Руководства, Инструкции, Бланки

программа энергосбережения и повышения энергоэффективности образец для жкх img-1

программа энергосбережения и повышения энергоэффективности образец для жкх

Рейтинг: 4.5/5.0 (1881 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация на тему: Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе органи

Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем. - презентация Презентация на тему: " Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем." — Транскрипт:

1 Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем теплоснабжения Раздел 5. Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем теплоснабжения П.В. Немкин к.э.н. главный специалист Планово-экономического отдела Жилищного комитета Администрации Санкт-Петербурга А.С. Дяченко к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве СПбГЭУ

2 Тема 5.1. Внебюджетное инвестирование в энергосбережение и современные модели управления энергоэффективностью в ЖКХ Обеспечение внебюджетного инвестирования в энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетной сфере Практика привлечения частных инвестиций в ЖКХ (ГЧП). Формы государственно-частного партнерства в ЖКХ План мероприятий по привлечению частных инвестиций в ЖКХ Модель управления энергоэффективностью на примере ЖКХ Модель управления энергоэффективностью в г. Калуга Модель управления энергоэффективностью в Санкт-Петербурге

3 Возможные источники удовлетворения потребности в инвестициях Потребность в инвестициях Оптимизация инвестиционной программы (сокращение объема требуемых инвестиций) Увеличение собственного денежного потока для финансирования инвестиций Привлечение внешнего финансирования Привлеченный капитал Сокращение затрат Частные инвестиции Субсидии Акционерный капитал Увеличение доходов

4 Схема мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов предприятий Первоочередные меры государственной и муниципальной поддержки Меры, осуществляемые предприятием как самостоятельно, так и при поддержке различных органов власти Механизм мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов предприятий коммунальной теплоэнергетики Освобождение предприятий от несвойственных им нагрузок Протекционистские меры Амортизационная политика Совершенствование структуры акционерного капитала Варианты реструктуризации предприятий Механизмы консервации имущества предприятий Маркетинговая технология совершенствования системы управления предприятием

5 Классификация вариантов привлечения внешних заимствований Универсальные варианты привлечения внешних инвестиций Отечественные Зарубежные Долгосрочное кредитование реального сектора Небанковские финансовые структуры в инвестиционном процессе Эмиссия корпоративных ценных бумаг Лизинг Привле- чение инвестиций населения Прямые и портфельные иностранные инвестиции Привлечени е средств международного рынка капиталов Глобальный внешний займ Евроноты Евро- облигации Проектное финансирование Государственно- частное партнерство

6 Организатор и менеджер проекта инвестирование Инвесторы Генерирующие компании возврат инвестиций плата за подключение плата за теплову ю энергию договор найма Независимые консультанты организация, контроль согласование, мониторинг и контроль Инвестиционный проект энергоэффективные технологии Потребители и новые потребители тепловой энергии Совет депутатов эффективные и качественные услуги Комитет по тарифам субъекта РФ мониторинг инвестиционного проекта Администрация муниципального образования Федеральная служба по тарифам Российской Федерации инвестиционный проект инвестиционная надбавка мониторинг и согласование инвестиционного проекта отчетные материалы по виду деятельности по системе ЕИАС Монит оринг инвестиционного проект а Рис. 1 Инвестиционный механизм реализации инвестиционных программ в коммунальной энергетике городов России

7 Сравнительный анализ моделей ГЧП в ЖКХ Наименование Описание модели, права собственности А. Модели BOT, предполагающие закрепление объекта за инвестором на стадии эксплуатации на праве собственности или аналогичном по значению вещном праве Собственно Модель BOT (build, operate, transfer)Предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с последующей передачей государству. Модель BOO (build, own, operate)Предполагает строительство объекта инвестором, регистрация его на свое имя и последующая эксплуатация на праве собственности. Модель BOOТ (build, own, operate, transfer)Предполагает строительство объекта инвестором, регистрация на свое имя, эксплуатация на праве собственности и последующая передача (продажа) государству. Модель BLТ (build, lease, transfer) - (в Германии – модель-А) Предполагает строительство объекта инвестором, эксплуатация на праве аренды и передача в пользу государства. В. Модели ВТО, предполагающие передачу права собственности на объект государству и осуществление инвестором эксплуатации на ином правовом основании, обычно арендном. Собственно Модель BTO (build, transfer, operate)Предполагает строительство объекта инвестором, передача его государству и последующая эксплуатация. Модель BTL (build, transfer, lease)Предполагает строительство объекта инвестором с передачей государству по завершении строительства и последующая эксплуатация на праве аренды.

8 Наименование Описание модели, права собственности С. Модели ROT предполагающие осуществление инвестором реконструкции существующих объектов, а не строительство новых Собственно Модель ROT (rehabilitate, operate, transfer) Предполагает, что инвестор реконструирует, эксплуатирует и передает объект государству. Модель BRO (buy, rehabilitate, operate)Предполагает, что инвестор приобретает, реконструирует и эксплуатирует объект Модель LDO (lease, develop, operate)Предполагает, что инвестор берет объект в аренду, модернизирует (реконструирует) его и осуществляет последующую эксплуатацию. D. Модели, не предполагающие участия инвестора на этапе эксплуатации объекта Модель D&B (design and build)Предполагает проектирование и строительство объекта инвестором Модель DBM (design, build, maintain)Предполагает проектирование, строительство и последующее обслуживание объекта инвестором Модель «turnkey contracts»Предполагает полностью строительство «под ключ» E. Модели, направленные исключительно на эксплуатацию уже существующих объектов Модель O&M (operation and maintenance)Предполагает эксплуатацию и обслуживание объекта инвестором. Модель S&M (service and management)Предполагает сервисное обслуживание и управление процессом эксплуатации на объекте.

9 Ключевые особенности моделей ГЧП, используемых в мировой практике Разновидность модели Ключевые особенности модели 1. Модели BOT, ВТО, ROT Модели, в основе которых находится возложение на Инвестора реализации всех элементов проекта: организации финансирования, проектирование, строительство и эксплуатация. 2. Модель D&B и DBM Модели, не предполагают участия инвестора на этапе эксплуатации объекта. 3. Модель O&M и S&M Модели, направленные исключительно на эксплуатацию уже существующих объектов.

10 Тема 5.2. Особенности применения типовых и наилучших доступных и перспективных энергосберегающих технологий в различных отраслях и сферах деятельности Типовые и наилучшие доступные технологии и мероприятия энергосбережения и повышения энергоэффективности в различных отраслях и сферах деятельности Типовые проекты, их окупаемость

11 Наименование системы ресурсоснабжения Предлагаемые мероприятия по энергосбережению Муниципальная система теплоснабжения 1. Повышение эффективности использования и надежности тепловых сетей, снижение потерь тепловой энергии в сетях Для снижения потерь в тепловых сетях целесообразно осуществлять восстановление тепловой изоляции сетей, а при невозможности – реконструкцию. 1. Организация учета ресурсов на объектах тепловой генерации Необходимо осуществить организацию учета потребляемых ресурсов (воды, электроэнергии, тепла), в том числе осуществить установку приборов учета на потребление тепла на СН и хозяйственные нужды, ХПВ и ГВС. 1. Модернизация и обновление основных фондов и повышение эффективности использования теплофикационного оборудования ТЭЦ и котельных 2. Прочие мероприятия по энергосбережению, в том числе: автоматизация котлов (водогрейных, паровых) модернизация вакуумных деаэраторов модернизация теплообменного оборудования в системе горячего водоснабжения замена изношенных тепловых сетей на новые, а также применение современных теплоизоляционных материалов. 1. Оптимизация топливного баланса муниципальных котельных (перевод котельных на местные виды топлива). Перевод муниципальных котельных с твердых видов топлива на природный газ, местные ВИЭ и биотопливо позволит: снизить потери тепловой энергии; снизить себестоимость производства тепловой энергии.

12 Наименование системы ресурсоснабжения Предлагаемые мероприятия по энергосбережению Муниципальная система электроснабжения 1. Снижение потребления электроэнергии на собственные нужды объектов электрогенерации (ТЭС) 2. Организация учета ресурсов на ТЭС Необходимо осуществить организацию учета потребляемых ресурсов (воды, электроэнергии, тепла), в том числе осуществить установку приборов учета на потребление тепла на СН и хозяйственные нужды, ХПВ и ГВС. 3. Модернизация и обновление основных фондов и повышение эффективности использования теплофикационного оборудования ТЭЦ 4. Оптимизация работы энергетического оборудования на ТЭС, генерирующих электроэнергию Для достижения оптимизации энергетического оборудования на ТЭС, целесообразно параллельно строительство независимых источников энергии, в том числе в качестве альтернативы вводу новых мощностей и сетевому строительству. Кроме того, возможно использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, уменьшения потребности во вводе пиковых мощностей и покупке пиковой энергии с оптового рынка. 5. Повышение надежности системы электроснабжения и уровня энергосбережения в муниципальных электрических сетях МО 6. Повышение эффективности использования осветительных приборов (ламп накаливания) в системах наружного освещения 7. Переход на двухтарифную систему расчетов за электроэнергию Для снижения расходов на электроэнергию, необходимо произвести замену однотарифных счетчиков на двухтарифные. 8. Снижение износа воздушных линий наружного освещения Для снижения износа предполагается осуществление реконструкции воздушных линий наружного освещения. 9. Повышение эффективности некоторого электрического оборудования, а также модернизация основных фондов предприятия Целесообразно заменять устаревшее оборудование новым, современным, а также внедрять по возможности современные технологии в сфере электроснабжения МО, в том числе обеспечить: установка автоматических регуляторов температуры на тепловых узлах; перекладка электрических сетей; выравнивание нагрузок фаз в электросетях; восстановление и ремонт распределительных систем отопления, стояков; замена масляных выключателей на вакуумные выключатели; прочие энергосберегающие мероприятия, в том числе проведение энергетических обследований.

13 Наименование системы ресурсоснабжения Предлагаемые мероприятия по энергосбережению Муниципальная система водоснабжения и водоотведения 1. Повышение уровня энергоэффективности муниципальных водопроводных и канализационных систем Необходимо реализовывать ряд локальных мероприятий, направленных на повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения, повышение энергоэффективности, снижение расхода электроэнергии и повышение качества услуг: Приобретение и установка высоковольтных устройств частотного регулирования Результатом будет являться автоматизация, регулировка и в конечном счете оптимизация режимов работы оборудования объектов, что приведет к снижению расходов электрической энергии. Диспетчеризация водопроводных станций II, III и IV подъемов Мероприятие заключается в организации автоматизированного диспетчерского контроля за работой оборудования станций и контроля за давлением в сети. Актуальность автоматизированной информации о ходе работы станций и оперативность диспетчерской службы позволит достигнуть оптимальных режимов работы станций, что приведет к уменьшению электропотребления и к увеличению срока службы оборудования. 2. Снижение потерь воды Для снижения потерь воды, могут быть предусмотрены следующие мероприятия: установка регуляторов давления оснащение расходомерами зон потребления воды реализация программы капитального ремонта сетей водопровода 3. Повышение уровня качества услуг по водоснабжению и водоотведению Для повышения уровня качества услуг водопроводных и канализационных систем, представляется целесообразным: Развитие сетей и сооружений канализации (строительство самотечного коллектора, локальных комплектно-блочных очистительных сооружений канализации, сбросного коллектора очищенных стоков от очистных сооружений канализации до береговой камеры рассеивающего выпуска); 4. Использование современных изоляционных материалов водопроводных и канализационных сетей Целесообразно регулярно заменять существующие изоляционные материалы водопроводных и канализационных сетей на современные. 5. Снижение износа водопроводных и канализационных сетей и насосных станций и, следовательно, значительных потерь воды в сетях Целесообразно осуществить замену изношенных аварийных сетей, с включением в программу замены основных магистральных водоводов с дюкерными переходами.

14 Наименование системы ресурсоснабжения Предлагаемые мероприятия по энергосбережению Эксплуатация жилищного фонда Мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде можно разделить на две основных категории: Организационно – экономические мероприятия Технико-технологические мероприятия Организационно-экономические мероприятия потенциал сбережения со стороны потребителя; потенциал сбережения энергии за счет контроля перепада температуры в подающем и обратном трубопроводе; обучение и распространение информации; формирование тарифа на отопление, мотивирующего энергосбережение; мониторинг теплопотребления; другие возможности для энергосбережения. Технико-технологические мероприятия При всем многообразии технологических мероприятий, специалистами и экспертами по энергоэффективности и энергосбережению были отобраны семь наиболее перспективных мероприятий, дающих максимальный эффект от их реализации. Осуществление теплоизоляции стен (на основе технологии вентилируемых фасадов) Установка эффективных водоразборных приборов Установка эффективных окон Установка теплоотражающих пленок на окнах Осуществление теплоизоляции дверных проемов Осуществление теплоизоляции внутренних трубопроводов систем горячего водоснабжения Осуществление теплоотражающих экранов за радиаторами

15 Тарифное регулирование в России Тарифное регулирование в России имеет трехуровневую систему. Раскроем эти понятия: 1. На первом (федеральном) уровне происходит определение индекса роста тарифа для каждого субъекта, на основе представления каждым субъектом аналитических материалов с прогнозируемым величины индекса. Отметим, что федеральным регулирующим органом в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса является Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (далее ФСТ РФ). 2. На втором уровне (региональном) происходит определение роста уровня тарифа для каждой организации на основе обосновывающих материалов и в пределах полученного индекса роста от ФСТ РФ. 3. На третьем уровне (муниципальном) происходит установление тарифов по тем видам услуг, которые можно устанавливать на местном уровне, но в пределах индекса роста коммунальных услуг по субъекту.

17 Использование энергоэффективных технологий Энергоэффективность Инвестиции Инновации Повышение эффективности генерирующих и транспортирующих мощностей Снижение себестоимости тепловой энергии

18 Инвестиционная программа по строительству биотопливной котельной в Тихвинском муниципальном районе Ленинградской области В рамках инвестиционной программы предусмотрено: строительство новой котельной с автоматизированными котлоагрегатами, работающими на биотопливе. Основными задачами являются: 1. Выполнение мероприятий по строительству котельной. 2. Повышение надежности и эффективности системы теплоснабжения, а также экономия финансовых средств при производстве тепловой энергии. 3. Снижение уровня тарифов на тепловую энергию после прогнозного срока окупаемости инвестиционной программы.

20 Сравнительная динамика роста тарифов за тепловую энергию в 2010-2015 гг. год руб./Гкал

22 Тема 5.3. Экономия расходования ресурсов и снижение тепловых потерь. Учет и регулирование потребления энергоресурсов и воды в сфере ЖКХ Разработка схем теплоснабжения Тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий Модернизация систем тепло/водоснабжения Выбор оптимальной тактики оснащения приборами учета по категориям пользователей энергоресурсов и воды Обоснованный выбор номенклатуры приборов Выбор оптимальных схем организации учета энергоресурсов и эксплуатации приборов

23 Этапы разработки схемы теплоснабжения Основные принципы разработки схемы теплоснабжения Схема теплоснабжения разрабатывается на срок 15 лет, в том числе по планируемым периодам (этапам): 1) на каждый год первого 5-летнего периода; 2) на последующие пятилетние периоды 1) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; 3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии 4) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; 5) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; 6) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; 7) согласованность схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения 8) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций

24 Процесс подготовки и реализации программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: финансирование Энерго консалт Инвестор Энергоаудит Предварительная программа энергосбережения Коммерческие организации Ведомственные, культовые строения Многоквартирные дома Муниципальные теплоэлектросети Областные распределительные сети Генерация (ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ) РЭК Регион Фонд Энергетический паспорт Администрация региона Промышленные предприятия Отчет с выводами и предложениями Собственники Окончательная программа энергосбережения Саморегулируемые организации (СРО) I Этап финансирование Энерго консалт Инвестор Энергоаудит Предварительная программа энергосбережения Коммерческие организации Ведомственные, культовые строения Многоквартирные дома Муниципальные теплоэлектросети Областные распределительные сети Генерация (ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ) РЭК Регион Фонд Энергетический паспорт Администрация региона Промышленные предприятия Отчет с выводами и предложениями Собственники Окончательная программа энергосбережения Саморегулируемые организации (СРО)

25 Источники финансирования Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (инвестиционная программа) Энергосервисный инвестор Конкурс энерго- сервисного инвестора Инвестор Администрация региона Источники финансирования: 1. Бюджет (Федеральный, Региональный); 2. Целевые программы; 3. Инвестиционный кредит банка; 4. Инвестор; РЭК Федеральные целевые программы Подготовка государственно- частного партнерства (ГЧП) Энергетические ведомственные структуры Инвестиционные банки II Этап

26 Развитие жилищно-коммунального хозяйства крупных городов России невозможно без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Энергосбережение является ключевым методов экономического механизма развития системы теплоснабжения крупного города. Вопросы энергосбережения должны быть важнейшим элементом энергетической стратегией региона. Определено, что энергосбережение имеет прямую связь с возобновляемыми источниками энергии. Жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов должно относиться к числу важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики. При этом основной задачей является создание системы, обеспечивающей скоординированную работу различных государственных и частных предприятий и организаций в интересах потребителей. Вывод:

Другие статьи

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ

С. Н. Финик. генеральный директор ООО «Центральная энергосервисная компания»

В. В. Котов. член экспертного совета по государственно-частному партнерству комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству

Основным механизмом реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, в соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются инвестиционные программы.

Стратегическим направлением ре-формирования ЖКХ является привлечение заемных средств (кредитов) на цели модернизации, поскольку обновление основных фондов предприятий данной сферы невозможно провести только за счет целевого бюджетного финансирования. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства является наиболее приемлемым форматом при решении вопросов энергосбережения.

Разработка инвестиционной программы модернизации объектов ЖКХ является необходимым условием получения кредитных ресурсов и сегодня представляет, пожалуй, единственный инструмент реализации программы комплексного развития.

В сфере коммунального теплоснабжения действует большое количество мелких и средних теплоснабжающих предприятий, каждое из которых для своих потребителей является монополистом. Финансовое состояние этих предприятий, за редким исключением, неудовлетворительно. Собственными ресурсами для модернизации систем коммунального теплоснабжения предприятия и муниципальные образования, как правило, не располагают. Основная задача, которая комплексно решается при разработке инвестиционного проекта, заключается в подготовке необходимой информации для принятия рационального решения относительно осуществления инвестиций.

Опыт успешной реализации банками инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие энергетической, транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, уже имеется. Как правило предполагается кредитование дорогостоящих проектов, например, уполномоченный Правительством РФ ГК «Внешэкономбанк» принимает участие в реализации долгосрочных (от 5 до 30 лет) проектов стоимостью не менее 2 млрд руб. при собственном вкладе не менее 1 млрд руб.

Поскольку стоимость инвестиционных проектов модернизации систем теплоснабжения одного или нескольких районов составляет значительно меньшую сумму (стоимость мероприятий по модернизации в Курганской (рис. 1) и Костромской областях составила от 10 до 150 млн руб.), то необходима разработка комплексного общего инвестиционного проекта для области. Преимуществом такого подхода является возможность финансирования проектов с большими сроками окупаемости (например, вовлечение местных топливных ресурсов), финансирование которых частными инвесторами невозможно.

Пилотный проект по модернизации коммунальной энергетики, выполненный в Курганской области с привлечением заемных средств ГК «Внешэкономбанка». Котельная до реконструкции (a); после (б); оборудование новой газовой котельной (в)

Как правило, муниципальные предприятия теплоснабжения (МУП, МП) и предприятия других форм собственности, созданные с участием муниципальных органов власти, убыточны, основное имущество сильно изношено и имеет низкую остаточную стоимость. Поэтому еще одним условием привлечения кредитных ресурсов является наличие крупного регионального оператора, обладающего ресурсами для предоставления залога. Для реализации программы необходима разработка организационно-правовой модели с учетом ситуации во всех муниципальных образованиях области. При этом муниципальное имущество может быть передано в управление частному оператору на различных условиях (долгосрочная аренда, концессия, выкуп и т. д.).

Основными этапами разработки инвестиционной программы является проведение энергоаудита муниципальных систем теплоснабжения и разработка оптимальных схем теплоснабжения населенных пунктов. На основе данной работы идет подготовка комплекта документов проекта «Развитие систем теплоснабжения муниципального образования» для последующего обращения в банк (рис. 2).

Схема модернизации инфраструктуры ЖКХ

Остановимся на основных моментах, позволяющих составить общее представление о механизме финансирования проектов модернизации ЖКХ за счет заемных средств.

Проведение энергоаудита и формирование пакета документов для привлечения инвестиций

Для того чтобы получить заемные средства, необходимо провести энергетическое обследование объектов и подготовить пакет документов для банка. Выбирая для этих целей организацию, лучше (дешевле) обратиться к компании, выполняющей энергоаудит и способной обеспечить правовую, экономическую и инженерно-техническую поддержку. Эта же компания должна сопровождать подготовленный комплект документов в процессе принятия решения о заключении кредитного соглашения с банком. Поэтому проще, если выбранная компания будет сотрудничать с предоставляющим кредит банком в формате государственно-частного партнерства.

Механизм возврата средств, привлеченных на модернизацию объектов ЖКХ

Потенциал энергосбережения обеспечит погашение кредита. Возвратность кредитных средств обеспечивается благодаря снижению:

  • себестоимости единицы полезного отпуска тепловой энергии за счет замены существующих основных фондов на более эффективные;
  • совокупного объема операционных затрат энергоснабжающей организации и повышению уровня его операционной рентабельности.

Данные результаты будут достигнуты за счет изменения следующих показателей технико-экономической эффективности производственного оборудования и сооружений:

  • увеличения коэффициента полезного действия котельного и вспомогательного оборудования, снижения нормативов потребления топливо-энергетических ресурсов в расчете на единицу выработанной тепловой энергии;
  • уменьшения потерь тепловой энергии в трубопроводах теплотрасс;
  • снижения уровня затрат на ремонты оборудования и сооружений систем коммунального теплоснабжения.
Возврат привлекаемых на модернизацию средств возможен несколькими способами 1. Через тариф на тепловую энергию.

Если расходы на модернизацию не относятся к капитальным вложениям, а будут проведены в бухгалтерском учете как затраты на ремонт или расходы на эксплуатацию, то в данной ситуации возврат средств возможен только через тариф на тепловую энергию.

Если затраты на модернизацию в полном объеме проводятся как инвестиции, то данные затраты включаются как инвестиционная составляющая тарифа. Регулируемой организации в этом случае следует предварительно проанализировать использование амортизации прошлых периодов.

Наиболее приемлемым вариантом для теплоснабжающей организации является утверждение в составе необходимой валовой выручки средств на модернизацию из прибыли.

2. Через инвестиционную программу:
  • надбавка к тарифу. Преимущество данного способа возврата средств заключается в том, что размер надбавки определяется региональными властями сверх предельных уровней тарифов, утвержденных Федеральной службы по тарифам (ФСТ);
  • плата за подключение. Использовать данный источник возможно, если проведенные мероприятия позволят привлечь новых потребителей, с которыми будет заключен договор на подключение тепловой мощности;
  • бюджетные средства, если программа модернизации попадает в программу энергоэффективности региона и в качестве источника финансирования указываются средства бюджета, либо долевое финансирование за счет собственных средств организации и средств бюджета.

Удлинение срока возврата кредита позволит снизить текущую нагрузку на тариф. При этом календарный график модернизации будет разработан таким образом, чтобы при первоначальном инвестировании части требуемых средств внедрение следующих мероприятий можно было производить за счет реинвестирования средств, полученных в качестве экономического эффекта от внедрения мероприятий первой очереди.

Статья в структуре тарифа, по которой проходят затраты на модернизацию

Если затраты списываются сразу (расходы из себестоимости), то проходят по статьям: затраты на ремонт, затраты на эксплуатацию (материалы и услуги), амортизация.

Если затраты относятся к капитальным вложениям (08 счет), то по статьям: прибыли на инвестиции, проценты по кредиту.

Обращаем внимание, что затраты на модернизацию могут быть отнесены одновременно к нескольким статьям затрат, если этого требует программа модернизации.

Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных ценах, действующих на момент начала эксплуатации объекта, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта).

Расчет инвестиционного проекта должен быть произведен в текущих ценах прогнозных лет, т. е. с учетом инфляционных явлений.

Взаимосвязь и обязательства всех участников проектов модернизации

Взаимоотношения и обязательства участников проекта определяются после разработки организационно-правовой формы проекта. В основу механизма реализации программы модернизации положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса модернизации систем теплоснабжения.

Влияние закона «О теплоснабжении»

Так как Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» еще требует принятия ряда поправок в законодательные акты, то Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» будет пересмотрено. Ранее параметры ресурсов сохранялись в течение нескольких лет, а теперь удельные значения утверждаются ежегодно.

Что касается утверждения норматива удельного расхода топлива, то, скорее всего, он также будет утверждаться ежегодно, т. к. расход топлива напрямую зависит от режима работы оборудования, которое может быть изменено в связи с ростом / снижением тепловой нагрузки и другими факторами.

В законе о теплоснабжении приводится перечень тарифов, подлежащих регулированию. К ним относится и плата за подключение. Поскольку при наличии потенциальных потребителей использование данного источника возможно, то закон № 190-ФЗ ухудшает положение теплоснабжающей организации, т. к. до его принятия плата за подключение к системе теплоснабжения определялась договором.

Решение об установлении для теплоснабжающих или теплосетевых организаций тарифов выше уровня, установленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно принимается органом исполнительной власти субъекта РФ и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Согласование проектов модернизации

Предлагаемая схема реализации инвестиционных проектов и организации долгосрочных отношений органов государственной власти, органов тарифного регулирования и инвестора построена на основе согласованного всеми сторонами долгосрочного тарифного соглашения, поэтому обязательно согласование инвестиционной программы с региональной службой по тарифам.

При этом проекты по модернизации должны соответствовать требованиям ФСТ (в настоящее время ФСТ издаются Приказы об утверждении требований к программам энергоэффективности для регулируемых организаций). По состоянию на 31 августа 2010 года для теплоснабжающих организаций такого приказа издано не было. Кроме того, программы энергоэффективности должны соответствовать требованиям региональных органов власти. Как правило, программа энергоэффективности по региону утверждается на три года и, если мероприятия теплоснабжающей организации включаются в него, то это также является весомым обоснованием для включения затрат на программу в тариф. Также проекты должны быть включены в областную программу энергосбережения и могут быть в какой-то части претендовать на средства Инвестиционного фонда РФ при наличии разработанной проектно-сметной документации.

Участие муниципальных образований в проектах модернизации

Проект модернизации системы теплоснабжения МО может быть реализован по одной из следующих схем.

1. Аренда с инвестиционными условиями в порядке, определенном Приказом ФАС от 10.02.2010 года «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров».

Все улучшения муниципального имущества, в том числе произведенные за счет привлеченных инвестиций, как отделимые, так и неотделимые, в конечном итоге должны перейти в собственность муниципального образования и не подлежать изъятию по окончании срока аренды такого имущества.

2. Концессия в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. ФЗ от 02.07.2010 № 152-ФЗ).

При разработке инвестиционной программы модернизации ЖКХ решаются две основные проблемы использования заемных средств на условиях государственно-частного партнерства:

  • со стороны инвесторов (коммерческих банков) – снижение рисков инвестирования в проекты по модернизации ЖКХ (получение гарантийного обеспечения инвестиционных проектов со стороны бюджета области);
  • со стороны инициаторов проектов (предприятий ЖКХ и муниципальных администраций) – формирование механизма возврата заемных средств за счет уменьшения бюджетных расходов (за счет уменьшения выплат населению жилищных субсидий и т. д.) либо за счет формирующихся сумм экономии.

Система финансирования инвестиционных проектов на цели энергосбережения и технического перевооружения объектов ЖКХ должна определять для владельцев проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования и возврата заемных средств. Инициатор проекта должен знать, какой перечень мероприятий ему необходимо осуществить для получения финансирования под свой проект. Поэтому нами разработана единая методология получения финансирования для инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ (формирование правовых, экономических, финансовых и инженерно-технических аспектов в отношении реализации проекта).

подписаться на журнал

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере

Главная страница > Деятельность > Жилищно-коммунальное хозяйство > Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере

Сегодня лишь 51% россиян используют энергоэффективные технологии и приборы. В настоящее время Минстрой России формулирует перечень работ по повышению энергоэффективности, обязательный для выполнения при капитальном ремонте многоквартирных домов и объектов бюджетной сферы. Проведение капитального ремонта, обеспечивающего повышение энергетической эффективности, не только повышает комфорт проживания, но и окупается в последующем за счет снижения платы за коммунальные услуги.

В рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда уже построено 63 энергоэффективных дома (на этапе строительства – 19 домов) в разных округах страны, которые позволяют жителям экономить на платежах до 40%.

Кроме того, ведомство разрабатывает механизм повышения интереса граждан к установке приборов учета.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИЖКХ

Виды деятельности

Энергосбережение, повышение энергоэффективности: анализ, аудит, проекты и планы

Энергосбережение и повышение энергоэффективности

Решение задач повышения энергоэффективности можно достичь программно-целевыми методами, через разработку комплексных программ энергосбережения и создания системы управления, позволяющей вносить корректировки при оперативном анализе её выполнения.

Реализуя данную задачу/цель, специалисты ООО «ЛЕКС-Консалтинг», разработали за период с 2011 по 2013 годы:

  • Более 10 долгосрочных целевых программ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в муниципальных образованиях Тазовский, Октябрьский район, Парабельский район, с. Газ-Сале, с. Находка и другие города ЯНАО, ХМАО;
  • 7 программ энергосбережения предприятия, в том числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство и передачу энергетических ресурсов (ХМАО-Югра, ЯНАО, предприятия на территории Московской области, г. Курган);
  • Оказали содействии в утверждении 15 программ энергосбережений на уровне муниципальных образований.

Наши услуги в области энергосбережения и энергоэффективности:

  • аудит и анализ энергосбережения;
  • разработка плана энергосбережения с расчетами результатов и качества энергосбережения (энергоэффективности);
  • разработка программ энергосбережения и повышения энергоэффективности
    - муниципальные программы в области энергосбережения
    - программы энергосбережения для территорий поселений и программ энергосбережения предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности - предприятия ЖКХ.

Результатом разработки программы энергосбережения и повышения энергоэффективности является:

  • анализ потенциалов и формирование приоритетных направлений энергосбережения с оценкой прикладного эффекта от реализации программы;
  • комплекс конкретных мероприятий, которые при их реализации дают весомый экономический эффект (экономия порядка 10%);
  • соблюдение баланса между аналитикой и четкой программой действий по достижению заявленного результата;
  • создание условий для привлечения инвестиций в целях внедрения энергосберегающих технологий, в том числе и на рынке энергосервисных услуг.

Обратитесь в наш центр продаж за подробной информацией:
gkh.lex@gmail.com
тел.:+7 (3452) 452-252, 403-434

Правовое основание для разработки программ энергосбережения:

Поручением Президента РФ от 02.07.2009 № Пр-1802ГС органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и принять комплексные программы по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе. Несоблюдение требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в соот. КоАП РФ статья 9.16. п. 10 Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности)

Какой состав документов получает Заказчик в результате разработки программы энергосбережения и повышения энергоэффективности:

Программа энергосбережения, содержащая:

  • отчёт по программе энергосбережения с оценкой текущего состояния энергоэффективности выбранных объектов;
  • программу технических мероприятий по повышению энергоэффективности работы объектов, включая перечень мероприятий; график их реализации; объёмы необходимых вложений; сроки окупаемости; источники финансирования; результаты, которые будут достигнуты после реализации конкретного мероприятия;
  • отчёт по программе энергосбережения с предложениями по системе правовых, организационных, технических, экономических и информационных мер, направленных на достижение целевых установок по повышению энергетической эффективности объектов социальной сферы.
Особенности разработки программы повышения энергетической эффективности:

Разработка каждой программы индивидуальна: информация о профиле энергопотребления организации; результаты визуального и инструментального обследования (при необходимости), по которым учитываются выявленные слабые места инженерных систем и объектов инфраструктуры предприятия; учет пожеланий Заказчика при составлении программы по энергосбережению и энергоэффективности.

Обратитесь в наш центр продаж за подробной информацией об услуге по разработке программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
gkh.lex@gmail.com
тел.:+7 (3452) 452-252

Более подробно узнать о разработанных программах энергоэффективности и их результатах Вы можете в разделе «Проекты по энергоэффективности »