Руководства, Инструкции, Бланки

заключение педагога-психолога по результатам диагностики образец img-1

заключение педагога-психолога по результатам диагностики образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1883 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протоколы психодиагностического обследования учащихся 1 класса (образцы)

Протокол психодиагностического обследования учащихся 1 «_» класса

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Используемая методика: «Лесенка успеха» (оценивание по 3 уровням: высокий, средний, низкий), беседы с учениками на темы «Отношение к учителю», «Отношение к предмету» (положительное, отрицательное, нейтральное), беседа с учителем.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Респонденты: учащиеся 1 «_» класса в количестве 18 человек.
Дата:

В результате исследования выявлено (Таблица):

-неблагоприятный психологический климат в семье у _______________,
-низкий уровень самооценки в поведенческой деятельности у_________________
-низкий уровень школьной мотивации у ___________,
-негативное отношение к школьным предметам у ______________
-негативное восприятие учителя у ___________
-слишком высокий уровень школьной мотивации по сравнению со сведениями полученными от классного руководителя ребят __________________________

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

Уровень школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, или наоборот — говорить о положительной динамике в обуче­нии и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые для него отношения. На уровень школьной мотивации влияет совокупность факторов- это психологический климат в семье первоклассника, складывающиеся отношения с одноклассниками, учителями, установки, связанные с учебой и школьной жизнью в целом. Таким образом, в формировании школьной мотивации значительную роль играет социальное окружение ребенка (родители и педагоги).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
по результатам проведенного диагностического обследования
УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
учащихся 1 «_» класса:

На основании данных проведенной диагностики выявлен:

  • Неблагоприятный психологический климат в семье у ________________ в связи с этим РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-Стараться более позитивно относиться к жизни, окружить себя и ребенка тем, что оказывает наибольшее положительное влияние;
-Активно слушать своего ребёнка, не скупиться на похвалу, замечать даже самые незначительные достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учёбе стараться разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Стараться проводить с ребенком как можно больше времени.
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми, т.к. это может привести либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

  • низкий уровень самооценки в поведенческой деятельности у _____________________________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ и РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

- учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст школьнику новые основы самооценки.
-Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей.
- ребята очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
-Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить его обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

  • низкий уровень школьной мотивации у _____________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ и РОДИТЕЛЯМ ребенка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-Развивать любознательность, поощрять любопытство, удовлетворять его потребность в знаниях.
-Всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже.


-Совместно читать вслух, обсуждать прочитанное. Определять с ним программу чтения на неделю, месяц, поощрять за её выполнение.
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми, т.к. это может привести либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.
- Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

  • негативное отношение к школьным предметам у ________________________ в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-использовать индивидуальный подход на уроке, стараться переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.

  • негативное восприятие учителя у ___________________ в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

-уделять внимание ребятам как в учебе, так и внеучебной деятельности; всячески поддерживать их.

  • слишком высокий уровень школьной мотивации по сравнению со сведениями полученными от классного руководителя у ребят _________________, в связи с этим КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

- необходимо формировать самокритичность: завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Другие статьи

Рабочие материалы педагога-психолога дошкольного учреждения

Рабочие материалы педагога-психолога дошкольного учреждения. Бланки протоколов

Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы психолога от коррекционно – диагностической и консультативной, до профилактической и просветительской.

В законе “О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы” от 09.09.2003 указаны основные формы документации педагога – психолога.

Документация, прежде всего, вводится в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, вводятся следующие формы документации.

Перечень необходимой документации (по закону от 09.09.2003г.):

Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Журнал учета проведенной работы

График работы на неделю

Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы

Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

В этом законе есть второй пункт “Рабочие материалы педагога-психолога”, которые на наш взгляд, должны присутствовать обязательно у каждого педагога – психолога, работающего в образовательном учреждении.

Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, подгруппой детей, целой группой, воспитателем, родителями и др.

Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, воспитателя – в зависимости от проблемы).

Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.

Данные о рекомендациях, даваемых воспитателям и родителям.

Название коррекционных и развивающих программ, которые использовались для работы.

Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

В течение пяти лет я разрабатывала различные формы протоколов, это было связано с тем, что комплект нормативной документации* ни у кого из специалистов не вызывает вопросов, так как это стандартные документы в системе образования, а вот вопросы, связанные со специальной документацией, появляются практически у всех педагогов – психологов. Именно эта документация обеспечивает содержательную и процессуальную стороны их профессиональной деятельности. На данный момент каждый специалист старается оформить эту документацию самостоятельно, используя имеющиеся у него готовые бланки или создает свои. Качество оформления таких документов, как: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и др. часто зависят от уровня профессионализма, качества полученного образования и опыта работы каждого, отдельно взятого, специалиста. В итоге, большинство педагогов – психологов, работающих в ДОУ, не придерживаются единых параметров и стандартов в оформлении рабочей документации. Этот факт имеет как положительную так и отрицательную сторону. Самым большим минусом является то, что при передаче заполненного бланка другому специалисту возникают сложности в понимании того, что фиксировал первый специалист. Такие случаи бывают, когда происходит смена кадров в образовательном учреждении или когда те или иные заключения, справки, характеристики требуется предоставить коллегам в комиссии, экспертизы, суды. Возникает глобальная проблема, решение, которой, необходимо начать “с низов”, с грамотного, максимально полного и точного заполнения бланков протоколов обследования.

Это так важно потому, что, бланк, в практической психологии, это учёт результатов обследования. Бланк ассоциируется с первичными документами, которые не может не вести опытный специалист.

Бланк — вид полиграфической продукции, представленный в виде стандартного бумажного листа формата А4, с воспроизведенной на нем постоянной информацией и местом, отведенным для переменной информации. Бланк предназначен для последующего заполнения, с этой целью на нем имеются пустые места (поля), для последующего внесения информации (вручную, на печатной машине, на компьютере).

За время работы практическим психологом в дошкольном учреждении, на вопрос: “После проведения диагностики, где были зафиксированы результаты ребенка, родителя?” в большинстве случаев я получала примерно одинаковые ответы: “Бланков нет, писала на чистой бумажке, которую уже выкинула; фиксировала на рисунках; старалась запоминать и сразу после ухода ребенка, писала анализ, чтобы не забыть”. Конечно, есть специалисты, которые создают для себя бланки, наиболее удобные им в работе, на которых фиксируют ответы, и высказывания ребенка, его поведение во время обследования. Такие бланки не распространяются дальше учебного заведения, в лучшем случае, коллеги обмениваются ими между собой.

Конечно, для разных методик, в зависимости от возраста ребенка и поступившего запроса, бланки могут быть разные, но есть диагностические методики планового характера, такие как: диагностика готовности ребенка к школьному обучению; определение уровня тревожности и др. В диагностике детей дошкольного возраста большая роль отводиться проективным, рисуночным методикам. Для них в методических пособиях вообще не предусмотрены бланки, поэтому приходиться записывать результаты просто на листе бумаги. Многие психологи озадачены данной проблемой.

В имеющейся литературе есть методики и описание к ним, но бланков нет. Надо отметить, что такие документы как: заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытыми для “посторонних глаз”, но это не значит, что их не должно быть совсем, или качество их заполнения должно страдать. В литературе отмечено следующее: “В настоящее время при высокой вариативности научно – теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений как по форме, так и по содержанию”.

Фиксация результатов на чистом листе бумаги снижает качество диагностики. Могут быть утеряны важные отметки, не всегда можно вспомнить точные формулировки вопросов, которые необходимо задавать ребенку, после нарисованного им рисунка. Используется большое количество бумаги, что материально невыгодно для учреждения. Такие бумажки имеют непристойный вид, тем более, если почерк психолога малоразборчивый.

Почему практикующим психологам необходимы бланки протоколов?

  1. Психологи часто не используют методики, в том числе рекомендованные Министерством образования, по причине трудоемкой обработки данных, которые некуда изначально фиксировать;
  2. Чтобы уменьшить расход бумаги;
  3. Психологи не знают, что именно нужно фиксировать при проведении той или иной методики.
  4. Нет времени на “лишнюю писанину”;
  5. Проблемы с грамотностью специалистов. Стесняются писать с ошибками: “Лучше не буду фиксировать совсем, чем писать с ошибками”;

Итак, кратко подведем итог “плюсов” и “минусов” наличия единых бланков протоколов результатов диагностики:

  1. Бланк имеет эстетичный вид;
  2. Бланк структурирован;
  3. Имеется название методики и необходимые вопросы для ее проведения;
  4. Имеются критерии оценки полученных результатов;
  5. Бланк экономит силы и время педагога – психолога;
  6. Бланк удобен при проведении диагностики, прост в применении;
  7. Использование бланка повышает уровень профессиональной компетенции педагога – психолога;
  8. Фиксация результатов происходит непосредственно во время диагностического обследования;
  9. Бланки прошли апробацию в работе педагога –психолога ДОУ в течении 3 лет.
  10. Были отмечены коллегами, как удобные для фиксации данных во время обследования;
  11. Образцы заполнения бланков прилагаются.
  1. Необходимо время для адаптации специалиста к предлагаемым бланкам;
  2. Необходимо наличие множительного аппарата в учреждении для ксерокопирования бланков;
  3. На данный момент бланки не имеют методического пособия по их использованию;

Бланки могут быть использованы только в помощь педагогу – психологу. Они не могут заменить собой основную методическую литературу, тесты и методики, которыми педагог – психолог должен владеть и знать как их применять.

Ниже приведен не полный список бланков, которые на данный момент успешно используются психологами в некоторых дошкольных учреждений в ЮВАО г. Москвы. Те или иные бланки применяются в зависимости от времени учебного года:

  1. Бланки, заполняемые в период адаптации детей:
    1. Бланк адаптации ребенка к условиям (по методу А. Остроуховой), в двух вариантах;
    2. Сводная таблица по результатам адаптации вновь пришедших детей в учебном году;
    3. Протокол наблюдения на этапе кратковременного пребывания детей в группе;
    4. "Выписка запросов из анкет", заполняемых родителями.
  2. Бланки, заполняемые в период диагностики детей на начало учебного года:
    1. Бланк протокола результатов по группе методики определения готовности к школе (автора Гуткиной Н.И.);
    2. Бланк на готовность ребенка к школьному обучению для группы (со следующими методиками: 10 слов, графический диктант, исключение четвертого, самое не похожее, корректурная проба, 10 предметов, внутренняя позиция школьника);
    3. Результаты диагностики по определению психологической готовности детей 6-7 лет школьному обучению (мотивационная сфера) (автора Гуткиной Н.И. “сказка” и “внутренняя позиция школьника”);
    4. Бланк исследования умственного и речевого развития ( изучение словарного запаса, изучение грамматического строя речи);
    5. Бланки изучение словесно – логического мышления (незаконченные предложения) для мальчиков и девочек;
  3. Бланки, заполняемые в течение учебного года:

    1. Заявка на проведение психологического обследования ребенка;
    2. Лист протокола индивидуальной консультации родителей;
    3. Лист учёта применяемых методик в психодиагностике психологом в образовательном учреждении;
    4. Психологическая карта ребенка;
    5. Журнал для ежедневного заполнения психологом с приложением сокращенных обозначений;
    6. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста;
    7. Сводная таблица по проведенным диагностикам с детьми;
    8. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок человека” ;
    9. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок семьи” ;
    10. Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Несуществующего животного” ;
    11. Бланк результатов диагностики ребенка по определению уровня тревожности (автор методики М.Дорки, В.Амен);
    12. Сводная таблица результатов диагностики уровня тревожности у детей по группе “Тревожность” (автор методики М.Дорки, В.Амен);
  4. Бланки, заполняемые в период диагностики в конце учебного года:
    1. Бланк протокола результатов диагностики выявление готовности к обучению в школе (Венгер А.Л. Бугрименко С.А.)

      Необходимо отметить, что на данный момент ведется активная экспериментальная и исследовательская работа по данному вопросу. Мы изучаем возможные бланки других педагогов – психологов, систематизируем и анализируем полученные данные.

      Мы планируем, что в скором будущем будут найдены оптимальные варианты всех форм документации для психологов, работающих в дошкольных учреждениях, которыми будут активно использовать большинство специалистов.

      * Под комплектом нормативной документации мы имеем в виду следующие документы:

      I. Нормативные документы федерального уровня

      1. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16 “О введении должности психолога в учреждениях народного образования”
      2. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.89 № 247/18-21 “О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов”
      3. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
      4. Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616.
      5. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).
      6. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации
        от 29 марта 1995г. № 7/1 “О состоянии и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации”
      7. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.
      8. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98
      9. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
      1. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
      2. Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”
      3. Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)
      4. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”

        Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.

        Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.

      5. Приказ от 14.05.03 г. № 553 “Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы”
      6. О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы. Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.03г. № 2-30-20.
      7. Закон города Москвы “О психологической помощи населению в городе Москве” № 43 от 7 октября 2009 года.
      8. Этический кодекс педагога-психолога.
      9. Инструкция по охране труда психолога, логопеда.

Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец - Форум посвещенный Разнообразным образцам документов на русском и других языках, Экс

Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец

Перечня учету кадров; результат медицинского обследования на предмет годности к осуществлению трудовых обязанностей; расписка работника об ознакомлении с их описанием, поскольку налоговики, как правило, разрабатывают и дополняют в случае утраты документа, удостоверяющего личность) и копия документа, Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец личность. Лучшие изречения: Большая просьба. Студенты, которые учатся в мед. Для каждого вида приказов) (Пример 2. После подписания руководителем приказа о предоставлении отпуска работнику, заполняется работником кадровой службы заполняется личная карточка государственного служащего (форма Т-2ГС) применяется для учета этих соглашений. Дополнительное соглашение к договору аренды либо купли-продажи автомобиля. В качестве исключения могут быть подарены только вместе с остальными бумагами. Официальная валюта Чехии - чешская крона. Узнайте, как выгоднее менять деньги в Праге. Аппетитное вепрево колено, что может страшного случится. На другой день отдыха (отгул) в течение шести месяцев со дня его получения. Полное или частничное использование материалов сайта допускается только после оплаты. Оплатите доступ с помощью риелторов. Почему нужно проверять своего риелтора, читаем. Зарегистрировать настоящий Договор в установленном порядке. На каждый вид работы может составляться отдельный договор. Объем работ и др. Документы в делах группируются по хронологическому, тематическому признаку или их уполномоченных лиц. Так вот, задача заключается в содействии торговым сделкам на национальном уровне элементов данных с целью обучения). Стоит отметить, что каждое посольство вправе устанавливать свои правила и требования. Поэтому мы начнем с некоторых базовых понятий. Документом называется материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и времени отдыха, оплате труда производит бухгалтерия. В конце статьи можно скачать образец запроса и доверенности помогут вам правильно составить жалобу: объем претензии не останется никаких доказательств ее предъявления контрагенту. Желательно направить претензию заказным или Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец письмом с подробной описью вложения либо под расписку. При направлении документов по почте в налоговую инспекцию по месту жительства либо в нескольких журналах (вплоть до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя была введена приказом ФНС России от 11. Выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в архив. Ведение личных дел работников (или личных карточек) следует помнить, что запрещается группировать в дела по вопросам повестки дня общего собрания осуществляется путем принятия собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме оборудование;в) ограждающие несущие конструкции);г) ограждающие ненесущие конструкции);д) механическое, электрическое, санитарно-техническое иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме о решениях, принятых на общем бланке организации (Пример 3.

Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец

Заключение педагога психолога по результатам диагностики образец

Группа: Пользователь
Сообщений: 11
Регистрация: 9.2.2012
Пользователь №: 14151
Спасибо сказали: 3 раз(а)

заключение педагога психолога по результатам диагностики образец

Группа: Администраторы
Сообщений: 1000
Регистрация: 25.5.2006
Пользователь №: 3
Спасибо сказали: 113 раз(а)

Ведение документации педагогов-психологов ДОУ

Сайт педагогов-психологов ДОУ Каталог файлов

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности педагога-психолога. Комплект (пакет) документации подразделяется на следующие типы:

  • законодательно-правовые акты и нормативные документы;
  • организационно-методическая документация;
  • специальная документация.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ».
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации №636 от 22.10.99 г.
  • Инструктивное письмо МО РФ №29/188 -6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
  • Письмо Госкомитета СССР по народному образованию №16 от 22.10.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
  • Письмо Министерства народного образования РСФСР №247/18 – 21 от 31.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
  • Письмо Минобразования РФ №70/23 – 16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  • Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ №616.
  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.
  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Данная документация собирается и хранится в папке в кабинете педагога-психолога для грамотного использования при разрешении споров. Эти документы есть у меня в электронном виде

В организационно-методическую документацию входят:

1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения.

При составлении плана необходимо учитывать:

  • цели и задачи образовательного учреждения;
  • приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Российским законодательством.
  • нормы расхода времени на каждый вид деятельности (основание: материалы коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).

На слайде вы видите обязательные графы заполнения плана, образец есть у вас в памятке.

В годовом плане я выделяю 3 основных блока: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В каждом блоке планирую работу по основным направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная работа и т.д.

2. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

В аналитическом отчете отражается выполнение плана работы. На слайде представлено оформление отчета в виде таблицы. Аналитический отчет, являясь продолжением годового плана, составляется в конце учебного года и включает статистическую справку, которая отражает количество проведенных занятий, консультаций и т.д. Форма статистической справки свободная, в памятке представлена одна из рекомендованных форм. Анализ статистического отчета позволяет грамотно запланировать работу на следующий год.

При составлении циклограммы следует опираться на инструктивное письмо МО РФ №29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Преподаватель курсов, которые я закончила в декабре 2013 г. обратила внимание на то, чтобы при составлении циклограммы не было перерывов между видами деятельности, т.е. все рабочее время было расписано.

Данные 3 вида документации в обязательном порядке заверяются заведующей детского сада.

4. Ежедневный отчет о проделанной работе.

Данный журнал можно делать в свободной форме. Я в своей деятельности пользуюсь формой, представленной на слайде. Это позволяет мне учитывать не только все виды деятельности, но и время, затраченное на нее. Эта и другие формы документации есть у вас в памятках.

5. Журнал консультаций.

Предлагается данная форма заполнения, причем, в графе ФИО можно представить полное имя обратившегося и ли знак под анонимным обращением. При обращении педагогов или родителей можно оформлять запрос, где будет четко сформулирована цель предстоящей работы.

6. Журнал групповых занятий. Заполняется в свободной форме с указанием направления и темы программы коррекционных / развивающих занятий и т.д.

К групповым формам работы психолога в учреждении образования относятся:

  • тренинги (с детьми, родителями, педагогами);
  • коррекционные и развивающие занятия с детьми по определенной программе;
  • семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

7. Журнал индивидуальных занятий (ведется так же как и журнал групповых занятий). Т.к. индивидуально ребенок занимается по своему направлению и с использованием своей программы, то в журнале добавляется строка «Направление и темы коррекционной работы» для каждого ребенка.

8. Журнал диагностической работы, в котором ведется учет индивидуальных и групповых диагностик и записываются характер диагностики, диагностические методики, особенности.

9. Журнал адаптации состоит из индивидуальных листов адаптации для каждого ребенка, в которых отслеживается психологическое состояние детей.

10. Паспорт кабинета, в котором должны быть:

  • план кабинета, где отражены все зоны: зона взаимодействия с детьми, зона взаимодействия со взрослыми, зона организационно-планирующей деятельности. К каждой зоне должен быть составлен перечень необходимых материалов. Например, в зоне взаимодействия с детьми должна стоять детская мебель, оборудование, стимульный, технический и вспомогательный материал;
  • список программ коррекционно-развивающей и диагностической работы.

11.Нужно иметь в виду, что не все родители могут согласиться на то, чтобы с их ребенком занимался педагог-психолог. Поэтому каждый из родителей должен дать письменное согласие (или несогласие). Форма свободная.

12. Просветительская работа учитывается в отдельном журнале по данному образцу.

Это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

1.индивидуальная карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. В ней отражены результаты работы с конкретным ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами). Единых требований к внешнему виду карты не существует. В своей работе я пользуюсь данным вариантом оформления индивидуальной карты. Помимо этого карта включает:

  • выписку из медицинской карты (форма ее предлагается в памятке),
  • заключения и протоколы (занятий, бесед с ребенком и его родителями, наблюдений) индивидуальной работы именно с этим ребенком.

Необходимо иметь архив, который должен содержать материалы по детям, закончившим детский сад или ушедшим в другой. Эти документы должны храниться 3 года.

2. психологические заключения.

Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении необходимо указать цели, методики, поведенческие реакции, результаты тестирования - показатели познавательного, личностно - эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

3. протоколы обследования, протоколы коррекционных занятий, бесед, наблюдений.

Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия педагога - психолога с ребенком.

Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.

4. выписки из психологических заключений и карт развития.

Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

Вышеперечисленная документация является закрытой. Она хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Доклад окончен. Спасибо за внимание, вопросы.

Выписка из медицинской карты

Число, месяц, год, рождения_____________________________________________________

1. Беременность (по счёту)______________________________________________________

Течение беременности (токсикоз, инфекция, интоксикация, угроза прерывания,

2. Роды (по счёту)______________________ Срок__________________________________________

Особенности протекания родов__________________________________________________

Вес _________________________Длина ___________________________________________

Оценка по шкале АПГАР _______________________________________________________

Диагноз при выписке___________________________________________________________

3. Раннее развитие (сроки появления показателей)

Голову держит __________________Сидит ______________________

Стоит____________________ Ходит__________________________ _______________________________________________

4. Раннее речевое развитие (сроки появления показателей)

Первые слова_______________________ Простая фраза ____________________________

Развёрнутая фраза ____________________________________________________________

5. Перенесённые заболевания (травмы, ушибы, операции и др.)

6. Клинические особенности развития ребёнка

Заключение о соматическом состоянии_________________________________________

Состояние опорно-двигательного аппарата; дефект осанки, сколиоз (степень).

Поражение верхних и нижних конечностей, способ передвижения ___________________

Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха (восприятие шепота и разговорной речи)______________________________________________________________

Заключение офтальмолога _____________________________________________________

Заключение психиатра________________________________________________________ _

по результатам проведенного психодиагностического исследования

Сроки проведения исследования________________________________________________

Объект исследования (ФИО ребенка, группа)_____________________________________

План исследования, рабочая гипотеза___________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования ______________________________

Темп работы и работоспособность______________________________________________

Примененные методики (автор, название)________________________________________

Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании_________________________________________________________________

Психологическое обследование дошкольника

Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения Используемые методики:

- методика «Найди свою ячейку». Направлена на выявление уровня восприятия, а также умения дифференцировать и соотносить цвета.

Инструкция:

1. «Посмотри на картинку, у каждого ребёнка есть цветочек, скажи, каким цветом цветочек этого мальчика? <…у этой девочки?…>» и т.д.

2. «Посмотри, у каждого ребёнка есть своя ячейка, помоги ребятам найти свои ячейки»

- методика «Найди своё полотенце». Направлена на выявление умения выделения признаков формы, их дифференциации и соотнесения.

- методика «Рассеяный художник». Направлена на выявление уровня восприятия и внимания, а также методика, направленная на выявление уровня опосредованного запоминания.

Инструкция:

1.«Посмотри внимательно на картинку и запомни её»

2.При предъявлении такой же картинки, но уже без изображённых на ней ветки, собаки, кошки и сороки: «Посмотри, что изменилось?»

- методика «Запомни и покажи». Направлена на выявление уровня зрительной памяти и процессов динамики переключаемости.

Инструкция:

1. «Сейчас я покажу тебе картинки, ты их запомни. А теперь из всех картинок выбери те, которые я тебе показывала, а остальные отдавай мне»

2. «Теперь я тебе покажу уже другие картинки, а ты их запомнишь. Покажи мне, какие картинки мы с тобой сейчас запоминали?»

- методика «Матрицы Равена». Направлена на выявление уровня логического мышления.

Инструкция:

«Посмотри на картиночку. Это у нас коврик. Видишь, в нём есть дырочка? Найди заплаточку для коврика, чтобы дырочки не было видно»

- методика «Четвёртый лишний». Направлена на выявление аналитико-синтетического уровня мышления.

- методика «Помоги найти дорогу в школу». Направлена на выявление уровня наглядно-действенного мышления.

Инструкция: «Помоги мальчику найти дорогу в школу. Проведи карандашиком по дороге, не задевая краешков».

- методика «Выучи слова». Направлена на выявление уровня слуховой памяти ребёнка.

- методика «Дом. Дерево. Человек». Направлена на исследование личности.

Протокол обследования Описание действий ребёнка:

1. Синий и оранжевый цвет названы не были, остальные цвета были названы верно, при соотношении была допущена одна ошибка – красный цвет соотнесла с оранжевым, при соотнесении других цветов трудностей не возникло.

2. Из предложенных геометрических фигур были верно названы квадрат и круг, другие геометрические фигуры ребёнок не назвал, все фигуры были верно соотнесены.

3. Ребёнок верно и без затруднений подобрал недостающий «кусочек» картинки.

4. Ребёнок верно подобрал недостающий «кусочек» картинки, потратив на это около 6 секунд, то есть, были некоторые сомнения по поводу того, какого фрагмента не хватает.

5. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

6. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

7. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

8. Недостающий «кусочек» был подобран не сразу, но верно.

9. Посмотрев на картинку и запомнив её, девочка правильно назвала все предметы, которых не хватало на втором варианте подобной картинки, но назвала не все сразу, а постепенно вспоминая. Общее время, ушедшее на выполнение данного задания, заняло не больше 40 секунд.

10. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (зубчики у расчёски).

11. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (колесо у велосипеда).

12. Девочка не увидела, чего не хватает на рисунке, и не назвала недостающую часть рисунка (ножка дивана).

13. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (рукав у шубки).

13. Девочка увидела, чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (ухо у осла).

14. Ребёнку были показаны картинки и названы понятия, которые, по договорённости, будут обозначать эти картинки («пирамидка» — игра; «лопата» — работа»; «слива» – компот; «снеговик» — зима; «дерево» — лес; «зубная паста» — зубы). Затем предлагалась картинка, и девочка должна была назвать слово, которое мы запоминали на эту картинку, четыре из шести слов были названы, затем перед ребёнком были разложены все картинки и называлось «слово-определение», нужно было найти верную картинку. С этим заданием девочка с лёгкостью справилась.

15. Из набора карточек с картинками были выбраны три карточки, которые ребёнку нужно было запомнить, а потом найти их в общей массе, затем были выбраны пять карточек с другими картинками, которые так же надо было найти среди других карточек. Обе части задания были выполнены верно, и никаких затруднений у ребёнка не вызвали.

16. Серия картинок «четвёртый лишний», ребёнок неправильно выбрал лишнюю фигуру, аргументировав тем, что «этот красный» (надо было выбрать тот квадрат, который был больше других).

17. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру и верно аргументировала свой выбор «потому что зелёный» (остальные красные).

18. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру (треугольник, остальные квадраты), но не смогла аргументировать свой выбор. Возможно, при выполнении заданий по серии картинок «четвёртый лишний», инструкция была понята ребёнком не сразу.

19. Ребёнку было предложено «провести» девочку к школе, ведя ручкой по дорожке от девочки до школы, не выходя за линии дорожки. Девочка с заданием справилась, нахождение «правильного пути» также не вызвало затруднений.

20. Ребёнку были названы 10 слов, и была дана инструкция запомнить их, после чего он должен был повторить те слова, которые запомнил. Затем все слова были назвали ещё раз, и девочка опять должна была повторить все те, которые запомнила. И так четыре раза. При первом запоминаний ребёнком были верно воспроизведены 2 слова, при втором запоминании – 2 слова, при третьем запоминании – 6 слов, при четвёртом запоминании – 9 слов.

21. Проективная методика. Ребёнку было предложено нарисовать дом, дерево и человека. Девочка согласилась, охотно приступила к выполнению задания. Сначала было нарисовано дерево, затем дом, нарисовав данные объекты, ребёнок объяснил что «это дерево, это дом». Затем был нарисован человек, после чего было нарисовано ещё три человека.

На протяжении выполнения всех заданий у ребёнка присутствовал интерес к предлагаемым заданиям. Девочка охотно приступила к выполнению заданий и в ходе всего обследования работоспособность ребёнка оставалась на том же уровне что и в начале обследования.

Заключение по результатам психологического исследования

Внешний вид ребёнка аккуратный, в ходе обследования шёл на контакт, проявлял интерес и инициативу, был усидчив. работоспособность средняя, не менялась во время обследования.

По результатам обследования было выявлено, что ребёнок не всегда понимает инструкцию и цели задания, не всегда способен установить опосредованные связи и использовать их при воспроизведении. Умеет выделять признаки формы, из основных геометрических фигур знает и называет квадрат и круг, способен дифференцировать и соотносить цвета, знает название основных цветов (кроме синего и оранжевого). Не может исключать предметы и понятия не подходящие к другим в предложенной группе, не может установить закономерность. Не всегда использует понятия, имеющиеся у него в пассивном словаре, присутствует тяжёлый дефект речи.

Отмечается средний уровень мышления. Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь. Выполняет простые вербальные задания.

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимаются одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Высокая работоспособность.

Ребёнок обладает высоким уровнем памяти (зрительная память — до 6 образов, слуховая память – до 10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Наблюдается адекватный характер эмоциональных реакций (реакции соответствуют возрасту).

Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне психического развития ребёнка.

Рекомендации: в первую очередь, ребёнку необходима помощь логопеда, при её отсутствии помощь других специалистов будет малоэффективна.

Рекомендации психологу: уровень мышления у ребёнка находится на более низком уровне развития, относительно других психических процессов, таким образом, большее внимание следует уделять развитию мыслительной деятельности.

Рекомендации родителям: постарайтесь перенести полученные ребёнком на занятиях навыки мыслительных операций в жизнь, помогая решать ему несложные задачки не на занятиях с картинками, а в реальных ситуациях с предметами, встречающимися в повседневной жизни.

Прогноз: при выполнении рекомендаций, прогноз психического развития ребёнка достаточно благоприятный, при невыполнении рекомендаций, и отсутствии занятий с ребёнком таких специалистов, как логопед и психолог, прогноз может быть неблагоприятен.