Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации пожарного насоса на судне img-1

инструкция по эксплуатации пожарного насоса на судне

Рейтинг: 4.3/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Системы пожаротушения на судне: обзор разновидностей и краткие характеристики

Системы пожаротушения на судне – разновидности и краткие характеристики

Системы пожаротушения на корабле являются чрезвычайно важными составляющими конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных систем автоматического пожаротушения уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
  • Водяных завес;
  • Водяного распыления или орошения;
  • Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  • Порошковые.
  • В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

    Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

    • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
    • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
    • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.
    к оглавлению ^ Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

    Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

    Она размещается в следующих местах:

    • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
    • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
    • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
    • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
    • В сетях вентиляции оборудования.

    Все основные рабочие параметры установки должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

    Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

    Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

    Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

    Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и тлеющие материалы. В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

    Водяное пожаротушение на судне

    Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

    Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

    Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м 2 каюты.

    Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

    Газовые системы пожаротушения на суднах

    Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

    В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

    • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
    • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

    В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

    Другие статьи

    Правила пожарной безопасности на морских судах

    / Пожары и спас / зо-пожары / Правила пожарной безопасности на морских судах

    План разрабатывается на основе инструкций по эксплуатации этих устройств в составе документации, находящейся на судне и одобренной Регистром. Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.

    50. Выполнение плана технического обслуживания и требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние конструкций и устройств должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) противопожарных дверей и заслонок с испытанием управления с мест их установки не реже 1 раза в 3 месяца и дистанционного управления не реже 1 раза в год.

    Противопожарные конструкции должны проверяться внешним осмотром не реже 1 раза в месяц.

    Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

    51. На судне должны быть инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту всех систем пожарной сигнализации и пожаротушения, а также подробные наставления и руководства, определяющие действия экипажа при неисправности или выходе из строя каждой системы.

    52. На основе документации, указанной в п. 51, на судне должны быть разработаны планы технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения и проверки их в действии согласно предписаниям инструкций по эксплуатации.

    Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.

    53. Выполнение планов технического обслуживания. требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние систем пожарной сигнализации и пожаротушения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) с периодичностью:

    а) один раз в неделю:

    системы оповещения по пожарной тревоге и системы аварийно-предупредительной сигнализации;

    б) один раз в месяц:

    состояние запорных кранов стационарных противопожарных систем (надлежащее закрытое или надлежащее открытое);

    давление в сухих трубопроводах спринклерной системы (по показанию манометров);

    уровень в напорных танках спринклерной системы (по водомерному стеклу);

    автоматическое срабатывание насосов спринклерной системы при снижении давления в системе;

    работа пожарных насосов;

    отсутствие утечек огнетушащих веществ из резервуаров (баллонов) стационарных систем пожаротушения;

    в) один раз в 3 месяца:

    срабатывание автоматической аварийно-предупредительной сигнализации спринклерной системы (для чего используются проверочные краны каждой секции);

    надлежащее состояние международного берегового соединения;

    плотность зажимов пусковых тросов клапанов баллонов с углекислотой (CO2) стационарных систем пожаротушения;

    г) один раз в год:

    проверка в действии систем обнаружения пожара и работоспособности всех стационарных систем пожаротушения на основе пены и распыленной воды;

    надлежащее состояние всех доступных компонентов стационарных систем пожаротушения;

    надлежащее давление и производительность всех насосов, включая насосы спринклерной системы;

    проверка в действии всех пожарных кранов;

    плотность антифриза в системах, им заполненных;

    проверка в действии соединения спринклерной системы с судовой пожарной магистралью;

    гидравлические испытания пожарных шлангов в рабочем состоянии при заполнении их водой;

    надлежащее состояние всех управляющих клапанов стационарных систем пожаротушения (проверка осмотром);

    все трубопроводы газовых систем должны быть продуты сжатым воздухом.

    Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

    54. Все средства измерений, установленные на системах пожаротушения и пожарной сигнализации (включая датчики), а также используемые для контроля за состоянием воздушной среды (концентрация газов, паров и т.п.), должны быть проверены в органах государственной метрологической службы или откалиброваны соответствующей службой судовладельца в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 811).

    55. Все предметы противопожарного снабжения: переносные средства противопожарной техники, аппараты, инвентарь и расходные материалы, должны храниться на судне в состоянии постоянной готовности и условиях, соответствующих требованиям правил Регистра с обеспечением свободного доступа к переносным средствам и удобств по их использованию по назначению.

    56. Израсходованные или пришедшие в негодность предметы противопожарного снабжения должны быть пополнены, отремонтированы либо заменены.

    57. Поддержание в постоянной готовности к применению технически сложных противопожарных средств снабжения должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкций по их эксплуатации.

    58. Выполнение требований инструкций по эксплуатации и правил размещения и хранения противопожарного снабжения, установленных правилами Регистра, техническое состояние снабжения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок):

    еженедельно - баллонов дыхательных аппаратов на отсутствие падения давления (травления воздуха);

    ежемесячно - все снаряжение пожарных, огнетушители, пожарные краны, шланги и стволы (нахождение на установленных местах и состояние, соответствующее установленным требованиям);

    ежеквартально - надлежащее состояние кладовых (пожарных постов) с противопожарными средствами согласно перечню хранящегося имущества и требованиям к его состоянию;

    ежегодно - установленное расположение, зарядное давление и состояние всех огнетушителей;

    один раз в пять лет - всех баллонов дыхательных аппаратов гидростатическим давлением.

    Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

    IV. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ

    59. К основным причинам возникновения пожара на судне относятся:

    неосторожное или небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, небрежное курение;

    неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов и нарушение правил их эксплуатации;

    попадание топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов и выхлопных трубопроводов;

    искрообразование при работе котлов, камбузных печей и при ударах;

    воспламенение горючих газов и паров нефтепродуктов;

    нарушение правил производства сварочных работ и работ с открытым огнем;

    разряды статического и атмосферного электричества;

    самовоспламенение грузов, в том числе в результате смешения несовместимых опасных грузов;

    60. К самовозгоранию способны:

    ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие адсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках, или пропитанные нефтепродуктами, растительными маслами и животными жирами;

    скопления промасленных металлических опилок, стружек и влажного размельченного угля;

    дерево, длительное время соприкасающееся с низкотемпературным источником теплоты (например: паропроводом с температурой свыше 100 °C);

    грузы опасные соответствующих классов по ГОСТ 19433 с учетом их совместимости.

    61. Все отсеки и помещения судна должны использоваться по своему назначению в соответствии с проектной документацией. Переоборудование судовых помещений, установка дополнительных конструкций, полок и стеллажей (в т.ч. временных) для складирования и хранения изделий и материалов допускается только по согласованию с Регистром.

    62. На судне не допускается:

    загромождать коридоры, внутренние и наружные трапы;

    сушить и хранить на отопительных приборах или вблизи них одежду, горючие предметы и материалы;

    устраивать под внутренними трапами места для хранения горючих материалов;

    производить самостоятельные изменения в электроснабжении судовых помещений, устанавливать дополнительные штепсельные розетки, разветвители (тройники), устанавливать удлинители и нештатные предохранители;

    использовать нештатные электрические и электронагревательные приборы;

    оставлять без наблюдения включенные в сеть электронагревательные приборы, теле- и радиоприемники, магнитофоны, электроосвещение и другие токоприемники, если это не установлено или допускается соответствующими инструкциями;

    накрывать тканью, бумагой или другими сгораемыми материалами электролампы;

    курить в неустановленных местах;

    использовать емкости из горючих материалов для сбора бытового и производственного мусора,

    а также хранить:

    горючесмазочные материалы в открытой таре;

    самовозгорающиеся материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде или пропитанными нефтепродуктами, маслами, жирами, красками, лаками и растворителями (в т.ч. загрязненные и сырые угольные мешки, свежевыкрашенную парусину в сложенном виде);

    легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы в местах, не предназначенных для этих целей.

    63. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. При запертой двери ключ не должен оставаться в замке с внутренней стороны помещения. К каждому замку должно быть в наличии не менее двух ключей.

    Закрывание на замки дверей, находящихся на путях эвакуации, не допускается.

    64. Первый комплект ключей должен храниться:

    от помещений станций пожаротушения, кладовых комплектов снаряжения пожарных, румпельного отделения, дверей запасных выходов в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;

    от специальных помещений, помещений с материальными ценностями и других, запираемых на ключ согласно судовому распорядку - у заведующих помещениями в соответствии с расписанием по заведованиям;

    от ящика (шкафа) с пиротехническими средствами и кладовой с изолирующими противогазами - на ходовом мостике в специальном ящике;

    от кают экипажа - у лиц, их занимающих;

    от кают пассажиров - в специально отведенном месте вблизи группы кают.

    65. Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, должен храниться в специально отведенном месте на судовой доске (шкафчике). Доска с ключами должна закрываться на замок, опечатываться и находиться под наблюдением вахтенной службы. Ключ от доски должен храниться у вахтенного помощника капитана.

    Второй комплект ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, установленном старшим помощником капитана. Доска с ключами должна запираться на замок, опечатываться, а ключи от доски и помещения храниться у вахтенного помощника капитана.

    66. В распоряжении капитана судна должны быть универсальные ключи, обеспечивающие открытие всех судовых помещений, выдаваемые им на случай экстренной необходимости помощникам капитана и вахтенному помощнику при увольнении членов экипажа на берег во время стоянки в порту.

    67. Во время общесудовой (пожарной) тревоги двери кают и других жилых помещений должны быть открыты.

    68. Места для курения на судне устанавливаются приказами капитана судна.

    Составу вахты курение на судне разрешается в рулевой рубке без выхода на открытые части мостика, в радиорубке, в центральном посту управления судовой силовой установкой, расположенном вне машинного отделения. В указанных местах для курения должны быть в наличии пепельницы.

    В общественных местах для курения (курительных комнатах и салонах) должны быть установлены урны из негорючего материала с водой для гашения окурков, спичек и пепла и знаки, соответствующие общепринятому стандарту.

    Выбрасывание окурков и спичек за борт не допускается.

    Курение в каютах судов (за исключением танкеров, перевозящих жидкие нефтепродукты, газовозов, судов-бункеровщиков) допускается при наличии пепельниц.

    69. В зависимости от условий плавания, перевозимого груза, проведения бункеровочных и погрузо-разгрузочных работ с пожаро- и взрывоопасными грузами, обнаружения признаков загазованности помещений, правил безопасности, установленных капитаном порта, приказом капитана судна установленный для повседневных условий плавания режим курения может быть изменен:

    при стоянке танкеров у грузовых нефтяных и газоприемно-раздаточных причалов во время грузовых операций, приема балласта в недегазированные грузовые танки, дегазации и зачистки танков курение разрешается в одном - двух помещениях в кормовой части судна, не имеющих дверей, иллюминаторов и других отверстий, выходящих непосредственно в сторону грузовых танков;

    во время хода танкера может быть допущено курение в штурманской и радиорубке, а также кают-компаниях и салоне капитана при закрытых иллюминаторах;

    не допускается курение в общих местах для курения, расположенных на открытых частях палуб.

    70. На судне не допускается использование открытого огня (за исключением производства огневых работ согласно полученному разрешению капитана):

    в трюмах, гаражах, ангарах, бункерах, других помещениях при перевозке опасных грузов, в хранилищах всех видов жидкостей (грузов), пары (пыль) которых в смеси с воздухом образуют горючие взрывоопасные смеси;

    вблизи вскрываемых танков (цистерн) и в местах разборки трубопроводов грузовых, топливных, масляных систем;

    в аккумуляторных помещениях;

    в фонарных, малярных кладовых, плотницких мастерских и кладовых грузовых шлангов;

    в шкиперских кладовых и кладовых ветоши и пакли;

    в кладовых муки и сухой провизии;

    вблизи шахт и головок вентиляции;

    вблизи легковоспламеняющихся материалов, баллонов с горючими и взрывоопасными газами;

    для целей освещения во всех помещениях судна;

    вблизи мест вскрытия каких-либо частей котлов и обеспечивающих их работу механизмов и арматуры (до полного охлаждения и полного вентилирования котла) и частей двигателей внутреннего сгорания;

    при промывке деталей механизмов легковоспламеняющимися жидкостями.

    71. Пассажирам запрещается перевозить в багаже взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества и предметы.

    72. Все горючие предметы и материалы не должны соприкасаться с электропроводкой, электроарматурой и нагревающимися конструкциями.

    73. При стоянке у причала судно, в случае необходимости, должно быть готово к быстрому отходу от него при возникновении пожара на причале или соседнем судне.

    74. При перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаемый на судне противопожарный режим должен обеспечивать выполнение специальных требований пожарной безопасности нормативных документов на перечисленные работы.

    75. Обшивка и теплоизоляция коллекторов двигателей внутреннего сгорания, котлов, пароперегревателей, трубопроводов, других нагревающихся до высоких температур поверхностей, включая фланцевые соединения, должна содержаться в исправном состоянии.

    76. Утечки топлива и масла у механизмов и трубопроводов не допускаются. Причины, вызывающие эти утечки, должны немедленно устраняться. У механизмов и устройств, инструкциями по эксплуатации которых допускается просачивание горюче-смазочных материалов через уплотнительные устройства, должны быть установлены поддоны для их сбора.

    На поддонах также должны находиться масленки, используемые для открытой смазки трущихся частей механизмов в процессе их обслуживания в течение вахты. Смазочные материалы должны храниться в специальных плотно закрывающихся шкафах.

    77. При разборке и чистке устройств и арматуры с применением нефтепродуктов необходимо пользоваться поддонами. Все пятна нефтепродуктов на плитах машинных помещений и других поверхностях, вызванные недопустимыми протечками, должны немедленно устраняться путем протирки этих поверхностей ветошью насухо.

    78. Попадание горюче-смазочных материалов на горячие поверхности не допускается.

    Устройства (в частности, экраны), предусмотренные на случай аварийного повреждения топливных и масляных трубопроводов и арматуры и предотвращающие попадание струй на горячие поверхности, должны содержаться в предусмотренном конструктивном исполнении и быть надежно закреплены.

    79. Средства управления поступлением воздуха в машинные помещения (открытия и закрытия светового люка, кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в кожухе судовой трубы, закрытия раструбов вытяжной вентиляции и вентиляционных заслонок, пуском и остановкой нагнетательных и вытяжных вентиляторов) должны быть исправны и готовы к немедленному действию.

    80. Установка каких-либо приспособлений для удержания в открытом (или закрытом) состоянии средств управления поступлением воздуха в машинные помещения, а также арматурой топливных и масляных систем не допускается.

    81. Горюче-смазочные материалы, попавшие в льяла машинных помещений, должны удаляться. Скапливание их в льялах не допускается.

    82. В машинных помещениях не допускается хранение:

    легкоиспаряющихся нефтепродуктов (бензин, керосин и т.п.), красок, лаков, растворителей и разбавителей;

    горючих материалов (ветоши, пакли и др.) в соприкосновении с нагревающимися конструкциями.

    83. В машинных помещениях должны выполняться следующие мероприятия:

    дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители должны очищаться от сажи;

    промасленная ветошь и пакля должна складываться в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и удаляться каждую вахту из машинных помещений для сжигания или сдачи соответствующей портовой службе для утилизации. Ящики с промасленной ветошью должны устанавливаться в машинных помещениях не ближе 1 м от нагретых поверхностей машин и трубопроводов. Сухая ветошь должна храниться в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. На ящиках для использованной и сухой ветоши должны быть нанесены соответствующие надписи;

    трубопроводы и арматура топливоперекачивающей системы должны проверяться на отсутствие неплотностей и утечек, а в процессе перекачки - на надлежащее заполнение цистерн и отсутствие переливов и переполнений. Установленные приборы сигнализации должны быть в исправном состоянии;

    пуск и остановка котлов, пользование факелами (запальниками) и их гашение, регулярная чистка форсунок (во избежание подтеков топлива) должны осуществляться в соответствии с правилами их эксплуатации;

    запорные краны на мерительных трубках топливных и масляных емкостей должны находиться в постоянно закрытом состоянии.

    84. Сжигание промасленной ветоши и других отходов в инсинераторе или временной печи должна производиться под постоянным контролем специально назначенного для этой работы члена экипажа судна.

    Сжигание ветоши и отходов в судовых котлах не допускается.

    Хранить использованную ветошь, мусор и другие твердые отходы в инсинераторе и помещении, где он расположен, не разрешается.

    85. Техническое состояние электрооборудования, кабельных трасс и их эксплуатация должны соответствовать требованиям установленных правил технической эксплуатации.

    образование открытых токоведущих частей и их соприкосновение со сгораемыми конструкциями, материалами, источниками выделения тепла и влаги;

    обугливание и трещины в изоляции, наплавления, нагар и копоть в контактных соединениях;

    соединения кабельных трасс и проводов, не предусмотренные правилами эксплуатации (скручиванием);

    нарушения крепления электрооборудования и заземлений;

    эксплуатация электрооборудования при неисправном состоянии средств защиты от короткого замыкания и перегрузок;

    замена сработавших предохранителей самодельными вставками;

    использование светильников без колпаков и предохранительных сеток;

    использование в светильниках ламп большей, не допускаемой для них мощности, ведущей к перегреву;

    наличие в светильниках пересохшей и осыпавшейся изоляции;

    наличие вмятин и прожогов на трубах, в которых проложены кабели, отсутствие на них и защитной металлической оплетке заземлений.

    86. Переносные светильники, используемые в помещениях, где возможно присутствие горючих паров и газов, должны быть низковольтными во взрывобезопасном исполнении.

    87. Состояние изоляции всего электрооборудования должно регулярно проверяться и поддерживаться в соответствии с установленными нормами.

    88. Нагрев подшипников работающих электрических машин и контактных соединений должен находиться под постоянным контролем. Их перегрев не допускается.

    89. В помещениях постов управления не допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей, газов и других горючих материалов.

    90. На дверях аккумуляторных помещений постов управления должен быть нанесен знак "Осторожно! Опасность взрыва". Во избежание ударов батарей друг о друга и о другие предметы все оборудование аккумуляторного помещения должно быть надежно закреплено.

    В аккумуляторном помещении не допускается:

    пользование спичками, свечами и другими источниками открытого огня;

    размещение приборов и прокладка электрических сетей (в т.ч. временных или транзитных), не относящихся к аккумуляторным батареям;

    использование переносных ламп и фонарей невзрывобезопасного исполнения;

    использование электронагревательных приборов;

    зарядка аккумуляторов при отсутствии вентиляции или перебоях в ее работе;

    проверка аккумуляторов с помощью нагрузочной вилки.

    91. При работе с аккумуляторными батареями должен использоваться только изолированный инструмент, исключающий искрообразование при ударах. Зажимы батарей и наконечники проводов должны быть постоянно поджаты.

    92. Хранение в одном помещении щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается. В помещениях для хранения электролита и его приготовления не допускается хранить легковоспламеняющиеся материалы.

    93. В посту управления аварийным дизель-генератором и помещении, где он расположен, должен соблюдаться противопожарный режим машинного помещения.

    94. На ящике для хранения пиротехнических средств, расположенном на открытом мостике, должна быть нанесена надпись "Пиротехнические средства. Запрещается пользоваться открытым огнем".

    95. Пиротехнические средства (в т.ч. хранящиеся в спасательных шлюпках), срок хранения которых истек, должны заменяться по прибытии в порт. Пиротехнические средства, отказавшие в действии, должны быть немедленно уничтожены (затоплены).

    96. В плотницких мастерских:

    лесоматериалы и заготовки следует хранить на стеллажах или на подкладках, скопление лесоматериалов, готовой продукции из древесины и других горючих отходов не допускается;

    подогрев склеивающих материалов разрешается производить только в специальных клееварках, устанавливаемых в металлическом ящике или шкафу, оборудованных вытяжной вентиляцией. Применять для этой цели электроплитки не допускается;

    ежедневно, по окончании рабочего дня, должна производиться уборка помещения от стружки, опилок, промасленной ветоши, древесных и других горючих отходов. До начала уборки должны быть обесточены приборы и механизмы;

    хранение запасов легковоспламеняющихся жидкостей (лаки, растворители, краски, горючие клеи) сверх суточной нормы не допускается. Жидкости должны находиться в плотно закрытой таре и закреплены на стеллажах. По окончании рабочего дня они должны сдаваться в малярную кладовую.

    97. В электромастерских:

    работа с горючими жидкостями допускается только при наличии над местом работы включенной вытяжной принудительной вентиляции;

    жидкости в количестве не более суточной потребности должны храниться в плотно закрытой небьющейся таре в металлическом ящике.

    98. В токарных и слесарных помещениях должны соблюдаться требования противопожарного режима, установленные для машинных помещений.

    99. В фотолаборатории:

    химические реактивы следует хранить в металлическом ящике с крышкой или металлическом шкафу;

    отходы фотобумаги, фотопленки и других горючих материалов необходимо собирать в металлический ящик и по окончании рабочего дня удалять из фотолаборатории;

    не допускается курить и пользоваться открытым огнем, применять нештатные электронагревательные и осветительные приборы, оставлять включенную электрофотоаппаратуру без присмотра, хранить в больших количествах фотопленку и фотобумагу, хранить легковоспламеняющиеся жидкости и другие посторонние горючие предметы и материалы.

    100. В помещении камбуза:

    плиты, трубы, дымоходы, искрогасители, жироуловители и надплитные зонты должны содержаться в чистоте, регулярно, не реже одного раза в месяц, очищаться путем продувки, промывки и удаления сажи, жира и других наслоений;

    все работающие агрегаты должны находиться под постоянным наблюдением;

    в системах подачи жидкого топлива к плитам, на нем работающих, подтеки топлива не допускаются. При обнаружении подтеков топлива в трубопроводе или форсунках необходимо прекратить горение в плите до устранения причины подтекания и уборки пролитого топлива. Заполнять расходные бачки подачи топлива к плитам открытым способом с помощью ведер (без использования топливного насоса) не допускается. Все конструктивные элементы противопожарной защиты (поддоны у топливных форсунок и др.) должны быть в наличии и исправном состоянии;

    плиты, работающие на жидком топливе, должны разжигаться после тщательной их вентиляции в соответствии с инструкцией по эксплуатации, применение легковоспламеняющихся жидкостей для розжига плит (бензин, керосин и др.) не допускается;

    посуду с кипящим жиром или маслом необходимо закрывать крышками, предохраняющими от выплескивания и возгорания;

    скапливание в помещении камбуза мучной пыли на стенах, выступах, деталях и оборудовании, сушка одежды, полотенец и салфеток, хранение легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ, промасленной ветоши не допускается;

    применение открытого огня во всех случаях, когда имеется опасность концентрации горючих и взрывоопасных газов, не допускается.

    При грузовых операциях с опасными грузами, мойке и дегазации танков камбузные двери и иллюминаторы должны быть закрыты.

    101. Работающее оборудование сауны не должно оставаться без присмотра. При обнаружении неисправности электрокамин сауны должен быть отключен с последующим докладом вахтенному помощнику капитана.

    102. В помещениях гладилен не допускается:

    пользоваться электроутюгами с неисправными терморегуляторами;

    работать без специальных подставок для горячих утюгов;

    использовать при глажении бумагу;

    чистить одежду бензином, ацетоном и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

    103. В помещениях сушилен не допускается:

    укладка одежды и обуви непосредственно на защитные кожухи обогревательных приборов;

    сушка промасленной одежды навалом;

    оставление спичек, зажигалок, других легковоспламеняющихся предметов в одежде;

    сушка одежды после ее чистки растворителями.

    104. В малярных и фонарных кладовых:

    легковоспламеняющиеся жидкости и покрасочные материалы должны храниться в герметически закрываемых емкостях, установленных на стеллажах в специальных гнездах. Выдача этих жидкостей и окисляющих материалов (гипохлорида кальция, хлорной извести и др.) должна производиться при достаточной освещенности, с разрешения старшего помощника капитана и уведомлением вахтенного помощника капитана, в количестве, не превышающем необходимой сменной нормы расхода;

    Инструкция по эксплуатации пожарного насоса на судне

    Законодательная база Российской Федерации

    ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158 (ред. от 22.04.2003) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    III. Требования пожарной безопасности на судах в период эксплуатации

    41. Каждое судно оснащается соответствующими конструктивными элементами противопожарной защиты, системами пожаротушения и пожарной сигнализацией, а также противопожарным оборудованием и снабжением.

    42. Использование противопожарных систем, имущества и инвентаря не по прямому назначению не допускается, кроме случаев, предусмотренных построечной документацией, а также при проведении учений и тренировок по борьбе с пожаром.

    43. Повседневная и периодическая проверка наличия и готовности к действию предметов противопожарного снабжения и систем пожаротушения осуществляется членами экипажа, за которыми они закреплены, в сроки, установленные заводскими инструкциями по их эксплуатации.

    Установки пожаротушения, масса огнетушащего вещества и давление в которых ниже спецификационных значений на 10% и более, подлежат дозарядке или перезарядке.

    44. При периодическом осмотре судна командным составом необходимо производить проверки его противопожарного состояния, исправности средств пожаротушения, в том числе дыхательных изолирующих аппаратов. Результаты проверки заносятся в Судовой журнал с указанием лиц, ответственных за устранение обнаруженных недостатков.

    45. Система водяного пожаротушения содержится в постоянной готовности к немедленному действию в соответствии с технической документацией на эту систему, в том числе к подаче воды к пожарным кранам, расположенным на открытых палубах при температуре наружного воздуха ниже 0°C.

    46. Пожарные краны должны быть защищены от каких-либо повреждений при грузовых операциях и в повседневных условиях эксплуатации судна, к ним обеспечивается свободный доступ, а на шкафах, выгородках или переборках, где они установлены, наносятся хорошо различимые надписи.

    47. Пожарные рукава должны быть постоянно присоединены к пожарным стволам, а в помещениях пассажирских судов - и к пожарным кранам. Пожарные рукава должны быть размещены на катушках или кассетах "двойной скаткой".

    Пожарные рукава с обоих концов на расстоянии 1 м от соединительных головок должны иметь маркировку: номер, наименование судна, год выдачи рукава в эксплуатацию.

    Рукава подлежат периодическому осмотру и ежегодному испытанию. Гидравлическое испытание производится на максимальное давление, создаваемое в водопожарной системе судовым пожарным насосом.

    48. Поступающий на судно пенообразователь для системы пенотушения должен иметь документ, подтверждающий его качество. После получения пенообразователя, налива его в судовую емкость необходимо проверить его качество в лаборатории с получением справки. В дальнейшем такая проверка проводится один раз в год перед вводом судна в эксплуатацию.

    Пенообразователь с гарантийным сроком хранения проверяется по истечении этого срока или при нарушении установленных условий его хранения на судне.

    Замена одного пенообразователя на другой, а также пополнение запаса пенообразователя другим, отличным от находящегося в судовой цистерне, допускается исходя из характеристик совместимости этих пенообразователей.

    В помещении, предназначенном для хранения запаса пенообразователя (в станции пожаротушения), температура воздуха должна быть не менее 0°C.

    Количество пенообразователя должно соответствовать норме, установленной для данного типа судна. Дозаторы или смесители должны находиться в исправном состоянии и иметь градуировку, аншлаги о пуске пены как в машинном помещении, так и в месте пуска пены с палубы.

    Воздушно-пенные стволы или пеногенераторы размещаются около кранов, к которым подается готовая смесь.

    На главной палубе в районе грузовых трюмов нефтеналивных судов смешанного (река - море) плавания размещаются трубы-удлинители длиной 4 м для пеногенераторов.

    49. Устройство для открытия клапанов баллонов системы углекислотного тушения или приводы управления клапанами должны быть опломбированы. Температура воздуха в помещении станции должна быть не более 40°C.

    Ежемесячно систему следует продувать сжатым воздухом.

    Взвешивание сосудов с огнегасительным составом или проверка наличия огнегасительных зарядов с оформлением акта проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации системы углекислотного тушения.

    50. Зарядка системы объемного жидкостного тушения проводится специальными береговыми подразделениями с выдачей акта о зарядке и документа, подтверждающего качество огнетушащего заряда. При обслуживании системы необходимо руководствоваться инструкцией по ее эксплуатации.

    51. На судне, оборудованном стационарной системой объемного жидкостного пожаротушения, с экипажем должны быть проведены занятия: по приемам работы с ней, токсическим свойствам огнетушащего состава и мерам безопасности. Вход и работа в помещении станции допускаются только в присутствии ответственного лица, с обязательным дополнительным инструктажем о мерах безопасности.

    52. В помещении станции объемного пожаротушения на видном месте вывешивается схема системы пожаротушения с указанием пусковых устройств и охраняемых помещений, а также краткая инструкция по вводу системы в действие.

    53. К предметам противопожарного снабжения необходимо обеспечить легкий доступ, и они должны находиться в постоянной готовности к немедленному применению.

    Вышедшие из строя предметы противопожарного снабжения должны быть заменены или приведены в исправное состояние.

    54. Температура в помещении, используемом для хранения углекислотных огнетушителей, должна быть не более 55°C, а порошковых - 35°C. Пенные огнетушители хранятся при температуре не менее 0°C. При необходимости их хранения в условиях более низких температур в водный раствор следует добавить антифриз.

    Огнетушители подлежат замене при истечении срока годности заряда, неудовлетворительных результатах их проверки, появлении характерного запаха, свидетельствующего об утечке заряда, при поломке запорного вентиля, маховичка или распылителя, а также при обнаружении глубоких забоин или вмятин на корпусе.

    Контрольное взвешивание углекислотных огнетушителей с целью определения веса заряда и пригодности огнетушителя проводится в соответствии с его паспортом и оформляется актом.

    55. На ручке каждого химического пенного огнетушителя должна быть подвешена бирка с указанием даты его зарядки и фамилии лица, производившего зарядку.

    На каждый воздушно-пенный и порошковый огнетушитель должен иметься формуляр (паспорт) завода-изготовителя с записью в нем о проведенных проверках.

    56. Каждое судно в соответствии с нормами должно быть снабжено металлическими ящиками с песком и совковыми лопатами (совками), комплектами пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) с размещением его на штатных металлических щитах в легкодоступных местах, пожарными ведрами на открытых палубах в суппортах, окрашенными в красный цвет с надписью "пожарные" и снабженными линем достаточной длины, а также покрывалами для тушения пламени.

    57. Комплекты снаряжения пожарного хранятся готовыми к применению в специальном сухом, отапливаемом помещении, расположенном в надстройке и имеющем, как правило, отдельный вход с открытой палубы.

    Прожженные или опаленные костюмы подлежат замене или использованию как учебные.

    Для хранения изолирующих дыхательных аппаратов предусматриваются ящики или стеллажи со специальными гнездами, стенки которых обиты амортизирующим материалом.

    58. Береговое соединение международного образца для приема воды с берега (на судах смешанного (река - море) плавания) должно храниться в специальном ящике, окрашенном в красный цвет, с надписью на нем "Соединение международного образца" в легкодоступном месте совместно со снабжением аварийной партии.

    59. Проверка работы системы пожарной сигнализации проводится в соответствии с установленными требованиями и нормами технической эксплуатации судового электрооборудования.

    Проверку воздействия на пожарные извещатели фактора пожара осуществляют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Применение открытых источников пламени для проверки пожарных извещателей не допускается.

    60. Если при проведении ремонта возникает необходимость в демонтаже неисправных извещателей, то вместо снятых необходимо установить новые.

    При испытаниях, по окончании ремонта и настройки системы пожарной сигнализации должно быть проверено срабатывание звуковых и оптических сигналов при прекращении подачи электропитания, неисправности вентилятора (для дымосигнальных систем обнаружения пожара) и других неисправностях.

    61. Проверку сигнализации предупреждения о пуске систем газового пожаротушения производят вместе с проведением профилактических осмотров этих систем, но не реже одного раза в месяц.

    62. Пожарная сигнализация и сигнализация предупреждения должны быть постоянно включены как на ходу, так и на стоянке.

    Выключение и переключение источников питания этих систем может проводиться только с письменного разрешения капитана судна.

    Проверка включения станции пожарной сигнализации проводится вахтенным начальником при приеме вахты.

    63. В помещениях постов управления запрещается хранение легковоспламеняющихся жидкостей и газов.

    64. На наружной двери помещения аккумуляторов должен быть нанесен знак "Осторожно! Опасность взрыва".

    Все батареи аккумуляторов и другие предметы должны иметь надежное крепление.

    65. В аккумуляторных помещениях запрещается:

    - пользование спичками, свечами и другими источниками открытого огня;

    - совместное хранение в одном помещении кислотных и щелочных аккумуляторов и емкостей с электролитом;

    - использование электронагревательных приборов, переносных ламп и фонарей не во взрывозащищенном исполнении;

    - зарядка аккумуляторов при отсутствии вентиляции или перебоях в ее работе;

    - проверка аккумуляторов с помощью нагрузочной вилки.

    66. В помещении аварийного дизель-генератора необходимо соблюдать противопожарный режим как для машинных помещений.

    67. Отопление помещений должно быть штатное. Самовольная установка и использование переносных отопительных приборов запрещается.

    68. В жилых помещениях мебель, музыкальные инструменты и другие предметы устанавливаются так, чтобы не загромождать проходы и выходы.

    Настольные электровентиляторы и другие электроприборы должны находиться на расстоянии не менее 0,5 м от оконных занавесей и штор.

    69. Помещения для демонстрации кинофильмов на 50 человек и более должны отвечать требованиям, предъявляемым к зрительным залам, и быть оборудованы кинобудкой. На судах, где устройство кинобудки не предусмотрено, допускается установка кинопроектора в одном из общественных помещений или на открытой палубе. Кинопроектор не должен устанавливаться на путях эвакуации людей. Его необходимо располагать по возможности вдали от выходов. В музыкальных салонах при демонстрации кинофильмов для пассажиров кресла для сидения должны быть закреплены. Установка стульев и других предметов в проходах запрещается.

    Возле кинопроектора разрешается нахождение только комплекта лент для текущего сеанса. К работе с проекционной техникой допускаются члены экипажа, имеющие соответствующую подготовку, квалификационные удостоверения и сдавшие ежегодный пожарно-технический минимум.

    В салонах для отдыха пассажиров при демонстрации видеофильмов количество зрителей не должно превышать 50 человек.

    70. В санитарной каюте (амбулатории) штатные электронагревательные приборы устанавливаются на несгораемые подставки. Легкогорючие медикаменты и материалы следует хранить отдельно от легковоспламеняющихся жидкостей, вдали от нагревательных приборов.

    Установка электрифицированных приборов и инструментов производится в соответствии с инструкцией для этих приборов и инструментов.

    Хранение кислорода производится вне медицинских помещений. Внесение кислородных подушек в помещение допускается только на время лечебных процедур и в количествах, необходимых для этих целей.

    71. В помещениях душевых, бань и умывальников устанавливаются светильники только водозащищенного исполнения. Установка в этих помещениях электророзеток, электрогрелок, временной электропроводки не допускается.

    72. В жилых помещениях запрещается:

    - перевозить и хранить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные в пожарном отношении вещества и материалы, промасленную одежду;

    - протирать мебель и оборудование кают бензином, керосином и другими горючими жидкостями;

    - использовать светильники без плафонов;

    - сушить белье, одежду и другие предметы на приборах отопления и освещения;

    - устанавливать без ведома судовой администрации дополнительно к штатным радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, приспособления светомузыки, вентиляторы, кондиционеры, холодильники и другие электроприборы;

    - оклеивать обшивку переборок кают горючими материалами (обоями, изделиями из бумаги и т.п.).

    73. Рабочие агрегаты, приборы и оборудование камбузов, хлебопекарен и других помещений пищеблока должны иметь заводские инструкции о правилах работы. Предупредительные меры безопасности в виде кратких аншлагов следует наносить краской или иным способом на видных местах.

    Работающие плиты, хлебопекарни и другие нагревающиеся агрегаты должны находиться под постоянным наблюдением.

    Регулярно, но не реже одного раза в месяц, камбузные плиты, дымоходы, искрогасители и надплитные зонты необходимо очищать от сажи и других наслоений.

    Плиты, отапливаемые мазутом, следует разжигать только после тщательной вентиляции топки. Использовать бензин, керосин и т.п. для разжигания плит запрещается.

    На судах с газовыми плитами следует контролировать температуру воздуха в газораспределительной станции, которая не должна превышать 50°C, а также возможную утечку газа (по запаху). По окончании надобности все газовые приборы отключаются, кроме приборов, рассчитанных на непрерывную работу и имеющих автоматические устройства безопасности, отключающие подачу газа в случае угасания пламени.

    Посуду с кипящими жиром и маслом необходимо закрывать крышками, предохраняющими от выплескивания и возгорания.

    Помещения камбуза, кондитерские, особенно хлебопекарни, должны содержаться в чистоте. Не допускается скапливание мучной пыли на стенках, выступах, деталях и оборудовании.

    В помещениях пищеблока запрещается:

    - сушка одежды, полотенец, салфеток и т.п.;

    - хранение легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, растворителей и т.п.), промасленной ветоши.

    Не допускается пользоваться на камбузе открытым огнем во время проведения на судне грузовых операций со взрывчатыми материалами, легковоспламеняющимися жидкостями и взрывоопасными газами, при мойке и дегазации танков из-под нефтепродуктов. Камбузные двери и иллюминаторы, открывающиеся на грузовую палубу или на палубы, примыкающие к грузовой, должны быть закрыты.

    74. Сауны на судах оборудуются по специальному проекту, согласованному в установленном порядке с органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации, с внесением необходимых изменений в судовую техническую документацию.

    Температура в парилке должна регулироваться терморегулятором, отключающим нагревательные элементы при достижении температуры в сауне 120°C.

    На щите управления электрокамином и в ближайшем судовом коридоре должны быть установлены красные сигнальные лампы, включающиеся одновременно с подачей питания на электрокамин.

    Во время работы сауны запрещается:

    - оставлять ее без присмотра;

    - производить включение нагревательных элементов при отключенной терморегулирующей и сигнальной аппаратуре.

    При обнаружении каких-либо неисправностей необходимо немедленно отключить электропитание камина, вывести из сауны людей и доложить об обнаруженном вахтенному помощнику капитана.

    75. Помещения для сушки оборудуются приспособлениями для развешивания одежды и установки обуви.

    В этих помещениях запрещается:

    - укладка одежды и обуви для просушки непосредственно на защитные кожухи обогревательных приборов;

    - сушка промасленной одежды навалом;

    - оставление спичек, зажигалок и других подобных предметов вместе с одеждой при сушке;

    - сушка одежды после ее чистки растворителями. Такая одежда, как и сырая промасленная, должна просушиваться на открытом воздухе в развернутом состоянии.

    76. Пользоваться электрическими утюгами на судне допускается только в специально предназначенных для этого помещениях (гладильнях), оборудованных гладильными столами, заземленными на корпус судна, и подставками для утюгов.

    В судовых гладильнях могут использоваться только электрические утюги с исправными терморегуляторами.

    Должно быть обеспечено безразъемное включение утюга через пакетный выключатель. Этим же выключателем при включении утюга должна включаться сигнальная лампа, установленная у входа в помещение.

    Включенный электроутюг следует устанавливать на специальную подставку из несгораемого материала.

    Во время глажения запрещается применять какую-либо бумагу и газеты, а также чистить одежду бензином, ацетоном и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

    77. Хранение бензина, керосина, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) разрешается только в фонарной или малярной кладовой в специальных емкостях. Оборудование этих кладовых, в том числе и стеллажи, изготавливается из негорючих материалов.

    Легковоспламеняющиеся жидкости (до 20 л) и покрасочные материалы (до 60 кг) следует хранить в металлических герметически закрываемых емкостях заводского исполнения, установленных на стеллажах или в специальных гнездах. При отсутствии кладовой для хранения легковоспламеняющихся жидкостей допускается их размещение на открытой палубе в стальных шкафах (ящиках), отвечающих требованиям органа технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

    Выдачу легковоспламеняющихся жидкостей, растворителей, лаков, красок, гипохлорида кальция, хлорной извести и других окисляющих веществ необходимо производить в светлое время суток или при достаточной освещенности штатными электроосветительными приборами. Норма выдачи легковоспламеняющейся жидкости не должна превышать суточного расхода. Неиспользованные легковоспламеняющиеся жидкости по окончании работы следует сдавать в кладовые их постоянного хранения.

    По окончании работы в фонарных, малярных кладовых необходимо:

    - проверить плотность закрытия тары с легковоспламеняющейся жидкостью;

    - убрать скопившиеся в поддонах и пролитые на палубу горючие жидкости и краску, закрыть иллюминаторы;

    - привести вентиляцию помещения в предусмотренное эксплуатационной документацией состояние;

    - выключить освещение, обесточить все электроприборы и закрыть помещение.

    78. В судовых кладовых запрещается:

    хранить вещества и материалы, которые могут опасно взаимодействовать с теми, для которых предназначена данная кладовая;

    - хранить навалом влажный и промасленный брезент и тросы из растительных материалов, ветошь, рабочую одежду (новую и бывшую в пользовании);

    - перегружать помещения излишним количеством горючих материалов и хранить их в открытой таре;

    - загромождать проходы и подступы к огнетушителям и другим средствам тушения пожара.

    При необходимости решения вопроса о совместном хранении различных химических веществ и материалов рекомендуется использовать таблицы совместимости в соответствующих правилах перевозки опасных грузов.

    В судовых кладовых, предназначенных для хранения горючих жидкостей и газов, запрещается:

    - хранить и применять искрообразующий инструмент и приспособления;

    - пользоваться электроосвещением и другими электроприборами не во взрывозащищенном исполнении.

    В бельевых кладовых не допускается хранение навалом грязного и влажного белья, соприкосновение белья с отопительными и осветительными приборами.

    79. Работа в электромастерской с горючими жидкостями может быть допущена только при наличии над местом работы включенной принудительной вытяжной вентиляции.

    Керосин и другие растворители должны находиться в плотно закрывающейся небьющейся посуде емкостью не более 0,25 дм3, установленной в металлический ящик.

    В механической мастерской должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные для машинных помещений.

    80. Работа инсинератора для сжигания твердых отходов и мусора производится с разрешения вахтенного начальника. Время начала и окончания работы фиксируется в машинном журнале. Работа инсинератора должна контролироваться назначенным распоряжением капитана судна ответственным членом экипажа с соблюдением мер пожарной безопасности, определенных технологической инструкцией.

    Хранение твердых отходов и мусора, предназначенных для сжигания, в помещении инсинератора запрещается.

    81. На судах должны применяться горючие сжиженные газы и их смеси, допущенные к использованию в качестве бытового топлива. Применение для этих целей водорода, ацетилена не допускается.

    При поступлении на судно емкостей со сжиженным газом они должны иметь документ от поставщика о характере поставляемого газа. При этом осуществляется проверка состояния баллонов, наличия маркировки о сроках их очередных испытаний, исправности запорной аппаратуры.

    Запас баллонов со сжиженным газом необходимо хранить в специальном помещении-кладовой.

    Температура воздуха в помещении для хранения баллонов не должна превышать 50°C. Для контроля температуры в помещении применяется термометр, видимый снаружи.

    82. Скопление горючих жидкостей под сланями машинного помещения не допускается.

    83. Чистая и промасленная ветошь (пакля) должна храниться в отдельных металлических ящиках вместимостью не более 0,125 м3 с плотными крышками и надписями "Чистая ветошь", "Промасленная ветошь".

    84. Расходные смазочные материалы в масленках и в другой мелкой таре следует хранить в специальных плотно закрывающихся металлических шкафах или ящиках с надписью "Смазочные материалы".

    85. В машинном помещении необходимо следить за устройствами и приспособлениями, обеспечивающими герметичность контура машинных помещений, защищаемых объемными средствами пожаротушения. В частности, должно быть обеспечено:

    - плавное закрывание и плотное прилегание крышек световых люков и дверей;

    - надежное действие приспособлений для дистанционного закрытия люков извне машинных помещений;

    - исправное состояние закрытий кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в контуре кожуха трубы;

    - наличие металлических щитков для закрытия иллюминаторов световых люков.

    86. При разборке и чистке форсунок и топливных насосов необходимо пользоваться поддонами. Разборку и чистку снимаемых деталей следует производить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

    Опрессовку форсунок главных и вспомогательных двигателей необходимо производить в отдельном помещении (или на стенде с закрытым прозрачным колпаком) с освещением во взрывозащищенном исполнении и самостоятельной вытяжной вентиляцией.

    87. Вентиляционные трубы должны иметь исправные заслонки или задвижки, способные полностью перекрывать вентиляционные отверстия. Вентиляционную систему необходимо, если это конструктивно предусмотрено, регулярно очищать от наслоений масла, пыли и грязи.

    88. Температура подогрева топлива в цистернах, сообщающихся с атмосферой, должна быть ниже его температуры вспышки не менее чем на 10°C.

    89. Запорные краны на мерительных трубках топливных и масляных емкостей должны находиться в постоянно закрытом состоянии.

    Запрещаются какие бы то ни было приспособления для удержания в открытом состоянии быстрозапорных клапанов на мерительных трубках подвесных емкостей.

    Сигнализация по верхнему уровню на переливных и сточных междудонных цистернах должна быть исправной.

    90. Перед розжигом котла необходимо производить его вентилирование, о чем на видном месте следует иметь соответствующую предупреждающую надпись.

    При ручном розжиге котлов у каждой топки должно быть устройство для тушения запальников.

    91. При обнаружении утечки нефтепродуктов в машинном помещении должны быть немедленно установлены поддоны под местом утечки и приняты все меры по ее устранению.

    92. В машинном помещении не допускается хранение горючих материалов, за исключением аварийного имущества. Спецодежда должна храниться в развешанном виде в металлическом шкафу, установленном вне машинного помещения.

    93. В рефрижераторном отделении утечки хладагента в сальниках компрессора, запорной арматуре и в соединениях труб должны устраняться немедленно.

    94. Искрогасители главных и вспомогательных двигателей, отопительных котлов должны быть исправны и ежемесячно очищаться от сажи.

    95. Судовые пиротехнические средства, за исключением находящихся на спасательных шлюпках и плотах, следует хранить в плотно закрывающихся металлических шкафах. В шкафах (ящиках), предназначенных для этих целей, устанавливаются стеллажи (полки), исключающие трение и удары ракет, их смещение при крене судна. На дверце шкафа прикрепляется опись содержимого. Шкаф должен быть опломбирован.

    На шкаф или ящик наносится надпись "Пиротехнические средства" и знак "Запрещается пользоваться открытым огнем". Ключи от шкафа (ящика) хранятся: один - на мостике в опломбированном ящике с надписью "Пиротехника", другой - у первого штурмана.

    96. Запрещается хранение на судне пиротехнических средств с истекшими сроками хранения, а также не сработавших при применении.

    Если срок хранения заканчивается при нахождении судна в рейсе, замена пиротехнических средств должна быть произведена заблаговременно до выхода судна в рейс.

    97. Применение пиротехнических средств производится в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

    98. Перед использованием ракеты необходимо убедиться в отсутствии поблизости и в направлении ее полета горючих предметов и материалов.

    Линеметательную ракету разрешается запускать только с присоединенным к ней линем.

    99. Пиротехнические средства спасательных шлюпок должны храниться в герметических металлических ящиках или пеналах с завинчивающейся и опломбированной крышкой. Надпись на ящике и опись содержимого должны быть такими же, как указано в п.96. Сохранность опломбированных пеналов с пиротехникой в спасательных шлюпках проверяется при еженедельной проверке противопожарного состояния судна.

    100. Трансформаторы, генераторы, электродвигатели и вращающиеся преобразователи, другое электрооборудование должны иметь надежное крепление к судовым конструкциям и заземление, а кабели к ним - исправное состояние защиты от короткого замыкания и перегрузок.

    101. Соединение кабелей "скруткой" запрещается.

    102. При появлении в местах расположения электрооборудования пара, масляной пыли, брызг топлива и воды все электрооборудование необходимо закрыть чехлами, щитами и т.п. а при попадании горюче-смазочных материалов внутрь электрооборудования - отключить его и очистить.

    103. Все виды защиты электрооборудования должны содержаться в исправном состоянии.

    У каждого предохранителя на электрораспределительном щите указываются назначение и расчетные параметры плавкой вставки.

    Замена сработавших предохранителей самодельными вставками и перемычками не допускается.

    104. Запрещается производить принудительное заклинивание и отключение устройства защиты. Повторное включение электрооборудования после срабатывания защиты следует производить только после выявления и устранения причин, вызвавших ее срабатывание.

    105. Переносное освещение помещений с наличием горючих паров и газов (цистерн горюче-смазочных материалов, масляных и фонарных кладовых, аккумуляторных помещений) должно осуществляться только взрывозащищенными переносными светильниками с автономными источниками питания (аккумуляторами).

    106. За сопротивлением изоляции электрооборудования устанавливается повседневный контроль.

    Если сопротивление изоляции ниже установленных норм, необходимо принять меры по повышению его на этом участке. До устранения неисправностей эксплуатация участка не допускается.

    107. Пользование бытовыми электронагревательными приборами, кроме отопительных, допускается только в специально оборудованных и предназначенных для этого помещениях, установленных распоряжением капитана.

    108. Стационарные электронагревательные приборы, работающие в автоматическом режиме, должны иметь защиту по току и температуре и периодически проверяться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

    Электрические кипятильники (титаны) должны автоматически отключаться при уровне воды в них ниже допустимого.

    Непосредственно у входа в помещение должен устанавливаться сигнальный светильник с защитным колпаком красного цвета, включающийся одновременно с включением электронагревательного прибора.

    Включенные в сеть переносные приборы должны находиться под постоянным наблюдением пользователей. Каждый такой прибор необходимо обеспечивать несгораемой подставкой.

    109. Все электроприборы, кроме холодильников, при уходе людей из помещения должны выключаться, вилка - выниматься из штепсельной розетки.

    110. Установка в жилых и служебных помещениях, помимо штатных, холодильников, видеомагнитофонов, телевизоров, вентиляторов может быть допущена только с письменного разрешения капитана по согласованию с механиком (старшим механиком).

    Холодильники и телевизоры должны устанавливаться так, чтобы между их задними стенками и переборкой было оставлено пространство для циркуляции воздуха.

    111. При эксплуатации электрообрудования запрещается:

    - использовать нештатные бытовые нагревательные и другие электроприборы, а также приборы освещения;

    - устанавливать нештатные плавкие вставки к предохранителям, подкладывать под них металлические подкладки и проволоку, менять уставку автоматических выключателей;

    - использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей;

    - подавать питание от контактных соединений и частей электрооборудования, не предназначенных для этих целей (губок предохранителей и ножей рубильников, соединительных коробок, выключателей и т.д.);

    - оставлять без наблюдения включенные в сеть электронагревательные приборы, радиоприемники, магнитофоны и другие токоприемники;

    - накрывать бумагой, бумажными абажурами или другими сгораемыми материалами электролампы;

    - эксплуатировать электросети с поврежденной изоляцией, а также пользоваться неисправными выключателями, розетками и патронами;

    - включать в сеть переносные электроприборы без штепсельных вилок, а также подключать к одной электророзетке несколько потребителей, в том числе и с использованием различных электроразветвителей;

    - применять переносные светильники без защитных сеток и колпаков, с неисправными проводами и вилками;

    - использовать в светильниках электролампы мощностью, превышающей допускаемую типом осветительной аппаратуры, а также снимать со светильников защитные плафоны.

    112. Электроснабжение судов от береговых сетей должно осуществляться в соответствии с руководящими техническими материалами.

    113. Подключение судна к береговой электрической энергосистеме допускается только с разрешения администрации порта (судоремонтной организации, ремонтно-эксплуатационной базы, пункта отстоя и т.п.).

    114. Подключение нефтеналивных судов к береговой сети допускается только после заземления корпуса судна на берег для отвода статического электричества.

    115. Параметры берегового электроснабжения должны обеспечивать возможность запуска судового пожарного насоса. Одновременно должна сохраняться готовность немедленного пуска пожарного насоса от судового источника электропитания.

    116. Бункеровочные операции производятся с нефтестанции или с самоходного бункеровщика. При бункеровке судов из автоцистерн с берега разрабатываются специальные меры, обеспечивающие пожарную безопасность.

    117. Бункеровку судов следует производить только закрытым способом, через специальные судовые присоединительные устройства, предназначенные для этих целей.

    118. Бункеровка судна топливом осуществляется только при наличии данных о соответствии температуры вспышки топлива установленным нормам.

    119. Перед началом бункеровки необходимо:

    - проинструктировать членов экипажа, участвующих в бункеровочной операции;

    - привести в готовность к немедленному действию противопожарные системы и оборудование;

    - обеспечить место приема топлива первичными средствами пожаротушения;

    - оградить места приема топлива и обозначить их знаками безопасности: "Запрещается пользоваться открытым огнем", "Запрещается курение", "Проход воспрещен";

    - выставить вахтенного на пассажирском судне у места приема топлива для обеспечения противопожарного режима на открытой палубе в районе бункеровки.

    120. В процессе подготовки к приему топлива необходимо установить интенсивность подачи топлива, сигналы и действия на случай экстренной остановки подачи топлива и решить другие вопросы, связанные с совместными действиями по обеспечению пожарной безопасности.

    121. О начале бункеровки должно быть объявлено по судовой радиотрансляционной сети с указанием основных мер противопожарного режима, устанавливаемых на судне на этот период.

    122. На судах, участвующих в бункеровке, необходимо следить за тем, чтобы грузовой шланг был надежно закреплен и имел достаточную слабину, особенно при бункеровке на рейде.

    123. На бункеруемых судах двери и иллюминаторы лобовой переборки надстройки и борта швартовки должны быть закрыты на весь период приема топлива.

    124. После начала бункеровки необходимо проверить отсутствие пропусков топлива в соединениях системы и выхода его через мерные и дыхательные трубки.

    125. В процессе бункеровки не допускается:

    - производство ремонтных работ с применением открытого огня;

    - перешвартовка бункеруемого судна;

    - вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.

    126. Перед окончанием бункеровки следует уменьшить интенсивность приема топлива путем снижения подачи его подающими насосами.

    127. После окончания приема топлива необходимо произвести отсос его остатков из шланга средствами бункеровщика. Продувка шланга от остатков нефтепродуктов воздухом под давлением не допускается. Отсоединение грузовых шлангов следует производить над поддонами, а их уборку - при заглушенных фланцах. Пролитое на палубу во время приема топливо должно немедленно удаляться, палуба протираться паклей или ветошью, а помещения хорошо вентилироваться.

    128. Об окончании бункеровки и отходе бункеровщика от борта должно быть объявлено по судну.

    129. Во всех случаях швартовки самоходного бункеровщика к бункеруемому судну у борта швартовки не должно быть других судов.

    130. В течение всего периода бункеровки главные двигатели бункеровщика и бункеруемого судна должны быть в готовности для отхода судов друг от друга.

    131. Снабжение судов маслами и другими горюче-смазочными материалами в таре производится с учетом соблюдения мер пожарной безопасности:

    - средства подвоза и погрузочные механизмы должны быть специально оборудованы для работы с горючими жидкостями;

    - поставка легковоспламеняющихся жидкостей на судно допускается только в металлических герметически закрывающихся сосудах вместимостью не более 20 л заводского изготовления;

    - доставленные на борт емкости с горюче-смазочными материалами не должны иметь повреждений, следов подтеканий и загрязнений;

    - емкости с легковоспламеняющимися жидкостями, поданные на борт судна, должны быть немедленно разнесены по местам постоянного хранения.

    132. При обнаружении течи через грузовой трубопровод, шланг или фланцевые соединения перекачку топлива необходимо прекратить, установить и устранить причину утечки. Пролитые нефтепродукты и использованный обтирочный материал необходимо убрать в закрытую тару.

    133. В случае возникновения пожара на бункеруемом судне, бункеровщике, причале или рядом стоящем судне бункеровочные операции прекращаются, соединяющие трубопроводы освобождаются от топлива. Решение об отводе бункеровщика принимает капитан судна и вахтенный начальник бункеровочной станции (бункеровщика).

    • Главная
    • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158 (ред. от 22.04.2003) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"