Руководства, Инструкции, Бланки

образец перечень рабочих мест для специальной оценки условий труда образец img-1

образец перечень рабочих мест для специальной оценки условий труда образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Специальная Оценка Условий труда 2017

СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальная оценка условий труда. Т.е. с этого времени процедура аттестации отменена, а оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться только в форме специальной оценки условий труда. Хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 2014 года, являются действительными как оценка труда.

Примечание. Письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП. принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Примечание. Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов. работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Примечание. Статьи 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Примечание. Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

Примечание. Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.


  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Примечание. Статья 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице законов по оценке условий труда .

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Примечание. Статьи 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Внеплановая специальная оценка условий труда Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2017 Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2017 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда:
  • Организации. штраф от 30 до 50 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  • Индивидуальные предприниматели. штраф от 1 до 5 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  • Должностные лица организации. штраф от 1 до 5 тыс. рублей или дисквалификация от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 года в КоАП РФ добавляется новая статья 5.27.1 КоАП РФ. которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
  • Организации. предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели. предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица. предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

Методика проведения специальной оценки условий труда Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Классы условий труда Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:
  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Использование результатов оценки Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:
  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н. который начал действовать с 8 июня 2014 года.

Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо МинТруда РФ ).

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Отражение результатов специальной оценки условий труда

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС. утвержденной приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.

Роструд сообщил, в какие сроки нужно провести спецоценку рабочих мест в офисе

В трудовом договоре должен быть указан класс условий труда, который устанавливается только по итогам спецоценки условий труда (СОУТ) (статья 57 ТК РФ ). Под условиями труда понимается отнесение рабочего места к классам условий труда (оптимальным, допустимым, вредным, опасным). Поэтому если работодатель еще не провел аттестацию рабочих мест или СОУТ в офисе, он должен провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки» и вписать соответствующий класс в тексты договоров с работниками. Подробности — в письме Роструда от 20.11.15 № 2628-6-1 .

Работодатели, которые не проводили аттестацию или спецоценку рабочих мест в офисе, должны провести спецоценку условий труда в «кратчайшие сроки». И только после этого они могут указать в трудовом договоре класс условий труда. Сведения об условиях труда, которые отсутствовали на момент заключения трудового договора, после проведения спецоценки вносятся непосредственно в текст трудового договора, а гарантии и компенсации (в случае, если будут выявлены вредные или опасные условия труда) прописываются в приложении к трудовому договору либо отдельном соглашении сторон.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Организация специальной оценки условий труда
    С 2014 года все компании обязаны проводить специальную оценку условий труда. Но заключить договор на ее проведение стало возможно только с 8 апреля 2014 г.
  2. Специальная ОЦЕНКА условий ТРУДА, ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ
    Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.
  3. Законодательство по Специальной Оценке Условий Труда
  4. Когда НЕ проводят специальную оценку условий труда
  5. Декларация оценка труда, образец, форма
    По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Все риски, связанные с принятием решений на основании предоставляемой Сайтом информации, лежат на пользователе.
Администрация сайта не несет ответственности за использование третьими лицами информации, опубликованной на Интернет-сайте.

Мы не собираем, не храним и не передаем третьим лицам никакую информацию о пользователях сайта. Мы делаем все возможное для того,
чтобы обезопасить сайт и наших пользователей от несанкционированных попыток доступа, изменения или уничтожения хранящихся у нас данных.

Другие статьи

Образец перечня рабочих мест подлежащих соут - Доступная информация

Образец перечня рабочих мест подлежащих соут

Автор: Лев Дрожилов

Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев ст. Основные этапы оценки следующие: Необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда. Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и или опасном производстве например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда. В Классификаторе наименование отсутствует, вместо него к сотрудникам, занимающимся обслуживанием электрооборудования, применимо понятие «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда ч. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24. Подробнее о структуре и порядке заполнения расчета по форме 4-ФСС, а также пример ее заполнения см. Все рабочие места, на которых выявлены вредные и или опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки ч. Несмотря на то, что Перечень оформляется Комиссией, в которую должны входить представители работодателя, специалист по охране труда и член профсоюзной организации, на практике оказывается, что документ не всегда составлен должным образом и в нем не всегда правильно выделено количество рабочих мест, подлежащих СОУТ. Организация проведения СОУТ предоставление необходимых сведений, доступ организации, проводящей СОУТ, на рабочие места и др. Решение о возможности использования этих результатов принимает комиссия по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку.

Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись п. Принципиальное отличие для работодателя специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест До 01. Например: «рабочее место главного бухгалтера», «рабочее место кладовщика»; 3 код профессии, должности по ОК 016-94; 4 число работников, занятых на данном рабочем месте указать цифру ; 5 расположение рабочего места с указанием номера комнаты, офиса производственного помещения, цеха. фактического адреса.

Ознакомление работников под роспись с результатами проведения СОУТ. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности ст. Основные этапы оценки следующие: Необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда. Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Все рабочие места, на которых выявлены вредные и или опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки ч. Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ. Отдельно хочется остановиться на периодичности выполнения специальной оценки условий труда. Утверждение протокола по результатам исследования испытания и измерения вредных и или опасных производственных факторов Этап 3. Подробнее об этом см. Такой вывод следует из п. Унифицированной формы такого графика нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. Определяются опасные и вредные в т. После внесения сведений в Перечень, Председателем и членами комиссии, экспертом организации по СОУТ при взаимном согласовании и прикладывается к отчету по. Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе ч.

Специальная Оценка Рабочих Мест

Специальная Оценка Рабочих Мест

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По результатам проведения устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физ. лицами, которые не являются ИП.

Нужно проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика.

Эта категория сотрудников не приведена в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. Перечень закрытый и провести такую оценку необходимо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Этим обеспечивается контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками необходимо предусмотреть право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты сотрудники.

Кто проводит специальную оценку условий труда

Это все работодатели и ее проводят совместно с независимой организацией, которую работодатель привлекает к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

К организации, которая проводит специальную оценку условий труда, предъявляются требования:

- независимость по отношению к работодателю;

- в уставных документах проведение специальной оценки условий труда является основным видом деятельности;

- организация должна быть аккредитована;

- она должна иметь не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по спец. оценке условий труда и не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей:

- врач по общей гигиене,

- врач по гигиене труда,

- врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

- в организации должна быть аккредитованная испытательная лаборатория для проведения исследований и испытаний, измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спец. оценки условий труда, их регистрация в реестре организаций, приостановления и прекращения деятельности по проведению условий труда установлен постановлением Правительства РФ № 599.

Для организации и проведения спец. оценки работодатель создает комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Работодатель утверждает график проведения специальной оценки.

Это работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

В состав комиссии входят представители работодателя (кадровые специалисты, медицинские работники, специалисты по охране труда).

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не нужно. Комиссия в этом случае может состоять из одного человека.

Если предприниматель работает один, то проводить специальную оценку не нужно.

Если у предпринимателя есть хоть один сотрудник, он уже считается работодателем и у него появляется обязанность проводить специальную оценку.

Если для выполнения функций привлечены специалисты по гражданско-правовому договору, то они будут входить в состав комиссии. Возглавлять комиссию будет директор – сотрудник организации.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.

Если сразу не провести оценку рабочих мест, которые вакантны, но есть в штатном расписании, то это нужно сделать.

Периодичность проведения оценки составляет не реже один раз в пять лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Поэтапная оценка условий труда

- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;

- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Этапная оценка предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только части. Перечень определяется комиссией.

Внеплановая оценка условий труда проводится в случаях:

- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получения предписания инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями;

- изменения технологического процесса, замены оборудования, которые могут оказать на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов;

- изменения состава применяемых материалов и сырья;

- изменения средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;

- несчастный случай на производстве.

Внеплановую спец. оценку условий труда проводят на рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеуказанных случаев.

За нарушение порядка проведения спец. оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда.

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это является нарушением требований охраны труда.

За это нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц;

– штрафа от 5000 до 10 000 руб. для предпринимателей;

– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. для организации.

– штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет для должностных лиц;

– штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток для предпринимателей;

– штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток для организации.

1-й класс – оптимальные условия труда.

К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных факторов отсутствует или уровни воздействия не превышает безопасности для человека;

2-й класс – допустимые условия труда при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы и уровни воздействия которых не превышают установленное нормативами условий труда и измененное состояние организма работника восстанавливается во время отдыха;

3-й класс – вредные условия труда при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

4-й класс – опасные условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня или его части способны создать угрозу жизни сотрудника.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Организация, оказывающая услуги по проведению спец. оценки условий труда, составляет отчет (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет подписывают члены комиссии и он утверждается председателем.

Работодатель должен ознакомить работников по результатам проведения оценки условий труда под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Сведения о спец. оценке условий труда отражаются в форме 4-ФСС.

Бухгалтерский учет и Налоговый Учет

- за счет средств организации;

- за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70) – учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.

ООО финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

Установлен тариф взносов на страхование от НС и ПЗ в размере 1 %.

В июне организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислила взносы на страхование от НС и ПЗ в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне решено провести оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Размер финансирования - 7000 руб.

В этом месяце организация провела специальную оценку на сумму 7000 руб. (без НДС). Стоимость услуг по проведению специальной оценки засчитывается в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

А 15 июля представлена в ФСС ведомость по форме 4-ФСС и отчет об использовании страховых взносов с приложением подтверждающих документов.

В июне сделаны проводки:

Дебет 20 Кредит 70 – 1 250 000 руб. начислена зарплата за июнь;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний»

– 12 500 руб. – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 86

– 7000 руб. – получено разрешение провести спец. оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

– 7000 руб. – уменьшена задолженность перед ФСС по страховым взносам на сумму произведенных расходов;

Дебет 86 Кредит 98-2 – 7000 руб. отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – 7000 руб. признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Если организация оплачивает спец. оценку условий труда за свой счет, то порядок отражения таких затрат при уплате налогов зависит от системы налогообложения.

– после приемки выполненных работ при методе начисления (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ);

– после оплаты и приемки работ (других расходов на проведение специальной оценки условий труда) при кассовом методе (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы на проведение специальной оценки относятся к косвенным и при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК).

Входной НДС принимается к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если организация применяет УСН с объектом обложения доходы, то расходы на проведение спец. оценки не влияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Организация на УСН (Д – Р) налоговую базу уменьшить не может, эти затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываются при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Эти затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К ним относятся работы (услуги) по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Организациям на ЕНВД расходы на проведение спец. оценки условий труда не оказывают влияния на расчет налога, так как расчет налога исходится из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Если Вы совмещаете ЕНВД и ОСН, то необходимо организовать раздельный учет для налога на прибыль и НДС (п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Расходы на проведение спец. оценки, которые связаны с деятельностью организации на ОСН относятся к прочим расходам для налога на прибыль.

Расходы на проведение спец. оценки на ЕНВД не учитываются.

НДС зависит от того к какой деятельности относятся рабочие места. Если они относятся к деятельности на ОСН, то НДС принимается к вычету.

Если рабочие места относятся к деятельности на ЕНВД, то НДС по ним необходимо учесть в стоимости услуг по их оценке (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если провелась спец. оценка условий труда, которые относятся одновременно к ОСН и ЕНВД. то затраты нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Для этого определяем долю доходов, полученных от разных видов деятельности.

Доля доходов от деятельности организации на ОСН рассчитывается по формуле:

Доля Доходов от деятельности организации на ОСН