлялись. В каком виде составлялись. Основа для проектного.

КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА приведенные образцы заявлений и ходатайств помогут Вам Подписать заявление может как сам призывник, так и его представитель по доверенности. Вы добавили рекомендацию в избранное! В избранном можно собирать документы кино новинки 2014 через торрент бесплатно в хорошем качестве hd и электрическая духовка simfer инструкция. которые часто. №10105. Спрашивает Евгения (исполнение наказания) Мужа осудили по ст.228.1 на 2 года. Почти месяц. 13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 185 Гражданского кодекса РФ. (например, образец подписи представителя, номер доверенности и т. п.). части 6 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В разделе представлен образец доверенности по административным делам и даны Доверенность защитника и представителя на ведение дел об 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защитником или. 27 окт 2015 Новый Кодекс административного судопроизводства, вступивший в силу с 15.09.2015, Они вправе действовать без доверенности. Содержание Аннотация к дисциплине. 6 Тема 1. Гражданское право как базовая отрасль. 23/10/2013, 16:32 Сергей При пересечении границы из России в Украину через Беларусь предупредили. Adobe PDF MS Word doc Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Адвокатская деятельность Комментарий. 14 авг 2015 вступает в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Они вправе действовать без доверенности. Рене Давид Основные правовые системы современности Перевод с французского. В прошлый раз мы на нашем блоге рассказали как собрать документы для подачи иска в суд. Доверенность на предоставление интересов в административных делах по касу с требованиями статьи 56 кодекса административного судопроизводства. Бланк доверенности в на представление интересов организации по. 25 фев 2016 В основном Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) Обращаем внимание на то, что доверенность, выданная. 9 сен 2015 Ищу образец доверенности физ. лица адвокату. Мудрый Согласно с Кодексом административного судопроизводства доверенность. Вы можете скачать заполненный образец доверенности на ведение дел установлены в статье 55 Кодекса административного судопроизводства.

12 ноя 2015 согласно новому Кодексу административного судопроизводства В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином. 24 сен 2015 Юристы не могут попасть в процесс по старой доверенности на С текстом Кодекса административного судопроизводства. 25 сен 2015 Юристы не могут попасть в процесс по старой доверенности на Он регулирует порядок административного судопроизводства при. Анализ практики рассмотрения дел при налогообложении по налоговой ставке 0% и возмещении. Ответы на тесты МИЭП При первом обращении прохождение тестирования без предоплаты. Доброе утро! Проконсультируйте пожалуйста, по поводу вступительной кампании. в этом году. №10051. Спрашивает Лилия (пересмотр приговора: возможно ли ужесточение) Мужа осудили

Вниманию посетителей! Уважаемые посетители сайта, по частным ситуациям и по конкретным.

Другие статьи

Список полномочий по кодексу административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства РФ

Вступил в силу 15 сентября 2015 года

Представителем в суде может быть только гражданин, имеющий высшее юридическое образование и предъявивший диплом об окончании ВУЗа (ст. 55 КАС РФ).

Новые полномочия в доверенности на ведение дел в судебном производстве, предусмотренные данным кодексом.

Доверителю разъясняем ст. 55 КАС РФ.

Список полномочий по кодексу административного судопроизводства

В случае рассмотрения и разрешения административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, доверенность выдана с правом представителя на осуществление самостоятельно основных процессуальных действий, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а именно:

1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;

2) заявлять отводы;

3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;

4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;

6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;

7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;

10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;

11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;

12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации,

а также предоставляю право представителю:

1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

3) на подачу встречного административного искового заявления;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

6) на изменение предмета или основания административного иска;

7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

9) на обжалование судебного акта;

10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;

11) на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Совершать иные процессуальные действия.

Образец доверенности по новому кодексу административного судопроизводства

Меню Образец доверенности по новому кодексу административного судопроизводства Административным делам: тел. (8652) 37-06-88. Архив Порядок судопроизводства в судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ "О Частью 6 ст. 57 КАС РФ установлено, что доверенность от имени организации должна быть Новый старый кодекс, или Чем КАС отличается от ГПК. 15 сентября 2015 года в России вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);
5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст 57 КАС РФ. 8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или (пример: права милиции). Новый сервис.

7)о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8)иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Статья 3. Задачи административного судопроизводства
Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и

Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". 8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются11 марта 2015

Главная Типовые бланки Образцы доверенностей Образец. Кодексы РФ. Вопросы и ответы. Права потребителей.

Оформляем судебную доверенность правильно

Оформляем судебную доверенность правильно

Добрый день, коллеги!

Число судебных споров растет и практически каждая компания сталкивается с необходимостью оформления доверенностей на представление своих интересов в суде. В последние несколько лет в законодательство внесены изменения, которые прямо или косвенно касаются данного вопроса. В настоящей статье мне хотелось затронуть вопрос об особенностях оформления таких доверенностей.

Ключевым моментом является содержание судебной доверенности. В доверенности должны быть закреплены процессуальные действия, которые вправе совершать представитель от имени представляемого им лица.

Общие и специальные полномочия представителя

По общему правилу, закрепленному в процессуальном законодательстве, представитель может совершать в интересах и от имени представляемого лица все процессуальные действия, кроме специальных, полномочия на совершение которых должны быть прямо предусмотрены в доверенности.

Перечень специальных полномочий закреплен в соответствующих статьях Гражданско-процессуального кодекса РФ, Арбитражно-процессуального кодекса РФ и Кодекса административного судопроизводства РФ, вступающего в силу с 15 сентября 2015 года.

Например, в доверенности должно быть прямо закреплено право представителя на подписание искового заявления, право на передачу спора на рассмотрение третейского суда, отказ от исковых требований, право на получение присужденных денежных средств и так далее (ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ, ст. 56 КАС РФ).

Казалось бы о специальных полномочиях знают даже студенты-юристы, но как показывает практика опытные юристы, представляющие интересы крупных бизнесменов, не застрахованы от совершения ошибок при оформлении своих полномочий.

Так, Определением Басманного районного суда города Москвы от 13.03.2014 г. по делу №2-1023/14 по иску Полонского С.Ю. к АНО РИД «Новая газета», Лебедеву А.Е. о защите чести, достоинства, взыскании компенсации морального вреда оставлено без рассмотрение исковое заявления Полонского С.Ю. поскольку согласно доверенности, выданной истцом,« представитель наделен правом на подписание искового заявления, однако право на подачу искового заявления в суд, указанной доверенностью представителем не предоставлено».

Вместе с тем, право на предъявление заявления в суд относится ст. 54 ГПК РФ к числу специальных полномочий, которые должны быть оговорены в доверенности.

Также специально должны быть оговорены в доверенности полномочия на ведение дела о банкротстве. Данное требование вытекает из ст. 36 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При этом в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 г. №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» Высший арбитражный суд указал, что доверенность на ведение дел в арбитражных судах, не содержащая специального указания на ведение дела о банкротстве, не предоставляет упомянутых полномочий. Однако требование кредитора может быть подписано и предъявлено лицом, имеющим общую доверенность на ведение дел кредитора в арбитражных судах с правом подписания искового заявления (п. 44 Постановление Пленума ВАС РФ №35).

Требования к удостоверению доверенности

По общему правилу, закрепленному в ст.185.1 ГК РФ, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Вместе с тем, процессуальное законодательство содержит дополнительные требования к удостоверению судебных доверенностей.

Так, в ст. 53 ГПК РФ, ст. 61 АПК РФ указано на необходимость скрепления доверенности печатью организации (при наличии печати), в ст. 57 КАС РФ прямо указано, что подпись руководителя должна быть скреплена печатью организации.

В связи с этим возникает вопрос: ставить ли печать на судебную доверенность или нет?

Отвечая на этот вопрос, необходимо принимать во внимание следующее: если наличие печати по-прежнему является для вашей организации обязательным в силу закона, то печать на судебной доверенности быть должна. Наличие круглой печати обязательно для унитарных предприятий (п.3 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), жилищных накопительных кооперативов (п. 8 ст. 3 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Если же вы относитесь к числу организаций, для которых обязательное наличие круглой печати отменено. то ответ на вопрос об обязательном наличии печати на доверенности зависит от следующих факторов.

Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 7 ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах» сведения о наличии печати должны содержаться в Уставе общества.

В суде, при проверке полномочий, у вашего представителя могут потребовать предоставить суду учредительные документы или их надлежаще заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то судебная доверенность представителя должна быть удостоверена подписью ее руководителя и одновременно печатью организации.

При отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.

Данные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 (2015), утвержденном Президиумом ВС РФ от 26 июня 2015 года.

Рекомендую организациям, не отказавшимся от круглой печати, не забывать удостоверять ею доверенности в суд во избежание проблем и временных задержек при рассмотрения ваших споров.

Также обязательным реквизитом любой доверенности является указание даты ее совершения. Отсутствие даты влечет ничтожность выданной доверенности. Случаи нарушения данного требования редки, но вместе с тем до сих пор встречаются в материалах судебной практики.

Коллеги, а с какими трудностями, связанными с судебными доверенностями, сталкивались вы?

Десять дней с КАС – что изменилось с принятием Кодекса административного судопроизводства

Десять дней с КАС – что изменилось с принятием Кодекса административного судопроизводства

Юристы не могут попасть в процесс по старой доверенности на представление полномочий, а законодатели уже говорят о необходимости новых поправок – таковы итоги первых десяти дней с Кодексом административного судопроизводства. "Право.Ru" спросил юристов, что они думают о КАС.

Чуть больше недели действует Кодекс административного судопроизводства, который систематизировал правила для разрешения споров между гражданами и государством. Он регулирует порядок административного судопроизводства при разрешении административных дел Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции. По нему теперь рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, дела о кадастровой стоимости недвижимости, которая станет основой для расчета налога, все дела связанные с выборами, как то: обжалование отказов в регистрации кандидатов, незаконная агитация, фальсификация их итогов ("Граждане будут судиться с государством по-новому: вступает в силу КАС "). И этот же кодекс станет настольной книгой для судей, которые разбирают жалобы на решения квалификационных коллегий судей, некоммерческих организаций и так далее.

Несмотря на то что этот важный документ только-только стал применяться на практике, законодатель уже спешит его скорректировать. Пленум ВС РФ 22 сентября предложил ввести судебные приказы по делам о взыскании налоговых недоимок. Председатель коллегии ВС по административным делам Татьяна Петрова на пленуме отмечала, что коррективы необходимы в связи с ростом обращений в суды налоговых органов о взыскании недоимок по налогам на имущество физлиц ("ВС утвердил внесение в КАС главы о судебном приказе "). Вчера Минюст обнародовал проект изменений в процессуальные кодексы, который делает видеозапись судебных заседаний обязательной ("Минюст представил поправки в АПК, ГПК, УПК и КАС об обязательной видеозаписи судебных заседаний ").

Первые трудности и недопуски в процесс

Тем временем в социальных сетях юристы начинают делиться первым опытом работы по КАС. Встречаются рассказы о том, что их не пускают в процесс, так как в оформленной до 15 сентября доверенности не указаны полномочия представлять именно "административного истца", а не "истца", как было прежде. Дело в том, что фактически все положения КАС подлежат применению ко многим делам, которые были начаты задолго до появления КАС. "В связи с этим невозможно исключить риск возникновения на практике различных технических проблем", – говорит Евгений Гурченко, старший юрист судебно-арбитражной практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Роман Речкин, руководитель отдела правовых споров группы правовых компаний "Интеллект-С",отмечает, что КАС установил большое число специальных полномочий, которые должны быть прямо указаны в доверенности. Это привело к тому, что суды не признают полномочия представителей, действующих по доверенностям, выданным до вступления в силу КАС, в которых, естественно, не упоминаются полномочия представлять именно административного истца и именно в административном процессе. "Но это организационный вопрос, для допуска представителя в процесс административный истец вправе просто заявить соответствующее устное ходатайство, даже без переоформления доверенности. Я думаю, и административные истцы, и их представители в ближайшее время без особых проблем приспособятся к новым правилам подтверждения полномочий представителей", – позитивно настроен он.

Гурченко из ЕПАМ полагает, что КАС в первое время действительно может создавать некоторые проблемы для участников разбирательства, включая суд. "Во-первых, КАС во многом состоит из норм, заимствованных из ГПК и АПК, однако переписанных принципиально иным языком с использованием собственной терминологии, – рассуждает он. – При этом очевидно, что если одну и ту же норму изложить разными словами, то это может привести и к разному ее толкованию. В результате этого в первое время на практике может сложиться неопределенность в применении общих положений КАС". По его словам, остается открытым вопрос о возможности применения к новым нормам КАС разъяснений, данных высшими судами ранее для аналогичных норм ГПК И АПК.

Речкин настроен более оптимистично. По его мнению, "никаких принципиальных сложностей ни у административных истцов (ответчиков), ни у их представителей в связи с принятием КАС не будет". Причину он видит в том, что кодекс создан путем почти дословного копирования и переноса норм из ГПК, он на 90 % схож с ним. "То есть КАС не содержит никаких новых институтов и процедур, а предусмотренные им правила рассмотрения дел почти на 100 % идентичны ГПК, – говорит Речкин. – Отдельные отличия в терминах ничего не меняют: "административный истец, административный ответчик и административное исковое заявление" вместо "истец, ответчик и исковое заявление" по ГПК, обращение к суду по КАС "Ваша честь", а не "Уважаемый суд", не "мировое соглашение" (по ГПК), а "соглашение о примирении", не "обеспечительные меры" (по ГПК), а "меры предварительной защиты" (по КАС ). Но по существу это одни и те же процедуры и институты, которые применяются по одним и же правилам". Речкин называет КАС "кодексом разочарования". По его словам, юристы ждали от него решения хотя бы каких-то проблем гражданского процесса, но ни одна из проблем российского гражданского процесса (например, отсутствие детального регулирования процесса доказывания и оценки доказательств) новым кодексом не решена.

Докажи, что имеешь высшее юридическое образование

Продолжают юристы обсуждать и серьезное новшество – образовательный ценз – высшее юридическое образование, который предусмотрел КАС к представителям. Такое требование на граждан не распространяется – им можно судиться лично во всех инстанциях независимо от наличия высшего юридического образования. Но есть одно исключение: если решается вопрос о принудительной госпитализации человека в психиатрическую больницу или недобровольного освидетельствования, то представитель ему необходим. В случае если его не найдет человек сам или его родственники, то адвоката назначит суд.

"КАС определенным образом ограничивает административного истца в реализации его права на судебную защиту. При этом наличие у представителя по административному делу высшего юридического образования само по себе не означает, что такое лицо обладает необходимым опытом представительства в суде", – скептично оценивает эту новеллу Владимир Бояринов, старший юрист юрфирмы "ЮСТ". Тенденция к введению "профессионального представительства" является правильной, но требование КАС излишне строгое, полагает Олег Москвитин, руководитель практики КА "Муранов, Черняков и партнеры". "Например, по КАС будут рассматриваться споры о кадастровой стоимости, в которых интересы организации-заявителя квалифицированно мог бы защищать ее работник с экономической подготовкой. Привлечение же такого работника в процесс как специалиста или эксперта, конечно, не отвечает цели данных институтов и принципу независимости эксперта (специалиста) от сторон спора", – рассуждает он. Компромиссным вариантом, по его словам, могло бы стать менее жесткое требование к представителям: как минимум один или большинство, но не все представители стороны разбирательства должны иметь высшее юридическое образование.

Марина Литвинова, юрист адвокатского бюро "Линия права", убеждена, что требование к наличию высшего юробразования у административного истца либо его представителя – правильная задумка законодателя. Она должна поспособствовать освобождению судов от необоснованных, с правовой точки зрения, обращений граждан и будет выступать дополнительной гарантией обоснованности административного иска, полагает юрист. Введение образовательного ценза связано со специфической областью действия КАС, по которому, в частности, будут разбираться дела об оспаривании НПА и решений органов госвласти, местного самоуправления. ""Недовольных граждан" часто волнует политическая сторона вопроса, нежели действительное выявление несоответствия таких правовых актов и решений закону. Более того, отстаивать права и интересы в спорах с чиновниками [ранее] им помогали общественные активисты, иногда вообще не обладающие юридическим образованием, – рассуждает она. – Потому такие обращения были настолько политизированы, а правовая сторона сути спора отходила на второй план. Но ведь недовольным гражданам не объяснить, что суд вершит правосудие сугубо в правовой области, не затрагивая политических аспектов. Это скорей прозвучит как отговорка суда".

Приятные нововведения

Находят юристы и положительные новации в КАС. К числу нововведений КАС, которые упростят жизнь всем участникам споров, Москвитин из "Муранов, Черняков и партнеры" относит возможность электронной подачи процессуальных документов, а также получения по электронным каналам, решений и иных документов, исходящих от судов. "Остается надеяться, что система подачи документов, например, будет реализована на базе привычной и удобной "Мой Арбитр", возможно, доработанной с учетом опыта ее уже довольно долгой эксплуатации", – говорит он. Алексей Сизов, адвокат адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", к позитивным новеллам относит возможность получения судебных извещений посредством СМС-сообщений, которое возможно при наличии письменного согласия участника процесса.

Владимир Бояринов, старший юрист юридической фирмы "ЮСТ", доволен введением принципа активного участия суда при рассмотрении административного дела. Он, в частности, выражается в праве суда по своей инициативе выявлять и истребовать доказательства, имеющие значение для правильного разрешения спора. "[Это] будет способствовать решению такой закрепленной в КАС задаче административного судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел", – считает юрист.

"Существенным подспорьем" для административного истца, по его словам, станет то, что при рассмотрении дела об оспаривании НПА суд не связан основаниями и доводами, указанными в административном исковом заявлении. "Таким образом, суд вправе восполнить возможные недостатки административного иска и проверить, в том числе наличие у органа, принявшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, а также соблюдение процедуры принятия и введения в действие правового акта", – говорит он. Кроме того, суд сможет помочь административному истцу, подавшему иск к ненадлежащему ответчику – с согласия первого заменить на надлежащего, а в случае несогласия привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

К нормам, "упрощающим" жизнь участникам административного процесса, Алексей Сизов из КИАП относит возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства (без проведения устного разбирательства) дел практически любых категорий, за исключением случаев обязательного участия сторон в деле. Например, это возможно, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, либо когда ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и ответчик не возражает. Бояринов считает, что упрощенное производство поспособствует сокращению сроков разрешения споров. Так, срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства составляет всего 10 дней со дня принятия судом определения о рассмотрении дела в таком порядке. "При этом в отличие от общего месячного срока на апелляционное обжалование решения суда, принятого по административному делу, срок для обжалования решения, принятого в упрощенном порядке, сокращен до пятнадцати дней", – напоминает он.

Нормы, которые могут усложнить жизнь участникам споров

Марина Литвинова из АБ "Линия права" обращает внимание на то, что КАС предусматривает ограниченное действие принципа диспозитивности сторон. Так, у суда появилось право не утвердить соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону либо взаимные уступки недопустимы или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц (ч. 5 ст. 137 КАС). "С одной стороны, норма поспособствует приведению в жизнь принципа состязательности, ведь оппонентом гражданам выступает орган, обладающий властными полномочиями. Безусловно, такой подход должен помочь исключить любое давление со стороны органа власти, – рассуждает Литвинова. – Но когда возможна взаимная уступка сторон? На этот вопрос КАС умалчивает". По ее мнению, несмотря на позитивную задумку, негативный оттенок у этого положения все-таки сохраняется: решать данный вопрос суды будут только исходя из своего усмотрения.

Усложнить жизнь участникам процесса, по словам Алексея Сизова из АБ "КИАП", могут дополнительные меры процессуального принуждения, которые получил суд. К ним, в частности, относится возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства либо лишение участника судебного разбирательства слова. "Применение данной нормы определенно будет иметь неоднозначные оценки со стороны участников процесса, поэтому применение сторонами средств аудиозаписи в судебном заседании становится еще более актуальным и необходимым", – рассуждает он. Кроме того, Сизов упоминает об обязательстве сторон явиться в суд под угрозой судебного штрафа или привода, а также про значительное повышение судебных штрафов (до 100 000 руб. в отношении госорганов, в то время как максимальный штраф по ГПК – 2500 руб.).

Статья 3

Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 19 сентября 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Договор-Юрист.Ру Сообщество юристов России
кодексы и образцы договоров

Бесплатные юридические консультации:

Статья 3. Задачи административного судопроизводства Документы О разделе «Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции КАС РФ. Комментарии к статьям кодекса вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 3 КАС РФ », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта Договор-Юрист.Ру возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Бесплатные юридические консультации:

С-Петербург и ЛО:

по России: 8 800 333-45-16 доб. 498

КАС РФ: как применять новый кодекс?

КАС РФ: как применять новый кодекс?

Порядок применения вступившего в силу 15 сентября 2015 года КАС РФ сразу вызвал у юристов массу вопросов. Не так давно Президиум ВС РФ в обзоре судебной практики ответил на самые насущные из них (Обзор судебной практики ВС РФ от 25 ноября 2015 г. № 3 ; далее – Обзор). К слову, юристы отмечают интересный нюанс, связанный с наименованием документа. Так, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов "Солидарность", к. ю. н. Милана Дадашева подчеркивает, что акт называется "обзор судебной практики" – однако многие включенные в него позиции Суда были утверждены на заседании Президиума ВС РФ 9 сентября 2015 года. Судебной практики по КАС РФ на тот момент еще не было, ведь он начал действовать только через пять дней.

Все ответы можно условно разделить на три группы: о судьбе дел, не рассмотренных до 15 сентября 2015 года, о подтверждении полномочий представителей и прочие. Рассмотрим подробнее, как ВС РФ рекомендует применять те или иные нормы КАС РФ.

Напомним, с 15 сентября 2015 года дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (ст. 4. ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "; далее – Закон № 22-ФЗ). Раньше подобные дела (речь прежде всего о налоговых спорах) разрешались в соответствии с ГПК РФ. При этом не совсем ясно, в каком порядке суды должны продолжать рассмотрение дел, поступивших до дня вступления в силу нового кодекса: по правилам ГПК РФ или согласно нормам КАС РФ. Закон № 22-ФЗ и сам кодекс ответа на него не дают.

Президиум ВС РФ разъяснил, что споры о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций, находящиеся в производстве районных судов и мировых судей и не рассмотренные на день введения в действие КАС РФ, подлежат рассмотрению по правилам ГПК РФ. Если же исковые заявления указанной категории поступили после 15 сентября 2015 года, они должны быть рассмотрены уже по правилам КАС РФ (вопрос 11 Обзора ).

Подтверждение полномочий представителей

Одним из самых обсуждаемых положений КАС РФ стало правило об обязательном наличии высшего юридического образования у представителей в суде по административным делам (ч. 1 ст. 55 КАС РФ ). До появления нового кодекса таких требований к представителям по гражданским и административным делам не предъявлял ни один процессуальный закон. Установлено, что представитель должен подтвердить суду документ об образовании (п. 3 ст. 55 КАС РФ ), однако не определено, какой именно.

Для составления доверенности на ведение судебных дел в судах общей юрисдикции воспользуйтесь "Конструктором правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Президиум ВС РФ разъяснил, что наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломами бакалавра, специалиста или магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности. Именно такое правило содержится в п. 2-5 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ". Если же представитель закончил вуз до даты вступления этого закона в силу (то есть до 1 сентября 2013 года), то сведения о наличии у него высшего юридического образования могут подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием (вопрос 13 Обзора ).

Генеральный директор компании "ЮрПартнерЪ" Антон Толмачев заметил, что такое узкое трактование закона лишит возможности выступать представителями в суде граждан, обладающих ученой степенью в области юриспруденции, но не имеющих высшего юридического образования: "Как известно, раньше для соискания ученой степени не обязательно было иметь профильное юридическое образование (постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 1186 "Вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров ", постановление Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 "Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий "). При этом ученая степень в области юриспруденции говорит об уровне подготовки представителя куда больше, чем диплом бакалавра или специалиста. Я знаю выдающихся юристов, являющихся кандидатами и докторами юридических наук и даже награжденных почетным званием "Заслуженный юрист РФ", – но получивших базовое образование по другим специальностям. Получается, при всем багаже знаний и опыта, которыми они обладают, доступ в суд по административным делам в качестве представителя им закрыт. Мне такая ситуация кажется абсурдной".

Есть и другие моменты, о которых умолчал ВС РФ. Так, Суд разъяснил, что документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (вопрос 13 Обзора ). Однако правоприменительная практика до сих пор не пришла к единому мнению по поводу того, что понимается под копией документа, заверенной надлежащим образом, и ориентиров в этой части по-прежнему нет. "Чаще всего надлежащим является заверение копии лицом, от которого исходит оригинал документа, либо нотариусом. Но иногда достаточно собственноручно написать "копия верна", – прокомментировала адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева .

Зато свое разрешение получил вопрос, над которым давно гадало юридическое сообщество: есть ли смысл требовать подтверждения высшего юридического образования от адвокатов, если без него в принципе невозможно получить адвокатский статус (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации "; далее – закон об адвокатуре)? ВС РФ поставил точку в данном вопросе, разъяснив, что адвокаты, представляющие интересы доверителей по административным делам, предъявлять документы об образовании не должны (вопрос 15 Обзора ). Аналогичную позицию высший судебный орган сформулировал и в отношении участвующих в деле прокуроров (вопрос 17 Обзора ). При этом адвокатам необходимо иметь при себе удостоверение и документ, подтверждающий полномочие представлять интересы клиента.

Интересно, что уже после опубликования Обзора, в начале января, члены Совета Федерации Андрей Клишас и Вадим Тюльпанов внесли в Госдуму законопроект 1. которым предлагается придать этим разъяснениям форму закона: если разработанные ими поправки будут одобрены, то правило о недопустимости требовать от адвокатов диплом будет закреплено непосредственно в КАС РФ. Дата рассмотрения документа в первом чтении еще не назначена.

Однако нерешенной осталась другая проблема с документами адвоката, участвующего в процессе. По общему правилу его полномочия подтверждаются доверенностью от клиента – но если адвокат назначен административному ответчику судом, в качестве подтверждающего полномочия документа выступает уже ордер, выданный соответствующим адвокатским образованием (п. 4 ст. 54. п. 4 ст. 57. п. 6 ст. 277 КАС РФ. ст. 6 закона об адвокатуре ). Это касается и адвокатов, привлеченных к участию в деле до 15 сентября 2015 года (вопрос 16 Обзора ). Затруднение в том, что эти два документа, по сути, предполагают разный круг полномочий. "Если адвокат представляет лицо на основании ордера, объем его прав по делу будет уже, чем в случае, если он представляет лицо на основании доверенности. Это связано с тем, что в ст. 56 КАС РФ установлен перечень полномочий представителя, которые должны быть специально оговорены в доверенности (на подписание и подачу административного искового заявления и подачу встречного заявления, на изменение предмета или основания иска и т. п.). При выдаче ордера прописать их невозможно", – подчеркнула юрист коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Екатерина Баглаева. В связи с этим многие юристы считают разъяснения ВС РФ в этой части недостаточно полными. "Как быть в ситуации, когда адвокат назначается судом в обязательном порядке, а административный ответчик не может выдать соответствующую доверенность в силу психического или физического состояния либо если место жительства административного ответчика неизвестно? Полагаю, в этих случаях назначенный адвокат автоматически должен наделяться всеми полномочиями представителя (п. 2 ст. 56 КАС РФ ), иначе он попросту не сможет полноценно представлять интересы ответчика. Однако ВС РФ ничего не сказал по этому поводу", – добавила адвокат, старший юрист адвокатского бюро DS Law Анна Лаврухина .

КАС РФ установил новые правила, касающиеся содержания полномочий представителей, их оформления и подтверждения (ст. 56-57 КАС РФ ). Поэтому осталось непонятным, следует ли переоформлять доверенности на ведение дел, которые уже были в производстве судов на 15 сентября 2015 года. ВС РФ посчитал, что этого делать не нужно, однако рекомендовал судам устанавливать содержание такой доверенности и объем полномочий представителя по делу. Суды должны руководствоваться при этом волеизъявлением доверителя и преследуемой им юридической целью, не ограничиваясь буквальным значением отдельных слов и выражений (вопрос 14 Обзора ). Например, если раньше при рассмотрении административных дел использовались термины "истец", "ответчик", "исковое заявление", то теперь им на смену пришли "административный истец", "административный ответчик" и "административное исковое заявление".

Подтверждению полномочий представителя и переходным положениям ВС РФ уделил в Обзоре львиную долю внимания. Однако он не обошел и другие спорные вопросы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Отказ в принятии административного искового заявления

Одним из оснований для отказа судьи в принятии административного искового заявления является вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п. 4 ч. 1 ст. 128 КАС РФ ). Обязан ли суд отказать в принятии административного искового заявления, если данное дело уже было разрешено до введения в действие КАС РФ (в порядке ГПК РФ )? Президиум ВС РФ полагает, что да (вопрос 18 Обзора ).

Оспаривание представления прокурора

ВС РФ рассказал, можно ли оспорить эту форму прокурорского реагирования по правилам КАС РФ. Он напомнил, что прокурор имеет право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации "). За умышленное невыполнение требований прокурора нарушитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1-1,5 тыс. руб. для граждан, 2-3 тыс. руб. для должностных лиц и ИП и 50-100 тыс. руб. для юридических лиц либо административного приостановления деятельности юрлица на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ ). Таким образом, представление прокурора затрагивает права этих лиц.

КС РФ неоднократно высказывался о том, что акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей. Следовательно, отмечается в Обзоре, представление прокурора может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ. А если представление адресовано предпринимателям и касается их работы, оспорить его можно в арбитражном суде по правилам гл. 24 АПК РФ (вопрос 19 Обзора ).

Направление дела на новое рассмотрение

Рассмотрение дела судом в незаконном составе, а также принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, являются безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Эти правила содержатся как в ГПК РФ (п. 1. п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ ), так и в пришедшем к нему на смену в области административных и иных публичных правоотношений КАС РФ (п. 1. п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ ). Однако два этих кодекса по-разному решают вопрос о судьбе таких дефектных решений, попавших на рассмотрение суда апелляционной инстанции.

Согласно ГПК РФ, апелляционный суд обязан рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 5 ст. 330 ГПК РФ ). В соответствии же с КАС РФ, суд апелляционной инстанции должен отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 3 ст. 309 КАС РФ ). Возникает вопрос: как поступить суду апелляционной инстанции с делом, разрешенным до 15 сентября 2015 года в порядке гражданского судопроизводства, если такое дело рассмотрено судом в незаконном составе или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле?

Президиум ВС РФ ответил, что суд апелляционной инстанции должен направить такое дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, то есть руководствоваться именно КАС РФ (вопрос 20 Обзора ). Адвокат Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Шамиль Шихшаидов считает такой подход оправданным: "В противном случае сложилась бы ситуация, при которой порядок обжалования судебных актов, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства до 15 сентября 2015 года, стал бы противоречить нормам КАС РФ". А юрист судебной практики юридической компании LWC Андрей Прокофьев заметил, что до опубликования Обзора суды разрешали данный вопрос именно так, как указал ВС РФ (апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2015 г. по делу № 33-1427/2015. апелляционное определение Саратовского областного суда от 17 сентября 2015 г. по делу № 33-5367/2015. апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2015 г. по делу № 33-15217/2015 ).

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter